Мир рассказов А. П. Чехова. "Хирургия"
Тип материала: Электронный образовательный ресурс (ЭОР)
просмотров: 2331 комментариев: 1
Тема: Мир рассказов А. П. Чехова. «Хирургия».
Цели: Ввести учащихся в мир рассказов А. П. Чехова, сформировать представления о юморе и сатире.
С использованием мультимедийной презентации
План.
-
Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
Биография писателя (выступление детей с использованием презентации).
Слайды 3 - 22.
-
Актуализация знаний.
1) Игра «Узнай произведение по строкам текста» и выбери иллюстрацию.
2) Работа с иллюстрациями.
- Объяснить, какой эпизод изображен художником.
-
В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… («Толстый и тонкий»).
-
Не рассуждайте, если у вас рот раскрыт… Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки… Этот – раз плюнуть …. («Хирургия»).
-
Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай все-таки я взял с собой три револьвера. А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться… («Пересолил»).
-
“Придя домой, Червяков рассказал жене о своём невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему: она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов “чужой”, успокоилась. “- А всё-таки ты сходи, извинись, - сказала она. – Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь” («Смерть чиновника»).
-
Постановка целей и задач. Работа с терминами (теория литературы), слайды 24-27.
Особенности рассказов Чехова (слайд 29);
Предыстория рассказа «Хирургия» (слайд 30);
Предыстория (Брат писателя рассказывал, что Антон Павлович на врачебной практике в одной из больниц однажды видел, как неопытный студент, заменяя занятого другим пациентом врача, удалил у больного здоровый зуб, а на больном зубе сломал коронку. Пациент выругался и ушёл. А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А. П. Чехов.
Создание проблемной ситуации.
Инсценировка рассказа.
Работа над рассказом «Хирургия».
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
-
Композиция и сюжет рассказа (слайды 31-32);
-
Беседа по вопросам (учащиеся работают в парах):
- Осматривает ли Курятин больного?
- Каким образом он принимает решение?
- Как вы понимаете фразу: «Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы»?
-
Фельдшер говорит, что хирургия —
пустяки, раз плюнуть, что он все сделает
в мгновение ока, а минуту спустя: «Сразу
нельзя». Как вы объясняете его поведение?
-
Какие черты характера раскрывает портрет
фельдшера? - Какое значение имеют его
истрепанные триковые брюки и зловоние
его сигары? Для чего автор описывает
бородавку, похожую на муху, и красный
платок дьячка?
- Что в речи фельдшера
говорит о его профессии, образовании,
характере?
— Что
высмеивается в образе дьячка Вонмигласова?
Он благочестив на самом деле или только
внешне? Как в его словах сочетаются
смирение, кротость с грубостью и
несдержанностью?
— Как
постепенно раскрывается в рассказе
переход от благочестивого тона, от
льстивости к раздражению, от
церковно-славянского языка к просторечию?
Зачем автор ставит рядом такие слова,
как «иерей» и «гугнив»? Почему дьячок
в конце рассказа забирает свою
просфору?
— Постарайтесь
найти в описаниях фельдшера и дьячка
сходство, некоторые параллелизмы,
перекличку. Чем вы объясняете эти
совпадения?
— Как
вы оцениваете слова Курятина о том, что
он рвал зуб самому господину Египетскому,
о котором он говорит: «Образованность...
один костюм сто рублей стоит»?
— Над
чем смеется в этом рассказе Чехов? Только
ли смешон этот рассказ?
-
Какие же качества высмеивает Чехов и почему говорят, что у Чехова «Смех сквозь слезы»?
-
Самостоятельная работа с тестом и самопроверка.
- Какие слова помогают передать движение?
- Какая часть речи помогает передать картину сражения?
- Как используется звукопись?
- Какие слова усиливают ужас от происходящего?
7. Итог урока. Рефлексия.
8. Д/з. Нарисовать иллюстрации к рассказу.
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности»
Доработайте Ваш материал согласно Требований Портала Учмет. Подробнее я отправила Вам личным сообщением.
С уважением, Львова С.А.