В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Развитие мелкой моторики у обучающихся младшего школьного возраста.

Развитие мелкой моторики у обучающихся младшего школьного возраста.

Татьяна Колпакова
Тип материала: другое
просмотров: 5660
Краткое описание
Младшие школьники не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. У детей не развита мелкая моторика и, как следствие, ребята неловко держат ручку, карандаш. Буквы пишут вкривь и вкось. Там, где требуется выполнение точных, координированных движений кистей рук и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой моторикой испытывают затруднения.
Описание
Развитие мелкой моторики у обучающихся младшего школьного возраста.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Родители покупают куртки на молнии, ботинки на липучках, что не требует усилий со стороны ребенка. Младшие школьники не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. У детей не развита мелкая моторика и, как следствие, ребята неловко держат ручку, карандаш. Буквы пишут вкривь и вкось. Там, где требуется выполнение точных, координированных движений кистей рук и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой моторикой испытывают затруднения. Уровень развития сложнокоординированных движений оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Такие дети чувствуют себя несостоятельными в элементарных  действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, его самооценку. Если ребенок затрудняется показать 1,2,3,4 пальца, зайца из пальчиков, то он и говорит плохо.  У детей с общим недоразвитием речи, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.
    Для того, чтобы сделать все задания доступными и легко выполнимыми, необходимо проведение специально организованной работы по коррекции и развитию мелкой моторики у обучающихся.
   Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Тем ярче творческая стихия детского разума».
    В коррекционной работе с младшими школьниками, приоритетной целью своей деятельности определила развитие и совершенствование мелкой моторики. На начальном этапе был выявлен уровень развития мелкой моторики каждого ребенка. Продумана работа по её развитию.
   В своей работе над развитием мелкой моторики использую подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, палочки, фасоль, скрепки  и т.д. (рис.1)


рис.1
Для развития тактильной чувствительности пальцев использую пальчиковые тренажёры, предметы с шипами. Можно предложить детям ощупывание букв, цифр изготовленных из наждачной бумаг или с помощью фасоли составить рисунок по образцу  (рис.2)
 рис.2
Хороший эффект дает работа с пластилином. Детям предлагается слепить геометрическую фигуру или букву (рис.3)

 рис.3.
     Увлекают ребёнка игры – шнуровки (рис.4)   В играх со шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки — и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Можем предложить ребёнку сделать бусы из скрепок.

  рис.4
Применяю сюжетно-ролевые игры. Предлагаю отправиться на рыбалку (рис.5). Ребенок с помощью магнитной удочки пытается выловить рыбку. Можно устроить соревнования между детьми, кто больше поймает рыбок за одну минуту.

рис.5
 Предлагаю ребёнку помочь маме развесить бельё (рис.6) Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
  «Прищеплю прищепки ловко. Я на мамину веревку».

рис.6

В системе использую пальчиковые игры (рис.7) Учу детей изображать с помощью пальчиков животных, птиц, рыб.
рис.7
Движения пальчиков сочетаем с проговариванием

Наша уточка с утра кря, кря, кря….  
Наши гуси у пруда  га, га, га…
 Наши курочки в окно ко, ко, ко…
А как Петя-петушок рано- рано по утру
Нам кричит ку-ка ре-ку!
    Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой развивают не только мелкую моторику, но и стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит — развивают  речь.
  Движения пальчиков используем в теневом театре (рис.8) Ребёнок не только изображает животного с помощью пальчиков, но и озвучивает роль.
Развиваем коммуникативные навыки, творческие способности детей.
      рис.8

  Применение таких упражнений, игр, заданий дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей. Стимулируя тонкую моторику, мы активизируем тем самым соседние отделы мозга, отвечающие за речь, развиваем произвольное внимание, память, зрительно-двигательную координацию. Работа по развитию мелкой моторики позволяет сделать уроки интересными. Ребенок чувствует себя увереннее, повышается его самооценка, быстрее происходит его адаптация в школе.
 Литература
1.Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика.- М.: Издательство « Эксмо», 2003г, с.135
2.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций головного мозга ребёнка.- М.: Педагогика. 1973г, с. 276
 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Ростовцева Татьяна Александровна.doc Скачать
Ростовцева Татьяна Александровна.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос