Конспект урока – обобщения материала «Электризация тел.Строение атома»
Тип урока: деловая игра — закрепление знаний по пройденному материалу.
Цель урока: Закрепление ранее изученного материала в процессе решения задач,
моделирования, демонстрации опытов.
Задачи:
1.Обучающие:
-
закрепить знания учащихся по теме «Электризация тел», «Строение атома»;
-
научить учащихся использовать полученные ранее знания на практике;
-
продолжить изучение свойств атома, как составной части молекулы;
2.Развивающие:
-
развить у учащихся коллективные начала в единой связи с индивидуальными особенностями;
-
привить учащимся чувство ответственности за порученное дело, продолжить привитие аккуратности при выполнении опытов, чертежей и моделей;
-
развить и поощрить инициативные начала у учащихся, умение обобщить материал;
3.Воспитательные:
-
воспитать умение учащихся соотносить собственное мнение с коллективным ;
-
продолжить работу по выработке у учащихся таких черт характера, как умение находить неординарное решение;
-
научить учащихся отстаивать свое мнение, добиваться конечного результата;
-
следить за выполнением учащимися правил по технике безопасности при выполнении опытов;
Оборудование к уроку:
Набор проводников и не проводников электрического заряда: медная, алюминиевая, стальная пластинки, растворы медного купороса и поваренной соли, земля, вода, деревянный и пластмассовый бруски, стекло, шелк, резина, капрон;разноцветные шарики из набора кристаллических решеток, проволока для сборки моделей атомов;
электрофорная машина, султаны электрические, стеклянная и эбонитовая палочки, гильза из алюминиевой фольги, 2 электрометра, металлический провод с изолирующей ручкой, лист оргстекла, вата;
карточки – задания;
учебник Физика 8; сборник задач по физике (авт.В.И.Лукашик)
План урока:
1. Организационный момент, постановка целей и задач урока, повторение правил техники
безопасности. 2 мин.
2. Актуализация знаний
(устный опрос) 4 мин.
3. Разъяснение правил игровой части урока, раздача карточек – заданий 3 мин.
4. Основная часть урока. Прохождение командами- экипажами 5 контрольных пунктов
30 мин
5. Подведение итогов действия экипажей 3 мин
6. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание 2 мин.
7. Рефлексия 1 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент, постановка целей и задач урока, повторение правил техники безопасности.
2. Актуализация знаний.
— дать понятие об электризации тел, привести примеры
— электрометр и деление заряда пополам
— проводники и не проводники электричества
— строение атома
3. Разъяснение правил игровой части урока, раздача карточек – заданий
Для проведения деловой игры заранее составлены 3 команды, 3 экипажа, которым предстоит пройти 5 контрольных пунктов – КП:
КП 1 — «Расчетно – информационный»
КП 2 — «Завал»
КП 3 — «Конструкторский»
КП 4 – «Перевертыш»
КП 5 – «Опытно – демонстрационный»
После этого объясняю порядок прохождения КП экипажами.(см. Приложение 1).
Для каждого КП заранее подобраны консультанты из числа сильных учеников класса. Их задача: проверить правильность прохождения КП и оказать помощь при необходимости.
Капитаны экипажей получают маршрутные листы (см. Приложение 2).
4. Основная часть урока
Проверив готовность команд, консультантов на КП, учитель дает разрешение экипажам на прохождение маршрута. Он же
контролирует все действия команд и консультантов. На каждом КП команды выполняют предложенные задания, получая
определенное количество баллов. Есть еще одно условие: если команда пользуется подсказкой консультанта или учителя – «заправляется», то при этом теряет 1 балл, если на КП возникнут дополнительные вопросы, то, ответив на них, можно получить бонусный 1 балл. Результаты команд выставляются в маршрутный лист. Следуя этим правилам, все 3 экипажа проходят 5 КП.
Содержание заданий представлено в Приложении 3.
После этого заполняется
сводная итоговая таблица результатов (см. Приложение 4)
5. Подведение итогов действия экипажей. Разбор заданий, которые вызвали затруднение
6.Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание:§§ 26-30
7. Рефлексия: (устные ответы учащихся)
— что вам понравилось на уроке?
— задания каких КП вам были наиболее интересными?
— было ли вам комфортно в составе вашего экипажа?
— что нового узнали вы в процессе деловой игры?
Приложения:
Приложение 1.Порядок прохождения экипажами КП
№ экипажа |
Номера контрольных пунктов КП |
||||
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
1 |
3 |
5 |
3 |
2 |
1 |
4 |
Приложение 2. Маршрутный лист
Маршрутный лист | ||||
Состав экипажа |
Команда № __ (название)_______________ |
|||
1. _____________2._______________3._______________ |
Капитан команды_______________ |
|||
Название Контрольного Пункта КП |
Максимальное количество баллов на КП |
Количество набранных баллов |
Заправка |
Всего баллов на КП |
1.«Расчетно – информационный» |
10 |
|
|
|
2. «Завал» |
5 |
|
|
|
3. «Конструкторский» |
5 |
|
|
|
4. «Перевертыш» |
5 |
|
|
|
5. «Опытно – демонстрационный» |
10 |
|
|
|
Общее количество баллов на всех КП |
|
Приложение 3. Задания для выполнения на контрольных пунктах
КП 1 «Расчетно – информационный» | |
№ экипажа |
Задание |
1 |
Выполните №3 из упр12(стр. 61 учебника) |
2 |
Решить задачу №947(Л) |
3 |
Рассказать о планетарной модели атома. |
КП 2 «Завал» | |
№ экипажа |
Задание. Разобрать предложенные вещества по их электрическим свойствам |
1 |
Проводники электрического заряда. |
2 |
Не проводники электрического заряда. |
3 |
Проводники электрического заряда. |
КП 3 «Конструкторский» | |
№ экипажа |
Задание. Начертить схему и составить, пользуясь предложенными деталями, модель атома |
1 |
Лития3Li7 |
2 |
Начертить схему и составить, пользуясь предложенными деталями, модель атома Бериллия 4Ве9 |
3 |
Начертить схему и составить, пользуясь предложенными деталями, модель атома Бора 5B11 |
КП 4 «Перевертыш» | |
№ экипажа |
Задание. Вам дано заведомо неправильное с точки зрения физики предложение. Необходимо найти скрытые ошибки и составить правильное по смыслу предложение, т.е. составить «перевертыш». |
1 |
В электризации всегда участвует одно тело и только на нем появляется электрический заряд. |
2 |
Электрический заряд можно делить бесконечно и можно получить любое значение заряда. |
3 |
Строение атома таково: в центре атома расположены электроны и протоны, окруженные ядром, состоящим из нейтронов |
КП 5 «Опытно – демонстрационный» | |
№ экипажа |
Задание. Пользуясь данным оборудованием, провести следующий опыт: |
1 |
Деление первоначального заряда электроскопа на две равные части |
2 |
Демонстрация электрического поля заряженного тела |
3 |
Взаимодействие двух тел, имеющих заряды одного знака |
Приложение 4. Сводная итоговая таблица
Сводная итоговая таблица | ||
№ и название экипажа |
Количество баллов |
Место |
1. |
|
|
2. |
|
|
3 |
|
|
Межпредметные связи и анализ УУД учащихся на отдельных этапах урока.
-
КП 1 - «Расчетно – информационный».
Учащиеся закрепляют навыки работы с литературой, решения расчетных задач, знакомятся с понятие отрицательной степени числа, что в дальнейшем облегчит понимание материала на уроках математики.
-
КП 2 - «Завал». Учащиеся применяют теоретические знания на практике, идет знакомство с новыми или недостаточно известными материалами. При этом идет закрепление знаний курса химии.
-
КП 3 - «Конструкторский». По моему, задания такого типа важны уже тем, что дают возможность поработать руками. Они развивают объемное мышление, навыки чертежа. Наглядно прослеживаются межпредметные связи с геометрией, черчением и химией.
-
КП 4 – «Перевертыш».
Развитие внимательности и инициативности, умения выделения главного. Требует знания теории. Межпредметная связь с литературой.
-
КП 5 – «Опытно – демонстрационный».
Самый трудный и ответственный момент урока. Учащимся интересно проводить демонстрации. Учителю и консультанту необходимо концентрировать внимание на соблюдении правил техники безопасности.
Считается, что основной целью всех технологий является здоровьесбережение, а значит необходимо ученика научить учиться с минимальными затратами для здоровья. Основные принципы таких технологий: личностный смысл обучения (личностно-ориентированные) и мотивация. Всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.
На уроке формируются регулятивные и коммуникативные учебные действия. Учащиея, изучив дома необходимый материал, должны понять и сформулировать цель работы, сами составить ее план, выполнить необходимые измерения, вычисления, проанализировать полученный результат и сделать вывод.
Познавательные учебные действия заключаются в успешном развитии творческих способностей учащихся на основе заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях.
На нынешнем этапе образования особенно ценится умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно вести поиск решения. На этом уроке проходит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.
Урок – деловая игра наиболее способствует формированию коммуникативных УУД. сочетающая индивидуальную работу каждого ученика с активной работой всего класса или группы.
Формирование УУД обучающихся позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. А степень участия в самостоятельной деятельности обучающихся воспитанников и руководство остаётся за учителем.
Рекомендации по проведению экспериментов
-
Часто опыты по электризации не получаются во влажных помещениях, поэтому в классе воздух должен быть сухим.
-
Если электрофорная машина капризничает, то поднесите к диску наэлектризованный бумагой лист оргстекла.
-
Обратить особое внимание на технику безопасности при работе с электрофорной машиной и султанами.
-
Опыт по демонстрации электрического поля можно проводить как с помощью стеклянной и эбонитовой палочки, так и электрофорной машины. Во втором случае проследить за надежностью контактов проводов на кондукторах машины и султанах.
-
Опыт по делению заряда пополам получается хорошо, обязательна хорошая изоляционная ручка контактного провода.
-
При отсутствии под рукой набора разноцветных шариков для конструирования моделей атомов можно воспользоваться пластилином.
Суворов Николай Никодимович
с. Русские Шои Куженерского района Республики Мари Эл
МБОУ «Русскошойская средняя общеобразовательная школа»
Физика
Учебник: Перышкин А.В. Родина Н.А. Учебник для 8 класса средней школы
Просвещение 2008 г.
Урок – деловая игра - обобщение материала по теме «Электризация тел. Строение атома»
8 класс
Продолжительность урока 45 минут
Использование ИТ- компъютер, мультимедийный проектор
Конспект урока – обобщения материала «Электризация тел.Строение атома»
Тип урока: деловая игра - закрепление знаний по пройденному материалу.
Цель урока: Закрепление ранее изученного материала в процессе решения задач, моделирования, демонстрации опытов.
Задачи:
1.Обучающие:
-
закрепить знания учащихся по теме «Электризация тел», «Строение атома»;
-
научить учащихся использовать полученные ранее знания на практике;
-
продолжить изучение свойств атома, как составной части молекулы;
2.Развивающие:
-
развить у учащихся коллективные начала в единой связи с индивидуальными особенностями;
-
привить учащимся чувство ответственности за порученное дело, продолжить привитие аккуратности при выполнении опытов, чертежей и моделей;
-
развить и поощрить инициативные начала у учащихся, умение обобщить материал;
3.Воспитательные:
-
воспитать умение учащихся соотносить собственное мнение с коллективным ;
-
продолжить работу по выработке у учащихся таких черт характера, как умение находить неординарное решение;
-
научить учащихся отстаивать свое мнение, добиваться конечного результата;
-
следить за выполнением учащимися правил по технике безопасности при выполнении опытов;
Оборудование к уроку:
Набор проводников и не проводников электрического заряда: медная, алюминиевая, стальная пластинки, растворы медного купороса и поваренной соли, земля, вода, деревянный и пластмассовый бруски, стекло, шелк, резина, капрон;
разноцветные шарики из набора кристаллических решеток, проволока для сборки моделей атомов;
электрофорная машина, султаны электрические, стеклянная и эбонитовая палочки, гильза из алюминиевой фольги, 2 электрометра, металлический провод с изолирующей ручкой, лист оргстекла, вата;
карточки – задания;
учебник Физика 8; сборник задач по физике (авт.В.И.Лукашик)
План урока:
1. Организационный момент, постановка целей и задач урока, повторение правил техники
безопасности. 2 мин.
2. Актуализация знаний (устный опрос) 4 мин.
3. Разъяснение правил игровой части урока, раздача карточек – заданий 3 мин.
4. Основная часть урока. Прохождение командами- экипажами 5 контрольных пунктов
30 мин
5. Подведение итогов действия экипажей 3 мин
6. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание 2 мин.
7. Рефлексия 1 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент, постановка целей и задач урока, повторение правил техники безопасности.
2. Актуализация знаний.
- дать понятие об электризации тел, привести примеры
- электрометр и деление заряда пополам
- проводники и не проводники электричества
- строение атома
3. Разъяснение правил игровой части урока, раздача карточек – заданий
Для проведения деловой игры заранее составлены 3 команды, 3 экипажа, которым предстоит пройти 5 контрольных пунктов – КП:
КП 1 - «Расчетно – информационный»
КП 2 - «Завал»
КП 3 - «Конструкторский»
КП 4 – «Перевертыш»
КП 5 – «Опытно – демонстрационный»
После этого объясняю порядок прохождения КП экипажами.(см. Приложение 1). Для каждого КП заранее подобраны консультанты из числа сильных учеников класса. Их задача: проверить правильность прохождения КП и оказать помощь при необходимости.
