В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа историко-краеведческого кружка"Память"

Программа историко-краеведческого кружка"Память"

Кожахметова Шарипа
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234 голосов:1просмотров: 17846 комментариев: 1
Краткое описание
Цель  программы  :
-развитие  социально- активной   и  творческой  личности  гражданина    и  патриота,  обладающей  чувством  национальной    гордости  и  гражданской    ответственности  за  судьбу    Отечества  и  свое  будущее.
Описание
 МБОУ « Тузуклейская   средняя  общеобразовательная   школа»
 Программа
Историко  -   краеведческого   кружка  « Память»
     для  5-9  классов.
       Автор:
     Преподаватель   общественных  дисциплин
           Кожахметова   Шарипа  Шамаровна
  Тузуклей
Пояснительная  записка.
Создание  данной  программы  вытекает  из  необходимости   включить   работу  школьного  кружка  в  систему  воспитательной  работы    школы. В последнее  время    у  обучающихся   заметно  снизился  интерес   к  героическим   и  трагическим   страницам    истории  нашей  Родины,  ее  культурным    достижениям  и  корням, событиям  военной  истории.
 Именно  поэтому одной  из  важнейших  задач   образования  является   введение  растущего   человека   в  поле родной   культуры,  в  духовную   атмосферу  того   места,  с  которого   начинается   его  судьба.  Изучение   родного  края, национальных, этнокультурных   традиций  и   обычаев- вот  основные  направления   краеведческой  деятельности.
Кружковая  работа   по  истории  в  школе  позволяет  решить  целый  ряд  познавательных  задач,  развивает   школьников,  заинтересовывает  их  и  при  правильной    организации  дает    им  импульс   к  самостоятельной  деятельности.
Кружковая  работа   по  историческому   краеведению  способствует   развитию   у  учащихся   любви   к  отечеству,  к  своей  земле, родному  дому, семье.  С. О. Шмидт  следующим  образом  раскрывает  это  положение: «  Краеведение  возбуждает   интерес  и  воспитывает  уважение   к  истокам    нашим, к  родной  земле…Его  воздействие  велико    и  на  разум    наш, и  на  душу. В этом  главный  смысл  слов  Пушкина    о  любви   к  отеческим  гробам  и  к  родному  пепелищу:  в  них  краелюбие» ( Шмидт С. О
 « Краеведам  России» Вестник  союза  краеведов  России.  <metricconverter productid=«1992 г» w:st=«on»>1992 г. №1  стр.4).
Благодаря   краеведению  ученик  имеет  возможность  глубже  уяснить   положение:   история- история  людей;  корни  человека  -  в  истории  и  традициях  своей  семьи,  своего  народа; в  прошлом   родного  края  и  страны.  В ходе   исторического  процесса  из  поколения  в  поколение  передаются  вечные,  непреходящие  ценности:  трудолюбие, честность, справедливость,  совестливость. Чувство  национального  достоинства,  дружбы  между  народами,  уважение  к  старшим    поколениям, долга,  милосердия,  чувство  хозяина;  труд- основной  источник  духовного  и  материального    богатства    и  благополучия  человека, условие   успешного  развития  общества.
     Занятие   краеведением   помогает   юным  глубже    уяснить  смысл, сущность  важных  норм,  включенных  в  Конституцию  страны: «  Каждый   обязан  заботиться  о  сохранении  исторического   и  культурного   наследия,  беречь  памятники  истории  и  культуры». « Каждый   обязан   сохранять  природу   и  окружающую  среду,  бережно  относиться   к  природным  богатствам».  ( Конституция  РФ  ст. 44, п. 3.,  ст.58.).
     Краеведение   способствует    решению  задач   социальной  адаптации  воспитанников  школы, формированию   у  них  готовности   жить  и  трудиться  в  своем  селе,  районе, крае, республике, участвовать   в  их  развитии , социально-экономическом  и  культурном  обновлении. Это  одна   из  актуальных   социально-  педагогических  задач  нашего  времени.
Программа   рассчитана   на учащихся  5-9  классов.
Цель  программы :
-развитие  социально- активной   и  творческой  личности  гражданина    и  патриота,  обладающей  чувством  национальной    гордости  и  гражданской    ответственности  за  судьбу    Отечества  и  свое  будущее.
Задачи:
1. Создание  необходимых   условий  для  проявления    индивидуальности  каждого  ребенка.
2. Формирование   нравственной  позиции  школьников   с  использованием  воспитательного  потенциала  краеведения.
3.  Содействие    развитию  культуры   общения  и  формированию   гуманных  межличностных  отношений.
4. Формирование  навыков  поисково-исследовательской  деятельности  учащихся
Принципы  построения  программы:
- принцип   личностно-ориентированного  подхода,  позволяющий  поддерживать  процессы  самопроявления, саморазвития, самореализации  личности  обучающегося;
- принцип  педагогической  поддержки, который   предполагает   деятельность  педагогов  по  оказанию  превентивной   и  оперативной  помощи  детям   в  решении   их  индивидуальных   проблем;
- принцип  самовыражения   участников  образовательного  процесса;
- принцип  научности, который  позволяет  достичь   высокого  уровня   достоверности  информации;
-  принцип  системности.
Центральной  идей  программы  является  идея  гуманизма  и  сопричастности   к  прошлому, настоящему    и  будущему   своего  Отечества, родного  края,  школы, в  которой   учишься.  Программа  кружка  рассчитана   на  4 занятия   в  месяц  и  опирается  на   знания  учащихся   по  различным  школьным  предметам (  истории, обществознания, литературы,  музыки,  экологии, изо). Однако   работа  в  кружке   может  быть  организована  таким  образом, чтобы  его  участники   выполняли  посильные    задания    различного  характера   и  в  периодах  между  занятиями.  В  рамках  кружка  осуществляется   индивидуальная  работа  со  школьниками.
Для  успешной  реализации   программы    необходимо: 
- систематическое  проведение  предусмотренных    занятий  на  протяжении  всего  учебного  года;
- тщательный  отбор  учебного  материала; 
- заинтересованность  педагога.
Ожидаемые  результаты   реализации  программы.
Результат  реализации  программы   определяется  личностным  ростом   школьников. Программа  призвана  помочь  школьнику   осмыслить  его  место   в жизни, отвлечь  учащихся  от противоправной   деятельности. Приобщиться   к целому  ряду  ценностных   понятий, помочь  сформировать  собственный  взгляд  на жизнь, свое  мировоззрение  и в  то же  время  знать  и  уважать    прошлое  и  настоящее  своего  народа,  своего  края,  своей семьи.
Результаты  реализации  можно  разделить на   внешний  и   внутренний.
Внешний  результат  можно  увидеть  и  зафиксировать.
Это:
- достижения   кружковцев   на   районных  и   областных   научно-практических   конференциях;
- работа  поисковых  отрядов  по заданию  совета    кружка;
-  накопление  материалов  по  истории  села, района,  края;
- интерес   обучающихся   к  поисково- краеведческим   экспедициям.

Внутренний  результат  увидеть  сложнее. Он  выражается  в  положительных   изменениях, происходящих    с  личностью    обучающихся, в  их  духовном  росте.
Диагностика  реализации  программы  осуществляется   с  помощью   разнообразных  методов:
- собеседования   с   членами  кружка;
- методики  сочинений;
- наблюдения; тестирования; анкетирования;
- метода  самооценки.
Программа.
Тема  1. (2 часа)
«Страницы  истории».
Название  нашей   страны, символы  страны. Историческая  роль   страны.  Моя  страна    в  прошлом  и  настоящем. Край  как  составная   часть  нашей  Родины.
Самостоятельная  работа:  «Государственные  символы  РФ. Флаг  и  герб  АО»
Творческая  работа: «Каким  я  вижу  герб  с. Тузуклея»
Тема  2.(2 часа)
«Наука  историография»
Наука  историография. Роль  историографии   в  изучении  исторического  процесса.
Практическая  работа:
«Роль научно- популярной  книги  в  изучении   истории  и   научно-исследовательской  работе».
Тема 3 (2 часа)
Древнейшие  люди  нашего  края и их  занятия.
Откуда  мы   знаем  о жизни  древних  людей. О  чем  говорят  археологические  раскопки   в селе  Самосделка   Камызякского  района? Береги  памятники    истории  и  культуры.
Самостоятельная  работа  «  История  Хазарского  каганата»
 Тема  4 (4 часа)
«Каспийский  край,  рыбачьи  земли…».
Астраханское  ханство  и  его  присоединение  к  России. Развитие  Астраханского  края   в  составе  России.  Символы   Астраханской  области. Камызяк:  вчера  и  сегодня. История  села Тузуклея.  Природа  и  достопримечательности   нашего села. Интересные  люди  нашего  села.
Самостоятельная  работа:  «  Родословная  моей  семьи  или  рассказ   о  судьбе  одного  из  родственников»
Практическая  работа: Оформление  альбома  «История  с. Тузуклея»,   « Составление  моей  родословной», работа  с  документами,  
Тема 5 (6 часов)
«Мой  город  над  Волгой- рекой…».
История  возникновения  города  Астрахани. Астраханский  кремль. Архитектурные  памятники  города. Астраханская  картинная  галерея  им. Б.М. Кустодиева. Театры  Астрахани. Астрахань  современная.
Экскурсия «  Астраханский  кремль
Экскурсия  по  памятным  местам г.Астрахани.
Практическая  работа: оформление  альбома к 450-летию г.Астрахани
Тема 6 (2 часа).
«Быт  и  обычаи  населения  моего края».
Различные  группы    населения  Астраханского  края.  Быт, обычаи, традиции  населения  нашего  края, села.
Самостоятельная  работа:  «Быт, обычаи, традиции  моего  народа».
Творческая  работа:  выставка  поделок
Тема  7( 2  часа)
«Отчизны  верные  сыны».
Наши  земляки-  участники  афганской  войны.
Наши  земляки- участники   контртеррористических  операций   в  Чеченской  республике.
Самостоятельная  работа: « Поиск  информации  о людях, принимавших  участие    в  военных   действиях, имеющих  награды  воинские  и  трудовые»
Тема  8 (6  часов)
«Мой  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны».
Астраханцы – Герои Советского  Союза.  28-я  армия  на  Астраханском  направлении.
Тузуклейцы   — участники Великой  Отечественной  войны.   Боевой  путь  333-ей  Синельниковской  дивизии. Детство, опаленное  войной ( о тружениках  тыла).
Экскурсия  по  Залу  Боевой  Славы  « Боевой  путь 33-й Синельниковской  дивизии»
Самостоятельная  работа: интервью   ветеранов  Великой  Отечественной  Войны  и  тружеников  тыла.
Практическая  работа: оформление  и составление  текста  поздравительной  открытки.
Тема  9( 4 часа)
«Отзовись, фотография».
История  нашей  школы. Традиции  нашей  школы. Ветераны  педагогического  труда.
Выпускники,  которыми  гордится  наша  школа.
Практическая  работа: знакомство   с  тетрадями  выпускников,  дневниками,   учебниками, школьной  формой, фотографиями  учащихся  70-х  годов.
Тема  10(1час).
«Я- гражданин».
Мой  край, село  сегодня.  Органы  власти  и  управления, общественные  организации  края, района, села.  Есть ли  будущее  у  нашего  края, села?
Самостоятельная  работа:  работа  с  материалами  местной  периодической  печати.
Тема  11.(4 часа)
«Моя  малая  Родина».
Автобусная  экскурсия  по историческим  местам  родного  края.
( с.Алтынжар-мавзолей  Курмангазы,  с.Самосделка,  г.Камызяк).
  Примерное  тематическое планирование.

   Тема


Всего  часов
В том  числе

Теоретич.
занятия.

Практич.
занятия

Экскурсии.
1. Страницы  истории
2

1
1

2.  Наука  историография.
2

1
1

3.  Древнейшие  люди  нашего  края  и  их  занятия.
2
2


4. «Каспийский  край, рыбачьи  земли…»
4
2
2

5.    «Мой  город  над  Волгой- рекой…»
6
2
2
2
6. Быт  и  обычаи  населения  моего  края.
2
1
1

7.  Отчизны  верные  сыны.
2

2


8. Мой  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны.
6
2
3
1
9. «Отзовись, фотография».
4

1
3

10.   « Я-  гражданин».
1

1


11. Моя  малая  Родина
4



4

    Итого:
35
15
13
7

Календарно-тематическое  планирование  работы кружка « Память»
Кол-во  часов, дата  провед.
  Тема  занятия
Ключевые  понятия.
Форма  проведения  занятия.
2 ч.
Тема 1. Страницы  истории.
Родина. Российская  Федерация, Республика,   демо-кратия, суверенитет
Эвристическая  беседа.

Самостоятельная  работа: «Государственные  символы  РФ. Флаг  и  герб  АО».

Творческая  работа:
« Каким я  вижу  герб
с. Тузуклея»
2ч.
Тема 2.
Наука  историография.
Роль  историографии  в изучении  исторического процесса.
Историография, научное  исследование, научный  поиск, библиографический  указатель, систематический  каталог, справочная  литература.
Лекция, с  элементами  практической  работы.

Практическая    работа  « Роль   научной  и  научно-  популярной  книги  в  изучении  истории    и  научно-исследовательской  работе»
2ч.
 Тема  3.
Древнейшие  люди  нашего  края  и  их занятия.

Древнейшие  люди  нашего   края  и их занятия.

О чем  говорят  археологические  раскопки  в  с. Самосделка   Камызякского  района.
Катакомбная  культура, срубная  культура, сарматы,   аланы, гунны,  хазары, печенеги, половцы,
археология,

Лекция,  сообщения  учащихся, работа  с  документами.

Лекция.

Самостоятельная  работа «  История  Хазарского  каганата»
4ч.
Тема 4.
«Каспийский  край, рыбачьи  земли».
История  Астраханского  края.
Камызяк:  вчера  и  сегодня.
История  села  Тузуклея.
Интересные  люди  нашего  села.
Монголо-татары,  тархан,  форпост,
учуги,  ссыльные  люди, революция, гражданская  война, коллективизация,  индустриализация, репрессии, кулаки,  реабилитация


Беседа.

Беседа.
Практическая  работа:
Оформление   альбома.
Работа с документами.

Урок- презентация.
Практическая  работа:
«Составление   моей  родословной»
Самостоятельная  работа: «  Родословная  моей  семьи  или  рассказ    о  судьбе  одного  из  родственников».

6ч.
Тема  5.
« Мой  город  над  Волгой- рекой…».

История  возникновения  г. Астрахани.
Архитектурные  памятники
 г. Астрахани. Астраханский  кремль.
Астраханская  картинная  галерея.
Театры  Астрахани.
Астрахань  современная.
Тема 6.
Быт, обычаи  и  традиции  населения  нашего  края.

Астрахань  многонациональная.
Быт, обычаи  и  традиции  населения  нашего  края
( русских,  казахов,  татар).

Легенда, кремль,
Литературно-  музыкальная  композиция:
 «  Времена  былые, отзовитесь»
Экскурсия
 « Астраханский  кремль»
Экскурсия  по  памятным  местам  г.Астрахани.
Практическая  работа:
Оформление  альбома    к  450-летию  Астрахани.
Беседа.
Самостоятельная  работа: « Быт, обычаи  и  традиции  моего  народа»
Творческая  работа:
  Выставка  поделок.

Краеведческая  игра  «Знатоки  родного  края».

2ч.
Тема  7.
Отчизны  верные  сыны.
Наши  земляки- участники  афганской  войны.
Наши  земляки – участники  контртеррористических  операций  в  Чеченской  республике.
Отчизна. Долг, мужество, честь, патриот, свобода, справедливость, сепаратизм, терроризм.
Урок  мужества.
Встреча   с  участниками  афганской  войны   и  контртеррористических  операций.
Самостоятельная  работа: «  Поиск  информации  о  людях,  принимавших   участие    в военных  действиях,  имеющих  награды  воинские    и  трудовые(  ордена, медали, почетные  знаки, грамоты)
6ч.
Тема  8.
Мой  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны.
Никто  не  забыт, и  ничто не  забыто.
Астраханцы — Герои  Советского  Союза.
28-я  армия  на  Астраханском  направлении.
Тузуклейцы -  участники  Великой  Отечественной  войны.
Боевой  путь  333-й  Синельниковской  дивизии.

Детство, опаленное  войной.
Поклонимся  великим  тем  годам.
Подвиг, долг, честь,

свобода, отчизна,
отечественная  война, память,  тыл,

эвакуация,   мобилизация,

пацифизм,  сострадание, мир

Мультимед.  фильм
« От  Кремля  до  Берлина» (просмотр  и  обсуждение).

Конференция  « В дни  испытаний  и  побед»:
    План.
1.Астраханцы — Герои  Советского  Союза.
2.28-я  армия  на  Астраханском  направлении.
3.Тузуклейцы -  участники  Великой  Отечественной  войны.

Экскурсия  по  Залу   Боевой  Славы.

Урок  Памяти. Встреча  с  ветеранами  войны, с  тружениками  тыла.

Линейка  Памяти   у  памятника, погибшим  воинам  в  годы  Великой  Отечественной  войны.
Самостоятельная  работа:  интервью   ветеранов  В О войны  и  тружеников  тыла.
Практическая  работа: оформление  и  подготовка  текста  поздравительной  открытки.

4ч.
Тема  9.
Отзовись, фотография.
История  нашей  школы.  Традиция  нашей  школы.
Ветераны  педагогического  труда.
Выпускники,  которыми  гордится   школа.

Школьная  дружба, память, профессия,  трудолюбие, трудовой  героизм, ответственность


Беседа.
Практикум:  знакомство   с  судьбами   выпускников   школы, ставших  ее  гордостью, с  использованием  дневников,  тетрадей, фотографий   бывших  учеников,  их  воспоминаний    о  школе.
Оформление  альбома .

Презентация: «  Наша  школа :  вчера  и  сегодня».
1ч.
Тема  10.
«Я-  гражданин».
Гражданин,  долг,  ответственность, активная  жизненная  позиция.
Круглый  стол  с  приглашением  администрации  села, колхоза  им. К. Маркса, школы.
4ч.
Тема  11.
«Моя  малая  родина»
 ( экскурсия  по  родному  краю).

Археология,
мавзолей
Автобусная  экскурсия   в  музей  г.Камызяка,  в  с. Самосделка  Камызякского  района,
в село  Алтынжар- мавзолей   Курмангазы.

  Анкета  для  учащихся.
1. Считаете  ли вы  себя  патриотом?
2. Готовы  ли  вы   посвятить  свою  жизнь  процветанию  Родины?
3. Хотели  бы  вы  уехать  из  России?
4. Престижна  ли  профессия  российского   офицера?
5. Вы  за  или  против  службы  в  армии?
6. Нужно  ли  патриотическое  воспитание   в  школе?
7.  Читаете  ли  вы    периодические   издания,  книги  не   по  школьной  программе?
8. Помогают  ли    вам  книги   в  разрешении  трудных  ситуаций?
9.  Есть  ли  у  вас  пример  для  подражания?  Кто?
10. Как  называется  основной  закон  страны?
Когда  он  был  принят?
11. Когда  мы  отмечаем  День  независимости?
12. День  согласия  и  примирения?
    Вопросы  для    рассуждений( мини-  сочинений):
1. С  чего  начинается  Родина?
2. Гордитесь  ли  вы  своей  страной?
3.  Кто  такой   патриот  современной  России?
4.Связываете  ли  вы  патриотический  долг   с  воинской  службой?
    Анкета  для  родителей:
Уважаемые  родители!
Для  установления   добрых  партнерских  отношений  с  вами  нам, педагогам, важно  знать   особенности   воспитания   детей  в  вашей  семье.
Просим  вас    ответить  на  следующие  вопросы:

1. С какого  времени  ваша  семья  проживает  в  селе ( городе)?
2. Что  вы  и    ваш  ребенок  знаете    о  его  истории? Что  хотели  бы  узнать?
3. Как  вы  проводите  свой  досуг?  Участвует  ли  в  этом  ребенок?
4.Как  часто  совершаете   прогулки   с  детьми    на  природу,  поездки  в  город  и за   город?  Готовитесь  ли  вы  к  ним    заранее( выбираете  маршрут, интересные  объекты  наблюдения)? Назовите  предпочитаемые    вами  маршруты.
5.  В  каких  учреждениях  культуры ( библиотека,  музеи,  галерея,  театр,  цирк  и  пр.) вы  с  ребенком  побывали  и  куда    хотели  бы  направится  в  ближайшее  время. Почему?
6. Какие  семейные  традиции   поддерживаются  в  вашей  семье?
Результаты  ответов  на  анкету  №1.(2006-2007 уч. год)
Всего  опрошено-83  учащихся 8-11-х  классов.
1. Да- 75%.
2. Да- 80%.
3. Нет -78%.
4.Нет-70%.
5.За- 67%.
6. Да-72%.
7. Да-83%.
8.Да- 51%.
9. Нет- 58%.
10.Правильно ответили-93%.
11. Правильно ответили-82%
12. Правильно  ответили-65%.
Отрывки  из  сочинений:
«Родина  начинается   со  знания   истории места:  села  или  города, в  котором   человек  живет.Человек   должен   уважать  традиции  родных   мест».( Арстангалиев  Кайрат. 15 лет)
«Родина  начинается  с  детства, с  того  места, где  родился  и  вырос. Родина  начинается   с того  момента, как  только я  начал  себя  помнить. С  детского  садика, с  первых  классов  школы, с  первой  учительницы, которая  учила  меня  считать  и  писать».
( Зарубин  Александр. 14 лет)
«  Надо  знать   историю  родного  села, края  и  России. Значит, принимать ее  надо  всегда  с  чувством  любви. Это   все  равно, что  знать  свою  родню».
 ( Игнатова  Настя. 14лет)
« Патриотизм-гордость за  за  свою  Родину. Патриот-  это  человек, любящий  и  гордящийся  своей  Родиной».( Утекова  Альбина  13 лет)
Быть  патриотом- это  значит  любить  свою Родину, испытывать гордость  за  страну, но
этого я  о  себе сказать  не  могу»  (14  лет).
« Мне  кажется, что  патриотизма в  нашей  стране  стало  меньше, но мне  хотелось,  чтобы  патриотов  стало  больше»  ( Дмитриева Женя .16  лет)
« Патриотизм  в  людях  надо  воспитывать с  детства, тогда  народ  будет  любить  свою  страну,  гордиться  своей  историей». ( Алейников  Саша-  14  лет)
« Я  люблю  свою  страну  с  ее  достижениями  и  поражениями, но  я  хочу , чтобы  она  стала  еще  сильнее  и  краше, чтобы  все  жили  счастливо.Я  горжусь    своей  Родиной.»
( Петрова  Марина-15 лет).
«В России  всегда   с  уважением  относились   к  военной  профессии. Но  сейчас  многое  изменилось. Несмотря  на  все  трудности, я считаю, долг  каждого  молодого  человека  пройти  службу  в  армии».
(Джаришев  Фархат.  16  лет)
Ответы  родителей (опрошено-65 род.):
43% родителей  вместе  с  детьми  посещают  культурные  памятные  места  только  в  праздничные  дни;
25%  могут  рассказать   своим  детям   об  истории   села, города, его  памятных  местах, но  считают, что дети уже  все  знают  сами, им  достаточно  много    рассказывают  в  школе.
31%  вместе  проводят  свой  досуг, поддерживают  семейные  традиции.

Вывод: Результаты  проведенных  исследований  показывают   необходимость  систематической   и  целенаправленной  работы   по  патриотическому  воспитанию

      Список  литературы:
1.Закон РФ « Об образовании»
2. «Концепция  модернизации  российского  образования  на период  до  2010  года»
№ 17-56-Р от 29.12.2001г.
3.Постановление  Правительства  РФ  от 11.07.05.№ 422  « О  государственной    программе   «  Патриотическое  воспитание  граждан  Российской  Федерации  на  2006-20010 гг»
1. История  Астраханского  края. Монография. Астрахань. АГПИ. 2000г.
2. Природа  и  история  Астраханского  края.  Астрахань. АГПИ. <metricconverter productid=«1996 г» w:st=«on»>1996 г.
3. Макаренко Ю. А. История  Астраханского  края с  древнейших  времен
     до  конца  19  века. Астрахань-<metricconverter productid=«1995 г» w:st=«on»>1995 г.
4.Марков.А.А.  Забытые  страницы. М.,  Советская  Россия. 1984
5. Панин  И.И. Астраханская  область  в  годы Великой  Отечественной  войны.
Астрахань, <metricconverter productid=«1995 г» w:st=«on»>1995 г.
6.Астраханская  область. Справочник. Волгоград, 1984
7.Астраханцы  -фронту!.. Астрахань.1990.
8.Память  сердца. Документы  участников   Великой  Отечественной  войны( 1941-1945)
Астрахань. ООО « Пента», 2000
9. Путь  трудовых  побед. Волгоград. 1967.
10. Маркова О.А. « Астраханский  кремль» Астрахань,2000г..

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Программа кружка Память.doc Скачать

МБОУ « Тузуклейская средняя общеобразовательная школа»














Программа


Историко - краеведческого кружка « Память»

для 5-9 классов.














Автор:

Преподаватель общественных дисциплин

Кожахметова Шарипа Шамаровна

МБОУ» Тузуклейская ООШ»

Камызякского района

Астраханской области






Тузуклей



Пояснительная записка.

Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного кружка в систему воспитательной работы школы. В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.

Именно поэтому одной из важнейших задач образования является введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Изучение родного края , национальных, этнокультурных традиций и обычаев- вот основные направления краеведческой деятельности.

Кружковая работа по истории в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает им импульс к самостоятельной деятельности.

Кружковая работа по историческому краеведению способствует развитию у учащихся любви к отечеству, к своей земле, родному дому, семье. С. О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение: « Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие» ( Шмидт С. О

« Краеведам России» Вестник союза краеведов России. 1992 г. №1 стр.4).

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положение: история- история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа ; в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость. Чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд- основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» . « Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». ( Конституция РФ ст. 44, п. 3., ст.58.).

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии , социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально- педагогических задач нашего времени.

Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов.

Цель программы :

-развитие социально- активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.

Задачи:

1. Создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ребенка.

2 . Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения.

3. Содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений.

4. Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся

Принципы построения программы:

  • принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самопроявления, саморазвития, самореализации личности обучающегося;

  • принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;

  • принцип самовыражения участников образовательного процесса;

  • принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;

  • принцип системности.

Центральной идей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому , настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы, в которой учишься. Программа кружка рассчитана на 4 занятия в месяц и опирается на знания учащихся по различным школьным предметам ( истории, обществознания, литературы, музыки, экологии, изо). Однако работа в кружке может быть организована таким образом, чтобы его участники выполняли посильные задания различного характера и в периодах между занятиями. В рамках кружка осуществляется индивидуальная работа со школьниками.

Для успешной реализации программы необходимо:

  • систематическое проведение предусмотренных занятий на протяжении всего учебного года;

  • тщательный отбор учебного материала;

  • заинтересованность педагога.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь школьнику осмыслить его место в жизни, отвлечь учащихся от противоправной деятельности. Приобщиться к целому ряду ценностных понятий , помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Результаты реализации можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать.

Это:

  • достижения кружковцев на районных и областных научно-практических конференциях;

  • работа поисковых отрядов по заданию совета кружка;

  • накопление материалов по истории села, района, края;

  • интерес обучающихся к поисково- краеведческим экспедициям.


Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся , в их духовном росте.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

  • собеседования с членами кружка;

  • методики сочинений;

  • наблюдения; тестирования; анкетирования;

  • метода самооценки.






Программа.

Тема 1. (2 часа)

«Страницы истории».

Название нашей страны, символы страны. Историческая роль страны. Моя страна в прошлом и настоящем. Край как составная часть нашей Родины.

Самостоятельная работа: «Государственные символы РФ. Флаг и герб АО»

Творческая работа: «Каким я вижу герб с. Тузуклея»

Тема 2.(2 часа)

«Наука историография»

Наука историография. Роль историографии в изучении исторического процесса.

Практическая работа:

«Роль научно- популярной книги в изучении истории и научно-исследовательской работе».

Тема 3 (2 часа)

Древнейшие люди нашего края и их занятия.

Откуда мы знаем о жизни древних людей. О чем говорят археологические раскопки в селе Самосделка Камызякского района? Береги памятники истории и культуры.

Самостоятельная работа « История Хазарского каганата»

Тема 4 (4 часа)

«Каспийский край, рыбачьи земли…».

Астраханское ханство и его присоединение к России. Развитие Астраханского края в составе России. Символы Астраханской области. Камызяк: вчера и сегодня. История села Тузуклея. Природа и достопримечательности нашего села. Интересные люди нашего села.

Самостоятельная работа: « Родословная моей семьи или рассказ о судьбе одного из родственников»

Практическая работа: Оформление альбома «История с. Тузуклея», « Составление моей родословной» , работа с документами,

Тема 5 (6 часов)

«Мой город над Волгой- рекой…».

История возникновения города Астрахани. Астраханский кремль. Архитектурные памятники города. Астраханская картинная галерея им. Б.М. Кустодиева. Театры Астрахани. Астрахань современная.

Экскурсия « Астраханский кремль

Экскурсия по памятным местам г.Астрахани.

Практическая работа: оформление альбома к 450-летию г.Астрахани

Тема 6 (2 часа).

«Быт и обычаи населения моего края».

Различные группы населения Астраханского края. Быт, обычаи, традиции населения нашего края, села.

Самостоятельная работа: «Быт, обычаи, традиции моего народа».

Творческая работа: выставка поделок

Тема 7( 2 часа)

«Отчизны верные сыны».

Наши земляки- участники афганской войны.

Наши земляки- участники контртеррористических операций в Чеченской республике.

Самостоятельная работа: « Поиск информации о людях, принимавших участие в военных действиях, имеющих награды воинские и трудовые»

Тема 8 (6 часов)

«Мой край в годы Великой Отечественной войны».

Астраханцы – Герои Советского Союза. 28-я армия на Астраханском направлении.

Тузуклейцы - участники Великой Отечественной войны. Боевой путь 333-ей Синельниковской дивизии. Детство , опаленное войной ( о тружениках тыла).

Экскурсия по Залу Боевой Славы « Боевой путь 33-й Синельниковской дивизии»

Самостоятельная работа : интервью ветеранов Великой Отечественной Войны и тружеников тыла.

Практическая работа: оформление и составление текста поздравительной открытки.

Тема 9( 4 часа)

«Отзовись , фотография».

История нашей школы. Традиции нашей школы . Ветераны педагогического труда.

Выпускники, которыми гордится наша школа.

Практическая работа: знакомство с тетрадями выпускников, дневниками, учебниками, школьной формой, фотографиями учащихся 70-х годов.

Тема 10(1час).

«Я- гражданин».

Мой край, село сегодня. Органы власти и управления, общественные организации края, района, села. Есть ли будущее у нашего края, села?

Самостоятельная работа: работа с материалами местной периодической печати.

Тема 11.(4 часа)

«Моя малая Родина».

Автобусная экскурсия по историческим местам родного края.

( с.Алтынжар-мавзолей Курмангазы, с.Самосделка, г.Камызяк).
































Примерное тематическое планирование.


Тема



Всего часов

В том числе


Теоретич.

занятия.




Практич.

занятия




Экскурсии.

1. Страницы истории

2


1

1


2. Наука историография.

2


1

1


3. Древнейшие люди нашего края и их занятия.

2

2



4. «Каспийский край, рыбачьи земли…»

4

2

2


5. «Мой город над Волгой- рекой…»

6

2

2

2

6. Быт и обычаи населения моего края.

2

1

1


7. Отчизны верные сыны.

2


2



8. Мой край в годы Великой Отечественной войны.

6

2

3

1

9. «Отзовись, фотография».

4


1

3


10. « Я- гражданин».

1


1



11. Моя малая Родина

4




4


Итого:

35

15

13

7





















Календарно-тематическое планирование работы кружка « Память»


Кол-во часов, дата провед.

Тема занятия

Ключевые понятия.

Форма проведения занятия.

2 ч.

Тема 1. Страницы истории.

Родина. Российская Федерация, Республика, демо-кратия, суверенитет

Эвристическая беседа.


Самостоятельная работа: «Государственные символы РФ. Флаг и герб АО».


Творческая работа:

« Каким я вижу герб

с. Тузуклея»

2ч.

Тема 2.

Наука историография.

Роль историографии в изучении исторического процесса.

Историография, научное исследование, научный поиск, библиографический указатель, систематический каталог, справочная литература.

Лекция, с элементами практической работы.


Практическая работа « Роль научной и научно- популярной книги в изучении истории и научно-исследовательской работе»

2ч.

Тема 3.

Древнейшие люди нашего края и их занятия.


Древнейшие люди нашего края и их занятия.


О чем говорят археологические раскопки в с. Самосделка Камызякского района.

Катакомбная культура, срубная культура, сарматы, аланы, гунны, хазары, печенеги, половцы,

археология,





Лекция, сообщения учащихся, работа с документами.


Лекция.


Самостоятельная работа « История Хазарского каганата»



4ч.

Тема 4.

«Каспийский край, рыбачьи земли».

История Астраханского края.

Камызяк: вчера и сегодня.



История села Тузуклея.



Интересные люди нашего села.

Монголо-татары, тархан, форпост,

учуги, ссыльные люди, революция, гражданская война, коллективизация, индустриализация, репрессии, кулаки, реабилитация



Беседа.


Беседа.




Практическая работа:

Оформление альбома.

Работа с документами.


Урок- презентация.

Практическая работа:

«Составление моей родословной»

Самостоятельная работа: « Родословная моей семьи или рассказ о судьбе одного из родственников».


6ч.

Тема 5.

« Мой город над Волгой- рекой…».


История возникновения г. Астрахани.

Архитектурные памятники

г. Астрахани. Астраханский кремль.

Астраханская картинная галерея.

Театры Астрахани.

Астрахань современная.





Тема 6.

Быт , обычаи и традиции населения нашего края.


Астрахань многонациональная.

Быт, обычаи и традиции населения нашего края

( русских, казахов, татар).




Легенда, кремль,

Литературно- музыкальная композиция:

« Времена былые, отзовитесь»

Экскурсия

« Астраханский кремль»

Экскурсия по памятным местам г.Астрахани.

Практическая работа:

Оформление альбома к 450-летию Астрахани.





Беседа.

Самостоятельная работа: « Быт, обычаи и традиции моего народа»

Творческая работа:

Выставка поделок.


Краеведческая игра «Знатоки родного края».


2ч.

Тема 7.

Отчизны верные сыны.

Наши земляки- участники афганской войны.

Наши земляки – участники контртеррористических операций в Чеченской республике.

Отчизна. Долг, мужество, честь, патриот, свобода, справедливость, сепаратизм, терроризм.

Урок мужества.

Встреча с участниками афганской войны и контртеррористических операций.

Самостоятельная работа: « Поиск информации о людях, принимавших участие в военных действиях, имеющих награды воинские и трудовые( ордена, медали, почетные знаки, грамоты)

6ч.

Тема 8.

Мой край в годы Великой Отечественной войны.

Никто не забыт, и ничто не забыто.




Астраханцы - Герои Советского Союза.

28-я армия на Астраханском направлении.

Тузуклейцы - участники Великой Отечественной войны.





Боевой путь 333-й Синельниковской дивизии.


Детство, опаленное войной.




Поклонимся великим тем годам.

Подвиг, долг, честь,


свобода, отчизна,

отечественная война, память, тыл,


эвакуация, мобилизация,


пацифизм, сострадание, мир
























Мультимед. фильм

« От Кремля до Берлина» (просмотр и обсуждение).


Конференция « В дни испытаний и побед»:

План.

1.Астраханцы - Герои Советского Союза.

2.28-я армия на Астраханском направлении.

3.Тузуклейцы - участники Великой Отечественной войны.


Экскурсия по Залу Боевой Славы.


Урок Памяти. Встреча с ветеранами войны, с тружениками тыла.


Линейка Памяти у памятника , погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны.

Самостоятельная работа: интервью ветеранов В О войны и тружеников тыла.

Практическая работа: оформление и подготовка текста поздравительной открытки.


4ч.

Тема 9.

Отзовись, фотография.

История нашей школы. Традиция нашей школы.

Ветераны педагогического труда.

Выпускники, которыми гордится школа.


Школьная дружба, память, профессия, трудолюбие, трудовой героизм, ответственность



Беседа.

Практикум: знакомство с судьбами выпускников школы, ставших ее гордостью, с использованием дневников, тетрадей, фотографий бывших учеников, их воспоминаний о школе.

Оформление альбома .


Презентация: « Наша школа : вчера и сегодня».

1ч.

Тема 10.

«Я- гражданин».

Гражданин, долг, ответственность, активная жизненная позиция.

Круглый стол с приглашением администрации села, колхоза им. К. Маркса, школы.

4ч.

Тема 11.

«Моя малая родина»

( экскурсия по родному краю).


Археология,

мавзолей

Автобусная экскурсия в музей г.Камызяка, в с. Самосделка Камызякского района,

в село Алтынжар- мавзолей Курмангазы.


























Анкета для учащихся.


1. Считаете ли вы себя патриотом?

2. Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

3. Хотели бы вы уехать из России?

4. Престижна ли профессия российского офицера?

5. Вы за или против службы в армии?

6. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

7. Читаете ли вы периодические издания, книги не по школьной программе?

8. Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

9. Есть ли у вас пример для подражания? Кто?

10. Как называется основной закон страны?

Когда он был принят?

11. Когда мы отмечаем День независимости?

12. День согласия и примирения?




Вопросы для рассуждений( мини- сочинений):


1. С чего начинается Родина?

2. Гордитесь ли вы своей страной?

3. Кто такой патриот современной России?

4.Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?




Анкета для родителей:


Уважаемые родители!

Для установления добрых партнерских отношений с вами нам, педагогам, важно знать особенности воспитания детей в вашей семье.

Просим вас ответить на следующие вопросы:


1. С какого времени ваша семья проживает в селе ( городе)?

2. Что вы и ваш ребенок знаете о его истории ? Что хотели бы узнать?

3. Как вы проводите свой досуг? Участвует ли в этом ребенок?

4.Как часто совершаете прогулки с детьми на природу, поездки в город и за город? Готовитесь ли вы к ним заранее( выбираете маршрут, интересные объекты наблюдения)? Назовите предпочитаемые вами маршруты.

5. В каких учреждениях культуры ( библиотека, музеи, галерея, театр, цирк и пр.) вы с ребенком побывали и куда хотели бы направится в ближайшее время. Почему?

6. Какие семейные традиции поддерживаются в вашей семье?










Результаты ответов на анкету №1.(2006-2007 уч. год)


Всего опрошено-83 учащихся 8-11-х классов.

1. Да- 75%.

2. Да- 80%.

3. Нет -78%.

4.Нет-70%.

5.За- 67%.

6. Да-72%.

7. Да-83%.

8.Да- 51%.

9. Нет- 58%.

10.Правильно ответили-93%.

11. Правильно ответили-82%

12. Правильно ответили-65%.

Отрывки из сочинений:

«Родина начинается со знания истории места: села или города, в котором человек живет .Человек должен уважать традиции родных мест».( Арстангалиев Кайрат . 15 лет)

«Родина начинается с детства, с того места , где родился и вырос. Родина начинается с того момента, как только я начал себя помнить. С детского садика, с первых классов школы, с первой учительницы, которая учила меня считать и писать».

( Зарубин Александр. 14 лет)

« Надо знать историю родного села, края и России. Значит, принимать ее надо всегда с чувством любви. Это все равно, что знать свою родню».

( Игнатова Настя. 14лет)

« Патриотизм-гордость за за свою Родину. Патриот- это человек, любящий и гордящийся своей Родиной».( Утекова Альбина 13 лет)

Быть патриотом- это значит любить свою Родину, испытывать гордость за страну, но

этого я о себе сказать не могу» (14 лет).

« Мне кажется, что патриотизма в нашей стране стало меньше, но мне хотелось, чтобы патриотов стало больше» ( Дмитриева Женя .16 лет)

« Патриотизм в людях надо воспитывать с детства, тогда народ будет любить свою страну, гордиться своей историей». ( Алейников Саша- 14 лет)

« Я люблю свою страну с ее достижениями и поражениями, но я хочу , чтобы она стала еще сильнее и краше, чтобы все жили счастливо .Я горжусь своей Родиной.»

( Петрова Марина-15 лет).

«В России всегда с уважением относились к военной профессии. Но сейчас многое изменилось. Несмотря на все трудности, я считаю, долг каждого молодого человека пройти службу в армии».

(Джаришев Фархат. 16 лет)

Ответы родителей (опрошено-65 род.):

43% родителей вместе с детьми посещают культурные памятные места только в праздничные дни;

25% могут рассказать своим детям об истории села ,города, его памятных местах, но считают , что дети уже все знают сами, им достаточно много рассказывают в школе.

31% вместе проводят свой досуг, поддерживают семейные традиции.


Вывод: Результаты проведенных исследований показывают необходимость систематической и целенаправленной работы по патриотическому воспитанию


Список литературы:

1.Закон РФ « Об образовании»

2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»

№ 17-56-Р от 29.12.2001г.

3.Постановление Правительства РФ от 11.07.05.№ 422 « О государственной программе « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-20010 гг»




1. История Астраханского края. Монография. Астрахань . АГПИ. 2000г.

2. Природа и история Астраханского края. Астрахань. АГПИ. 1996 г.

3. Макаренко Ю. А . История Астраханского края с древнейших времен

до конца 19 века. Астрахань-1995 г.

4.Марков.А.А. Забытые страницы. М., Советская Россия. 1984

5. Панин И.И. Астраханская область в годы Великой Отечественной войны.

Астрахань, 1995 г.

6.Астраханская область. Справочник. Волгоград, 1984

7.Астраханцы -фронту!. Астрахань.1990.

8.Память сердца. Документы участников Великой Отечественной войны( 1941-1945)

Астрахань. ООО « Пента», 2000

9. Путь трудовых побед. Волгоград. 1967.

10. Маркова О.А. « Астраханский кремль» Астрахань,2000г..


































Программа кружка Память.rar Скачать
Обсуждение материала
Наталья Дулатова
9.06.2012 21:17
Программа историко-краеведческого кружка (для школьников Астраханской области) разработана в соответствии с основными требованиями. Материал может быть использована как основа для разработки программ для других областей России.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос