К проблеме преподавания православной культуры в школе.
Л.Н. Соловьёва
МБОУ СОШ №38, г. Сургут,
учитель русского языка и литературы,
К проблеме преподавания православной культуры в школе.
Я пришёл в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощанье.1i
В.Г.Распутин посетил наш город в 2004 году. На встрече с общественностью города он говорил о том, что испытывает смущение, оттого что город такой же, как везде: вся Россия запоганена рекламой, что нет цельной России, а есть две России, которые мало соприкасаются друг с другом…
Говорил о «деревенской» литературе как явлении необычайном – Астафьев, Белов, Носов, Можаев, Крупин, Лихоносов - по языку, по искренности и по выговоренности это лучшая литература. Я видела перед собой простого русского человека, который говорил о наболевшем, без запала, от сердца – не вещал, не проповедовал – это была исповедь уставшего человека. Запали в душу его слова: «Спасение наше – в консерватизме».
С тех пор много воды утекло; в 2010 г. В.Г.Распутин стал членом Патриаршего совета по культуре, лауреатом премии Международного фонда единства православных народов (2011); а в том же году награждён орденом Александра Невского. Что подкупает в Распутине? Цельность мироотношения и твердость позиции – будь то произведения 80-х или повесть нашего времени. Он не меняет своих убеждений, не следует моде, не приспосабливается, не реагирует на то, откуда дует ветер.
В 2003 году в «Нашем современнике» появилась повесть В.Г.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». По словам автора, появилась она благодаря названию – идея духовного наследования в основе произведения. Повесть основана на реальном факте. В ней обозначено много проблемных узлов: здесь и образование, и воспитание, и родство (семья), и роль во всем этом женщины, и влияние средств массовой информации, и молодёжная субкультура, и отношение к иностранному и иностранцам – национальный вопрос. А в целом – наша и уже не наша – жизнь, изменившая свой ход.
Чем мы живы? Как остаться человеком? ( Вспомним слова Дёмина, героя повести «Дочь Ивана, мать Ивана»: «У меня цель – человеком остаться»2.) Как не распылиться на мелочи? Как сохранить целостность души? И где обрести ту «штуковину», о которой говорит тот же персонаж, потерянную где-то и когда-то?( «А без неё …то ли трусость, то ли безразличие. То ли жилы надорвали, то ли трын-трава»).
Название повести связано с главным, смыслообразующим узлом: женщина – охранительница духовности, целостности мира; Иван – старший и Иван – младший – как необходимые звенья в цепочке преемственности поколений – от дедов - к внукам - через мать. Мать- Тамара Ивановна – немногословная (болтливость считала распущенностью), всё делала «с заглубом и с запасом». «Подвязями» с узелками, а не единой нитью плелась судьба Тамары Ивановны. Все «подвязи» имели начало в родной деревне… Отец – Иван Савельич Радчиков – прошёл войну, вернулся в деревню, создал семью. Многорукий мужик, основательный в делах, несуетливый. Мать Тамары – Степанида - была вспыльчивой, упрямой- женщиной с характером. Характер её унаследовала дочь, но «как бы обработанный отцовскими инструментами, всякими там крошечными напильниками, наждачными шкурками, лобзиками…» Было в ней то невидимое, ускользающее от взглядов, нутряное, окрыляющее «нечто», - «что-то сверхчувственное», что отличало её от всех других, делало свободной – пугало её и радовало одновременно. Ангара связалась в её сознании с Богом. Отец внушал Тамаре: «Без реки, без Ангары никто не проживёт. А все реки мимо Бога протекают. Он в них смотрит и, как в зеркало, каждого из нас видит». Вот эта связь с коренным и помогала выживать в перевёрнутом нынешнем мире; «…и казалось, что надо только перетерпеть это страшное время, охранить детей и собственные души – и устроится же когда-нибудь жизнь, не может не устроиться!» И как у Тамары Ивановны связь с корневым была через песню:
Тихая, тихая
Реченька текла.
Дождика, дождика
Много набрала.
Ой люли, ой люли,
Речка, не бурли.
Воду свою светлую
Не му-ти,-
у сына – Ивана- она проявилась необычайной тягой к корневому значению слов. Вообще же призыв к корневому составляет суть повести. ( И тут не могу не процитировать Распутина: « Но когда звучит в тебе русское слово, издалека-далёко доносящее родство всех, кто творил его и им говорил; когда великим драгоценным закромом, никогда не убывающим и не теряющим сыта, содержится оно в тебе в необходимой полноте, всему-всему на свете зная подлинную цену; когда плачет оно, это слово, горькими слезами уводимых в полон и обвязанных одной вереей многоверстовой колонны молодых русских женщин; когда торжественной медью гремит во дни побед и стольных праздников; когда безошибочно знает оно, в какие минуты говорить страстно и в какие нежно, приготовляя такие речи, лучше которых нигде не сыскать и, как напитать душу ребенка добром и как утешить старость в усталости и печали — когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанных родовой кровью, — вот тогда ошибиться нельзя.» Как страстно и вдохновенно в этом горьком повествовании о судьбах русского народа звучат, вырываясь из глубин настрадавшейся души, эти одновременно витиеватые и такие родные слова! Их надо слушать, как молитву, изо дня в день – это моё глубокое убеждение.) Иван упорный, не отличник, глубоко копающий, нравственный, а главное – берущий на себя ответственность («Кто-то должен же её и всё ей подобное остановить!»- случай со скинхедами и казаками на базаре). Он не идет работать в школу, хотя и мог бы учить детей понимать русскую словесность. Да школа стала другая… В финале он едет в деревню деда строить церковь. Такого не сломать!
Менее отрадна история Светки, дочери Тамары Ивановны. Слабохарактерная, слезливая, живущая по инерции, она становится одной из жертв сорвавшейся со своей оси жизни. Поразительна сцена свидания её с матерью, ожидающей суда. Немногословная эта сцена полна внутренней энергии: мать ожидала этой встречи перед долгой разлукой после свершившегося собственного суда, ей надо было передать своей слабой дочери ту внутреннюю силу, которая была её стержнем, увидеть рождение в ней другого человека.
Конечно, повесть Распутина публицистична, может быть, в большей степени, чем другие. И если раньше писатель ставил вопрос так: что с нами будет?, то теперь – что с нами стало? И, как в былые времена, со страниц повести мы слышим настойчивый призыв к единению перед «свинцовыми мерзостями жизни»: «отчего это у нас в народе кровь такая молчаливая…такая вялая на родство? Будто и родных нет, а всё троюродные да сводные». Уж не образ ли затерянной России – образ рослой мясистой девахи, в огороде жгущей ботву, - «эту с могучих ног не собьёшь, и она в мелкую тараканью жизнь не вместится»?!.
Такие писатели, как В.П.Астафьев и В.Г.Распутин, являются последним пристанищем подлинной нравственности. И как большие писатели , они обращаются к нам со страниц своих выстраданных книг со словом учительным в надежде, что слово это прорастёт в наших душах и разбудит их для добрых дел во спасение России.
Примечания:
i1.
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей