Методика работы с кристаллами для детей с ограниченными возможностями здоровья
Я хочу поделиться своим опытом работы с детьми. Это полностью моя разработка, основанная на личном опыте. Я нигде в методической литературе не встречала упоминания о работе с кристаллами, проволокой и игрушками-трансформерами, сделанными своими руками, поэтому все разработано мною.
Медяло Виктория Мечиславовна,
Высшая квалификационная категория,
МБДОУ Детский сад компенсирующего вида «Центр коррекции “Сказка”» г.Выборг, Ленинградской обл.
Развитие сенсомоторики, речи, математических представлений
Дошкольный возраст
Занятие, часть занятия, индивидуальная работа
Методика работы с кристаллами
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Стимульный материал: Разноцветные кристаллы
Место применения работы с кристаллами в системе занятий – часть занятия.
Возраст детей – 2,5 – 3 года
Цели:
-
Развитие звуковой культуры речи и мелкой моторики
Задачи:
-
Развитие речи, звукопроизношения,
-
Развитие координации речи и движения,
-
Развитие памяти и внимания
-
Развитие мелкой моторики
-
Развитие и закрепление основных цветов
-
Обогащение и активизация словарного запаса
-
Обучение детей доводить начатое дело до логического завершения
Последовательность работы:
1-й этап: Знакомство с кристаллами – цвет, форма, материал, свойства. Вводятся или закрепляются понятия, на которые педагог обращает внимание ребенка, при этом он побуждает ребенка самостоятельно охарактеризовать кристалл и в случае успеха дает положительную оценку:
-
Цвет – оттенки, яркость;
-
Форма – многогранник;
-
Материал – пластмасса;
-
Свойства – твердый, гладкий.
2-й этап: Основная работа – перед каждым ребенком стоит контейнер с кристаллами одного цвета, в зависимости от темы занятия и периода учебного года (в конце) количество цветов (контейнеров с кристаллами) варьируется и определяется педагогом.
выкладывают из кристаллов на пластиковом коврике контрастного цвета (можно использовать цветной картон) простейшие элементы при этом озвучивают выкладываемые элементы:
-
коричневые зернышки для курочки (цып-цып-цып, ко-ко-ко), капельки голубого дождя (кап-кап-кап) и т.д.
-
по контуру, заранее нарисованному педагогом, например, цыпленок (пи-пи-пи), котенок (мяу-мяу-мяу), солнышко, коврик и т.д.
-
заполненную форму, например, тучка с дождиком (тучка, дождик), яблоко (желтое, красное, сладкое, круглое), коврик и т.д.
3-й этап: Оценка результатов.
Педагог оценивает работу каждого ребенка:
-
Дает положительную оценку всем детям;
-
Подробно и положительно комментирует действия детей, при этом обращая внимание на то, что ребенок проявил самостоятельнось.
Возраст детей – 3 – 4 года
Цели:
-
Развитие звуковой культуры речи и элементарных математических представлений
Задачи:
-
Развитие речи и звукопроизношения
-
Развитие памяти и внимания
-
Развитие мелкой моторики
-
Развитие и закрепление основных цветов
-
Обогащение и активизация словарного запаса
-
Закрепление понятий - цвет, форма, величина
-
Обучение детей доводить начатое дело до логического завершения
Количество цветов – 2 и более, в зависимости от подготовленности детей и периода проведения занятия (начало, середина, конец учебного года)
Количество предметов - педагог решает - какое количество предметов будет задействовано на занятии
Последовательность работы:
-
В начале года - повторяется и закрепляется пройденный материал (солнышко-тучка, тучка-дождик, солнышко-тучка-дождик и т.д.)
-
В середине года – добавляются цвета, дается работа по образцу или рисунку (елочка, грибочек, ягодки, груша и т.д.)
-
В конце года - самостоятельно воспроизводить знакомые предметы
На любом этапе в работе ребенок обязательно озвучивает свои действия, используя прилагательные, антонимы, множественное число предмета до 5, характеризующие предмет или предметы, совместно с педагогом повторяет выученные стихотворения, отгадывают загадки, закрепляет понятие частей и качество предмета или предметов.
Педагог оценивает работу каждого ребенка:
-
Дает положительную оценку всем детям;
-
Подробно и положительно комментирует действия детей, при этом обращая внимание на то, что ребенок проявил самостоятельность.
Возраст детей – 4 – 5 лет
Цели:
-
Развитие общеречевых навыков, сенсомоторики и элементарных математических представлений.
Задачи:
-
Развитие памяти, внимания, мышления
-
Развитие сенсомоторики
-
Обогащение и активизация словарного запаса
-
Закрепление понятий - цвет, форма, величина
-
Развитие творческих способностей
-
Обучение детей доводить начатое дело до логического завершения
Количество цветов – 4 и более, в зависимости от подготовленности детей и периода проведения занятия (начало, середина, конец учебного года)
Количество предметов - педагог решает - какое количество предметов будет задействовано на занятии
Последовательность работы:
-
В начале года – самостоятельно воспроизводить знакомые предметы.
-
В середине года – расширяем набор и количество предметов в качестве образца (разновидности грибов, деревьев, насекомых, цветов и т.д.)
-
В конце года - самостоятельно создавать простейшие сюжетные картины из 3-4х элементов (предметов)
Продолжается работа над развитием общеречевых навыков, связанной речи. С расширением представлений об окружающем мире расширяется набор предметов и сюжетов для работы с кристаллами. Составление описательного рассказа по своей картине. Знакомство с цифрами – от 1 до 5: дети выкладывают цифры из кристаллов, что позволяет выявить дисграфию и работать над ее коррекцией. На одном занятии работа проходит с одной цифрой. Закрепляются геометрические понятия, вводятся новые фигуры. Продолжается работа над развитием цветовосприятия – цвет-оттенок, темнее-светлее. Если дети успешно справляются с заданиями, то их можно усложнить.
Педагог оценивает работу каждого ребенка:
-
Дает положительную оценку всем детям;
-
Подробно и положительно комментирует действия детей, при этом обращая внимание на то, что ребенок проявил творчество.
Возраст детей – 5 лет и старше
Цели:
-
Развитие общеречевых навыков, знакомство с буквами и цифрами
Задачи:
-
Развитие памяти, внимания, мышления
-
Развитие элементарных математических представлений
-
Развитие сенсомоторики
-
Обогащение и активизация словарного запаса
-
Развитие творческих способностей
-
Обучение детей доводить начатое дело до логического завершения
Количество цветов – 8-12 и более, в зависимости от подготовленности детей и периода проведения занятия (начало, середина, конец учебного года)
Количество предметов - педагог решает - какое количество предметов будет задействовано на занятии
Последовательность работы:
-
В начале года – самостоятельно создать простейшую сюжетную картину.
-
В середине года – педагог называет предмет, который дети должны выложить из кристаллов, проявляя самостоятельность и творчество
-
В конце года - самостоятельно создавать сюжетные картины, используя свой опыт, наблюдения, воображение.
Продолжается работа над развитием связанной речи. С увеличением жизненного опыта, навыков, умений расширяются творческие способности детей, которые они демонстрируют в своих работах. Педагог дает задание составить рассказ по созданной ребенком из кристаллов картине. Выкладываются буквы – слоги – слова и т.д., цифры от 1 до 10 и т.д. Закрепляются понятия характеристики цвета – лимонный, брусничный, малиновый и т.д.
Возможностей работы с кристаллами неисчерпаемы, все зависит от творческого подхода педагога – кристаллы не только увлекательны, но и полезны.
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Нейропсихологический подход в проектировании коррекционных курсов для индивидуальных и групповых занятий в практике работы нейродефектолога»
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
спасибо! подпиталась креативностью! ура!