Интеллектуальная игра для 8 классов, посвященная Всемирному дню грамотности.
Игра проводится в форме соревнований команд из 5 человек от каждого класса параллели. Остальные учащиеся класса выступают в роли зрителей, болельщиков, а также помогают заработать балл, если у команды одноклассников нет ответа. Жюри предлагается карта оценивания (см. приложение 1), итоги подводятся после каждого тура. Учащимся выдаются задания, а также чистые листы для написания вариантов ответа, которые затем сдаются на проверку жюри (по ходу игры).
Цель: определить «Самый грамотный класс» на параллели.
Задания (повышенного уровня сложности) составлены по разным разделам языкознания, ориентированы на подготовку к школьной олимпиаде по русскому языку. Перед игрой необходимо провести отбор самых грамотных в каждом классе (форму выбирает учитель, основываясь на уровне подготовленности учащихся ).
Ход мероприятия.
Ведущий:Восьмого сентября отмечается Всемирный день грамотности. (слайд 1)Сегодня мы собрались чтобы посоревноваться за звание «Самого грамотного класса». Нашу встречу хотелось бы начать словами из стихотворения «Выучи русский язык». (слайд 2):
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Итак, переходим к заданиям. Выполнив первое, вы оцените знание орфоэпических норм!
Каждой команде предлагается по 9 слов, в которых необходимо расставить ударения. За каждое правильно произнесено слово вы получаете 1 балл. ( слайд 4)
Ø
1 КОМАНДА: Знамение, избалованный, клала, коклюш, лассо, новорожденный, обнаружение, оркестровый.
Ø
2 КОМАНДА: Апостроф, бутик, вероисповедание, гусеница, догмат, донельзя, дремота, запасник.
Ø
3 КОМАНДА: Откупорить, петля, плато, сливовый, созыв, украинский, умно, ходатайствовать.
(Правильность проверяется с помощью слайдов 5,6,7).
Задание № 2. Выберите правильные словосочетания из предложенного списка: (слайд 8).
Болельщики предлагают объяснение и исправление одного неправильного словосочетания (балл присуждается команде).
Заглавная роль, косный мозг, крёстный ход, маневровый тепловоз, туристское агентство, запасный выход, обидчивый человек, элитарные войска, драматургический театр, жилищный вопрос.
(Правильность проверяется с помощью слайдов 9,10).
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ ОПРЕДЕЛИТ, НАСКОЛЬКО ВЫ ЗНАЕТЕ ЭТИМОЛОГИЮ СЛОВ? То есть их происхождение. (слайд 11):
Ø
В русском языке есть три исторически родственных слова. Они обозначают: горячий напиток, головной убор, католического монаха и американскую обезьяну. Назовите эти слова(слайд 12. верный ответ слайд 13.)
Четвёртоезадание: «Закончи пословицу».
Ø
1)Не спеши языком — …1) С кем поведешься, от …
2) Труд человека кормит, … 2) Ученье – свет, а …
3) По одежке встречают, а … 3) Грамоте учиться – … (слайд 14).
Пятое задание — ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО: (слайды 15, 16)
Грабли, полотенце, стадо, сельдь, ёлка, кухня, судьба, стебель, дно, кочерга, мечта (слайд 17). Посовещавшись с командой, записать варианты ответов на отдельных листах и сдать жюри. (за каждое слово — балл) 18 слайд.
Задание 6: Сколько глаголов в четверостишии Э. Успенского? (19 слайд).
Только мама за порог, Малыши с кровати скок, Стулья хвать, подушки хвать И давай воевать! Правильный ответ – слайд 20.
Пояснение: в этом четверостишии 4 глагола – скок, хвать, давай, воевать. Скок и хвать – усечённые формы глагола(некоторые лингвисты относят к междометиям, так как передают эмоции героя).
Задание 7: ПОКАЗАТЬ НА ПОРТРЕТЕ (выбирается портрет девушки в полный рост ) ЧАСТИ ТЕЛА
(устаревшие слова заменить современными) слайд 21.
Например, уста – губы.
Задания командам:СЛАЙД 22
1 команда |
2 команда |
3 команда |
ОКО |
ЧЕЛО |
ЛАНИТЫ |
ВЕЖДЫ |
ВЫЯ |
ПЕРСТ |
ДЛАНЬ |
ШУЙЦА |
РАМО |
ЗЕНИЦА |
ЧРЕВО |
ДЕСНИЦА |
Ø
Самое короткое слово в русском языке состоит из одной буквы.
Ø
А знаете ли вы самые «длинные» слова, состоящее из 24 букв? В русском языке их два! (слайд 23).
Ответ – слайд 24.
Слово предоставляется жюри для подведения общего итога.
Ведущий:Об удивительной силе слова поэт В. Шефнер очень
ярко сказал в своем стихотворении «Слова»: (слайд 25).
Много слов на земле. Есть дневные слова,
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова словно раны, слова словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слова «Родина, верность, свобода и честь».
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни,
И не делай их слугами в мелком быту-
Береги изначальную их чистоту.
Ведущий:До новых встреч.
Список литературы (сайтов)
1. Материалы по занимательной грамматике русского языка. АрсирийА.Т., Дмитриева Г.М., Издательство: Учпедгиз
2. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. Розенталь Д.Э Издательство: ОНИКС 21век Год издания: 2004
3. shool-kaleevo.narod.ru Викторина по русскому языку (6 -7 класс).
4. foxworld.ucoz.ru›…vneklassnaja…russkomu_jazyku…186 Викторина «Синтаксический ринг» для учащихся 8-х классов (сайт учителя русского языка Гончар Оксаны Владимировны)
Интеллектуальная игра для 8 классов, посвященная Всемирному дню грамотности.
Игра проводится в форме соревнований команд из 5 человек от каждого класса параллели. Остальные учащиеся класса выступают в роли зрителей, болельщиков, а также помогают заработать балл, если у команды одноклассников нет ответа. Жюри предлагается карта оценивания (см. приложение 1), итоги подводятся после каждого тура. Учащимся выдаются задания, а также чистые листы для написания вариантов ответа, которые затем сдаются на проверку жюри (по ходу игры).
Цель: определить «Самый грамотный класс» на параллели.
Задания (повышенного уровня сложности) составлены по разным разделам языкознания, ориентированы на подготовку к школьной олимпиаде по русскому языку. Перед игрой необходимо провести отбор самых грамотных в каждом классе (форму выбирает учитель, основываясь на уровне подготовленности учащихся рму выбирает учитель, основываясь на уровне подготовленности учащихся ориентированы на подготоку к олимпи у команды однокласс).
Ход мероприятия.
Ведущий: Восьмого сентября отмечается Всемирный день грамотности. (слайд 1)Сегодня мы собрались чтобы посоревноваться за звание «Самого грамотного класса». Нашу встречу хотелось бы начать словами из стихотворения «Выучи русский язык». (слайд 2) :
Если
ты хочешь судьбу переспорить,
Если
ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься
в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если
штурмуешь познания кручи-
Выучи
русский язык!
Итак, переходим к заданиям. Выполнив первое, вы оцените знание орфоэпических норм!
Каждой команде предлагается по 9 слов, в которых необходимо расставить ударения. За каждое правильно произнесено слово вы получаете 1 балл. ( слайд 4)
-
1 КОМАНДА: Знамение, избалованный, клала, коклюш, лассо, новорожденный, обнаружение, оркестровый.
-
2 КОМАНДА: Апостроф, бутик, вероисповедание, гусеница, догмат, донельзя, дремота, запасник.
-
3 КОМАНДА: Откупорить, петля, плато, сливовый, созыв, украинский, умно, ходатайствовать.
(Правильность проверяется с помощью слайдов 5,6,7).
Задание № 2. Выберите правильные словосочетания из предложенного списка: (слайд 8).
Болельщики предлагают объяснение и исправление одного неправильного словосочетания (балл присуждается команде).
Заглавная роль, косный мозг, крёстный ход, маневровый тепловоз, туристское агентство, запасный выход, обидчивый человек, элитарные войска, драматургический театр, жилищный вопрос.
(Правильность проверяется с помощью слайдов 9,10).
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ ОПРЕДЕЛИТ, НАСКОЛЬКО ВЫ ЗНАЕТЕ ЭТИМОЛОГИЮ СЛОВ? То есть их происхождение. (слайд 11):
-
В русском языке есть три исторически родственных слова. Они обозначают: горячий напиток, головной убор, католического монаха и американскую обезьяну. Назовите эти слова(слайд 12. верный ответ слайд 13.)
Четвёртое задание: «Закончи пословицу».
-
1)Не спеши языком - …1) С кем поведешься, от …
2) Труд человека кормит, … 2) Ученье – свет, а …
3) По одежке встречают, а … 3) Грамоте учиться – … (слайд 14).
Пятое задание - ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО: (слайды 15, 16)
Грабли, полотенце, стадо, сельдь, ёлка, кухня, судьба, стебель, дно, кочерга, мечта (слайд 17). Посовещавшись с командой,записать варианты ответов на отдельных листах и сдать жюри. (за каждое слово - балл) 18 слайд.
Задание 6: Сколько глаголов в четверостишии Э. Успенского? (19 слайд).
Только мама за порог,
Малыши с кровати скок,
Стулья хвать, подушки хвать
И давай воевать!
Правильный ответ – слайд 20.
Пояснение: в этом четверостишии 4 глагола – скок, хвать, давай, воевать. Скок и хвать – усечённые формы глагола(некоторые лингвисты относят к междометиям, так как передают эмоции героя).
Задание 7: ПОКАЗАТЬ НА ПОРТРЕТЕ (выбирается портрет девушки в полный рост ) ЧАСТИ ТЕЛА
(устаревшие слова заменить современными) слайд 21.
Например, уста – губы.
Задания командам: СЛАЙД 22
1 команда |
2 команда |
3 команда |
ОКО |
ЧЕЛО |
ЛАНИТЫ |
ВЕЖДЫ |
ВЫЯ |
ПЕРСТ |
ДЛАНЬ |
ШУЙЦА |
РАМО |
ЗЕНИЦА |
ЧРЕВО |
ДЕСНИЦА |
Последнее задание (8) определит победителя.
-
Самое короткое слово в русском языке состоит из одной буквы.
-
А знаете ли вы самые «длинные» слова, состоящее из 24 букв? В русском языке их два! (слайд 23).
Ответ – слайд 24.
Слово предоставляется жюри для подведения общего итога.
Ведущий:
Об удивительной силе слова поэт В. Шефнер
очень
ярко сказал в своем стихотворении
«Слова»: (слайд 25).
Много слов на земле. Есть дневные
слова,
В них весеннего неба сквозит
синева.
Есть слова словно раны, слова
словно суд,-
С ними в плен не сдаются
и в плен не берут.
Словом можно убить,
словом можно спасти,
Словом можно
полки за собой повести.
Словом можно
продать, и предать, и купить,
Слово
можно в разящий свинец перелить.
Но
слова всем словам в языке у нас есть:
Слова «Родина, верность, свобода и
честь».
Пусть разменной монетой не
служат они,-
Золотым эталоном их в
сердце храни,
И не делай их слугами в
мелком быту-
Береги изначальную их
чистоту.
Ведущий: До новых встреч.
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»