В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Контрольные работы по литературе в 5 классе (по программе Г. С. Меркина)

Контрольные работы по литературе в 5 классе (по программе Г. С. Меркина)

Наталья Коломоец
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:3просмотров: 36312
Краткое описание
Контрольные работы по литературе в 5 классе (по программе Г. С. Меркина) позволяют учителю провести контроль усвоения знаний учащихся 5 класса по изученным разделам. Предлагаемые контрольные работы включают в себя как  тестовые вопросы с вариантами выбора ответа из нескольких предложенных, так и задания с самостоятельной формулировкой ответа, требующие от ученика аргументации своей точки зрения.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Контрольные работы по литературе в 5 классе (по программе Г. С. Меркина).docx Скачать

uchmet_120_60.gif



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»











Контрольные работы по литературе в 5 классе

(по программе Г. С. Меркина)





подготовила учитель

русского языка и литературы

Коломоец Наталья Анатольевна


























Астрахань 2012


Контрольная работа

по разделам «Из мифологии», «Из устного народного творчества»



1 вариант


1. К какому литературному жанру относится произведение, отрывок из которого дан ниже? Дайте определение этого жанра.


«Великая Деметра вернула плодородие земле, и снова все зацвело, зазеленело. Нежной весенней листвой покрылись леса; запестрели цветы на изумрудной мураве лугов. Вскоре заколосились хлебородные нивы; зацвели и заблагоухали сады; засверкала на солнце зелень виноградников. Пробудилась вся природа. Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь ее Персефону.

Но каждый год покидает свою мать Персефона, и каждый раз Деметра погружается в печаль и снова облекается в темные одежды. И вся природа горюет об ушедшей. Желтеют на деревьях листья, и срывает их осенний ветер; отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима».


2. Основываясь на содержании мифа о Деметре и Персефоне, объясните, какую практическую роль играли мифы в жизни древнегреческого народа.


3. Выпишите из текста, приведенного в задании № 1, примеры эпитетов и олицетворения.


4. Какие виды сказок вам известны? К какому виду вы отнесете сказку «Чего на свете не бывает»? Свой ответ аргументируйте.


5. К какому фольклорному жанру вы отнесете выражение «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»? Объясните смысл этого выражения.


6. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Было у него три сына». Как называется данный композиционный прием?


_____________________________________________________________________________


2 вариант


1. К какому литературному жанру относится произведение, отрывок из которого дан ниже? Дайте определение этого жанра.


«Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушачью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз - хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят…

Солнышко еще не зашло, а ковер уж готов.

Утром проснулся Иван-царевич, глянул на ковер да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!..»


2. Основываясь на содержании сказки «Царевна-лягушка», объясните, какую практическую роль играли сказки в жизни русского народа.


3. Выпишите из текста, приведенного в задании № 1, примеры постоянных эпитетов и гиперболы (преувеличения).


4. Какие виды сказок вам известны? К какому виду вы отнесете сказку «Царевна-лягушка»? Свой ответ аргументируйте.


5. Назовите известных вам древнегреческих богов. Чему они покровительствовали?


6. «И стали они жить дружно, в любви и согласии». Как называется данный композиционный прием?








Ключи


1 вариант


1. Произведение, отрывок из которого приведен, относится к такому жанру, как миф. Миф – это произведения, созданные народом, в которых рассказывалось о происхождении мира и человека, а также о древних богах и героях.


2. При помощи мифов люди пытались объяснить мир, в котором они жили, различные явления окружающей жизни, природы. Так, например, миф о Деметре и Персефоне объясняет смену времен года.


3. Эпитеты: нежная (листва), изумрудная (мурава), великая (богиня); олицетворение: все зацвело, зазеленело; пробудилась природа, природа горюет, ветер срывает и др.


4. Выделяют следующие виды сказок: волшебные, о животных, бытовые. Сказка «Чего на свете не бывает?» относится к бытовой сказке, т. к. в ней рассказывается о бытовой ситуации, действуют реальные герои: барин и мужик. Сказка высмеивает глупость и жадность барина и прославляет хитрость мужика.


5. Это пословица, смысл которой заключается в том, что только с помощью труда, кропотливой работы можно добиться успеха в каком-либо деле.


6. Данный композиционный прием называется зачином.



2 вариант


1. Произведение, отрывок из которого приведен, относится к такому жанру, как сказка. Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях.


2. Сказки помогали воспитывать детей, учили добру, взаимопомощи, выручке, трудолюбию, уважению старших. Так, например, Василиса в сказке «Царевна-лягушка» была рукодельницей и мастерицей, она искусно выполняла любые царские задания. А жены других царских сыновей не умели ничего делать, были белоручками. Иван-царевич, отправляясь на поиски Василисы, встречает по пути животных, которых хотел убить и съесть. Но он жалеет их, а эти животные потом помогают ему.


3. Постоянные эпитеты: красная девица, Василиса Премудрая, хитрые узоры; гипербола: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!..


4. Выделяют волшебные сказки, бытовые и о животных. Сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным сказкам, потому что в ней есть чудесные превращения (лягушка сбрасывает кожу и превращается в Василису Премудрую), чудесные животные-помощники (медведь, селезень, заяц, щука). Иван-царевич проходит через испытания, чтобы вызволить Василису Премудрую. Всё это позволяет отнести сказку к волшебной.


5. Аид – бог подземного царства мертвых, Посейдон – бог моря, Деметра – богиня плодородия, Зевс – верховное божество, хранитель закона и правопорядка, Афродита – богиня любви.


6. Данный композиционный прием называется концовкой.



Контрольная работа по разделам:

«Из древнерусской литературы», «Басни народов мира»


1 вариант


1. Когда зародилась древнерусская литература?


а) в XIII веке

в) в XI веке

б) в X веке

г) в XII веке


2. Вспомните, какую дань поляне дали хазарам («Дань хазарам») и что она означала?


3. Укажите жанр произведения, отрывок из которого приведен ниже:

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

Поднялся вдруг весь псарный двор,

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;

И вмиг ворота на запор;

В минуту псарня стала адом.

Дайте определение этого жанра.


4. С какими реальными событиями русской истории перекликаются строки произведения, приведенного в задании № 2?


5. Какие реальные исторические личности воплощены Крыловым в образах Волка и Ловчего в басне «Волк на псарне»? Какими качествами наделяет автор своих героев?


6. Как называется прием, с помощью которого авторы басен наделяют свих героев способностью думать, чувствовать, говорить?


7. Определите, к какой композиционной части басни относится приведенный ниже отрывок:


А потому обычай мой такой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.


8. Объясните, как вы понимаете слова: «Ты сер, а я, приятель, сед»?





2 вариант


1. Укажите жанр произведения, отрывок из которого приведен ниже:

«Так начнем повесть сию. Славяне осели по Дунаю, где ныне земля Угорская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по тем местам, где селились. Так, одни пришли и осели на реке по имени Морава и прозвались моравами, а другие назвались чехами. А вот еще те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на дунайских славян и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне те ушли на север и поселились на Висле».


Дайте определение этого жанра. Расскажите, зачем нужны были произведения этого жанра?


2. Как звали монаха, автора летописного сборника «Летопись временных лет»?


а) Филарет

в) Сильвестр

б) Никон

г) Нестор


3. Основываясь на отрывке из «Повести временных лет» («Кий, Щек и Хорив»), расскажите об основании города Киева.


4. Какие качества воплотил Крылов в героях басни «Свинья под дубом» (Свинья и Ворон)? Какой прием использовал автор, воплощая эти человеческие качества через образы животных?


5. Определите, к какой композиционной части басни относится приведенный ниже отрывок:


Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя,

что он вкушает их плоды.


6. Объясните, как вы понимаете смысл отрывка из басни, приведенного в задании № 7?



Ключи


1 вариант


1. б

2. Поляне в качестве дани дали хазарам обоюдоострые мечи. Это означало, что поляне не желают покориться хазарам и сами скоро будут собирать дань и с хазар, и с иных народов.

3. Этот отрывок является басней. Басня – это короткий нравоучительный рассказ, чаще всего стихотворной формы, имеющий иносказательный смысл, с четко выделенной моралью.

4. Отечественная война 1812 г.

5. В образе Волка из басни «Волка на псарне» легко угадываются черты Наполеона. Он предстает хитрым, злобным и коварным. Волк пытается уйти от ответственности за свои преступления. Но мудрый ловчий не верит на слово Волку и не готов прощать его злодеяния.

6. Олицетворение

7. Приведенный отрывок относится к такой композиционной части, как мораль.

8. Прилагательное «сер», то есть серый, указывает на Наполеона, потому что он изображался в сером мундире. А «сед», т. е. седой, относится, конечно, к Ловчему и означает его мудрость.



2 вариант


1. Произведение, отрывок из которого приведен, относится к такому жанру древнерусской литературы, как летопись. Летопись – это жанр древнерусской литературы, погодная запись самых значительных исторических событий, происходивших на Руси. Летописи сохраняли историю древнерусского государства. Благодаря летописям, мы сегодня имеем точные знания о событиях тех далеких времен.

2. г

3. Кий, старший брат Щека и Хорива, сидел на горе. И построили там город во имя старшего брата и назвали его Киевом.

4. В образе Ворона автор воплотил мудрость, истинное просвещение. Ворон понимает, как важно образование для человека. Свинья невежественна, она не понимает пользы учения. Кроме того, Свинья неблагодарна и невежественна: она не понимает, что пользуется плодами просвещения. Воплощая эти качества в героях басни, Крылов использовал такой прием, как аллегория.

5. Приведенный отрывок относится к такой композиционной части, как мораль.

6. Невежда, т. е. необразованный человек, выступает против образования, просвещения, считает, что образование человеку не нужно. Но на самом деле плодами образования пользуется каждый из нас. Если бы не было образования и просвещения, человек и общество не развивались.



Итоговая контрольная работа



1. Определите, из какого произведения приведен отрывок ниже: «А как голосисто кукарекал он зарю! Сначала за стойкой в сарайчике раздавались короткие удары крыльями. Потом, сразу забирая в головокружительную высоту, петух уверенно брал первое колено песни. Он никогда не торопился переходить ко второму колену и, словно стараясь показать всем соседним петухам своё мастерство, забирал всё выше и выше. Голос его звенел чистым, прозрачным звуком меди, и Витьке казалось, что вот сейчас в горле петуха что-то лопнет от натуги и песня оборвётся. Витька даже съёживался от этой звонкости петушиной песни…»

Запишите автора этого произведения и его название.


2. Определите жанр произведения, отрывок из которого приведен в задании № 1.


3. Какие еще произведения, прочитанные вами в 5 классе, вы можете отнести к этому жанру? Запишите автора и название произведение.


4. Назовите басню И. А. Крылова, которая не оставила равнодушным петуха – героя рассказа Е. Носова «Как патефон петуха от смерти спас».


5. Определите тему рассказа Е. Носова «Как патефон петуха от смерти спас»:


а) о сильном морозе

в) о доброте и милосердии

б) о дружбе Кольки и Витьки

г) о жестокости взрослых, которые хотели убить петуха


6. Определите, какие средства художественной выразительности использовал В. Белов в следующих отрывках из рассказа «Весенняя ночь»:

а) «нечаянно-быстро приходит та радостно-страшная ночь», «всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло», «в тревожной темени»;

б) «Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима», «Неяркая вешняя молния сиганула в лесную теплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром», «Странная тишина томится в лесу после этого грохота. Ветер не дует, а давит сплошь, всё замирает. Дождь прошипел в ночи обильно и коротко».

в) «Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки…»


7. Назовите имя прототипа главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо».


8. Вспомните, в каких произведениях, прочитанных вами в 5 классе, герои были созданы по прототипам? Назовите автора и произведение.


9. Кто помог Робинзону Крузо и научил всем премудростям морского и торгового дела?


10. Назовите автора сказок «Соловей», «Огниво», «Свинопас», «Дикие лебеди», «Дюймовочка».


11. Как император из сказки Х. К. Андерсена «Соловей» узнал о присутствии в его саду соловья:


а) из рассказов придворных

в) из рассказов путешественников

б) из книг ученых

г) из рассказов девочки-кухарки


12. Какой прием использован в следующих строках, описывающих императорский сад: «В саду росли чудеснейшие цветы; к самым лучшим из них были привязаны серебряные колокольчики; звон их должен был обращать на цветы внимание каждого прохожего. Вот как тонко было придумано!», а также в строках, описывающих жизнь соловья во дворце: «Его оставили при дворе, отвели ему особую комнатку, разрешили гулять на свободе два раза в день и раз ночью и приставили к нему двенадцать слуг; каждый держал его за привязанную к его лапке шёлковую ленточку. Большое удовольствие было от такой прогулки!»


13. Что удалось победить соловью своим пением:


а) страх императора

в) боль императора

б) смерть императора

г) врагов императора


14. Определите тему сказки «Соловей»:


а) о преображающей силе искусства

в) о жизни и смерти

б) о красоте соловья искусственного и невзрачности соловья живого

г) о тяжелой жизни китайского народа


15. Угадайте литературного героя по его описанию: «Ему не надо было ходить ни в школу, ни в церковь, он никого не должен был слушаться, над ним не было господина. Он мог удить рыбу и купаться когда и где ему было угодно и сидеть в воде сколько заблагорассудится. Никто не запрещал ему драться. Он мог не ложиться спать хоть до утра. Весною он первый из всех мальчиков начинал ходить босиком, а осенью обувался последним. ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно».


16. Какие черты характера главного героя романа М. Твена «Приключения Тома Сойера» ты можешь назвать? Аргументируй свою точку зрения.


17. Как известно, Марк Твен – это псевдоним американского писателя Сэмюэля Клеменса. А кто еще из прочитанных тобой в 5-м классе авторов писал под псевдонимом? Назови этого(-их) автора(-ов).


18. Выбери из приведенных ниже литературных терминов те, которые обозначают элементы, из которых состоит сюжет художественного произведения:


рассказ, миф, развязка, метафора, экспозиция, завязка, олицетворение, фольклор, басня, ирония, кульминация


19. Расположи элементы сюжета, выписанные тобой из предыдущего задания, по порядку.


20. Определи, что в произведении Д. Лондона «Сказание о Кише» является кульминацией.


Ключи


1. Носов «Как патефон петуха от смерти спас»

2. Рассказ

3. Платонов «Никита», Носов «Три охотника», Андреев «Петька на даче», Чехов «Злоумышленник», Толстой «Кавказский пленник», Куприн «Золотой петух» и др.

4. «Кукушка и Петух»

5. в

6. а) эпитет, б) олицетворение, в) сравнение

7. Александр Селькирк

8. Тургенев «Муму», Андреев «Петька на даче»

9. Капитан

10. Андерсен

11. б

12. Ирония

13. б

14. а

15. Геккельберри Финн

16. Главный герой романа Марка Твен не лишен воображения, он фантазер, находчивый мальчишка, который может выкрутить практически из любой ситуации. Не желая идти в школу, он, например, решил схитрить и выдумал, что серьезно болен (будто у него гангрена). Кроме того, Том Сойер – романтик. Во-первых, он проявляет симпатию к Бекки Тетчер, и когда она его прогоняет, он с горя мечтает убежать из дома, стать пиратом и в таком виде заявиться в родной город, где его имя уже будет прославлено. Во-вторых, он зачитывается книгами о Робин Гуде, который становится его любимым литературным героем.

17. А. Платонов

18. Развязка, экспозиция, завязка, кульминация

19. Экспозиция, завязка, кульминация, развязка

20. Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша


KolomoetsNA_Litertura.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос