Урок литературы "Русские народные песни", 8 класс
ФИО: Харитонова Наталья Сергеевна
Место проживания: Республика Татарстан, Апастовский муниципальный район, пгт Апастово
Название учебного заведения: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Дисциплина: литература
Учебник, по которому ведется обучение: Коровина В.Я., Журавлев В.П. «Литература 8 класс»: Учебник для образовательных учреждений: в 2-х ч., Москва «Просвещение», 2010
Тема: «Русские народные песни», раздел «Устное народное творчество»
Класс: 8
Продолжительность урока: 45 минут
Использование информационных технологий: мультимедийный проектор, презентация MicrosoftPowerPoint2003
Конспект урока
Тема: Русские народные песни
Цель:привитие интереса к традициям русского народа, к истокам народной культуры, исследование глубин русской истории и культуры через постижение русской песни – одного из главных богатств народной культуры.
Задачи:повторить жанры устного народного творчества; показать особенности жанра русской народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; развивать речь учащихся, их кругозор и творческие способности, совершенствовать навыки анализа лирического произведения; воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.
Тип урока:урок-семинар, урок-концерт.
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Устное народное творчество» и проводится в 8 классе на втором уроке литературы. Подходит для любого УМК.
Оснащение урока:
· Компьютер, мультимедийный проектор.
· Презентация к уроку «Русские народные песни».
· «Литература. 8 класс» учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. /Составитель В.Я.Коровина — Москва: Издательство «Просвещение», 2010.
· Фонограмма русских народных песен.
· «Жить припеваючи...» История русской народной песни. / Колпакова О. В.- 2010
Ход урока:
1. Актуализация знаний учащихся об устном народном творчестве:
1) Выступления творческих групп учащихся: повторение жанровых особенностей былин, сказок, пословиц, поговорок, обрядового фольклора (проверка домашнего задания).
2) Беседа с учащимися:
— Каковы особенности жанра сказки? Какие мечты народа воплощены в сказках?
— Какие черты характера воспеваются в народных сказках?
— Какие типы сказок вам известны?
— Чем отличается былина от сказки и что между ними общего?
— Какие циклы былин вы знаете?
— Что такое пословицы, поговорки? Приведите примеры, объясните их смысл.
— Что общего у пословиц и поговорок и чем они отличаются?
— Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему посвящаются произведения обрядового фольклора?
2. Слово учителя:
— Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного творчества. В основном это эпические жанры. Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни.
Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути.
Русская народная песня, к сожалению, мало знакома современным детям. Однако это богатейший пласт культуры, с помощью которого формировались национальные особенности русского народа и который продолжает влиять на многие современные тенденции.
Сегодня мы с вами узнаем о том, из каких ритмов родилась песня тысячелетия назад, какую роль играла она в древних обрядах, как звучала она в праздники календарного цикла; познакомимся со значением исторических, хоровых, любовных, солдатских, семейных песен.
3. Сообщения подготовленных учащихся о русской народной песне:
1 ученик: Сообщение на тему «Народные песни»
2 ученик:Сообщение на тему «Календарно-обрядовые песни»
Обряды – это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.Сила песни
Язычеством называют древнюю веру человека в силы природы. Корень «язык», «языч» здесь не случаен. Связь с силами природы люди устанавливали через язык, речь, через молитву (от слова молвить). Первые песни были молитвами. Обращения в них к Солнцу, к Месяцу, к Земле-матушке, Зорьке, Звездам, Ветру сохранились в песнях до нашего времени.
Молитвы были не только просьбами защитить или одарить. С помощью песен люди пытались активно менять действительность. Песня могла лечить и, напротив, быть проклятьем, могла подарить смелость, охранить в бою или обессилить врага. В песне исполнители выступали от имени богов, передавали их волю. Песней помогали богам. Поэтому считают: что споешь, то и исполнится!
К началу важного дела нужно тщательно готовиться, необходимо на него настроиться. Совсем так же, как настраиваем мы музыкальные инструменты, чтобы правильно, без фальши сыграть красивую мелодию. Нельзя играть на разлаженных струнах. Лад – ключевое слово, от него произошли лады, ладно, ладушки — и разлад.
Лад творили весной, когда природа просыпалась. Нужно было помочь природе, позвать, кликнуть весну, напомнить, что ее ждут, чтобы ничего она не забыла:
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая.
С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.
Весенние песни назывались веснянками. Они похожи на заговоры, каковыми и вправду являлись старинные времена. Они пелись протяжно, как призыв издалека.
Дай, весна, добрые годы,
Годы добрые, хлебородные!
Зароди жито густое,
Жито густое, колосистое!
Календарные ритуалы по-своему организовали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотические и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.
3 ученик:
Сообщение на тему «Хороводные и игровые песни»
Хороводные песниПраздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором. Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия. В зависимости от характера песни различались хороводы игровые и орнаментальные или, по-другому, кружевные.
В орнаментальном хороводе участники ходят кругами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры: «завивание капустки», «заплетение плетня». Песни в таком хороводе связаны с картинами родной природы, коллективным крестьянским трудом:
Берёзынька кудрявая, Кудрявая, моложавая, Под тобою, берёзынька, Всё не мак цветёт, Под тобою, берёзынька, Не огонь горит, Не мак цветёт – Красные девушки В хороводе стоят, Про тебя, берёзынька, Всё песни поют. |
Песни игрового содержания отличаются пружинистым танцевальным ритмом. Поэтому их еще называют частыми. Частые песни легко узнать по четкому ритму стиха и напева. Это изначально связано с ритмом пляски, хотя не все частые песни были плясовыми. В них рисуются светлые стороны крестьянской жизни, народные гуляния, веселые или шуточные бытовые сценки. В частых песнях нередко встречаются разнообразные припевы: «ай – люли», «ой дуду», «люли – люли», они подчеркивают ритм песни, её плясовой характер:
Светит, светит месяц Далеко, не близко, То-то люли, то-то люли, То-то люлюшки мои! <…> Как во поле, поле Девка просо полет, То-то люли, то-то люли, То-то люлюшки мои! |
Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.
По улице мостовой, По широкой столбовой, По широкой столбовой Шла девица за водой. За ней парень молодой, Кричит: «Девица, постой, Красавица, подожди! Пойдем вместе за водой, За холодной, ключевой». – «Ах ты, парень-паренек, Твой глупенький разумок! Не кричи во весь народ, Мой батюшка у ворот; Зовет меня в огород Чесноку, луку полоть». |
Частушки
С исчезновением старинных плясок и приходим модных городских танцев песни стали меняться. В это время особо ярко зазвучали частушки. Эти короткие песенки называли в разных местах по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски, прибаутки, вертушки и коратушки.
Частушкасчитается изобретением поздним, городским. Появилась она в конце XIX
– начале XXвеков. Но исследователи обнаружили глубокие корни современных веселых куплетов. Частушка тоже была связана с обрядом.
Ой, ни кукушечка кукует,
Не соловьюшко поет.
А не родимая ли мамынька
Мне голос подает?
Было и особое время для исполнения частушек: после заката, во время кукования кукушки или в праздники.
Были частушки жнивные, сенокосные, качельные, плясовые, свадебные, корильные, веселые частушки-скоморошины, изображавшие действительность в абсурдном, смешном виде, частушки рекрутские, поминальные.
Частушка помогала избавиться от тоски. В коротеньких песнях главным был не сам обряд, а внутренний мир человека. Хорошо звучит частушка под балалайку или гармошку. В XIXвеке нередко исполнялись частушки «под язык»: один поет, а остальные подражают голосами каким-нибудь музыкальным инструментам.
Частушки благополучно дожили до наших дней. Этот жанр весьма популярен и сейчас. На любой злободневный момент русский народ готов откликнуться короткой и остроумной песенкой.
4 ученик:Сообщение на тему «Семейно-обрядовые песни»
5 ученик:Сообщение на тему«Исторические песни»
6 ученик: Сообщение на тему «Традиционные лирические песни»
4. Прослушивание лирических народных песен и беседа:
Звучат песни в исполнении Н. Кадышевой, Н. Бабкиной, Л. Зыкиной (на усмотрение учителя).
Песня «Тропочки» (исп. «Русская песня», Н. Бабкина)
Песня «Ой, снежок» (исп. «Золотое кольцо»)
Песня «Ой, мороз, мороз» (исп. «Золотое кольцо»)
Песня «Ивушка» (исп. Л.Зыкина)
— Понравились ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их особенность?
— Что является предметом изображения в народных лирических песнях?
5. Устный анализ народной песни по предложенному плану:
- Выразительное чтение (или исполнение) песни.
- Смысл названия песни.
- Кто и когда мог её исполнять?
- Каким чувством проникнута песня?
- Какие художественные приёмы использованы в этой лирической песне?
- Из каких частей она состоит?
- Какие средства художественной выразительности использованы в ней?
— Какие жизненные обстоятельства вызывали появление народных песен?
— На какие группы делятся народные песни?
— Почему народные песни используются в литературе и в других видах искусства? Приведите примеры.
— В чём особенность исторических песен?
— Какова роль исторических песен?
— Могут ли в наше время появляться народные песни?
7. Выразительное чтение хороводных, лирических, исторических песен, исполнение частушек.
Читаем (а ещё лучше – поём) народные песни, помещённые в учебнике, а также песни, самостоятельно подобранные для урока учащимися и учителем.
8. Конкурс на лучшее исполнение народной песни.
Подведение итогов конкурса, выявление победителей.
9. Итоги урока:
Рефлексия
— Как вы понимаете слова литературного критика: «У нас народ, — писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль». (Ответы учащихся).
(Учитель отмечает удачные ответы, сообщения, исполнение, прозвучавшие во время урока, обращает внимание на исторические песни и предания, на передачу в них исторических событий).
10. Домашнее задание:
1 вариант: Перечитать предания, исторические песни и подготовить ответ на вопрос: «Как сообщает народ об исторических событиях в преданиях и песнях?» (стр. 8-14)
2 вариант (на выбор):
— Написание собственных или коллективных (от группы учащихся) песен.
— Создание частушек на школьные темы.
— Конкурс на лучшее инсценирование обрядовой песни.
— Создание сценария вечера (концерта) на тему «Русская народная песня».
Использованная литература:
· «Литература. 8 класс» учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. /Составитель В.Я.Коровина — Москва: Издательство «Просвещение», 2010.
· «Жить припеваючи...» История русской народной песни. / Колпакова О. В.- 2010
Использованные ресурсы:
Информационные источники:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
§ http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d5a34d74-24e6-43c7-9606-62d7df7a3262/116509/?
§ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c53cf4e7-0c43-43c4-b07d-1a92619aaafe/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BTE_09%5D.htm (солдатские лирические песни)
§ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70bb7e0d-9060-40a1-a67f-0885f7b59815/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BTE_02%5D.htm (исторические песни)
§ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/827fb435-1c42-4d1e-890d-190e1e76a85a/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_06%5D.htm (календарно-обрядовые песни)
§ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5b4588b-87b1-4740-8a9e-c313f534b730/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BTE_01%5D.htm (народные песни)
§ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8ca4b77a-a17d-469c-b090-b6943b6b0514/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_07%5D.htm (семейно-обрядовые песни)
§ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2dd612d4-bb8f-48fa-9531-afd6673843ea/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_09%5D.htm (традиционные лирические песни)
§ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/76485369-fc15-4cec-9c66-687862fb5dc1/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_16%5D.htm (хороводные и игровые песни)
Иллюстрации:
§ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/85ce8859-1832-4557-a1e1-106f207f19e2/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BIL_06%5D.htm
§ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1940dc4b-519f-420f-a407-342185f65d23/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BIL_05%5D.htm
§ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f35e8400-4e10-4e3a-b8ef-d35b6284f264/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BIL_12%5D.htm
§ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f93a17db-ed67-4eb2-b21e-43f90ef54fb3/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BIL_01%5D.htm
§ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4adae0f8-b5a2-4ba4-b1d3-ccf1dc2c65b6/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BIL_10%5D.htm
§ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/80da6a7c-aa12-47ce-ba26-851fc39447c4/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BIL_13%5D.htm
§ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fafd6918-d48c-4322-ad83-4550160e7ada/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BIL_11%5D.htm
§ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/15e959ec-ba2b-4fa6-a991-624378916bab/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BIL_03%5D.htm
Фонограммы народных песен:
- Песня «Тропочки» (исп. Русская песня, Бабкина) http://www.muzoff.ru/pages/702/70229.shtml
- Песня «Ой, снежок» (исп. Золотое кольцо) http://3mp3.com.ua/tracks/download?id=108517
- Песня «Ой, мороз, мороз» (исп. Золотое кольцо) http://3mp3.com.ua/tracks/download?id=108493
-
Песня «Ивушка» (исп. Л.Зыкина) http://ymp3.ru/download35710.html
Приложение:
(Дополнительный раздаточный материал из коллекции
цифровых образовательных ресурсов)
1 ученик: Народные песни
Песня – небольшое стихотворное произведение, предназначенное или используемое для пения. В фольклоре текст песни возникает одновременно с мелодией; литературная песня создаётся как стихотворение, которое может быть положено на музыку.
Различают исторические, обрядовые, лирические народные песни. В песнях нашли отражения реальные события прошлого, уклад народной жизни, обычаи народа, его традиции.
С другими произведениями фольклора народные песни сближают их языковые особенности: народный стих1, повторы, сравнения, постоянные эпитеты, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Какие народные песни вы знаете?
1. В народном стихосложении наблюдается определённое количество ударных слов в стихе (чаще три или четыре слова), количество слогов от ударения до ударения может быть разным; как правило, это нерифмованные стихи
4 ученик: Семейно-обрядовые песни
Семейно-обрядовые песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека. Пелись свадебные песни: песни девичника; величальные песни свадебного пира; свадебные причитания невесты. Рекрутские песни сопровождали обряд проводов в солдаты1. Были и похоронные песни, песни-плачи.
Свадебный обряд был одним из самых сложных. Народная свадьба распадалась на несколько этапов: предсвадебный цикл (сватовство, сговор, зарученье, девичник), собственно свадебные церемонии (сборы невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир) и послесвадебные (отгостки). Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной, девичьей жизни. Это ритуальные причитания:
Все
прошло да прокатилося, |
О женихе пелось:
Вот
он едет, погубитель мой, |
На свадьбе жениха и невесту величали. Невеста «Без белил … белешенька, Без румян щечки алые, Без сурьмил брови черные». Жених
На
коня садится, |
В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:
Друженька
хорошенький, |
Похоронные причитания и рекрутские причитания во многом схожи между собой. Проводы на 25 лет были равносильны смерти, именно поэтому в рекрутских причитаниях столько боли и тоски родных:
Не
дай Господи на сем да на белом свете |
1. Рекрутская служба в царской России длилась 25 лет
5 ученик: Исторические песни
Исторической песней называются эпические и некоторые лиро-эпические произведения, в которых рассказывается об исторических событиях и эпизодах из жизни исторических лиц.
Исторические песни – это продолжение и развитие былинного народного эпоса. Былина воспевает подвиги богатырей. В их гиперболизированных образах воплощены народные представления о русской силе, могуществе, готовности встать на защиту Родины. Вражеская сила предстает в былине как фантастическое, сказочное существо, у которого нет однозначного исторического прообраза. Исторические события седой старины в былинах теряют черты реальности.
В исторических песнях, напротив, упоминаются вполне определённые исторические события, называются конкретные исторические лица. Народной памяти удостаиваются только выдающиеся события и выдающиеся исторические деятели: это цари Петр I, Иван IV (Грозный), это и народные заступники – вожди крестьянских восстаний Степан Разин, Емельян Пугачёв, это и вольный казак, смелый покоритель Сибири Ермак Тимофеевич.
Исторические песни выражали чувства безымянных авторов в связи с войнами, походами, народными восстаниями. Это народная оценка истории, её творцов, выражение души народа.
В XVI веке складываются циклы песен вокруг Ивана Грозного и героя, выдвинутого народом, – Ермака. По народным песням видно, за что царь получил свое прозвище. Царь велик, заслуги его неоспоримы. В то же время Иван Грозный по малейшему подозрению готов «казнить-вешать» своих пушкарей, во время карательных походов уничтожает целые города, в гневе посылает на казнь своего сына:
«Ай
же вы, мои слуги верные, |
Вторая половина XVII века ознаменовалась крупнейшим событием – крестьянским восстанием под предводительством Степана Разина. В это время крестьяне осознали себя самостоятельной силой. Основной стала тема социального протеста:
«Судари
мои, братцы, голь кабацкая, |
Пугачевский цикл исторических песен является продолжением разинского цикла. Эти песенные циклы объединяют общие мотивы, настроения.
Исторические песни в течение нескольких столетий были для народа одним из главных источников знаний о своем прошлом.
Покажите отличие исторических песен от былин.
Чем можно объяснить возникновение циклов исторических песен?
1. Немилосливые – немилостивые
6 ученик: Традиционные лирические песни
Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими. В песенном фольклоре лирические песни занимают большую часть. Появились эти песни позже, чем обрядовые. Все оттенки духовной жизни народа нашли в них воплощение.
В любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и тоске, верности и измене. Семейные песни рассказывали о несчастной жене и строгом или старом муже; о муже, который женился не по любви и теперь несчастлив, лишь и остается ему вспоминать прежнюю любовь. Молодые пели о суровых родителях, невестка – о неласковой свекрови.
Были песни разбойничьи, тюремные, солдатские, ямщицкие, бурлацкие, песни о крепостной неволе – они помогали переносить тяготы жизни, облегчить душевные муки. Такие песни врачевали душу человека. Поющий чувствовал, что он не одинок в своем горе, что такое горе переживалось многими и многими людьми. Народное сочувствие страдающему, которое слышалось в этих песнях, приносило утешение. Вот, например, разбойничья песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка, Не мешай мне думу думати…». Её поют в разбойничьем отряде Владимира Дубровского, её поёт Пугачёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Хотя и нарушали разбойники многие законы, в песне слышится сочувствие к их несчастной доле. В ней воспевается и удаль молодецкая, и слышится грустное раздумье о неминуемой смерти, ожидание суровой расплаты.
Названные виды лирических песен по-другому называют протяжными, «голосовыми», «долгими». Все эти определения указывают на неторопливый, распевный характер песни. В песне основным является музыка. Передать содержание без музыки сложно, так как практически отсутствует рифма и как стихи текст песни не воспринимается. Ритмический рисунок возникает здесь лишь при пении, певец вставляет в текст многочисленные повторы, восклицания, междометия, что с одной стороны усиливает эмоциональность, с другой – подчеркивает ритм.
Каждый исполнитель пел о себе, вкладывая свою душу. Но песня передавалась от поколения к поколению долгое время и от этого становилась по-настоящему народной.
Использованные ресурсы:
Информационные источники:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
-
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d5a34d74-24e6-43c7-9606-62d7df7a3262/116509/?
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c53cf4e7-0c43-43c4-b07d-1a92619aaafe/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BTE_09%5D.htm (солдатские лирические песни)
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70bb7e0d-9060-40a1-a67f-0885f7b59815/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BTE_02%5D.htm (исторические песни)
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/827fb435-1c42-4d1e-890d-190e1e76a85a/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_06%5D.htm (календарно-обрядовые песни)
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5b4588b-87b1-4740-8a9e-c313f534b730/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BTE_01%5D.htm (народные песни)
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8ca4b77a-a17d-469c-b090-b6943b6b0514/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_07%5D.htm (семейно-обрядовые песни)
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2dd612d4-bb8f-48fa-9531-afd6673843ea/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_09%5D.htm (традиционные лирические песни)
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/76485369-fc15-4cec-9c66-687862fb5dc1/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_16%5D.htm (хороводные и игровые песни)
Иллюстрации:
Фонограммы народных песен:
-
Песня «Тропочки» (исп. Русская песня, Бабкина) http://www.muzoff.ru/pages/702/70229.shtml
-
Песня «Ой, снежок» (исп. Золотое кольцо) http://3mp3.com.ua/tracks/download?id=108517
-
Песня «Ой, мороз, мороз» (исп. Золотое кольцо) http://3mp3.com.ua/tracks/download?id=108493
-
Песня «Ивушка» (исп. Л.Зыкина) http://ymp3.ru/download35710.html
ФИО: Харитонова Наталья Сергеевна
Место проживания: Республика Татарстан, Апастовский муниципальный район, пгт Апастово
Название учебного заведения: МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Дисциплина: литература
Учебник, по которому ведется обучение: Коровина В.Я., Журавлев В.П. «Литература 8 класс»: Учебник для образовательных учреждений: в 2-х ч., Москва «Просвещение», 2010
Тема: «Русские народные песни», раздел «Устное народное творчество»
Класс: 8
Продолжительность урока: 45 минут
Использование информационных технологий: мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point 2003
Тема: Русские народные песни
Цель: привитие интереса к традициям русского народа, к истокам народной культуры, исследование глубин русской истории и культуры через постижение русской песни – одного из главных богатств народной культуры.
Задачи: повторить жанры устного народного творчества; показать особенности жанра русской народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру; развивать речь учащихся, их кругозор и творческие способности, совершенствовать навыки анализа лирического произведения; воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.
Тип урока: урок-семинар, урок-концерт.
Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Устное народное творчество» и проводится в 8 классе на втором уроке литературы. Подходит для любого УМК.
Оснащение урока:
-
Компьютер, мультимедийный проектор.
-
Презентация к уроку «Русские народные песни».
-
«Литература. 8 класс» учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. /Составитель В.Я.Коровина - Москва: Издательство «Просвещение», 2010.
-
Фонограмма русских народных песен.
-
«Жить припеваючи...» История русской народной песни. / Колпакова О. В.- 2010
Ход урока:
1. Актуализация знаний учащихся об устном народном творчестве:
1) Выступления творческих групп учащихся: повторение жанровых особенностей былин, сказок, пословиц, поговорок, обрядового фольклора (проверка домашнего задания).
2) Беседа с учащимися:
- Каковы особенности жанра сказки? Какие мечты народа воплощены в сказках?
- Какие черты характера воспеваются в народных сказках?
- Какие типы сказок вам известны?
- Чем отличается былина от сказки и что между ними общего?
- Какие циклы былин вы знаете?
- Что такое пословицы, поговорки? Приведите примеры, объясните их смысл.
- Что общего у пословиц и поговорок и чем они отличаются?
- Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему посвящаются произведения обрядового фольклора?
2. Слово учителя:
- Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного творчества. В основном это эпические жанры. Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни.
Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути.
Русская народная песня, к сожалению, мало знакома современным детям. Однако это богатейший пласт культуры, с помощью которого формировались национальные особенности русского народа и который продолжает влиять на многие современные тенденции.
Сегодня мы с вами узнаем о том, из каких ритмов родилась песня тысячелетия назад, какую роль играла она в древних обрядах, как звучала она в праздники календарного цикла; познакомимся со значением исторических, хоровых, любовных, солдатских, семейных песен.
3. Сообщения подготовленных учащихся о русской народной песне:
1 ученик: Сообщение на тему «Народные песни»
2 ученик: Сообщение на тему «Календарно-обрядовые песни»
Обряды – это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.
Сила песни
Язычеством называют древнюю веру человека в силы природы. Корень «язык», «языч» здесь не случаен. Связь с силами природы люди устанавливали через язык, речь, через молитву (от слова молвить). Первые песни были молитвами. Обращения в них к Солнцу, к Месяцу, к Земле-матушке, Зорьке, Звездам, Ветру сохранились в песнях до нашего времени.
Молитвы были не только просьбами защитить или одарить. С помощью песен люди пытались активно менять действительность. Песня могла лечить и, напротив, быть проклятьем, могла подарить смелость, охранить в бою или обессилить врага. В песне исполнители выступали от имени богов, передавали их волю. Песней помогали богам. Поэтому считают: что споешь, то и исполнится!
К началу важного дела нужно тщательно готовиться, необходимо на него настроиться. Совсем так же, как настраиваем мы музыкальные инструменты, чтобы правильно, без фальши сыграть красивую мелодию. Нельзя играть на разлаженных струнах. Лад – ключевое слово, от него произошли лады, ладно, ладушки - и разлад.
Лад творили весной, когда природа просыпалась. Нужно было помочь природе, позвать, кликнуть весну, напомнить, что ее ждут, чтобы ничего она не забыла:
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая.
С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.
Весенние песни назывались веснянками. Они похожи на заговоры, каковыми и вправду являлись старинные времена. Они пелись протяжно, как призыв издалека.
Дай, весна, добрые годы,
Годы добрые, хлебородные!
Зароди жито густое,
Жито густое, колосистое!
Календарные ритуалы по-своему организовали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотические и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.
3 ученик: Сообщение на тему «Хороводные и игровые песни»
Хороводные песни
Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором. Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия. В зависимости от характера песни различались хороводы игровые и орнаментальные или, по-другому, кружевные.
В орнаментальном хороводе участники ходят кругами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры: «завивание капустки», «заплетение плетня». Песни в таком хороводе связаны с картинами родной природы, коллективным крестьянским трудом:
Берёзынька
кудрявая, |
Песни игрового содержания отличаются пружинистым танцевальным ритмом. Поэтому их еще называют частыми. Частые песни легко узнать по четкому ритму стиха и напева. Это изначально связано с ритмом пляски, хотя не все частые песни были плясовыми. В них рисуются светлые стороны крестьянской жизни, народные гуляния, веселые или шуточные бытовые сценки. В частых песнях нередко встречаются разнообразные припевы: «ай – люли», «ой дуду», «люли – люли», они подчеркивают ритм песни, её плясовой характер:
Светит,
светит месяц |
Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.
По
улице мостовой, |
Частушки
С исчезновением старинных плясок и приходим модных городских танцев песни стали меняться. В это время особо ярко зазвучали частушки. Эти короткие песенки называли в разных местах по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски, прибаутки, вертушки и коратушки.
Частушка считается изобретением поздним, городским. Появилась она в конце XIX – начале XX веков. Но исследователи обнаружили глубокие корни современных веселых куплетов. Частушка тоже была связана с обрядом.
Ой, ни кукушечка кукует,
Не соловьюшко поет.
А не родимая ли мамынька
Мне голос подает?
Было и особое время для исполнения частушек: после заката, во время кукования кукушки или в праздники.
Были частушки жнивные, сенокосные, качельные, плясовые, свадебные, корильные, веселые частушки-скоморошины, изображавшие действительность в абсурдном, смешном виде, частушки рекрутские, поминальные.
Частушка помогала избавиться от тоски. В коротеньких песнях главным был не сам обряд, а внутренний мир человека. Хорошо звучит частушка под балалайку или гармошку. В XIX веке нередко исполнялись частушки «под язык»: один поет, а остальные подражают голосами каким-нибудь музыкальным инструментам.
Частушки благополучно дожили до наших дней. Этот жанр весьма популярен и сейчас. На любой злободневный момент русский народ готов откликнуться короткой и остроумной песенкой.
4 ученик: Сообщение на тему «Семейно-обрядовые песни»
5 ученик: Сообщение на тему «Исторические песни»
6 ученик: Сообщение на тему «Традиционные лирические песни»
4. Прослушивание лирических народных песен и беседа:
Звучат песни в исполнении Н. Кадышевой, Н. Бабкиной, Л. Зыкиной (на усмотрение учителя). Песня «Тропочки» (исп. «Русская песня», Н. Бабкина)
Песня «Ой, снежок» (исп. «Золотое кольцо»)
Песня «Ой, мороз, мороз» (исп. «Золотое кольцо»)
Песня «Ивушка» (исп. Л.Зыкина)
- Понравились ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их особенность?
- Что является предметом изображения в народных лирических песнях?
5. Устный анализ народной песни по предложенному плану:
-
Выразительное чтение (или исполнение) песни.
-
Смысл названия песни.
-
Кто и когда мог её исполнять?
-
Каким чувством проникнута песня?
-
Какие художественные приёмы использованы в этой лирической песне?
-
Из каких частей она состоит?
-
Какие средства художественной выразительности использованы в ней?
6. Работа с учебником: чтение и обсуждение статьи В.Аникина «Русские народные песни» (стр. 5-8)
- Какие жизненные обстоятельства вызывали появление народных песен?
- На какие группы делятся народные песни?
- Почему народные песни используются в литературе и в других видах искусства? Приведите примеры.
- В чём особенность исторических песен?
- Какова роль исторических песен?
- Могут ли в наше время появляться народные песни?
7. Выразительное чтение хороводных, лирических, исторических песен, исполнение частушек.
Читаем (а ещё лучше – поём) народные песни, помещённые в учебнике, а также песни, самостоятельно подобранные для урока учащимися и учителем.
8. Конкурс на лучшее исполнение народной песни.
Подведение итогов конкурса, выявление победителей.
9. Итоги урока:
Рефлексия
- Как вы понимаете слова литературного критика: «У нас народ, — писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль». (Ответы учащихся).
(Учитель отмечает удачные ответы, сообщения, исполнение, прозвучавшие во время урока, обращает внимание на исторические песни и предания, на передачу в них исторических событий).
10. Домашнее задание:
1 вариант: Перечитать предания, исторические песни и подготовить ответ на вопрос: «Как сообщает народ об исторических событиях в преданиях и песнях?» (стр. 8-14)
2 вариант (на выбор):
— Написание собственных или коллективных (от группы учащихся) песен.
— Создание частушек на школьные темы.
— Конкурс на лучшее инсценирование обрядовой песни.
— Создание сценария вечера (концерта) на тему «Русская народная песня».
Использованная литература:
-
«Литература. 8 класс» учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. /Составитель В.Я.Коровина - Москва: Издательство «Просвещение», 2010.
-
«Жить припеваючи...» История русской народной песни. / Колпакова О. В.- 2010
Использованные ресурсы:
Информационные источники:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
-
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d5a34d74-24e6-43c7-9606-62d7df7a3262/116509/?
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c53cf4e7-0c43-43c4-b07d-1a92619aaafe/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BTE_09%5D.htm (солдатские лирические песни)
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70bb7e0d-9060-40a1-a67f-0885f7b59815/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BTE_02%5D.htm (исторические песни)
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/827fb435-1c42-4d1e-890d-190e1e76a85a/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_06%5D.htm (календарно-обрядовые песни)
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5b4588b-87b1-4740-8a9e-c313f534b730/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BTE_01%5D.htm (народные песни)
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8ca4b77a-a17d-469c-b090-b6943b6b0514/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_07%5D.htm (семейно-обрядовые песни)
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2dd612d4-bb8f-48fa-9531-afd6673843ea/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_09%5D.htm (традиционные лирические песни)
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/76485369-fc15-4cec-9c66-687862fb5dc1/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_16%5D.htm (хороводные и игровые песни)
Иллюстрации:
Фонограммы народных песен:
-
Песня «Тропочки» (исп. Русская песня, Бабкина) http://www.muzoff.ru/pages/702/70229.shtml
-
Песня «Ой, снежок» (исп. Золотое кольцо) http://3mp3.com.ua/tracks/download?id=108517
-
Песня «Ой, мороз, мороз» (исп. Золотое кольцо) http://3mp3.com.ua/tracks/download?id=108493
-
Песня «Ивушка» (исп. Л.Зыкина) http://ymp3.ru/download35710.html
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
Пожалуйста, вставьте логотип Портала в верхний колонтитул Ваших конспекта и приложения к уроку. О том, как это сделать, см.
С уважением, С.А. Колодин.