В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Образ художественного пространства в стихотворении М.И.Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»

Образ художественного пространства в стихотворении М.И.Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»

Лариса Соловьёва
Тип материала: Урок
просмотров: 3967
Краткое описание
Цель:  Идентификация всех смыслов, заложенных в стихотворении, посредством реконструкции пространственной картины мира.
Задачи: 1) Исследовать текст, выявив пространственную картину мира;
2)Побудить   учащихся  вступить в критическую деятельность, то есть активно определить своё отношение к литературно-художественному произведению,  и создать собственную интерпретацию.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Urok_Marina_Tsvetaeva.doc Скачать





Л.Н. Соловьёва

МБОУ СОШ №38, г. Сургут,

учитель русского языка и литературы,

В.Я. Коровина, литература — 9 класс

тема «Поэзия М. Цветаевой», урок 45 мин.



Тема: Образ художественного пространства в стихотворении

М.И.Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»

Эпиграф:

воспоминание есть самая сильная способность

души нашей, им очаровано всё, что подвластно ему?

А.С.Пушкин

Цель: Идентификация всех смыслов, заложенных в стихотворении, посредством реконструкции пространственной картины мира.

Задачи: 1) Исследовать текст, выявив пространственную картину мира;

      1. Побудить учащихся вступить в критическую деятельность, то есть активно определить своё отношение к литературно-художественному произведению, и создать собственную интерпретацию.



I. Подготовительный этап.

Учитель: У М.И.Цветаевой есть признание: «Дом – это место, где жить нельзя…» Как вы понимаете это высказывание? Противоречиво? Почему? О каком доме может идти речь? (Дом как воспоминание, не существующий в реальности, в котором ощущаешь своё сиротство и т.п.).

Учитель: Комплекс сиротства преследовал М.И.Цветаеву всю жизнь ( ранняя смерть матери, отец – выдающийся деятель искусств - был отчуждён работой от детей). Сегодня нам предстоит рассмотреть стихотворение, в котором мотив дома перекликается с приведённым выше высказыванием поэтессы.

II. Чтение текста. ( Читает заранее подготовленная ученица).

- Каким настроением проникнуто стихотворение? Есть ли связь с эпиграфом?

III. Исследование текста.

Учитель: Чтобы понять мысль автора, мы попробуем перечитать стихотворение и выявить внутреннюю поэтическую реальность – картину мира. Итак, 1-е четверостишие,

Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно –

Где совершенно – одинокой…

с перекинутым словом – мостиком во второе, представляет собой риторическое высказывание, темой которого является…

Учащиеся: Тоска по родине, ностальгия…

Учитель: Но почему это морока? Что значит «разоблачённая морока»? Кем?

Итак, каково отношение лирического субъекта к поднятой проблеме? В чём состоит проблема лирического героя?

Быть, по каким камням домой

Брести с кошёлкою базарной

В дом и не знающий, что – мой,

Как госпиталь, или казарма.

Учитель: Проследите за тем, каким предметным рядом представлено художественное пространство?

- Камни, дом, кошёлка, базар, госпиталь, казарма…

- Какое слово в ряду является ключевым?

- Дом!

-Попробуйте нарисовать это пространство с помощью схемы. Дом – в центре, от него или к нему(?) – лучи…

- Каков тип пространства?

- Бытовое, узкое, чужое…

- В каких отношениях находятся герой и мир? (Вражды.) Как это отразить на схеме?

- Противостояние: тире, разделительная линия.

- Запись: чужое – не моё!

Мне всё равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной - непременно-

Учитель: Какой образ возникает? ( Помимо «Я»)?

- « Пленный лев»!

- Где он может находиться?

- В клетке...

- Почему лев?

- Царь зверей… Существо свободное, с чувством собственного достоинства…Сродни Поэту.

- Отразите это на схеме словом “клетка”. Каков тип пространства?

- Замкнутое, давящее…

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины –

Где не ужиться ( и не тщусь!)

Где унижаться – мне едино.

- Изменилось пространство? Что добавлено к его характеристике? Какие ассоциации рождаются?

- Камчатка – далеко, медведь белый, на льдине – его дом…

- А без льдины?

- Западня.

- Отражаем на схеме. Итак, картина мира развертывается, но это мир – ловушка… Для кого?

- Это ощущение лирического героя.

5-е и 6-е четверостишия…

Учитель: Диалог героя с собою продолжается. Призыв родного языка может изменить ситуацию одиночества?

-Нет, ситуацию уже не изменить «призывом млечным»

- Почему этот призыв (“ млечный” – молоко, мать) особенно чужд? Какая появляется вторая, не менее важная составляющая картины мира?

- Время. Это XX век…

- При отсутствии элементов, предметов, составляющих пространственную картину мира, характеризующую XX век, откуда исходит ощущение его враждебности?

- Газеты, сплетни…

- Отразим это на схеме: XX век – чужд!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи-

Мне все – равны, мне всё - равно,

И, может быть, всего равнее –

Учитель: Какие ключевые образы в пространственной картине мира?

- Бревно… Аллея…

- Какие смысловые ассоциации связаны со словом “бревно”?

- Бревно – мёртвое, аллея – живое.

- В каких временных пластах они находятся?

- Бревно – “я”- сейчас… Аллея - “мы”- прошлое.

- Что происходит с пространством?

- Свернулось, съёжилось, обезличилось…

- Итак, если потеряны ориентиры, если нет “ни мет, ни пятен,”что остается? Душа( нет лика), «родившаяся где –то» ( нет места). Нет человека… Здесь я позволю себе комментарий: это стихотворение было написано в 1934 году в эмиграции. В тетради, где оно было записано, пометка над текстом рукой Цветаевой: « Эти стихи могли бы быть моими последними...»

8 и 9 четверостишия.

- Что происходит с пространством в последней строфе? Проследим за предметным рядом: дом, храм, дорога, куст, рябина… Герой будто выходит из замкнутого пространства – оно детально укрупняется ( эффект наезжающей камеры). Происходит разъятие мира на элементы и перестройка их в новую иерархию, связанную с личностными ценностями: дом ----чужд;

храм--- пуст ( нет веры, нет духовной опоры).

Что остаётся? Дорога… Что заставляет идти по ней? Куст рябины. Почему?

Помните?

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Рябина – это новый круг – точка нового отсчёта.

IV. Итоги. Рефлексия.

Что же происходит с пространством? ( Развёртывается, открывается, перестраивается).

Отражаем на схемах. ( Работа в группах).

V. Заключительное слово учителя. Вернёмся к высказыванию Цветаевой о доме и высказыванию А.С.Пушкина о воспоминании. Как они связаны? Напишите свою интерпретацию стихотворения, связав её с картиной мира, исследованной нами сегодня.



Использованная литература:

  1. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890 – 1925 гг. М.,Высшая школа, 1993

  2. Кожинов В.В. Как пишут стихи. М., 2001,

  3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М.,1972

  4. Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПБ: Знание, 2001.





Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос