Дополнительная общеобразовательная программа "Домоводство"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДОМОВОДСТВО»
(предмет технология)
Категория: 15 – 16 лет
Срок реализации программы: 68 часа
Разработал: инструктор по труду
Дедуренко Ольга Алексеевна-педагог
высшей квалификационной категории
г. Балаково
2017 год
Паспорт программы
1)Наименование программы |
«Домоводство» |
2) Разработчик программы |
Инструктор по труду Дедуренко Ольга Алексеевна |
3) Цели и задачи программы |
Цель: Формирование социально значимых знаний, умений и навыков, способствующих успешной постинтернатной адаптации воспитанников Задачи: Образовательные
Развивающие
Воспитательные
|
4) Сроки реализации программы |
68 часов |
5)Исполнители программы |
Инструктор по труду Дедуренко Ольга Алексеевна |
6) Ожидаемые конечные результаты программы |
В результате освоения программы будут сформированы: представления:
2. откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи 3. о способах ухода за одеждой: ежедневной, верхней, белой и обувью и т.д.; 4. о правильно и рациональном питании, и способах приготовлении пищи; 5. о правилах этикета в быту, способах сервировки стола; 6. о правилах создания интерьера, уюта в доме и уход за жилищем; 7. о правилах и способах ведения семейной экономики. умения: 1. ухаживать за одеждой и обувью; 2. готовить пищу; 3. применять правила этикета в быту, сервировать стол; 4. создавать интерьер и уют в доме, а также ухаживать и содержать дом в порядке; 5. рассчитывать свои доходы и расходы, вести достойно семейный бюджет. |
7) Организация контроля реализации программы |
Анкетирование, диагностика, наблюдение, устный опрос, практические занятия, итоговое занятие, проект, мини-задача (ситуационная), синквейн, зачетная практическая работа, «график индивидуальных наблюдений». |
Пояснительная записка
Семейное воспитание детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Занятия по программе «Домоводство» направлены на практическую подготовку воспитанников к самостоятельной и семейной жизни, труду на благо своей семьи, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития воспитанников, оставшихся без попечения родителей.
В основу дополнительной программы взяты примерные программы по учебным предметам «Технология 5-9 классы», утвержденные Минобразования России; положение о деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 481 от 24 мая 2014 года.
Цель: формирование социально значимых знаний, умений и навыков, способствующих успешной постинтернатной адаптации воспитанников; знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Задачи: Образовательные
-
формировать эстетические ориентиры (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни;
-
учить выполнять бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений; с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке столов и уборке помещений;
-
воспитать ответственность и нравственное поведения в области экономических отношений в семье, формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Развивающие
-
развить жизненные компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач.
Воспитательные
-
воспитать аккуратность и бережливость при приготовлении пищи, ремонте одежды, уборке помещения и при расходовании бюджетных средств семьи;
-
воспитать организационно-волевые качества при пошиве одежды и изучении других разделов программы;
-
воспитать ориентационные качества: самооценку выполненной работы, интерес к занятиям в коллективе при прохождении раздела по кулинарии и другие разделы.
Актуальность данной программы очевидна, так как она способствует подготовке воспитанников Центра к самостоятельной жизни, самообслуживанию и труду, воспитывает эстетический вкус, формирует у детей навыки финансовой грамотности и ведения семейного бюджета.
Программа реализуется в рамках социально педагогической направленности, адаптация воспитанников к жизни в обществе.
Новизна программы заключается в том, что она адаптирует особенности
преподавания домоводства к реалиям жизни в Центре, учитывает особенности развития детей-сирот, необходимость получения навыков самообслуживания и умения грамотного ведения домашнего хозяйства для воспитанников таких учреждений. Программа поможет детям изучить финансовую грамотность. Реализация данной программы способна побороть страх у детей Центра перед будущим, учит преодолевать трудности самостоятельной жизни, дает возможность на основе полученных знаний быть хорошим, грамотным, аккуратным хозяином или хозяйкой. Программа направлена на освоение и применение техник и технологий ХХI века: в разделах кулинарии, уборке дома, ремонте и уходу за одеждой.
Отличительной особенностью программы «Домоводство» реализующейся в швейной мастерской, является то, что она учитывает, учитывает все необходимые знания, умения, навыки и включает в себя те разделы, которые детям необходимы после выхода из стен Центра в «большую» жизнь, а это следующие модули: финансовая грамотность, кулинария, уход за домом. Вместе с тем программа не дублирует содержание школьного курса обучения технологии. Она позволяет осуществлять принцип комплектования учебных групп: разновозрастные группы, которые посещают дети, имеющие одинаковые трудовые навыки, но разного возраста. Это предполагает организацию взаимодействия, как учитель-ученик, так и ученик-ученик.
Целесообразность программы заключается в том, что она, при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных целей и задач по воспитанию и подготовке полноценной, творчески развитой личности, способной создать благополучную семью и обеспечить правильное ведение домашнего хозяйства.
Категория: программа «Домоводство» рассчитана на детей 15 – 16 лет. Возрастной диапазон, в котором реализуется программа, не велик – подростковый возраст, что определенным образом влияет на организацию учебно - воспитательного процесса. Специфика типа образовательного учреждения, целей образования, контингента воспитанников и условий реализации содержания программы позволяет осуществить воспитательно-образовательный процесс в режиме работы учреждения. Организация занятий в таких группах, прежде всего, предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающих.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 68 часа, один год обучения, возраст воспитанников составляет от 15 до 16 лет.
Группа 1 года обучения из расчета 2 часа в неделю, 34 - недель.
На изучение курса отводится 68 часов.
Формы работы: групповые, коллективные, индивидуальные. Групповая форма занятий предполагает обучение педагогом группы воспитанников. Коллективная форма необходима в ситуациях взаимного обучения. Индивидуальная форма занятий необходима в том случае, если имеется педагогическая запущенность воспитанника, его отставание в изучении тем или при поступлении нового ребенка в Центр.
Режим и продолжительность занятий.
Занятия с воспитанниками проводятся в определенные дни недели, согласованные с расписанием кружковой работы. Занятия проводятся в светлом просторном помещении, где имеются места для хранения детских работ, необходимое оборудование, литература. В зависимости от конкретных условий и творческих интересов детей, педагог самостоятельно варьирует количеством часов на освоение той или иной темы.
1 год обучения – 2 ч. - в неделю (2 раза в неделю по 1 часу).
Учебно-тематический план программы «Домоводство»
№п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
||
Всего |
теория |
Практика |
||
|
1 модуль - «Финансовая грамотность» |
|||
1. |
Вводное занятие. Источники денежных средств семьи |
4 |
3 |
1 |
1.1 |
Структура доходов семьи |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.2 |
Зарплата как источник дохода |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.3 |
Роль профсоюзов в борьбе наёмных работников за более выгодные условия труда |
1 |
1 |
- |
1.4 |
Безработица: почему она возникает и какой бывает. Как получить пособие по безработице и кому оно полагается в России |
1 |
1 |
- |
2. |
Контроль семейных расходов |
2 |
0,5 |
1,5 |
2.1 |
Структура семейных расходов |
1 |
0,5 |
0,5 |
2.2 |
Контроль семейных расходов |
1 |
- |
1 |
3 |
Построение семейного бюджета |
2 |
0,5 |
1,5 |
3.1 |
Что такое семейный бюджет |
1 |
0,5 |
0,5 |
3.2 |
Составление, исполнение и анализ семейного бюджета |
1 |
- |
1 |
4. |
Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций |
2 |
1 |
1 |
4.1 |
Ценные бумаги и их виды. Законодательство о ценных бумагах. Отличие акций от облигаций |
1 |
0,5 |
0,5 |
4.2 |
Финансовые организации, предоставляющие услуги гражданам |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
5. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи |
2 |
1 |
1 |
5.1 |
Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет |
1 |
0,5 |
0,5 |
5.2 |
Исполнение финансового плана семьи |
1 |
0,5 |
0,5 |
6. |
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости |
4 |
2 |
2 |
6.1 |
Что такое пенсия |
1 |
0,5 |
0,5 |
6.2 |
Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии |
2 |
1 |
1 |
6.3 |
Возможности для увеличения размера будущей пенсии |
1 |
0,5 |
0,5 |
Итого: |
16 |
8 |
8 |
|
2 модуль - «Кулинария» |
||||
1. |
Вводное занятие. «Хлеб всему голова» |
2 |
1 |
1 |
2. |
Приготовление блюд из овощей, салатов. |
4 |
1 |
3 |
3. |
Приготовление блюд из круп и макаронных изделий. |
4 |
1 |
3 |
4. |
Приготовление первых блюд |
10 |
2 |
8 |
5. |
Русская кухня. Вторые блюда. |
10 |
2 |
8 |
6. |
Приготовление изделий из жидкого теста. Оладьи и блины. |
4 |
1 |
3 |
7. |
Сервировка стола. Этикет за столом. Украшение блюд. |
4 |
2 |
2 |
8. |
Итоговое занятии: «Добрый повар стоит доктора» - правильное питание. |
2 |
1 |
1 |
Итого: |
40 |
11 |
29 |
|
3 модуль - «Уход за домом» |
||||
1. |
Вводное занятие. Правила безопасности. |
1 |
1 |
- |
2. |
Одежда и обувь, и уход за ними. Выбор одежды и обуви при покупке, гарантийные сроки. |
1 |
1 |
- |
3. |
Стирка и глажка ежедневной одежды. |
2 |
- |
2 |
4. |
Практическое занятие. Мелкий ремонт одежды. |
2 |
- |
2 |
5. |
Стирка верхней одежды. Варианты хранения. |
1 |
- |
1 |
6. |
Гигиена вещей и жилища. |
1 |
1 |
- |
7. |
Ремонт комнаты своими руками. |
1 |
1 |
- |
8. |
Малая механизация в домашнем труде. |
1 |
- |
1 |
9. |
Создание уюта в доме. |
2 |
1 |
1 |
Итого: |
12 |
5 |
7 |
Итого: 68 ч. 24 ч. 44 ч.
Содержание программы «Домоводство»
1 модуль «Финансовая грамотность» – 16 часов |
||
Тема 1.1 |
Провести диагностику знаний воспитанников в области финансовой грамотности. Базовые понятия: структура доходов населения; структура доходов семьи. Упражнение: рассчитать доход семьи из полученных данных от преподавателя. |
1 час |
Тема 1.2 |
Базовые понятия: заработная плата; социальные льготы и выплаты. Задание детям: какие виды расходов несёт государство по их содержанию и обучению, чтобы воспитанники соотнесли привычную им жизнь с различными доходами (по большей части в натуральном виде), которые они получают. |
1 час |
Тема 1.3 |
Базовые понятия: профсоюз. Базовые знания: куда можно обратиться за помощью в случае нарушения трудовых прав. Упражнение: какие права работника нарушает администрация. «Работники» могут при наличии подручных средств создать импровизированные плакаты со своими требованиями. |
1 час |
Тема 1.4 |
Базовые понятия: безработица. Базовые знания: как получить пособие по безработице. Дискусся на тему «Какие мои действия или поведение как сотрудника повышают мой шанс остаться на работе в условиях сокращения кадров?». |
1 час |
Тема 2.1 |
Базовые понятия: благосостояние семьи; доходы и расходы семьи; жизненный цикл семьи. |
1 час |
Тема 2.2 |
Базовые понятия: контроль расходов семьи. Игровое упражнение в принятии решений о расходах в рамках семейного бюджета. Задание для групп: каждая группа составляет свод правил (не более 3—5), которые помогут держать семейные расходы под контролем. |
1 час |
Тема 3.1 |
Базовые понятия: семейный бюджет: профицит, дефицит; совместная собственность в семье. |
1 час |
Тема 3.2 |
Базовые понятия: постоянные и переменные расходы; личный бюджет. Упражнение «Восстановление бюджета»: проранжировать статьи расходов с точки зрения их важности, первоочерёдности. |
1 час |
Тема 4.1 |
Базовые понятия: фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации. Базовые знания: механизм функционирования фондового рынка; различные виды ценных бумаг и их отличия друг от друга. |
1 час |
Тема 4.2 |
Базовые понятия: законодательство о ценных бумагах; профессиональные участники рынка ценных бумаг. Базовые знания: виды участников фондового рынка и суть их деятельности; возможности участия физических лиц в торговле ценными бумагами; правила выбора профессионального агента; законодательное регулирование рынка ценных бумаг. |
1 час |
Тема 5.1 |
Базовые понятия: финансовое планирование, резерв и накопления. Решение практических задач. |
1 час |
Тема 5.2 |
Базовые знания: возможные нормы накопления при создании финансовых резервов семьи; рациональные схемы ведения семейного бюджета. Решение мини-задач (ситуационные). |
1 час |
Тема 6.1 |
Базовые понятия: пенсия; пенсионная система. Базовые знания: виды пенсий и условия их получения. |
1 час |
Тема 6.2 |
Базовые понятия: пенсионное законодательство Российской Федерации; пенсионные накопления; негосударственный пенсионный фонд. Базовые знания: способы финансового обеспечения старости помимо пенсии. Мини-упражнения по расчету будущей пенсии. |
2 часа |
Тема 6.3 |
Базовые понятия: пенсионные накопления; негосударственный пенсионный фонд. Базовые знания: способы финансового обеспечения старости помимо пенсии; существующие программы пенсионного обеспечения. |
1 час |
2 модуль «Кулинария» – 40 часов |
||
Тема 1. |
Задачи обучения и его содержания. Организация труда при изучении предмета. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности на кухне. Беседа о разнообразии русской современной кухни, о традициях гостеприимства на Руси |
2 часа |
Тема 2. |
Беседа о разнообразии овощных блюд, салатов, их питательных и полезные свойствах. Ознакомление с различными вариантами приготовления овощных блюд. Практические занятия. |
4 часа |
Тема 3. |
Беседа о питательной ценности и калорийности крупяных каш, их разновидностью. Беседа о происхождении и производстве макаронных изделий и их разновидностях. Практические занятия. |
4 часа |
Тема 4 |
Беседа о разнообразии супов, щей, борщей, их питательные и полезные свойствах. Ознакомление с различными вариантами приготовления супов и щей. Практические занятия по приготовлению первых блюд. |
10 часов |
Тема 5. |
Беседа о разнообразии вторых блюд, о правильной обработке мяса, рыбы, о питательных и полезных свойствах мясных и рыбных блюд. Практические занятия по приготовлению вторых блюд. |
10 часов |
Тема 6. |
Беседа о разнообразии блинов и оладьей, их питательные и полезные свойствах. Практические занятия. Приготовление блинов и блинчиков из различного теста. Приготовление фаршированных блинчиков, блинов с припеком. Приготовление традиционных оладьей, овощных. |
4 часа |
Тема 7. |
Беседа о правилах сервировки стола. Знакомство с основными приборами, вспомогательными приборами, столовой посудой. Знакомство с правилами этикета за столом. Практическое занятие. |
4 часа |
Тема 8. |
Беседа о правильном и здоровом питании. Определение понятий: жиры, углеводы, белки, калории. Практическое занятие: составление рациона питания, с учетом питательности и калорий продуктов. |
2 часа |
3 модуль «Уход за домом» – 12 часов |
||
Тема 1. |
Задачи обучения и его содержания. Организация труда при изучении предмета. Правила внутреннего распорядка. |
1час |
Тема 2. |
Беседа о правилах ухода за верхней одеждой и обувью, о правильном их хранении. Практическое занятие. Очистка обуви от грязи и пыли, чистка и сушка обуви. Чистка и сушка курток, пальто, шуб и шапок. |
1 час |
Тема 3. |
Беседа о правилах стирки и глажки повседневной одежды в соответствии со значками, указанными на ярлычке. Практическая работа. Стирка и глажка повседневной одежды. |
2 час |
Тема 4. |
Практическое занятие. Выполнение мелкого ремонта одежды. |
2 час |
Тема 5. |
Беседа о правилах чистки и вариантах хранения верхней одежды. Практическое занятие. |
1 час |
Тема 6. |
Беседа о современных моющих средствах и их применение. Основные требования гигиены жилища. Ознакомление с нормами общественного порядка проживания в квартире или частном доме. Практическое занятие. |
1 час |
Тема 7. |
Беседа о различных вариантах ремонта комнаты. Ознакомление с материалами и покрытиями, применяемыми для ремонта. |
1 час |
Тема 8. |
Знакомство с бытовой техникой для поддержания порядка в доме. Практическое занятие по уборке в комнате. |
1 час |
Тема 9. |
Беседа о том, как сделать дом уютным своими руками. Предметы декорирования, украшения и убранства в интерьере дома. Просмотр журналов по современному оформлению интерьера комнаты. |
2 час |
Ожидаемые результаты программы «Домоводство»
В результате освоения программы будут сформированы:
представления:
-
о правилах поведения в мастерской, на кухне и технике безопасности при работе с различными инструментами, приспособлениями и оборудованием;
2. откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи
3. о способах уходе за одеждой и обувью: ежедневной, верхней, белой и т.д.;
4. о правильно и рациональном питании, и способах приготовлении пищи;
5. о правилах этикета в быту, способах сервировки стола;
6. о правилах создания интерьера, уюта в доме и уход за жилищем;
7. о правилах и способах ведения семейной экономики.
умения:
1. ухаживать за одеждой и обувью;
2. готовить пищу;
3. применять правила этикета в быту, сервировать стол;
4. создавать интерьер и уют в доме, а также ухаживать и содержать дом в порядке;
5. рассчитывать свои доходы и расходы, вести достойно семейный бюджет.
Критерии оценки эффективности реализации программы
Качественные критерии
Критерий |
Показатели |
Индикаторы |
Диагностические методики |
|
1.Критерий освоения образовательной программы воспитанниками (уровни: низкий, средний, высокий) |
1.Теоретическая подготовка по освоенному материалу программы 2.Практическая подготовка 3.Общеучебные умения и навыки |
1.Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям 2.Соответствие практических умений и навыков обучающегося программным требованиям 3.Умение планировать свою деятельность, Самостоятельность, сформированность коммуникативных навыков, Рефлексивные навыки и т.д. |
1.Анкетирование: изучение 1. познавательной активности воспитанников, разработанный психологом Пашневым Б. К; 2. психологического климата в детском коллективе на занятии (разработана на основе методики канд. пед. наук А. А. Андреева и Е.Н.Степанова). 2.Контрольный опрос 3.Тестирование 4.Собеседование 5. Наблюдение 6.Контрольное задание 7.Проект 8.Практическая работа 9. График индивидуальных наблюдений. |
|
Группа критериев личностного развития |
||||
1.Организационно-волевые качества: а) Терпение
б) Воля
в) Самоконтроль
2.Ориентацион-ные качества: а) Самооценка
б) Интерес к занятиям в детском коллективе |
- Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности при выполнении работы.
- Способность активно побуждать себя к практическим действиям.
- Умение контролировать свои поступки, работу (приводить к должному свои действия)
- Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.
-Осознанное участие воспитанника в освоении образовательной программы. |
- терпения хватает меньше, чем на ½ занятия; --- 1б - терпения хватает больше, чем на ½ занятия; --- 3б - терпения хватает на все занятие; --- 5б - хватает терпения довести работу до конца-10 б — волевые усилия ребенка побуждаются извне;- 1 б — иногда — самим ребенком; - 5 б — всегда — самим ребенком – 10 б — воспитанник постоянно действует под воздействием контроля извне; - 1 б — периодически контролирует себя сам; 5б — постоянно контролирует себя сам -10 б
— завышенная; - 1 б — заниженная; - 5 б — нормальная – 10 б
— интерес к занятиям продиктован ребенку извне; — интерес периодически поддерживается самим ребенком; - 5 б — интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно – 10 б |
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Анкетирование Тестирование |
Формы подведения итогов:
-
Анкетирование
-
Наблюдение
-
Устный опрос
-
Практические занятия
-
Итоговое занятие
-
Проект
-
Мини-задача (ситуационная)
-
Синквейн
-
Зачетная практическая работа
-
«График индивидуальных наблюдений»
Методическое обеспечение реализации программы.
|
||||
Перечень разделов. |
Форма занятий. |
Приёмы и методы. |
Техническое оснащение. |
Формы подведения итогов. |
1 модуль «Финансовая грамотность» |
Рассказ, беседа, упражнение, решение практических задач. |
Словесные, наглядные, упражнения, практические задания. |
Проектор, ноутбук, мультимедийная установка, раздаточный материал. |
Тестирование. Опрос. Наблюдение. Мини-задача (ситуационная). Синквейн. |
2 модуль «Кулинария» |
Рассказ, показ, беседа, практическая работа. |
Словесные, наглядные, практические задания. |
Кухонное оборудование, приспособления, электрооборудование, посуда, продукты. |
Наблюдение. Опрос. Анализ качества выполнения практической работы. Итоговое занятие. Зачетная работа, «график индивидуальных наблюдений». |
3 модуль «Уход за домом» |
Рассказ, беседа, показ, практическая работа, проблемный вопрос. |
Словесные, наглядные, просмотр журналов, практические задания. |
Проектор, ноутбук, мультимедийная установка, технические средства, приспособления и оборудование для уборки дома, стирки белья, современные средства для ухода за домом. |
Опрос. Наблюдение. Зачетная практическая работа, «график индивидуальных наблюдений». |
Список использованной литературы для педагогов:
1. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 48 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
2. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 24 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
3. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
4.Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учеб. пособие для учащихся 8-11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1993.-192 с.
5.Зайцева И.А. 1000 правил этикета и сервировки стола – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 240 с.
6.MAGYAR KONYHA. HIDEGTALAK. Украшение блюд и сервировка праздничного стола. Издательская группа «Контэнт», 2011. – 80 с.
7.Мусская И. А. Домоводство – Ижевск:1991. – 416 с.
8.Уте Мейер Вкусно, просто, аппетитно. Кулинарная студия фирма BURDA MODEN. Издательство Энне Бурды, 1984. – 505 с.
9. Дятлова Г.В., Хворостухина С.А. Современная энциклопедия этикета / Сост. Г.В.Дятлова, С.А. Хворостухина. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 352 с.
Список рекомендованной литературы для детей:
1. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
2. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: дидактические материалы. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
3. Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учеб. пособие для учащихся 8-11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1993.-192 с.
4. Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / В.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 2002 – 40.с.
5. Дятлова Г.В., Хворостухина С.А. Современная энциклопедия этикета / Сост. Г.В.Дятлова, С.А. Хворостухина. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 352 с.
6.MAGYAR KONYHA. HIDEGTALAK. Украшение блюд и сервировка праздничного стола. Издательская группа «Контэнт», 2011. – 80 с.
7.Синица Н.В. Технология. Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012 – 192 с.: ил.
8. Журнал «Интерьер дома», 2012 – 2016 г.г.
9. Уте Мейер Вкусно, просто, аппетитно. Кулинарная студия фирма BURDA MODEN. Издательство Энне Бурды, 1984. – 505 с.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»