ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ И ОБРЯДАМИ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.
Краткое описание
Обмен опытом.Преемственность обучения. Применение материала к рекомендуемым новым предметам по истории религии в начальной и средней школе.
Описание
ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ И ОБРЯДАМИ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. В настоящее время многие школы пересматривают свои программы трудового и до профессионального обучения. Одни блоки сокращаются, другие увеличиваются, от некоторых разделов отказываются в пользу новых, затребованных временем. Но есть в программе тема, которую нельзя исключать ни при каких обстоятельствах -традиционная культура русского народа. Традиционные, имеющие древни корни, технологии выпечки хлеба технологии плетения, вышивки, ткачества, традиции почитания родителей, бережное отношение к детям. Разумная организация быта, ведение домашнего хозяйства и разграничивающие тяжелый труд праздники. В нашей школе № 1057 для пятых и шестых классов праздники, обычаи и обряды России стали той основной осью, которая связывает все блоки программы. Учебный материал связали с народным календарем. Помощь в работе и научные консультации совершенно безвозмездно оказала к.ф.н. Института общего образования М.Ю.Новицкая. С древнейших времен обряды отражают своеобразие жизни и быта, культурных традиций и религии народа, причем некоторые из них имеют много общего у разных народов. Исходя из этого, было решено остановиться на традиционных праздниках, связанных с хозяйственной деятельностью человека. Все уроки, где дети знакомятся с обрядами и изготовлением всей необходимой атрибутике к ним, проводятся в игровой форме. Общей особенностью игры и обряда является то, что мотивом здесь выступают не столько результаты деятельности, сколько она сама. С помощью игр дети как бы репетируют будущую трудовую деятельность. Одни народные обряды включают в себя древние поверья, другие носят христианский характер. Например, в таких обрядах, как колядование, хождение по домам ряженых в новогоднюю ночь, религиозный момент выражен очень слабо. Кроме того, в истории нередки случаи, когда обряд постепенно превращается в игру, народное развлечение. В последнее время также можно наблюдать как в праздниках, даже религиозных, все больше стало появляться развлекательных, даже игровых моментов. Скажем, наш Дед Мороз и Снегурочка не христианские, а сказочные персонажи. Итак, определив основную идею, мы решили подготовить во всех классах уроки-праздники по темам, связанным с изучением кулинарии. Например, учащиеся должны получить знания и практические умения по санитарному состоянию кухни, заготовке продуктов и т.д. В начале учебного года мы провели в школах урок-праздник, положив в основу мало известный обряд “Мушиные похороны”, который отмечался в дни “бабьего лета”. Девушки в этот день хоронили мух, а вместе с ними — оговоры, сплетни и т.д. Затем убирали и окуривали чердаки, погреба, овины, амбары, изгоняя плесень и прочие напасти. Подготавливали дома и хранилища к мокрой осени и долгой зиме. Уроки-праздники мы проводим в два этапа: подготовительный (изготовление атрибутов: рушник, рубашка, пояс и т.д., выпечка: каравай, блины, кулич и т.д.), выполнение домашнего задания) и основной (конкурс классов). На конкурс отводится внеплановый урок, совмещённый с часами дополнительного образования. С каждым классом работают учитель труда и учитель музыки (или изобразительного искусства). Конкурс состоял из следующих заданий: уборка участка школьного двора (или класса), демонстрация приемов консервирования овощей и фруктов, подготовка этикеток к домашним консервам, исполнение специально подобранных игр, песен, домашнее задание “Быт моих прабабушек”. Другой урок-праздник — “Капустник”. На подготовительном этапе педагоги знакомили детей с обрядом совместной заготовки капусты на зиму, разучивали игры и песни, загадки и пословицы, связанные с этим трудовым праздником. Также учащиеся получали практические сведения по теме “Квашение капусты”: приемы шинковки и нарезки, рецепты квашения капусты, способы консервирования. В сентябре проводим “встречу матушки Осенины”. На этом уроке-празднике учимся печь хлеб и разучиваем обряд подношения его матушке Осенине у воды. Если в день занятий стоит хорошая погода, то проводим его на речке Сходня — недалеко от нашей школы. Надо отметить, что большинство праздников мы стараемся проводить на природе. Это и пропагандируемые здоровье сберегающие технологии и проведение в жизнь одной из важнейших идей общезначимой для человека прошлого,
настоящего и будущего — это взаимоотношения с природой, которые бы сохранили ее чистоту, как и чистоту самого человека. Следующий праздник — “Льняные смотрины” — посвящается Параскеве-Пятнице. К этому празднику дети знакомятся с приёмами прядения и ткачества и успевают выполнить небольшое изделие, используя приемы ручного плетения или ткачества. Обычно это пояски или головные повязки. Льняные смотрины и следующий за ним праздник — Покрова Богородицы — проводим, восстанавливая обычай деревенских посиделок. Раннее наступление сумерек, все более короткий день, долгие вечера, ненастная погода, когда не очень-то разгуляешься на улице. Собирались на посиделки, в основном, для работы, но тут была возможность и песни попеть, и поразмышлять, и стариков послушать. Мир виделся нашим предкам как удивительное единство, порядок и гармония. Порядок нарушается тогда, когда кто-то отказывается выполнять то, что ему предназначено Природой. Нарушение сразу волнообразно передается по цепи. На этих занятиях-посиделках изготавливаются различные куклы (стригушки, закрутки, мягкие тряпичные и каркасных). На этих занятиях девочки получают знания о народном русском костюме, о его многообразии в форме, цвете, покрое в зависимости от местности. Дается понятие о совершенной гармонии народной одежды, человека и окружающего мира. К 30 октября проводим “Синичкины именины”. В этот день специально обращаемся к народным приметам, подчеркиваем состояние природы, готовящейся к зиме. Обыгрываем образ ящера, поглощающего солнце, который передает идею сезонного хода небесного светила. На этих занятиях учим заботиться не только о голодающих птицах, но, и рассказываем о долгосрочном планировании семейного бюджета. К 14 ноября готовим веселый праздник — Кузьминки. В этот день мы впервые встречаемся с колядками и колядовщиками. Делаем костюмы для тех, кто будет колядовать, и различный реквизит для старинных детских игр: “ящер”, “золотые ворота”. Объясняем, что в этот день колядовщики надевают на себя одежду, вывернутую наизнанку. Таким образом, предки демонстрировали свое представление об “ином мире”. Колядовщики, одеваясь таким странным образом, становились представителями “иного мира”. А песни, исполняемые ими, обладали особой магической способностью приносить людям желаемое. В этот праздник разучиваем игры на свежем воздухе и подчеркиваем радость наступления зимы с ее первым чистым снегом. В декабре начинаем подготовительные уроки к сложному обрядовому комплексу “Зимние святки”, соединившем в себе языческие и христианские представления. Древний праздник, который отмечался многими народами — день зимнего солнцестояния — 25 декабря. Почти у всех народов Европы до сегодняшнего дня сохранился обряд колядования, т.е. хождения с песнями и поздравлениями по домам в сочельник или новогоднюю ночь. Рождество Христово — церковный праздник, в котором прослеживается связь многих религий. Празднование этого события требует большой подготовительной работы (8 — 10 учебных часов). В основу урока-праздника были положены Святки — “святые вечера”. На подготовительном этапе учителя знакомили школьников с евангельским мифом о рождении Христа, готовили с ними костюмы ряженых, песенные колядки. Частично используются костюмы и реквизит с праздника “Кузьминки”. Для практических кулинарных работ мы выбрали выпечку и роспись глазурью пряников из ржаной муки по старинным рецептам архангельских “козюль” и по современным рецептам мягких пряников. Основной этап — конкурс — проходил как общешкольный праздник. а Учащиеся младших классов на конкурсе делают только эскизы росписи пряников, потому что писать глазурью по прянику они еще не могут. Старшие классы выполняют глазурную роспись на заранее выпеченных пряниках. Этими уроками-праздниками заканчиваются две учебные четверти. Во втором полугодии проводится урок-праздник “Масленица”. Мы устраиваликонкурс на самый тонкий и дырчатый блин, самый высокий блинчатый пирог, высота которого достигается за счет толщины начинки. Вскоре после этого отмечается праздник весеннего равноденствия. К этому дню женщины пекли особое ритуальное печенье, называемое “птушками”, “жаворонками”, “куликами” и раздавали его детям. Забираясь на самые высокие холмы, где уже растаял снег, ребятишки подкидывали печенье к небу и песнями зазывали Весну-Красну”. Этот урок-праздник мы провели вместе с первоклассниками. Старшие напекли печенья, малыши выучили песни-закликушки. Все вышли на школьный двор,
нарядили красными ленточками березку, каждый малыш получил в подарок печеную птичку. Все весело звали весну, вызывая улыбки на лицах прохожих. Широко отмечается в народе весенний праздник “Пасха”. Разнообразие праздничных блюд и ритуальных угощений упрощает выбор практических работ. Но без чего не обойтись на Пасху, так это без “писанок” — крашеных яиц. Задолго до Чистого четверга учим в школе детей расписывать пасхальные яички так как делали их мудрые предки. Проводя такие уроки, надо помнить, что главное в них — это воспитание уважение к укладу жизни, быту, обычаям прошлого, стремление сохранить то ценное, что еще осталось от несправедливо забытого. Уроки в мае месяце в конце учебного года посвящены освоению еще одного древнейшего пласта народной культуры — обрядов и обычаев праздничного периода “зеленые святки” и элементов следующих за ними летних календарных праздников (в частности, “Ивана Купала”). Для заключительного урока года “Троицу или Семик — праздник” пышного расцвета природы — самый подходящий завершающий урок всего года. На подготовительных уроках предлагается вышить платочки для кумления в младших классах, для старших отшить русские рубахи или сарафаны на свой размерили для школьной коллекции. К празднику выучиваются семицкие — обрядовые песенки — это хорошо известные песенки про березку и про клёник-ясеник. И делается чучело “Русалки”или «Костромы». Таким образом, главной своей целью мы ставим не достижение какого-либо материального, вещественного результата, а формирование у детей определенных понятий, образов, представлений, чувств и настроений.
настоящего и будущего — это взаимоотношения с природой, которые бы сохранили ее чистоту, как и чистоту самого человека. Следующий праздник — “Льняные смотрины” — посвящается Параскеве-Пятнице. К этому празднику дети знакомятся с приёмами прядения и ткачества и успевают выполнить небольшое изделие, используя приемы ручного плетения или ткачества. Обычно это пояски или головные повязки. Льняные смотрины и следующий за ним праздник — Покрова Богородицы — проводим, восстанавливая обычай деревенских посиделок. Раннее наступление сумерек, все более короткий день, долгие вечера, ненастная погода, когда не очень-то разгуляешься на улице. Собирались на посиделки, в основном, для работы, но тут была возможность и песни попеть, и поразмышлять, и стариков послушать. Мир виделся нашим предкам как удивительное единство, порядок и гармония. Порядок нарушается тогда, когда кто-то отказывается выполнять то, что ему предназначено Природой. Нарушение сразу волнообразно передается по цепи. На этих занятиях-посиделках изготавливаются различные куклы (стригушки, закрутки, мягкие тряпичные и каркасных). На этих занятиях девочки получают знания о народном русском костюме, о его многообразии в форме, цвете, покрое в зависимости от местности. Дается понятие о совершенной гармонии народной одежды, человека и окружающего мира. К 30 октября проводим “Синичкины именины”. В этот день специально обращаемся к народным приметам, подчеркиваем состояние природы, готовящейся к зиме. Обыгрываем образ ящера, поглощающего солнце, который передает идею сезонного хода небесного светила. На этих занятиях учим заботиться не только о голодающих птицах, но, и рассказываем о долгосрочном планировании семейного бюджета. К 14 ноября готовим веселый праздник — Кузьминки. В этот день мы впервые встречаемся с колядками и колядовщиками. Делаем костюмы для тех, кто будет колядовать, и различный реквизит для старинных детских игр: “ящер”, “золотые ворота”. Объясняем, что в этот день колядовщики надевают на себя одежду, вывернутую наизнанку. Таким образом, предки демонстрировали свое представление об “ином мире”. Колядовщики, одеваясь таким странным образом, становились представителями “иного мира”. А песни, исполняемые ими, обладали особой магической способностью приносить людям желаемое. В этот праздник разучиваем игры на свежем воздухе и подчеркиваем радость наступления зимы с ее первым чистым снегом. В декабре начинаем подготовительные уроки к сложному обрядовому комплексу “Зимние святки”, соединившем в себе языческие и христианские представления. Древний праздник, который отмечался многими народами — день зимнего солнцестояния — 25 декабря. Почти у всех народов Европы до сегодняшнего дня сохранился обряд колядования, т.е. хождения с песнями и поздравлениями по домам в сочельник или новогоднюю ночь. Рождество Христово — церковный праздник, в котором прослеживается связь многих религий. Празднование этого события требует большой подготовительной работы (8 — 10 учебных часов). В основу урока-праздника были положены Святки — “святые вечера”. На подготовительном этапе учителя знакомили школьников с евангельским мифом о рождении Христа, готовили с ними костюмы ряженых, песенные колядки. Частично используются костюмы и реквизит с праздника “Кузьминки”. Для практических кулинарных работ мы выбрали выпечку и роспись глазурью пряников из ржаной муки по старинным рецептам архангельских “козюль” и по современным рецептам мягких пряников. Основной этап — конкурс — проходил как общешкольный праздник. а Учащиеся младших классов на конкурсе делают только эскизы росписи пряников, потому что писать глазурью по прянику они еще не могут. Старшие классы выполняют глазурную роспись на заранее выпеченных пряниках. Этими уроками-праздниками заканчиваются две учебные четверти. Во втором полугодии проводится урок-праздник “Масленица”. Мы устраиваликонкурс на самый тонкий и дырчатый блин, самый высокий блинчатый пирог, высота которого достигается за счет толщины начинки. Вскоре после этого отмечается праздник весеннего равноденствия. К этому дню женщины пекли особое ритуальное печенье, называемое “птушками”, “жаворонками”, “куликами” и раздавали его детям. Забираясь на самые высокие холмы, где уже растаял снег, ребятишки подкидывали печенье к небу и песнями зазывали Весну-Красну”. Этот урок-праздник мы провели вместе с первоклассниками. Старшие напекли печенья, малыши выучили песни-закликушки. Все вышли на школьный двор,
нарядили красными ленточками березку, каждый малыш получил в подарок печеную птичку. Все весело звали весну, вызывая улыбки на лицах прохожих. Широко отмечается в народе весенний праздник “Пасха”. Разнообразие праздничных блюд и ритуальных угощений упрощает выбор практических работ. Но без чего не обойтись на Пасху, так это без “писанок” — крашеных яиц. Задолго до Чистого четверга учим в школе детей расписывать пасхальные яички так как делали их мудрые предки. Проводя такие уроки, надо помнить, что главное в них — это воспитание уважение к укладу жизни, быту, обычаям прошлого, стремление сохранить то ценное, что еще осталось от несправедливо забытого. Уроки в мае месяце в конце учебного года посвящены освоению еще одного древнейшего пласта народной культуры — обрядов и обычаев праздничного периода “зеленые святки” и элементов следующих за ними летних календарных праздников (в частности, “Ивана Купала”). Для заключительного урока года “Троицу или Семик — праздник” пышного расцвета природы — самый подходящий завершающий урок всего года. На подготовительных уроках предлагается вышить платочки для кумления в младших классах, для старших отшить русские рубахи или сарафаны на свой размерили для школьной коллекции. К празднику выучиваются семицкие — обрядовые песенки — это хорошо известные песенки про березку и про клёник-ясеник. И делается чучело “Русалки”или «Костромы». Таким образом, главной своей целью мы ставим не достижение какого-либо материального, вещественного результата, а формирование у детей определенных понятий, образов, представлений, чувств и настроений.
13 июня 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»