В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Педагогический проект: Коммуникативно-деятельностный подход в обучении анализу лирического стихотворения.

Педагогический проект: Коммуникативно-деятельностный подход в обучении анализу лирического стихотворения.

Лариса Соловьёва
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 2721
Краткое описание
Цели проекта:
1)Формирование и развитие культуры читательского восприятия  поэтического  текста  и понимания феномена литературы как « двуединого искусства чтения и письма».
2)Способствование через сформированную культуру читательского восприятия  эстетической, герменевтической, нравственной и социальной самореализации личности.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Проект.doc Скачать







Педагогический проект













Тема: Коммуникативно-деятельностный подход в обучении анализу лирического стихотворения.







Тип проекта: исследовательский, практико – ориентированный.



Автор:

Соловьёва Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №38



Содержание:

2. Краткая аннотация…………………………………………………………………….2



3. Обоснование необходимости…………………………....………………………….3



4. Цели и задачи проекта………………………………………………………………..4



5. Основное содержание проекта………………………………………………….5 -6



6. Условия реализации…………………………………..……………………………..7-8



7. Результативность проекта…………………… ..…………………………………..9



8. Литература………………………………………………………………………………10



















Краткая аннотация

Исходя из задач, диктуемых временем, особое место в образовании отводится личностно – ориентированным технологиям, активно внедряемым в последнее десятилетие. Приоритетными задачами личностно-ориентированных технологий в педагогике является формирование и развитие интеллекта и речи учеников, развитие критического и творческого мышления. Этим задачам как нельзя более отвечает коммуникативно – деятельностный подход в обучении анализу поэтических текстов, так как он дает возможность самостоятельно вступить в диалог с различными «голосами» художественного произведения. Данный проект призван помочь юному читателю осмыслить сложно организованный поэтический текст, поэтическую модель мира, переместив себя из системы бытового сознания и пространственно – зрительной картины мира своего времени в особо организованный мир поэтического текста. «Стихотворение – это сложно построенный смысл» (М.Ю.Лотман). Поэтический мир, являясь моделью реального, соотносится с ним чрезвычайно сложным образом. Этим обусловлен выбор рода литературы. «Читать духовными очами чужие мысли между строк»(А.С.Пушкин) – в конечном счёте.



















Обоснование необходимости:

  1. Умение работать с текстовой информацией является универсальным умением, которое необходимо современному образованному человеку.

  2. Овладение алгоритмами преобразования и порождения информации, а также различные манипуляции учебной информацией (информация получена, а что с ней делать?..) – одна из приоритетных задач обучения.

  3. Всё это позволяет дополнить господствующий ныне «трансляционный» подход другим – более адекватным - информационно-деятельностным подходом, предполагающим не только пассивное усвоение учениками «готовой» информации, но и её получение, селекцию, классификацию, приоризацию и т.д., а также порождение эксклюзивной информации.

  4. Процесс активного деятельностного чтения – это всегда борьба, всегда состязание текста и его читателя. При встрече двух текстов (художественного и текста читателя) возникает эффект информационного генератора, который насыщает информацией оба текста. Так реализуется в учебном процессе информационно-деятельностный подход в образовании.

  5. Успешно изучать литературу можно именно в классе, в коллективе единомышленников. Ткань художественного текста пронизана множеством тем, мотивов, сквозных образов, повторяющихся элементов, симметричных эпизодов и т.п., при этом многоканальное восприятие информации, исходящей из текста, едва ли доступно каждому отдельному ученику, зато вполне по силам классу ( в виде индивидуальных, групповых, дифференцированных заданий, например).

  6. Поиск смысла как средства выражения картины мира, представленной автором в художественном тексте, - собственно литературная проблема. Решить её можно только, побудив ученика вступить в критическую деятельность, то есть активно определить своё отношение к литературно – художественному тексту и создать собственное высказывание о нем. В герменевтическом подходе к ЛХП заключен не только образовательный, но и воспитательный, общечеловеческий смысл – «показать, что существование достигает слова, смысла, рефлексии лишь путем непрерывной интерпретации всех значений, которые проявляются в мире культуры.»

Цели проекта:

  1. Формирование и развитие культуры читательского восприятия поэтического текста и понимания феномена литературы как « двуединого искусства чтения и письма».

  2. Способствование через сформированную культуру читательского восприятия эстетической, герменевтической, нравственной и социальной самореализации личности.



Задачи проекта:

1)Освоить «язык» поэтического произведения;

2)Освоить способы читательской деятельности, направленной на понимание художественного смысла;

3) Развивать коммуникативно – эстетические способности обучающихся через активизацию их речи и творческое мышление;

4)Развивать ответственное отношение к «чужим» художественным смыслам и ценностным позициям других читателей;

5)Формировать установки на самостоятельное постижение и оценку смыслов не только известных классических текстов, но и произведений современной литературы.;

6)Воспитывать уважение и любовь к художественному слову.

.





Основное содержание:

Мы представляем технологию, помогающую обучающимся вступить в критическую деятельность, то есть активно определить свое отношение к литературоведческому исследованию и создать собственное высказывание о нём.

Литературно – художественное произведение имеет определенную структуру: внешнюю форму – субъектно – словесную систему, форму повествования; а также внутреннюю – так называемую «поэтическую реальность». Она – то и является объектом литературоведческого исследования и заключает в себе «картину мира». Автор выступает организатором этих двух уровней, соответственно становясь предметом литературоведческого исследования. В связи с пониманием автора как предмета литературоведческого исследования необходимо выделить еще один уровень – уровень критической интерпретации. Интепретация – это «работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, спрятанного в очевидном смысле, в раскрытии уровней значения, заключённых в буквальном значении» (П.Рикер «Существование и герменевтика»). Деятельность интерпретатора (ученика) будет иметь личностное основание в критической деятельности: привнесение себя, своих внутренних, экзистенциальных сил в предмет деятельности.

Данная технология позволяет вскрыть смысловое поле литературно – художественного текста и восстановить, реконструировать картину мира, представленную в нём автором через хронотоп, предметный ряд, ключевое слово. Главной задачей при этом является поиск общечеловеческих ценностей, заключённых в литературно – художественном тексте, через постижение знаковой природы художественного слова в движении от факта к смыслу. Для этого класс разбивается на группы, каждая получает литературно – художественный текст и Примерную схему реконструкции картины мира, представленную автором в художественном тексте. 1. Художественное пространство (Определяем, какое пространство описывает автор – бытовое, сказочное, природное; сужающееся, расширяющееся и т.п.? В каком отношении находятся пространства в тексте – пересекаются, не пересекаются, противоположны и т.п.? Закрытые или открытые эти пространства и почему? Статично оно или динамично? Есть ли движение (дорога) и что она символизирует? Наполненное или пустое?) 2. Художественное время (Какое время в тексте – настоящее, прошедшее, будущее; бытовое, мифологическое, христианское, историческое и т.д.? Одно или несколько времён? Каковы отношения между временами – совпадают, переплетаются или следуют одно за другим? Авторское отношение ко времени – не поспевает за быстрой сменой событий, созерцает, активно включается, останавливает, выключает время из текста?) 3. Предметный мир. ( Какие предметы включены в поле зрения автора? Почему? В каких отношениях друг с другом они находятся – противостояния, градации, дополняют друг друга? Каково отношение предмета к пространству и времени в тексте? 4. Поведение. Как ведут себя предметы? Имеет ли место гармония в данной картине мира или мир дисгармоничен? Как поведение предметов помогает понять автора? 5. Слово. Какие слова вам показались значительными, необычными? Будем называть их ключевыми. Что дает словарь – преобладают ли существительные, глаголы, слова категории состояния? Почему?) (Смотри приложение «Схема»)

Группы анализируют, обсуждают и выполняют сначала практическое, а затем творческое задание: составить схему – модель изображённого мира, после обсуждения – написание интерпретации. Интерпретация ЛХТ через атрибуцию, включая интертекстуальный анализ (в контексте творчества, эпохи и т.д.). Полнота восприятия обеспечивается за счёт неоднократного прочтения материала, представления его в устной и письменной форме, а также графической записи, которая отсеивает всё лишнее. Излагаются различные точки зрения на один и тот же вопрос, явления рассматриваются с разных позиций, возникает диалог: читатель – текст – автор- другой читатель. Таким образом, явно или неявно, всякая герменевтика выступает пониманием самого себя через понимание другого.









Условия реализации:

  1. Новизна проекта носит условный характер: это совершенствование и адаптация ранее существовавшей практики.

  2. Целью нашего проекта является привлечение внимания читателей- учеников к поэтическому слову. Составляя словарь того или иного стихотворения, мы получаем – пусть и грубые и приблизительные – контуры того, что составляет мир, с точки зрения поэта.

  3. Поэтический мир имеет не только список слов, но и свою систему синонимов и антонимов и т.п. Поэтическая модель мира своя у каждого поэта и даже в разных текстах одного и того же поэта. Поэтический мир, являясь моделью реального, соотносится с ним чрезвычайно сложным образом.

  4. Поэтический текст – мощный и глубоко диалектический механизм поиска истины, истолкования окружающего мира и ориентировки в нём. Ведь цель поэзии – познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человеческой личности в процессе познания.

  5. Неподготовленный читатель, находясь в системе бытового сознания и пространственно – зрительной картине мира своего времени, с трудом воспринимает особо организованный поэтический текст. Наша задача – разрушить автоматизм восприятия и внести свободу, расширив границы познания. И сделать это можно с помощью универсального алгоритма, помогающего исследовать картину мира, представленную в тексте, чтобы на её основе составить наиболее адекватное представление о том, что чувствовал автор текста, каким он видел мир, что стоит за словесным знаком в поэтическом тексте. Ученики могут самостоятельно по предложенной схеме исследовать художественный текст. Затем происходит обсуждение и в процессе диалога получаем новое знание, понимание, которое находит отражение в интерпретации. Так реализуется информационно – деятельностный подход в образовании (в противоположность трансляционному: «Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит» (Б.Слуцкий)).

  6. Масштабность проекта: проект локальный; применим как для уроков изучения поэзии в 8-9-х классах; так и для элективного курса или факультативного, предполагающего углубление и расширение программного материала литературного образования

  7. Транслируемость проектной идеи: данный опыт легко воспроизводится, благодаря тиражированию Примерной схемы реконструкции картины мира и творческому подходу к проведению уроков изучения поэзии.





































Результативность проекта:

За прошедшие 5 лет с момента последней аттестации, в течение которых я активно внедряла данную технологию, мною были получены неплохие результаты: успешно сдали ЕГЭ по литературе: Проскурина Надежда и Герасимюк С.. Мои воспитанники принимали участие в различных литературных конкурсах (Загвоздина Мария стала лауреатом Диплома III степени IX городской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», Зинина Е.- в XIV межвузовской научно – практической конференции «Студенчество в научном поиске»; Зинина Арина - в городской викторине «Творчество М.А.Булгакова» - 2011; Федорчук О. является победительницей городского конкурса чтецов «Мы разные, мы вместе»; имею Благодарственное письмо от «Центра развития образования» за творческий подход в работе с одарёнными детьми – 2008 г.; Прибега Антон стал лауреатом открытого городского конкурса чтецов, посвящённого 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя; Сошникова Валерия стала победительницей творческого городского конкуса «Болдинская осень в Сургуте» в 2008г.; Дементьев М. дважды занимал призовые места - в поэтических конкурсах на уровне города и во Всероссийском конкурсе «Живая классика»).





















Литература:


  1. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М.,1972



  1. Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПБ: Знание, 2001

  2. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890 – 1925 гг. М., Высшая школа, 1993


  1. Кожинов В.В. Как пишут стихи. М., 2001



  1. Бабенко Л.Г.Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000.




Схема.doc Скачать

И сделать это можно с помощью универсального алгоритма, помогающего исследовать картину мира, представленную в тексте, чтобы на её основе составить наиболее адекватное представление о том, что чувствовал автор текста, каким он видел мир, что стоит за словесным знаком в поэтическом тексте. ( Примерная схема реконструкции картины мира, представленную автором в художественном тексте. 1. Художественное пространство (Определяем, какое пространство описывает автор – бытовое, сказочное, природное; сужающееся, расширяющееся и т.п.? В каком отношении находятся пространства в тексте – пересекаются, не пересекаются, противоположны и т.п.? Закрытые или открытые эти пространства и почему? Статично оно или динамично? Есть ли движение (дорога) и что она символизирует? Наполненное или пустое?) 2. Художественное время (Какое время в тексте – настоящее, прошедшее, будущее; бытовое, мифологическое, христианское, историческое и т.д.? Одно или несколько времён? Каковы отношения между временами – совпадают, переплетаются или следуют одно за другим? Авторское отношение ко времени – не поспевает за быстрой сменой событий, созерцает, активно включается, останавливает, выключает время из текста?) 3. Предметный мир. ( Какие предметы включены в поле зрения автора? Почему, в каких отношениях друг с другом они находятся – противостояния, градации, дополняют друг друга? Каково отношение предмета к пространству и времени в тексте? 4. Поведение. Как ведут себя предметы? Имеет ли место гармония в данной картине мира или мир дисгармоничен? Как поведение предметов помогает понять автора? 5. Слово. Какие слова вам показались значительными, необычными? Будем называть их ключевыми. Что дает словарь – преобладают ли существительные, глаголы, слова категории состояния? Почему?)

Ученики могут самостоятельно по предложенной схеме исследовать художественный текст. Затем происходит обсуждение и в процессе













SoloviovaLN_opyt.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос