Романса трепетные звуки
УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Тема: «Романса трепетные звуки».
Цель:
Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста
Задача:
1. Воспитательная — формирование любви к музыке русского романса.
2. Образовательная — знакомство с творчеством русского композитора А.Г. Рубинштейна, русского поэта М.Ю.Лермонтова, историей создания романса «Горные вершины», закрепить умение различать интонационные особенности русского романса
3. Развивающая — развитие вокально–хоровых навыков, совершенствование навыков слушания музыки, развивать навыки ассоциативного мышления
Оборудование:
- Записи музыки А.Г.Рубинштейна, компьютер, проектор, экран.
- Иллюстрации с изображениями гор
- Карточки с эпитетами
- Синтезатор.
1. А.Г.Рубинштейн романс «Горные вершины».
2. М.Ю.Лермонтов стихотворение «Горные вершины».
3. Викентий Вересаев перевод с немецкого «Ночной песни странника» И.В. Гёте
4. «Школьный романс» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.
5. «Очи чёрные» цыганский романс.
ХОД УРОКА
1. слайд.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир романса. 2. слайд. Тема нашего урока«Романса трепетные звуки»,
а эпиграфом к уроку послужат слова А.Фета « Что не выскажешь словами, звуком на душу навей».
Как вы понимаете смысл этого высказывания?
3. слайд. Отсюда следует цель нашего урока: -Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста
Для начала вспомним, что мы знаем о романсе 4. слайд
Романс– это музыкальное произведение вокально-инструментального жанра. В отличие от обычной песни, романс исполняется обычно на профессиональные тексты лирического характера. 5. слайд В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины 18 века. Постепенно этот жанр разделился на два потока: · Профессиональный романс · Бытовой романс
6-8 слайды Исполнители русского романса Кого из исполнителей вы узнали? Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
Стихотворение, какого поэта я прочитала? Догадались, чей перевод, или, правильнее, чья вариация на эту тему известна всем нам с самого детства? Конечно, это же „Горные вершины“ Лермонтова Правда, Лермонтов в данном случае переводил великого немецкого поэта XVIII в. Иоганна Вольфганга Гёте (его стихотворение называется «Ночная песнь путника» и входит в состав большого романа „Годы учения Вильгельма Мейстера). Для нас с вами особенно интересно процитировать еще одно маленькое стихотворение (или отрывок), получивший развитие в литературе Нового времени. Вот он в точном переводе Викентия Вересаева:
Спят вершины высокие гор и бездн провалы, Спят утёсы и ущелья, Змеи, сколько их черная всех земля ни кормит, Густые рои пчел, звери гор высоких И чудища в багровой глубине морской. Сладко спит и племя Быстролетающих птиц. |
Николая Алексеевича Титова (1840), Александра Варламова (дуэт, 1840), Ф. Г. Голицына (1845), К. А. Булгакова (для двух голосов в сопровождении органа, 1850-е гг.), Софьи Зыбиной (дуэт, 1861), Антона Рубинштейна (дуэт), Михаила Ипполитова-Иванова (1896), Сергея Танеева (дуэт, 1902), Сергея Ляпунова (1913), Николая Метнера (1913), Георгия Свиридова и других.)
Одним из этих композиторов был А.Г.Рубинштейн 9 слайд
Рубинштейн Антон Григорьевич (портрет) пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Разучивание мелодии романса. Можно ли разнообразить ряд эпитетов? Как и почему? Давайте послушаем романс в исполнении профессионалов. 10-24 слайды Презентация романса «Горные вершины». Какими средствами музыкальной выразительности Рубинштейн изобразил красоту гор? Восходящие мелодические линии Дуэт (ансамбль, состоящий из 2-х человек) – эффект эха Нарастающая динамика (восторг, радость) Пополнится ли наш ряд эпитетов после прослушивания романса? Помимо профессионального и бытового романса существует особый вид романса- цыганский 25-34 слайдыПрезентация цыганского романса «Очи чёрные». 35-36 слайды. Рефлексия. 37 слайд. Я никогда не понимал Искусства музыки священной, А ныне слух мой различал В ней чей – то голос сокровенный. Я полюбил в ней ту мечту И те души моей волненья, Что всю былую красоту Волной приносит из забвенья. Под звуки прошлое встаёт И близким кажется, и ясным: То для меня мечта поёт, То веет таинством прекрасным. А. Блок Выставление оценок.Анализирую работу ребят и выставляю оценки
План – конспект
УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Тема: «Романса трепетные звуки».
Цель:
Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста
Задача:
1. Воспитательная - формирование любви к музыке русского романса.
2. Образовательная - знакомство с творчеством русского композитора А.Г. Рубинштейна, русского поэта М.Ю.Лермонтова, историей создания романса «Горные вершины», закрепить умение различать интонационные особенности русского романса
3. Развивающая - развитие вокально–хоровых навыков, совершенствование навыков слушания музыки, развивать навыки ассоциативного мышления
Оборудование:
-
Записи музыки А.Г.Рубинштейна, компьютер, проектор, экран.
-
Иллюстрации с изображениями гор
-
Карточки с эпитетами
-
Синтезатор.
Материал:
1. А.Г.Рубинштейн романс «Горные вершины».
2. М.Ю.Лермонтов стихотворение «Горные вершины».
3. Викентий Вересаев перевод с немецкого «Ночной песни странника» И.В. Гёте
4. "Школьный романс» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина.
5. «Очи чёрные» цыганский романс.
ХОД УРОКА
1. слайд.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир романса.
2. слайд.
Тема нашего урока «Романса трепетные звуки»,
а эпиграфом к уроку послужат слова А.Фета « Что не выскажешь словами, звуком на душу навей».
Как вы понимаете смысл этого высказывания?
3. слайд. Отсюда следует цель нашего урока: - Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста
Для начала вспомним, что мы знаем о романсе
4. слайд Романс– это музыкальное произведение вокально-инструментального жанра. В отличие от обычной песни, романс исполняется обычно на профессиональные тексты лирического характера.
5. слайд
В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины 18 века. Постепенно этот жанр разделился на два потока:
-
Профессиональный романс
-
Бытовой романс
6-8 слайды
Исполнители русского романса
Кого из исполнителей вы узнали?
Горные вершины
Спят во тьме
ночной;
Тихие долины
Полны свежей
мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат
листы...
Подожди немного,
Отдохнешь
и ты.
Стихотворение, какого поэта я прочитала?
Догадались, чей перевод, или, правильнее, чья вариация на эту тему известна всем нам с самого детства? Конечно, это же "Горные вершины" Лермонтова Правда, Лермонтов в данном случае переводил великого немецкого поэта XVIII в. Иоганна Вольфганга Гёте (его стихотворение называется «Ночная песнь путника» и входит в состав большого романа "Годы учения Вильгельма Мейстера).
Для нас с вами особенно интересно процитировать еще одно маленькое стихотворение (или отрывок), получивший развитие в литературе Нового времени. Вот он в точном переводе Викентия Вересаева:
|
Спят вершины высокие
гор и бездн провалы, |
Какое из этих двух стихотворений может лечь в основу музыкального произведения? Почему?
Какие эпитеты соответствуют характеру, настроению стихотворения? (работа на доске, с карточками)
Музыкальность перевода Лермонтова
подтверждается тем, что оно легло в
основу 40 романсов разных композиторов.
(Домашнее задание: выяснить фамилии
этих композиторов:
Николая Алексеевича Титова (1840),
Александра Варламова (дуэт, 1840), Ф. Г.
Голицына (1845), К. А. Булгакова (для двух
голосов в сопровождении органа, 1850-е
гг.), Софьи Зыбиной (дуэт, 1861), Антона
Рубинштейна (дуэт), Михаила Ипполитова-Иванова
(1896), Сергея Танеева (дуэт, 1902), Сергея
Ляпунова (1913), Николая Метнера (1913),
Георгия Свиридова и других.)
Одним из
этих композиторов был А.Г.Рубинштейн
9 слайд
Рубинштейн Антон Григорьевич (портрет)
пианист, композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель.
Разучивание мелодии романса.
Можно ли разнообразить ряд эпитетов? Как и почему?
Давайте послушаем романс в исполнении профессионалов.
10-24 слайды Презентация романса «Горные вершины».
Какими средствами музыкальной выразительности Рубинштейн изобразил красоту гор?
Восходящие мелодические линии
Дуэт (ансамбль, состоящий из 2-х человек) – эффект эха
Нарастающая динамика (восторг, радость)
Пополнится ли наш ряд эпитетов после прослушивания романса?
Помимо профессионального и бытового романса существует особый вид романса- цыганский
25-34 слайды Презентация цыганского романса «Очи чёрные».
35-36 слайды. Рефлексия.
37 слайд.
Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей – то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносит из забвенья.
Под звуки прошлое встаёт
И близким кажется, и ясным:
То для меня мечта поёт,
То веет таинством прекрасным.
А. Блок
Выставление оценок. Анализирую работу ребят и выставляю оценки
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»