В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Урок природоведения "Жизнь на разных материках" (5 класс)

Урок природоведения "Жизнь на разных материках" (5 класс)

Ирина Галковская
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12 голосов:2просмотров: 20656 комментариев: 1
Краткое описание
создать условия для  расширения представлений учащихся о многообразии животного и растительного мира различных материков нашей планеты.
Описание
Цель урока: создать условия для расширения представлений учащихся о многообразии животного и растительного мира различных материков нашей планеты.


Задачи урока: образовательные — сформировать представления о растениях и животных обитающих на разных материках планеты;
развивающие – развивать умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, умение описывать природные объекты по предлагаемым критериям, использовать дополнительные источники информации, работать в группе, готовить краткие сообщения с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала;

воспитательные – заставить задуматься о необходимости бережного отношения к живым организмам нашей планеты, исходя из знаний об уникальности каждого вида на Земле.


Форма организации работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы:
репродуктивный
,
частично-поисковый,
проектный(мини проект).

Оборудование: интерактивная доска (любая), проектор мультимедийный, интерактивная презентация, карточка с кроссвордом (раздаточный на каждую парту(приложение 3)), карточки для групповой работы с дополнительным материалом (приложения 1 и 2), флеш – пособия «Расставь материки правильно» и «Откуда мы родом» (коллекция ЦОР), видеофрагмент «Гигантская секвойя» (коллекция ЦОР), жетоны с рисунками транспортных средств по числу учеников в классе, листки бумаги с изображением мишени для рефлексии.
Ход урока
I.Организационный момент (1 минута)
II.Проверка домашнего задания (5 — 7 минут)
(самостоятельная работа учащихся по вариантам: 1 вариант выполняет задание по карточкам (приложение 3), 2 вариант работает по заданию на слайдах №2 и 3.Проверка 2 варианта осуществляется фронтально после выполнения работы щелчком мыши по названиям сред; проверка работы 1 варианта осуществляется при переходе на слайд№4 )

1 вариант
Выбрать правильное высказывание из числа предложенных
1.В природе существует три среды обитания: наземная, воздушная, почвенная.
2.Для наземно- воздушной среды характерны резкие перепады температур
3.Водные животные обитающие на больших глубина преимущественно растительноядные.
4.В почве могут жить только черви и бактерии.
5. У бобров и выдр на лапах имеются перепонки, что характерно для многих водных животных.
6.В воде живут только те животные, у которых есть жабры для дыхания.
7. Большинство животных обитает в наземно-воздушной среде.
8. Животные засушливых мест имеют специальные приспособления для запасания и экономного расходования воды.
9. Животные, населяющие почвенную среду, имеют обычно маленькие глаза или вовсе лишены зрения.
10. У кротов хорошо развито обоняние.
2 вариант
Распределить предложенных на слайде животных и растений по средам обитания.
III.Изучение нового материала
3.1. Актуализация знаний (3-5 минут)
Сегодня нам предстоит большое и интересное кругосветное путешествие. Мы познакомимся с животными и растениями населяющими разные материки нашей планеты Но прежде вспомним, какие материки нам известны.

(фронтально решение кроссворда, визуализация ответа щелчком мыши по овалам желтого цвета на слайде №5)





1







А













2























3



























4



















5


























  1. Самый большой материк.
  2. Самый маленький материк.
  3. Самый жаркий материк.
  4. Самый холодный материк.
  5. Крупнейший остров нашей планеты.


При решении кроссворда мы упомянули все материки нашей планеты? Назовите те материки, о которых забыли. Перед вами карта полушарий(демонстрация пособия из коллекции ЦОР «Расставь материки по местам». Но что это? Как же нам путешествовать без карты? Нужно ее срочно восстановить. Расположите на карте все материки по своим местам.
(работа у доски учащегося с интерактивным заданием из коллекции ЦОР «Материки на карте полушарий: расставь по местам»)

Ребята, у нас мало времени и мы не сможем путешествовать вместе. Я предлагаю сформировать группы экспедиции по числу материков. (ребята на входе в класс получили жетоны с изображением транспортного средства). В Африку полетят исследователи на воздушном шаре, в Южную Америку – на вертолете, в Северную Америку летит самолет, В Антарктиду доберемся на подводной лодке, в Австралию поплывет корабль, ну а в Евразии будем путешествовать на автомобиле. Экспедициям предстоит собрать материал о своих материал и подготовить отчет для тех ребят, кто не побывал на вашем материке.
3.2. Животные и растения материков ( 12 -15 минут)
Итак у нас есть карта (стр. 126 учебника), план работы экспедиции (слайд 7), дополнительные материалы и ваш учебник. В добрый путь!( групповая работа с использованием дополнительных материалов, учебника и карты на стр.126 учебника)

3.3.Физкультминутка (1 минута)
(автор физкультминутки учитель начальных классов Берестовская Н.А.)
Ребята, вы много работали в экспедиции писали отчет о ней, а потом добирались домой. Перед тем как вы сообщите свои результаты, я предлагаю немножко отдохнуть.
3.4.Отчет экспедиций. (14 минут)
(Перед классом выступает руководитель экспедиции. Для иллюстрации выступления используется видеоряд. На слайде8, нажав на кнопку с названием материка можно попасть на любой видеоряд).Возврат к слайду № 8 осуществляется по управляющей кнопке «домой» в конце видеоряда).

IV. Закрепление (2 минуты)
(выполнение тестового задания флеш – пособия из коллекции ЦОР «Откуда мы родом»)

V. Рефлексия и оценка работы (1-2 минуты)
(использование приема рефлексивная мишень (слайд49))

На листках с изображением мишени учащиеся ставят значки «+» в том секторе, который соответствует их оценке урока ( 3,4 или 5 баллов) Мишень разделена осями на 4 части: «узнал новое», «буду использовать», «расскажу друзьям», «было интересно».При выходе из класса мишени прикрепляются магнитами к доске.
VI.Домашнее задание. (1 минута)
Стр.123-128; составить синквейн на тему «Животное любого материка»
Использованные ресурсы
1. http://www.raznyestrany.com/rastitelnost_antarktidy.html Растительность Антарктиды
2.http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция ЦОР
3.Плешаков А.А Природоведение.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М.: Дрофа,2009
4.Физминутка учителя начальных классов Берестовской Н.А.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Пояснительная записка.doc Скачать

Пояснительная записка

Физкультминутка для кистей рук: «Делай как я!» № 1

Возраст от 6 до 14 лет – период активного совершенствования мышечной и костной системы. Неуравновешенность возбудительно - тормозных процессов ЦНС обуславливает быструю утомляемость учащихся.

Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса, нарушение подчерка, снижение работоспособности. Возникает необходимость внедрения в учебный процесс разных форм двигательной нагрузки.

Физкультминутка как основная форма двигательной нагрузки на уроке должна использоваться на каждом уроке 2-3 раза (упражнения для глаз, для улучшения слуха, дыхательная гимнастика и т.д.).

Физкультминутка составляет 1, 13 мин., состоит из шести основных упражнений, повторяемых по 4-6 раз. Все упражнения в физкультминутке способствуют снятию напряжения в кистях рук учащихся, выполняются непосредственно на рабочем месте ученика.

При выполнении упражнений для кистей рук одновременно выполняется гимнастика для глаз. Учащиеся фиксируют взгляд на экран и на кисти рук.

Физкультминутка выполняется под звуковое сопровождение «Усатый нянь».



Автор презентации

Берестовская Наталья Александровна,

учитель начальных классов.

конспект урока.doc Скачать

Всероссийский дистанционный конкурс «К вершинам мастерства»ТГ «География», ТГ «Краеведение»


МБОУ Петровская СОШ Урюпинского района Волгоградской области учитель биологии Галковская И.И.

Тема урока «Жизнь на разных материках» природоведение 5 класс. (стр. 3 из 3)


Цель урока: создать условия для расширения представлений учащихся о многообразии животного и растительного мира различных материков нашей планеты.


Задачи урока: образовательные - сформировать представления о растениях и животных обитающих на разных материках планеты;

развивающие – развивать умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, умение описывать природные объекты по предлагаемым критериям, использовать дополнительные источники информации, работать в группе, готовить краткие сообщения с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала;

воспитательные – заставить задуматься о необходимости бережного отношения к живым организмам нашей планеты, исходя из знаний об уникальности каждого вида на Земле.


Форма организации работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.


Методы: репродуктивный , частично-поисковый, проектный(мини проект).


Оборудование: интерактивная доска (любая),проектор мультимедийный, интерактивная презентация, карточка с кроссвордом (раздаточный на каждую парту(приложение 3)), карточки для групповой работы с дополнительным материалом (приложения 1 и 2),флеш – пособия «Расставь материки правильно» и «Откуда мы родом» (коллекция ЦОР), видеофрагмент «Гигантская секвойя» (коллекция ЦОР),жетоны с рисунками транспортных средств по числу учеников в классе, листки бумаги с изображением мишени для рефлексии.



Ход урока


I.Организационный момент (1 минута)


II.Проверка домашнего задания (5 - 7 минут)

(самостоятельная работа учащихся по вариантам: 1 вариант выполняет задание по карточкам (приложение 3), 2 вариант работает по заданию на слайдах №2 и 3.Проверка 2 варианта осуществляется фронтально после выполнения работы щелчком мыши по названиям сред; проверка работы 1 варианта осуществляется при переходе на слайд№4 )

1 вариант

Выбрать правильное высказывание из числа предложенных

1.В природе существует три среды обитания: наземная, воздушная, почвенная.

2.Для наземно- воздушной среды характерны резкие перепады температур

3.Водные животные обитающие на больших глубина преимущественно растительноядные.

4.В почве могут жить только черви и бактерии.

5. У бобров и выдр на лапах имеются перепонки, что характерно для многих водных животных.

6.В воде живут только те животные, у которых есть жабры для дыхания.

7. Большинство животных обитает в наземно-воздушной среде.

8. Животные засушливых мест имеют специальные приспособления для запасания и экономного расходования воды.

9. Животные, населяющие почвенную среду, имеют обычно маленькие глаза или вовсе лишены зрения.

10. У кротов хорошо развито обоняние.


2 вариант

Распределить предложенных на слайде животных и растений по средам обитания.



III.Изучение нового материала


3.1. Актуализация знаний (3-5 минут)

Сегодня нам предстоит большое и интересное кругосветное путешествие. Мы познакомимся с животными и растениями населяющими разные материки нашей планеты Но прежде вспомним, какие материки нам известны.

(фронтально решение кроссворда, визуализация ответа щелчком мыши по овалам желтого цвета на слайде №5)




1

 

 

 

А

 

 

 




2

 

 

 

 

 

 

 

 




3

 

 

 

 

 









4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 




  1. Самый большой материк.

  2. Самый маленький материк.

  3. Самый жаркий материк.

  4. Самый холодный материк.

  5. Крупнейший остров нашей планеты.


При решении кроссворда мы упомянули все материки нашей планеты? Назовите те материки, о которых забыли. Перед вами карта полушарий (демонстрация пособия из коллекции ЦОР «Расставь материки по местам». Но что это? Как же нам путешествовать без карты? Нужно ее срочно восстановить. Расположите на карте все материки по своим местам.


(работа у доски учащегося с интерактивным заданием из коллекции ЦОР «Материки на карте полушарий: расставь по местам»)

Ребята, у нас мало времени и мы не сможем путешествовать вместе. Я предлагаю сформировать группы экспедиции по числу материков. (ребята на входе в класс получили жетоны с изображением транспортного средства). В Африку полетят исследователи на воздушном шаре, в Южную Америку – на вертолете, в Северную Америку летит самолет, В Антарктиду доберемся на подводной лодке, в Австралию поплывет корабль, ну а в Евразии будем путешествовать на автомобиле. Экспедициям предстоит собрать материал о своих материал и подготовить отчет для тех ребят, кто не побывал на вашем материке.


3.2. Животные и растения материков ( 12 -15 минут)

Итак у нас есть карта (стр. 126 учебника), план работы экспедиции (слайд 7), дополнительные материалы и ваш учебник . В добрый путь!( групповая работа с использованием дополнительных материалов, учебника и карты на стр.126 учебника)


3.3.Физкультминутка (1 минута)

(автор физкультминутки учитель начальных классов Берестовская Н.А.)

Ребята, вы много работали в экспедиции писали отчет о ней, а потом добирались домой. Перед тем как вы сообщите свои результаты, я предлагаю немножко отдохнуть.


3.4.Отчет экспедиций. (14 минут)

(Перед классом выступает руководитель экспедиции. Для иллюстрации выступления используется видеоряд. На слайде8, нажав на кнопку с названием материка можно попасть на любой видеоряд).Возврат к слайду № 8 осуществляется по управляющей кнопке «домой» в конце видеоряда).


IV. Закрепление (2 минуты)

(выполнение тестового задания флеш – пособия из коллекции ЦОР «Откуда мы родом»)


V. Рефлексия и оценка работы (1-2 минуты)

(использование приема рефлексивная мишень (слайд49))

На листках с изображением мишени учащиеся ставят значки «+» в том секторе, который соответствует их оценке урока ( 3,4 или 5 баллов) Мишень разделена осями на 4 части: «узнал новое», «буду использовать», «расскажу друзьям», «было интересно».При выходе из класса мишени прикрепляются магнитами к доске.


VI.Домашнее задание. (1 минута)

Стр.123-128; составить синквейн на тему «Животное любого материка»




Использованные ресурсы


1. http://www.raznyestrany.com/rastitelnost_antarktidy.html Растительность Антарктиды

2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция ЦОР

3.Плешаков А.А Природоведение.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М.: Дрофа,2009

4.Физминутка учителя начальных классов Берестовской Н.А.

пояснит зап.doc Скачать

МБОУ Петровская СОШ Урюпинского района Волгоградской области

Учитель биологии высшей квалификационной категории Галковская Ирина Ивановна

Пояснительная записка

Автор(ы) материала (ФИО полностью)

Галковская Ирина Ивановна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель биологии

Образовательное учреждение

(полное наименование ОУ, адрес)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Петровская средняя общеобразовательная школа; Урюпинский район Волгоградская область хутор Петровский, улица Ленина 54 а.

Название материала

Урок- путешествие «Жизнь на разных материках»

Класс (возраст)

5 класс

Предмет

Природоведение

УМК, авторы образовательной программы, к которому относится ресурс

Программа А.А.Плешакова, Н.И.Сонина Природоведение, 5 класс, М.: «Дрофа»,2007

Плешаков А.А Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М.: Дрофа,2009


Вид ресурса (конспект урока, название технологии, методического приема и т.д.)

Конспект урока с интерактивной презентацией. Технологии личностно-ориентированного, группового обучения, информационно-коммуникативные. Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проектов. Приемы: слушание, обсуждение, самостоятельная работа, отчет групп о результатах своей деятельности, самопроверка.

Цели, задачи материала

Цель урока: создать условия для расширения представлений учащихся о многообразии животного и растительного мира различных материков нашей планеты.


Задачи урока: образовательные - сформировать представления о растениях и животных обитающих на разных материках планеты;

развивающие – развивать умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, умение описывать природные объекты по предлагаемым критериям, использовать дополнительные источники информации, работать в группе, готовить краткие сообщения с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала;

воспитательные – заставить задуматься о необходимости бережного отношения к живым организмам нашей планеты, исходя из знаний об уникальности каждого вида на Земле.

Цель использования презентации: повышение наглядности, динамичности урока; контроль усвоения материала с визуализацией ответов; активизация познавательной деятельности


Среда, редактор, в котором выполнен ресурс

Microsoft Office 2003, ppt, doc.

Необходимое оборудование и материалы для занятия

Интерактивная доска (любая),проектор мультимедийный, интерактивная презентация (52 слайда), карточка с кроссвордом (раздаточный на каждую парту), карточки для групповой работы с дополнительным материалом, флеш – пособия «Расставь материки правильно» и «Откуда мы родом» (коллекция ЦОР), видеофрагмент «Гигантская секвойя» (коллекция ЦОР),жетоны с рисунками транспортных средств по числу учеников в классе, листки бумаги с изображением мишени для рефлексии.


Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования).

Конспект урока с интерактивной презентацией. На этапе проверки знаний на слайдах 2 и 3 отображаются тестовые задания. Визуализация правильных ответов осуществляется щелчком мыши по желтым прямоугольникам с названием среды обитания. Слайд 4 необходим для быстрой проверки выполнения самостоятельной работы учащихся по заданию карточки. Слайд 5 визуализирует ответы решенного кроссворда на этапе актуализации. Слайд 6 и 7 необходим при организации групповой работы на уроке. Слайд 8 является «командным» для организации демонстрации видеорядов. Видеоряды являются поддержкой для устного отчета групп по выполненной работе. Слайд 48- рефлексивная мишень

Методические рекомендации по использованию

Используется на протяжении всего урока. На входе в класс учитель раздает детям жетоны с изображением транспортных средств. Данные жетоны необходимы для быстрой организации групповой работы на уроке. В каждой группе должны оказаться ученики с разным уровнем знаний. Так как урок насыщен и на нем присутствует практическая работа учеников, возможно, исключить этап закрепления (в случае нехватки времени на уроке). На этапе рефлексии интереснее работать с интерактивной доской, на которой с помощью стилуса учащиеся ставят знаки «+» в выбранном ими секторе мишени. В результате будет хорошо виден всему классу эмоциональный итог урока.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники


Плешаков А.А Природоведение.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М.: Дрофа,2009

Физминутка учителя начальных классов Берестовской Н.А.

http://www.raznyestrany.com/rastitelnost_antarktidy.html Растительность Антарктиды

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция ЦОР







2012 год

приложение 1.doc Скачать

Приложение № 1

Карточки с дополнительным материалом для работы групп учащихся


Евразия


На этом материке находится наша страна, о природе которой вам уже много известно. Мы отравимся с вами в Юго-Восточную Азию. Здесь растет удивительное растение, которое называют «сыном воды и солнца». Для этого растения устраивают особые поля, которые как бассейн заполняются водой. Рассаду высаживают прямо в воду. Пропалывают это растение и собирают урожай часто с небольших лодок. Выращивать его стали около 7 тыс. лет назад. Из зерна производят крупу, крахмал, масло; из соломы – бумагу, картон, плетеные изделия. Это рис. На территории нашей страны его выращивают в Краснодарском Крае.

В Юго-Восточной Азии обитает удивительное животное – большая панда. Это животное уникальное, настоящая жемчужина среди диких зверей и очень красивая. Туловище большой панды удлиненное, на лапах она приземистая, формы тела округлые, морда короткая. Уши черные, вокруг глаз черные круги, будто зверь в роговых очках. На лапах черные «чулки», на груди черный жилет, а на остальных частях туловища шерсть белая. И в том удивительный контраст. Когти на всех четырех широких лапах длиной около 3 см, пальцы подвижны и частично втягиваются. Хвост белый, короткий длиной не более 20 см. У взрослых животных высота в плечах до 70 см, а длина тела до 170 м. Взрослые самцы достигают массы 150-180 кг, самки несколько легче. Места обитания густые труднопроходимые бамбуковые леса, покрывающие крутые горные склоны на высоте 2000-3800 м над уровнем моря. Плотность бамбука настолько велика, что видимость не превышает нескольких метров, но панды передвигаются в этих чащобах с удивительной быстротой и маневренностью. Живут они одиночками.

Изображение большой панды – эмблема Всемирного фонда охраны природы, международной организации, созданной в 1961 г. Для оказания материальной помощи в охране дикой природы там. где она находится под угрозой исчезновения.


Рис. Эмблема с пандой Рис. Рис


Рис. Рисовое поле Рис. Панда ест только бамбук Рис. Благородный олень



Африка.


Здесь обитают самые крупные наземные животные нашей планеты. Здесь растут удивительные растения. Одно из них баобаб. Высота ствола до 20 м, диаметр 4-10 метров. Его мягкая древесина, как губка, может накопить до 120 т воды. В сухой, жаркий период года сбрасывает листья, поэтому легко переносит длительную засуху. Дерево немного «худеет», но после дождя опять «полнеет». Живет дерево до 5 тыс. лет. Враг баобаба слон, он любит полакомиться рыхлой, сочной древесиной баобаба во время периода засухи, когда не хватает влаги.

В Африке обитает самое высокое животное на свете – жираф. Человеку трудно охватить жирафа одним взглядом. Прямо перед собой он видит колени животного, потом, поднимая глаза, обозревает передние похожие на ходули ноги, плотную грудь, непомерно длинную шею и, наконец завершающую ее маленькую нелепую голову. Морда жирафа, его большие карие глаза, окаймленные густыми черными ресницами, выглядят очень кроткими и симпатичными, но уши его кажутся слишком большими, а голова увенчана двумя или несколькими рожками, которые придают животному вечно изумленный вид. Высота тела до 5,5 м, масса до 1000 кг. Жираф обладает чутким слухом и острым зрением. Он замечает врагов на большом расстоянии, а относительно короткие, но мощные задние ноги позволяют ему молниеносно рвануть с места. Убегающий жираф способен довольно долго выдерживать очень высокую скорость – иной раз более 60 км в час. Это помогает ему без труда оставить далеко позади себя льва – единственного хищника, достаточно крупного и сильного, чтобы считать жирафа дичью. Но даже царь зверей дважды подумает, прежде чем бросится на взрослого самца-жирафа. Ведь если он не сумеет захватить его врасплох (а надежда на это плоха), ему грозит почти верная гибель под страшными ударами острых копыт, оборонительного оружия жирафа.



Рис. Ствол баобаба Рис. Ствол баобаба в засушливый период

















Северная Америка.


Среди растений этого материка особенно удивительны растущие в Кордильерах вечнозеленые хвойные деревья секвойи. Высота дерева 100 м, диаметр 6-11 м. Живет 2000-4000 тыс. лет. Толщина коры может достигать 40-60 см. Древесина не гниет в воде, ее не трогают грибы и насекомые из-за большого содержания дубильного вещества танина. Поджечь древесину очень трудно, и, хотя молния довольно часто попадает в огромные секвойи, пожаров практически не бывает. В 1893 г. В США была повалена секвойя, на что ушло 22 дня. Диаметр ствола оказался равен 10 м. В дальнейшее на пне этого дерева бала устроена танцевальная площадка. На ней одновременно танцевали 16 пар, играл оркестр из 4 человек, и еще 20 человек стояли на пне вокруг танцующих.

Из животных Северной Америки назовем одного зверька, которого здесь знают все. Он ни от кого не прячется: широкими белыми полосами на почти черном теле издалека привлекает внимание. Честно предупреждая врага, он сначала топает передними лапами, а затем задирает хвост, как сигнальный флажок, открывает анальные железы, из которых в случае необходимости брызнет струя вонючей жидкости. Жидкость имеет отвратительный запах, такой , что не выдерживают ни звери, ни люди – убегают подальше. Он спокойно занимается своими делами при приближении хищника, словно не испытывая ни малейшего страха. Этот равнодушный вид обманчив: характер у зверька достаточно свирепый; вынужденный вступить в бой, он демонстрирует и силу, и яростное упорство. Называют этого зверька полосатый скунс.


Рис. Ствол секвойи Рис. Скунс полосатый


Рис. Шишка секвойи( 30 см. длины) Рис. Енот - полоскун







Южная Америка


Это самый влажный материк на свете. Здесь протекает самая полноводная река мира Амазонка. Виктория регия растет в речных заводях некоторых притоков Амазонки. Это наиболее крупное водное растение. Округлые листья достигают в ширину 2 м и полностью вырастают в течении всего нескольких дней. На таком листе может сидеть ребенок. Большие белые ароматные цветы распускаются в вечерние часы, а утром опять закрываются. У листьев снизу мощные поддерживающие перепонки, а приподнятые края листа защищают его верхнюю часть от замачивания. Цветок вырастает на длинном иглистом стебле и на несколько сантиметров поднимается над водой, достигая в ширину 40 см.В Южной Америке обитает самая большая бабочка в мире – совка агриппина, с размахом крыльев почти 30 см. Крылья передние удлиненные треугольные, серого или бурого цвета. Бабочки активны ночью или в сумерки. Жук дровосек-титан достигающий длинной до 18 см, самый большой в мире. Ведет ночной образ жизни, что характерно для большинства близкородственных видов. В сумерках активность жуков возрастает, они выползают из дневных укрытий (лесная подстилка, дупла, гнилые пни) поднимаются на возвышения и взлетают. Самцы очень чувствительны к свету, поскольку в световые ловушки ученых самки попадают крайне редко.



Рис.Совка агриппина Рис.Дровосек- титан



Рис. Виктория регия Рис. Броненосец



Рис. Муравьед






Австралия


Это самый маленький и засушливый материк на Земле. Здесь произрастают эвкалипты. Это вечнозеленые деревья и кустарники. Деревья высотой до 100 м. Растут быстро до 5 м в год, живут до 500 лет.

Наиболее известное сумчатое животное Австралии – кенгуру. Обитают эти прыгуны в лесах, горах и на открытых пространствах. Всего насчитывается около 50 видов кенгуру.

Самый маленький _ мускусный. Его тело не превышает длиной 40 см, массой 0,5 кг. Самый большой – серый. Он может быть длиной до 3 м, массой около 30 кг. Это придел величины среди сумчатых. Детеныш рождается размером с грецкий орех и весит 1-2 г. Новорожденный слепой, голый, без ушей. Попав к маме в сумку, он настолько слаб, что молоко не сосет, оно само взбрызгивается ему в рот. Через 6-8 месяцев после рождения кенгуренок покидает сумку и начинает вести самостоятельный образ жизни, но далеко от матери не удаляется. И смешно бывает, когда, испугавшись чего-либо, уже взрослый кенгуренок бросается к матери и с разбегу ныряет в свою бывшую «крепость». Но теперь она его не спасает. Хотя голова и шея спрятались, большая часть туловища, задние ноги и длинный хвост торчат наружу.



Рис. Эвкалипт Рис. Коала питается только листьями эвкалипта




Рис. Ехидна Рис. Утконос



Рис. Гиббон




Антарктида


Это самый холодный материк на Земле. К таким суровым условиям приспособились немногие живые существа. Коротким, прохладным летом на побережье лед таит и на камнях видны мхи и лишайники. Другие растения здесь не живут, т.к. им не хватает тепла.

Наиболее известные животные Антарктиды – пингвины. Эти птицы великолепно приспособились к существованию в воде. Их крылья преобразованы в ласты, которыми они гребут , передвигаясь с редкой быстротой. Их лапы служат отличными рулями и помещаются именно там, где могут выполнять эту функцию наиболее эффективно, - на

Самом конце тела. Вот почему на суше для этих птиц характерна вертикальная поза. Под кожей находится слой жира. Перья узкие и длинные. Наиболее крупный из пингвинов - императорский. Высота его 120 см, вес до 16 кг. Питаются рыбой. Лето они проводят в море, усердно нагуливая жир. Зимой самка откладывает одно яйцо, а самец принимает яйцо на собственные лапы и заталкивает под покрытую густыми перьями складку на нижней стороне брюха. Самки собираются в стаю и уходят в море. Через 2 месяца на свет появляется птенец и теперь о нем заботится мать. Вскармливая его переваренной рыбой.


Растительность Антарктиды

Растительный мир Антарктиды очень беден. Только на скалах «оазисов» можно увидеть лишайники и небольшие «островки» мхов.
В пресных «оазисах» найдено небольшое количество си­не-зеленых водорослей, которые со мхами и бактериями обра­зуют плотную слизистую корку, покрывающую дно водо­емов. Недавно в горных породах, привезенных из Антаркти­ды, были обнаружены колонии этих водорослей. Интересно, что одноклеточные микроорганизмы обнаружены не на по­верхности минералов - они заполняют поры камней па глубине 2 мм.
Современный растительный мир характеризуется эндемичностью (не встречаются в других местах), обусловленной длительной изолированностью разви­тия материка. Повсюду в Антарктиде встречаются мхи и ли­шайники. Число видов лишайников достигает трехсот, около семидесяти видов мхов. Пресноводные водоросли в летнее время селятся на поверхности водоемов, а также на поверхности снега, подтаивающего летом под лучами солнца. Скопления микроскопических водорослей красного, зеленого и желтого цвета создают на поверхности красочные пятна, напоминаю­щие издали лужайки.
На островах растительность гораздо богаче. Там можно встретить более двух десятков видов цветковых растений, вре­ди которых кергеленская капуста - цепное питательное рас­тение и лечебное средство от цинги.



Рис.Лишайник

приложение 2.doc Скачать

Приложение №2 Дополнительный материал для групп

Евразия

1. самый большой материк

2. площадь — 53,44 млн км2.

занимает 1/3 всей суши

3. делится на части света: Европу и Азию

1. разнообразен

2. Это единственный материк, где представлены все климатические пояса: от арктического до экваториального. Свыше 1/4 территории на севере континента занимает вечная мерзлота.

3. полюс холода —на Оймяконском нагорье ( —70°С), в пустынях Индии до +53°С.


1. рельеф очень разнообразен и сложен.

2. горы и плоскогорья занимают ок. 2/3 его площади.

3. Осн. горные системы: Гималаи, Альпы, Кавказ, Тянь-Шань, Урал и др.

4. В Гималайских горах расположена самая высокая гора мира — Джомолунгма (Эверест) высотой 8848 м.

5. Равнины отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи километров (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье и др.)

1. Самая длинная река материка – Янзцы.

2.самое глубокое озеро мира — Байкал (1637 м).

Природные зоны Евразии разнообразны: от арктических пустынь до экваториальных лесов.


Африка

1. второй по величине материк

2. площадь составляет 30,3 млн. км2.







1. самый жаркий материк на Земле

2. на большей его части годовая температура выше + 20°C.


1. равнинный рельеф, с несколькими горными цепями

2. самая высокая точка на континенте – гора Килиманджаро (5895 м).

3. величайшая в мире пустыня Сахара.

1. Нил — самая длинная река в мире (6671 км). 2. Озеро Виктория - 2-е по величине пресное озеро мира, самое большое озеро в Африке по площади.

3. Водопад Виктория — единственный водопад в мире, имеющий более 100 метров в высоту и более километра в длину.

Богат и разнообразен животный и растительный мир материка: слоны, носороги, бегемоты, львы, обезьяны, страусы; пальмы, акации, фикусы и другие.

Северная Америка

1. площадь составляет 24,2 млн. км2.





1. климат на территории Северной Америки очень разнообразен: от сурового на севере (до - 45°C), до жаркого, влажного - на юге.

1. преобладают равнины.

2. вдоль западного побережья тянутся горные цепи - Кордильеры. 3. самая высокая гора Кордильер и наивысшая точка материка — гора Мак-Кинли (6193 м).

1. реки Северной Америки – полноводны. 2. самая крупная река — Миссисипи.

Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнее (самое большое пресноводное озеро в мире), Мичиган, Гурон, Эри,Онтарио.

Природные зоны разнообразны: от арктических пустынь до пустынь. Самые известные деревья Северной Америки — секвойи — хвойные деревья высотой более 100 метров, диаметром до 9 м.

Южная Америка

1. один из двух материков, расположенных в Западном полушарии Земли.

2. По площади материк занимает четвертое место — 18,3 млн. км2.










1. самый влажный континент планеты

2. климат теплый, на крайнем югн температура опускается до 0°C

1. рельеф можно разделить на две части: горную область Анд на западе континента, и обширную равнинную, с плоскогорьями (Гвианское и Бразильское) и низменностями (Оринокская, Амазонская, Ла-Платская).

2. Анды — длиннейшая в мире горная система, протянувшаяся на 9 тысяч км с севера на юг.

3. высочайшая вершина Анд — гора Аконкагуа (6960 м).

1. Амазонка - самая полноводная река планеты

2. самый высокий водопад в мире — Анхель, его высота — 1054 м.

1. основное богатство материка — растительный мир - ценные культуры, как картофель, шоколадное дерево, каучуконос гевею. 2. Главное украшение материка — влажные тропические леса.

3. крупный зверь - редкость. Ленивцы, броненосцы, муравьеды, экзотические птицы, змеи, несметные полчища насекомых — вот основа животного мира этого материка. Опасны реки Амазонки, они изобилуют крокодилами и хищными рыбами пираньями.


Австралия

1. самый маленький материк.

2. площадь составляет около 7,7млн км2.


1. самый сухой материк

1. в рельефе преобладают равнины

2. высшая точка Австралии — гора Косцюшко, 2230 м.


1. крупных, полноводных рек - нет

2. Самая большая река – Муррей

3. Озеро Эйр – самое крупное на материке

1. характерны сумчатые животные, только здесь живут разные виды кенгуру

2. из растений - эвкалипт

Антарктида

1. площадь - 14 млн. км2.

2. антарктида не принадлежит никакому государству, там никто не живет постоянно


1.самый холодный материк

2. в зимние месяцы морозы могут достигать -90°С., а летом - -20°С.


1. материк покрыт мощным ледяным щитом.

2. средняя высота материка — 2040 метров.

3. в центральной части ледяной покров поднимается почти до 4000 метров.

1. льды составляют — 24 млн. км3. Это более 90% всех запасов пресной воды на Земле, которые хранятся здесь в замороженном состоянии.

1. органический мир беден - редкие мхи, лишайники и водоросли населяют ее.

2. Пингвины — главное украшение континента.

3. в водах морей живут киты, тюлени.



приложение 3.doc Скачать

Приложение 3


Задание для проверки знаний


1 вариант

Выбрать правильное высказывание из числа предложенных

1.В природе существует три среды обитания: наземная, воздушная, почвенная.

2.Для наземно- воздушной среды характерны резкие перепады температур

3.Водные животные обитающие на больших глубина преимущественно растительноядные.

4.В почве могут жить только черви и бактерии.

5. У бобров и выдр на лапах имеются перепонки, что характерно для многих водных животных.

6.В воде живут только те животные, у которых есть жабры для дыхания.

7. Большинство животных обитает в наземно-воздушной среде.

8. Животные засушливых мест имеют специальные приспособления для запасания и экономного расходования воды.

9. Животные, населяющие почвенную среду, имеют обычно маленькие глаза или вовсе лишены зрения.

10. У кротов хорошо развито обоняние.







Задание для актуализации знаний



Решите кроссворд





1

 

 

 

А

 

 

 




2

 

 

 

 

 

 

 

 




3

 

 

 

 

 









4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 




  1. Самый большой материк.

  2. Самый маленький материк.

  3. Самый жаркий материк.

  4. Самый холодный материк.

  5. Крупнейший остров нашей планеты.




приложение 5.doc Скачать

Приложение 5


Картинки для жетонов (жеребьевка)






Galkovakaya_biologiy.rar Скачать
Обсуждение материала
Елизавета Кононова
9.02.2013 10:01
Спасибо огромное! Очень интересно и полезно.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров