Рабочая программа по математике для 5 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20
Рассмотрена на заседании УВЦ
Протокол №
(подпись руководителя УВЦ)
" "____________2011 г.
Согласована на научно-методическом совете
(подпись замдиректора по методработе)
" "
_____________2011 г
Утверждаю Директор МОУ СОШ № 20
(Ф.И.О. директора, подпись)
" "___________2011 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ для 5 класса
учитель математики высшей категории Заикина М.И.
г. Рыбинск 2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по математике. При составлении рабочего тематического планирования было взято за основу тематическое планирование Зубаревой И.И. и Мордковича А.Г., а также учтены рекомендации, данные в методическом письме «О преподавании учебного предмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской области в 2011-12 учебном году» Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов математики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, требований здоровьесберегающих технологий
Количество часов
Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов из расчёта 5 учебных часов в неделю
Общая характеристика учебного предмета В ходе освоения содержания курса математики обучающиеся получают возможность развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. Изучая курс математики, обучающиесяразвивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин
Цели обучения В результате обучения математике реализуются следующие цели: · формирование представлений о целостности и непрерывности курса, систематическое развитие понятия числа; · овладение умением обобщения и систематизации знаний,выполнения устных и письменных арифметических действий над числами; выработка умений переводить практические задачи на язык математики; · развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики; · воспитаниекультуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Результаты обученияк концу 5 класса (в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы) Обучающиеся должны знать /понимать: · как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; · понимать, что уравнения — это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики; · знать и правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, десятичная дробь;
· понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой; · о вероятности, о благоприятных и неблагоприятных исходах, о примерах решения комбинаторных задач.
должны уметь: · выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем; · переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь — в виде процентов; · изображать числа точками на координатном луче; · пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; · решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами. использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для: · решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; · устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов; · интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Учебно-методический комплект Литература для учителя: 1. Учебник «Математика 5 класс» /Зубарева И.И., А.Г.Мордкович, М.: Мнемозина, 2010 2. Методическое пособие для учителя/Зубарева И.И., Мордкович А.Г., М.: Мнемозина, 2008 3. Зубарева И.И. Математика. 5 класс. Самостоятельные работы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, М.Н. Шанцева; под редакцией И.И. Зубаревой. – М.: Мнемозина, 2008. 4. Тематические зачёты / Бобренко Н.Н., Ключникова М.Н. и др. под руков. к.п.н. Филипповой Н.А. НПЦ «Образование для всех» — М., 2004 5. Тульчинская Е.Е. Математика. Тесты. 5-6 классы: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007. 6. Математика. 5-11 классы: Игровые технологии на уроках/ автор-составитель Н.В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007. Литература для обучающихся: 1. Учебник «Математика 5 класс» /Зубарева И.И., А.Г.Мордкович, М.: Мнемозина, 2010 2. Методическое пособие для учителя/Зубарева И.И., Мордкович А.Г., М.: Мнемозина, 2002. 3. Рабочая тетрадь по математике для 5 класса / Зубарева И.И., М.: Мнемозина, 2010 3.Тульчинская Е.Е. Математика. 5 класс. Блиц Опрос: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: — М.: Мнемозина, 2007.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 · Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от <date year=«2004» day=«05» month=«03» ls=«trans» w:st=«on»>05. 03. 2004 года № 1089 · Примерная программа основного общего образования по математике, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта · Приказ Министерства образования и науки России от 24.12.10 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год · Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской области в 2011-12 учебном году» · Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Изучаемый материал | Количество часов |
1 | Натуральные числа | 46 |
2 | Обыкновенные дроби | 35 |
3 | Геометрические фигуры | 20 |
4 | Десятичные дроби | 43 |
5 | Геометрические тела | 10 |
6 | Ведение в вероятность | 6 |
7 | Повторение | 10 |
Итого | 170 |
Перечень контрольных работ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
1 |
Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа» | 1 | |
2 | Контрольная работа №2 по теме «Натуральные числа» | 1 | |
3 | Контрольная работа №3 по теме «Натуральные числа» | 1 | |
4 | Контрольная работа №4 по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | |
5 | Контрольная работа №5 по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | |
6 |
Контрольная работа №6 по теме «Геометрические фигуры» | 1 | |
7 |
Контрольная работа №7 по теме « Десятичные дроби» | 1 | |
8 |
Контрольная работа №8 по теме «Десятичные дроби» | 1 | |
9 |
Контрольная работа №9 по теме « Десятичные дроби» | 1 | |
10 | Итоговая контрольная работа | 1 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | § |
Тема | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения | |
5 а | 5 б | |||||
Глава 1. Натуральные числа 46 ч. | ||||||
1 | 1 | Натуральные числа. Десятичная система счисления | 1 | |||
2 | Запись натуральных чисел в десятичной системе счисления. Римская нумерация. | 1 | ||||
3 | Арифметические действия над натуральными числами | 1 | ||||
4 | 2 | Числовые выражения | 1 | |||
5 | Буквенные выражения | 1 | ||||
6 | Числовые значения буквенных выражений | 1 | ||||
7 | 3 | Язык геометрических рисунков | 1 | |||
8 | Чтение геометрических рисунков | 1 | ||||
9 | Построение геометрических фигур. Решение элементарных геометрических задач. | 1 | ||||
10 | 4 | Прямая. Отрезок. Луч | 1 | |||
11 | Решение геометрических задач. | 1 | ||||
12 | 5 | Длина отрезка, сравнение отрезков | 1 | |||
13 | Построение отрезков | 1 | ||||
14 | 6 | Ломаная. Длина ломаной. | 1 | |||
15 | Периметр треугольника, периметр прямоугольника | 1 | ||||
16 | 7 | Координатный луч. Координата точки | 1 | |||
17 | Изображение точек на координатном луче | 1 | ||||
18 | Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа» | 1 | ||||
19 |
8 | Анализ контрольной работы Правило округления натурального числа до некоторого разряда | 1 | |||
20 | Округление натуральных чисел | 1 | ||||
21 | 9 | Прикидка результата действий | 1 | |||
22 | Прикидка результата действий. Решение задач | 1 | ||||
23 | Решение задач с помощью прикидки результата действий | 1 | ||||
24 | 10 | Вычисление с многозначными числами | 1 | |||
25 | Арифметические операции с многозначными числами | 1 | ||||
26 | Нахождение значений выражений с многозначными числами | 1 | ||||
27 | Нахождение значений выражений с многозначными числами с предварительной прикидкой | 1 | ||||
28 | Контрольная работа №2 по теме «Натуральные числа» | 1 | ||||
29 |
11 | Анализ контрольной работы Прямоугольник. | 1 | |||
30 | Понятие о площади плоских фигур. Равные фигуры. | 1 | ||||
31 | 12 | Формулы. | 1 | |||
32 | Представление зависимости между величинами в виде формул. | 1 | ||||
33 | 13 | Законы арифметических действий | 1 | |||
34 | Нахождение значений выражений с помощью законов арифметических действий | 1 | ||||
35 | 14 | Уравнение. Корень уравнения | 1 | |||
36 | Решение уравнений | 1 | ||||
37 | 15 | Упрощение выражений. Числовой и буквенный множители, коэффициент. | 1 | |||
38 | Упрощение выражений при помощи законов арифметических действий | 1 | ||||
39 | Упрощение выражений | 1 | ||||
40 | Решение текстовых задач арифметическим способом | 1 | ||||
41 | Решение текстовых задач | 1 | ||||
42 | 16 | Математический язык | 1 | |||
43 | Запись на математическом языке | 1 | ||||
44 | 17 | Математическая модель | 1 | |||
45 | Расшифровка данной математической модели в соответствии с указанной ситуацией | 1 | ||||
46 | Контрольная работа №3 по теме «Натуральные числа» | 1 | ||||
Глава 2. Обыкновенные дроби 35 ч. | ||||||
47 |
18 | Анализ контрольной работы Деление с остатком | 1 | |||
48 | Использование деления с остатком при решении примеров | 1 | ||||
49 | Использование деления с остатком при решении задач | 1 | ||||
50 | 19 | Обыкновенные дроби. Числитель и знаменатель обыкновенной дроби. Запись и чтение обыкновенных дробей | 1 | |||
51 | Дробь как результат деления натуральных чисел. Дробь как одна или несколько равных долей | 1 | ||||
52 | 20 | Отыскание части от целого | 1 | |||
53 | Отыскание целого по его части | 1 | ||||
54 | Решение задач на отыскание части от целого и целого по его части | 1 | ||||
55 | 21 | Основное свойство дроби | 1 | |||
56 | Сокращение дробей | 1 | ||||
57 | Приведение дробей к заданному числителю или знаменателю | 1 | ||||
58 | Приведение дробей к общему знаменателю | 1 | ||||
59 | 22 | Правильные и неправильные дроби | 1 | |||
60 | Смешанные числа | 1 | ||||
61 | Перевод неправильной дроби в смешанное число и смешанного числа в неправильную дробь | 1 | ||||
62 | 23 | Окружность и круг. Радиус и диаметр | 1 | |||
63 | Построение окружности. | 1 | ||||
64 | Решение примеров и задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | ||||
65 | Контрольная работа №4 по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | ||||
66 |
24 | Анализ контрольной работы Арифметические действия с обыкновенными дробями. Правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | |||
67 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями | 1 | ||||
68 | Правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями | 1 | ||||
69 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями | 1 | ||||
70 | Применение правил сложения и вычитания обыкновенных дробей при решении уравнений и задач | 1 | ||||
71 | 25 | Смешанные числа. Правила выполнения действий со смешанными числами | 1 | |||
72 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | ||||
73 | Сложение и вычитание смешанных чисел при решении задач | 1 | ||||
74 | Правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число | 1 | ||||
75 | 26 | Умножение обыкновенной дроби на натуральное число | 1 | |||
76 | Правило деления обыкновенной дроби на натуральное число | 1 | ||||
77 | Деление обыкновенной дроби на натуральное число | 1 | ||||
78 | Применение правил умножения и деления обыкновенных дробей при решении задач | 1 | ||||
79 | Решение примеров на выполнение арифметических действий с обыкновенными дробями | 1 | ||||
80 | Решение примеров и задач по теме «Обыкновенные дроби». Подготовка к контрольной работе | 1 | ||||
81 |
Контрольная работа №5 по теме: «Обыкновенные дроби» | 1 | ||||
Глава3.Геометрические фигуры 20ч. | ||||||
82 |
27 |
Анализ контрольной работы Определение угла. Развернутый угол. | 1 | |||
83 | Виды углов: острый, тупой, прямой. | 1 | ||||
84 | 28 | Сравнение углов наложением | 1 | |||
85 | 29 | Транспортир. Измерение углов. | 1 | |||
86 | Измерение углов. | 1 | ||||
87 | 30 | Биссектриса угла. Свойства биссектрисы угла. | 1 | |||
88 | 31 | Треугольник. Угольник. Виды треугольников. | 1 | |||
89 | 32 | Площадь треугольника. | 1 | |||
90 | Вычисление площади прямоугольного и произвольного треугольников. | 1 | ||||
91 | 33 | Свойство углов треугольника | 1 | |||
92 | Использование свойства углов треугольника при решении задач | 1 | ||||
93 | 34 | Расстояние между двумя точками. Масштаб | 1 | |||
94 | 35 | Расстояние от точки до прямой. | 1 | |||
95 | Перпендикулярные прямые | 1 | ||||
96 | Построение перпендикулярных прямых | 1 | ||||
97 | 36 | Серединный перпендикуляр. Свойство серединного перпендикуляра | 1 | |||
98 | Построение серединного перпендикуляра к отрезку | 1 | ||||
99 | 37 | Свойство биссектрисы угла | 1 | |||
100 | Решение задач по теме «Геометрические фигуры». Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||||
101 |
Контрольная работа №6 по теме: «Геометрические фигуры» | 1 | ||||
82 |
27 |
Анализ контрольной работы Определение угла. Развернутый угол. | 1 | |||
83 | Виды углов: острый, тупой, прямой. | 1 | ||||
84 | 28 | Сравнение углов наложением | 1 | |||
85 | 29 | Транспортир. Измерение углов. | 1 | |||
86 | Измерение углов. | 1 | ||||
87 | 30 | Биссектриса угла. Свойства биссектрисы угла. | 1 | |||
88 | 31 | Треугольник. Угольник. Виды треугольников. | 1 | |||
89 | 32 | Площадь треугольника. | 1 | |||
90 | Вычисление площади прямоугольного и произвольного треугольников. | 1 | ||||
91 | 33 | Свойство углов треугольника | 1 | |||
92 | Использование свойства углов треугольника при решении задач | 1 | ||||
93 | 34 | Расстояние между двумя точками. Масштаб | 1 | |||
94 | 35 | Расстояние от точки до прямой. | 1 | |||
95 | Перпендикулярные прямые | 1 | ||||
96 | Построение перпендикулярных прямых | 1 | ||||
97 | 36 | Серединный перпендикуляр. Свойство серединного перпендикуляра | 1 | |||
98 | Построение серединного перпендикуляра к отрезку | 1 | ||||
99 | 37 | Свойство биссектрисы угла | 1 | |||
100 | Решение задач по теме «Геометрические фигуры». Подготовка к контрольной работе. | 1 | ||||
101 |
Контрольная работа №6 по теме: «Геометрические фигуры» | 1 | ||||
Глава 4. Десятичные дроби 43 ч. | ||||||
102 | 38 | Анализ контрольной работы Понятие десятичной дроби. | 1 | |||
103 | Чтение и запись десятичных дробей | 1 | ||||
104 | 39 | Правила умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. | 1 | |||
105 | Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. | 1 | ||||
106 | 40 | Перевод величин в другие единицы измерения | 1 | |||
107 | Представление обыкновенной дроби в виде десятичной и десятичной в виде обыкновенной | 1 | ||||
108 | Решение задач на перевод величин в другие единицы измерения | 1 | ||||
109 | 41 | Сравнение десятичных дробей | 1 | |||
110 | Правила округления десятичных дробей Сравнение и округление десятичных дробей | 1 | ||||
111 | 42 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | |||
112 | Применение законов арифметических действий для нахождения значения выражения, содержащего десятичные дроби | 1 | ||||
113 | Решение уравнений на сложение и вычитание десятичных дробей | 1 | ||||
114 | Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей. Подготовка к контрольной работе | 1 | ||||
115 | Контрольная работа №7 по теме: «Десятичные дроби» | 1 | ||||
116 | 43 | Анализ контрольной работы. Правило умножения десятичных дробей | 1 | |||
117 | Умножение десятичных дробей | 1 | ||||
118 | Взаимно-обратные числа. Умножение десятичных дробей | 1 | ||||
119 | Применение законов арифметических действий при умножении десятичных дробей | 1 | ||||
120 | Решение задач на умножение десятичных дробей | 1 | ||||
121 | 44 | Степень числа | 1 | |||
122 | Возведение числа в заданную степень | 1 | ||||
123 | Нахождение значения выражения, содержащего степень | 1 | ||||
124 | 45 | Среднее арифметическое. | 1 | |||
125 | Деление десятичной дроби на натуральное число | 1 | ||||
126 | Решение примеров и задач на применение деления десятичной дроби на натуральное число | 1 | ||||
127 | Решение текстовых задач на нахождение среднего арифметического чисел | 1 | ||||
128 | 46 | Правило деления десятичной дроби на десятичную дробь | 1 | |||
129 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | 1 | ||||
130 | Решение примеров на все действия с десятичными дробями | 1 | ||||
131 | Решение текстовых задач на все действия с десятичными дробями | 1 | ||||
132 | Контрольная работа №8 по теме: « Десятичные дроби» | 1 | ||||
133 | 47 | Анализ контрольной работы Понятие процента | 1 | |||
134 | 48 | Нахождение процента от величины | 1 | |||
135 | Нахождение величины по её проценту | 1 | ||||
136 | Задачи на проценты | 1 | ||||
137 | Решение задач на нахождение процента от величины | 1 | ||||
138 | Решение задач на нахождение величины по её проценту | 1 | ||||
139 | Решение задач на проценты | 1 | ||||
140 | Решение разных задач на проценты | 1 | ||||
141 | 49 | Микрокалькулятор. Назначение основных клавиш калькулятора | 1 | |||
142 | Вычисления с использованием памяти калькулятора | 1 | ||||
143 | Нахождение значений числовых выражений с помощью калькулятора | 1 | ||||
144 | Применение калькулятора при решении примеров и задач | 1 | ||||
Глава 5. Геометрические тела 10 ч. | ||||||
145 | 50 | Прямоугольный параллелепипед. Измерения прямоугольного параллелепипеда | 1 | |||
146 | 51 | Развертка прямоугольного параллелепипеда | 1 | |||
147 | Понятие геодезической линии | 1 | ||||
148 | Составление развертки прямоугольного параллелепипеда и куба | 1 | ||||
149 | Нахождение площадей поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба | 1 | ||||
150 | 52 | Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объема | 1 | |||
151 | Формула объема прямоугольного параллелепипеда | 1 | ||||
152 | Нахождение объема прямоугольного параллелепипеда | 1 | ||||
153 | Решение задач на применение формулы объема прямоугольного параллелепипеда | 1 | ||||
154 |
Контрольная работа №9 по теме: «Проценты. Прямоугольный параллелепипед» | 1 | ||||
155 | 53 | Анализ контрольной работы Достоверные, невозможные и случайные события | ||||
156 | Применение понятий достоверных, невозможных и случайных событий при решение задач | 1 | ||||
157 | 54 | Комбинаторные задачи | 1 | |||
158 | Построение древа возможных вариантов при решении комбинаторных задач | 1 | ||||
159 | Решение комбинаторных задач | 1 | ||||
Повторение 11 ч. | ||||||
160 | Числовые и буквенные выражения. | 1 | ||||
161 | Формулы. Законы арифметических действий | 1 | ||||
162 | Упрощение выражений. | 1 | ||||
163 | Решение уравнений. | 1 | ||||
164 | Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями | 1 | ||||
165 | Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями | 1 | ||||
166 | Проценты. Решение задач на проценты | 1 | ||||
167 | Геометрические фигуры и тела | 1 | ||||
168 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||||
169 | Анализ контрольной работы Решение примеров и задач на повторение | |||||
170 | Обобщение и систематизация материала изученного за год | 1 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
Рассмотрена на заседании УВЦ Протокол №
(подпись руководителя УВЦ) « »_______________2011 г. |
Согласована на научно-методическом совете
(подпись замдиректора по методработе) « »_______________2011 г |
Утверждаю Директор МОУ СОШ № 20
(Ф.И.О. директора, подпись) « »_______________2011 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ
для 5 класса
учитель математики
высшей категории
Заикина М.И.
г. Рыбинск
2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по математике.
При составлении рабочего тематического планирования было взято за основу тематическое планирование Зубаревой И.И. и Мордковича А.Г., а также учтены рекомендации, данные в методическом письме «О преподавании учебного предмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской области в 2011-12 учебном году»
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов математики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, требований здоровьесберегающих технологий
Количество часов
Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов из расчёта 5 учебных часов в неделю
Общая характеристика учебного предмета
В ходе освоения содержания курса математики обучающиеся получают возможность развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. Изучая курс математики, обучающиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин
Цели обучения
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
-
формирование представлений о целостности и непрерывности курса, систематическое развитие понятия числа;
-
овладение умением обобщения и систематизации знаний, выполнения устных и письменных арифметических действий над числами; выработка умений переводить практические задачи на язык математики;
-
развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Результаты обучения к концу 5 класса (в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы)
Обучающиеся должны знать /понимать:
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
понимать, что уравнения - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
-
знать и правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, десятичная дробь;
-
понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
-
о вероятности, о благоприятных и неблагоприятных исходах, о примерах решения комбинаторных задач.
должны уметь:
-
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
-
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь - в виде процентов;
-
изображать числа точками на координатном луче;
-
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема;
-
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами.
использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для:
-
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
-
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Учебно-методический комплект
Литература для учителя:
1. Учебник «Математика 5 класс» /Зубарева И.И., А.Г.Мордкович, М.:Мнемозина, 2010
2. Методическое пособие для учителя/Зубарева И.И., Мордкович А.Г., М.:Мнемозина, 2008
3. Зубарева И.И. Математика. 5 класс. Самостоятельные работы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, М.Н. Шанцева; под редакцией И.И. Зубаревой. – М.: Мнемозина, 2008.
4. Тематические зачёты / Бобренко Н.Н., Ключникова М.Н. и др. под руков. к.п.н. Филипповой Н.А. НПЦ «Образование для всех» - М., 2004
5. Тульчинская Е.Е. Математика. Тесты. 5-6 классы: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2007.
6. Математика. 5-11 классы: Игровые технологии на уроках/ автор-составитель Н.В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Литература для обучающихся:
1. Учебник «Математика 5 класс» /Зубарева И.И., А.Г.Мордкович, М.:Мнемозина, 2010
2. Методическое пособие для учителя/Зубарева И.И., Мордкович А.Г.,М.:Мнемозина, 2002.
3. Рабочая тетрадь по математике для 5 класса / Зубарева И.И., М.:Мнемозина, 2010
3.Тульчинская Е.Е. Математика. 5 класс. Блиц Опрос: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: - М.: Мнемозина, 2007.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089
-
Примерная программа основного общего образования по математике, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
-
Приказ Министерства образования и науки России от 24.12.10 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год
-
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской области в 2011-12 учебном году»
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
Структура курса
-
№ п/п
Изучаемый материал
Количество
часов
1
Натуральные числа
46
2
Обыкновенные дроби
35
3
Геометрические фигуры
20
4
Геометрические фигуры
43
5
Геометрические тела
10
6
Геометрические тела
6
7
Повторение
10
Итого
170
Перечень контрольных работ
-
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата проведения
1
Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа»
1
2
Контрольная работа №2 по теме «Натуральные числа»
1
3
Контрольная работа №3 по теме «Натуральные числа»
1
4
Контрольная работа №4 по теме «Обыкновенные дроби»
1
5
Контрольная работа №5 по теме: «Обыкновенные дроби»
1
6
Контрольная работа №6 по теме: «Геометрические фигуры»
1
7
Контрольная работа №7 по теме: « Десятичные дроби»
1
8
Контрольная работа №8 по теме: «Десятичные дроби»
1
9
Контрольная работа №9 по теме: « Десятичные дроби»
1
10
Итоговая контрольная работа
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Математика 5 класс
№ урока |
§ |
Тема |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
5 а |
5 б |
|||||
|
|
Глава 1. Натуральные числа |
46 |
|
|
|
1 |
1 |
Натуральные числа. Десятичная система счисления |
1 |
|
|
|
2 |
|
Запись натуральных чисел в десятичной системе счисления. Римская нумерация. |
1 |
|
|
|
3 |
|
Арифметические действия над натуральными числами |
1 |
|
|
|
4 |
2 |
Числовые выражения |
1 |
|
|
|
5 |
|
Буквенные выражения |
1 |
|
|
|
6 |
|
Числовые значения буквенных выражений |
1 |
|
|
|
7 |
3 |
Язык геометрических рисунков |
1 |
|
|
|
8 |
|
Чтение геометрических рисунков |
1 |
|
|
|
9 |
|
Построение геометрических фигур. Решение элементарных геометрических задач. |
1 |
|
|
|
10 |
4 |
Прямая. Отрезок. Луч |
1 |
|
|
|
11 |
|
Решение геометрических задач. |
1 |
|
|
|
12 |
5 |
Длина отрезка, сравнение отрезков |
1 |
|
|
|
13 |
|
Построение отрезков |
1 |
|
|
|
14 |
6 |
Ломаная. Длина ломаной. |
1 |
|
|
|
15 |
|
Периметр треугольника, периметр прямоугольника |
1 |
|
|
|
16 |
7 |
Координатный луч. Координата точки |
1 |
|
|
|
17 |
|
Изображение точек на координатном луче |
1 |
|
|
|
18 |
|
Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа» |
1 |
|
|
|
19 |
8 |
Анализ контрольной работы Правило округления натурального числа до некоторого разряда |
1 |
|
|
|
20 |
|
Округление натуральных чисел |
1 |
|
|
|
21 |
9 |
Прикидка результата действий |
1 |
|
|
|
22 |
|
Прикидка результата действий. Решение задач |
1 |
|
|
|
23 |
|
Решение задач с помощью прикидки результата действий |
1 |
|
|
|
24 |
10 |
Вычисление с многозначными числами |
1 |
|
|
|
25 |
|
Арифметические операции с многозначными числами |
1 |
|
|
|
26 |
|
Нахождение значений выражений с многозначными числами |
1 |
|
|
|
27 |
|
Нахождение значений выражений с многозначными числами с предварительной прикидкой |
1 |
|
|
|
28 |
|
Контрольная работа №2 по теме «Натуральные числа» |
1 |
|
|
|
29 |
11 |
Анализ контрольной работы Прямоугольник. |
1 |
|
|
|
30 |
|
Понятие о площади плоских фигур. Равные фигуры. |
1 |
|
|
|
31 |
12 |
Формулы. |
1 |
|
|
|
32 |
|
Представление зависимости между величинами в виде формул. |
1 |
|
|
|
33 |
13 |
Законы арифметических действий |
1 |
|
|
|
34 |
|
Нахождение значений выражений с помощью законов арифметических действий |
1 |
|
|
|
35 |
14 |
Уравнение. Корень уравнения |
1 |
|
|
|
36 |
|
Решение уравнений |
1 |
|
|
|
37 |
15 |
Упрощение выражений. Числовой и буквенный множители, коэффициент. |
1 |
|
|
|
38 |
|
Упрощение выражений при помощи законов арифметических действий |
1 |
|
|
|
39 |
|
Упрощение выражений |
1 |
|
|
|
40 |
|
Решение текстовых задач арифметическим способом |
1 |
|
|
|
41 |
|
Решение текстовых задач |
1 |
|
|
|
42 |
16 |
Математический язык |
1 |
|
|
|
43 |
|
Запись на математическом языке |
1 |
|
|
|
44 |
17 |
Математическая модель |
1 |
|
|
|
45 |
|
Расшифровка данной математической модели в соответствии с указанной ситуацией |
1 |
|
|
|
46 |
|
Контрольная работа №3 по теме «Натуральные числа» |
1 |
|
|
|
|
|
Глава 2. Обыкновенные дроби |
35 |
|
|
|
47 |
18 |
Анализ контрольной работы Деление с остатком |
1 |
|
|
|
48 |
|
Использование деления с остатком при решении примеров |
1 |
|
|
|
49 |
|
Использование деления с остатком при решении задач |
1 |
|
|
|
50 |
19 |
Обыкновенные дроби. Числитель и знаменатель обыкновенной дроби. Запись и чтение обыкновенных дробей |
1 |
|
|
|
51 |
|
Дробь как результат деления натуральных чисел. Дробь как одна или несколько равных долей |
1 |
|
|
|
52 |
20 |
Отыскание части от целого |
1 |
|
|
|
53 |
|
Отыскание целого по его части |
1 |
|
|
|
54 |
|
Решение задач на отыскание части от целого и целого по его части |
1 |
|
|
|
55 |
21 |
Основное свойство дроби |
1 |
|
|
|
56 |
|
Сокращение дробей |
1 |
|
|
|
57 |
|
Приведение дробей к заданному числителю или знаменателю |
1 |
|
|
|
58 |
|
Приведение дробей к общему знаменателю |
1 |
|
|
|
59 |
22 |
Правильные и неправильные дроби |
1 |
|
|
|
60 |
|
Смешанные числа |
1 |
|
|
|
61 |
|
Перевод неправильной дроби в смешанное число и смешанного числа в неправильную дробь |
1 |
|
|
|
62 |
23 |
Окружность и круг. Радиус и диаметр |
1 |
|
|
|
63 |
|
Построение окружности. |
1 |
|
|
|
64 |
|
Решение примеров и задач. Подготовка к контрольной работе |
1 |
|
|
|
65 |
|
Контрольная работа №4 по теме «Обыкновенные дроби» |
1 |
|
|
|
66 |
24 |
Анализ контрольной работы Арифметические действия с обыкновенными дробями. Правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями |
1 |
|
|
|
67 |
|
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями |
1 |
|
|
|
68 |
|
Правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями |
1 |
|
|
|
69 |
|
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями |
1 |
|
|
|
70 |
|
Применение правил сложения и вычитания обыкновенных дробей при решении уравнений и задач |
1 |
|
|
|
71 |
25 |
Смешанные числа. Правила выполнения действий со смешанными числами |
1 |
|
|
|
72 |
|
Сложение и вычитание смешанных чисел |
1 |
|
|
|
73 |
|
Сложение и вычитание смешанных чисел при решении задач |
1 |
|
|
|
74 |
|
Правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число |
1 |
|
|
|
75 |
26 |
Умножение обыкновенной дроби на натуральное число |
1 |
|
|
|
76 |
|
Правило деления обыкновенной дроби на натуральное число |
1 |
|
|
|
77 |
|
Деление обыкновенной дроби на натуральное число |
1 |
|
|
|
78 |
|
Применение правил умножения и деления обыкновенных дробей при решении задач |
1 |
|
|
|
79 |
|
Решение примеров на выполнение арифметических действий с обыкновенными дробями |
1 |
|
|
|
80 |
|
Решение примеров и задач по теме «Обыкновенные дроби». Подготовка к контрольной работе |
1 |
|
|
|
81 |
|
Контрольная работа №5 по теме: «Обыкновенные дроби» |
1 |
|
|
|
|
|
Глава 3. Геометрические фигуры |
20 |
|
|
|
82 |
27 |
Анализ контрольной работы Определение угла. Развернутый угол. |
1 |
|
|
|
83 |
|
Виды углов: острый, тупой, прямой. |
1 |
|
|
|
84 |
28 |
Сравнение углов наложением |
1 |
|
|
|
85 |
29 |
Транспортир. Измерение углов. |
1 |
|
|
|
86 |
|
Измерение углов. |
1 |
|
|
|
87 |
30 |
Биссектриса угла. Свойства биссектрисы угла. |
1 |
|
|
|
88 |
31 |
Треугольник. Угольник. Виды треугольников. |
1 |
|
|
|
89 |
32 |
Площадь треугольника. |
1 |
|
|
|
90 |
|
Вычисление площади прямоугольного и произвольного треугольников. |
1 |
|
|
|
91 |
33 |
Свойство углов треугольника |
1 |
|
|
|
92 |
|
Использование свойства углов треугольника при решении задач |
1 |
|
|
|
93 |
34 |
Расстояние между двумя точками. Масштаб |
1 |
|
|
|
94 |
35 |
Расстояние от точки до прямой. |
1 |
|
|
|
95 |
|
Перпендикулярные прямые |
1 |
|
|
|
96 |
|
Построение перпендикулярных прямых |
1 |
|
|
|
97 |
36 |
Серединный перпендикуляр. Свойство серединного перпендикуляра |
1 |
|
|
|
98 |
|
Построение серединного перпендикуляра к отрезку |
1 |
|
|
|
99 |
37 |
Свойство биссектрисы угла |
1 |
|
|
|
100 |
|
Решение задач по теме «Геометрические фигуры». Подготовка к контрольной работе. |
1 |
|
|
|
101 |
|
Контрольная работа №6 по теме: «Геометрические фигуры» |
1 |
|
|
|
82 |
27 |
Анализ контрольной работы Определение угла. Развернутый угол. |
1 |
|
|
|
83 |
|
Виды углов: острый, тупой, прямой. |
1 |
|
|
|
84 |
28 |
Сравнение углов наложением |
1 |
|
|
|
85 |
29 |
Транспортир. Измерение углов. |
1 |
|
|
|
86 |
|
Измерение углов. |
1 |
|
|
|
87 |
30 |
Биссектриса угла. Свойства биссектрисы угла. |
1 |
|
|
|
88 |
31 |
Треугольник. Угольник. Виды треугольников. |
1 |
|
|
|
89 |
32 |
Площадь треугольника. |
1 |
|
|
|
90 |
|
Вычисление площади прямоугольного и произвольного треугольников. |
1 |
|
|
|
91 |
33 |
Свойство углов треугольника |
1 |
|
|
|
92 |
|
Использование свойства углов треугольника при решении задач |
1 |
|
|
|
93 |
34 |
Расстояние между двумя точками. Масштаб |
1 |
|
|
|
94 |
35 |
Расстояние от точки до прямой. |
1 |
|
|
|
95 |
|
Перпендикулярные прямые |
1 |
|
|
|
96 |
|
Построение перпендикулярных прямых |
1 |
|
|
|
97 |
36 |
Серединный перпендикуляр. Свойство серединного перпендикуляра |
1 |
|
|
|
98 |
|
Построение серединного перпендикуляра к отрезку |
1 |
|
|
|
99 |
37 |
Свойство биссектрисы угла |
1 |
|
|
|
100 |
|
Решение задач по теме «Геометрические фигуры». Подготовка к контрольной работе. |
1 |
|
|
|
101 |
|
Контрольная работа №6 по теме: «Геометрические фигуры» |
1 |
|
|
|
|
|
Глава 4. Десятичные дроби |
43 |
|
|
|
102 |
38 |
Анализ контрольной работы Понятие десятичной дроби. |
1 |
|
|
|
103 |
|
Чтение и запись десятичных дробей |
1 |
|
|
|
104 |
39 |
Правила умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. |
1 |
|
|
|
105 |
|
Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. |
1 |
|
|
|
106 |
40 |
Перевод величин в другие единицы измерения |
1 |
|
|
|
107 |
|
Представление обыкновенной дроби в виде десятичной и десятичной в виде обыкновенной |
1 |
|
|
|
108 |
|
Решение задач на перевод величин в другие единицы измерения |
1 |
|
|
|
109 |
41 |
Сравнение десятичных дробей |
1 |
|
|
|
110 |
|
Правила округления десятичных дробей Сравнение и округление десятичных дробей |
1 |
|
|
|
111 |
42 |
Сложение и вычитание десятичных дробей |
1 |
|
|
|
112 |
|
Применение законов арифметических действий для нахождения значения выражения, содержащего десятичные дроби |
1 |
|
|
|
113 |
|
Решение уравнений на сложение и вычитание десятичных дробей |
1 |
|
|
|
114 |
|
Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей. Подготовка к контрольной работе |
1 |
|
|
|
115 |
|
Контрольная работа №7 по теме: «Десятичные дроби» |
1 |
|
|
|
116 |
43 |
Анализ контрольной работы. Правило умножения десятичных дробей |
1 |
|
|
|
117 |
|
Умножение десятичных дробей |
1 |
|
|
|
118 |
|
Взаимно-обратные числа. Умножение десятичных дробей |
1 |
|
|
|
119 |
|
Применение законов арифметических действий при умножении десятичных дробей |
1 |
|
|
|
120 |
|
Решение задач на умножение десятичных дробей |
1 |
|
|
|
121 |
44 |
Степень числа |
1 |
|
|
|
122 |
|
Возведение числа в заданную степень |
1 |
|
|
|
123 |
|
Нахождение значения выражения, содержащего степень |
1 |
|
|
|
124 |
45 |
Среднее арифметическое. |
1 |
|
|
|
125 |
|
Деление десятичной дроби на натуральное число |
1 |
|
|
|
126 |
|
Решение примеров и задач на применение деления десятичной дроби на натуральное число |
1 |
|
|
|
127 |
|
Решение текстовых задач на нахождение среднего арифметического чисел |
1 |
|
|
|
128 |
46 |
Правило деления десятичной дроби на десятичную дробь |
1 |
|
|
|
129 |
|
Деление десятичной дроби на десятичную дробь |
1 |
|
|
|
130 |
|
Решение примеров на все действия с десятичными дробями |
1 |
|
|
|
131 |
|
Решение текстовых задач на все действия с десятичными дробями |
1 |
|
|
|
132 |
|
Контрольная работа №8 по теме: « Десятичные дроби» |
1 |
|
|
|
133 |
47 |
Анализ контрольной работы Понятие процента |
1 |
|
|
|
134 |
48 |
Нахождение процента от величины |
1 |
|
|
|
135 |
|
Нахождение величины по её проценту |
1 |
|
|
|
136 |
|
Задачи на проценты |
1 |
|
|
|
137 |
|
Решение задач на нахождение процента от величины |
1 |
|
|
|
138 |
|
Решение задач на нахождение величины по её проценту |
1 |
|
|
|
139 |
|
Решение задач на проценты |
1 |
|
|
|
140 |
|
Решение разных задач на проценты |
1 |
|
|
|
141 |
49 |
Микрокалькулятор. Назначение основных клавиш калькулятора |
1 |
|
|
|
142 |
|
Вычисления с использованием памяти калькулятора |
1 |
|
|
|
143 |
|
Нахождение значений числовых выражений с помощью калькулятора |
1 |
|
|
|
144 |
|
Применение калькулятора при решении примеров и задач |
1 |
|
|
|
|
|
Глава 5. Геометрические тела |
10 |
|
|
|
145 |
50 |
Прямоугольный параллелепипед. Измерения прямоугольного параллелепипеда |
1 |
|
|
|
146 |
51 |
Развертка прямоугольного параллелепипеда |
1 |
|
|
|
147 |
|
Понятие геодезической линии |
1 |
|
|
|
148 |
|
Составление развертки прямоугольного параллелепипеда и куба |
1 |
|
|
|
149 |
|
Нахождение площадей поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба |
1 |
|
|
|
150 |
52 |
Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объема |
1 |
|
|
|
151 |
|
Формула объема прямоугольного параллелепипеда |
1 |
|
|
|
152 |
|
Нахождение объема прямоугольного параллелепипеда |
1 |
|
|
|
153 |
|
Решение задач на применение формулы объема прямоугольного параллелепипеда |
1 |
|
|
|
154 |
|
Контрольная работа №9 по теме: «Проценты. Прямоугольный параллелепипед» |
1 |
|
|
|
155 |
53 |
Анализ контрольной работы Достоверные, невозможные и случайные события |
1 |
|
|
|
156 |
|
Применение понятий достоверных, невозможных и случайных событий при решение задач |
1 |
|
|
|
157 |
54 |
Комбинаторные задачи |
1 |
|
|
|
158 |
|
Построение древа возможных вариантов при решении комбинаторных задач |
1 |
|
|
|
159 |
|
Решение комбинаторных задач |
1 |
|
|
|
|
|
Повторение |
11 |
|
|
|
160 |
|
Числовые и буквенные выражения. |
1 |
|
|
|
161 |
|
Формулы. Законы арифметических действий |
1 |
|
|
|
162 |
|
Упрощение выражений. |
1 |
|
|
|
163 |
|
Решение уравнений. |
1 |
|
|
|
164 |
|
Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями |
1 |
|
|
|
165 |
|
Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями |
1 |
|
|
|
166 |
|
Проценты. Решение задач на проценты |
1 |
|
|
|
167 |
|
Геометрические фигуры и тела |
1 |
|
|
|
168 |
|
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
|
|
169 |
|
Анализ контрольной работы Решение примеров и задач на повторение |
1 |
|
|
|
170 |
|
Обобщение и систематизация материала изученного за год |
1 |
|
|
|
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Подготовка к олимпиадам на уроках математики в 5–6 классах
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»