Проект "Неделя здоровья в детском саду"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С «СОЛНЫШКО» П. ХАНЫМЕЙ
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
СОСТАВИЛА:
ИНСТРУКТОР ПО ФИЗО
КОМИРКО ТАТЬЯНА
ВЛАДИМИРОВНА
2012 год
Участники проекта
Дети, родители воспитанников, воспитатели, медицинский персонал, специалисты МКДОУ Д/С «Солнышко» п. Ханымей.
Актуальность проекта
Безопасность – это одна из категорий формирования ценностного отношения к своему здоровью: умение правильно вести себя в различных ситуациях, самостоятельность и ответственность за свое поведение
Цель проекта
-
Пропагандировать здоровый образ жизни.
-
Подвести ребёнка к осознанию потребности в знаниях о себе и о своём здоровье.
-
Привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада.
Задачи проекта
-
Приобщить детей и их родителей к здоровому образу жизни.
-
Развивать креативность, творческую активность детей.
-
Формировать умение самовыражения, самопознания у воспитанников.
-
Развивать желание у детей активно участвовать в жизни детского сада.
-
Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни. Вызывать интерес к спорту и туризму, физическим упражнениям.
-
Воспитывать у детей потребность быть здоровыми, не бояться лечиться.
-
Воспитывать уважительное отношение к врачам.
Детская художественная литература
О физическом воспитании - Е. Кан «Наша зарядка»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру».
О закаливании - М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»; О. Высотская «Волны»; С. Михалков «Про мимозу»; В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!»
О сне - П. Воронько «Спать пора»; Н. Лоткин «Тихий час»; С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота».
О питании - 3. Александрова «Большая ложка»: А. Кардашова «За ужином»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду».
О санитарно-гигиенических навыках - А. Кузнецова «Кто умеет?»; Н. Найденова «Наши полотенца»; М.Яснов «Я мою руки»; К. Чуковский «Мойдодыр».
О прогулке - А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благинина «Прогулка»; И. Залетаева «Скакалочка»; В. Донникова «На катке»; Г. Глушнев «Горка»; А. Кузнецова «Качели»; «Зимой»; Г. Ладонщиков «Золотистая гора»; «В день морозный»; «Помощники весны»; С. Михалков «Прогулка».
О психологическом климате в группе и дома - 3. Александрова «Шарик»; И. Демьянов «В детский сад пришла я с мамой»; А. Кузнецова «Подружки»; Н. Найденова «Новая девочка»; Г. Ладонщиков «Я не плачу».
О болезнях, их лечении и профилактике - Р. Кудашева «Петушок»; С. Михалков «Прививка». М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода»; С. Михалков «Дядя Степа—милиционер», «Шагая осторожно...»; В. Семернин «Запрещается — разрешается!»; И. Серяков «Горят огни на перекрестках»; О. Тарутин «Для чего нам светофор».
О поведении в различных ситуациях - Шалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей.- М.: «Эксмо», 2005.
Предварительная работа
Оформление помещений и территории детского сада
Над входом в детский сад размещается большой плакат с красочной надписью «СТРАНА ЗДОРОВЬЯ» и словами «Добро пожаловать».
Территория детского сада украшена гирляндами флажков, шарами, лентами. На участках сделаны снежные валы, на утрамбованном снегу при помощи воды разного цвета размечены дорожки, круги, лабиринты.
В холлах и коридорах размещены оформленные информационные материалы для родителей «Энциклопедия здоровья», «Безопасная дорога»; фотовыставки, фотогазеты: «Спорт в жизни детей», «Быть здоровыми хотим», «Витаминная Страна», «Красный, желтый, зеленый».
Предварительная работа с детьми
1. Рассматривание рисунков и фотографий по данной теме;
2. Знакомство с литературными произведениями, в которых отражены вопросы сохранения здоровья;
3. Тематические беседы и дидактические игры;
4. Разучивание стихов о транспорте, о поведении на дороге, о светофоре и дорожных знаках. Совместное с детьми изготовление эмблем для команд и пригласительных билетов на праздник;
5. Разучивание точечного массажа, самомассажа, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики.
Совместная работа с воспитателями, музыкальным руководителем, специалистами и медицинским персоналом
-
Оформление зала, помещений и территории детского сада
-
Подбор спортивного инвентаря и музыкального сопровождения
-
Помощь в организации и проведении спортивных и оздоровительных мероприятий
Работа с родителями
Привлечение родителей к пополнению фотовыставок семейными фотографиями.
Приглашение к участию в совместных мероприятиях.
В холле у входа в детском саду с самого утра детей и их родителей встречают с улыбками на лицах сотрудники, не занятые на группах: музыкальный и физкультурный руководители, логопеды, медсестра, психолог. Детям среднего и старшего возраста и их родителям при входе в детский сад предлагается выполнить веселое задание, например:
ребенок должен пролезть в обруч, чтобы попасть в «Страну Здоровья»;
взрослый должен отгадать загадку, вспомнить продолжение пословицы о здоровье; назвать зимние виды спорта или фрукты красного цвета и т.п.
В группах раннего и младшего возраста приём детей осуществлялся при входе в группу.
Воспитатель встречает детей, здоровается с родителями, спрашивает о самочувствии детей, предлагает детям пройти в группу и занимает ребят играми.
Утренняя гимнастика
Цель: Создать бодрое, радостное настроение, поднять мышечный тонус.
Для малышей
Утром перед завтраком проводится утренняя гимнастика, которая завершается коррегирующим комплексом.
Для среднего возраста
Аудиозапись песни «Зверобика» (муз. Б. Савельева, сл. Е. Четверикова).
Почему звери делают зарядку? Полезно ли взрослым и детям заниматься физкультурой? Обобщение ответов детей, подведение к выводу о пользе физической культуры. Стихотворение Л. Пилипенко «Доброе утро»:
Ежик вышел на зарядку.
Раз-два! Раз-два!
С детства он привык к порядку.
Раз-два! Раз-два!
Поднял он гантели смело,
Кувыркнулся, мостик сделал,
Обежал полянку быстро,
В ручейке умылся чистом
Улыбнулся и сказал: «Доброе утро!»
Для старшего возраста
Общая утренняя гимнастика. Все собираются в музыкальном зале.
Ребята! На этой неделе мы проводим «Неделю здоровья». А чтобы быть здоровым с чего надо начинать каждое утро?
Дети: С зарядки!
Дети выполняют музыкально ритмический комплекс «Веселая зарядка».
Гигиенические процедуры в каждой группе сопровождаются потешками (мл.возр.), загадками, стихами; появляется персонаж - Мойдодыр. Дети вспоминают правила умывания.
Цель: Закрепление представлений о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур.
Если хочешь быть здоров - закаляйся
и холодною водой умывайся.
Запомнить нужно навсегда:
Залог здоровья – чистота!
И для вас детвора,
Есть про чистоту игра
Я начну, а вы кончайте
Поговорку продолжайте.
Игра «Закончи пословицу или поговорку» (старший возраст)
Воспитатель начинает пословицу, дети ее заканчивают:
1. Кто аккуратен, … тот людям приятен.
2. Чистота – лучшая … красота!
3. Чистая вода … для хворобы беда!
4. Чаще мойся, … воды не бойся!
5. Будь аккуратен, забудь про лень, чисти… зубы каждый день.
Завтрак
Старший возраст
Вместе с детьми вспоминаем - какой витамин для чего нужен и в каких продуктах содержится.
Витамины, витамины
А и В и С и Д –
В жизни нам необходимы,
Можно встретить их везде.
(А – витамин роста, В – витамин силы, С – укрепляет стенки сосудов,
Д – помогает бороться с инфекциями)
После завтрака в группы приходят гости (медработники, специалисты в роли разных персонажей)
«Мойдодыр» проводит знакомые дидактические игры на закрепление знаний о личной гигиене.
В младших и средних группах проводится игра «Покажи нос» («Мойдодыр» сначала называет и показывает соответствующие названию части тела, а затем начинает их путать)
Игра «Ровным кругом»
Ровным кругом друг за другом
Будем весело шагать,
Что нам Мойдодыр покажет,
То и будем выполнять!
Детям предлагают отгадать загадки.
Гладкое, душистое
Моет чисто. (мыло)
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
(расческа)
Хвостик из кости,
А на спинке щетинка.
(зубная щетка)
Лег в карман и караулит
Реву, плаксу и грязнулю,
Им утрет потоки слёз,
Не забудет и про нос.
Целых двадцать пять зубков
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
(Расческа)
Говорит дорожка –
Два вышитых конца,
Помойся ты немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.
(Полотенце)
(Носовой платок)
Я эту загадку в карман положу
Достану потом – на себя погляжу.
(Зеркало)
После бани помогаю
Промокаю, вытираю
Пушистое, махровое
Чистое, новое. (Полотенце)
Чтобы волосы блестели
И красивый вид имели,
Чтоб сверкали чистотой
Мною их скорей помой.
(Шампунь)
Вы меня намыльте смело,
Сразу я возьмусь за дело.
Руки, ноги, тело тру
Грязь любую ототру.
(Мочалка)
Чтобы чистым быть всегда
Людям всем нужна…
(Вода)
Ускользает как живое,
Но не выпущу его.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)
Вот какой забавный случай:
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый,
На полу не видно луж
Все ребята любят …
(Душ)
В подготовительных к школе группах «Доктор Айболит» вспоминает с ребятами массаж биологически-активных зон «Неболейка» (для профилактики простудных заболеваний) и глазную гимнастику.
Массаж биологически-активных зон «Неболейка»
- Чтобы горло не болело Мы его погладим смело. (поглаживают ладонями шею сверху вниз)
- Лоб мы тоже разотрем
Ладошку держим козырьком.
(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его)
- Чтоб не кашлять, не чихать, Надо носик растирать. (указательными пальцами растирать крылья носа
движениями в стороны)
- Знаем, знаем – да-да-да!
Нам простуда не страшна!
(потирают ладони друг о друга)
Глазная гимнастика.
Наложить ладони на закрытые глаза, не касаясь их. Согревание глаз центром ладони 30 сек.
Под закрытыми веками рисуем глазами круги — влево, вверх, направо, вниз; затем круг в обратную сторону. Повторить 5 раз.
Нежно погладить пальцами веки, открыть глаза и быстро поморгать. ИП — вытянуть правую руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотрим на ноготь среднего пальца. Не поворачивая головы, следим за этим ногтем — рука перемещается вправо в сторону, затем — влево. Сменить руку, все повторить по 5 раз каждой рукой медленно.
Медленно приближаем правую руку к носу, затем удаляем. Повторить 10 раз.
С ребятами средних и старших групп выполняется «Самомассаж»
«Самомассаж»
Выполняют движения под речитатив.
Все вместе ножками потопали,
Ручками по щечкам похлопали.
Ладошками глаза закрыли
И пальчики раздвинули, раскрыли.
Дружно присели,
Через пальчики посмотрели.
Пальчики в кулак сжимаем,
Воздух набираем.
Пальчики разжимаем,
Воздух выдыхаем.
Ладошками по грудке постучим,
Погладим и немножко помолчим.
Прогулка
Цель. Оздоровление детей на свежем воздухе, активный отдых.
Задачи: закрепление, расширение представлений об окружающем мире;
совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей; приобщение их к здоровому образу жизни.
Группы раннего и младшего возраста
Рассматривание снежинок. «Путешествие в зимний лес»
- По дорожке в лес пойдем, домик зайчика найдем (ходьба по лабиринту).
- Ох, трудна дорога. Отдохнем немного (полоса препятствий: ходьба по снежному валу, по нарисованным на снегу цветным дорожкам и т.п.).
-Зайку белого нашли, веселились от души - подвижная игра «Зайка беленький сидит».
Игра в снежки, игры по желанию детей.
Санный поезд (катание на санках).
Средний возраст
Поиск примет приближающейся Весны. Рассматривание снега, сосулек, сугробов. Игровое задание - кто больше сделает снежков. Метание снежков вдаль.
Подвижная игра «Найди свой домик». Дети располагаются в нарисованных на снегу цветных кругах-домиках; по сигналу воспитателя бегают и находят свои домики.
Уборка снега.
Старший возраст
Наблюдение за сосульками
Цели: обогатить знания детей о явлениях неживой природы; отметить разнообразие объема, величины, формы сосулек; закрепить знания о том, что нельзя ходить под большими сосульками.
Педагог предлагает рассмотреть сосульки и закрепляет правила безопасности.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Исследовательская деятельность: Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.
Труд: Уборка снега на участке малышей.
Подвижная игра «Мы водители»
Цель: развивать внимание. Воспитатель даёт задание, по сигналу менять направление: влево, вправо, прямо, тормози…
Индивидуальная работа по развитию движений – скольжение на двух ногах по ледяной дорожке, метание снежков вдаль.
Дети подготовительных групп в конце прогулки собираются на центральной площадке.
Выходит «Светофор» и предлагает детям проверить, какие они внимательные. Подвижная игра «Сигналы светофора». Цель: развивать внимание. «Светофор» показывает сигналы: при зелёном свете дети двигаются по кругу топающим шагом, при жёлтом - топают ногами, стоя на месте, при красном - хлопают в ладоши.
Гигиенические процедуры
Обед
Ребята очень рады
бывают шоколаду.
А я считаю вкусной
морковку и капусту.
Вот полезные продукты –
Рыба, овощи и фрукты.
Молоко и мясо съем.
Думаю, понятно всем:
Полноценная еда
Для здоровья нам нужна!
Укладывание на сон под спокойную и очень тихо звучащую музыку.
Сон с доступом свежего воздуха.
Подъём детей постепенный по мере пробуждения.
После тихого часа выполняется дневной гимнастический комплекс, состоящий из остеопатической гимнастики в постели, тренажерного пути, адаптационной гимнастики.
Гимнастический мини-комплекс для нормализации работы пищеварительной системы (ГКПС)
Упражнения ГКПС выполняются в постели сразу после дневного сна.
ИП: лежа на спине, руки вдоль туловища.
1. Потягивания. Упражнение имитирует потягивания кошки: потянуться руками, ногами, наискосок рука — нога.
2. Велосипед
Продолжительность выполнения — 20
сек. ИП то же.
Ногами имитировать езду на велосипеде, стопами описывая круги.
3. Калачик
Продолжительность выполнения — 20 сек. ИП то же. Подтянуть голову и бедра к груди ("калачик"), стараясь оставаться в этом положении как можно дольше.
Классическая музыка в обработке Лондонского симфонического оркестра создает радостное уравновешенное настроение детей, приучает их к восприятию мировых шедевров классической музыки.
Для детей до 3 лет предложена гимнастика Воробьева
Гимнастика Воробьева (модифицированная)
Упражнение 1. Подготовка. ИП: стоя, руки свободно вниз, ноги слегка расставить. Скрестить руки на уровне пояса (левая кисть на правом боку, правая — на левом, как будто держат края майки). ВДОХ— медленно поднимая руки вверх, как будто снимаем майку через голову, и, выпрямляя их над головой, максимально потянуться вверх. Затем — ВЫДОХ — медленно опускаем прямые руки (ладонями вниз) в стороны и вниз, одновременно опускаясь на пятки и возвращаясь в ИП. Повторить 3 раза.
Энергично растереть кисти рук («моем ручки»).
Очень громко хлопнуть в ладоши 5 раз.
Бег на месте—на носках, бесшумно, поднимая колени, пятками касаясь ягодиц. Туловище слегка наклонено вперед.
ИП. Руки вперед, сжать и разжать кисти (пальцы полностью выпрямлять).
ИП, встать на носки и опуститься на всю стопу.
ИП, встать на пятки и опуститься на всю стопу (хлопать носками по полу).
ИП, руки в стороны, на уровне плеч, свести лопатки.
ИП, напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, одновременно сжимая и разжимая кисти рук.
Вдох — надуть живот, выдох — втянуть живот.
Наклоны головы вперед и назад.
Повороты головы вправо и влево (подбородок не опуская) до плеча.
Массаж косточки. Ладонью одной руки массировать зону ECIWO (на тыльной стороне кисти в области лучевой стороны 2-й пястной кости, являющейся продолжением указательного пальца) до ощущения разливающегося тепла. Повторить упражнение 1.
Игры-забавы.
«КАРТОШКА»
Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то не отбил мяч, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить "провинившегося". Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. "Освобожденный" (тот, кого коснулся мяч) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то это удается, то все "наказанные" возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.
"КРАСКИ"
Один из игроков - "покупатель", другой — "продавец", все остальные — "краски". Каждая "краска" загадывала себе свой цвет и сообщала его "продавцу". "Краски и продавец" садятся на скамью и тут же приходит покупатель: "Тук-тук!" "Кто там?", — спрашивает продавец. "Я, покупатель". "Зачем пришел?" "За краской", "За какой?". Называется определенный цвет краски; если его нет, "продавец" отвечает: "Такой нет. Скачи по дорожке на одной ножке!" "Покупатель" делает круг на одной ножке и возвращается за новой краской. Если же краска присутствует, "продавец" говорит: "Есть такая. Плати сто рублей". "Покупатель" "расплачивается" — хлопая нужное количество раз по ладошке, "краска" вскакивает и убегает. "Покупатель" старается поймать краску, если получилось — "краска" становится "покупателем"
"ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ "
На расстоянии 30 метров друг от друга отчерчивается две линии - "старт" и "финиш". На старте стоят игроки, спиной к ним на финише стоит водящий. Он произносит фразу: "Тише едешь — дальше будешь. Раз, два, три!". За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Закончив говорить, "водящий" быстро поворачивается и осматривает участников игры, которые должны замереть. Тот, кто пошевелился, отправляется за линию старта. Побеждает игрок, первым добравшийся до старта. Он и становится водящим.
"ВЫШИБАЛЫ"
Все игроки, кроме двух, становились в шеренгу в центре площадки. Они, перебрасывая мяч друг другу, должны были выбить всех игроков. Тот, до кого дотрагивался летящий мяч, выходит! из игры. Когда все игроки были выбиты, игра начиналась сначала.
"КОЛЕЧКО"
Играют, сидя на скамеечке. Все складывают ладошки лодочкой, а ведущий, у которого в ладонях лежит мелкий предмет (колечко, камешек), проводит своими руками между ладонями каждого игрока, незаметно вкладывает кому-либо колечко. Отходя в сторону, говорит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!" Игрок с "колечком" должен быстро встать, а другие участники — его удержать. Удалось — он становился ведущим.
"ЗОЛУШКА"
Все игроки усаживаются на скамейке и снимают по одной туфельке, сваливая их в общую кучу. Водящий отворачивается, ему показывают обувь и спрашивают: "Кому?" Он называет имя игрока, который получает эту туфельку. Так продолжалось до тех пор, пока не заканчивалась обувь. Все игроки в конце игры веселятся в новой туфельке.
"Я ЗНАЮ..."
Игра развивает не только ловкость, но и эрудицию, память. Игрок отбивает мяч рукой об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар: "Я знаю пять имен девочек: Маша - раз, Ира — два, Люда — три..." Затем назывались имена мальчиков, животные, птицы, цветы, деревья, города, реки... Если кто-то сбился или уронил мяч, то ход переходил к следующему игроку. Побеждал первый справившийся с заданием.
"СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ"
Игроки выстраиваются в ряд. Водящий по очереди бросает каждому мяч, называя что-то съедобное, Мячик нужно поймать, если это съедобное, если нет, то отбить или просто не ловить. Правильно выполнивший задание игрок делает шаг вперед, если ошибся - возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым добирается до водящего, становится водящим.
"КАРТОШКА"
(С легким мячом) Все игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу, отбивая его. Игрок, не отбивший мяч, садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок может выручить "провинившихся". Для этого он старается попасть мячом по сидящим в центре круга. Тот, кого коснулись мячом, вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч; если это удается, то все возвращаются в игру, а игрок, бросивший этот мяч; занимает их место.
"ПЕРЕДАЧА МЯЧА ПО КРУГУ"
Все встают в круг и начинают перебрасывать мяч по кругу. Темп нарастает. Если игрок роняет мяч, он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним.
"ДОГОНЯЛКИ С МЯЧОМ"
Все игроки стоят по кругу. У двоих игроков, стоящих друг против друга, в руках по мячу. По сигналу начинается передача мяча в одном направлении, при этом надо стараться, чтобы один мяч догнал другой. Игрок с двумя мячами в руках получает штрафное очко. Для него можно придумать смешное задание.
"ШТАНДЕР - СТОП"
ВСе игроки стоят посередине ровной площадки. Водящий подбрасывает мяч вверх и называет чье-то имя. Все разбегаются. Тот игрок, чье имя назвали, старается поймать мяч, и взяв его в руки, кричит: "Штандер-стоп". Все замирают на месте. Если он попадает мячом в кого-либо из игроков, то тот игрок становится водящим. Если промахивается, водящим остается он.
"ПЛЯЖНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ"
Игроки становятся в круг и бросают друг другу мяч. Мяч нужно не отбивать, а ловить. Кто не поймает — садится в центр круга. Его можно "выручить" — попасть по нему мячом.
"ВЕСЕЛЫЕ ЭСТАФЕТЫ"
Разбившись на две команды и обозначив старт и финиш, можно посоревноваться в беге: как "лошадка" — высоко поднимая колени, вразвалочку, как пингвин. Пробежать можно пятясь, боком, на четвереньках; попрыгать, зажав мячик между коленями. Проскакать дистанцию верхом на "лошадке"-палке. Походить, как паучок, передвигаясь на руках и ногах лицом вверх. Пройтись на руках, ноги ребенка держит взрослый. Можно преодолеть полосу препятствий (пройтись по поваленному дереву, перепрыгнуть через пенек, ручеек...). Пройтись, не уронив шишку, лежащую на голове. Пройтись по нарисованной на земле извилистой дорожке. Пройтись навстречу друг другу по поваленному дереву, не столкнув игрока...
"ЧУР, У ДЕРЕВА"
Перед началом игры считалочкой выбирается водящий. Он становится в центре полянки. Все остальные игроки занимают место у деревьев. По сигналу игроки начинают перебегать от дерева к дереву. Задача водящего — занять дерево без игрока. Чье место занято, тот и становится водящим.
"ПЛАТОЧЕК"
Все игроки садятся на корточки по кругу. Водящий бегает по внешнему кругу с платком в руке и незаметно кидает его на спину любому игроку. Если игрок этого не заметил, и водящий, сделав круг, коснулся его, он становится новым водящим. Если игрок заметил, он хватает платок и бежит вдогонку за водящим. Удалось осалить — водящий остается прежний. Не догнал — сам становится водящим.
"БАБУШКА, НИТКИ ЗАПУТАЛИСЬ!"
Выбирается "бабушка". Она отворачивается, а все игроки, держась за руки, "запутываются". Здесь можно переступать через руки друг друга, запутываться, но главное условие: руки не отпускать. Когда все готовы, зовут бабушку: "Бабушка, бабушка, нитки запутались!" Бабушка должна все распутать, чтобы получился опять круг. Руки опускать нельзя.
"ЛОШАДКИ"
Играющие разбегаются по всей площадке и по сигналу учителя «Лошадки» переходят на бег высоко поднимая колени. По сигналу «Кучер» — обычная ходьба (или простой бег). Во время игры ходьба и бег чередуются. Учитель может повторить один и тот же сигнал. Игра развивает внимание.
"ПИНГВИНЫ"
Дети встают в 2-3 колонны. У первых номеров мяч. Они кладут его между колен. Для проведения игры можно (и лучше) использовать немного спущенный волейбольный мяч или мешочек с песком. По сигналу учителя первые номера прыгают на двух ногах к флажку (стойке), находящемуся на расстоянии 7-8 м . Затем берут мяч (мешочек) в руку, огибают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. Игра повторяется 2-3 раза.
"МЕТКО В ЦЕЛЬ"
Посредине площадки проводят черту, на которую ставят 10-12 предметов (кубики, кегли и т. п.). Играющие распределяются на две равных команды. Первая получает малые мячи, выходит на исходную линию (линия огня), расположенную на расстоянии 5 м от предметов и метает мячи по кубикам и кеглям. Учитель подсчитывает количество выбитых предметов. Затем мячи бросает вторая команда. Каждая команда должна сделать одинаковое количество бросков. После общего подсчета сбитых предметов определяется победитель — самая меткая команда.
"ДРУЖНЫЕ ПАРЫ"
Игра проводится зимой с использованием санок. Команды строятся парами в колонны. У первой пары санки. По команде «Внимание!» пары готовятся к старту: один садится в санки, другой берет веревку и, натянув ее, ждет команды «Марш!». По этой команде первые игроки везут своих на санках партнеров до стойки (флажка), расположенной на расстоянии 10-15 м от старта. У стойки партнеры быстро меняются местами и возвращаются к линии старта. Там они передают санки второй паре, которая выполняет такое же задание и т. д. Команда, закончившая эстафету первой, становится победителем. Учитель должен проследить за тем, чтобы пары в командах составлялись с учетом физической подготовленности, роста и веса игроков.
"БЕГИ-ТОЛКАЙ"
Организация игры та же, но пары выполняют другое задание: один садится на санки, упираясь ногами и придерживаясь руками, а другой встает сзади и по команде «Марш!» толкает его за плечи вперед до флажка. У флажка партнеры меняются местами и возвращаются к линии старта. Вторая и последующие пары выполняют то же задание.
"ПРОВОРНЫЕ МОТАЛЬЩИКИ"
Для игры необходимо иметь две пустые катушки. К ним привязывают прочную нитку длиной 3—4 метра. Середину нитки отмечают цветной ленточкой или бумажкой. Двое играющих берут катушки и отходят друг от друга, насколько позволяет длина нитки. По сигналу участники игры начинают быстро наматывать на катушку нитку и продвигаться вперед. Задача каждого игрока заключается в том, чтобы первым намотать нитку до середины.
"ХЛОПУШКА"
Для игры надо иметь бумажные пакеты (их столько, сколько человек одновременно принимают участие в игре). Пакет надувается, завязывается и привязывается к палке, наклонно укрепленной на стуле. Пакет должен висеть на уровне груди играющего. Играющий становится к пакету спиной. Ему закрывают глаза, после чего он должен пройти 3 или 4 шага вперед, повернуться кругом и сделать столько же шагов обратно (идет с разведенными руками). Отсчитав положенное число шагов, играющий останавливается и хлопает руками, стараясь поймать пакет. Если пакет попадет между ладонями, то он, разрываясь, хлопнет. Это и является целью игры. Однако очень немногие достигают этой цели.
"ЭСТАФЕТА В МЕШКАХ"
Дети стоят в две колонны, расстояние между колоннами три шага. Перед колоннами проводится линия старта. Игроки, стоящие первыми, влезают в мешки. По сигналу воспитателя, придерживая мешки руками у пояса, они бегут до определённого места. Обежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылезают из мешков, передают их следующему. Так повторяется до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание.
"ПАСТУХ И СТАДО"
Дети изображают стадо (коров, телят, овец). Выбирают пастуха, вручают ему рожок и кнут. Воспитатель произносит слова: Рано-рано поутру Пастушок: "Ту-ру-ру". А коровки в лад ему Затянули: "Му-му-му". На слова "Ту-ру-ру" пастушок играет в рожок. После слов "Му-му-му" коровки мычат. Затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку), все бродят по ней. Через некоторое время пастух щёлкает кнутом, гонит стадо домой
Хороводные игры
Пузырь.
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Вместе произносят: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!». Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» ж – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.
Карусель
с обручами Дети становятся в круг с обручами. Каждый держится за свой обруч и за обруч соседа. Получается большой замкнутый круг. По сигналу «Поехали!» все начинают двигаться шагом, по сигналу «Бегом!» все бегут, по сигналу «Прыжки!» начинают подпрыгивать, приставляя ногу к ноге (приставной галоп) на слова «Тише, тише, не спешите, карусель остановите!» переходят на спокойную ходьбу и останавливаются. Когда произносят «Отдохнем!» все кладут обручи на пол и расходятся в разные стороны. Услышав сигнал «Карусель заводится!», все бегут к обручам, быстро берут их. Игра повторяется.
Грушка
Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу: Мы посадим грушку – вот, вот! Пускай наша грушка растет, растет! Вырастай ты, грушка, вот такой вышины; Вырастай ты, грушка, вот такой ширины; Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час! Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас! А мы эту грушку все щипать будем. От нашей Марийки убегать будем! Грушкка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.
Каравай
2 Составив круг, играющие поют: Шел павлин горою, Все люди за мною Одного нет у нас (имя одного из играющих) У его маменьки печка истопленная, Блины испеченные, Каравай состряпанный, Этакий высокий, Этакий широкий, Этакий низенький. Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.
Арина
Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют: Дорогая Арина, встань выше овина, Рученьки сложи, чье имя укажи! Арина ходит, напевая: Хожу, гуляю вдоль караваю, Вдоль по караваю, кого найду, узнаю! Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.
Бабка Ежка
В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ежка, Костяная ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: – У меня нога болит. Пошла она на улицу – Раздавила курицу. Пошла на базар – Раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.
Каравай
Один ребенок в центре круга. «На Сережин день рожденья Идут по кругу взявшись за руки Испекли мы каравай. Вот такой вышины, Останавливаются, приподнимаются на носки, одновременно поднимая руки Вот такой низины Присаживаются на корточки Вот такой ужины, Сходятся к центру круга. Вот такой ширины. Отходят назад, расширяя круг. Каравай, каравай, Хлопают в ладоши Кого хочешь, выбирай!» Стоящий в кругу выбирает другого. Тот встает в центр.
Карусель
Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: «Еле, еле, еле, еле Тише, тише, не спешите, Завертелись карусели. Карусель остановите! А потом, потом, потом, Раз-два, раз-два, Все бегом, бегом, бегом. Вот и кончилась игра» Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются. Вариант: дети одной рукой берутся за длинный шнур со связанными концами.
Флажок
Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит: «Дети стали в кружок, Выйди, Оля, в кружок, Увидали флажок. Возьми, Оля, флажок! Кому дать, кому дать? Выйди, выйди, возьми, Кому флаг поднимать? Выше флаг подними!» Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре тоже ходит подняв флажок. Ходить надо красиво и ритмично.
Солнышко и дождик
Дети идут по кругу и проговаривают: «Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу. Светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладоши, Хлопают в ладоши. Очень рады солнышку. Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте Топ-топ-топ-топ! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!» На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети бегут к воспитателю под зонтик. Воспитатель говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Игра повторяется.
Ровным кругом
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: «Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе Сделаем вот так!» С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть
Подарки
Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят: «Принесли мы всем подарки. Кто захочет, тот возьмет – Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет» С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.
Колпачок и палочка.
Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря: «Раз, два, три, четыре, пять – Ведущий стучит палочкой. Будет палочка стучать, Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. - Скок, скок, скок. Тот говорит три последних слова Угадай, чей голосок» Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает. Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.
«Попади в круг»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой. Описание игры: Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из верёвки кружок, концы верёвки связаны; круг может быть также начерчен на земле. Диаметр круга 1 ½ - 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от этого круга. В руках у детей мешочки с песком. По слову воспитателя «бросай» все дети бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки», - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, и игра продолжается. При повторении игры дети бросают мешочек другой рукой. Игра повторяется 4-6 раз. Правила игры: Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «бросай», поднимать по сигналу «поднимите мешочки». Указания к проведению игры: 1) Перед началом игры воспитатель показывает детям, как держать и бросать мешочек в круг. 2) Вместо мешочков можно бросать шишки.
«Перелёт птиц»
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге и равновесии.
Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки (зала) - они «птицы». На другом конце площадки разложены кирпичики. По сигналу воспитателя «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу «Буря» птицы летят к деревьям – скрываются на них от бури. Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась» птицы спускаются спокойно с деревьев (кирпичиков) и продолжают свой путь. Правила игры: По сигналу «буря» все должны встать на кирпичик. Указания к проведению игры: лучше использовать кирпичики, расположить их в один ряд. Варианты игры: Когда дети усвоят игру можно располагать кирпичики по краям площадки.
«Мыши в кладовой»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Дети упражняются в подлезании, в беге.
Описание игры: Дети «мыши» сидят в норках – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута верёвка на высоте 50-40 см. это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель. Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется. Повторить игру можно 4-5 раз. Правила игры: 1) Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснёт. 2) Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснётся и замяукает. Указания к проведению игры: 1) В тот момент, когда мыши убегают из кладовой, воспитатель поднимает верёвку, чтобы она не мешала детям, а затем опускает её и бежит догонять мышей. 2) Воспитатель должен следить, чтобы дети, подлезая под верёвку, не задевали её.
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Международный вебинар «Современные образовательные технологии физического воспитания дошкольников в инклюзивном образовании»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС