Исследование мышления учащихся начальных классов коррекционных школ.
Кривцова Инна Владимировна, МКС(К)ОУ С(К)ОШ II, VIIIвидов г. Ноябрьска,
учитель начальных классов, ЯНАО
Исходным признаком психолого-педагогической помощи детям является единство диагностики и коррекции развития. Учитель должен уметь не только с помощью доступных ему методов определить индивидуально-психологические особенности ребенка и его «зону ближайшего развития» (потенциальные возможности, обучаемость), но и правильно выбрать и применить коррекционные средства, способствующие психическому развитию.
Организацию процесса коррекционной работы с учащимися, имеющими проблемы в развитии мышления, начинаю с изучения контингента учащихся класса. Этот процесс включает в себя и исследование уровня сформированности основных мыслительных операций.
Наибольшую сложность для детей с проблемами в развитии представляют мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), поэтому их коррекции я уделяю особое внимание. Учитывая, что таким детям свойственна леность мысли (они предпочитают заранее отказаться от выполнения задания, заявляя: «Я не знаю, не умею»), я побуждаю их к активной мыслительной деятельности. Развивать в одинаковой мере стараюсь как наглядно-действенное, так наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Последнее особенно сложно для умственно отсталых учащихся.
Приведу некоторые, использованные мной, психологические методы, позволяющие установить главные трудности у учащихся и, в то же время, способствующие их коррекции.
1)
Исключение необходимых предметов, слов-понятий. Ребенку предлагаются поочередно карточки с изображением четырех знакомых предметов. Три предмета относятся к одной родовой группе (либо к одежде, либо к еде, либо к животным и т.д.), а один — к другой. Ребенок, произведя анализ, синтез, обобщение, должен установить, какой предмет не подходит к остальным. Варианты этого задания зависят от возраста и уровня развития детей (могут быть наборы предметов с выраженными различиями, а могут с очень «тонкими» признаками отличия). Более сложным заданием является исключение неподходящих слов-понятий. Аналитико-синтетическая работа без опоры на наглядные признаки требует более высокого уровня умственного развития. Например: хлеб, сыр, сахар, нож;
свекла, шляпа, огурец, лук;
машина, самолет, книга, сани
и т.д.
2)
Установление родовой группы
(назови одним словом).
Книга, тетрадь, ручка, карандаш -
…
Береза, тополь, дуб, липа -
…
Ворона, воробей, голубь, попугай — …
и т.д.
3)
Выделение существенных признаков.
В этом задании от ребенка требуется без опоры на наглядные признаки найти два самых главных слова, которые характеризуют стоящее перед скобками слово-понятие. Сад (растения, садовник, собака, земля, забор).
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
и т.д.
4)
Сравнение понятий.
Ученику предлагают для сравнения пары слов и просят сказать, чем они
похожи и чем отличаются.
Например:
Корова — лошадь.
Озеро — река.
Утро — вечер.
Дуб — ель
и т.д.
5)
Установление причинно-следственных зависимостей.
Предлагаются 3-4 сюжетных картинки, которые надо разложить по — порядку.
Ребенок
должен
проанализировать
содержание
каждой
картинки
и
установить последовательность событий. Составить рассказ и озаглавить
его.
6)Классификация
геометрических
фигур
с
учетом
одного признака
(только форма или только цвет).
Ребенку предлагают 24 фигуры
разложить в кучки сначала по форме), знак формы не называется, его ребенок сам должен выделить, наблюдая за тем, как начинает раскладывать карты учитель), затем по цвету (тот же принцип работы). Это задание из методики «Обучающий эксперимент» (А.Я.Иванова).
7)
Установление аналогий. Предлагается несколько подобных приведенным наборам слов-понятий, в которых надо установить аналогичные соотношения, выбрав подходящее слово из скобок. Летом — загорают, зимой…
(купаются, катаются на лыжах, танцуют). В школе — учатся, в больнице …
(читают, сидят, лечатся). На самолете — летают, на машине …
(едут, сидят, разговаривают). 8)
Понимание загадок, переносного смысла пословиц, поговорок. а) Предлагаются загадки. В качестве помощи раскладывают 3-5 картинок, одна из которых является отгадкой. Например: Идет пароход взад и вперед, а за ним такая гладь, ни морщинки не видать.
(Картинки с изображением парохода, утюга, флага на мачте).
б) Перед ребенком кладут табличку с написанной пословицей, а в стороне кладут две другие таблички,
на
которых
написаны фразы,
одна
из
них рассказывает смысл пословицы. Фразы читают ребенку и просят выбрать ту, которая подходит к пословице. Например:
Не в свои сани
не садись. — Не зная дела, не берись за него.
— Летом ездят на телеге, а зимой на санях.
9) Понимание литературных текстов. Предлагаются три варианта текстов:
- простые описательные, которые ребенок должен лишь логично, последовательно пересказать;
- сложные тексты, которые ребенок должен понять и сделать самостоятельно вывод;
- тексты конфликтного содержания, требующие от ребенка наиболее высокого уровня обобщения.
Вариант сложного текста «Белочка и зайчик»:
«Летом подружились белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик — морковку и капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик — под елку. Раз выглянула белочка из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнают друг друга». Вопросы: — Почему они не узнали друг друга?
— Почему они летом узнают друг друга?
Использованная литература: 1.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: «ОСЬ-89», 2000 2.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой. М: «Школа-Пресс», 1994 3.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М: «ВЛАДОС», 2001 4.
Перова М.Н.
Методика преподавания математики в коррекционной школе. М., «ВЛАДОС», 2001 5.
Рубинштейн С.Я.
Психология умственно отсталого школьника М., «Просвещение», 1986 6.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: «ВЛАДОС», 2001 7.
Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек. Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2004
ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ
Кривцова Инна Владимировна, МКС(К)ОУ С(К)ОШ II, VIII видов г. Ноябрьска, учитель начальных классов, ЯНАО
Исходным признаком психолого-педагогической помощи детям является единство диагностики и коррекции развития. Учитель должен уметь не только с помощью доступных ему методов определить индивидуально-психологические особенности ребенка и его «зону ближайшего развития» (потенциальные возможности, обучаемость), но и правильно выбрать и применить коррекционные средства, способствующие психическому развитию.
Организацию процесса коррекционной работы с учащимися, имеющими проблемы в развитии мышления, начинаю с изучения контингента учащихся класса. Этот процесс включает в себя и исследование уровня сформированности основных мыслительных операций.
Наибольшую сложность для детей с проблемами в развитии представляют мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), поэтому их коррекции я уделяю особое внимание. Учитывая, что таким детям свойственна леность мысли (они предпочитают заранее отказаться от выполнения задания, заявляя: "Я не знаю, не умею"), я побуждаю их к активной мыслительной деятельности. Развивать в одинаковой мере стараюсь как наглядно-действенное, так наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Последнее особенно сложно для умственно отсталых учащихся.
Приведу некоторые, использованные мной, психологические методы, позволяющие установить главные трудности у учащихся и, в то же время, способствующие их коррекции.
1) Исключение необходимых предметов, слов-понятий.
Ребенку предлагаются поочередно карточки с изображением четырех знакомых предметов. Три предмета относятся к одной родовой группе (либо к одежде, либо к еде, либо к животным и т.д.), а один - к другой. Ребенок, произведя анализ, синтез, обобщение, должен установить, какой предмет не подходит к остальным. Варианты этого задания зависят от возраста и уровня развития детей (могут быть наборы предметов с выраженными различиями, а могут с очень "тонкими" признаками отличия). Более сложным заданием является исключение неподходящих слов-понятий. Аналитико-синтетическая работа без опоры на наглядные признаки требует более высокого уровня умственного развития.
Например:
хлеб, сыр, сахар, нож;
свекла, шляпа, огурец, лук;
машина, самолет, книга, сани и т.д.
2) Установление родовой
группы (назови одним словом).
Книга, тетрадь, ручка, карандаш - …
Береза, тополь, дуб, липа - …
Ворона, воробей, голубь, попугай - … и т.д.
3) Выделение существенных признаков.
В этом задании от ребенка требуется без опоры на наглядные признаки найти два самых главных слова, которые характеризуют стоящее перед скобками слово-понятие.
Сад (растения, садовник, собака, земля, забор).
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) и т.д.
4) Сравнение понятий.
Ученику предлагают для сравнения пары слов и просят сказать, чем они
похожи и чем отличаются.
Например:
Корова - лошадь.
Озеро - река.
Утро - вечер.
Дуб - ель и т.д.
5) Установление
причинно-следственных зависимостей.
Предлагаются
3-4 сюжетных картинки, которые надо
разложить по - порядку.
Ребенок должен
проанализировать содержание каждой
картинки и установить последовательность
событий. Составить рассказ и озаглавить
его.
6) Классификация геометрических фигур с учетом одного признака (только форма или только цвет).
Ребенку предлагают 24 фигуры разложить в кучки сначала по форме), знак формы не называется, его ребенок сам должен выделить, наблюдая за тем, как начинает раскладывать карты учитель), затем по цвету (тот же принцип работы).
Это задание из методики "Обучающий эксперимент" (А.Я.Иванова).
7) Установление аналогий.
Предлагается несколько подобных приведенным наборам слов-понятий, в которых надо установить аналогичные соотношения, выбрав подходящее слово из скобок.
Летом - загорают, зимой… (купаются, катаются на лыжах, танцуют).
В школе - учатся, в больнице … (читают, сидят, лечатся).
На самолете - летают, на машине … (едут, сидят, разговаривают).
8) Понимание загадок, переносного смысла пословиц, поговорок.
а) Предлагаются загадки. В качестве помощи раскладывают 3-5 картинок,
одна из которых является отгадкой.
Например:
Идет пароход взад и вперед, а за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Картинки с изображением парохода, утюга, флага на мачте).
б) Перед ребенком кладут табличку с написанной пословицей, а в стороне кладут две другие таблички, на которых написаны фразы, одна из них рассказывает смысл пословицы. Фразы читают ребенку и просят выбрать ту, которая подходит к пословице.
Например: Не в свои сани не садись.
- Не зная дела, не берись за него.
- Летом ездят на телеге, а зимой на санях.
9) Понимание литературных текстов.
Предлагаются три варианта текстов:
-
простые описательные, которые ребенок должен лишь логично, последовательно пересказать;
-
сложные тексты, которые ребенок должен понять и сделать самостоятельно вывод;
-
тексты конфликтного содержания, требующие от ребенка наиболее высокого уровня обобщения.
Например:
«Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Девочка видит, что мать пьет лекарство с трудом, и говорит: "Мама, дай я выпью лекарство за тебя!»
В данном рассказе («Лекарство») ребенок должен соотнести положительные мотивы поступка Тани с неправильным решением ситуации.
Вариант сложного текста «Белочка и зайчик»:
«Летом подружились белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик - морковку и капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик - под елку. Раз выглянула белочка из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнают друг друга».
Вопросы:
- Почему они не узнали друг друга?
- Почему они летом узнают друг друга?
Использованная литература:
-
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: «ОСЬ-89», 2000
-
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой. М: «Школа-Пресс», 1994
-
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М: «ВЛАДОС», 2001
-
Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М., «ВЛАДОС», 2001
-
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника М., «Просвещение», 1986
-
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: «ВЛАДОС», 2001
-
Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»