В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.М. Домогацких

Ирина Горбатова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123 голосов:5просмотров: 36836
Краткое описание
Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Домогацких
Описание

Муниципальное образовательное базовое учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» села Чесмы.
Рабочая программа
Учебного курса « География» 6 класс
Для основного общего образования
учитель

Горбатова И.М.
2011 г

Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета «География. Начальный курс» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по географии, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009-2010 учебный год», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 9 декабря 2008 г. № 379
Областной базисный учебный план, утвержденный приказом Главного управление образования и науки Челябинской области от 20.05.2010 г. № 01-453;
Учебный план МОУ СОШ №2 на 2011 – 2012 учебный год;
Инструктивно-методическое письмо ГУО ДПО ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «География»» в 2011-2012 учебном году» от 03 августа 2011 г. № 103/3431.
Рабочая учебная программа курса «География» составлена на основе Примерной программы по географии Домогацких: Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 6 классе отводится 36 часов, в неделю – 1 час.
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. В ходе изучения географии в VIклассе предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии
природы и населения.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
 заложить основы географического образования учащихся.
Задачи,
решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Оценочные практические работы
1. Составление таблицы «История географических открытий»
2. Топографический диктант.
3. Составление схематического плана участка местности.
4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
5. Определение географическихкоординатточек.
6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).
8. Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»
9. Изучение строения почвы местности.
10. «Описание природных зон Земли по географическим картам.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу «География. 6 класс»
1. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. –

М.: ООО Тид «Русское слово – РС», 2009.


2. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.

3. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.: «Русское слово», 2008.

4. Контурная карта по географии 6 класс.

Для реализации практической части и контроля за уровнем обученности учащихся используются следующие учебные пособия:
1. Н.Н. Петрова «Тесты по географии. 6-10 классы»: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1998.
2. В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы»: метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997.
3. Г.П. Субботин «Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов». М.: Просвещение, 1993.
4. В.И. Сиротин «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 6-10 классы». М.: Просвещение, 2002.
5. А.А. Летягин «Тесты. География 6-10 классы» Учебно-методическое пособие – М.: ООО Изд-во Астрель, 2001.
6. Н.Н. Петрова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии» — М.: «Дрофа», 2000.

Для реализации национально-регионального компонента используются следующие учебные пособия:
1. «Познай свой край» Челябинская область. Краткий справочник. – Челябинск, 2007.
2. М. А. Андреева, А.С. Маркова География Челябинской области.- учеб. Пособие для учащихся 7-9 классов основной школы.-

Челябинск, 2002

Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские,
Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие
равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские,
Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка,
Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио,
Бенгальское, Западных Ветров.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг,

Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие

Американские озера.
Водопады: Анхель, Ниагарский, Виктория.
Календарно-тематический план.

Тема
Кол-во часов
Оценочные практические работы
Основные понятия
Персоналии


Введение
2


География, географическая номенклатура, географическое открытие
Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магеллан, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Элькано, Беллинсгаузен, М.П Лазарев.
1
Земля как планета.
5
Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, полюс, меридиан, параллель, Гринвич, географическая широта, приливы, географическая долгота, географические координаты.
Клайд Томбо, Пифей.
2
Способы изображения земной поверхности.
4
Чтение топографической карты.
Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности
Географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, рельеф, легенда карты, горизонтали, условные знаки, зюйдвестка, бергштрихи.
Пифагор, Аристотель, Ньютон, Бехайм.
3
Литосфера.
6
Определение по карте географического положения крупных форм рельефа.
Земное ядро, мантия, земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, метаморфические), землетрясения, сейсмология, эпицентр, вулкан, полезные ископаемые, горы, равнины, выветривание, техногенные процессы.


4
Атмосфера.
8
Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.
Построение розы ветров, диаграмма облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, барометр, ветер, бриз, роза ветров, флюгер, атмосферные осадки, осадкомер, погода, конденсация водяного пара, воздушные массы, климат, амплитуда температур, метеорология.
Э. Торричелли, Р. Амундсен.
5
Гидросфера.
4
Описание «путешествие капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.
Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.
Гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло, водораздел и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, снеговая линия, водопад, многолетняя мерзлота.


6
Биосфера.
2
Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Биосфера, Красная Книга, заповедники, национальные парки, исчезающие виды.
В.И. Вернадский.
7
Почва и геосфера.
3
Изучение строения почвы на местности.
Описание природных зон Земли по географическим картам.
Почва, плодородие, гумус, природный комплекс, природные зоны, саванна, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности, экологическая угроза.
В.И. Вернадский, В.В. Докучаев.



Дата



урока



Темы учебных

занятий
Кол-во часов


НРК


Практические работы


Средства обучения на электронных носителях


Формы контроля

Домашнее
задание
1
2
3
4
7
8
9
10
11



1
2

Введение.
Урок:География как
наука.
Предмет географии.
Урок:Развитие географических знаний человека о Земле.

2 ч.
1 ч.
1 ч.

Географические открытия и
исследования на территории
Челябинской области.

Обозначение на контурной карте маршрутов путешественников.

Презентация
О.К.
Географические исследования
К.М. Урок №1
Конкурс.
Урок № 2
Развитие географических знаний о Земле.
Тренажер.
Урок № 3
Как географы изучают Землю.

Модульный урок. Развитие географических знаний.

Географический диктант.
«Путешествия и географические открытия»

Выполнениезаданий в рабочей тетради стр. 6-7.

§ 1
Используя дополнительную литературу, найти материалы о путешественниках (по выбору)
§2
рабочая тетрадь – задание 6 стр. 7.


3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
36


Тема 1. Земля как планета.
Урок:Солнечная система. Планеты Солнечной системы.
Урок:Форма, размеры и движение Земли.
Урок:Система географических координат.
Урок:Времена года. Движение Земли вокруг Солнца.
Урок:Пояса освещенности.
Тема 2 Способы изображения земной поверхности.
Урок:Географическая карта. Масштаб карты.
Урок:Виды условных знаков.
Урок:Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Зюйдвестка.
Урок:Способы изображения земной поверхности на плане и карте.
Тема 3. Литосфера.
Урок:Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Урок:Породы слагающие земную кору.
Урок:Полезные ископаемые.
Урок:Движения земной коры
Урок:Выветривание горных пород
Урок:Основные формы рельефа суши и дна.
Тема 4. Атмосфера.
Урок:Атмосфера ее строение и состав. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Урок:Температура воздуха.
Урок:Атмосферное давление. Изменение давления с высотой.
Урок:
Движение воздуха.
Урок:Вода в атмосфере.
Урок:Погода. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты.
Урок:Климат. Характеристика климата.

Урок Обобщение знаний по теме: «Атмосфера»
Тема 5. Гидросфера.
Урок:Состав и значение гидросферы.
Урок:Мировой океан. Части Мирового океана.
Урок: Воды суши.
Реки и озера.
Урок:Подземные воды и природные льды.
Тема 6. Биосфера.
Урок: Царства живой природы.
Урок:Биосфера и охрана природы.
Тема 7. Почва и геосфера.
Урок:Почва. Формирование, условия развития почв.
Урок:Природный комплекс.
Урок:Природные зоны.
Обобщение знаний по курсу.


5 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
4 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
6 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
8 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
4 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
3ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Смена дня и ночи распределение света и тепла на территории Челябинской области. Сезонные изменения.
Определение по карте географических координат г. Челябинска и своего населенного пункта.
Знакомство с картой Челябинской области. Масштаб и условные знаки, при помощи которых обозначаются географические объекты на карте Челябинской области. Определение абсолютных высот разных точек по карте Челябинской области.
Горные породы и минералы, слагающие земную кору на территории Челябинской
области.

Полезные ископаемые Челябинской области.
Распределение тепла и влаги. Стихийные явления. Климатические условия, основные климатообразующие факторы формирования климата. Погода. Суточные и годовые колебания температуры. Атмосферные осадки, изменение их видов по сезонам года.
Части гидросферы на территории
Челябинской области. Минеральные воды, реки, озера Челябинской области, их основные черты. Питание и режим рек Челябинской области.
Разнообразие растительного и животного мира Челябинской области, особенности их распространения.
Типы почв на территории Челябинской области, их основные свойства и особенности.

Практическая работа №1:
«Определение по карте географических координат различных
географических объектов»
Рабочая тетрадь стр. 87.

Обозначение на к/к тропиков, полярных кругов, поясов освещенности.
Практическая работа №2:«Определение направлений и расстояний по карте. Чтение топографической карты». Р/Т стр.88.
Практическая работа № 3:«Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана».
«Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых»

«Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов»

Практическая работа № 4:
«Определение по карте географического положения
крупных форм рельефа»
Практическая работа №5
«Построение графика хода температур за месяц» Р/Т стр. 90

Практическая работа №6
«Построение розы ветров по имеющимся данным» Р/Т стр. 91

«Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовка облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов».
Практическая работа №7
«Описание моря по географической карте» Р/Т стр. 92

Практическая работа №8
«Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли». Р/Т стр. 93.

Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
Практическая работа №9
«Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»
Практическая работа №10
Изучение строения почвы местности.
Практическая работа №11
«Описание природных зон Земли по географическим картам. Р/Т стр. 94.

Видеофильм
«Планеты Солнечной системы».
К.М.Урок № 4
Изображение земной поверхности.
тренажер
О.К. Практика, контроль.
К.М. Урок №4 Составление плана местности тренажер
К.М.
Урок № 17
Изображение рельефа на географической карте.
Тренажер Формы рельефа.

К.М.Урок № 9
Способы съемки местности, плана местности.
Урок № 22
Внутреннее строение Земли
(видео)
О.К.Практика, контроль.

К.М.Урок № 23
Земная кора. Горные породы.
О.К.Полезные ископаемые.

Урок № 24
Вулканы и горячие источники.
Урок № 26
Основные формы рельефа.
О.К.Практика. Контроль.

К.М. Урок № 27
Горы.
Урок № 28
Равнины.
Урок № 29
Рельеф дна Мирового океана.
К.М. Урок № 31Атмосфера воздушная оболочка Земли.

К.М.Урок № 33 Температура воздуха.

Урок № 34
Атмосферное давление.

Презентация
Ветер.
К.М.Урок № 35
Видео бриз. муссоны.
Видеофильм «Силы природы. Смерчи, торнадо»

К.М.Урок № 37
Атмосферные осадки.
К.М. Урок № 41
Гидросфера водная оболочка Земли.
О.К. Практика

К.М.Урок 42
Мировой океан
и его части.
К.М. Урок № 43
Морская вода и ее свойства.

О.К. схемы
волн, цунами. Приливы и отливы (видео)

К.М.
Урок № 44
Течения.

Урок № 46.
Воды суши
Подземные воды.

К.М.Урок № 47Река и ее части.

Тест «Планеты Солнечной системы».
Географическое лото.
Модульный урок. «Ориентирование на местности по плану с помощью компаса».

Топографический диктант

Заданияпо теме: «План и карта».

Тест:«План местности»
Тест:
«Географическая карта»

Контрольная работа:
«Определение географических координат»
Заполнение таблицы:
«Виды земной коры»

Сообщения о горных породах и минералах.

Заполнение таблицы:
«Горные породы».
Итоговые задания по теме учебник стр. 215
Заполнение таблицы. Строение атмосферы.
Задания по теме.
Тест по теме: «Атмосфера»
Картины «Острова»
«Географические термины»

Географический диктант:
«Мировой океан и его части»
Задания по теме:
«Мировой океан и его части»
Итоговые задания по теме учебник стр. 217
Итоговые задания по теме учебник стр. 218
Тест
Контрольная работа.

§3
Р/Т задание 6 стр. 12
§4
Составить кроссворд по теме: «Планеты Солнечной системы».

§ 5
§ 6
Р/Т задание 6 стр.18
§ 7
Р/Т задание 5, 6 стр. 21-22
§ 8
Р/Т задание 5 стр. 23.
§ 9
Составить рассказ о своем путешествии используя условные знаки карты.

§ 10
§ 11 Р/Т зад. 5 стр. 30.
§ 12 Р/Т зад. 6 стр. 32
§13 Р/Т зад. 6 стр. 34
§14 Р/Т зад. 6 стр. 37

§ 15 Р/Т зад. 4 стр. 38
§16 тест стр. 92 учебник
§17. Р/Т зад. 6 стр. 42
§ 18 Р/Т зад. 6 стр. 47
§ 19 Р/Т зад. 6 стр. 49
§ 20
§ 21 Р/Т зад. 5 стр. 53
§ 22
§ 23 Р/Т зад. 4-5 стр. 59
§ 24 Р/Т зад. 6 стр. 63
§ 25
Составление сказки «Путешествие капельки»

§ 26 Р/Т зад. 5 стр. 67
§ 27 Р/Т зад. 6
решить кроссворд стр.71
§28 Р/Т зад. 5 стр. 72
Сообщения по теме: «Жизнь в
океане»
§29
§30 Р/Т зад. 6 стр. 78 кроссворд.
§31
§32 подготовить сообщения про обитателей степей, тайги, тундры, саванны.

§33 Р/Т зад. 6 стр. 85

ОК – диск Образовательная коллекция
КМ.- Кирилла и Мефодия. География 6 класс.
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
рабочая программа к учебнику Домогацких 6 класс.doc Скачать

Рабочая программа учителя географии Горбатовой И.М.



Муниципальное образовательное базовое учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» села Чесмы.










Рабочая программа

Учебного курса « География» 6 класс

Для основного общего образования










учитель

Горбатова И.М.











2011 г


Пояснительная записка


Преподавание учебного предмета «География. Начальный курс» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по географии, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009-2010 учебный год», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 9 декабря 2008 г. № 379

Областной базисный учебный план, утвержденный приказом Главного управление образования и науки Челябинской области от 20.05.2010 г. № 01-453;

Учебный план МОУ СОШ №2 на 2011 – 2012 учебный год;

Инструктивно-методическое письмо ГУО ДПО ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «География»» в 2011-2012 учебном году» от 03 августа 2011 г. № 103/3431.


Рабочая учебная программа курса «География» составлена на основе Примерной программы по географии Домогацких: Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 6 классе отводится 36 часов, в неделю – 1 час.


Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. В ходе изучения географии в VI классе предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения.


Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Цель курса:

 заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

















Оценочные практические работы

  1. Составление таблицы «История географических открытий»

  2. Топографический диктант.

  3. Составление схематического плана участка местности.

  4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

  5. Определение географических координат точек.

  6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

  7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).

  8. Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»

  9. Изучение строения почвы местности.

  10. «Описание природных зон Земли по географическим картам.




Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.






Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу «География. 6 класс»


  1. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. –

М.: ООО Тид «Русское слово – РС», 2009.

2. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.

3. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.: «Русское слово», 2008.

4. Контурная карта по географии 6 класс.


Для реализации практической части и контроля за уровнем обученности учащихся используются следующие учебные пособия:


1. Н.Н. Петрова «Тесты по географии. 6-10 классы»: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1998.

  1. В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы»: метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997.

  2. Г.П. Субботин «Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов». М.: Просвещение, 1993.

  3. В.И. Сиротин «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 6-10 классы». М.: Просвещение, 2002.

  4. А.А. Летягин «Тесты. География 6-10 классы» Учебно-методическое пособие – М.: ООО Изд-во Астрель, 2001.

  5. Н.Н. Петрова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии» - М.: «Дрофа», 2000.


Для реализации национально-регионального компонента используются следующие учебные пособия:


  1. «Познай свой край» Челябинская область. Краткий справочник. – Челябинск, 2007.

  2. М. А. Андреева, А.С. Маркова География Челябинской области.- учеб. Пособие для учащихся 7-9 классов основной школы.-

Челябинск, 2002



Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:


Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские,

Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие

равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские,

Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка,

Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио,

Бенгальское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг,

Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие

Американские озера.

Водопады: Анхель, Ниагарский, Виктория.



Календарно-тематический план.


Тема

Кол-во часов

Оценочные практические работы

Основные понятия

Персоналии


Введение

2


География, географическая номенклатура, географическое открытие

Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магеллан, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Элькано, Беллинсгаузен, М.П Лазарев.

1

Земля как планета.

5

Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, полюс, меридиан, параллель, Гринвич, географическая широта, приливы, географическая долгота, географические координаты.

Клайд Томбо, Пифей.

2

Способы изображения земной поверхности.

4

Чтение топографической карты.

Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности

Географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, рельеф, легенда карты, горизонтали, условные знаки, зюйдвестка, бергштрихи.

Пифагор, Аристотель, Ньютон, Бехайм.

3

Литосфера.

6

Определение по карте географического положения крупных форм рельефа.

Земное ядро, мантия, земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, метаморфические), землетрясения, сейсмология, эпицентр, вулкан, полезные ископаемые, горы, равнины, выветривание, техногенные процессы.


4

Атмосфера.

8

Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

Построение розы ветров, диаграмма облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, барометр, ветер, бриз, роза ветров, флюгер, атмосферные осадки, осадкомер, погода, конденсация водяного пара, воздушные массы, климат, амплитуда температур, метеорология.

Э. Торричелли, Р. Амундсен.

5

Гидросфера.

4

Описание «путешествие капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.

Гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло, водораздел и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, снеговая линия, водопад, многолетняя мерзлота.


6

Биосфера.

2

Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Биосфера, Красная Книга, заповедники, национальные парки, исчезающие виды.

В.И. Вернадский.

7

Почва и геосфера.

3

Изучение строения почвы на местности.

Описание природных зон Земли по географическим картам.

Почва, плодородие, гумус, природный комплекс, природные зоны, саванна, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности, экологическая угроза.

В.И. Вернадский, В.В. Докучаев.





Дата


урока


Темы учебных

занятий

Кол-во часов


НРК


Практические работы


Средства обучения на электронных носителях


Формы контроля


Домашнее

задание

1

2

3

4

7

8

9

10

11





1







2


Введение.



Урок: География как

наука.

Предмет географии.





Урок: Развитие географических знаний человека о Земле.













2 ч.



1 ч.







1 ч.





Географические открытия и

исследования на территории

Челябинской области.





Обозначение на контурной карте маршрутов путешественников.





Презентация

О.К.

Географические исследования


К.М. Урок №1

Конкурс.

Урок № 2

Развитие географических знаний о Земле.


Тренажер.

Урок № 3

Как географы изучают Землю.





Модульный урок. Развитие географических знаний.


Географический диктант.

«Путешествия и географические открытия»


Выполнение заданий в рабочей тетради стр. 6-7.




§ 1

Используя дополнительную литературу, найти материалы о путешественниках (по выбору)


§2

рабочая тетрадь – задание 6 стр. 7.







3






4





5



6






7













8




9




10




11









12





13





14




15




16




17










18






19




20




21



22



23




24



25








26



27




28






29













30






31









32



33




34



36


Тема 1. Земля как планета.



Урок: Солнечная система. Планеты Солнечной системы.




Урок: Форма, размеры и движение Земли.




Урок: Система географических координат.



Урок: Времена года. Движение Земли вокруг Солнца.




Урок: Пояса освещенности.








Тема 2 Способы изображения земной поверхности.


Урок: Географическая карта. Масштаб карты.



Урок: Виды условных знаков.



Урок: Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Зюйдвестка.



Урок: Способы изображения земной поверхности на плане и карте.




Тема 3. Литосфера.



Урок: Внутреннее строение Земли, методы его изучения.



Урок: Породы слагающие земную кору.



Урок: Полезные ископаемые.



Урок: Движения земной коры



Урок: Выветривание горных пород



Урок: Основные формы рельефа суши и дна.







Тема 4. Атмосфера.



Урок: Атмосфера ее строение и состав. Значение атмосферы для жизни на Земле.



Урок: Температура воздуха.



Урок: Атмосферное давление. Изменение давления с высотой.



Урок: Движение воздуха.



Урок: Вода в атмосфере.



Урок: Погода. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты.


Урок: Климат. Характеристика климата.


Урок Обобщение знаний по теме: «Атмосфера»



Тема 5. Гидросфера.




Урок: Состав и значение гидросферы.



Урок: Мировой океан. Части Мирового океана.




Урок: Воды суши.

Реки и озера.




Урок: Подземные воды и природные льды.









Тема 6. Биосфера.



Урок: Царства живой природы.



Урок: Биосфера и охрана природы.



Тема 7. Почва и геосфера.


Урок: Почва. Формирование, условия развития почв.



Урок: Природный комплекс.



Урок: Природные зоны.


Обобщение знаний по курсу.


5 ч.




1 ч.






1 ч.





1 ч.




1 ч.





1 ч.









4 ч.





1 ч.




1 ч.




1 ч.





1 ч.






6 ч.



1 ч.





1 ч.





1 ч.




1 ч.




1 ч.




1 ч.








8 ч.



1 ч.





1 ч.




1 ч.





1 ч.



1 ч.



1 ч.





1 ч.



1 ч.



4 ч.




1 ч.




1 ч.




1 ч.





1 ч.









2 ч.



1 ч.




1 ч.



3ч.



1 ч.





1 ч.




1 ч.




1 ч.


Смена дня и ночи распределение света и тепла на территории Челябинской области. Сезонные изменения.

Определение по карте географических координат г. Челябинска и своего населенного пункта.





















Знакомство с картой Челябинской области. Масштаб и условные знаки, при помощи которых обозначаются географические объекты на карте Челябинской области. Определение абсолютных высот разных точек по карте Челябинской области.









Горные породы и минералы, слагающие земную кору на территории Челябинской

области.


Полезные ископаемые Челябинской области.





















Распределение тепла и влаги. Стихийные явления. Климатические условия, основные климатообразующие факторы формирования климата. Погода. Суточные и годовые колебания температуры. Атмосферные осадки, изменение их видов по сезонам года.




















Части гидросферы на территории

Челябинской области. Минеральные воды, реки, озера Челябинской области, их основные черты. Питание и режим рек Челябинской области.













Разнообразие растительного и животного мира Челябинской области, особенности их распространения.






Типы почв на территории Челябинской области, их основные свойства и особенности.
















Практическая работа №1:


«Определение по карте географических координат различных

географических объектов»

Рабочая тетрадь стр. 87.


Обозначение на к/к тропиков, полярных кругов, поясов освещенности.





Практическая работа №2: «Определение направлений и расстояний по карте. Чтение топографической карты». Р/Т стр.88.



Практическая работа № 3: «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана».


«Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых»


«Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов»


Практическая работа № 4:

«Определение по карте географического положения

крупных форм рельефа»












Практическая работа №5

«Построение графика хода температур за месяц» Р/Т стр. 90



Практическая работа №6

«Построение розы ветров по имеющимся данным» Р/Т стр. 91


«Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовка облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов».







Практическая работа №7

«Описание моря по географической карте» Р/Т стр. 92


Практическая работа №8

«Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли». Р/Т стр. 93.


Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.








Практическая работа №9

«Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»



Практическая работа №10

Изучение строения почвы местности.



Практическая работа №11

«Описание природных зон Земли по географическим картам. Р/Т стр. 94.






Видеофильм

«Планеты Солнечной системы».






















К.М. Урок № 4

Изображение земной поверхности.

тренажер

О.К. Практика, контроль.

К.М. Урок №4 Составление плана местности тренажер

К.М. Урок № 17

Изображение рельефа на географической карте.

Тренажер Формы рельефа.


К.М. Урок № 9

Способы съемки местности, плана местности.





Урок № 22

Внутреннее строение Земли

(видео)

О.К. Практика, контроль.


К.М. Урок № 23

Земная кора. Горные породы.

О.К. Полезные ископаемые.


Урок № 24

Вулканы и горячие источники.

Урок № 26

Основные формы рельефа.

О.К. Практика. Контроль.


К.М. Урок № 27

Горы.

Урок № 28

Равнины.

Урок № 29

Рельеф дна Мирового океана.








К.М. Урок № 31 Атмосфера воздушная оболочка Земли.



К.М. Урок № 33 Температура воздуха.


Урок № 34

Атмосферное давление.


Презентация

Ветер.

К.М. Урок № 35

Видео бриз. муссоны.

Видеофильм «Силы природы. Смерчи, торнадо»


К.М. Урок № 37

Атмосферные осадки.






К.М. Урок № 41

Гидросфера водная оболочка Земли.

О.К. Практика


К.М. Урок 42

Мировой океан

и его части.


К.М. Урок № 43

Морская вода и ее свойства.


О.К. схемы

волн, цунами. Приливы и отливы (видео)


К.М.

Урок № 44

Течения.


Урок № 46.

Воды суши

Подземные воды.


К.М. Урок № 47 Река и ее части.








Тест «Планеты Солнечной системы».







Географическое лото.






















Модульный урок. «Ориентирование на местности по плану с помощью компаса».


Топографический диктант


Задания по теме: «План и карта».


Тест: «План местности»

Тест:

«Географическая карта»


Контрольная работа: «Определение географических координат»









Заполнение таблицы:

«Виды земной коры»


Сообщения о горных породах и минералах.


Заполнение таблицы:

«Горные породы».



Итоговые задания по теме учебник стр. 215







Заполнение таблицы. Строение атмосферы.



Задания по теме.






























Тест по теме: «Атмосфера»












Картины «Острова»

«Географические термины»


Географический диктант:

«Мировой океан и его части»



Задания по теме:

«Мировой океан и его части»



Итоговые задания по теме учебник стр. 217



Итоговые задания по теме учебник стр. 218






Тест


























Контрольная работа.






§3

Р/Т задание 6 стр. 12



§4

Составить кроссворд по теме: «Планеты Солнечной системы».


§ 5



§ 6

Р/Т задание 6 стр.18




§ 7

Р/Т задание 5, 6 стр. 21-22











§ 8

Р/Т задание 5 стр. 23.



§ 9

Составить рассказ о своем путешествии используя условные знаки карты.


§ 10



§ 11 Р/Т зад. 5 стр. 30.







§ 12 Р/Т зад. 6 стр. 32




§13 Р/Т зад. 6 стр. 34



§14 Р/Т зад. 6 стр. 37


§ 15 Р/Т зад. 4 стр. 38



§16 тест стр. 92 учебник




§17. Р/Т зад. 6 стр. 42











§ 18 Р/Т зад. 6 стр. 47



§ 19 Р/Т зад. 6 стр. 49




§ 20




§ 21 Р/Т зад. 5 стр. 53



§ 22




§ 23 Р/Т зад. 4-5 стр. 59





§ 24 Р/Т зад. 6 стр. 63






§ 25

Составление сказки «Путешествие капельки»


§ 26 Р/Т зад. 5 стр. 67



§ 27 Р/Т зад. 6

решить кроссворд стр.71



§28 Р/Т зад. 5 стр. 72

Сообщения по теме: «Жизнь в

океане»










§29






§30 Р/Т зад. 6 стр. 78 кроссворд.





§31



§32 подготовить сообщения про обитателей степей, тайги, тундры, саванны.


§33 Р/Т зад. 6 стр. 85






ОК – диск Образовательная коллекция

КМ.- Кирилла и Мефодия. География 6 класс.






7


рабочая программа к учебнику Домогацких 6 класс.doc Скачать

Рабочая программа учителя географии Горбатовой Ирины Михайловны



Муниципальное образовательное базовое учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» села Чесмы

Чесменского района Челябинской области.










Рабочая программа

Учебного курса « География» 6 класс

Для основного общего образования










учитель

Горбатова И.М.









2011 г


Пояснительная записка


Преподавание учебного предмета «География. Начальный курс» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по географии, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009-2010 учебный год», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 9 декабря 2008 г. № 379

Областной базисный учебный план, утвержденный приказом Главного управление образования и науки Челябинской области от 20.05.2010 г. № 01-453;

Учебный план МОУ СОШ №2 на 2011 – 2012 учебный год;

Инструктивно-методическое письмо ГУО ДПО ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «География»» в 2011-2012 учебном году» от 03 августа 2011 г. № 103/3431.


Рабочая учебная программа курса «География» составлена на основе Примерной программы по географии Домогацких: Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 6 классе отводится 36 часов, в неделю – 1 час.


Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. В ходе изучения географии в VI классе предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения.


Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Цель курса:

 заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.




Оценочные практические работы

  1. Составление таблицы «История географических открытий»

  2. Топографический диктант.

  3. Составление схематического плана участка местности.

  4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

  5. Определение географических координат точек.

  6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

  7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).

  8. Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»

  9. Изучение строения почвы местности.

  10. «Описание природных зон Земли по географическим картам.




Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.






Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу «География. 6 класс»


  1. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. –

М.: ООО Тид «Русское слово – РС», 2009.

2. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.

3. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.: «Русское слово», 2008.

4. Контурная карта по географии 6 класс.


Для реализации практической части и контроля за уровнем обученности учащихся используются следующие учебные пособия:


1. Н.Н. Петрова «Тесты по географии. 6-10 классы»: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1998.

  1. В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы»: метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997.

  2. Г.П. Субботин «Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов». М.: Просвещение, 1993.

  3. В.И. Сиротин «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 6-10 классы». М.: Просвещение, 2002.

  4. А.А. Летягин «Тесты. География 6-10 классы» Учебно-методическое пособие – М.: ООО Изд-во Астрель, 2001.

  5. Н.Н. Петрова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии» - М.: «Дрофа», 2000.


Для реализации национально-регионального компонента используются следующие учебные пособия:


  1. «Познай свой край» Челябинская область. Краткий справочник. – Челябинск, 2007.

  2. М. А. Андреева, А.С. Маркова География Челябинской области.- учеб. Пособие для учащихся 7-9 классов основной школы.-

Челябинск, 2002



Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:


Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские,

Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие

равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские,

Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка,

Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио,

Бенгальское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг,

Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие

Американские озера.

Водопады: Анхель, Ниагарский, Виктория.



Календарно-тематический план.


Тема

Кол-во часов

Оценочные практические работы

Основные понятия

Персоналии


Введение

2


География, географическая номенклатура, географическое открытие

Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магеллан, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Элькано, Беллинсгаузен, М.П Лазарев.

1

Земля как планета.

5

Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, полюс, меридиан, параллель, Гринвич, географическая широта, приливы, географическая долгота, географические координаты.

Клайд Томбо, Пифей.

2

Способы изображения земной поверхности.

4

Чтение топографической карты.

Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности

Географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, рельеф, легенда карты, горизонтали, условные знаки, зюйдвестка, бергштрихи.

Пифагор, Аристотель, Ньютон, Бехайм.

3

Литосфера.

6

Определение по карте географического положения крупных форм рельефа.

Земное ядро, мантия, земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, метаморфические), землетрясения, сейсмология, эпицентр, вулкан, полезные ископаемые, горы, равнины, выветривание, техногенные процессы.


4

Атмосфера.

8

Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

Построение розы ветров, диаграмма облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, барометр, ветер, бриз, роза ветров, флюгер, атмосферные осадки, осадкомер, погода, конденсация водяного пара, воздушные массы, климат, амплитуда температур, метеорология.

Э. Торричелли, Р. Амундсен.

5

Гидросфера.

4

Описание «путешествие капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.

Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.

Гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло, водораздел и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, снеговая линия, водопад, многолетняя мерзлота.


6

Биосфера.

2

Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Биосфера, Красная Книга, заповедники, национальные парки, исчезающие виды.

В.И. Вернадский.

7

Почва и геосфера.

3

Изучение строения почвы на местности.

Описание природных зон Земли по географическим картам.

Почва, плодородие, гумус, природный комплекс, природные зоны, саванна, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности, экологическая угроза.

В.И. Вернадский, В.В. Докучаев.





Дата


урока


Темы учебных

занятий

Кол-во часов


НРК


Практические работы


Средства обучения на электронных носителях


Формы контроля


Домашнее

задание

1

2

3

4

7

8

9

10

11





1







2


Введение.



Урок: География как

наука.

Предмет географии.





Урок: Развитие географических знаний человека о Земле.













2 ч.



1 ч.







1 ч.





Географические открытия и

исследования на территории

Челябинской области.





Обозначение на контурной карте маршрутов путешественников.





Презентация

О.К.

Географические исследования


К.М. Урок №1

Конкурс.

Урок № 2

Развитие географических знаний о Земле.


Тренажер.

Урок № 3

Как географы изучают Землю.





Модульный урок. Развитие географических знаний.


Географический диктант.

«Путешествия и географические открытия»


Выполнение заданий в рабочей тетради стр. 6-7.




§ 1

Используя дополнительную литературу, найти материалы о путешественниках (по выбору)


§2

рабочая тетрадь – задание 6 стр. 7.







3






4





5



6






7













8




9




10




11









12





13





14




15




16




17










18






19




20




21



22



23




24



25








26



27




28






29













30






31









32



33




34



36


Тема 1. Земля как планета.



Урок: Солнечная система. Планеты Солнечной системы.




Урок: Форма, размеры и движение Земли.




Урок: Система географических координат.



Урок: Времена года. Движение Земли вокруг Солнца.




Урок: Пояса освещенности.








Тема 2 Способы изображения земной поверхности.


Урок: Географическая карта. Масштаб карты.



Урок: Виды условных знаков.



Урок: Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Зюйдвестка.



Урок: Способы изображения земной поверхности на плане и карте.




Тема 3. Литосфера.



Урок: Внутреннее строение Земли, методы его изучения.



Урок: Породы слагающие земную кору.



Урок: Полезные ископаемые.



Урок: Движения земной коры



Урок: Выветривание горных пород



Урок: Основные формы рельефа суши и дна.







Тема 4. Атмосфера.



Урок: Атмосфера ее строение и состав. Значение атмосферы для жизни на Земле.



Урок: Температура воздуха.



Урок: Атмосферное давление. Изменение давления с высотой.



Урок: Движение воздуха.



Урок: Вода в атмосфере.



Урок: Погода. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты.


Урок: Климат. Характеристика климата.


Урок Обобщение знаний по теме: «Атмосфера»



Тема 5. Гидросфера.




Урок: Состав и значение гидросферы.



Урок: Мировой океан. Части Мирового океана.




Урок: Воды суши.

Реки и озера.




Урок: Подземные воды и природные льды.









Тема 6. Биосфера.



Урок: Царства живой природы.



Урок: Биосфера и охрана природы.



Тема 7. Почва и геосфера.


Урок: Почва. Формирование, условия развития почв.



Урок: Природный комплекс.



Урок: Природные зоны.


Обобщение знаний по курсу.


5 ч.




1 ч.






1 ч.





1 ч.




1 ч.





1 ч.









4 ч.





1 ч.




1 ч.




1 ч.





1 ч.






6 ч.



1 ч.





1 ч.





1 ч.




1 ч.




1 ч.




1 ч.








8 ч.



1 ч.





1 ч.




1 ч.





1 ч.



1 ч.



1 ч.





1 ч.



1 ч.



4 ч.




1 ч.




1 ч.




1 ч.





1 ч.









2 ч.



1 ч.




1 ч.



3ч.



1 ч.





1 ч.




1 ч.




1 ч.


Смена дня и ночи распределение света и тепла на территории Челябинской области. Сезонные изменения.

Определение по карте географических координат г. Челябинска и своего населенного пункта.





















Знакомство с картой Челябинской области. Масштаб и условные знаки, при помощи которых обозначаются географические объекты на карте Челябинской области. Определение абсолютных высот разных точек по карте Челябинской области.









Горные породы и минералы, слагающие земную кору на территории Челябинской

области.


Полезные ископаемые Челябинской области.





















Распределение тепла и влаги. Стихийные явления. Климатические условия, основные климатообразующие факторы формирования климата. Погода. Суточные и годовые колебания температуры. Атмосферные осадки, изменение их видов по сезонам года.




















Части гидросферы на территории

Челябинской области. Минеральные воды, реки, озера Челябинской области, их основные черты. Питание и режим рек Челябинской области.













Разнообразие растительного и животного мира Челябинской области, особенности их распространения.






Типы почв на территории Челябинской области, их основные свойства и особенности.
















Практическая работа №1:


«Определение по карте географических координат различных

географических объектов»

Рабочая тетрадь стр. 87.


Обозначение на к/к тропиков, полярных кругов, поясов освещенности.





Практическая работа №2: «Определение направлений и расстояний по карте. Чтение топографической карты». Р/Т стр.88.



Практическая работа № 3: «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана».


«Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых»


«Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов»


Практическая работа № 4:

«Определение по карте географического положения

крупных форм рельефа»












Практическая работа №5

«Построение графика хода температур за месяц» Р/Т стр. 90



Практическая работа №6

«Построение розы ветров по имеющимся данным» Р/Т стр. 91


«Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовка облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов».







Практическая работа №7

«Описание моря по географической карте» Р/Т стр. 92


Практическая работа №8

«Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли». Р/Т стр. 93.


Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.








Практическая работа №9

«Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»



Практическая работа №10

Изучение строения почвы местности.



Практическая работа №11

«Описание природных зон Земли по географическим картам. Р/Т стр. 94.






Видеофильм

«Планеты Солнечной системы».






















К.М. Урок № 4

Изображение земной поверхности.

тренажер

О.К. Практика, контроль.

К.М. Урок №4 Составление плана местности тренажер

К.М. Урок № 17

Изображение рельефа на географической карте.

Тренажер Формы рельефа.


К.М. Урок № 9

Способы съемки местности, плана местности.





Урок № 22

Внутреннее строение Земли

(видео)

О.К. Практика, контроль.


К.М. Урок № 23

Земная кора. Горные породы.

О.К. Полезные ископаемые.


Урок № 24

Вулканы и горячие источники.

Урок № 26

Основные формы рельефа.

О.К. Практика. Контроль.


К.М. Урок № 27

Горы.

Урок № 28

Равнины.

Урок № 29

Рельеф дна Мирового океана.








К.М. Урок № 31 Атмосфера воздушная оболочка Земли.



К.М. Урок № 33 Температура воздуха.


Урок № 34

Атмосферное давление.


Презентация

Ветер.

К.М. Урок № 35

Видео бриз. муссоны.

Видеофильм «Силы природы. Смерчи, торнадо»


К.М. Урок № 37

Атмосферные осадки.






К.М. Урок № 41

Гидросфера водная оболочка Земли.

О.К. Практика


К.М. Урок 42

Мировой океан

и его части.


К.М. Урок № 43

Морская вода и ее свойства.


О.К. схемы

волн, цунами. Приливы и отливы (видео)


К.М.

Урок № 44

Течения.


Урок № 46.

Воды суши

Подземные воды.


К.М. Урок № 47 Река и ее части.








Тест «Планеты Солнечной системы».







Географическое лото.






















Модульный урок. «Ориентирование на местности по плану с помощью компаса».


Топографический диктант


Задания по теме: «План и карта».


Тест: «План местности»

Тест:

«Географическая карта»


Контрольная работа: «Определение географических координат»









Заполнение таблицы:

«Виды земной коры»


Сообщения о горных породах и минералах.


Заполнение таблицы:

«Горные породы».



Итоговые задания по теме учебник стр. 215







Заполнение таблицы. Строение атмосферы.



Задания по теме.






























Тест по теме: «Атмосфера»












Картины «Острова»

«Географические термины»


Географический диктант:

«Мировой океан и его части»



Задания по теме:

«Мировой океан и его части»



Итоговые задания по теме учебник стр. 217



Итоговые задания по теме учебник стр. 218






Тест


























Контрольная работа.






§3

Р/Т задание 6 стр. 12



§4

Составить кроссворд по теме: «Планеты Солнечной системы».


§ 5



§ 6

Р/Т задание 6 стр.18




§ 7

Р/Т задание 5, 6 стр. 21-22











§ 8

Р/Т задание 5 стр. 23.



§ 9

Составить рассказ о своем путешествии используя условные знаки карты.


§ 10



§ 11 Р/Т зад. 5 стр. 30.







§ 12 Р/Т зад. 6 стр. 32




§13 Р/Т зад. 6 стр. 34



§14 Р/Т зад. 6 стр. 37


§ 15 Р/Т зад. 4 стр. 38



§16 тест стр. 92 учебник




§17. Р/Т зад. 6 стр. 42











§ 18 Р/Т зад. 6 стр. 47



§ 19 Р/Т зад. 6 стр. 49




§ 20




§ 21 Р/Т зад. 5 стр. 53



§ 22




§ 23 Р/Т зад. 4-5 стр. 59





§ 24 Р/Т зад. 6 стр. 63






§ 25

Составление сказки «Путешествие капельки»


§ 26 Р/Т зад. 5 стр. 67



§ 27 Р/Т зад. 6

решить кроссворд стр.71



§28 Р/Т зад. 5 стр. 72

Сообщения по теме: «Жизнь в

океане»










§29






§30 Р/Т зад. 6 стр. 78 кроссворд.





§31



§32 подготовить сообщения про обитателей степей, тайги, тундры, саванны.


§33 Р/Т зад. 6 стр. 85






ОК – диск Образовательная коллекция

КМ.- Кирилла и Мефодия. География 6 класс.

Р/Т – рабочая тетрадь к учебнику





7


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос