Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Е.М. Домогацких
Муниципальное образовательное базовое учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» села Чесмы.
Рабочая программа
Учебного курса « География» 6 класс
Для основного общего образования
учитель
Горбатова И.М.
2011 г
Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета «География. Начальный курс» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по географии, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009-2010 учебный год», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 9 декабря 2008 г. № 379
Областной базисный учебный план, утвержденный приказом Главного управление образования и науки Челябинской области от 20.05.2010 г. № 01-453;
Учебный план МОУ СОШ №2 на 2011 – 2012 учебный год;
Инструктивно-методическое письмо ГУО ДПО ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «География»» в 2011-2012 учебном году» от 03 августа 2011 г. № 103/3431.
Рабочая учебная программа курса «География» составлена на основе Примерной программы по географии Домогацких: Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.
Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 6 классе отводится 36 часов, в неделю – 1 час.
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. В ходе изучения географии в VIклассе предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии
природы и населения.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи,
решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Оценочные практические работы
1. Составление таблицы «История географических открытий»
2. Топографический диктант.
3. Составление схематического плана участка местности.
4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
5. Определение географическихкоординатточек.
6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).
8. Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»
9. Изучение строения почвы местности.
10. «Описание природных зон Земли по географическим картам.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу «География. 6 класс»
1. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. –
М.: ООО Тид «Русское слово – РС», 2009.
2. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.
3. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.: «Русское слово», 2008.
4. Контурная карта по географии 6 класс.
Для реализации практической части и контроля за уровнем обученности учащихся используются следующие учебные пособия:
1. Н.Н. Петрова «Тесты по географии. 6-10 классы»: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1998.
2. В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы»: метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997.
3. Г.П. Субботин «Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов». М.: Просвещение, 1993.
4. В.И. Сиротин «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 6-10 классы». М.: Просвещение, 2002.
5. А.А. Летягин «Тесты. География 6-10 классы» Учебно-методическое пособие – М.: ООО Изд-во Астрель, 2001.
6. Н.Н. Петрова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии» — М.: «Дрофа», 2000.
Для реализации национально-регионального компонента используются следующие учебные пособия:
1. «Познай свой край» Челябинская область. Краткий справочник. – Челябинск, 2007.
2. М. А. Андреева, А.С. Маркова География Челябинской области.- учеб. Пособие для учащихся 7-9 классов основной школы.-
Челябинск, 2002
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские,
Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие
равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские,
Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка,
Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио,
Бенгальское, Западных Ветров.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг,
Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие
Американские озера.
Водопады: Анхель, Ниагарский, Виктория.
Календарно-тематический план.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Оценочные практические работы |
Основные понятия |
Персоналии |
|
Введение |
2 |
|
География, географическая номенклатура, географическое открытие |
Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магеллан, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Элькано, Беллинсгаузен, М.П Лазарев. |
1 |
Земля как планета. |
5 |
Определение по карте географических координат различных географических объектов. |
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, полюс, меридиан, параллель, Гринвич, географическая широта, приливы, географическая долгота, географические координаты. |
Клайд Томбо, Пифей. |
2 |
Способы изображения земной поверхности. |
4 |
Чтение топографической карты. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности |
Географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, рельеф, легенда карты, горизонтали, условные знаки, зюйдвестка, бергштрихи. |
Пифагор, Аристотель, Ньютон, Бехайм. |
3 |
Литосфера. |
6 |
Определение по карте географического положения крупных форм рельефа. |
Земное ядро, мантия, земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, метаморфические), землетрясения, сейсмология, эпицентр, вулкан, полезные ископаемые, горы, равнины, выветривание, техногенные процессы. |
|
4 |
Атмосфера. |
8 |
Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. Построение розы ветров, диаграмма облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. |
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, барометр, ветер, бриз, роза ветров, флюгер, атмосферные осадки, осадкомер, погода, конденсация водяного пара, воздушные массы, климат, амплитуда температур, метеорология. |
Э. Торричелли, Р. Амундсен. |
5 |
Гидросфера. |
4 |
Описание «путешествие капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли. |
Гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло, водораздел и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, снеговая линия, водопад, многолетняя мерзлота. |
|
6 |
Биосфера. |
2 |
Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. |
Биосфера, Красная Книга, заповедники, национальные парки, исчезающие виды. |
В.И. Вернадский. |
7 |
Почва и геосфера. |
3 |
Изучение строения почвы на местности. Описание природных зон Земли по географическим картам. |
Почва, плодородие, гумус, природный комплекс, природные зоны, саванна, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности, экологическая угроза. |
В.И. Вернадский, В.В. Докучаев. |
Дата |
№ урока |
Темы учебных занятий |
Кол-во часов |
НРК |
Практические работы |
Средства обучения на электронных носителях |
Формы контроля |
Домашнее задание |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
1 2 |
Введение. Урок:География как наука. Предмет географии. Урок:Развитие географических знаний человека о Земле. |
2 ч. 1 ч. 1 ч. |
Географические открытия и исследования на территории Челябинской области. |
Обозначение на контурной карте маршрутов путешественников. |
Презентация О.К. Географические исследования К.М. Урок №1 Конкурс. Урок № 2 Развитие географических знаний о Земле. Тренажер. Урок № 3 Как географы изучают Землю. |
Модульный урок. Развитие географических знаний. Географический диктант. «Путешествия и географические открытия» Выполнениезаданий в рабочей тетради стр. 6-7. |
§ 1 Используя дополнительную литературу, найти материалы о путешественниках (по выбору) §2 рабочая тетрадь – задание 6 стр. 7. |
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 36 |
Тема 1. Земля как планета. Урок:Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Урок:Форма, размеры и движение Земли. Урок:Система географических координат. Урок:Времена года. Движение Земли вокруг Солнца. Урок:Пояса освещенности. Тема 2 Способы изображения земной поверхности. Урок:Географическая карта. Масштаб карты. Урок:Виды условных знаков. Урок:Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Зюйдвестка. Урок:Способы изображения земной поверхности на плане и карте. Тема 3. Литосфера. Урок:Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Урок:Породы слагающие земную кору. Урок:Полезные ископаемые. Урок:Движения земной коры Урок:Выветривание горных пород Урок:Основные формы рельефа суши и дна. Тема 4. Атмосфера. Урок:Атмосфера ее строение и состав. Значение атмосферы для жизни на Земле. Урок:Температура воздуха. Урок:Атмосферное давление. Изменение давления с высотой. Урок: Движение воздуха. Урок:Вода в атмосфере. Урок:Погода. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Урок:Климат. Характеристика климата. Урок Обобщение знаний по теме: «Атмосфера» Тема 5. Гидросфера. Урок:Состав и значение гидросферы. Урок:Мировой океан. Части Мирового океана. Урок: Воды суши. Реки и озера. Урок:Подземные воды и природные льды. Тема 6. Биосфера. Урок: Царства живой природы. Урок:Биосфера и охрана природы. Тема 7. Почва и геосфера. Урок:Почва. Формирование, условия развития почв. Урок:Природный комплекс. Урок:Природные зоны. Обобщение знаний по курсу. |
5 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 4 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 6 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 8 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 4 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 3ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
Смена дня и ночи распределение света и тепла на территории Челябинской области. Сезонные изменения. Определение по карте географических координат г. Челябинска и своего населенного пункта. Знакомство с картой Челябинской области. Масштаб и условные знаки, при помощи которых обозначаются географические объекты на карте Челябинской области. Определение абсолютных высот разных точек по карте Челябинской области. Горные породы и минералы, слагающие земную кору на территории Челябинской области. Полезные ископаемые Челябинской области. Распределение тепла и влаги. Стихийные явления. Климатические условия, основные климатообразующие факторы формирования климата. Погода. Суточные и годовые колебания температуры. Атмосферные осадки, изменение их видов по сезонам года. Части гидросферы на территории Челябинской области. Минеральные воды, реки, озера Челябинской области, их основные черты. Питание и режим рек Челябинской области. Разнообразие растительного и животного мира Челябинской области, особенности их распространения. Типы почв на территории Челябинской области, их основные свойства и особенности. |
Практическая работа №1: «Определение по карте географических координат различных географических объектов» Рабочая тетрадь стр. 87. Обозначение на к/к тропиков, полярных кругов, поясов освещенности. Практическая работа №2:«Определение направлений и расстояний по карте. Чтение топографической карты». Р/Т стр.88. Практическая работа № 3:«Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана». «Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых» «Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов» Практическая работа № 4: «Определение по карте географического положения крупных форм рельефа» Практическая работа №5 «Построение графика хода температур за месяц» Р/Т стр. 90 Практическая работа №6 «Построение розы ветров по имеющимся данным» Р/Т стр. 91 «Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовка облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов». Практическая работа №7 «Описание моря по географической карте» Р/Т стр. 92 Практическая работа №8 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли». Р/Т стр. 93. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. Практическая работа №9 «Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности» Практическая работа №10 Изучение строения почвы местности. Практическая работа №11 «Описание природных зон Земли по географическим картам. Р/Т стр. 94. |
Видеофильм «Планеты Солнечной системы». К.М.Урок № 4 Изображение земной поверхности. тренажер О.К. Практика, контроль. К.М. Урок №4 Составление плана местности тренажер К.М. Урок № 17 Изображение рельефа на географической карте. Тренажер Формы рельефа. К.М.Урок № 9 Способы съемки местности, плана местности. Урок № 22 Внутреннее строение Земли (видео) О.К.Практика, контроль. К.М.Урок № 23 Земная кора. Горные породы. О.К.Полезные ископаемые. Урок № 24 Вулканы и горячие источники. Урок № 26 Основные формы рельефа. О.К.Практика. Контроль. К.М. Урок № 27 Горы. Урок № 28 Равнины. Урок № 29 Рельеф дна Мирового океана. К.М. Урок № 31Атмосфера воздушная оболочка Земли. К.М.Урок № 33 Температура воздуха. Урок № 34 Атмосферное давление. Презентация Ветер. К.М.Урок № 35 Видео бриз. муссоны. Видеофильм «Силы природы. Смерчи, торнадо» К.М.Урок № 37 Атмосферные осадки. К.М. Урок № 41 Гидросфера водная оболочка Земли. О.К. Практика К.М.Урок 42 Мировой океан и его части. К.М. Урок № 43 Морская вода и ее свойства. О.К. схемы волн, цунами. Приливы и отливы (видео) К.М. Урок № 44 Течения. Урок № 46. Воды суши Подземные воды. К.М.Урок № 47Река и ее части. |
Тест «Планеты Солнечной системы». Географическое лото. Модульный урок. «Ориентирование на местности по плану с помощью компаса». Топографический диктант Заданияпо теме: «План и карта». Тест:«План местности» Тест: «Географическая карта» Контрольная работа: «Определение географических координат» Заполнение таблицы: «Виды земной коры» Сообщения о горных породах и минералах. Заполнение таблицы: «Горные породы». Итоговые задания по теме учебник стр. 215 Заполнение таблицы. Строение атмосферы. Задания по теме. Тест по теме: «Атмосфера» Картины «Острова» «Географические термины» Географический диктант: «Мировой океан и его части» Задания по теме: «Мировой океан и его части» Итоговые задания по теме учебник стр. 217 Итоговые задания по теме учебник стр. 218 Тест Контрольная работа. |
§3 Р/Т задание 6 стр. 12 §4 Составить кроссворд по теме: «Планеты Солнечной системы». § 5 § 6 Р/Т задание 6 стр.18 § 7 Р/Т задание 5, 6 стр. 21-22 § 8 Р/Т задание 5 стр. 23. § 9 Составить рассказ о своем путешествии используя условные знаки карты. § 10 § 11 Р/Т зад. 5 стр. 30. § 12 Р/Т зад. 6 стр. 32 §13 Р/Т зад. 6 стр. 34 §14 Р/Т зад. 6 стр. 37 § 15 Р/Т зад. 4 стр. 38 §16 тест стр. 92 учебник §17. Р/Т зад. 6 стр. 42 § 18 Р/Т зад. 6 стр. 47 § 19 Р/Т зад. 6 стр. 49 § 20 § 21 Р/Т зад. 5 стр. 53 § 22 § 23 Р/Т зад. 4-5 стр. 59 § 24 Р/Т зад. 6 стр. 63 § 25 Составление сказки «Путешествие капельки» § 26 Р/Т зад. 5 стр. 67 § 27 Р/Т зад. 6 решить кроссворд стр.71 §28 Р/Т зад. 5 стр. 72 Сообщения по теме: «Жизнь в океане» §29 §30 Р/Т зад. 6 стр. 78 кроссворд. §31 §32 подготовить сообщения про обитателей степей, тайги, тундры, саванны. §33 Р/Т зад. 6 стр. 85 |
ОК – диск Образовательная коллекция
КМ.- Кирилла и Мефодия. География 6 класс.
Рабочая программа учителя географии Горбатовой И.М.
Муниципальное образовательное базовое учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» села Чесмы.
Рабочая программа
Учебного курса « География» 6 класс
Для основного общего образования
учитель
Горбатова И.М.
2011 г
Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета «География. Начальный курс» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по географии, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009-2010 учебный год», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 9 декабря 2008 г. № 379
Областной базисный учебный план, утвержденный приказом Главного управление образования и науки Челябинской области от 20.05.2010 г. № 01-453;
Учебный план МОУ СОШ №2 на 2011 – 2012 учебный год;
Инструктивно-методическое письмо ГУО ДПО ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «География»» в 2011-2012 учебном году» от 03 августа 2011 г. № 103/3431.
Рабочая учебная программа курса
«География» составлена на основе
Примерной программы по географии
Домогацких: Программа по географии для
6-10 классов общеобразовательных
учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО
«Торгово-издательский дом «Русское
слово – РС», 2010.
Е.М. Домогацких, Н.И.
Алексеевский Физическая география.
Учебник для 6 класса общеобразовательных
учреждений.
Согласно Федеральному
компоненту образовательного стандарта,
на изучение географии в 6 классе отводится
36 часов, в неделю – 1 час.
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. В ходе изучения географии в VI классе предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Оценочные практические работы
-
Составление таблицы «История географических открытий»
-
Топографический диктант.
-
Составление схематического плана участка местности.
-
Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
-
Определение географических координат точек.
-
Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
-
Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).
-
Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»
-
Изучение строения почвы местности.
-
«Описание природных зон Земли по географическим картам.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу «География. 6 класс»
-
Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. –
М.: ООО Тид «Русское слово – РС», 2009.
2. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.
3. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.: «Русское слово», 2008.
4. Контурная карта по географии 6 класс.
Для реализации практической части и контроля за уровнем обученности учащихся используются следующие учебные пособия:
1. Н.Н. Петрова «Тесты по географии. 6-10 классы»: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1998.
-
В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы»: метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997.
-
Г.П. Субботин «Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов». М.: Просвещение, 1993.
-
В.И. Сиротин «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 6-10 классы». М.: Просвещение, 2002.
-
А.А. Летягин «Тесты. География 6-10 классы» Учебно-методическое пособие – М.: ООО Изд-во Астрель, 2001.
-
Н.Н. Петрова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии» - М.: «Дрофа», 2000.
Для реализации национально-регионального компонента используются следующие учебные пособия:
-
«Познай свой край» Челябинская область. Краткий справочник. – Челябинск, 2007.
-
М. А. Андреева, А.С. Маркова География Челябинской области.- учеб. Пособие для учащихся 7-9 классов основной школы.-
Челябинск, 2002
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские,
Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие
равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские,
Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка,
Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио,
Бенгальское, Западных Ветров.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг,
Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие
Американские озера.
Водопады: Анхель, Ниагарский, Виктория.
Календарно-тематический план.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Оценочные практические работы |
Основные понятия |
Персоналии |
|
Введение |
2 |
|
География, географическая номенклатура, географическое открытие |
Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магеллан, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Элькано, Беллинсгаузен, М.П Лазарев. |
1 |
Земля как планета. |
5 |
Определение по карте географических координат различных географических объектов. |
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, полюс, меридиан, параллель, Гринвич, географическая широта, приливы, географическая долгота, географические координаты. |
Клайд Томбо, Пифей. |
2 |
Способы изображения земной поверхности. |
4 |
Чтение топографической карты. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности |
Географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, рельеф, легенда карты, горизонтали, условные знаки, зюйдвестка, бергштрихи. |
Пифагор, Аристотель, Ньютон, Бехайм. |
3 |
Литосфера. |
6 |
Определение по карте географического положения крупных форм рельефа. |
Земное ядро, мантия, земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, метаморфические), землетрясения, сейсмология, эпицентр, вулкан, полезные ископаемые, горы, равнины, выветривание, техногенные процессы. |
|
4 |
Атмосфера. |
8 |
Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. Построение розы ветров, диаграмма облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. |
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, барометр, ветер, бриз, роза ветров, флюгер, атмосферные осадки, осадкомер, погода, конденсация водяного пара, воздушные массы, климат, амплитуда температур, метеорология. |
Э. Торричелли, Р. Амундсен. |
5 |
Гидросфера. |
4 |
Описание «путешествие капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли. |
Гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло, водораздел и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, снеговая линия, водопад, многолетняя мерзлота. |
|
6 |
Биосфера. |
2 |
Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. |
Биосфера, Красная Книга, заповедники, национальные парки, исчезающие виды. |
В.И. Вернадский. |
7 |
Почва и геосфера. |
3 |
Изучение строения почвы на местности. Описание природных зон Земли по географическим картам. |
Почва, плодородие, гумус, природный комплекс, природные зоны, саванна, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности, экологическая угроза. |
В.И. Вернадский, В.В. Докучаев. |
Дата |
№ урока |
Темы учебных занятий |
Кол-во часов |
НРК |
Практические работы |
Средства обучения на электронных носителях |
Формы контроля |
Домашнее задание |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
1 2 |
Введение. Урок: География как наука. Предмет географии. Урок: Развитие географических знаний человека о Земле. |
2 ч. 1 ч. 1 ч. |
Географические открытия и исследования на территории Челябинской области. |
Обозначение на контурной карте маршрутов путешественников. |
Презентация О.К. Географические исследования К.М. Урок №1 Конкурс. Урок № 2 Развитие географических знаний о Земле. Тренажер. Урок № 3 Как географы изучают Землю. |
Модульный урок. Развитие географических знаний. Географический диктант. «Путешествия и географические открытия» Выполнение заданий в рабочей тетради стр. 6-7. |
§ 1 Используя дополнительную литературу, найти материалы о путешественниках (по выбору)
§2 рабочая тетрадь – задание 6 стр. 7. |
|
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 36 |
Тема 1. Земля как планета. Урок: Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Урок: Форма, размеры и движение Земли. Урок: Система географических координат. Урок: Времена года. Движение Земли вокруг Солнца. Урок: Пояса освещенности. Тема 2 Способы изображения земной поверхности.
Урок: Географическая карта. Масштаб карты. Урок: Виды условных знаков. Урок: Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Зюйдвестка. Урок: Способы изображения земной поверхности на плане и карте. Тема 3. Литосфера. Урок: Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Урок: Породы слагающие земную кору. Урок: Полезные ископаемые. Урок: Движения земной коры Урок: Выветривание горных пород Урок: Основные формы рельефа суши и дна. Тема 4. Атмосфера. Урок: Атмосфера ее строение и состав. Значение атмосферы для жизни на Земле. Урок: Температура воздуха. Урок: Атмосферное давление. Изменение давления с высотой. Урок: Движение воздуха. Урок: Вода в атмосфере. Урок: Погода. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Урок: Климат. Характеристика климата. Урок Обобщение знаний по теме: «Атмосфера» Тема 5. Гидросфера. Урок: Состав и значение гидросферы. Урок: Мировой океан. Части Мирового океана. Урок: Воды суши. Реки и озера. Урок: Подземные воды и природные льды. Тема 6. Биосфера. Урок: Царства живой природы. Урок: Биосфера и охрана природы. Тема 7. Почва и геосфера.
Урок: Почва. Формирование, условия развития почв. Урок: Природный комплекс. Урок: Природные зоны.
Обобщение знаний по курсу. |
5 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 4 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 6 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 8 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 4 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч.
1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 3ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
Смена дня и ночи распределение света и тепла на территории Челябинской области. Сезонные изменения. Определение по карте географических координат г. Челябинска и своего населенного пункта. Знакомство с картой Челябинской области. Масштаб и условные знаки, при помощи которых обозначаются географические объекты на карте Челябинской области. Определение абсолютных высот разных точек по карте Челябинской области. Горные породы и минералы, слагающие земную кору на территории Челябинской области. Полезные ископаемые Челябинской области. Распределение тепла и влаги. Стихийные явления. Климатические условия, основные климатообразующие факторы формирования климата. Погода. Суточные и годовые колебания температуры. Атмосферные осадки, изменение их видов по сезонам года. Части гидросферы на территории Челябинской области. Минеральные воды, реки, озера Челябинской области, их основные черты. Питание и режим рек Челябинской области. Разнообразие растительного и животного мира Челябинской области, особенности их распространения. Типы почв на территории Челябинской области, их основные свойства и особенности. |
Практическая работа №1: «Определение по карте географических координат различных географических объектов» Рабочая тетрадь стр. 87. Обозначение на к/к тропиков, полярных кругов, поясов освещенности. Практическая работа №2: «Определение направлений и расстояний по карте. Чтение топографической карты». Р/Т стр.88. Практическая работа № 3: «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана».
«Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых» «Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов» Практическая работа № 4: «Определение по карте географического положения крупных форм рельефа» Практическая работа №5 «Построение графика хода температур за месяц» Р/Т стр. 90 Практическая работа №6 «Построение розы ветров по имеющимся данным» Р/Т стр. 91 «Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовка облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов». Практическая работа №7 «Описание моря по географической карте» Р/Т стр. 92 Практическая работа №8 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли». Р/Т стр. 93. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. Практическая работа №9 «Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности» Практическая работа №10 Изучение строения почвы местности. Практическая работа №11 «Описание природных зон Земли по географическим картам. Р/Т стр. 94. |
Видеофильм «Планеты Солнечной системы».
К.М. Урок № 4 Изображение земной поверхности. тренажер О.К. Практика, контроль. К.М. Урок №4 Составление плана местности тренажер К.М. Урок № 17 Изображение рельефа на географической карте. Тренажер Формы рельефа. К.М. Урок № 9 Способы съемки местности, плана местности. Урок № 22 Внутреннее строение Земли (видео) О.К. Практика, контроль. К.М. Урок № 23 Земная кора. Горные породы. О.К. Полезные ископаемые. Урок № 24 Вулканы и горячие источники. Урок № 26 Основные формы рельефа. О.К. Практика. Контроль. К.М. Урок № 27 Горы. Урок № 28 Равнины. Урок № 29 Рельеф дна Мирового океана. К.М. Урок № 31 Атмосфера воздушная оболочка Земли. К.М. Урок № 33 Температура воздуха. Урок № 34 Атмосферное давление. Презентация Ветер. К.М. Урок № 35 Видео бриз. муссоны. Видеофильм «Силы природы. Смерчи, торнадо» К.М. Урок № 37 Атмосферные осадки. К.М. Урок № 41 Гидросфера водная оболочка Земли. О.К. Практика К.М. Урок 42 Мировой океан и его части. К.М. Урок № 43 Морская вода и ее свойства. О.К. схемы волн, цунами. Приливы и отливы (видео) К.М. Урок № 44 Течения. Урок № 46. Воды суши Подземные воды. К.М. Урок № 47 Река и ее части. |
Тест «Планеты Солнечной системы». Географическое лото. Модульный урок. «Ориентирование на местности по плану с помощью компаса». Топографический диктант Задания по теме: «План и карта». Тест: «План местности»
Тест: «Географическая карта» Контрольная работа: «Определение географических координат» Заполнение таблицы: «Виды земной коры» Сообщения о горных породах и минералах. Заполнение таблицы: «Горные породы». Итоговые задания по теме учебник стр. 215 Заполнение таблицы. Строение атмосферы. Задания по теме.
Тест по теме: «Атмосфера» Картины «Острова» «Географические термины» Географический диктант: «Мировой океан и его части» Задания по теме: «Мировой океан и его части» Итоговые задания по теме учебник стр. 217 Итоговые задания по теме учебник стр. 218 Тест
Контрольная работа. |
§3 Р/Т задание 6 стр. 12
§4 Составить кроссворд по теме: «Планеты Солнечной системы». § 5 § 6 Р/Т задание 6 стр.18 § 7 Р/Т задание 5, 6 стр. 21-22 § 8 Р/Т задание 5 стр. 23. § 9 Составить рассказ о своем путешествии используя условные знаки карты. § 10 § 11 Р/Т зад. 5 стр. 30. § 12 Р/Т зад. 6 стр. 32 §13 Р/Т зад. 6 стр. 34 §14 Р/Т зад. 6 стр. 37 § 15 Р/Т зад. 4 стр. 38 §16 тест стр. 92 учебник §17. Р/Т зад. 6 стр. 42 § 18 Р/Т зад. 6 стр. 47 § 19 Р/Т зад. 6 стр. 49 § 20 § 21 Р/Т зад. 5 стр. 53 § 22 § 23 Р/Т зад. 4-5 стр. 59 § 24 Р/Т зад. 6 стр. 63 § 25 Составление сказки «Путешествие капельки» § 26 Р/Т зад. 5 стр. 67 § 27 Р/Т зад. 6 решить кроссворд стр.71 §28 Р/Т зад. 5 стр. 72 Сообщения по теме: «Жизнь в океане» §29 §30 Р/Т зад. 6 стр. 78 кроссворд. §31 §32 подготовить сообщения про обитателей степей, тайги, тундры, саванны. §33 Р/Т зад. 6 стр. 85 |
ОК – диск Образовательная коллекция
КМ.- Кирилла и Мефодия. География 6 класс.
Рабочая программа учителя географии Горбатовой Ирины Михайловны
Муниципальное образовательное базовое учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» села Чесмы
Чесменского района Челябинской области.
Рабочая программа
Учебного курса « География» 6 класс
Для основного общего образования
учитель
Горбатова И.М.
2011 г
Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета «География. Начальный курс» в основной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2003 г. № 2783;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по географии, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009-2010 учебный год», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 9 декабря 2008 г. № 379
Областной базисный учебный план, утвержденный приказом Главного управление образования и науки Челябинской области от 20.05.2010 г. № 01-453;
Учебный план МОУ СОШ №2 на 2011 – 2012 учебный год;
Инструктивно-методическое письмо ГУО ДПО ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «География»» в 2011-2012 учебном году» от 03 августа 2011 г. № 103/3431.
Рабочая учебная программа курса
«География» составлена на основе
Примерной программы по географии
Домогацких: Программа по географии для
6-10 классов общеобразовательных
учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО
«Торгово-издательский дом «Русское
слово – РС», 2010.
Е.М. Домогацких, Н.И.
Алексеевский Физическая география.
Учебник для 6 класса общеобразовательных
учреждений.
Согласно Федеральному
компоненту образовательного стандарта,
на изучение географии в 6 классе отводится
36 часов, в неделю – 1 час.
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. В ходе изучения географии в VI классе предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Оценочные практические работы
-
Составление таблицы «История географических открытий»
-
Топографический диктант.
-
Составление схематического плана участка местности.
-
Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
-
Определение географических координат точек.
-
Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
-
Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).
-
Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»
-
Изучение строения почвы местности.
-
«Описание природных зон Земли по географическим картам.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу «География. 6 класс»
-
Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. –
М.: ООО Тид «Русское слово – РС», 2009.
2. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.
3. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.: «Русское слово», 2008.
4. Контурная карта по географии 6 класс.
Для реализации практической части и контроля за уровнем обученности учащихся используются следующие учебные пособия:
1. Н.Н. Петрова «Тесты по географии. 6-10 классы»: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1998.
-
В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы»: метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997.
-
Г.П. Субботин «Задачник по географии. Пятьсот заданий, тестов, вопросов». М.: Просвещение, 1993.
-
В.И. Сиротин «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 6-10 классы». М.: Просвещение, 2002.
-
А.А. Летягин «Тесты. География 6-10 классы» Учебно-методическое пособие – М.: ООО Изд-во Астрель, 2001.
-
Н.Н. Петрова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии» - М.: «Дрофа», 2000.
Для реализации национально-регионального компонента используются следующие учебные пособия:
-
«Познай свой край» Челябинская область. Краткий справочник. – Челябинск, 2007.
-
М. А. Андреева, А.С. Маркова География Челябинской области.- учеб. Пособие для учащихся 7-9 классов основной школы.-
Челябинск, 2002
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские,
Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие
равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские,
Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка,
Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио,
Бенгальское, Западных Ветров.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг,
Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие
Американские озера.
Водопады: Анхель, Ниагарский, Виктория.
Календарно-тематический план.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Оценочные практические работы |
Основные понятия |
Персоналии |
|
Введение |
2 |
|
География, географическая номенклатура, географическое открытие |
Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Ф. Магеллан, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Элькано, Беллинсгаузен, М.П Лазарев. |
1 |
Земля как планета. |
5 |
Определение по карте географических координат различных географических объектов. |
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, полюс, меридиан, параллель, Гринвич, географическая широта, приливы, географическая долгота, географические координаты. |
Клайд Томбо, Пифей. |
2 |
Способы изображения земной поверхности. |
4 |
Чтение топографической карты. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности |
Географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, рельеф, легенда карты, горизонтали, условные знаки, зюйдвестка, бергштрихи. |
Пифагор, Аристотель, Ньютон, Бехайм. |
3 |
Литосфера. |
6 |
Определение по карте географического положения крупных форм рельефа. |
Земное ядро, мантия, земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, метаморфические), землетрясения, сейсмология, эпицентр, вулкан, полезные ископаемые, горы, равнины, выветривание, техногенные процессы. |
|
4 |
Атмосфера. |
8 |
Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. Построение розы ветров, диаграмма облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. |
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, барометр, ветер, бриз, роза ветров, флюгер, атмосферные осадки, осадкомер, погода, конденсация водяного пара, воздушные массы, климат, амплитуда температур, метеорология. |
Э. Торричелли, Р. Амундсен. |
5 |
Гидросфера. |
4 |
Описание «путешествие капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли. |
Гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло, водораздел и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, снеговая линия, водопад, многолетняя мерзлота. |
|
6 |
Биосфера. |
2 |
Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. |
Биосфера, Красная Книга, заповедники, национальные парки, исчезающие виды. |
В.И. Вернадский. |
7 |
Почва и геосфера. |
3 |
Изучение строения почвы на местности. Описание природных зон Земли по географическим картам. |
Почва, плодородие, гумус, природный комплекс, природные зоны, саванна, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности, экологическая угроза. |
В.И. Вернадский, В.В. Докучаев. |
Дата |
№ урока |
Темы учебных занятий |
Кол-во часов |
НРК |
Практические работы |
Средства обучения на электронных носителях |
Формы контроля |
Домашнее задание |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
1 2 |
Введение. Урок: География как наука. Предмет географии. Урок: Развитие географических знаний человека о Земле. |
2 ч. 1 ч. 1 ч. |
Географические открытия и исследования на территории Челябинской области. |
Обозначение на контурной карте маршрутов путешественников. |
Презентация О.К. Географические исследования К.М. Урок №1 Конкурс. Урок № 2 Развитие географических знаний о Земле. Тренажер. Урок № 3 Как географы изучают Землю. |
Модульный урок. Развитие географических знаний. Географический диктант. «Путешествия и географические открытия» Выполнение заданий в рабочей тетради стр. 6-7. |
§ 1 Используя дополнительную литературу, найти материалы о путешественниках (по выбору)
§2 рабочая тетрадь – задание 6 стр. 7. |
|
3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 36 |
Тема 1. Земля как планета. Урок: Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Урок: Форма, размеры и движение Земли. Урок: Система географических координат. Урок: Времена года. Движение Земли вокруг Солнца. Урок: Пояса освещенности. Тема 2 Способы изображения земной поверхности.
Урок: Географическая карта. Масштаб карты. Урок: Виды условных знаков. Урок: Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Зюйдвестка. Урок: Способы изображения земной поверхности на плане и карте. Тема 3. Литосфера. Урок: Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Урок: Породы слагающие земную кору. Урок: Полезные ископаемые. Урок: Движения земной коры Урок: Выветривание горных пород Урок: Основные формы рельефа суши и дна. Тема 4. Атмосфера. Урок: Атмосфера ее строение и состав. Значение атмосферы для жизни на Земле. Урок: Температура воздуха. Урок: Атмосферное давление. Изменение давления с высотой. Урок: Движение воздуха. Урок: Вода в атмосфере. Урок: Погода. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Урок: Климат. Характеристика климата. Урок Обобщение знаний по теме: «Атмосфера» Тема 5. Гидросфера. Урок: Состав и значение гидросферы. Урок: Мировой океан. Части Мирового океана. Урок: Воды суши. Реки и озера. Урок: Подземные воды и природные льды. Тема 6. Биосфера. Урок: Царства живой природы. Урок: Биосфера и охрана природы. Тема 7. Почва и геосфера.
Урок: Почва. Формирование, условия развития почв. Урок: Природный комплекс. Урок: Природные зоны.
Обобщение знаний по курсу. |
5 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 4 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 6 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 8 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 4 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч.
1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 3ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. |
Смена дня и ночи распределение света и тепла на территории Челябинской области. Сезонные изменения. Определение по карте географических координат г. Челябинска и своего населенного пункта. Знакомство с картой Челябинской области. Масштаб и условные знаки, при помощи которых обозначаются географические объекты на карте Челябинской области. Определение абсолютных высот разных точек по карте Челябинской области. Горные породы и минералы, слагающие земную кору на территории Челябинской области. Полезные ископаемые Челябинской области. Распределение тепла и влаги. Стихийные явления. Климатические условия, основные климатообразующие факторы формирования климата. Погода. Суточные и годовые колебания температуры. Атмосферные осадки, изменение их видов по сезонам года. Части гидросферы на территории Челябинской области. Минеральные воды, реки, озера Челябинской области, их основные черты. Питание и режим рек Челябинской области. Разнообразие растительного и животного мира Челябинской области, особенности их распространения. Типы почв на территории Челябинской области, их основные свойства и особенности. |
Практическая работа №1: «Определение по карте географических координат различных географических объектов» Рабочая тетрадь стр. 87. Обозначение на к/к тропиков, полярных кругов, поясов освещенности. Практическая работа №2: «Определение направлений и расстояний по карте. Чтение топографической карты». Р/Т стр.88. Практическая работа № 3: «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана».
«Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых» «Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов» Практическая работа № 4: «Определение по карте географического положения крупных форм рельефа» Практическая работа №5 «Построение графика хода температур за месяц» Р/Т стр. 90 Практическая работа №6 «Построение розы ветров по имеющимся данным» Р/Т стр. 91 «Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовка облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов». Практическая работа №7 «Описание моря по географической карте» Р/Т стр. 92 Практическая работа №8 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли». Р/Т стр. 93. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. Практическая работа №9 «Знакомство с наиболее распространенными растениями и животными своей местности» Практическая работа №10 Изучение строения почвы местности. Практическая работа №11 «Описание природных зон Земли по географическим картам. Р/Т стр. 94. |
Видеофильм «Планеты Солнечной системы».
К.М. Урок № 4 Изображение земной поверхности. тренажер О.К. Практика, контроль. К.М. Урок №4 Составление плана местности тренажер К.М. Урок № 17 Изображение рельефа на географической карте. Тренажер Формы рельефа. К.М. Урок № 9 Способы съемки местности, плана местности. Урок № 22 Внутреннее строение Земли (видео) О.К. Практика, контроль. К.М. Урок № 23 Земная кора. Горные породы. О.К. Полезные ископаемые. Урок № 24 Вулканы и горячие источники. Урок № 26 Основные формы рельефа. О.К. Практика. Контроль. К.М. Урок № 27 Горы. Урок № 28 Равнины. Урок № 29 Рельеф дна Мирового океана. К.М. Урок № 31 Атмосфера воздушная оболочка Земли. К.М. Урок № 33 Температура воздуха. Урок № 34 Атмосферное давление. Презентация Ветер. К.М. Урок № 35 Видео бриз. муссоны. Видеофильм «Силы природы. Смерчи, торнадо» К.М. Урок № 37 Атмосферные осадки. К.М. Урок № 41 Гидросфера водная оболочка Земли. О.К. Практика К.М. Урок 42 Мировой океан и его части. К.М. Урок № 43 Морская вода и ее свойства. О.К. схемы волн, цунами. Приливы и отливы (видео) К.М. Урок № 44 Течения. Урок № 46. Воды суши Подземные воды. К.М. Урок № 47 Река и ее части. |
Тест «Планеты Солнечной системы». Географическое лото. Модульный урок. «Ориентирование на местности по плану с помощью компаса». Топографический диктант Задания по теме: «План и карта». Тест: «План местности»
Тест: «Географическая карта» Контрольная работа: «Определение географических координат» Заполнение таблицы: «Виды земной коры» Сообщения о горных породах и минералах. Заполнение таблицы: «Горные породы». Итоговые задания по теме учебник стр. 215 Заполнение таблицы. Строение атмосферы. Задания по теме.
Тест по теме: «Атмосфера» Картины «Острова» «Географические термины» Географический диктант: «Мировой океан и его части» Задания по теме: «Мировой океан и его части» Итоговые задания по теме учебник стр. 217 Итоговые задания по теме учебник стр. 218 Тест
Контрольная работа. |
§3 Р/Т задание 6 стр. 12
§4 Составить кроссворд по теме: «Планеты Солнечной системы». § 5 § 6 Р/Т задание 6 стр.18 § 7 Р/Т задание 5, 6 стр. 21-22 § 8 Р/Т задание 5 стр. 23. § 9 Составить рассказ о своем путешествии используя условные знаки карты. § 10 § 11 Р/Т зад. 5 стр. 30. § 12 Р/Т зад. 6 стр. 32 §13 Р/Т зад. 6 стр. 34 §14 Р/Т зад. 6 стр. 37 § 15 Р/Т зад. 4 стр. 38 §16 тест стр. 92 учебник §17. Р/Т зад. 6 стр. 42 § 18 Р/Т зад. 6 стр. 47 § 19 Р/Т зад. 6 стр. 49 § 20 § 21 Р/Т зад. 5 стр. 53 § 22 § 23 Р/Т зад. 4-5 стр. 59 § 24 Р/Т зад. 6 стр. 63 § 25 Составление сказки «Путешествие капельки» § 26 Р/Т зад. 5 стр. 67 § 27 Р/Т зад. 6 решить кроссворд стр.71 §28 Р/Т зад. 5 стр. 72 Сообщения по теме: «Жизнь в океане» §29 §30 Р/Т зад. 6 стр. 78 кроссворд. §31 §32 подготовить сообщения про обитателей степей, тайги, тундры, саванны. §33 Р/Т зад. 6 стр. 85 |
ОК – диск Образовательная коллекция
КМ.- Кирилла и Мефодия. География 6 класс.
Р/Т – рабочая тетрадь к учебнику
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»