Конспект урока русского языка «Союзы сочинительные и подчинительные»
Цели:
1) знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные, а также о функции этих союзов в предложении;
2) отработать навыки постановки знаков препинания при сочинительных и подчинительных союзах;
3) уметь использовать сочинительные и подчинительные союзы в речи.
Конспект урока русского языка
7 класс
«Союзы сочинительные и подчинительные»
Автор: Бабенкова Анна Валериевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 5 г.о. Королёв Московской области,
1 квалификационная категория
2018 год
Урок русского языка по теме:
«Союзы сочинительные и подчинительные»
(урок отработки знаний, умений и навыков)
"Русский язык неисчерпаемо богат,
и все обогащается с быстротой поражающей"
(М. Горький)
-
знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные, а также о функции этих союзов в предложении;
-
отработать навыки постановки знаков препинания при сочинительных и подчинительных союзах;
-
уметь использовать сочинительные и подчинительные союзы в речи.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Объяснение нового материала.
4.Закрепление материала.
5.Подведение итогов.
6.Домашнее задание.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование урока: учебник русского языка, компьютер, проектор (по возможности), карточки.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
1)
Приготовление к уроку, приведение в
порядок рабочих мест.
2) Приветствие.
3)
Объявление новой темы и задач урока.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, на сегодняшнем уроке нам предстоит много наблюдать, рассуждать, доказывать и обобщать. Будьте внимательны, активны, применяйте знания теории и практические навыки, полученные ранее.
А тему урока вы поможете мне сформулировать сами, но чуть позже.
Работу начнём с теста.
-
Задания на повторение.
1) Проверка теории (самостоятельные и служебные части речи). Являются ли верными данные высказывания? Да +; Нет -. (два ученика у доски, остальные в тетрадях или на листиках). В работе не допускать исправлений.
1.Служебными частями речи являются предлоги, союзы, категория состояния.(-)
-
К самостоятельным частям речи можно задать вопрос. (+)
-
Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества. (+)
-
Самостоятельные части речи не могут употребляться без служебных.
(-)
-
Служебные части речи могут изменяться. (-)
-
Предлог –под- в словосочетании «приехать под вечер» выражает временные отношения. (+)
-
Предлоги бывают простыми и двусоставными. (-)
-
Предлоги, образованные путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, называются непроизводными. (-)
-
Предлоги «благодаря», «согласно», «вопреки», «наперекор» употребляются с Тв. падежом. (-)
-
Союз выражает зависимость одних слов от других. (-)
ОТВЕТЫ: 1-; 2+; 3+; 4-; 5-; 6+; 7-; 8-; 9-; 10-
-Выполнив тестовые задания, можете предположить, чем будем заниматься на следующем этапе урока?
2) Работа со словосочетаниями. Наблюдения над тем, какую функцию выполняют предлоги.
-Нас окружают самые разнообразные предметы. Любой предмет имеет название, свои признаки. Название предмета – это прежде всего слово, которое имеет лексическое и грамматическое значение.
Задание 1. Посмотрите внимательно на записанные слова. Что вы можете сказать о них? (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)
Однако, в, а, потому что, да, и, чтобы, если, на.
-Назовите те слова, которые помогут составить словосочетания. Составьте и запишите словосочетания с этими предлогами, указав главное и зависимое слово.
-В записанных словосочетаниях укажите способ выражения грамматической связи.
-Какой вывод можно сделать?
3) Работа с предложением. Наблюдение над тем, какую функцию выполняют союзы.
-Вернитесь к предыдущей записи и ответьте, к какой части речи относятся оставшиеся слова? (союзы).
- Охарактеризуйте союзы по их составу? Свой ответ обоснуйте. (Простые, так как состоят из одного слова; составные, так как состоят из двух слов). Составьте устно предложения, используя данные союзы.
Задание 2. Прочитайте. Можно ли каждую из записей назвать предложением? Свой ответ обоснуйте. (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)
-
По временам Пётр несколько оживлялся.
-
Мгновения счастья вставали перед ним живые и яркие.
-
Лицо его прояснялось.
-
Но это бывало ненадолго.
Задание 3. Охарактеризуйте данные предложения по их строению. (Простые)
- Составьте из первых трёх простых предложений сложное с разными видами связи (сочинительной и подчинительной), чтобы оно соответствовало данной схеме. (ЗАПИСЬ СХЕМЫ НА ДОСКЕ)
[… , (когда…), …], и […]. (см. предложение дальше)
[По временам, (когда мгновения счастья вставали перед ним живые и яркие), Пётр несколько оживлялся], и [лицо его прояснялось]. [Но это бывало ненадолго]…
-Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, укажите средства связи частей сложного предложения, обозначьте границы частей сложного предложения.
-Расскажите, какую роль выполняют союзы. Правила пунктуации.
2. Переход к новой теме.
-Далее мы углубим наши знания о союзе.
Союзы делятся на группы не только по составу, но и по значению.
-Чем отличаются союзы И, НО от союза КОГДА?
(ролью и значением: сочинительные и подчинительный союзы)
-Исходя из предыдущего задания, предложите формулировку темы урока.
-О чём пойдёт речь? (записать тему в тетрадь, попытаться сформулировать цели урока)
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с группами сочинительных союзов и их ролью в речи, с группами подчинительных союзов и их значением;
2. Формировать умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;
3. Формировать понятийный аппарат.
Составление таблицы и указания роли сочинительных и подчинительных союзов (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)
Сочинительные союзы |
Подчинительные союзы |
И, а, но, да (=и; =но), или и др. Соединяют равноправные части сложного предложения, однородные члены предложения |
Когда, потому что, если, хотя, чтобы и др. Соединяют придаточную часть сложного предложения с главной |
-О каком отличии сочинительных и подчинительных союзов не сказали? (в СПП можно задать вопрос к придаточной части, а ССП - нет)
3.Закрепление новой темы.
Задание 5. Распределительный диктант «Капризы союза –и-». Распределите предложения по группам.
1 группа – союз –и- связывает однородные члены предложения;
2 группа – союз –и- связывает части сложного предложения. Расставьте знаки препинания и объясните графически. Раскройте скобки и вставьте буквы на месте пропусков.
УПРАЖНЕНИЕ № 1 (на листочках)
-
Разг..раясь огни поднимают…ся высоко (в) гору бесчисленной россыпью и вытягивают…ся (вдоль) б..р..гов залива.
-
(По) озеру шёл п…роход и мальчик долго см…трел на его лёгкий белый корпус.
-
Он был задумчив и м…лчалив.
-
Сн…жинки (во) двор прилетели и лужицы стынут (во) льду.
-
(В) рощ… сонной и пустой дрожат от холода осины…
-
Вот солнце к…снулось верхушек деревьев и лучи его пронзили (полу)мрак.
Проверка.
4.Творческая работа.
Задание: Запишите предложения. Докажите, что знаки препинания расставлены правильно (запись можно сделать на доске).
Зима, которая длилась долгие четыре месяца, закончилась.
Горят первые звезды, а заря еще долго светит над полями и лесами.
- Чем отличаются записанные предложения?
- А как отличить ССП и СПП?
- Давайте составим схемы предложений.
- На схемах очень хорошо видно, чем отличаются ССП от СПП и для чего служат сочинительные и подчинительные союзы.
- Делаем вывод.
Творческое задание «Подумай и напиши».(на листочках)
- Продолжите предложения, вставляя нужный союз и расставляя знаки препинания:
1) Становилось жарко, и (я отправился домой).
2) Ночью была оттепель, а (к утру ударил мороз).
3) Мы шли по берегу реки и (любовались окрестностями).
- Какие союзы мы использовали в записанных предложениях?
- Для чего они служат?
- Итак, какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие - только для связи предложений?
5.Заключительный этап.
Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам последнее задание.
Дайте оценку своей деятельности на уроке, материалу урока.
Дополнительное задание.
Записать под диктовку предложения, выделить союз, обозначая его разряд. Объяснить знаки препинания при помощи схем. Выделяем орфограммы. Обращаем внимание учеников на правописание слова свирель.
Пастушья свирель.
Дни
переход..т в очень жаркие, но росы ещё
пр..хладные. Коров стали выг..нять рано
и в полдень приг..нять, спасая от слепней.
Пастуш..я свирель имеет способность
прон..кать в каждый дом, чтобы достигнуть
каждой души. Сегодня мелодия проникла
в меня, и я насл..ждался простой жизнью.
Упражнение на развитие речи:
Составить предложения по схемам:
[
], но [ ],
[ ], (потому что)
Подведение итогов:
Подводя итоги урока, ответьте на вопросы:
– На
какие разряды делятся союзы?
– Какую
функцию выполняют сочинительные и
подчинительные союзы?
– Как ставятся
знаки препинания при сочинительных и
подчинительных союзах?
Закончите следующие предложения:
-
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
-
"Я похвалил бы себя…";
-
"Особенно мне понравилось…";
-
"После урока мне захотелось…";
-
"Сегодня мне удалось…";
-
"Я сумел…";
-
"Было интересно…";
-
"Было трудно…";
-
"Я понял, что…";
-
"Теперь я могу…";
-
"Я почувствовал, что…";
-
"Я научился…";
-
"Меня удивило…"
Домашнее задание:
Урок закончен. Дом.задание. Оценки.
УПРАЖНЕНИЕ № 1 (на листочках)
-
Разг..раясь огни поднимают…ся высоко (в) гору бесчисленной россыпью и вытягивают…ся (вдоль) б..р..гов залива.
-
(По) озеру шёл п…роход и мальчик долго см…трел на его лёгкий белый корпус.
-
Он был задумчив и м…лчалив.
-
Сн…жинки (во) двор прилетели и лужицы стынут (во) льду.
-
(В) рощ… сонной и пустой дрожат от холода осины…
-
Вот солнце к…снулось верхушек деревьев и лучи его пронзили (полу)мрак.
Творческое задание «Подумай и напиши».(на листочках)
- Продолжите предложения, вставляя нужный союз и расставляя знаки препинания:
1) Становилось жарко, и (я отправился домой).
2) Ночью была оттепель, а (к утру ударил мороз).
3) Мы шли по берегу реки и (любовались окрестностями).
- Какие союзы мы использовали в записанных предложениях?
- Для чего они служат?
- Итак, какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие - только для связи предложений?
Пастушья свирель.
Дни
переход..т в очень жаркие, но росы ещё
пр..хладные. Коров стали выг..нять рано
и в полдень приг..нять, спасая от слепней.
Пастуш..я свирель имеет способность
прон..кать в каждый дом, чтобы достигнуть
каждой души. Сегодня мелодия проникла
в меня, и я насл..ждался простой жизнью.
Закончите следующие предложения:
-
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
-
"Я похвалил бы себя…";
-
"Особенно мне понравилось…";
-
"После урока мне захотелось…";
-
"Сегодня мне удалось…";
-
"Я сумел…";
-
"Было интересно…";
-
"Было трудно…";
-
"Я понял, что…";
-
"Теперь я могу…";
-
"Я почувствовал, что…";
-
"Я научился…";
-
"Меня удивило…"
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»