Урок "Торговое дело на Руси" (УМК "Гармония", 3 класс)
Цели урока:
1. Формировать представления об истории возникновения торговли и денег на Руси.
2. Формировать понятия: «меновая торговля», «купец», «монета».
3. Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по УМК «Гармония»,
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 62 г.Архангельска
Дорофеевой Галины Анатольевны.
Тема урока:Торговое дело на Руси.
Цели урока:
Обучающие:
Формировать представления об истории возникновения торговли и денег на Руси.
Формировать понятия: «меновая торговля», «купец», «монета».
Учить детей давать определения историческим терминам.
Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.
Развивающие:
Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы.
Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Метапредметные
Организовать обмен мнениями на основе прочитанных текстов.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к истории.
При работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.
Воспитывать умение сотрудничать.
Задачи урока:
Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.
Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.
Повышать мотивацию детей к познанию окружающего мира, что способствует повышению уровня обученности учащихся.
Формировать понятие «уметь учиться».
Тип урока: открытие нового знания.
Формы организации учебной деятельности на уроке:
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, частично-поисковая.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся:
словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, самостоятельная работа в тетради.
Оборудование и наглядные пособия:
мультимедийная презентация «Торговое дело на Руси», учебники, тетради на печатной основе, иллюстрации товара для меновой торговли, раздаточный материал для работы в парах и группах, отрывок из видеофильма «История государства Российского. Торговля в Киевской Руси», отрывок музыкального произведения «Ярмарка».
Ход урока.
1.Орг момент.Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности
учащихся к уроку. Подготовка рабочих мест.
2. Постановка учебной задачи.
Продолжаем наше заочное путешествие по Древней Руси. Тема нашего сегодняшнего путешествия « Торговое дело на Руси» (слайд1)
Какую задачу мы поставим перед собой? ( ответы детей)
Обобщение ответов детей: узнать историю возникновения торговли на Руси.
3.Актуализация знаний
Чем занимались люди в Древней Руси? (охота, рыбалка, земледелие, ремёсла)
Представьте, что вы – жители Древней Руси: 1 колонка – охотники и рыбаки,
2 – крестьяне, 3 – ремесленники.
Сколько вы, крестьяне, выращиваете зерна, овощей? ( чтобы хватило до нового урожая, чтобы были излишки, чтобы обменять на орудия труда и другие изделия ремесленников)
Охотники, рыбаки, а вам нужно добывать больше рыбы, зверя?
Нужно ли вам, ремесленники, делать лишнюю посуду, одежду, инструменты и др. изделия?
Вывод: им нужно обменяться результатами своего труда.
4.Знакомство с понятием «меновая торговля».
Где происходил этот обмен? ( На ярмарках) (слайд 2)
Посредников тогда еще не было, обменивались товарами сами производители. Делалось это на осенних и зимних ярмарках, когда крестьяне были свободны. Такие ярмарки обычно проходили в городах. Городские власти брали пошлину (плату, часть товара ) за то, что давали возможность продать свой товар всем желающим.
Представьте, что вы попали на ярмарку. Вот ваш товар.(дети берут карточки с рисунками различных товаров)
Выходите на торговую площадь и обменяйтесь своими товарами.(слайды 3,4)
Всем ли удалось найти нужный товар?
Покажите и расскажите о результатах своего обмена.
Вывод учителя: Вы сейчас участвовали в МЕНОВОЙ ТОРГОВЛЕ, которая была свойственна нашим предкам в далекие времена.
— Давайте подумаем, чем неудобен был такой обмен товарами? (слайд 5, 6 ) (Тратили время на сбыт товара, не могли отъехать далеко от своих мест, чтобы найти покупателя, не было снаряжения для поездок в далекие края.)
Вывод: (слайд 7)
5.Купцы и их роль в организации торговли на Руси.
Создание проблемной ситуации:
Как же быть? (дети высказывают свои предположения)
Должны были появиться посредники между производителями.
Чтобы узнать кто они, давайте разгадаем кроссворд и повторим ремесла древней Руси. ( кроссворд на доске). Учитель читает задание, кто первый отгадывает, тот вписывает ответ. (из № 26 в печатной тетради)
По вертикале появляется ответ: КУПЦЫ (слайд 8)
Вместе с купцами появились и ОБМЕННЫЕ ТОВАРЫ, выполнявшие роль денег. На Руси это были шкуры куницы (слайд 9)
— Чем занимались купцы? (слайд 10)
Ответить на вопрос детям помогают иллюстрации презентации.
Сложна ли была их работа? Какие товары они ввозили в Россию? Что вывозили? Ваши предположения?( метод критического мышления «Корзина идей») Дети высказывают предположения, учитель фиксирует на доске.
Как мы можем проверить наши предположения? (энциклопедия, учебник, интернет…)
Сегодня нам поможет отрывок из фильма «История государства Российского. Торговля в Киевской Руси».( youtube.com/watch?v=HWa7jq9RLJk) (слайд 11)
Во время просмотра дети заполняют таблички, работая в парах. Приложение 1.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Натальи Кончаловской.
Послушайте стихотворение, и может еще какие-то товары добавите в свои таблички.
— Проверка таблицы в парах. (слайд 12)Самооценка своей деятельности.
— Были ли купцы в древнем Архангельске? (слайд 13)
Сообщение о Маргаритинской ярмарке (заранее подготовленные дети рассказывают, класс задает вопросы по содержанию.)
Но торговля на обменный товар тоже была неудобна. Почему? Что надо было придумать, чтобы купцы разных стран могли торговать между собой (деньги)
6.Как появились на Руси деньги?(слайд 14)
Впереди трудная работа. Необходимо внимание. Подготовимся.
Физкультминутка (игра на внимание)
— Самостоятельная работа в группах. Приложение 2.
Проверка с доской: (слайд 15,16,17)
— Из какого металла чеканились монеты? (слайд 18)
— Как называется наука, изучающая монеты? (слайд 19)
— Металлические деньги были очень долговечны, но тяжелы. А поэтому тоже неудобны для дальних поездок купцов. Их заменили бумажные деньги. Первые бумажные деньги назывались АССИГНАЦИЯМИ. (слайд 20)
— Современные деньги. Чем отличаются от древних? (слайд 21).
— Работа в тетради №28, 29 стр. 47(индивидуально.) Взаимопроверка.
7.Итог урока.
Путешествие подходит к концу и пора подвести итоги. Вспомним какую задачу мы ставили?
Смогли ли мы её решить?
Что вы узнали на уроке?
Изменилось ли в наше время значение денег?
Как называют человека, который собирает старинные монеты?
8.Рефлексивно – оценочная деятельность.
Что больше всего понравилось на уроке? Если вам захочется узнать больше о торговле на Руси, как вы это сделаете? Я довольна вашей работой на уроке. Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах листочки с изображением смайликов, отметьте того, у которого настроение такое же как и у вас.
9.Домашнее задание:№ 30 в тетради, учебник на стр.140 -143. По желанию подготовить рассказ о торговле от имени купца.
Спасибо за работу! (слайд 22)
Приложение 1.
Ввозили из других стран |
Вывозили из Руси |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2.
Прочитайте текст в учебнике на стр. 142 -143
Выполните задания.
1.Укажи цифрами последовательность появления денег на Руси.
Монеты, бумажные деньги, обменный товар, гривны.
2.Соотнеси слова и их значения.
Копейка — отрубленный слиток серебра
Монета — мелкая монета с изображением «ездеца»
Рубль — металлические монеты с чеканкой
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по УМК "Гармония",
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 62 г.Архангельска
Дорофеевой Галины Анатольевны.
Тема урока: Торговое дело на Руси.
Цели урока:
Обучающие:
-
Формировать представления об истории возникновения торговли и денег на Руси.
-
Формировать понятия: «меновая торговля», «купец», «монета».
-
Учить детей давать определения историческим терминам.
-
Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.
Развивающие:
-
Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы.
-
Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.
-
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Метапредметные
-
Организовать обмен мнениями на основе прочитанных текстов.
Воспитывающие:
-
Воспитывать интерес к истории.
-
При работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.
-
Воспитывать умение сотрудничать.
Задачи урока:
-
Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.
-
Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.
-
Повышать мотивацию детей к познанию окружающего мира, что способствует повышению уровня обученности учащихся.
-
Формировать понятие «уметь учиться».
Тип урока: открытие нового знания.
Формы организации учебной деятельности на уроке:
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, частично-поисковая.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся:
словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, самостоятельная работа в тетради.
Оборудование и наглядные пособия:
мультимедийная презентация «Торговое дело на Руси», учебники, тетради на печатной основе, иллюстрации товара для меновой торговли, раздаточный материал для работы в парах и группах, отрывок из видеофильма «История государства Российского. Торговля в Киевской Руси», отрывок музыкального произведения «Ярмарка».
Ход урока.
1.Орг момент. Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности
учащихся к уроку. Подготовка рабочих мест.
2. Постановка учебной задачи.
Продолжаем наше заочное путешествие по Древней Руси. Тема нашего сегодняшнего путешествия « Торговое дело на Руси» (слайд1)
Какую задачу мы поставим перед собой? ( ответы детей)
Обобщение ответов детей: узнать историю возникновения торговли на Руси.
3.Актуализация знаний
Чем занимались люди в Древней Руси? (охота, рыбалка, земледелие, ремёсла)
Представьте, что вы – жители Древней Руси: 1 колонка – охотники и рыбаки,
2 – крестьяне, 3 – ремесленники.
Сколько вы, крестьяне, выращиваете зерна, овощей? ( чтобы хватило до нового урожая, чтобы были излишки, чтобы обменять на орудия труда и другие изделия ремесленников)
Охотники, рыбаки, а вам нужно добывать больше рыбы, зверя?
Нужно ли вам, ремесленники, делать лишнюю посуду, одежду, инструменты и др. изделия?
Вывод: им нужно обменяться результатами своего труда.
4.Знакомство с понятием «меновая торговля».
Где происходил этот обмен? ( На ярмарках) (слайд 2)
Посредников тогда еще не было, обменивались товарами сами производители. Делалось это на осенних и зимних ярмарках, когда крестьяне были свободны. Такие ярмарки обычно проходили в городах. Городские власти брали пошлину (плату, часть товара ) за то, что давали возможность продать свой товар всем желающим.
Представьте, что вы попали на ярмарку. Вот ваш товар.(дети берут карточки с рисунками различных товаров)
Выходите на торговую площадь и обменяйтесь своими товарами.(слайды 3,4)
Всем ли удалось найти нужный товар?
Покажите и расскажите о результатах своего обмена.
Вывод учителя: Вы сейчас участвовали в МЕНОВОЙ ТОРГОВЛЕ, которая была свойственна нашим предкам в далекие времена.
- Давайте подумаем, чем неудобен был такой обмен товарами? (слайд 5, 6 ) (Тратили время на сбыт товара, не могли отъехать далеко от своих мест, чтобы найти покупателя, не было снаряжения для поездок в далекие края.)
Вывод: (слайд 7)
5.Купцы и их роль в организации торговли на Руси.
Создание проблемной ситуации:
Как же быть? (дети высказывают свои предположения)
Должны были появиться посредники между производителями.
Чтобы узнать кто они, давайте разгадаем кроссворд и повторим ремесла древней Руси. ( кроссворд на доске). Учитель читает задание, кто первый отгадывает, тот вписывает ответ. (из № 26 в печатной тетради)
По вертикале появляется ответ: КУПЦЫ (слайд 8)
Вместе с купцами появились и ОБМЕННЫЕ ТОВАРЫ, выполнявшие роль денег. На Руси это были шкуры куницы (слайд 9)
- Чем занимались купцы? (слайд 10) Ответить на вопрос детям помогают иллюстрации презентации.
Сложна ли была их работа? Какие товары они ввозили в Россию? Что вывозили? Ваши предположения?( метод критического мышления «Корзина идей») Дети высказывают предположения, учитель фиксирует на доске.
Как мы можем проверить наши предположения? (энциклопедия, учебник, интернет…)
Сегодня нам поможет отрывок из фильма «История государства Российского. Торговля в Киевской Руси».( youtube.com/watch?v=HWa7jq9RLJk) (слайд 11)
Во время просмотра дети заполняют таблички, работая в парах. Приложение 1.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Натальи Кончаловской.
Послушайте стихотворение, может, еще какие-то товары добавите в свои таблички.
- Проверка таблицы в парах. (слайд 12)Самооценка своей деятельности.
- Были ли купцы в древнем Архангельске? (слайд 13)
Сообщение о Маргаритинской ярмарке (заранее подготовленные дети рассказывают, класс задает вопросы по содержанию.)
Но торговля на обменный товар тоже была неудобна. Почему? Что надо было придумать, чтобы купцы разных стран могли торговать между собой (деньги)
6.Как появились на Руси деньги? (слайд 14)
Впереди трудная работа. Необходимо внимание. Подготовимся.
Физкультминутка (игра на внимание)
- Самостоятельная работа в группах. Приложение 2.
Проверка с доской: (слайд 15,16,17)
- Из какого металла чеканились монеты? (слайд 18)
- Как называется наука, изучающая монеты? (слайд 19)
- Металлические деньги были очень долговечны, но тяжелы. А поэтому тоже неудобны для дальних поездок купцов. Их заменили бумажные деньги. Первые бумажные деньги назывались АССИГНАЦИЯМИ. (слайд 20)
- Современные деньги. Чем отличаются от древних? (слайд 21).
- Работа в тетради №28, 29 стр. 47(индивидуально.) Взаимопроверка.
7.Итог урока.
Путешествие подходит к концу и пора подвести итоги. Вспомним, какую задачу мы ставили?
Смогли ли мы её решить?
Что вы узнали на уроке?
Изменилось ли в наше время значение денег?
Как называют человека, который собирает старинные монеты?
8.Рефлексивно – оценочная деятельность.
Что больше всего понравилось на уроке? Если вам захочется узнать больше о торговле на Руси, как вы это сделаете? Я довольна вашей работой на уроке. Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах листочки с изображением смайликов, отметьте того, у которого настроение такое же, как и у вас.
9.Домашнее задание: № 30 в тетради, учебник на стр.140 -143. По желанию подготовить рассказ о торговле от имени купца.
Спасибо за работу! (слайд 22)
Приложение 1.
Ввозили из других стран |
Вывозили из Руси |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2.
Прочитайте текст в учебнике на стр. 142 -143
Выполните задания.
1.Укажи цифрами последовательность появления денег на Руси.
Монеты, бумажные деньги, обменный товар, гривны.
2.Соотнеси слова и их значения.
Копейка - отрубленный слиток серебра
Монета - мелкая монета с изображением «ездеца»
Рубль - металлические монеты с чеканкой
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО