В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок литературы - 8 класс. Тема: Фазиль Искандер « Возмездие» (Тема выбора и ее решение в рассказе)

Урок литературы - 8 класс. Тема: Фазиль Искандер « Возмездие» (Тема выбора и ее решение в рассказе)

Ирина Чернозуб
Тип материала: Урок
просмотров: 8299
Краткое описание
Познакомить учащихся с рассказом «Возмездие».
Привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средства, избираемым для ее достижения; совершенствовать навык анализа художественного произведения.
Описание
Урок литературы в 8 классе
Тема: Фазиль Искандер« Возмездие»
(Тема выбора и ее решение в рассказе)
Подготовила: Чернозуб И. В.

Цели и задачи:
Познакомить учащихся с рассказом «Возмездие»; Привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средства, избираемым для ее достижения; совершенствовать навык анализа художественного произведения.
Эпиграф:
Ты живешь среди людей… Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо… В. Сухомлинский.

I.Вступительное слово учителя – ст. Ю. Левитанского.

Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу Дьяволу служить или пророку – Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе Щит и латы. Посох и заплаты. Меру окончательной расплаты
Каждому когда – то приходится делать выбор: сказать или промолчать; помочь или сделать вид, что не заметил. Делают свой выбор и герои рассказа Ф. Искандера «Возмездие», о котором пойдет речь сегодня на нашем уроке.

II.Сообщение темы и цели урока.

Эпиграф:
Я не люблю уверенности сытой Уж лучше пусть откажут тормоза. Досадно мне, коль слово «честь» забыто И коль в чести наветы за глаза.
В. Высоцкий. Имя Ф. Искандера не ново для вас. Вспомните, когда вы встретились с ним? ( «Тридцатый подвиг Геракла» )
Сегодня мы откроем для себя новую страницу творческой биографии писателя – рассказ «Возмездие». Рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующим лиц (согласны?). Дома вы прочитали рассказ. Определим тему рассказа. — О чем этот рассказ? Тема созвучна с названием. — От чего имени ведется повествование? (Чика – все его глазами) — С чего начинается повествование? (прямое вступление – совершено действие, вокруг которого разворачиваются события) /Появление Керопчика, предчувствие Чика, портрет/
— Когда Чик начинает желать возмездия? (после обиды Алихана) Давайте проследим по тексту за реакцией Чика.
/Стр. 55, сердце разрывается от жалости и возмущения/
Возмущение было такой силы, что Чику захотелось физически уничтожить обидчика и его друзей. Ни Чик, никто другой не захотел заступиться за Алихана! Почему? Дальше как обычно возмущения … И вдруг по толпе прошелся благоговейный шепот и в то же время испуганный. Что случилось?
/Появление Моти/
Реакция окружающих на его появление. (Стр. 56)
/Портрет, обращение к прошлому/
Ретроспектива.
Возмездие должно быть, но равнозначное, чтобы человек знал, за что его наказывают.
— Для Моти это не главное, а что главное — ?
— Почему? Чужой бедой не все умеют жить
Голодных сытые не разумеют
Тобою, жизнь, балован я и пытан,
И впредь со мною делай, что угодно,
Корми, как хочешь, но не делай сытым,
Глухим, не понимающим голодных. ( К. Кулиев)
К кому это относится? Каждый выбирает по себе меру окончательной расплаты

III.Домашнее задание
Стр. 69, вопрос №7.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок литературы 1.doc Скачать


Локотская средняя общеобразовательная школа №2



Урок литературы

в 8 классе


Тема: Фазиль Искандер

« Возмездие»

(Тема выбора и ее решение в рассказе)











Подготовила : Чернозуб И. В.



Цели и задачи:




Познакомить учащихся с рассказом «Возмездие» ;

Привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средства, избираемым для ее достижения;

совершенствовать навык анализа художественного произведения.



Эпиграф :



Ты живешь среди людей… Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо…

В. Сухомлинский.










  1. Вступительное слово учителя – ст. Ю. Левитанского.


Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.


Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты


Каждому когда – то приходится делать выбор: сказать или промолчать; помочь или сделать вид, что не заметил.

Делают свой выбор и герои рассказа Ф. Искандера «Возмездие», о котором пойдет речь сегодня на нашем уроке.


  1. Сообщение темы и цели урока.


Эпиграф:

Я не люблю уверенности сытой

Уж лучше пусть откажут тормоза.

Досадно мне, коль слово «честь» забыто

И коль в чести наветы за глаза.


В. Высоцкий.

Имя Ф. Искандера не ново для вас. Вспомните, когда вы встретились с ним?

( «Тридцатый подвиг Геракла» )


Сегодня мы откроем для себя новую страницу творческой биографии писателя – рассказ «Возмездие».

Рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующим лиц (согласны?) .

Дома вы прочитали рассказ. Определим тему рассказа.

- О чем этот рассказ?

Тема созвучна с названием.

- От чего имени ведется повествование?

(Чика – все его глазами)


Керопчик Чик Мотя



Обида Алихану жаждет Защитник

Подлость возмездия Алихану



Керопчик







Чик





!


Мотя







- С чего начинается повествование? (прямое вступление – совершено действие, вокруг которого разворачиваются события)

/Появление Керопчика, предчувствие Чика, портрет/


- Когда Чик начинает желать возмездия?

(после обиды Алихана)

Давайте проследим по тексту за реакцией Чика.


/Стр. 55, сердце разрывается от жалости и возмущения/


Возмущение было такой силы, что Чику захотелось физически уничтожить обидчика и его друзей.

Ни Чик, никто другой не захотел заступиться за Алихана! Почему?

Дальше как обычно возмущения …

И вдруг по толпе прошелся благоговейный шепот и в то же время испуганный. Что случилось?


/Появление Моти/


Реакция окружающих на его появление. (Стр. 56)


/Портрет, обращение к прошлому/


Ретроспектива.


Глаза Моти! Восхищение Чика. Алихан – Мотя. Немногословность – кто?



Керопчик


Чик



Мотя

Совершил подлость

Сердце разрывалось от несправедливости



Обещание заступиться



Ненавидел с довоенных лет

Желает возмездия



Тайно восхищается холодным взглядом


Приступ тоски по возмездию

Стр. 60



Жалкий, но человек

Возмездие


? ?

Презрение к людям, хозяин жизни



Тост за Мотю

Отказывается от такого возмездия

Почему?



(Несправедливое наказание)

Наслаждение от страха людей



Возмездие должно быть, но равнозначное, чтобы человек знал, за что его наказывают.


- Для Моти это не главное, а что главное - ?

- Почему?

Чужой бедой не все умеют жить


Голодных сытые не разумеют


Тобою, жизнь, балован я и пытан,


И впредь со мною делай, что угодно,


Корми, как хочешь, но не делай сытым,


Глухим, не понимающим голодных.

( К. Кулиев)


К кому это относится?


Каждый выбирает по себе меру

окончательной расплаты


Справедливости Утверждения своего я,

выбирает Чик прев – ва над людьми Мотя


  1. Домашнее задание


Стр. 69, вопрос №7.


ChernozubI_Literatura.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос