Беседа «История Омска в прошлом и настоящем»
Тема: «История Омска в прошлом и настоящем»
Цель: развитие познавательного интереса к событиям истории родного города и горожанам.
КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №15 II вида»
Беседа
для учащихся 7-10 классов
Воспитатель: Карташева Надежда Александровна
Пояснительная записка
Беседа является одной из цикла бесед посвящённых городу Омску и Омской области. Данные беседы проводятся для разновозрастных групп воспитанников со слуховой депривацией. В представленном конспекте занятия используются различные методы и формы представление краеведческого материала, которые будут интересны детям. Беседа сопровождается тематической презентацией.
Тема: «История Омска в прошлом и настоящем»
Цель: развитие познавательного интереса к событиям истории родного города и людям.
Задачи:
-
расширять словарный запас и знания учащихся;
-
социализировать учащихся в общество, посредством формирования нравственных ориентиров;
-
воспитывать любовь к малой Родине, её историческому прошлому и настоящему;
-
развивать способность понимать, чувствовать, сопереживать, любить и уважать;
-
воспитывать интерес к событиям, людям, явлениям.
Оборудование: словарь, карточки, кроссворд, компьютер, проектор, карта России, иллюстрации достопримечательностей Омска, мультимедийная презентация.
Ход занятия
I. Орг. момент
- Встали, поприветствовали друг друга, улыбнулись. Тихо сели. Внимание.
II. Вводная часть
Упражнение – тренинг – на развитие эмоционально – волевой сферы учащихся. Проговорим слова самоподдержки («Я смогу!», « Я справлюсь!», « У меня получится!», «Все будет хорошо!»)
Коррекционно – развивающее упражнение на развитие логического мышления «Отгадай кроссворд». Ключевое слово – тема занятия (Омск).
Воспитатель (В.) - Ребята, чтобы узнать тему нашей беседы, вам необходимо разгадать ключевое слово этого кроссворда (на доске карточки с вопросами, участник берет одну, читает и записывает ответ в строку кроссворда)
Кроссворд
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Ключевое слово кроссворда. (Омск)
В. - Молодцы! Хорошо и быстро справились с заданием.
Тема нашего занятия: «История Омска в прошлом и настоящем».
Да! Сегодня мы будем говорить об Омске, потому что Омск – наш родной
город. А любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю,
городу, улице, дому, где ты жил, учился, рос. Мы должны знать историю
своих родных мест и то, чем славятся они сейчас.
В. - В нашей беседе встретятся новые трудные слова, давайте познакомимся и прочитаем их:
Словарь:
-
Крупнейший;
-
Индустриальный центр;
-
Достопримечательности;
-
Культурно – досуговый центр – КДЦ;
-
Параолимпийцы – спортсмены с ограниченными возможностями здоровья;
-
Крепость обветшала – почти развалилась, пришла в негодность.
III. Основная часть
В. - Ребята, много, много лет назад Омск выглядел иначе, вспомните, кто и когда основал наш город Омск?
Ученик. - Основал наш будущий город Иван Дмитриевич Бухольц в 1716 году в устье реки Оми на ее левом берегу, но шли годы и деревянная крепость сильно обветшала. В 1765 году на правом берегу Оми, при слиянии её с Иртышем была заложена новая кирпичная крепость.
Работа по слайдам презентации (Приложение 1)
Воспитатель демонстрирует картины (фотографии) и задаёт вопросы ученикам.
-
Назовите основателя города Омска? (И.Д.Бухольц)
-
Какое сооружение изображено на картине? (Омская крепость)
-
Какие из четырёх ворот Омской крепости, вы видите на первом плане фотографии? (Тарские ворота)
-
Почему наш город называется Омск? (Слово Омск произошло от первых букв названия реки Оми.)
В. - Молодцы! Хорошо знаете историю Омска.
В. – Ребята, скажите, какова численность населения нашего города Омска? (Омск – один из крупнейших городов Сибири, в нем проживает более миллиона человек.)
- Вы знаете, что таких городов в России в 2012 году стало 14.
- Какие города-миллионники вы знаете? (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Казань, Омск, Челябинск, Новосибирск, Екатеринбург, Уфа, Волгоград и Нижний Новгород, Пермь, Красноярск.)
(Ребята показывают города на карте России.)
В. - Хорошо! Правильно!
В. - А чем же еще славится наш город Омск? (Омск – крупнейший индустриальный центр Сибирского региона.)
- Объясните, что такое индустриальный центр? (Индустриальный центр – скопление крупных предприятий: заводов, фабрик, частных предприятий.)
- Назовите крупные предприятия нашего города? (з-д «Полет», ПО им. Баранова, Шинный з-д, Нефтезавод, завод Технического углерода, з-д Газовой аппаратуры, з-д Железобетонных изделий, Мясокомбинат, Мебельные фабрики и т.д.).
- Какую продукцию они выпускают? (Заводы нашего города выпускают моторы для самолетов и вертолетов, шины для автомашин, технический углерод (сажа), бензин и масла. На фабриках делают мебель, вяжут и шьют одежду, пекут хлеб и т.д.)
В. - Молодцы!
В. - Ребята, а ведь Омск не только индустриальный центр, это еще центр науки и высокой культуры. В нашем городе много учебных заведений, музеев, театров, храмов, библиотек, дворцов спорта, культурно – досуговых центров (КДЦ).
В. - Какие КДЦ вы знаете? (Вавилон, Атриум, Галактика, Космос, Маяковский и д.р.)
Работа по фото-вопросам презентации (Приложение 2)
Воспитатель демонстрирует фотографии достопримечательностей города и задаёт вопросы ученикам.
-
Что изображено на слайдах?
-
Драмтеатр;
-
Железнодорожный вокзал;
-
Театр кукол «Арлекин»;
-
Успенский кафедральный собор;
-
Дворец спорта им. В. Фетисова;
-
Площадь И.Д.Бухольца;
-
Омский городской совет.
Физминутка: (руки на колени, спина прямая).
Посмотри направо, посмотри налево,
Еще раз направо, еще раз налево.
Зажмурили глазки, глазки открыли,
Еще раз дружно повторили.
Зажмурили, открыли.
Плечи направо, плечи налево,
Плечи вперед, плечи назад.
И за партами все ровно сидят.
В. - Вспомните, какие памятные места (достопримечательности) мы с вами посещали?
(Ходили на экскурсию, на площадь И.Д. Бухольца, в Историко – краеведческий музей, в музей им. М.А. Врубеля, в музей К.П.Белова. Посещали Мемориальный комплекс «Парк Победы», памятник «Борцам революции»).
- Ходили на экскурсию к памятникам Героям Великой Отечественной войны: маршалу Г.К. Жукову, генералу Д.М. Карбышеву.
В. - А каких героев вы знаете ещё, чьими именами названы улицы нашего города? (улица Николая Бударина, улица Алексея Романенко, Петра Осминина, Николая Кузнецова и др.)
- Они совершили свой подвиг во имя жизни на земле.
- Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины (слайды презентации)
Викторина:
Сколько лет нашему городу? (296 лет.)
Кто и когда основал город Омск? (И.Д.Бухольц в 1716 году)
Где берет начало река Иртыш? (Исток реки на территории Китая)
Перевод названия реки Иртыш. (Иртыш – «чёрный, роющий землю»)
Перевод названия реки Оми. (Омь – «тихая спокойная»)
Сколько жителей проживает в городе? (более миллиона жителей)
Сколько административных округов в Омске? (5 административных округов)
Назовите самый старый театр нашего города. (Омский Драматический театр)
Назовите музей, рассказывающий об историческом прошлом города. (Омский историко-краеведческий музей)
IV. Новый материал
В. - Сейчас я хочу познакомить вас со знаменитыми омичами - героями спорта, которые родились, учились среди нас, гуляли по Омским улицам, а потом своими успехами и победами прославили наш город, защищая честь страны на мировых чемпионатах, Олимпийских и Параолимпийских играх.
- Может вы знаете таких героев? Назовите. (ответы ребят)
Давайте посмотрим презентацию об омичах – спортсменах. Презентация (Приложение 3)
(учащиеся просматривают слайды и обсуждают материал вместе с воспитателем)
Слайд
- Хоккейная команда «Авангард».
Слайд
- Роман Слуднов
Слайд
Известный российский пловец. Чемпион мира 2000 – 2001.
Пятикратный чемпион Европы. Заслуженный мастер спорта России.
Награжден медалью «За заслуги перед Отечеством II степени» -
за большой вклад в развитие физической культуры и спорта.
Слайд
Алексей Тищенко
Слайд
Российский боксер, 2-х кратный чемпион Олимпийских игр, мира, Европы и России. Заслуженный мастер спорта России.
Учился и окончил Омский университет физической культуры спорта.
В 22 года (в 2007г.) стал депутатом законодательного собрания Омской области.
Слайд
Среди выдающихся омичей – спортсменов, есть люди с ограниченными возможностями здоровья – это параолимпийцы ( вариант - паралимпийцы). Это люди, сильные духом, которые не унывают, живут с интересом и совершают свои подвиги.
Слайд
Елена Чистилина
Слайд
Елена Чистилина, участница четырех Параолимпиад (паралимпиад), обладательница серебряной медали в Пекине 2008. Завоевала золотую и серебряную медали чемпионата России по легкой атлетике для спортсменов с поражением опорно–двигательного аппарата в июне 2011г. в Чебоксарах.
Слайд
Наталья Гудкова
Слайд
Чемпионка XI Параолимпийских игр в г. Сиднее 2000 г. в метании копья.
2006г. – Чемпионка России в метании копья. Заслуженный мастер спорта по легкой атлетике.
Слайд
Пищук Дмитрий Выпускник нашей школы. На Параолимпиаде в Пекине – 2008 вошел в десятку призеров, заняв 5 место по настольному теннису.
Бронзовый призер Чемпионата Европы 2011.
Слайд
В нашей школе учится Рассада Юлия, которая достойно выступила и получила свою первую бронзовую медаль на летней Спартакиаде учащихся с ограниченными возможностями в Москве – 2011 в плавании брассом.
Слайд
Так держать и дальше!
V. Итог занятия
В. - Ребята, мы с Вами узнали имена известных людей, прославляющих наш город, повторили историю и достопримечательности нашего родного города Омска.
- Вы хотели бы продолжить работу по изучению истории и современности нашего города? Куда бы вы хотели сходить на экскурсию и о чем хотели бы узнать еще?
Социологический опрос: по карточкам.
«Продолжение изучения истории и современности нашего города».
- На карточках записаны достопримечательности города Омска, прочитайте и отметьте те, которые вас заинтересуют.
-
Омский городской дендрологический сад;
-
Ачаирский монастырь;
-
Музей им. Ф.М. Достоевского;
-
Станции метрополитена;
-
КДЦ Вавилон.
В. - Хорошо, ребята, теперь я буду знать и учитывать при планировании бесед и экскурсий на следующий год ваши пожелания.
В. - Что нового вы узнали на нашем занятии? (что есть спортсмены с ограниченными возможностями здоровья)
- Оценка работы учащихся.
Занятие окончено. До свидания.
-
А.П. Палашенков «Памятные места Омска», Омское книжное издательство
-
М.П.Журавлев «Вчера. Сегодня. Завтра», Омское книжное издательство 1993г.
-
Р.Б.Сергеева «Омск», издательство Советская Россия 1981г.
-
М.К.Юрасова «Очерки истории города» Западно-Сибирское книжное издательство 1972 г.
-
http://city-omsk.ru/photo/
-
http://fotoomsk.narod.ru/cherch/index.htm
-
http://www.inva-life.ru/news/rossijskie_paralimpijcy_pobedy_vopreki_vsemu/2010-03
-
http://www.omskzdes.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=8817
-
http://infomsk.ru/auto_sport/news/1445omskie_paralimpiytsyi_otpravlyayutsya_na_chempio
-
http://www.hawk.ru/
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»