Образ художественного пространства в стихотворении М.И.Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»
Задачи: 1) Исследовать текст, выявив пространственную картину мира;
2)Побудить учащихся вступить в критическую деятельность, то есть активно определить своё отношение к литературно-художественному произведению, и создать собственную интерпретацию.
Л.Н. Соловьёва
МБОУ СОШ №38, г. Сургут,
учитель русского языка и литературы,
В.Я. Коровина, литература — 9 класс
тема «Поэзия М. Цветаевой», урок 45 мин.
Тема: Образ художественного пространства в стихотворении
М.И.Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»
Эпиграф:
…воспоминание есть самая сильная способность
души нашей, им очаровано всё, что подвластно ему?
А.С.Пушкин
Цель: Идентификация всех смыслов, заложенных в стихотворении, посредством реконструкции пространственной картины мира.
Задачи: 1) Исследовать текст, выявив пространственную картину мира;
-
Побудить учащихся вступить в критическую деятельность, то есть активно определить своё отношение к литературно-художественному произведению, и создать собственную интерпретацию.
I. Подготовительный этап.
Учитель: У М.И.Цветаевой есть признание: «Дом – это место, где жить нельзя…» Как вы понимаете это высказывание? Противоречиво? Почему? О каком доме может идти речь? (Дом как воспоминание, не существующий в реальности, в котором ощущаешь своё сиротство и т.п.).
Учитель: Комплекс сиротства преследовал М.И.Цветаеву всю жизнь ( ранняя смерть матери, отец – выдающийся деятель искусств - был отчуждён работой от детей). Сегодня нам предстоит рассмотреть стихотворение, в котором мотив дома перекликается с приведённым выше высказыванием поэтессы.
II. Чтение текста. ( Читает заранее подготовленная ученица).
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Есть ли связь с эпиграфом?
III. Исследование текста.
Учитель: Чтобы понять мысль автора, мы попробуем перечитать стихотворение и выявить внутреннюю поэтическую реальность – картину мира. Итак, 1-е четверостишие,
Тоска по родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно –
Где совершенно – одинокой…
с перекинутым словом – мостиком во второе, представляет собой риторическое высказывание, темой которого является…
Учащиеся: Тоска по родине, ностальгия…
Учитель: Но почему это морока? Что значит «разоблачённая морока»? Кем?
Итак, каково отношение лирического субъекта к поднятой проблеме? В чём состоит проблема лирического героя?
Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом и не знающий, что – мой,
Как госпиталь, или казарма.
Учитель: Проследите за тем, каким предметным рядом представлено художественное пространство?
- Камни, дом, кошёлка, базар, госпиталь, казарма…
- Какое слово в ряду является ключевым?
- Дом!
-Попробуйте нарисовать это пространство с помощью схемы. Дом – в центре, от него или к нему(?) – лучи…
- Каков тип пространства?
- Бытовое, узкое, чужое…
- В каких отношениях находятся герой и мир? (Вражды.) Как это отразить на схеме?
- Противостояние: тире, разделительная линия.
- Запись: чужое – не моё!
Мне всё равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной - непременно-
Учитель: Какой образ возникает? ( Помимо «Я»)?
- « Пленный лев»!
- Где он может находиться?
- В клетке...
- Почему лев?
- Царь зверей… Существо свободное, с чувством собственного достоинства…Сродни Поэту.
- Отразите это на схеме словом “клетка”. Каков тип пространства?
- Замкнутое, давящее…
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины –
Где не ужиться ( и не тщусь!)
Где унижаться – мне едино.
- Изменилось пространство? Что добавлено к его характеристике? Какие ассоциации рождаются?
- Камчатка – далеко, медведь белый, на льдине – его дом…
- А без льдины?
- Западня.
- Отражаем на схеме. Итак, картина мира развертывается, но это мир – ловушка… Для кого?
- Это ощущение лирического героя.
5-е и 6-е четверостишия…
Учитель: Диалог героя с собою продолжается. Призыв родного языка может изменить ситуацию одиночества?
-Нет, ситуацию уже не изменить «призывом млечным»
- Почему этот призыв (“ млечный” – молоко, мать) особенно чужд? Какая появляется вторая, не менее важная составляющая картины мира?
- Время. Это XX век…
- При отсутствии элементов, предметов, составляющих пространственную картину мира, характеризующую XX век, откуда исходит ощущение его враждебности?
- Газеты, сплетни…
- Отразим это на схеме: XX век – чужд!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи-
Мне все – равны, мне всё - равно,
И, может быть, всего равнее –
Учитель: Какие ключевые образы в пространственной картине мира?
- Бревно… Аллея…
- Какие смысловые ассоциации связаны со словом “бревно”?
- Бревно – мёртвое, аллея – живое.
- В каких временных пластах они находятся?
- Бревно – “я”- сейчас… Аллея - “мы”- прошлое.
- Что происходит с пространством?
- Свернулось, съёжилось, обезличилось…
- Итак, если потеряны ориентиры, если нет “ни мет, ни пятен,”что остается? Душа( нет лика), «родившаяся где –то» ( нет места). Нет человека… Здесь я позволю себе комментарий: это стихотворение было написано в 1934 году в эмиграции. В тетради, где оно было записано, пометка над текстом рукой Цветаевой: « Эти стихи могли бы быть моими последними...»
8 и 9 четверостишия.
- Что происходит с пространством в последней строфе? Проследим за предметным рядом: дом, храм, дорога, куст, рябина… Герой будто выходит из замкнутого пространства – оно детально укрупняется ( эффект наезжающей камеры). Происходит разъятие мира на элементы и перестройка их в новую иерархию, связанную с личностными ценностями: дом ----чужд;
храм--- пуст ( нет веры, нет духовной опоры).
Что остаётся? Дорога… Что заставляет идти по ней? Куст рябины. Почему?
Помните?
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Рябина – это новый круг – точка нового отсчёта.
IV. Итоги. Рефлексия.
Что же происходит с пространством? ( Развёртывается, открывается, перестраивается).
Отражаем на схемах. ( Работа в группах).
V. Заключительное слово учителя. Вернёмся к высказыванию Цветаевой о доме и высказыванию А.С.Пушкина о воспоминании. Как они связаны? Напишите свою интерпретацию стихотворения, связав её с картиной мира, исследованной нами сегодня.
Использованная литература:
-
Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890 – 1925 гг. М.,Высшая школа, 1993
-
Кожинов В.В. Как пишут стихи. М., 2001,
-
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М.,1972
-
Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПБ: Знание, 2001.
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»