Программа факультативного курса по литературе «Познай радость чтения»
Основные задачи факультативного курса «Познай радость чтения»:
совершенствовать навыки осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения;
способствовать формированию и развитию у учащихся художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении;
способствовать развитию речи учащихся
Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ пос. Уральский»
Свердловской области
Программа факультативного курса
«Познай радость чтения» по литературе для 5 класса
Автор: М.В.Сальникова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ пос. Уральский»
Пос. Уральский
2012г.
Введение.
Чтение-это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни.
Каждого учителя русского языка и литературы, принимающего из начальной школы 5 класс, волнует вопрос: «Умеют ли дети читать?». Разумеется, речь идет о беглом, правильном, выразительном и осознанном чтении. Прекрасно, если учитель начальной школы сформировал у каждого ученика полноценный и обстоятельно усвоенный навык чтения. Если же по каким - либо причинам этого не произошло, то над формированием данного навыка продолжают трудиться учителя средней школы, особенно словесники.
Что же делать, если ученик 5 класса читает по слогам? Какие методы и приемы использовать в работе с учащимся, у которого сам процесс чтения вызывает раздражение, а иногда и отвращение?
Безусловно, существует взаимосвязь между умением читать и желанием читать. Если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. С другой стороны, пока он не преодолеет эти трудности, получить радость от чтения он не сможет. Хорошо известны слова И.Гете: «Научиться можно только тому, что любишь». Научить ребенка читать с радостью, с увлечением, воспитать любовь к чтению невозможно только словами. Нужен целый комплекс действий по решению этой важнейшей задачи.
Необходимость разработанного факультативного курса заключается в объединении двух важнейших направлений деятельности учителя литературы в 5 классе: одновременно совершенствовать навыки чтения и формировать любовь к книге.
Пояснительная записка.
Стержнем содержания литературы как учебного предмета составляются чтение и изучение художественных произведений, формирующих фонд русской классики. Овладение умениями чтения художественных произведений – одна из важнейших целей изучения литературы на ступени основного общего образования. Основы овладения навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. В связи с тем, что учебный план начальной школы предполагает занятия по литературному чтению три часа в неделю, а среднего звена – два часа в неделю (что явно недостаточно), и возникла необходимость для разработки данного факультативного курса.
Цель курса: формирование читательской деятельности учащихся 5 класса.
Основные задачи факультативного курса «Познай радость чтения»:
-
совершенствовать навыки осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения;
-
способствовать формированию и развитию у учащихся художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении;
-
способствовать развитию речи учащихся;
-
развивать интерес, любовь к чтению, потребность в самостоятельном чтении, литературную эрудицию и грамотность.
Программа рассчитана на 34 часа. Содержание курса включает следующее:
- значение успешного чтения в жизни человека;
- основные составляющие успешного чтения;
- способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее продуктивный способ чтения;
- скорость чтения;
- правильность чтения.
- осознанность чтения;
- выразительность чтения
- самоконтроль и самооценка навыка чтения.
Все занятия факультативного курса имеют интегрированную (литература, русский язык, риторика) и практическую направленность. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом, речью с помощью способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осознанность, технику, выразительность); создаются условия для реализации практических действий учащихся.
Важно творчески использовать различные приемы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их подготовки.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Необходима психологическая готовность ребенка к работе над совершенствованием навыков чтения. Существенно, чтобы занятия были не утомительны, интересны, познавательны. Не стоит забывать о правильном подборе интересной литературы (сказок, детских историй, стихов). Нужно помнить о смене деятельности. Лучше большее количество коротких упражнений по 5-6 минут, чем одно, но длительное. На занятиях используются разнообразные виды работ: упражнения, игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, скороговорки и ролевое чтение, ребусы, кроссворды, сказки, творческие работы, конкурсы и т.д.
Ценна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Для успешного овладения навыками правильного чтения и осмысливания полученной информации заниматься этим процессом необходимо постоянно, причем кроме чтения во время уроков, факультатива большое значение отводится самостоятельному обучению дома с родителями. Программа предусматривает посещение занятий родителями учащихся и рекомендации для родителей.
Программой курса предусмотрены текущие и итоговые проверки навыка чтения. При проверке навыка чтения рекомендуется сообщать ребенку его результаты, сравнивать их с предыдущими и выражать свое одобрение в случае их улучшения.
Программа факультативного курса «Познай радость чтения».
Вводное занятие. Значение успешного чтения в жизни человека.
Знакомство с задачами и целями факультативного курса. Практическая направленность курса.
Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития. Книга - источник знаний, духовного и умственного развития человека.
Вступительная беседа о видах чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее); об основных составляющих успешного чтения: осознанность, скорость, правильность, выразительность чтения.
Высказывания учащихся о неразрывности чтения и учебной деятельности. Доказательство правильности собственного суждения.
Чтение целыми словами и группами слов.
Способы чтения: непродуктивные (побуквенный, слоговой) и продуктивные (слоговой с прочтением сразу целых слов, чтение целыми словами и группами слов).
Способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее желательный и продуктивный способ чтения.
Отработка навыка плавного чтения целыми словами и группами слов с учетом правильности интонации и эмоционального восприятия прочитанного текста.
Упражнения: дыхательная гимнастика и подготовка голоса; чтение блоков; отработка дикции; работа со скороговорками, упражнения для развития оперативной памяти, интонационная разминка и другие.
Роль родителей в правильном руководстве детским чтением. Беседа с родителями о необходимости систематических занятий с детьми для совершенствования навыков осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения. Знакомство родителей с рекомендациями учителя.
Скорость чтения.
Темп (скорость, беглость) чтения. От чего зависит скорость чтения? Способы чтения. Понимание содержания текста. Развитие оперативной памяти.
Совершенствование внимания и угла зрения.
Упражнения для развития оперативного поля чтения и памяти: зрительные диктанты И.Т. Федоренко, И.Г. Пальченко, таблицы Шульте, Дынко, Швайко.
Упражнения и игры, развивающие скорость чтения:
сравнение скорости чтения известного и незнакомого текста; чтение за диктором; чтение в паре; чтение хором и цепочкой по одному слову; многократное чтение; чтение текста с прикрытой верхней частью строчки; чтение с пропусканием одного или нескольких слов; замена слов синонимами при почтении вслух; чтение перевернутого текста; корректировка деформированных предложений; поиск в тексте слов с определенными параметрами; « Бросок-засечка»; «Кто быстрее?»; «Разведка»; «Спринт»; «Жужжащее чтение»; «Молния»; «Фотоглаз»; «Буксир»; «Игра в прятки»; «Мнимое слово» и другие.
Правильность чтения.
Что значит правильно читать? Нормы литературного произношения. Ударение в слове. Орфоэпические нормы. Слово и его лексическое значение. Орфоэпический и толковый словари.
Виды ошибок при чтении: пропуски, изменения, перестановки, замены, искажения, добавления букв, слогов, слов; неправильная постановка ударения; неверное прочтение окончаний слов; повтор букв (звуков, слогов, слов).
Приемы, предупреждающие ошибки при чтении текста: предварительное прочтение по слогам слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав; выяснение лексического значения незнакомых слов; предварительное чтение текста про себя.
Упражнения по отработке речевого слуха, дикции, правильного литературного произношения; самооценке и взаимооценке правильности чтения, в том числе с использованием аудио-, видеотехники; практическая работа со словарями и словарной статьей и другие.
Осознанность чтения.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное.
Три уровня восприятия текста: фактическое содержание; понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей; собственная оценка действующих лиц и их поступков.
Содержание произведения: тема, основная мысль, события, их последовательность. План текста (простой и сложный).
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы.
Виды пересказа: краткий, подробный, выборочный, с творческим заданием.
Упражнения по развитию осмысления чтения: ответы на вопросы по содержанию произведения; определение темы и основной мысли текста; нахождение опорных слов; составление плана текста; различные виды пересказа текста; подбор и выполнение иллюстраций, рисунков к различным фрагментам текста и обратное действие (составление предложений по рисункам); включение пропущенных слов в предложение; составление предложений из отдельных слов; составление викторин и кроссвордов по прочитанному материалу; корректировка и контроль (умение перечитать текст с целью уточнения его содержания, соотнесения с первичным представлением, проверки по тексту выделенных смысловых частей, соответствие пересказа авторскому тексту).
Выразительность чтения.
Выразительность чтения. Связь выразительности чтения с уровнем понимания смысла текста, отношением к читаемому и желанием сообщить данное отношение слушателям.
Средства выразительности: интонация, пауза, логическое ударение, темп, громкость. Свойства голоса: тембр, диапазон, сила, высота.
Влияние жанра, темы, основной мысли, идеи произведения на выразительность чтении. Жанры произведений: сказка, рассказ, басня, стихотворение.
Постановка задачи чтения. Задача чтения как выражение понимания учеником смысла текста, его отношения к читаемому и желание сообщить его слушателям. Видение текста путем привлечения воссоздающего воображения: представление героя, какой он, как говорит, в какой обстановке находится.
Смысловой анализ текста – понимание фактов, обобщений, основных мыслей и чувств, состояния героев, их мыслей и слов; проявление к ним личностное отношение; выявление подтекста на основе слов героя; осмысление характера персонажа.
Упражнения по восприятию содержания текста: определение жанра произведения; смысловой анализ текста, способствующий пониманию фактов, обобщений, основных мыслей и чувств, состояния героев, их мыслей и слов; проявлению к ним личностного отношения; выявлению подтекста на основе слов героя; осмыслению характера персонажа.
Упражнения по совершенствованию выразительности звучащей речи: чтение скороговорок, варьирование интонаций, изменение логических ударений в тексте, чтение с нужными темпом и громкостью, чтение произвольного текста на мотив любой мелодии, звукоподражающие игры, чтение сложных слов и слов с трудными окончаниями, ролевое чтение, выразительное чтение наизусть и другие.
В результате занятий факультативного курса «Познай радость чтения» учащиеся должны:
знать:
-
значение книги и чтения в жизни человека;
-
основные составляющие успешного чтения: осознанность, скорость, правильность, выразительность чтения;
-
способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее продуктивный способ чтения;
-
виды чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное.
-
виды ошибок при чтении и приемы, предупреждающие данные ошибки;
-
жанры произведений;
-
что такое тема, основная мысль, опорные слова;
-
средства выразительности чтения: интонация, пауза, логическое ударение, темп, громкость;
-
способы самоконтроля за навыками чтения;
уметь :
-
правильно, бегло, выразительно читать текст;
-
использовать приемы, предупреждающие ошибки при чтении текста;
-
использовать средства выразительного чтения;
-
понимать и воспроизводить текст;
-
определять тему, основную мысль текста;
-
представлять героя, какой он, как говорит, в какой обстановке находится;
-
делить текст на смысловые части и составлять план текста;
-
находить опорные слова;
-
соблюдать нормы литературного произношения при чтении;
-
работать с толковым и орфоэпическим словарями.
применять полученные знания в жизненных ситуациях:
-
для самостоятельного выбора и чтения книг;
-
для высказывания собственного суждения о прочитанном произведении;
-
для самоконтроля и самооценки скорости, правильности, выразительности чтения и понимания прочитанного.
Примерное планирование занятий
факультативного курса «Познай радость чтения»
1.Введение. Значение успешного чтения в жизни человека. Основные составляющие успешного чтения: осознанность, скорость, правильность, выразительность чтения (1 час).
2.Творческая работа «Как хорошо уметь читать…». (Роль книги, чтения в жизни человека» (1 час) .
3.Проверка техники чтения (скорость, правильность, осознанность чтения, выразительность). Анализ результатов проверки (1час). Приложение 1,2,3.
4. Игра «Шерлок Холмс в стране книг» (представление загадок, кроссвордов, викторин, созданных учащимися по прочитанным книгам) (1час).
5. Способы чтения. Способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее желательный и продуктивный способ чтения (1час).
6. Практическое занятие по отработке фонационного дыхания (дыхания при речи) (1час).
7. Практическое занятие по развитию речевого слуха, дикции (1час).
8.Темп (скорость, беглость) чтения. От чего зависит скорость чтения?(1час).
9. Практическое занятие по развитию оперативного поля чтения и памяти (1час).
10.Практическое занятие по отработке приемов увеличения скорости чтения (1час).
11. Проект "Папа, мама, я - читающая семья" (1час).
12. Нормы литературного произношения. Ударение в слове. Орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь (1час).
13. Слово и его лексическое значение. Толковый словарь (1час).
14. Практическое занятие по работе с орфографическим и толковым словарями (1час).
15. Приемы, предупреждающие ошибки при чтении текста (1час).
16. Практическое занятие по совершенствованию правильности чтения (1час).
17. Тест по культуре речи. Анализ результатов теста (1 час). Приложение 4.
18. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное (1час).
19.Тема, основная мысль (идея) произведения (1час).
20. Практическое занятие по определению темы, основной мысли (идеи) произведения (1час).
21.План текста (1час).
22. Практическое занятие по делению текста на смысловые части, составлению плана текста (1час).
23. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы (1час).
24. Практическое занятие по смысловому анализу текста (1час).
25.Виды пересказа: краткий, подробный, выборочный, с творческим заданием (1час).
26. Жанры произведений: сказка, рассказ, басня, стихотворение (1час).
27. Практическое занятие по определению жанра произведения (1час).
28. Интонация – основное выразительное средство звучащей речи (1час).
29. Практическое занятие по интонированию чтения: пауза, логическое ударение, темп речи (1час).
30. Свойства голоса: тембр, диапазон, сила, высота. (1час).
31. Практическое занятие по отработке выразительности чтения (1час).
32. Конкурс чтецов «Весна идет, весна идет!» (1час).
33. Проверка техники чтения (скорость, правильность осознанность, выразительность чтения). Анализ результатов проверки (1час). Приложение 5.
34.Литературный КВН «В мире литературных героев» (1час).
Литература.
1.Безруких М.М. Формирование навыка чтения и письма в процессе обучения детей. var.alexrono.ru›images/op.doc.
2.Бондаренко Г.С. «Формирование навыка техники чтения младших школьников…»,var.alexrono.ru›images/op.doc .
3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. Под редакцией– Москва: Педагогика, 1997.
4.Вересова Н.А. Программа факультативного курса «Живое слово», nsportal.ru
5.Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: в 2ч. - М.: Вентана-
Граф, 2007.
6.Музыка Л.И. Интерес к чтению: как его пробудить?/Начальная школа.-2002, №5, с.99-101
7.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва: АРКТИ, 2001.
Приложение 1.
Проверка техники чтения (1- ая четверть).
Ветер и солнце.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
(К. Д. Ушинский.)
I. Прочитайте вслух сказку К.Д. Ушинского «Ветер и солнце».
1. Посчитайте вместе с учителем, сколько слов вы прочли за 1 минуту.
2. Разберите вместе с учителем, какие ошибки вы сделали при чтении (ударение, изменение окончаний, пропуск букв, неправильное произношение слов).
II. Выполните тест по содержанию текста.
1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
-
Ветру удалось сдернуть плащ с путешественника.
-
Путешественник обрадовался ветру.
-
Ветер и солнце поспорили о том, кто сильнее.
-
Солнце рассердилась на ветер.
2. Почему путешественник снял свой плащ?
3. Составь план, указав, в каком порядке встречаются части текста.
1. Гнев ветра.
2. Спор ветра и солнца.
3. Солнце улыбнулось.
4. Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
4. Какие слова помогают нам понять состояние путешественника при встрече с ветром?
5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается о том, что сделало солнце, видя гнев ветра?
6. Закончите предложение: Тут уж ветер и сам убедился, что…
-
он всесилен.
-
путешественник готов снять плащ.
-
ему плаща не сдернуть.
-
солнце сердится на него.
7. Каким словом можно заменить выделенные слова в выражении «начал дуть, что было мочи»?
-
слабо
-
очень быстро
-
очень сильно
-
тихонько
8. В предложении «Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее» автор описывает ветер. Найдите в тексте эти слова и запишите их через запятую.
9. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
-
Сказки
-
Рассказы о природе.
-
Басни
-
Рассказы о путешествиях.
10. О чём главным образом хотел рассказать автор?
-
О странствующем путешественнике.
-
О злом ветре.
-
О ласковом солнце.
-
О силе ласки и доброты.
11. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
-
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.
-
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
-
Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
-
Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
12. Какова главная мысль этого текста?
-
Во время путешествия можно встретиться и с ветром, и с солнцем.
-
Ветер в гневе силен и страшен.
-
Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем злом и гневом.
-
Солнце ласковое и кроткое.
13. Выскажите (письменно) ваше отношение к высказыванию «Добро сильнее зла».
Ш. Прочтите текст вслух еще раз. Старайтесь читать текст правильно, бегло, выразительно.
Приложение 2.
Нормы техники чтения. 5-9 классы.
Нормы техники чтения (количество слов/мин.)
по А.А. Акишиной и В.Н. Зайцеву.
Следует учитывать, что акцент делается не на скорость,
а на продуктивность (техника + осмысленность).
-
Акишина
Зайцев
5 кл.
104
114
6 кл.
114
128
7 кл.
128
150
8 кл.
151
150
9-11 кл.
150-160
Приложение 3.
Таблица оценки техники чтения.
Критерии оценивания. |
Скорость чтения. |
Правильность чтения. |
Осмысленность чтения. |
Выразительность чтения. |
Итого |
Оценка |
||||||||
Нормы оценивания. |
Ниже нормы |
Норма |
Выше нормы |
3и более ошибок |
1-2 ош. |
0 ош. |
6 и менее отв. |
7-11 отв. |
12-13 отв. |
Невыразительное чтение |
Есть недочеты в выразительности чтения |
Выра зи тель ное чтение |
|
7-8б.-«5» 5-6б.- «4» 3-4б.-«3» 0-2б.– «2» |
Баллы. |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
2 |
Мин.- 0б.Мах.-8 б |
|
Васильев Н. |
1 |
2 |
|
2 |
2 |
7б. |
«5» |
|||||||
Иванов А. |
1 |
2 |
|
1 |
|
1 |
5 б. |
«4» |
||||||
Петрова М. |
0 |
1 |
|
1 |
|
1 |
3б. |
«3» |
||||||
Сидоров И. |
1 |
1 |
0 |
0 |
2б. |
«2» |
Приложение 4.
Тест по культуре речи.
-
В каком слове правильно поставлено ударение?
А. БАловать.
Б. ЗАнята.
В. КрасИвее.
Г. КатАлог.
2. В каком слове неправильно поставлено ударение?
А. НамерЕние.
Б. СОздал.
В. СтАтуя.
Г. СтолЯр.
3. Как правильно произнести слово «скучно»?
А.[ШН]
Б.[ЧН]]
4. Какое прилагательное верно в словосочетании со словом «колбаса»?
А. ЯзыкОвая.
Б. ЯзыковАя.
5. Какая форма слова «помидоры» верна в родительном падеже?
А.Помидор.
Б. Помидоров.
6. Какая форма слова «носки» верна в родительном падеже?
А. Носок.
Б. Носков.
7. Какой фразеологизм записан неправильно?
А. Как снегом на голову.
Б. Намять бока.
В. Обвести вокруг пальца.
Г. Яблоку негде упасть.
8. Укажи верное толкование слова дипломат.
А. Должностное лицо, в надлежащем порядке уполномоченное главой данной страны, ее правительством на осуществление различного рода официальных сношений.
Б. Человек, награждённый дипломом за успешное выступление на конкурсе, соревновании или фестивале.
9.В каком лексическом значении употреблено слово «акварель» в предложении «В музее мне больше всего понравились акварели В.М. Васнецова».
А. Краски, разводимые в воде.
Б. Картина, написанная такими красками.
10. Какая пара слов не синонимы, а антонимы.
А. Добрый – ласковый.
Б. Красный – алый.
В. Бежать – нестись.
Г. Друг-враг.
Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – А; 4 – А; 5 – Б; 6 – Б; 7- А; 8 – А; 9 – Б; 10 – Г.
Приложение 5.
Проверка техники чтения (4-ая четверть).
Что легче?
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся:
- Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
- Нет, - говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
В.А. Осеева.
I. Прочитайте вслух рассказ В.А. Осеевой «Что легче?».
1. Посчитайте вместе с учителем, сколько слов вы прочли за 1 минуту.
2. Разберите вместе с учителем, какие ошибки вы сделали при чтении (ударение, изменение окончаний, пропуск букв, неправильное произношение слов).
II. Выполните тест по содержанию текста.
1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
-
Мальчики с радостью возвращались домой.
-
Все мальчики решили сказать правду.
-
Один мальчик решил сказать, что на них в лесу напали разбойники.
-
Третий мальчик сказал дома правду.
2. Почему мальчики загулялись в лесу?
3. Укажите, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.
1. Поворчала на него тётка да и простила.
2. Идут домой – боятся.
3. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.
4. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
4. Два мальчика решили дома сказать неправду. Как вы думаете, почему?
-
Потому что так было интереснее.
-
Потому что любили фантазировать.
-
Потому что считали, что ложь лучше правды.
-
Потому что играли в разведчиков.
5. Выпишите из текста предложение, в котором третий мальчик объясняет свое решение.
6. Какими словами можно заменить выделенные слова в выражении «А дед тут как тут …»
1. на следующий день
2. моментально
3. через некоторое время
4. скоро
7. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
-
Сказки
-
Рассказы о честности и лжи.
-
Басни
-
Рассказы о животных.
8. Объясните, как вы понимаете предложение «А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился».
9. Как повела себя тетка третьего мальчика, когда он рассказал правду?
1. Рассердилась.
2. Поворчала и простила.
3. Наказала.
4. Не поверила.
10. О чём главным образом хотел рассказать автор?
-
О любви детей к лесу.
-
О том, как родители сердятся на детей.
-
О том, что правда лучше лжи.
-
О трех мальчиках.
11. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
-
Попадет нам дома.
-
Загулялись мальчики.
-
А я правду скажу, - говорит третий.
-
Нет в этих местах волка.
12. Какова главная мысль этого текста?
-
Нельзя долго гулять в лесу.
-
Родители могут рассердиться на детей.
-
Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
4. Надо учиться лучше обманывать.
13. Выскажите (письменно) ваше отношение к высказыванию «Тайное всегда становится явным».
Ш. Прочтите текст вслух еще раз. Старайтесь читать текст правильно, бегло, выразительно.
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»