Конспект урока профессионально трудового обучения (швейное дело) в 5 классе по теме: «Инструменты и приспособления для швейных работ».
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ.
Составила: Леоненко Марина Александровна, учитель
профессионально - трудового обучения МСКОШИ 8 вида, г. Поронайск . 2012г.
Тема: « Инструменты и приспособления для швейных работ» .
Цель: познакомить учащихся с инструментами и приспособлениями для швейных работ.
Задачи:
1.Образовательная: : учить приемам навыков правильного и безопасного использования инструментов и приспособлений.
2. Коррекционно - развивающая: корригировать внимание, развивать слуховое восприятие, память, логическое мышление, развивать мелкую моторику.
3.Воспитательная: воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность, трудолюбие, аккуратность в работе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение, шкатулка со швейными принадлежностями.
Учебно-методическое обеспечение:
Картушина Г.Б. МозговаяГ.Г. «Швейное дело»5кл.
Время реализации занятия – 90 минут (2 учебных часа по 45 минут)
Авторский медиапродукт:
1. программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint – 12 слайдов.
2. вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
1. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях ;
2. интенсификация учебно-воспитательного процесса (уменьшение времени подачи материала);
3. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
4. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности. Содержание урока:
-
Организационный этап. Стр. 5.
-
Актуализация знаний. Стр. 5.
-
Сообщение темы урока. Стр. 5 -9.
-
Практическая работа. Стр. 9.
-
Тренировочные упражнения на закрепление изученного материала.Стр.10
-
Подведение итогов, оценка знаний учащихся.Стр.11.
-
Домашнее задание. Стр. 12.
-
Литература. Стр.12
-
Приложение (презентация, дидактический материал). Стр.13 - 17.
Ход урока
-
Организационный момент.
1. Отметить явку.
2. Проверить готовность к уроку: дневники, тетради, ручки, простой карандаш, линейка, резинка.
-
Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос.
Приятно входить в класс и видеть, что материал предыдущего урока все выучили! Достаточно только посмотреть на чистую доску, на порядок на партах, на аккуратно спрятанные под спецодеждой волосы. Молодцы, ребята! Мне остается уточнить несколько вопросов:
-
Что мы называем специальной одеждой и для чего она нужна?
-
Для чего нужны правила внутреннего распорядка?
-
Какие правила поведения в мастерской надо выполнять?
-
Как навести порядок в мастерской после работы?
-
Что входит в обязанности дежурных?
Ответы детей.
-
Объяснение нового материала.
Слайд №1
Сообщение темы урока.
Хорошо запомнив правила поведения и работы в мастерской, мы взяли их на вооружение и продолжаем знакомиться с секретами швейного дела. Тема сегодняшнего урока скрыта в этой замечательной шкатулке. Многое из того, что здесь находится, вам хорошо знакомо. Но для вас они – знакомые незнакомцы, поэтому о каждом предмете в шкатулке мы поговорим подробно.
Слайд №2
Отгадайте загадку:
Слайд №3
Одноглазая старушка
Узоры вышивает,
Весь мир одевает.
Что сошьёт – не надевает.
Что это? ( Игла.)
Ответы детей. Если отгадки нет, загадывается еще одна загадка:
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. ( Игла.)
Ответы детей.
Учитель: Правильно, это ручная игла. Один конец у нее острый – это
острие, а другой утолщенный. На утолщенном конце иглы находится ушко – отверстие для нитки. Острым концом игла прокалывает ткань.
Посмотрите, какие разные иглы находятся в шкатулке: большие и толстые, маленькие и тоненькие их различают по номерам - от № 1 (самые тонкие) до №12 (самые толстые). Для каждой ткани нужна своя – по размеру и толщине – иголка. Запомните: для толстой нитки всегда выбирают иглу с большим игольным ушком, а для тонкой – с маленьким. Иглы нечётных номеров длиннее, чем иглы чётных номеров.
Держать иголку надо крепко и аккуратно за середину указательным и большим пальцами.
Иголка – одна из самых полезных вещей на свете. Но эта полезная вещь становится коварной и даже очень опасной, когда она попадает в руки небрежного, невнимательного человека. Пользоваться иглой надо осторожно, соблюдая правила техники безопасности.
Слайд №5 « Правила безопасной работы иглой»
-
Хранить иглы необходимо в определенном месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так она заметнее, ее легче обнаружить).
2.Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.
3.Окончив работу, необходимо проверить количество иголок.
4.Не допускать потери иглы.
5.Нельзя брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
6.Сломанную иглу надо сдать учителю.
7.Нельзя откусывать нитку зубами.
Чтобы узнать, какой предмет я извлеку из шкатулки следующим, отгадайте загадку:
Слайд №3
Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик,
Да и тот насквозь.
Ответы детей.
- Правильно, это ножницы. Состоят они из двух лезвий – «два конца», ручек и колец – « два кольца», и винта – « посредине гвоздик». Для чего применяют ножницы? ( Ответы детей).
- Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бумагу, ткань, нитки. В шкатулке лежат большие и маленькие ножницы. У больших ножниц длинные концы, поэтому они могут резать большие куски ткани или вырезать основные детали будущих швейных изделий. У маленьких ножниц концы короткие, ими удобно обрезать куски ниток, разрезать петли, то есть выполнять мелкую работу.
Слайд: № 8 Правила безопасной работы ножницами»
- Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами нужно осторожно.
1. Хранить ножницы в строго определенном месте.
2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
3. Передавая ножницы, необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед.
4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.
5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.
- Ножницы и иголки называются рабочими инструментами.
Слайд №4
Еще загадка: Я люблю прямоту.
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. ( Линейка).
- Что это, отгадали? Правильно, это линейка. Ну а для чего нужна линейка? Правильно, для построения чертежей. При этом отсчет ведется от отметки 0. Линейка – измерительный инструмент. К измерительным инструментам также относятся угольник и сантиметровая лента.
Кто знает, как выглядит сантиметровая лента? Пожалуйста, достаньте ее из шкатулки. Сантиметровая лента, или сантиметр, служит для снятия мерок с фигуры человека и объемных предметов. Её используют также при измерении длины и ширины ткани, при проверке размеров изделия. Изготовлена она из прорезиненной ткани, имеет длину 150 см и ширину 2 см. При измерении ленту не следует излишне натягивать или ослаблять.
Слайд №4
И снова загадка: У дядюшки и Никона
Вся лысина истыкана.
Что это? ( Наперсток.) Ответы детей.
- Для работы иглой люди придумали приспособление, которое защищает палец от уколов, - наперсток. Не случайно он похож на шлем воина. Наперсток – приспособление для швейных работ. Наперсток подбирают индивидуально по размеру среднего пальца руки так, чтобы он плотно обхватывал палец.
К приспособлениям также относятся булавки – ими скалывают ткань при раскрое, прикрепляют выкройку к ткани. Пользоваться булавками надо очень осторожно, так как один конец у них острый. Хранить их надо в специальной подушечке для иголок и булавок.
4. Практическая работа « Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейных работ».
Слайд №11
Учитель: Запишите в рабочих тетрадях число, название практической работы – «Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейных работ». Во время практической работы мы сегодня поиграем в игру «Назови правильно». Игра состоит из 2 частей.
Часть 1. Перед вами на экране будут появляться изображения предметов, названия которых вы должны будете записать в своей тетради. Записывать названия предметов необходимо в столбик, в той последовательности, в какой они будут появляться на экране. Если вы не знаете названия предмета, под этим номером не пишите ничего и переходите к следующему номеру, на строку ниже. Внимание на экран! (При отсутствии компьютера предметы показывает учитель, называя номер каждого предмета: №6 – игла, №7 – ножницы, №8 – булавки, №9 – наперсток, №10 – сантиметровая лента, №11 – линейка.)
Часть 2. Отметьте волнистой линей предметы, относящиеся:
а) к измерительным инструментам;
б) к рабочим инструментам;
в) к приспособлениям для швейных работ.
5. Закрепление нового материала.
Учитель. Ребята, кто из вас может правильно найти в нашей шкатулке рабочие инструменты и правильно их назвать?
(Выполнение задания учащимися.)
- А какие правила нужно выполнять при работе с этими инструментами? (Ответы учащихся.)
- Покажите и назовите измерительные инструменты, применяемые в швейном деле. ( Выполнение задания учащимися.)
- Какие еще предметы остались в шкатулке? К какой группе они относятся? (Ответы учащихся.)
- Правильно, это приспособления для швейных работ: наперсток и булавки.
6. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Учитель: К следующему уроку необходимо, чтобы у каждого из вас была такая же шкатулочка со швейными принадлежностями, как у меня, а называть мы их будем рабочими коробочками. В наших рабочих тетрадях записаны принадлежности, которые должны находиться в рабочих коробочках. Ребята, а что еще нужно положить в рабочие коробочки для шитья? (Ответы детей.) Правильно, еще нам понадобятся материалы для швейных работ: нитки, ткань, тесьма, картон, бумага. Не забудьте положить их в свои рабочие коробки. А еще для работы понадобится портновский мел для обозначения на материале линий и меток при раскрое или примерке. Мел можно заменить тонким сухим кусочком обычного мыла.
Оценка работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: изучить теоретический материал; собрать вместе с родителями рабочие коробки.
Литература
-
Швейное дело. 5 класс. Г.Б. Картушина, Г.Г.Мозговая. М. «Просвещение», 2006 г.
-
Технология. В.Д . Симоненко. Поурочные планы. Москва. Просвещение. 2008 г.
-
Трудовое обучение и домоводство. Н.Е. Жигунов, А.П. Тарасова.
-
Москва: АСТ-ПРЕСС, 1998 г.
-
Занимательные уроки технологии для девочек. И.П. Арефьев. М. «Школьная Пресса», 2005г.
Приложение
Технологическая карта №1.
« Правила безопасной работы иглой»
1.Хранить иглы необходимо в определенном месте в специальной подушечке, лучше всего с ниткой (так она заметнее, ее легче обнаружить).
2.Всегда нужно знать, сколько у вас иголок.
3.Окончив работу, необходимо проверить количество иголок.
4.Не допускать потери иглы.
5.Нельзя брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
6.Сломанную иглу надо сдать учителю.
7.Нельзя откусывать нитку зубами. Технологическая карта №2
« Правила безопасной работы ножницами»
- Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами нужно осторожно.
1. Хранить ножницы в строго определенном месте.
2. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
3. Передавая ножницы, необходимо держать их за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед.
4. Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.
5. Нельзя класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.
Содержимое рабочей коробочки учащегося
1. Ткань
2. Швейные нитки разного цвета.
3. Набор игл.
4. Ножницы.
5. Наперсток.
6. Булавки.
7.Подушечка для игл и булавок.
8. Сантиметровая лента.
9. Линейка.
10. Угольник.
11. Портновский мел или тонкий кусочек мыла.
- Вклейте, карточку №3 в свои тетради.
Сказка про иглу
Сказка про ножницы. Хай и Лин.
Жили - были ножницы. Одна часть ножниц называлась, Хай, а другая Лин, что в переводе означало имя юной чародейки. Их назвали так, потому что, они жили у неё. Ножницы Хай-Лин достались от её любимой бабушки. Перед смертью бабушка написала письмо, раскрыв секрет, что она тоже умела колдовать и чтоб Хай-Лин развивала свои чародейские способности. Так же бабушка написала в своём письме, что ножницы, которые она ей подарила не простые, а волшебные. Они могли резать любую ткань, бумагу, нитки и даже тесьму. Хай-Лин свернула письмо и пообещала, что будет хранить и беречь бабушкины ножницы всегда с сомктутыми лезвиями и с правой стороны от работы!
Однажды ножницы поссорились. Когда Хай - Лин начала ими резать ткань и задавать нужные для неё направления, ножницы не ровно и не красиво резали. Хай - Лин обо всём догадалась. Она смазала ножницы машинным маслом, чтобы они не скрипели, не ругались и резали ровно и красиво.
С тех пор, Хай и Лин живут дружно, не ругаются, не скрипят и во всём помогают своей хозяйке!
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре