В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Романса трепетные звуки

Романса трепетные звуки

Ирина Свешникова
Тип материала: Урок
просмотров: 9844
Краткое описание
Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста
Описание
План – конспект
УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Тема: «Романса трепетные звуки».
Цель:
Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста

Задача:

1. Воспитательная — формирование любви к музыке русского романса.
2. Образовательная — знакомство с творчеством русского композитора А.Г. Рубинштейна, русского поэта М.Ю.Лермонтова, историей создания романса «Горные вершины», закрепить умение различать интонационные особенности русского романса
3. Развивающая — развитие вокально–хоровых навыков, совершенствование навыков слушания музыки, развивать навыки ассоциативного мышления
Оборудование:

  • Записи музыки А.Г.Рубинштейна, компьютер, проектор, экран.
  • Иллюстрации с изображениями гор
  • Карточки с эпитетами
  • Синтезатор.
Материал:
1. А.Г.Рубинштейн романс «Горные вершины».
2. М.Ю.Лермонтов стихотворение «Горные вершины».
3. Викентий Вересаев перевод с немецкого «Ночной песни странника» И.В. Гёте
4. «Школьный романс» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.
5. «Очи чёрные» цыганский романс.
ХОД УРОКА
1. слайд.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир романса. 2. слайд. Тема нашего урока«Романса трепетные звуки»,
а эпиграфом к уроку послужат слова А.Фета « Что не выскажешь словами, звуком на душу навей».
Как вы понимаете смысл этого высказывания?
3. слайд. Отсюда следует цель нашего урока: -Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста
Для начала вспомним, что мы знаем о романсе 4. слайд
Романс– это музыкальное произведение вокально-инструментального жанра. В отличие от обычной песни, романс исполняется обычно на профессиональные тексты лирического характера.
5. слайд В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины 18 века. Постепенно этот жанр разделился на два потока: · Профессиональный романс · Бытовой романс
6-8 слайды Исполнители русского романса Кого из исполнителей вы узнали? Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Стихотворение, какого поэта я прочитала? Догадались, чей перевод, или, правильнее, чья вариация на эту тему известна всем нам с самого детства? Конечно, это же „Горные вершины“ Лермонтова Правда, Лермонтов в данном случае переводил великого немецкого поэта XVIII в. Иоганна Вольфганга Гёте (его стихотворение называется «Ночная песнь путника» и входит в состав большого романа „Годы учения Вильгельма Мейстера). Для нас с вами особенно интересно процитировать еще одно маленькое стихотворение (или отрывок), получивший развитие в литературе Нового времени. Вот он в точном переводе Викентия Вересаева:

Спят вершины высокие гор и бездн провалы,
Спят утёсы и ущелья,
Змеи, сколько их черная всех земля ни кормит,
Густые рои пчел,
     звери гор высоких
И чудища в багровой глубине морской.
Сладко спит и племя
Быстролетающих птиц.

Какое из этих двух стихотворений может лечь в основу музыкального произведения? Почему? Какие эпитеты соответствуют характеру, настроению стихотворения? (работа на доске, с карточками) Музыкальность перевода Лермонтова подтверждается тем, что оно легло в основу 40 романсов разных композиторов. (Домашнее задание: выяснить фамилии этих композиторов:
Николая Алексеевича Титова (1840), Александра Варламова (дуэт, 1840), Ф. Г. Голицына (1845), К. А. Булгакова (для двух голосов в сопровождении органа, 1850-е гг.), Софьи Зыбиной (дуэт, 1861), Антона Рубинштейна (дуэт), Михаила Ипполитова-Иванова (1896), Сергея Танеева (дуэт, 1902), Сергея Ляпунова (1913), Николая Метнера (1913), Георгия Свиридова и других.)
Одним из этих композиторов был А.Г.Рубинштейн
9 слайд
Рубинштейн Антон Григорьевич (портрет) пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Разучивание мелодии романса. Можно ли разнообразить ряд эпитетов? Как и почему? Давайте послушаем романс в исполнении профессионалов. 10-24 слайды Презентация романса «Горные вершины». Какими средствами музыкальной выразительности Рубинштейн изобразил красоту гор? Восходящие мелодические линии Дуэт (ансамбль, состоящий из 2-х человек) – эффект эха Нарастающая динамика (восторг, радость) Пополнится ли наш ряд эпитетов после прослушивания романса? Помимо профессионального и бытового романса существует особый вид романса- цыганский 25-34 слайдыПрезентация цыганского романса «Очи чёрные». 35-36 слайды. Рефлексия. 37 слайд. Я никогда не понимал Искусства музыки священной, А ныне слух мой различал В ней чей – то голос сокровенный. Я полюбил в ней ту мечту И те души моей волненья, Что всю былую красоту Волной приносит из забвенья. Под звуки прошлое встаёт И близким кажется, и ясным: То для меня мечта поёт, То веет таинством прекрасным. А. Блок Выставление оценок.Анализирую работу ребят и выставляю оценки

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок.doc Скачать


План – конспект

УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Тема: «Романса трепетные звуки».


Цель:

Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста


Задача:

1. Воспитательная - формирование любви к музыке русского романса.

2. Образовательная - знакомство с творчеством русского композитора А.Г. Рубинштейна, русского поэта М.Ю.Лермонтова, историей создания романса «Горные вершины», закрепить умение различать интонационные особенности русского романса

3. Развивающая - развитие вокально–хоровых навыков, совершенствование навыков слушания музыки, развивать навыки ассоциативного мышления

Оборудование:

  • Записи музыки А.Г.Рубинштейна, компьютер, проектор, экран.

  • Иллюстрации с изображениями гор

  • Карточки с эпитетами

  • Синтезатор.

Материал:

1. А.Г.Рубинштейн романс «Горные вершины».

2. М.Ю.Лермонтов стихотворение «Горные вершины».

3. Викентий Вересаев перевод с немецкого «Ночной песни странника» И.В. Гёте

4. "Школьный романс» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.

5. «Очи чёрные» цыганский романс.

ХОД УРОКА

1. слайд.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир романса.

2. слайд.

Тема нашего урока «Романса трепетные звуки»,

а эпиграфом к уроку послужат слова А.Фета « Что не выскажешь словами, звуком на душу навей».

Как вы понимаете смысл этого высказывания?


3. слайд. Отсюда следует цель нашего урока: - Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста

Для начала вспомним, что мы знаем о романсе

4. слайд Романс– это музыкальное произведение вокально-инструментального жанра. В отличие от обычной песни, романс исполняется обычно на профессиональные тексты лирического характера.

5. слайд

В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины 18 века. Постепенно этот жанр разделился на два потока:

  • Профессиональный романс

  • Бытовой романс



6-8 слайды

Исполнители русского романса

Кого из исполнителей вы узнали?

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Стихотворение, какого поэта я прочитала?

Догадались, чей перевод, или, правильнее, чья вариация на эту тему известна всем нам с самого детства? Конечно, это же "Горные вершины" Лермонтова Правда, Лермонтов в данном случае переводил великого немецкого поэта XVIII в. Иоганна Вольфганга Гёте (его стихотворение называется «Ночная песнь путника» и входит в состав большого романа "Годы учения Вильгельма Мейстера).

Для нас с вами особенно интересно процитировать еще одно маленькое стихотворение (или отрывок), получивший развитие в литературе Нового времени. Вот он в точном переводе Викентия Вересаева:


Спят вершины высокие гор и бездн провалы,
Спят утёсы и ущелья,
Змеи, сколько их черная всех земля ни кормит,
Густые рои пчел,
     звери гор высоких
И чудища в багровой глубине морской.
Сладко спит и племя
Быстролетающих птиц.

Какое из этих двух стихотворений может лечь в основу музыкального произведения? Почему?

Какие эпитеты соответствуют характеру, настроению стихотворения? (работа на доске, с карточками)

Музыкальность перевода Лермонтова подтверждается тем, что оно легло в основу 40 романсов разных композиторов. (Домашнее задание: выяснить фамилии этих композиторов: Николая Алексеевича Титова (1840), Александра Варламова (дуэт, 1840), Ф. Г. Голицына (1845), К. А. Булгакова (для двух голосов в сопровождении органа, 1850-е гг.), Софьи Зыбиной (дуэт, 1861), Антона Рубинштейна (дуэт), Михаила Ипполитова-Иванова (1896), Сергея Танеева (дуэт, 1902), Сергея Ляпунова (1913), Николая Метнера (1913), Георгия Свиридова и других.)
Одним из этих композиторов был А.Г.Рубинштейн

9 слайд

Рубинштейн Антон Григорьевич (портрет)

пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель.

Разучивание мелодии романса.

Можно ли разнообразить ряд эпитетов? Как и почему?

Давайте послушаем романс в исполнении профессионалов.

10-24 слайды Презентация романса «Горные вершины».

Какими средствами музыкальной выразительности Рубинштейн изобразил красоту гор?

Восходящие мелодические линии

Дуэт (ансамбль, состоящий из 2-х человек) – эффект эха

Нарастающая динамика (восторг, радость)

Пополнится ли наш ряд эпитетов после прослушивания романса?

Помимо профессионального и бытового романса существует особый вид романса- цыганский

25-34 слайды Презентация цыганского романса «Очи чёрные».

35-36 слайды. Рефлексия.

37 слайд.

Я никогда не понимал

Искусства музыки священной,

А ныне слух мой различал

В ней чей – то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту

И те души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносит из забвенья.

Под звуки прошлое встаёт

И близким кажется, и ясным:

То для меня мечта поёт,

То веет таинством прекрасным.

А. Блок

Выставление оценок. Анализирую работу ребят и выставляю оценки



















Урок.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос