Программа "Народно-сценический танец"
Хореографическое воспитание детей, приобретение ими навыков и знаний в области искусства танца в системе эстетического воспитания становится в последнее время одним из необходимых моментов дополнительного образования. Хореография — это сценическое искусство, которое имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения. Понять, изучить специфику хореографии можно, только зная истоки этого искусства — народный танец.
С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. Интерес детей к народному танцу проявляется в стремлении исполнять танцы разных народов. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе:
ü своеобразные выразительные средства: пластические и музыкальные, динамические и ритмические, зримые и слышимые;
ü музыкально-пластические образы: эмоциональность, заразительность, увлекательность, раскрытие внутреннего мира человека, его лирико-романтические отношения, героические поступки;
ü национальная, стилевая и историческая принадлежность;
ü физическое, эстетическое и художественное развитие и воспитание ребенка.
Народная хореография всегда была тесно связанна с жизнью общества, с его экономическим, социальным и общественно-политическим укладом, с эстетическими требованиями времени. На народном танце не могут не сказываться мировоззрение и психология человека. Каждая эпоха неизбежно отражает в народных танцах культуру общества и его мироощущение. Поэтому народный танец всегда современный.
Отсутствие типовых программ, которые соответствовали бы современным требованиям и методикам преподавания и обучения хореографии, отражали бы специфику работы в ансамбле народного танца, повлияло на написание данной программы. Данная программа является модифицированной и составлена на основе:
- Типовая программа «Хореографический кружок», рекомендована
«просвещение», 1983г.
- Базарова Н.П. «Азбука классического танца», М., 1964г.
- Климова А.А. «Русский народный танец» учебное пособие, М., 1996 год.
- на основе собственного сценического и преподавательского опыта, с учетом
Новизна программы заключается в том, что в содержание курса включено изучение пальцевой техники и постановка обучающихся на «пальцы».
Программа имеет концентрическую структуру построения и предполагает освоение основных разделов программы с усложнением по каждому году обучения.
Непременным компонентом хореографической деятельности является соблюдение следующих принципов:
наглядности
систематичности
постепенности
последовательности,
которые непосредственно влияют на процесс формирования танцевальных умений и навыков (комплекса танцевальности). Учащиеся, занимающиеся по данной программе, также получают общие сведения о хореографии, ее специфике и особенностях, что дает возможность им продолжить свое обучение в училищах и ВУЗах по специальности «Хореография».
Отличительной особенностью программы является то, что помимо основных задач обучения хореографии в учебном процессе решаются различные частные задачи, которые определяются особенностями танца, комплекса упражнений, уровнем подготовленности, необходимыми условиями.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «РАДУГА»
«Утверждаю»
Директор
ЛГ МАОУ ДОД "ЦДОД "Радуга"
______________
О.А. Чиркова
приказ
№ 276___ от «31»___05____2010г.
Дополнительная образовательная программа
«Народно – сценический танец»
Модифицированная
Для детей 6- 16 лет
Период реализации: 5 лет и более
Составитель:
Коротовских И.В.,
педагог дополнительного образования
Лангепас
2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хореографическое воспитание детей, приобретение ими навыков и знаний в области искусства танца в системе эстетического воспитания становится в последнее время одним из необходимых моментов дополнительного образования. Хореография - это сценическое искусство, которое имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения. Понять, изучить специфику хореографии можно, только зная истоки этого искусства - народный танец.
С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. Интерес детей к народному танцу проявляется в стремлении исполнять танцы разных народов. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе:
-
своеобразные выразительные средства: пластические и музыкальные, динамические и ритмические, зримые и слышимые;
-
музыкально-пластические образы: эмоциональность, заразительность, увлекательность, раскрытие внутреннего мира человека, его лирико-романтические отношения, героические поступки;
-
национальная, стилевая и историческая принадлежность;
-
физическое, эстетическое и художественное развитие и воспитание ребенка.
Народная хореография всегда была тесно связанна с жизнью общества, с его экономическим, социальным и общественно-политическим укладом, с эстетическими требованиями времени. На народном танце не могут не сказываться мировоззрение и психология человека. Каждая эпоха неизбежно отражает в народных танцах культуру общества и его мироощущение. Поэтому народный танец всегда современный.
Отсутствие типовых программ, которые соответствовали бы современным требованиям и методикам преподавания и обучения хореографии, отражали бы специфику работы в ансамбле народного танца, повлияло на написание данной программы. Данная программа является модифицированной и составлена на основе:
-
Типовая программа «Хореографический кружок», рекомендована
Министерством образования для школ и внешкольных заведений: Москва
«просвещение», 1983г.
-
Базарова Н.П. «Азбука классического танца», М., 1964г.
-
Климова А.А. «Русский народный танец» учебное пособие, М., 1996 год.
-
на основе собственного сценического и преподавательского опыта, с учетом
специфики преподавания, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и современным требованиям к составлению программ по дополнительному образованию.
Новизна программы заключается в том, что в содержание курса включено изучение пальцевой техники и постановка обучающихся на «пальцы».
Программа имеет концентрическую структуру построения и предполагает освоение основных разделов программы с усложнением по каждому году обучения.
Непременным компонентом хореографической деятельности является соблюдение следующих принципов:
наглядности
систематичности
постепенности
последовательности,
которые непосредственно влияют на процесс формирования танцевальных умений и навыков (комплекса танцевальности). Учащиеся, занимающиеся по данной программе, также получают общие сведения о хореографии, ее специфике и особенностях, что дает возможность им продолжить свое обучение в училищах и ВУЗах по специальности «Хореография».
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Воспитать творческую, гармонично развитую личность ребенка
средствами хореографического искусства, допрофессиональная подготовка
воспитанников ансамбля в области хореографии.
Задачи:
-
формирование танцевальных знаний, умений и навыков на основе усвоения
программного материала с учетом возрастных особенностей воспитанников;
-
воспитание у детей интереса и любви к танцу, культуры поведения и
общения, целеустремленности к профессиональной деятельности, расширение
художественных интересов участников ансамбля;
-
создание «музыкального тела» ребенка, способного выразить сущность музыкального произведения в танцевальной пластике;
-
выявление и развитие творческой индивидуальности ребенка;
-
развитие художественного вкуса, творческого подхода к танцевальной деятельности, умения проектировать свою собственную деятельность;
-
сохранение и укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и
двигательных способностей.
Отличительной особенностью программы является то, что помимо основных задач обучения хореографии в учебном процессе решаются различные частные задачи, которые определяются особенностями танца, комплекса упражнений, уровнем подготовленности, необходимыми условиями.
Данная программа рассчитана на 5 и более лет обучения, для занятий с детьми в возрасте от 6 до 16 лет, имеющих склонность к танцевальной деятельности. В группы принимаются физически здоровые дети, имеющие медицинское разрешение в возрасте 6-9 лет. Все они объединяются в возрастные группы по 18-20 обучающихся:
Подготовительная 6-7 лет;
Младшая 8-11 лет;
Средняя 12-14 лет;
Старшая 14-16 лет.
Занятия в группах проводятся:
Подготовительная группа - 2 раза в неделю по 1,5 часа - 108 часов в год;
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа - 144 часа в год;
2 и 3 года обучения - 3 раза в неделю по 2 часа - 216 часов в год;
4 и последующие года обучения - 3 раза в неделю по 2 часа - 216 часов в год.
Всего по программе - 1116 часов.
Условия реализации программы.
Для создания танцевального коллектива и подготовки качественных номеров необходимо соблюдать следующие условия:
-
отбор детей для занятий хореографией;
-
систематичность занятий, последовательность подачи материала и постепенность
физической нагрузки на ребенка;
-
понимание воспитанниками значения танцевальных упражнений и выполнение
их в строгой последовательности;
-
органическое единство содержания характера движений (лексики), музыки и
костюма;
-
сочетание тренировки пластичности тела с развитием музыкальных, актерских и
творческих способностей;
-
формирование у детей навыков самоконтроля и самооценки при выполнении
упражнений;
-
доступность изучаемого материала;
-
качественная подготовка руководителя к занятиям;
-
подбор репертуара и музыкального материала, интересного детям и с учетом их
возрастных особенностей.
-
требование правильного выполнения движений;
-
профессиональное саморазвитие педагога;
-
учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
-
использование тестов для мониторинга с применением ИКТ. Умение связать теорию с
практическим применением и сделать обобщение, выводы.
Таким образом, связь методики танцевального воспитания детей с педагогикой, психологией, физиологией, а так же используя ИКТ технологии является необходимым условием для эффективной реализации программы. Данная программа предусматривает работу с одаренными детьми.
Данная программа предусматривает работу с одаренными детьми.
Эта группа детей выделяется из общего количества воспитанников на основе результатов знаний, умений и навыков освоения программы и диагностических материалов, достигшие высокого уровня развития своих способностей в хореографии.
А также дети, имеющие врожденные танцевальные данные.
Воспитанники данного уровня могут заниматься по учебно-тематическому плану для индивидуальной работы.
Это обучение способствует развитию самостоятельности, творческого подхода к решению поставленных задач, выполнению творческих проектов и дальнейшей профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты и способы проверки
К концу обучения по данной программе воспитанник хореографического ансамбля должен иметь следующие данные:
-
развитые эстетический вкус, сценические данные, артистичность, культура чувств и эмоций;
-
владеть специальной терминологией по хореографии;
-
профессионально развитые специальные танцевальные данные, умение проявлять иметь яркую фантазию, импровизацию;
-
гармонично развитый костный и суставно-мышечный аппарат, свойственный танцору;
-
психологическую настройку, способствующую развитию волевых качеств, двигательной пластики, ритмической музыкальности;
-
умение соизмерять свои способности и поставленные цели;
-
высокая трудоспособность и самостоятельность;
-
любовь к танцу и дальнейшая профессиональная деятельность.
В ходе практической деятельности участники коллектива закрепляют теоретические знания и овладевают умениями и навыками танцевальной техники во время тренировочных занятий. В первые годы обучения основная задача этих занятий развитие комплекса танцевальности. К концу второго и уже на последующих годах обучения идет отработка танцевальных движений и постановка танцев. В процесссовершенствования идет развитие исполнения композиций танцев.
Все накопленные навыки в процессе обучения отслеживаются и реализуются в следующих формах деятельности:
-
контрольные уроки;
-
танцевальные импровизации;
-
участие в конкурсах различного уровня;
-
выступление на городских концертах, мероприятиях, праздниках;
-
дальнейший выбор воспитанников своей будущей профессии и их поступление в учреждения культуры;
-
репетиторство старшей группы над младшими воспитанниками.
С целью отслеживания результатов освоения воспитанниками образовательной программы, проводятся следующие диагностические исследования с применением ИКТ технологий:
входная - выявление первичных способностей детей в хореографии;
промежуточная - успешность освоения детьми программы, отслеживание развития специальных танцевальных данных и теоретических знаний, используя карточки-задания. контрольные вопросы, тесты, применяя ИКТ технологии, при необходимости позволяет внести корректировку в образовательный процесс;
итоговая - показывает конкретные результаты диагностической работы, освоения воспитанниками программы.
Все данные полученные в результате диагностической работы заносятся в таблицы, на основе которых строятся диаграммы и графики, показывающих динамику овладения воспитанниками знаниями, умениями и навыками.
Направления деятельности
Данная программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классического, народно-сценического, историко-бытового танца, что способствует развитию танцевальности у воспитанников.
На каждом этапе обучения материал дается по четырем основным разделам:
-
Азбука музыкального движения.
-
Элементы классического танца.
-
Элементы историко-бытового танца
4. Элементы народно-сценического танца.
В первый раздел - азбука музыкального движения включается коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся. Начало обучения строится на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая ритм, музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит непосредственно на элементах танцевальных движений.
Во втором разделе - элементы классического танца, танцевальные упражнения
(экзерсис) создают исходные позиции для воспитания пластичности тела, развития его двигательной культуры. Экзерсис создает основной пластический фундамент, воспитывает волю, внимание, память, высокий уровень координации движений, что
крайне необходимо танцующему. Классическому танцу принадлежит особая роль в развитии хореографического искусства. Основы классического танца, практическое знакомство с самой высшей школой профессионализма. Школа классического танца - строгая, веками отшлифованная система движений, обеспечивающая гармоническое развитие двигательного аппарата человека. Вырабатывая необходимые навыки исполнительской культуры, классический танец является действенным средством эстетического и нравственного воспитания ребенка. Занятия классическим танцем - это целенаправленный труд, требующий предельной собранности, самоконтроля, дисциплины. Это процесс постоянного самосовершенствования, направленный к достижению красоты, оточенный правильности и выразительности движений.
Третий раздел - элементы историко-бытового танца. Историко-бытовая хореография имеет свои танцы, увлекательные и красивые, отражающие эстетические нормы и воспитательный вкус. Это танцы прошлых веков. Они способствуют развитию танцевальности и музыкальности, чувство позы, знакомит учащихся со стилем, костюмами и манерами разных эпох.
Четвертый раздел - элементы народно-сценического танца. Народный танец - это яркое красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимания красоты окружающего мира. Важнейшие признаки народного танца с точки зрения техники, выражаются в относительной свободе движения рук, корпуса, ног, танцевальных ракурсов, а т.ж способствуют дальнейшему укреплению мышечного аппарата, совершенствуют координацию движений. Композиции народно-сценического танца всегда выражают конкретную национальную принадлежность с характерным для нее темпоритмическими особенностями (протяженность, резкость, синкопированность, дроби и т.д.). Лирическое, радостное состояние, юмор, грусть и т.д. заложенные в музыке, легко раскрываются средствами народного танца. В народно-сценическом танце отражается материал того или иного национального танца, его стиль и манера.
Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы и достижения положительных результатов у воспитанников предполагается применять следующие методы хореографической работы:
-
музыкально-ритмические игры.
-
видео материалы по классическому, историко-бытовому, народно-сценическому танцам.
-
печатные издания для танцоров: «Балет», «Антрэ», книги и пособия по изучению классического и народного танцев.
-
кроссворды, ребусы, карточки-задания по изученным темам.
-
методическое пособие по изучению теоретической части программы «Народно-сценический танец»
-
метод устного изложения учебного танцевального материала, обсуждения изученного материала;
-
метод беседы - стимулирующие работоспособность учеников, развивающих интерес к искусству хореографии;
-
метод собственного показа движений; метод физической помощи;
-
метод деления сложного движения на комбинации;
-
метод утрированного показа;
-
метод объяснения;
-
метод умелого сочетания разных приемов и способов педагогического
воздействия (прослушивание музыки и просмотр видеозаписей с обсуждением);
-
Типовая программа «Хореографический кружок», рекомендована Министерством образования для школ и внешкольных заведений М., «Просвещение», 1983 г.
-
«Балетная осанка», методическое пособие для преподавателей хореографических школ, М.,1993.
-
Уральская В.И. «Рождение танца», М., «Светская Россия», 1982.
-
Базарова Н.П. «Азбука классического танца», М, 1964.
-
Ткаченко Т.Т. «Народный танец» М. 1954.
-
Основы характерного танца. Методическое пособие. М., 1939.
-
Климов А.А. «Русский народный танец», учебное пособие. М., 1996.
Особенности музыкального сопровождения
Музыка - родная сестра хореографии.
В младших классах музыка должна быть во всех взаимоотношениях очень простой и ясной, даже наивно понятной и близкой к возрастным особенностям психологии учащихся, а также соответствовать характеру движений.
Следует обратить внимание на подбор музыкального материала отдельно от мальчиков и девочек, т.к. между женскими и мужскими классами существует значительная разница, как в общем звучании, так и в нюансах. В мужском классе должно быть гораздо больше простоты и строгости, ему нужна, даже лирических кусках сила, ему свойственна героика. Женские приемы для мужского класса не годятся, ибо тогда в нем появится женственность и манерность.
Содержание музыки, предназначенной для экзерсиса у станка, должно быть значительно проще, чем в разделах урока экзерсиса на середине: Allegro (быстрая часть, прыжки).
Недопустимо, если музыкальное сопровождение будет носить отвлеченный и монотонный характер. Учебная комбинация должна осуществляться концертмейстером, не равнодушно, а творчески увлеченно, но без уклона в музыкальный примитив или чрезмерную сложность.
Характер музыки должен строго соответствовать учебным задачам. Так-называемый «веселый бодрячок», плаксивую лирику, джазовую музыку необходимо исключать из учебной работы (И.Б.Тарасова).
Мелодии популярных песен не следует использовать на уроках классического танца, т.к. они всегда ассоциируются с определенным словесным содержанием.
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Для реализации программы необходима следующая материально-техническая база:
-
оборудованный хореографический зал;
-
фортепиано;
-
музыкальный центр;
-
видеомагнитофон;
-
телевизор;
-
мини-диски;
-
аудиокассеты;
-
видеокассеты; СD - диски;
-
учебные видеофильмы;
-
танцевальные костюмы, обувь, грим.
Кадровое обеспечение
-
педагог-хореограф;
-
концертмейстер;
-
педагог-психолог;
-
звукорежиссер.
Список литературы для преподавателя:
-
Барышникова Т. «Азбука хореографии» - М: 1999г.
-
Ваганова А.Я. «Основы классического танца» М.,Л., 2001 г.
-
Гусева Г.П. «Методика преподавания народного танца» М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2002г.
-
Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» М:
2000г.
-
Бриске И.Э. «Методические рекомендации по изучению экзерсиса народно-сценического танца».
-
Шляпников «Методическая разработка для учащихся и преподавателей хореографической специализации КПУ» - М.: 1987 г.
-
Люси Смит «Танцы. Начальный курс»- М., «Астрель АСТ» 2001г.
-
Детская энциклопедия «Балет»- М., «Астрель АСТ», 2001г
-
Уральская В.И., Сколовский Ю.Е. Народная хореография. –М.: Искусство, 1975г.
-
Громов Ю.И. Основы подготовки специалистов- хореографов. Хореографическая педагогика С-П. 2006г.
-
Костовицкая В., Писарев А. Школа классического танца –Л.: Искусство 1976г.
-
Слонимский Ю. В честь танца.- М.: 1988г.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Основными задачами
Подготовительного года обучения являются:
-
взаимосвязь руководителя и обучающегося;
-
формирование балетной осанки (постановка корпуса, рук, ног, головы);
-
посвящение в хореографию;
-
развитие координация слуховых и двигательных навыков;
-
ориентирование в пространстве (построение с интервалами в круг, линии, колонны, шеренгу).
Обучение детей хореографии представляет собой динамический процесс.
Систематичность, постепенность и последовательность - основные педагогические принципы.
Подготовительный год обучения. Помогает раскрепостить корпус, укрепить мышцы живота и спины, развить эластичность стоп и силу внутренних мышц. А также научить владеть своими руками.
У современных детей очень слабо развита мускулатура спины и живота, а поэтому на это и надо обратить особое внимание. Тело должно быть подтянутым, но не зажатым. Надо ощущать свою ось, укрепить её, тогда будут свободными корпус и руки, появится танцевальность, дыхание, которое снимает утомление организма, особенно при длительных нагрузках.
|
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ |
|
|||
|
|
|
|
||
|
Содержание и виды работы |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
|
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
|
2. |
Учебно-тренировочная работа: |
|
|
|
|
|
• Азбука музыкального движения |
30 |
5 |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
• Элементы классического танца |
20 |
5 |
15 |
|
|
• Партерный экзерсис |
20 |
5 |
15 |
|
3. |
Специальная танцевально-художественная работа: |
|
|
|
|
|
• Постановочная работа |
15 |
2 |
13 |
|
|
• Репетиционная работа |
15 |
2 |
13 |
|
4. |
Мероприятия воспитательного характера: |
|
|
|
|
|
• Организационная работа |
3 |
|
3 |
|
|
• Беседы |
3 |
|
3 |
|
5. |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
|
ИТОГО: |
108 часов |
20 часов |
88 часов |
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие - 1час.
Инструктаж по технике безопасности.
Перспективы работы на учебный год.
2. Учебно-тренировочная работа.
Азбука музыкального движения - 30 часов.
Теория: Мелодия и движения. Темп (быстро, медленно, умеренно). Контрастная музыка (медленная, весёлая, грустная). Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и влево.
Практика: Научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером
музыки, простейшим ритмическим рисунком в хлопках. Согласовать с музыкой следующие движения: ходить легко, ритмично, бегать быстро, с высоким подъёмом ног, скакать с ноги на ногу, передавать игровые образы различного характера, строить самостоятельно ровный круг, соблюдая расстояние между парами, суживать и расширять круг. В играх учить детей действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу.
Элементы классического танца - 20 часов.
Теория:
Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного , коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук.
Практика:
1. Постановка корпуса, рук, ног, головы.
2. Позиция ног: 1,3,6.
3. Позиция рук: подготовительная, I, II, III.
4. Перегибы корпуса назад, в сторону, лицом к станку.
5. Прыжки: «трамплинный», «поджатый».
6. Партерный экзерсис.
Партерный экзерсис — 20 часов.
Теория:
Понятие выворотности, гибкости, эластичности ног. Исправление недостатков в корпусе, ногах.
Практика:
Упражнения на напряжение и расслабление мышц пресса, укрепление мышц пресса, улучшения гибкости позвоночника, развитие подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы, развитие выворотности и танцевального шага, исправления осанки.
3. Специальная танцевально-художественная работа.
Постановочная работа - 15 часов
Теория:
Характеристика массового танца, необходимость слаженности движений, ритмическая
Точность.
Практика:
Постановка и разучивание детских сюжетных танцев: «Красная шапочка», «Мальвина и
Буратино», «Вару-вару», «Белочка», «Утята», «Алладин», «Плюшевый медвежонок», «Чебурашка», «Рыбачок»
Репетиционная работа -15 часов
Правильно занять исходное положение, соблюдать координацию движений рук и не следить за осанкой, работать над качественным, выразительным исполнением движений. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.
4. Мероприятия воспитательного характера.
Организационная работа - 3 часа.
-
Приём детей.
-
Знакомство с другими коллективами города.
-
Выезд на выступления других коллективов.
Беседы - 3 часа.
-
Беседы с родителями о целях и задачах, перспективном плане коллектива (ансамбля).
-
Беседы о музыке, «Какие чувства передаёт музыка, о чём и как она рассказывает». Дальнейший разбор содержания.
-
Итоговое занятие – 1 час
Подведение итогов за учебный год. Контрольный срез знаний, умений и навыков, обучающихся по итогам года.
К концу подготовительного года обучения
учащиеся должны знать:
-
Термины классического и танца:
-
Port de bras
-
-
Познани рук: подготовительная, I, II, III
-
Названия танцевальных движений:
-
Pas галоп
-
танцевальный бег
-
Pas подскок
-
Позиции ног: 1, 3, 6
учащиеся должны уметь:
-
Повторять хлопками простые ритмические рисунки.
-
Исполнять танцевальные элементы и детские игровые танцы.
-
Начинать и заканчивать движения вместе, с началом и окончанием музыки.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Название постановки |
Автор |
Примерная дата исполнения |
1. |
«Красная шапочка» |
Коротовских И.В |
Сентябрь |
2. |
«Утята» |
Коротовских И.В |
Октябрь |
3. |
«Алладин» |
Коротовских И.В |
Ноябрь |
4. |
«Веселые путешественники» |
Буренина А.И |
Декабрь
|
5. |
«Рыбачок» |
Буренина А.И |
Январь |
6. |
«Чебурашка» |
Буренина А.И |
Февраль |
7. |
«Плюшевый медвежонок», |
Буренина А.И |
Март |
8. |
«Белочка» |
Буренина А.И |
Апрель Май |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Основными задачами первого года обучения являются:
-
постановка корпуса, рук, ног, головы;
-
изучение подготовительных упражнений и основных элементов классического экзерсиса;
-
укрепление мышц, связок;
-
развитие элементарных навыков координации движений.
В связи с тем, что в хореографические классы-кружки принимаются дети в большинстве не имеющие профессиональных данных, в программе первого года обучения большое место отведено подготовительным упражнениям у станка и на середине.
Все это в сочетании с элементами классического экзерсиса помогает и облегчает усвоение детьми изучаемого материала, ускоряет формирование балетной осанки.
Педагог имеет право по своему усмотрению перенести изучение движений, освоение которых составляют определенную трудность данному составу учащихся, на следующий учебный год.
Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы профессиональных навыков - правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепление физической выносливости, освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений, развитие музыкальности, умение связывать движения с ритмом и темпом музыки. На первом году обучения все движения рекомендуется выполнять в медленном темпе. Все движения выполняются в «чистом виде» или в простейших комбинациях.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Содержание и виды работ |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
2. |
Учебно-тренировочная работа:
|
25 45 23 |
5 5 5 |
20 40 18 |
3. |
Специальная танцевально- художественная работа:
|
20 20 |
2 2 |
18 18 |
4. |
Мероприятия воспитательного характера:
|
4 3 2 |
|
4 3 2 |
5. |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
ИТОГО: |
144 часа |
20 часов |
124 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие - 1час.
Инструктаж по технике безопасности.
Перспективы работы на учебный год.
2. Учебно-тренировочная работа
Азбука музыкального движения — 25 часов.
Теория:
Мелодия и движения. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры: 4/4; 2/4; Контрастная музыка (медленная, веселая, грустная). Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо и влево. Соотношение пространственных построений с музыкой. Такт и затакт.
Практика:
Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки. Пространственные музыкальные упражнения: повороты, шаги по диагонали, перестроения в круг, из круга в колонну, шеренгу. Движение по линии танца, против линии танца. Танцевальные шаги в образах. Выделение сильной доли.
Элементы классического танца — 45 часов.
Теория:
Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук.
Практика:
Тренировочные упражнения: разминка, вспомогательные упражнения. Основные элементы классического танца: экзерсис у станка, на середине, подготовка к прыжкам.
Элементы историко-бытового танца — 23 часа.
Теория:
Особенности старинного танца XVII - XVIII в.в. Поклоны, позы, шаги, старинные костюмы и прически, манера исполнения, позиции рук.
Практика:
-
Поклоны и реверанс XVII - XVIII в.в.
-
Положение корпуса в пространстве (face, croisee, effacee).
-
Бытовой шаг, мягкий шаг pas glissad, pas eleve.
3. Специальная танцевально - художественная работа.
Постановочная работа - 20 часов.
Теория:
Характеристика массового танца, необходимость слаженности движений, ритмическая
Точность.
Практика:
Постановка и разучивание детских танцев: «Ладошки», Полька «Кремена»,
«Вару-вару», «Сказочный калейдоскоп», «Кошки-мышки»
Репетиционная работа — 20 часов.
Работать над техникой, манерой исполнения, музыкальностью, синхронностью разучиваемых танцев. Актерская выразительность, выворотность, натянутость ног, ориентация на сцене.
4. Мероприятия воспитательного характера.
Организационная работа - 4 часа.
1. Приём детей.
2. День именинников.
Беседы - 3 часа.
1. Ознакомление учащихся с искусством хореографии.
2. Беседы об известных балетах, артистах балета, народных коллективах.
Прослушивание музыкального материала - 2 часа.
1. Просмотр видеоматериала.
2. Прослушивание классической стилизованной музыки, подбор музыкального материала на постановочную работу.
5. Итоговое занятие -1 час.
Подведение итогов за учебный год. Контрольный срез знаний, умений и навыков обучающихся по итогам года.
К концу первого года обучения
учащиеся должны знать:
-
Термины классического и народного характерного танца:
Demi plie
Battement tendu
Battement tendu jete
Rond de jambe parterre
Releve
Gran battement jete
Soette
Passe
-
Позиции рук: подготовительная, 1, 2, 3.
-
Позиции ног: 1, 2, 3, 6.
-
Положение En face, crousee, effacee
-
1,2,3 port de bras
-
Название танцевальных движений
-
Особенности историко-бытового танца
учащиеся должны уметь:
-
Начинать и заканчивать движения вместе, с началом и окончанием музыки.
-
Повторять хлопками, притопами простые ритмические рисунки.
-
Исполнять основные элементы экзерсиса «Прыжки».
-
Выполнять «шпагат», иметь гибкость, мягкость стопы, подъема.
-
Выполнять движения под музыку 2/4, 4/4.
-
Исполнять танцевальные элементы т. «Ладошки».
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Название постановки |
Автор |
Примерная дата исполнения |
1. |
«Ладошки» |
Коротовских И.В |
сентябрь октябрь |
2. |
«Куклы» |
Коротовских И.В |
ноябрь |
3. |
«Сказочный калейдоскоп» |
Коротовских И.В |
декабрь |
4. |
«Кошки-мышки» |
Буренина А.И |
январь февраль |
5. |
Полька «Кремена» |
Буренина А.И |
март апрель |
6. |
«Вару-вару» |
Коротовских И.В |
май |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Основными задачами второго года обучения являются:
-
постановка корпуса, ног, рук, головы в процессе освоения основных движений классического экзерсиса у станка;
-
введение экзерсиса на середине зала, развитие координации движений;
-
изучение поворотов, принятых в классическом танце;
-
изучение прыжка с приземлением на одну ногу, изучение поворотов «chain».
Во второй половине года начинаем изучать народно-сценический танец.
Задачами экзерсиса являются: изучение основ и формирование профессиональных навыков, а также развитие суставно-связачного аппарата, выработка пластичности, силы мышц и натянутости ног.
Все упражнения экзерсиса исполняются в медленном темпе или в так называемом «чистом виде», или в простейших комбинациях.
В начале изучения движения корпус и руки находятся в статическом положении, упражнение исполняется только ногами. По мере усвоения можно включать несложные port de bras в характере комбинаций.
На втором году обучения народно-сценического характера, экзерсису отводится значительная часть времени - до половины урока.
Прежде, чем приступить к изучению упражнений у станка, необходимо объяснить учащимся правила постановки корпуса и положение рук и головы в народно-сценическом экзерсисе.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Содержание и виды работ |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
2. |
Учебно-тренировочная работа:
|
25 45 25 35 |
5 5 5 5 |
20 40 20 30 |
3. |
Специальная танцевально-художественная работа:
|
35 35 |
5 5 |
30 30 |
4. |
Мероприятия воспитательного характера:
|
6 4 4 |
|
6 4 4 |
5. |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
ИТОГО: |
216 |
31 |
185 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ .
1.Вводное занятие - 1час.
Инструктаж по технике безопасности.
Перспективы работы на учебный год.
2. Учебно-тренировочная работа.
Азбука музыкального движения - 25 часов.
Теория:
Особенности музыки - марши, вальсы, польки, хороводы и пляски. Особенности музыки XVI - XVII в.в.
Практика:
Акцентировка на сильную долю такта. Просчитать любую музыкальную фразу на 3/4, 4/4, 2 /4.
Элементы классического таниа-45 часов.
Теория:
Повторяются упражнения в более ускоренном темпе упражнения по изучаемой программе: припарасьон - подготовительное движение руки. Положение ноги на sur 1е con-de-pied. Разные этапы прыжка temps live sautle (там леве сотэ). Положение epaulements.
Практика:
Экзерсис у станка:
-
Позиции ног 1,2,3,4,5.
-
Demi plie 1,2,5 п. Grand plie по 1,2,5 п.
-
Battement tendu
-
по 1 п. в сторону, вперед, назад;
с demi plie в 1 п., по 5 п. вперед, в сторону, назад, с demi plie в 5 п.
-
Battement tendu jete
-
по 1 п. вперед, в сторону, назад;
-
по 5 п. вперед, в сторону, назад;
-
с pigue вперед, в сторону, назад.
Demi rond de jambe par terre en dehor en dedan
Rond de jamb p.t. en d, en d.
Preparation для rond de jamb p.t.
-
Положение ноги sur le cou de pied "условное", "учебное"
-
Battement releve lents на 45 и 90 градусов с 1 п. и 5 п. в сторону, вперед, назад.
-
Battement fondu на 45 градусов по всем направлениям.
-
Battement frappe по всем направлениям. Сначала носком в пол, затем на 45 градусов.
-
Releve на полупальцы по 1,2,5 п.
Releve с demi plie
-
Растяжка.
-
Grand battement jette с 1 и 5 п.
-
Battement devoluppe вперед, в сторону, назад (на усмотрение руководителя).
Экзерсис на середине.
-
Поклон.
-
Позиции рук: подготовительная, 1,2,3.
-
Рог de bras 1,2,3 формы.
-
Demi plie по 1,2,5 п. en face
-
Grand plie no 1,2,5 n. en face
-
Battement tendu
3 и 5 п. вперед, в сторону, назад
с demi plie
-
Battement tendu jete
с 3 и 5 п.
с demi plie
-
Demi rond de jambe par terre en dehor en dedan
-
Rond de jambe par terre с preparation
-
Battement frappe носком в пол вперед, в сторону, назад.
-
Положение epaulemerts croise et effacee
-
1,2,3 arabesgues - в начале носком в пол, позднее на 45 градусов.
-
Battement soutenus вперед, в сторону, назад
-
Battement relevelents во всех направлениях на 45 градусов, позднее на 90 градусов.
-
Battement fondu носком в пол, позднее на 45 градусов.
-
Grand battement jete с 1 и 5 п. во всех направлениях.
-
Releve на полупальцы.
-
Pas de bourre (в начале лицом к станку)
Прыжки:
Вначале проучивание у станка
-
Sotte по 1,2,5 п.
-
Changements de pied
-
Pas echappe во 2 п.
-
Pas assemble в сторону.
Элементы историко-бытового танца - 25 часов.
Основные элементы танцев средневековья. Простой бранль. Двойной бранль. Основные положения рук дамы, манера держать платье. Основные положения рук кавалера. Основные положения рук и корпуса дамы и кавалера в паре.
Практика:
Шаги простого и двойного бранля. Шаги с продвижением. Положение корпуса танцев средневековья.
Элементы народно-сценического танца — 35 часов.
Теория:
Особенности народных движений. Характерные положений рук в сольном, групповом танце, рисунке танцев.
-
Правила постановки корпуса у станка, муз. р. 2/4.
-
Работа рук. Рог de bras
Голова сопровождает движение кисти, заканчивает движение поворотом к правому плечу.
Корпус должен быть подтянут. Это достигается за счет подтянутости ягодичных мыщц и мышц брюшного пресса. Плечи и лопатки сильно опущены. Подбородок чуть приподнят, так называемая гордая посадка головы.
Основные положения рук:
-
На талии: 4 пальца вместе спереди, большой сзади, кисть лежит плотно, локоть в сторону.
-
Во 2 п. Положение такое же, как в классическом экзерсисе, только вместо классической» кисти в народно-сценическом танце раскрыта ладонь, повернута вверх.
Позиции ног в народно-сценическом танце.
Применяются все выворотные позиции классического танца- с 1 по 5, а также не выворотные со 2 по б (пятки вместе, носки врозь, среднее м/у1 п. и 6 п.).
Положение стоп в народно-сценическом экзерсисе.
Натянутая (вытянутая) стопа - это напряженная стопа с предельно вытянутыми подъемом и пальцами.
Сокращенная стопа - это напряженная стопа с сокращенным подъемом и сильно поднятыми вверх пальцами.
Свободная стопа - это нога, расслабленная от голеностопного сустава до пальцев.
Опорная нога - это нога, на которой находится тяжесть корпуса.
Работающая нога - это нога, которая выполняет движения.
Практика:
Экзерсис у станка:
-
Demi plie grand plie
-
Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги.
-
Battement tendu с demi plie
-
Battement tendu с переходом работающей ноги с носка на каблук.
-
Battement tendu с переходом работающей ноги с носка на каблук и с ударом в 3 позиции.
-
Battement tendu с переходом работающей ноги с носка на каблук и demi plie
-
Подготовительное упражнение flic - flac, то же на croisse и с ударом ноги в пол.
-
В attement tendu jete
-
Battement tendu jete с акцентом от себя, plie на опорной ноге.
-
Battement tendu jete с акцентом от себя, plie и подъем пятки.
-
Battement tendu jete с ударом пяткой в пол.
-
Упражнение на выстукивание в характере русского танца.
-
Rond de jambe рог terre
-
Releve на п/п.
-
Рог de bras.
-
Подготовительное упражнение к полу присядкам и присядкам.
Середина
-
Простой поклон на месте.
-
Рог de bras
-
Простой шаг вперед.
-
Переменный шаг вперед.
-
Переменный шаг назад.
-
Приставной шаг.
-
Медленный русский ход.
-
Гармошка.
-
Припадание.
-
Шаг «укол».
-
«Молоточки».
-
Вращение.
3. Специальная танцевально-художественная работа.
Постановочная работа — 35 часов.
1. Танцевальная композиция «Мухоморы».
2. Классическая полька «Настроение».
3. «Русский танец».
Репетиционная работа - 35 часов.
Правильная постановка корпуса, гибкость, устойчивость. Все это - элементы,
необходимые для дальнейшего развития техники и профессиональных навыков.
Актерская выразительность, манера исполнения.
4. Мероприятия воспитательного характера.
Организационная работа - 6 часов.
-
День именинника.
-
Поездка на конкурс.
-
Итоговое занятие - 1час.
Контрольный урок.
Беседы - 4 часа.
-
Искусство хореографии.
-
Классический танец и народный танец.
Прослушивание музыкального материала – 4 часа.
-
Просмотр видеоматериала.
-
Шедевры классической музыки.
5. Итоговое занятие -1 час.
Подведение итогов за учебный год. Контрольный срез знаний, умений и навыков обучающихся по итогам года.
К концу второго года обучения
учащиеся должны знать:
-
Правила постановки рук, группировки пальцев классического танца.
-
Термины классического и народно-сценического танца.
-
Позиции рук.
-
Позиции ног.
-
Положение en face, epaulement, croise, effacee.
-
1.2.3 por de bras.
-
Основные элементы танцев средневековья.
-
Allegro (прыжки).
-
1.2 Arabesgues
-
Preparation народно-сценического танца.
-
Основные положения рук, позиции ног в народно-сценическом танце.
-
Освоить положение «стоя боком к станку», держась одной рукой.
учащиеся должны уметь:
-
Исполнять движения экзерсиса стоя боком к станку из V позиции.
-
Правильная постановка корпуса.
-
Исполнять классический танец «Настроение», танцевальную композицию «Мухоморы», «Русский танец»
-
Уметь исполнять Preparation.
-
Иметь навык выворотного положения ног V позиции
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Название постановки |
Автор |
Примерная дата исполнения |
1. |
Танцевальная композиция «Мухоморы» |
Коротовских И.В. |
ноябрь декабрь |
2. |
Классическая полька «Настроение» |
Коротовских И.В. |
февраль март |
3. |
«Русский танец» |
Коротовских И.В. |
апрель май |
4. |
Ексу – полька (Эстония) |
Коротовских И.В. |
апрель май |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Основной задачей третьего года обучения является:
-
продолжение освоения азбуки классического танца.
Развиваются выворотность ног, танцевальный шаг (возможность поднимать рабочую ногу на 90 градусов и выше), правильная постановка корпуса, легкий прыжок, четкая координация движений.
Новые движения программы третьего года обучения изучают обязательно в чистом виде. Если движение трудное и достичь правильного исполнения сразу нельзя, изучают сначала его элементы. Только в этом случае упражнение будет по-настоящему усвоено.
Музыкальное сопровождение уроков классического танца следует более разнообразить. меняется в ходе занятий. Когда изучается новое движение или отдельные его элементы, ритм должен быть простым. В комбинациях же можно варьировать ритмический рисунок внутри такта, особенно в прыжках.
Основной задачей народно-сценического танца является дальнейшее развитие профессиональных навыков. Помимо движений, изученных ранее, включаются новые, более сложные упражнения. Композиция комбинаций экзерсиса усложняется, темп исполнения движений ускоряется. Большое значение придается выразительности выполнения каждого элемента, то есть внесению «творческого
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
Содержание и виды работы |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
2. |
Учебно-тренировочная работа:
|
25 45 25 35 |
5 5 5 5 |
20 40 20 30 |
3. |
Специальная танцевально- художественная работа:
|
35 35 |
5 5 |
30 30 |
4. |
Мероприятия воспитательного характера:
|
6 4 4 |
|
6 4 4 |
5. |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
ИТОГО: |
216 часов |
31 час |
185 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
-
Вводное занятие – 1 час
Инструктаж по технике безопасности.
Перспективы работы на учебный год.
2. Учебно-тренировочные занятия.
Азбука музыкального движения - 25 часов.
Теория:
Динамические оттенки в музыке: крещендо - усиление, диминуэндо - ослабление.
Ритмические рисунки в движении.
Практика:
Развитие музыкальности на уроках классического, народного, историко-бытового танца.
Элементы классического танца - 45 часов.
Теория:
Основные правила у станка. Эстетика, логика и техника.
Законы и эстетика равновесия в позах классического танца. Закономерности координации движений рук и головы в por de bras.
Практика:
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА:
-
Demi и grand plie по 1,2,4,5 п. с рог de bras и поворотом.
-
Battement tendu по 5 п. с поворотом на epalement и большой позой.
-
Battement tendu jete по 5 п. с purli pied.
-
Rond de jambe par terre en deohor, en dedan с 3 рог de bras.
-
Battement fondu на 45 градусов.
-
Battement frappe, double frappe.
-
Подготовительное упражнение для rond de jambe en Fair.
-
Battement releve lent на 45 градусов.
-
Battement devoloppe на 45 градусов.
-
Battement soutenu.
-
Releve с sotte.
-
Перегибы корпуса.
-
Растяжка.
-
Grand battement jete.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ:
-
Рог de bras 1,2,3,4,5.
-
Demi и grand plie no 1,2,5 n.
-
Battement tendu на epalement croisee no 5 n.
-
Battement tendu jete no 5 n. en face.
-
Rond de jamb par tere en deohor, en dedan с preparation.
-
Вattement frappe.
-
Battement devoloppe.
-
Grand battement jete.
-
Pas de bourree.
-
Pas balance.
-
1,2,3 arabeskus на 45 градусов.
-
Releve.
-
Chain.
Allegro ПРЫЖКИ:
-
Sotte 1,2,5 n,
-
Chandements de pied.
-
Pas echappe.
-
Pas assamble.
-
Pas jete.
Элементы историко-бытового танца -25 часов.
Теория:
Танцевальная культура эпохи возрождения. Поклоны и реверансы. Стиль. Манера исполнения. Менуэт, Павана.
Практика:
Основные элементы танцев эпохи возрождения. Бытовой шаг, pa chasse, pa eleve.
Элементы народно-сценического танца - 35 часов.
Теория:
Основные технические навыки. Открытие и закрытие. Свободные позиции ног. дробные движения русского танца, настроение и характер.
Практика
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА:
-
Demi plie в характере русского танца.
-
Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги, с двойным ударом в характере русского танца.
-
Battement tendu jete в характере молдавского танца.
-
Rond de jambe par terre в характере татарского танца.
-
Battement fondu в характере молдавского танца (хора).
-
Веревочка в характере русского танца (матросский характер).
-
Flic-flac в характере цыганского танца.
-
Выстукивание в характере мексиканского танца.
-
Grand battement jete.
-
Releve.
-
Перегибы корпуса.
-
Port de bras.
-
Прыжки, разножки лицом к станку.
-
Присядки - лицом к станку.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ:
-
Поклон с продвижением вперед.
-
Одинарный притоп.
-
Одинарный притоп с подскоком.
-
Тройной притоп.
-
Шаг плавный, скользящий (женский).
-
Переменный шаг с каблука.
-
Быстрый бег вперед, назад.
-
Галоп.
-
Веревочка простая.
-
Веревочка двойная.
-
Ковырялочка.
-
Моталочка.
-
Переступания (русские переборы).
-
Простой ключ.
-
Дробная дорожка.
-
Присядка вперед на каблук.
-
Присядка в сторону на каблук.
-
Разножка.
-
Хлопушки.
-
Вращение по диагонали:
-
Chain
-
танцевальный бег
-
поджатый
3. Специальная танцевально-художественная работа.
Постановочная работа - 35 часов.
-
Белорусский танец «Веселуха».
-
Французская полька «Скотч».
-
«Русский танец».
-
Молдавский танец «Жок».
Репетиционная работа - 32 часов.
Передать в танце определенное настроение, характер, пластику. Исполнение под национальную музыку, простейшие движения рук, переводы их из одного положения в
другое, фиксация поз, освоение национального своеобразия танца. Развитие артистичности. Свобода сценического поведения, проявление своей индивидуальности.
4. Мероприятия воспитательного характера.
Беседы — 4 часа.
-
Беседы о своем выступлении после концерта-конкурса.
-
Беседы о хореографии.
Прослушивание музыкального материала – 4 часа
-
Просмотр видеоматериала.
-
Просмотр музыкального материала на постановочную работу.
Организационная работа – 6 часов
-
Выступление на городских мероприятиях.
-
День именинника.
5. Итоговое занятие -1 час.
Подведение итогов за учебный год. Контрольный срез знаний, умений и навыков обучающихся по итогам года.
К концу третьего года обучения
учащиеся должны знать:
-
Методику классического танца.
-
1,2,3,4 arabesgus.
-
1,2,3,4,5,6 рог de bras.
-
Allegro.
-
Знать и отличать музыку народов СНГ".
-
Рог de bras в народном характере.
-
Простую дробь, «ключ».
-
Основные ходы русского танца.
-
Основные ходы белорусского танца.
-
Понимать характер танца эпохи Возрождения. Манеру исполнения.
-
Основные движения молдавского танца.
учащиеся должны уметь:
-
Знания и умения первого и второго годов обучения.
-
Правильно исполнять комбинации классического танца.
-
Уметь исполнять движения на мелодию с затактом.
-
Вращение.
-
Исполнить простейшие «дроби», синкопы.
-
Исполнить русский танец.
-
Исполнить белорусский танец.
-
Исполнять молдавский танец.
-
Присядки, хлопушки.
-
Исполнить бытовой шаг, pas chasse, pas eleve.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН
ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
-
№
Название постановки
Автор
Примерная дата исполнения
1.
«Русский танец»
Коротовских И.В.
ноябрь
февраль
2.
Белорусский танец «Веселуха»
Коротовских И.В.
декабрь
январь
3.
Французкая полька «Скотч»
Коротовских И.В.
март
апрель
4.
Молдавский танец «Жок»
Коротовских И.В.
апрель
май
ЧЕТВЕРТЫЙ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Основной задачей
четвертого и последующих лет обучения является:
Развитие выносливости, силы и устойчивости, воспитание более свободное владение корпусом, движениями головы и особенно рук, которые должны быть не только пластичными и выразительными, но и активно участвовать в исполнении туров и прыжков.
Для достижения этого в уроки вводятся комбинации с различным, более сложным сочетанием движений и связующие движения, например, pas de bourree, coupe, passe, flic-flac и т.д.
Главное - качество исполнения.
Программа четвертого и последующих лет обучения строится и на повторение пройденного материала, и на изучении новых движений. Освоение новых движений зависит от степени подготовки учащихся.
На середине зала экзерсис следует чаще выполнять в epaulement, это воспитывает танцевальность. Чередуя переходы из epaulement в en face и обратно, надо внимательно следить за правильностью поворотов корпуса и движении ног.
Введение полу пальцев при исполнении некоторых упражнений на середине зала, освоение техники поворотов у станка и на середине зала, освоение сложных комбинаций, вращение пируэтов, усложнение в построении всех танцевальных комбинаций.
Основной задачей народно-сценического танца является изучение элементов национальных танцев (русского, украинского, молдавского, белорусского, итальянского и т.д.) у станка и на середине, которые в конце каждой темы объединяются в композиции, что способствует лучшему усвоению материала и новым постановкам.
Программа народно-сценического танца строится на повторении пройденного материала, и, по нарастающей, движения заметно усложняются и требуют значительной силовой нагрузки, и более совершенной техники исполнения. В работу активно включаются руки.
Значительное место в процессе освоения народно-сценического танца отводится умению работать с партнером.
Ежедневный тренаж, точное выполнение методических правил - залог хорошего усвоения программы.
Каждый год имеет свою программу на базе, которой следует ставить концертные номера.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЧЕТВЕРТОГО И ПОСЛЕДУЮЩИХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ
№ |
Содержание и виды работы |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
2. |
Учебно-тренировочная работа:
|
10 40 30 47 |
3 5 5 5 |
7 35 25 42 |
3. |
Специальная танцевально- художественная работа:
|
40 40 |
5 5 |
35 35 |
4. |
Мероприятия воспитательного характера:
|
2 2 3 |
|
2 2 3 |
5. |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
ИТОГО: |
216 часа |
29 часов |
187 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЧЕТВЁРТОГО И ПОСЛЕДУЮЩИХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие - 1час.
Инструкция по технике безопасности.
Перспективы работы на учебный год.
2. Учебно-тренировочная работа.
Азбука музыкального движения— 10 часов.
Теория:
Темповые обозначения: адажио - медленно, виво - живо, ленто - протяжно, лярго -
широко, анданте - не спеша, аллегро - быстро, скоро, бодро, применительно к практическому материалу по классическому, народному и историко-бытовому танцу.
Вальсы и мазурки композиторов - классиков: Шопена, Глинки, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича.
Элементы классического танца -40 часов.
Теория:
Ранее пройденные движения исполняются в более сложных сочетаниях и с более
сложными задачами, особенно движения корпуса и рук, воспитывая тем самым самостоятельное и свободное владение ими. Движения, уже пройденные, включаются в
различные сочетания. Большие и маленькие позиции рук, позы классического танца.
Грамотность, музыкальность, актёрская выразительность.
Практика:
ЭКЗЕРСИС У СТАНКА:
Дополнительно:
-
Battement releve lent на 90 градусов.
-
Battement devoloppe на 90 градусов.
-
Повороты.
-
Подготовка к турам.
-
туры en dehor, en dedan по 2,5 п.
-
Grand battement jete на полупальцах.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ:
Дополнительно:
-
Рог de bras VI.
-
Маленькое adagio.
-
Temps lie.
-
1,2,3,4 A arabeskus на 45 и 90 градусов.
-
Petit battement.
-
Подготовка к турам.
-
Туры.
ALLEGRO (прыжки):
-
Pa glissade.
-
Sissonne ferme.
Во всех прыжках добавляются маленькие и большие позы, arabeskus.
Авторские разработки экзерсиса у станка и на середине по классическому танцу.
Элементы историко-бытового танца - 30 часов.
Теория:
Танцевальная культура XVII в. Стиль барокко, костюм XVII в. Реверансы и поклоны. Манера исполнения.
Практика:
Основные элементы танцев XVII в. Основной шаг. Менуэт. Рисунок танца. Формы "as chasse. Основной шаг танца «Гавот».
Элементы народно-сценического танца — 47 часов.
Теория:
Происхождение некоторых народных танцев. Характер, традиции, стиль, манера, костюм, музыка, ритм танца. Связь образа жизни с характером танцев.
Практика:
ПРИМЕРНЫЙ ЭКЗЕРСИС У СТАНКА:
-
Demi plie в характере испанского танца.
-
Battement tendu в характере русского, грузинского танца.
-
Battement tendu jete в характере русского танца (Урал).
-
Rond de jambe par terre в характере литовского танца.
-
Battement fondu в характере болгарского танца.
-
Веревочка в характере венгерского танца.
-
Flic-flac в характере цыганского танца.
-
Выстукивание в характере испанского, русского, татарского танца.
-
Pas tortille одинарное.
-
Pas tortille с ударом стопы.
-
Battement devolope в характере цыганского, русского танца.
-
Grand battement jete в характере венгерского танца.
-
Releve.
-
Подготовка к «штопору».
-
«Штопор».
-
Перегибы корпуса.
-
Подготовка к «голубцу».
-
«Голубец» с одним ударом обеих ног.
-
Разножки.
-
Растяжка.
-
Прыжки разножки.
-
Присядки.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ:
Поклон в характере народно-сценического танца.
-
Рог de bras.
-
Подготовка к «качалке».
-
«Качалка».
-
«Веревочка».
-
Ползунок вперед на каблук.
-
Ползунок вперед на воздух.
-
Хлопушки.
-
Разножка.
-
Дробь двойная.
-
Дробные комбинации
-
Сипкопы.
Вращение по диагонали:
-
сhain
-
танцевальный бег
-
поджатый
-
с простой дробью
-
притопами
-
двойной дробью
-
в комбинации с различными другими движениями.
3. Специальная танцевально-художественная работа.
Постановочная работа — 40 часов.
-
Европейский танец «Хава нагила».
-
Русский танец.
-
Менуэт.
-
Греческий танец «Сиртаки».
-
Белорусский танец «Топотуха».
-
Украинский танец «Гопак»
-
Казахский танец «Куаныш»
Репетиционная работа - 40 часов.
Культура движения рук - выразительность, техника-форс в прыжках и вращениях, эстетика рисунка и закономерности переходов рук из одного положения в другое. Закономерность правильной и быстрой смены поворотов корпуса в различные ракурсы. Законы общей координации движений тела, ног, корпуса, головы и рук. Законы равновесия эстетика и техника. Манера исполнения национального танца.
4. Мероприятия воспитательного характера.
Беседы -2 часа.
-
Концертные номера.
-
Эскизы костюмов.
-
Танцевальные формы в балете, в современном народно-сценическом танце.
Прослушивание музыкального материала — 2 часа.
Просмотр видео, аудио материала по классической, народной, современной хореографии
Организационная работа -3 часа
-
День именинника.
-
Выступление на городских мероприятиях и за пределами города.
-
Знакомство с другими коллективами.
-
Посещение достопримечательностей города.
-
Туристические поездки.
5. Итоговое занятие -1 час.
Подведение итогов за учебный год. Контрольный срез знаний, умений и навыков обучающихся по итогам года.
К концу четвертого и последующих лет
учащиеся должны знать:
-
Знать методику классического танца.
-
Знать методику народно-сценического танца.
-
Темповые обозначения.
-
Выдающиеся балеты.
-
Выдающихся артистов балета, руководителей, балетмейстеров.
-
Знать манеру, характер, лексику постановочных номеров.
-
Знать танцевальную культуру ХVII в. Менуэт.
Учащиеся должны уметь:
-
Знания и умения предыдущих годов обучения.
-
В классическом танце уметь исполнить грамотно и музыкально все основные движения у станка и на середине.
-
Уметь быстро применять маленькие и большие позы, croise, effasse (вперед, назад).
-
Иметь технику вращения.
-
Chain
-
Туры по 2,5,6 п.
-
Уметь составить композицию у станка или на середине по классическому или народно-сценическому танцу.
-
Исполнить историко-бытовые танцы.
-
Ориентироваться в области народно-сценического танца.
-
Исполнить все постановки данные руководителем.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН
ЧЕТВЕРТОГО И ПОСЛЕДУЮЩИХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ
№ |
Название постановки |
Автор |
Примерная дата исполнения |
1. |
Еврейский танец «Хава Нагила» |
И.В. Коротовских |
октябрь |
2. |
Менуэт |
И.В. Коротовских |
ноябрь |
3. |
Татарский (сольный) танец |
И.В. Коротовских |
декабрь |
4. |
Белорусский танец «Топатуха» |
И.В. Коротовских |
январь |
5. |
Русский (сольный) танец |
И.В. Коротовских |
февраль |
6. |
«Экзерсис» |
И.В. Коротовских |
март |
7. |
Греческий танец «Сиртаки» |
И.В. Коротовских |
апрель |
8. |
Казахский танец «Куаныш» |
И.В. Коротовских |
апрель |
9. |
Украинский танец «Гопак» |
И.В. Коротовских |
Апрель |
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
С уважением.