Капитаны экипажей получают маршрутные листы (см. Приложение 2).
4. Основная часть урока
Проверив готовность команд, консультантов на КП, учитель дает разрешение экипажам на прохождение маршрута. Он же контролирует все действия команд и консультантов. На каждом КП команды выполняют предложенные задания, получая определенное количество баллов. Есть еще одно условие: если команда пользуется подсказкой консультанта или учителя – «заправляется», то при этом теряет 1 балл, если на КП возникнут дополнительные вопросы, то, ответив на них, можно получить бонусный 1 балл. Результаты команд выставляются в маршрутный лист. Следуя этим правилам, все 3 экипажа проходят 5 КП.
Содержание заданий представлено в Приложении 3.
После этого заполняется сводная итоговая таблица результатов (см. Приложение 4)
5. Подведение итогов действия экипажей. Разбор заданий, которые вызвали затруднение
6.Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание: §§ 26-30
.
7. Рефлексия: (устные ответы учащихся)
- что вам понравилось на уроке?
- задания каких КП вам были наиболее интересными?
- было ли вам комфортно в составе вашего экипажа?
- что нового узнали вы в процессе деловой игры?
Приложения:
Приложение 1.Порядок прохождения экипажами КП
№ экипажа |
Номера контрольных пунктов КП |
||||
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
1 |
3 |
5 |
3 |
2 |
1 |
4 |
Приложение 2. Маршрутный лист
Маршрутный лист |
||||
Состав экипажа |
Команда № __ (название)_______________ |
|||
1. _____________2._______________3._______________ |
Капитан команды_______________ |
|||
Название Контрольного Пункта КП |
Максимальное количество баллов на КП |
Количество набранных баллов |
Заправка |
Всего баллов на КП |
1.«Расчетно – информационный» |
10 |
|
|
|
2. «Завал» |
5 |
|
|
|
3. «Конструкторский» |
5 |
|
|
|
4. «Перевертыш» |
5 |
|
|
|
5. «Опытно – демонстрационный» |
10 |
|
|
|
Общее количество баллов на всех КП |
|
Приложение 3. Задания для выполнения на контрольных пунктах
КП 1 «Расчетно – информационный» |
|
№ экипажа |
Задание |
1 |
Выполните №3 из упр12(стр. 61 учебника) |
2 |
Решить задачу №947(Л) |
3 |
Рассказать о планетарной модели атома. |
КП 2 «Завал» |
|
№ экипажа |
Задание. Разобрать предложенные вещества по их электрическим свойствам |
1 |
Проводники электрического заряда. |
2 |
Не проводники электрического заряда. |
3 |
Проводники электрического заряда. |
КП 3 «Конструкторский» |
|
№ экипажа |
Задание. Начертить схему и составить, пользуясь предложенными деталями, модель атома |
1 |
Лития 3Li 7 |
2 |
Начертить схему и составить, пользуясь предложенными деталями, модель атома Бериллия 4Ве9 |
3 |
Начертить схему и составить, пользуясь предложенными деталями, модель атома Бора 5B11 |
КП 4 «Перевертыш» |
|
№ экипажа |
Задание. Вам дано заведомо неправильное с точки зрения физики предложение. Необходимо найти скрытые ошибки и составить правильное по смыслу предложение, т.е. составить «перевертыш». |
1 |
В электризации всегда участвует одно тело и только на нем появляется электрический заряд. |
2 |
Электрический заряд можно делить бесконечно и можно получить любое значение заряда. |
3 |
Строение атома таково: в центре атома расположены электроны и протоны, окруженные ядром, состоящим из нейтронов |
КП 5 «Опытно – демонстрационный» |
|
№ экипажа |
Задание. Пользуясь данным оборудованием, провести следующий опыт: |
1 |
Деление первоначального заряда электроскопа на две равные части |
2 |
Демонстрация электрического поля заряженного тела |
3 |
Взаимодействие двух тел, имеющих заряды одного знака |
Приложение 4. Сводная итоговая таблица
Сводная итоговая таблица |
||
№ и название экипажа |
Количество баллов |
Место |
1. |
|
|
2. |
|
|
3 |
|
|
Список использованной литературы:
1. Учебник В. А. Перышкин, Н.А. Родина Физика 8 изд.Просвещение
2. Сборник задач по физике авт. В.И. Лукашик
Ссылки на источники в Интернете
http://fiz.1september.ru/2002/19/no19_1.htm
http://festival.1september.ru/articles/210915/
http://borskoe.narod.ru/bond5.htm
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Технология сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»