Решение задач по физике с применением теории логарифмов
2 категория
Казахстан Северо-Казахстанская область г. Петропавловск
ГУ Средняя школа №5
Физика, алгебра
«Физика 11 класс», ЕМГ С. Туякбаев, Ш. Насохова, Б. Конгранд, В. Кем, В. Загайнова
«Алгебра 11 класс», ЕМГ
А. Абылкасымова, И.Бекбоев, А. Абдиев, З. Жумагулова
Интегрированный урок решения задач по физике с использованием теории логарифмов.
Продолжительность урока:45 мин
Технология урока:дифференцированное обучение, работа в группах
Вариант №1.
1. Кто предложил ядерную модель строения атома?
А. Н. Д. Бор; Б. М. Планк; В. А. Столетов; Г. Э. Резерфорд.
2. Сколько квантов с различной энергией может испустить атом водорода, если электрон находится на третьей орбите?
А. 3 кванта: при переходе с третьей орбиты на вторую, со второй на первую и третьей на первую орбиты.
Б. 2 кванта: при переходе с третьей орбиты на вторую, со второй орбиты на первую;
В. 1 квант: при переходе с третьей орбиты на первую.
3. Из каких элементарных частиц состоят ядра атомов всех химических элементов?
1. протон; 2. нейтрон; 3. электрон.
А. 1; Б. 1 и 2; В. 2 и 3; Г. 1 и 3.
4. Бета излучение – это…
А. электроны, движущиеся со скоростью, близкой к скорости света;
Б. электромагнитное излучение большой частоты; В. ядро гелия.
5. Нейтрон – это частица,
А. имеющая заряд +1, атомную массу 1; Б. имеющая заряд – 1, атомную массу 0;В. имеющая заряд 0, атомную массу 0; Г. имеющая заряд 0, атомную массу 1.
6. Какой вид радиоактивного излучения наиболее опасен при внешнем облучении человека?
А. β – излучения; Б. γ – излучения; В. α – излучения; Г. все три одинаково опасны.
7. Ядро состоит из 90 протонов и 144 нейтронов. После испускания двух β частиц, а затем одной α частицы, это ядро будет иметь:
А. 85 протонов, 140 нейтронов; Б. 87 протонов, 140 нейтронов;
В. 90 протонов, 140 нейтронов; Г. 87 протонов, 140 нейтронов.
8. Сколько протонов Z и нейтронов N в ядре ?
А. Z = 235, N = 92; Б. Z = 92, N = 143; B. Z = 235, N = 143.
9. Каков состав ядра фтора ? (Z – протонов, N – нейтронов)
А. Z – 10, N – 9; Б. Z – 9, N – 19; В. Z – 19, N – 9; Г. Z – 9, N – 10.
10. Изменится ли химическая природа элемента при испускании γ лучей его ядрами?
А. изменяется; Б. не изменяется;
В. изменяется или не изменяется в зависимости от того, какой это элемент.
Вариант №2.
1. Каким положениям классической физики противоречит первый постулат Бора?
-
постулат противоречит классической механике, согласно которой энергия движущихся электронов может быть любой;
-
постулат противоречит классической электродинамике, т.е. допускает возможность ускоренного движения электронов без излучения электромагнитных волн.
А. только 1; Б. только 2; В. противоречит 1 и 2; Г. ни 1, ни 2.
2. Атомное ядро имеет заряд:
А. положительный; Б. отрицательный; В. не имеет заряда; Г. у различных ядер различный.
3. Нуклоны в ядре обладают кинетической и потенциальной энергией. Какая по модулю энергия нуклонов больше? Почему?
А. Кинетическая энергия больше. В противном случае ядро не сохранило бы целостности, оно распалось бы на составные части;
Б. Потенциальная энергия больше. В противном случае ядро не сохранило бы целостности, оно распалось бы на составные части;
В. Кинетическая и потенциальная энергии нуклонов равны по закону сохранения; Г. Среди ответов А, Б, В нет верного.
4. Почему радиоактивные препараты хранят в толстостенных свинцовых контейнерах?
А. свинец поглощает заряженные частицы; Б. свинец отражает заряженные частицы; В. свинец вступает в химическую реакцию с заряженными частицами.
5. Ядерные силы притяжения действуют,
1. между протоном и протоном;2. между нейтроном и протоном; 3. между нейтроном и нейтроном.
А. только в 1; Б. только во 2;В. только в 3;Г. действуют во всех трех случаях.
6. В каком приборе след движения быстрой заряженной частицы в газе делается видимым в результате конденсации перенасыщенного пара на ионах?
А. в счетчике Гейгера-Мюллера; Б. в сцинтилляционном счетчике;
В. в камере Вильсона; Г, в пузырьковой камере.
7. Какой порядковый номер в таблице Менделеева у элемента, который получается в результате α-распада ядра, порядковый номер элемента Z?
А. Z + 2; Б. Z – 2; В. Z – 4; Г. Z – 1.
8. Определите количество нейтронов в ядре элемента, получившегося в результате трех последовательных α распадов ядра тория .
А. 144; Б. 140; В. 232; Г. 138.
9. Ядро тория превратилось в ядро радия . Какую частицу выбросило ядро тория? А. α – частицу; Б. β – частицы; В. нейтрон; Г. протон.
10. Какой заряд Z и массовое число А будет иметь атомное ядро изотопа урана после α – распада и двух β – распадов?
А. Z = 92, A = 234; Б. Z = 92, A = 238; B. Z = 94, A = 234; Г. Z = 88, A = 236.
Вариант №3.
1. Как изменилась энергия атома водорода, если электрон в атоме перешел с первой орбиты на третью, а потом обратно?
А. уменьшилась; Б. возросла; В. изменение энергии равно 0.
2. Электрон в атоме водорода перешел с четвертого энергетического уровня на второй. Как при этом изменилась энергия атома?
А. энергия системы электрон – ядро возросла;
Б. энергия системы электрон – ядро уменьшилась;
В. энергия системы электрон – ядро не изменилась.
3. На какие стационарные орбиты переходят электроны в атоме водорода при испускании видимых лучей?
А. с третьей и более удаленных на вторую; Б. со второй и более удаленных на первую;
В. при переходе на любые орбиты.
4. Произошел самопроизвольный распад ядра. Выделилась или поглотилась во время распада энергия?
А. выделилась; Б. поглотилась;
В. осталась неизменной; Г. среди ответов А, Б, В нет верного.
5. Кто экспериментально доказал существование атомного ядра?
А. М. Кюри; Б. Резерфорд; В. Беккерель; Г. Томсон.
6. Масса покоя ядра всегда…
А. меньше суммы массы покоя слагающих его протонов и нейтронов;
Б. больше суммы массы покоя слагающих его протонов и нейтронов;
В. равна сумме массы покоя слагающих его протонов и нейтронов.
7. Чему равна частота фотона, поглощаемого атомом при переходе из основного состояния с энергией Е0 в возбужденное состояние с энергией Е1?
А. ; Б. ; В. ; Г. .
8. Из атомного ядра в результате самопроизвольного превращения вылетело ядро атома гелия. Какой это вид радиоактивного распада?
А. α – распад; Б. β – распад; В. γ – распад; Г. протон.
9. Во сколько раз число нейтронов в ядре изотопа кобальта больше числа нейтронов в ядре изотопа азота ?
А. 4; Б. 2; В. 1; Г. 3,9.
10. Какой порядковый номер в таблице Менделеева у элемента, который получается в результате α-распада ядра, порядковый номер элемента Z?
А. Z + 2; Б. Z – 2; В. Z – 4; Г. Z – 1.
Вариант №4.
1. Какое из перечисленных ниже утверждений соответствует постулатам Бора?
1) электроны в атоме двигаются по круговым орбитам и при этом излучают электромагнитные волны;
2) атом может находиться только в стационарном состоянии, в стационарных состояниях атом не излучает;
3) при переходе из одного стационарного состояния в другое атом излучает или поглощает энергию. А. т олько 1; Б. только 2; В. только 3; Г. 2 и 3.
2. Чем отличается атом, находящийся в стационарном состоянии, от атома в возбужденном состоянии?
А. отличий нет; Б. отличается расположением электронов в оболочке атома;
В. отличается числом электронов.
3. Изотопы – это…
А. элементы с одинаковым химическим составом и одинаковой атомной массой;
Б. элементы с различным химическим составом, но одинаковой атомной массой;
В. элементы с одинаковым химическим составом, но с различной атомной массой.
4. Каково происхождение гамма-излучения при радиоактивном распаде?
А. γ – кванты испускают при переходе атома из возбужденного состояния в основное;
Б. γ – кванты производятся α – частицами при их движении через вещество;
В. γ – кванты производятся β – частицами при их движении через вещество;
Г. γ – кванты испускаются возбужденными атомами в результате радиоактивного распада атомными ядрами.
5. Сколько электронов содержится в электронной оболочке нейтрального атома, если в атомном ядре 20 протонов и 17 нейтронов?
А. 20; Б. 37; В. 17; Г. 3.
6. В каком приборе происхождение ионизирующей частицы регистрируется по возникновению импульса электрического тока в результате возникновения самостоятельного разряда в газе?
А. в ионизационной камере; Б. в счетчике Гейгера-Мюллера; В. в сцинтилляционном счетчике; Г. в камере Вильсона.
7. Каков состав ядра натрия ? (Z – протонов, N – нейтронов)
А. Z – 23, N – 11; Б. Z – 12, N – 11; B. Z – 11, N – 12; Г. Z – 11, N – 23.
8. Сколько квантов с различной энергией могут испускать атомы водорода, если их электроны находятся на третьем возбужденном уровне?
А.1; Б. 2; В. 3; Г. ни одного.
9. Сколько протонов Z и нейтронов N в ядре ?
А. Z = 235, N = 92; Б. Z = 92, N = 143; B. Z = 235, N = 143.
10. Каков состав ядра фтора ? (Z – протонов, N – нейтронов)
А. Z – 10, N – 9; Б. Z – 9, N – 19; В. Z – 19, N – 9; Г. Z – 9, N – 10.
Домашнее задание:
Задание уровня А:
-
Сколько атомов эманации радия (радона) распадается за 1 сут из 106 атомов? Период полураспада радона 3,82 сут.
lg
Уровень «С»
-
Рассчитать через какой промежуток времени распадается 80% атомов радиоактивного хрома, если его период полураспада равен 27,8 суток
Уровень «В»
-
lg()-2=lgx-lg25
-
Найти массу полония 84 210Ро, активность которого равна 3,7 * 10 10Бк. Период полураспада полония 138 сут.
Уровень «В/»
-
Найти число распадов за 1 с в 1г радия. Период полураспада радия 1590 лет.
Уровень «А»
-
Активность радиоактивного элемента уменьшилась в 4 раза за 8 суток. Период полураспада равен.
Уровень «А/»
-
Найти массу полония 84 210Ро, активность которого равна 1 Ки. Период полураспада полония равен 138 сут.
Алимова Наталья Маратовна
2 категория
Здоровец Людмила Александровна
высшая категория
Казахстан Северо-Казахстанская область г. Петропавловск
ГУ Средняя школа №5
Физика, алгебра
«Физика 11 класс», ЕМГ С. Туякбаев, Ш. Насохова, Б. Конгранд, В. Кем, В. Загайнова
«Алгебра 11 класс», ЕМГ А. Абылкасымова, И.Бекбоев, А. Абдиев, З. Жумагулова
Интегрированный урок решения задач по физике с использованием теории логарифмов.
Продолжительность урока: 45 мин
Технология урока: дифференцированное обучение, работа в группах, самоконтроль
Интегрированный урок решения задач по физике с использованием теории логарифмов.
Цель урока: отработка навыков применения знаний смежных наук
Образовательные:
-
Систематизация и углубление знаний
-
Умение практически применять знания
Воспитательные
-
Научить работать в группах.
-
Чувство взаимопомощи.
Развивающие
-
Научить сравнивать изучаемые факты, логически излагать мысли.
Оборудование:
-
Компьютер.
-
Экран.
-
Проектор.
План урока:
Основные этапы урока Время
Организационный момент. 3 мин
Постановка темы и целей урока. 2 мин
Актуализация опорных знаний 15мин
Работа в группах. 10 мин
Защита работы в группах 12 мин
Рефлексия 1 мин
Итоги 2 мин
Оформление кабинета: на экране написан эпиграф к уроку
«Приведи
в своем сознании все по существу
взаимосвязанные между собой предметы,
в ту именно связь, в которой они
действительно находятся в природе».
И.Г.
Песталоцци
Ход урока.
Урок начинается со стихотворений, посвященные физике и математике, которые читают учащиеся.
Учитель математики: мы с вами закончили изучение теории логарифмов.
Учитель физики: и изучение законов радиоактивного распада
Учитель математики: поэтому цель нашего сегодняшнего урока является систематизировать и углубить теоретические знания
Учитель физики: и учиться применять знания теории логарифмов при решении задач по физике.
После организационного момента начинается активное включение в урок с помощью «Мозгового штурма» по алгебре.
Учитель математики:
log4 (4-x)=0,5log4 (2x+6)
log3 (log9 x+9x +0,5)=2x
logx3+x (x2-4)=log4x2-6 (x2-4)
Учитель физики: Теперь вы переходите к работе с тестовыми заданиями по физике. Контроль работы осуществляют сами учащиеся, обменявшись своими работами. Коды правильных ответов и шкала оценок открываются через 7-8 минут после начала тестирования, т.е. учащиеся сами оценивают свои знания.
Вар№1 Вар№2 Вар №3 Вар№4
1 Г 1 Б 1 В 1 Г
2 А 2 А 2 Б 2 Б
3 Г 3 В 3 В 3 В
4 А 4 А 4 А 4 Г
5 Г 5 А 5 Б 5 А
6 Б 6 В 6 А 6 Б
7 В 7 Б 7 В 7 В
8 Б 8 А 8 А 8 В
9 Г 9 А 9 А 9 Б
10 Б 10 А 10 Б 10 Г
Критерии оценки: 10-9 б. – «5», 8-7 б. – «4», 5-6 б. - «3», меньше - «2».
Учитель математики: теперь мы работаем по группам. У каждой группы лежит листок с заданием по алгебре и физики по уровням сложности. Вам дается по 10 минут на работу в группе и затем мы переходим к защите ваших решений у доски. Во время вашей работы мы будем оказывать вам консультации.
Когда начинается работа, звучит тихо классическая музыка.
Уровень «С»
-
Рассчитать через какой промежуток времени распадается 80% атомов радиоактивного хрома, если его период полураспада равен 27,8 суток
Уровень «В»
-
lg()-2=lgx-lg25
-
Найти массу полония 84 210Ро, активность которого равна 3,7 * 10 10Бк. Период полураспада полония 138 сут.
Уровень «В/»
-
Найти число распадов за 1 с в 1г радия. Период полураспада радия 1590 лет.
Уровень «А»
-
Активность радиоактивного элемента уменьшилась в 4 раза за 8 суток. Период полураспада равен.
Уровень «А/»
-
Найти массу полония 84 210Ро, активность которого равна 1 Ки. Период полураспада полония равен 138 сут.
Учащиеся работают в группах и защищают свои работы у доски (уровень С, В, В/).
Подведение итога урока.
Проводится рефлексия урока (оценки за урок, анализ достигнутой цели).
Консультация по домашнему заданию: на столах каждой группы лежат задания по уровням сложности (2 по алгебре и 2 по физике).
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»