Урок "Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнений воздуха и от загрязненной воды ?" (10 класс)
- образовательная – сформировать у учащихся знания о предмете экологии, об основных объектах экологического изучения и его основных целях; о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека; ввести понятие «здоровье человека», показать вредное влияние неблагоприятных факторов на организм человека;
Тип урока: изучение нового материала с элементами опережающего обучения
Цель урока:
— образовательная – сформировать у учащихся знания о предмете экологии, об основных объектах экологического изучения и его основных целях; о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека; ввести понятие «здоровье человека», показать вредное влияние неблагоприятных факторов на организм человека;
— развивающая – развивать экологическую этику учащихся, этику ответственности в их отношениях с природой; формировать личную ответственность за все происходящее вокруг;
— воспитывающая – прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности на последующих уроках данной темы, воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Методическая цель: совершенствование пед.мастерства.
Средства обучения:
— материальные: макет домика, кормушки, скворечник, глобус.
— технические: телевизор, ДVД, муз.центр.
— художественно-изобразительные: таблицы:
«Этапы воздействия человека на природу»;
«Воздействие человека на природу»;
«Экология – комплексная наука»;
«Направления экологии»;
«Прогноз изменений в биосфере»
2 фотографии; выставка книг;
«Показатели здоровья людей»;
«Основные загрязнители окружающей среды»;
«Экологический светофор Гулькевичского района»;
В/фильмы: «Аномальные люди»;
«Хабаровский край сегодня»;
Региональный компонент: экологический светофор Гулькевичского района, демографические показатели Гулькевичского района
Ход урока
I. Организационная часть:
Проверка отсутствующих, запись в журнал.
II. Изложение нового материала
Метод: информационный с элементами ролевых сцен.
Тема записана на доске.
Эпиграф.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они-
На планете мы останемся одни. В.Берестов
(Под звуки пения птиц дети заходят в кабинет и рассаживаются)
Уч-ль.:Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на нашем необычном уроке. Урок – путешествие по очень важной для всех нас знакомой и незнакомой одновременно, теме. А вот кажется и наш первый гость.
Из избушки под звуки птиц появляется старик – боровик
Стар.Если долго-долго, если долго по тропинке, если долго по дорожке, топать, ехать и бежать, то возможно можно, можно, то наверно верно можно в экологию попасть.
Уч-ль.: Стоп, стоп, стоп. Остановитесь хоть на мгновение задержитесь. Слова в этой песне не такие, мы это точно знаем, да и про науку вы упомянули как раз по нашему уроку.
Стар.А чего тут непонятного? ЭКО – ЛО – ГИЯ. Я как услыхал про путешествие, так и решил вам о первой экологической тропинке рассказать. На ней вы познакомитесь с самой экологией, ее задачами, узнаете о воздействии экологии на здоровье человека.
Уч-ль.:А что ребята. С этого и начнем. Запишите тему нашего путешествия.
Стар.Вот- вот, запишите, запишите. А то сил моих больше нет смотреть на окружающее меня безобразие.
Уч-ль:Дедушка, а куда же дальше поведет ваша тропинка?
вывешивает
плакат
«Этапы..»
Стар. Нет, пешком дальше нельзя, тут и самолет не поможет, даже реактивный не справится.
Уч-ль: Понятно, надо вызывать машину времени.
(звучит музыка)
Мы переносимся вглубь веков.
На доске таблица. Этапы воздействия человека на природу.
(Выступают подготовленные учащиеся)
I. Мы экологи – историки. Вот что удалось нам выяснить, путешествуя по геохронологической таблице.
II. С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находится в тесной зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образа жизни зверей, птиц, рыб.
I.
Ученые доказали, что австралопитеки – представители древнейших людей, полностью зависели от природы – они занимались собирательством и никакого вреда природе не наносили.
II. Более поздние из них – питекантропы, делали из камня примитивные скребки, сверла, первые орудия труда, но вред природе все еще оставался минимальным.
I. Использование огня, первое кострище привело к первым неблагоприятным последствиям для живого.
(вывешивает таблицу уч-ль)
Уч-ль: Спасибо, ребята, я думаю, что это обязательно надо отметить в наших дневниках наблюдения.
Воздействие человека на природу.
1. Вид людей деятельность вред природе
Древнейшие Охота, собирательство Минимал.
люди
2. Древние люди Кол. охота, соб-во Минимал.
использование огня
3. Первые совр. Охота, приручал животных Вред возраст.
люди строил жилища
I. Мы, ученые – палеонтологи, выяснили, что древние люди – неандертальцы – жившие около 150 тыс. лет назад отличались от своих первых предшественников анатомическими особенностями.
II. Но они продолжали заниматься собирательством и охотой, которая приобрела коллективную форму.
Уч-ль: И это отметим в своих наблюдениях.
I. Мы ученые – антропологи – установили, что первые современные люди – кроманьонцы, жившие 30-40 тыс.лет назад умели шлифовать, сверлить, знали гончарное дело.
II. Человек приручал первых животных и делал первые шаги в земледелии, строил жилища. Воздействие на природу все возрастает и возрастает.
Стар. А дальше время побежало быстрыми шагами – развитие земледелия и одомашнивание животных сопровождалось вырубкой леса, выпасом скота и заготавливанием корма, что привело к изменению природных систем.
8,5 тыс. лет назад была сделана первая плавка металла.
Началось развитие ремесел, а затем и промышленности. Новым этапом воздействия стало появление городов, рост технической вооруженности человека.
Эх, да что там говорить.
Уч-ль: Деятельность человека приобрела глобальный характер и стала особым сверхмощным фактором существования живого в биосфере. И у нас есть этому доказательство.
Геогр.1 Человек сокращает территории, от 9% до 12% поверхности суши распахано, до 25% — пастбища
глобус.
II.458 экваторов – такова протяженность дорог на планете.
Биол. I. Человек извлекает около 100 млрд.т руды, горячих газов и др. сырья, что составляет 25 т на каждого жителя планеты, при этом 98% добываемого сырья идет в отходы.
II. На 1 жителя планеты приходится 1 т мусора, 6 млрд.т. твердых отходов выбрасывается в океан.
I. 70-90 млн. т. нефти попадает в биосферу, а в атмосферу поступает 20 млрд.т. СО2
Стар.Страшные, уничтожающие цифры. Брали, брали, загрязняли, рубили, выкидывали, продавали, думали, что на долгие века хватит. А – нет, видимо не хватит.
Уч-ль: Вот тут нам ребята и пора вспомнить о новой, очень молодой, защищающей природу, науке – экологии.
Вывешивает слово
Давайте обратимся в наше справочное бюро.
Уч-к извлекает свиток и читает его.
Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, с окружающей средой. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» — дом, жилище и «логос» — наука. Дословно – наука о местообитании. Возникла в ХХ веке.
Уч-ль: Так что же такое экология? Что оно означает? В каком веке возникло?
ХХ век – это недавно. Но не думайте ребята, что призыв охранять природу прозвучали только в ХХ веке. Вот имена первых защитников природы: Аристотель, Теофраст. К.Линней, Ж.Б.Ламарк, Геккель.
Если в период своего возникновения экология изучала взаимоотношения организмов с окружающей средой и была составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с другими науками.
Какими?
Примерные ответы уч-ся. Экология связана с такими науками, как ботаника, химия, астрономия, математика.
Вывешиваю таблицу «Экология – комплексная наука»
генетика химия физика
медицина ЭКОЛОГИЯ математика
культура агрономия география
— Так почему же экологию считают комплексной наукой?
Примерные ответы уч-ся:
экологию считают комплексной наукой, потому что она связана с множеством других наук.
— Решая свои задачи, экология приобрела очень много направлений.
Таблица «Направления экологии»
— Несмотря на все многообразие, в основе направлений экологии лежит выяснение отношений живых организмов с окружающей средой.
Таким образом:
Экология – универсальная, комплексная, бурно развивающаяся наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
— Кто запомнил, от каких слов образовано «экология»?
Примерные ответы уч-ся. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» — дом, жилище и «логос» — наука.
Эколог. Экология – наука будущего и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Вот каков прогноз изменений в биосфере ожидает наука.
Таблица «Прогноз изменений в биосфере»
__________________ __________________ _________________
1980 2000 2020
Уч-ль: Прогноз состояния окружающей среды волнует всех. Поэты и писатели, художники выражают это в своих произведениях и картинах. Вот перед вами 2 фотографии, поднимите руку, кому хотелось жить здесь, а здесь? И я вас вполне понимаю почему, но, к сожалению, живем мы вот на этом фоне.
2 фотографии (на 1 изображен город с множеством автомобилей, на 2 — природа).
Библиот. Обратите внимание на данную выставку книг, вы в них найдете ответы на многие вопросы о состоянии нашей природы. А еще я предлагаю послушать стихотворение – призыв и задуматься о том, как вы помогаете природе?
Выставка книг, читает стихотворениеМатвея Коваленко «Утром ветер сушит росы...»
Утром ветер сушит росы
В изумрудные луга.
Тихим звоном входят косы
Да душистые стога!
Кто придумал те поляны?
Я не знаю — вы смогли б?
Легковесные туманы,
По заливам всплески рыб?
Птичий гам по рощам синим,
Чистоту небес и вод.
И берёзы, и осины —
Редколесья хоровод.
Кто там хочет всё разрушить
И, обуглив, сжечь в огне?
Подобреет, птиц послушав,
В наших рощах, на зоре.
Уч-ль: Да, действительно, призыв, а вот эти слова могли бы стать эпиграфом к нашему путешествию.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они-
На планете мы останемся одни. В.Берестов
Стар. К, сожалению, отрицательно влияя на окружающую среду, человек влияет и на самого себя. Подрывается его здоровье.
Уч-ль: Ребята, а что такое здоровье?
Примерные ответы уч-ся. Здоровье — это состояние человека. Здоровье – это, когда ничего не болит. Здоровье – это когда в твоем организме все хорошо.
Давайте обратимся в справочное бюро
Уч-к достает свиток и читает
Здоровье – правильная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
ФельдшерМало того, что катастрофически падает здоровье людей, появились ранее неизвестные заболевания, многие болезни стали излечиваться труднее, чем раньше, страдает психика людей. Ситуацию неблагополучие, стрессы, злоупотребление вредными привычками.
Вслушивайтесь в эти цифры.
Плакат «Демографические показатели здоровья людей»(по г. Гулькевичи). Причины смерти:
1. Сердечно-сосудистые заболевания
2. Инсульты
3. Онко-заболевания
Детская смертность до года:
1 Врожденная патология
2. Патология при родах.
Уч-ль:А что же вредит здоровью людей, что вызывает такие отклонения в развитии? Обратимся к этому источнику знаний.
Таблица «Основные загрязнители окружающей среды»
— Ребята вспомните, мы ходили на выставку восковых фигур «Аномальные люди». Что вас больше всего поразило?
Примерные ответы уч-ся. Люди имеют множество дефектов, уродств. Видели людей с одним глазом, с тремя газами, с двумя головами и т.д.
— Еще раз посмотрите, как могут отразиться эти загрязнения.
1мин.-1,30 Показ В/фильма «Выставка восковых фигур»
Уч-ль: В ХХ веке ученые зарегистрировали новую болезнь. И что странно: болеют, преимущественно горожане. Представьте себе: вот купил человек квартиру или дом – живи и радуйся. Но вот беда: через некоторое время люди начинают болеть: быстро уставать, появилась раздражительность, сонливость, боли в спине, проблемы с пищеварением. Что за странная болезнь? А назвали ученые «синдром больного здания», и связана она с загрязнением воздуха внутри жилого помещения.
Краснодарский край, в т.ч. Гулькевичский район является благоприятным районом. Обратите внимание на экологический светофор Гулькевичского района
— Предлагаю вам проанализировать «Экологический светофор Гулькевичского района». Почему он разного цвета?
Примерные ответы уч-ся. На экологическом светофоре Гулькевичского района изображены года и поселки разными цветами: красным, желтым и зеленым. Красным цветом изображены город Гулькевичи, п.Красносельский, т.к. в этих местностях находятся заводы, очистительные сооружения, много машин, АЗС…В этих местах окружающая среда загрязнена. Желтым цветом обозначены п. Венцы, с. Новоукраинское, х.Тельман и др., так как эти поселки находятся подальше от города, здесь меньше ездит машин и загазованность, соответственно, меньше. Зеленым цветом обозначены ст. Скобелевская, х.Вербовый, с.Пушкинское и др. В этих поселках самая благополучное экологическое состояние, они расположены далеко от райцентра.
Вывешиваю плакат «Экологический светофор Гулькевичского района»
— А вот на сегодняшний день обстановка обстоит на Дальнем Востоке следующим образом.(Чрезвычайная ситуация рек Хабаровского края)
Показ в/фильма «Хабаровский край» — 2 мин.
III. Заключение
Вопросы
1. Когда начинался вред природе?
Очень давно, еще с древности, когда появился огонь.
2. Что такое экология?
Экология – универсальная, комплексная, бурно развивающаяся наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
3. Что означает?
Дословно – наука о местообитании.
4. В каком веке возникла наука?
Возникла в ХХ веке.
5. Почему экологию считают комплексной наукой?
Экология связана с такими науками, как ботаника, химия, астрономия, математика
6. Какие экологические направления вы запомнили?
Экология пустыни, экология Арктики, экология лесостепи, экология леса…
7. Что такое здоровье?
Здоровье – правильная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие
8. Какие факторы могут влиять на здоровье, вызывать мутации?
Загрязнение воздуха, загрязнение воды, загрязнение почвы отходами с заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, повышенный радиоактивный фон…
Мастер. Мы хотим внести маленький вклад в защиту
(кормушкиприроды. Наступила зима и на территории школы решили
скворечники) повесить кормушки, а весной – скворечники для птиц.
Уч-ль: Спасибо, молодцы!
И в заключении ребята хотят исполнить песню.
(Песня «Ничего на свете лучше нету», слова авторские, музыка Ген.Гладкова)
Ничего на свете лучше нету-
Чем спасти от гибели планету.
Будет лес любимый свеж и зелен,
Эту радость мы с тобой разделим.
Береги ты все живое рядом,
И на все смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети-
Должен быть порядок на планете.
Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы.
И природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим.
IV. Выставление оценок с комментарием.
V. Домашнее задание. Найти в периодической печати материалы о защите воздуха, воды, почвы в нашем крае.
Используемая литература
1. Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2006г.
2. Журнал. География в школе. 3,95
3. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. — Волгоград: Учитель, 2004.
4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995.
5. Суравегина
И.
Т.,
Сенкевич
В.
М.
Как
учить
экологии:
Кн.
для
учителя. – М.:
Просвещение, 1996.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
УМК «Школа России»,
учебник «Окружающий мир»
А.А.Плешаков
г.Москва «Просвещение» 2008г.
Василенко Оксана Павловна,
учитель начальных классов
второй категории
МОУ
средняя общеобразовательная школа №
3 г.Гулькевичи
Краснодарского края
Тема урока: «Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнений воздуха и от загрязненной воды».
Тип урока: изучение нового материала с элементами опережающего обучения
Цель урока:
- образовательная – сформировать у учащихся знания о предмете экологии, об основных объектах экологического изучения и его основных целях; о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека; ввести понятие «здоровье человека», показать вредное влияние неблагоприятных факторов на организм человека;
- развивающая – развивать экологическую этику учащихся, этику ответственности в их отношениях с природой; формировать личную ответственность за все происходящее вокруг;
- воспитывающая – прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности на последующих уроках данной темы, воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Методическая цель: совершенствование пед.мастерства.
Средства обучения:
- материальные: макет домика, кормушки, скворечник, глобус.
- технические: телевизор, ДVД, муз.центр.
- художественно-изобразительные: таблицы:
«Этапы воздействия человека на природу»;
«Воздействие человека на природу»;
«Экология – комплексная наука»;
«Направления экологии»;
«Прогноз изменений в биосфере»
2 фотографии; выставка книг;
«Показатели здоровья людей»;
«Основные загрязнители окружающей среды»;
«Экологический светофор Гулькевичского района»;
В/фильмы: «Аномальные люди»;
«Хабаровский край сегодня»;
Региональный компонент: экологический светофор Гулькевичского района, демографические показатели Гулькевичского района
Ход урока
-
Организационная часть:
Проверка отсутствующих, запись в журнал.
-
Изложение нового материала
Метод: информационный с элементами ролевых сцен.
Тема записана на доске.
Эпиграф.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они-
На планете мы останемся одни. В.Берестов
(Под звуки пения птиц дети заходят в кабинет и рассаживаются)
Уч-ль.: Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на нашем необычном уроке. Урок – путешествие по очень важной для всех нас знакомой и незнакомой одновременно, теме. А вот кажется и наш первый гость.
Из избушки под звуки птиц появляется старик – боровик
Стар. Если долго-долго, если долго по тропинке, если долго по дорожке, топать, ехать и бежать, то возможно можно, можно, то наверно верно можно в экологию попасть.
Уч-ль.: Стоп, стоп, стоп. Остановитесь хоть на мгновение задержитесь. Слова в этой песне не такие, мы это точно знаем, да и про науку вы упомянули как раз по нашему уроку.
Стар. А чего тут непонятного? ЭКО – ЛО – ГИЯ. Я как услыхал про путешествие, так и решил вам о первой экологической тропинке рассказать. На ней вы познакомитесь с самой экологией, ее задачами, узнаете о воздействии экологии на здоровье человека.
Уч-ль.: А что ребята. С этого и начнем. Запишите тему нашего путешествия.
Стар. Вот- вот, запишите, запишите. А то сил моих больше нет смотреть на окружающее меня безобразие.
Уч-ль: Дедушка, а куда же дальше поведет ваша тропинка?
вывешивает
плакат
«Этапы..»
Стар. Нет, пешком дальше нельзя, тут и самолет не поможет, даже реактивный не справится.
Уч-ль: Понятно, надо вызывать машину времени.
(звучит музыка)
Мы переносимся вглубь веков.
На доске таблица. Этапы воздействия человека на природу.
(Выступают подготовленные учащиеся)
-
Мы экологи – историки. Вот что удалось нам выяснить, путешествуя по геохронологической таблице.
-
С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находится в тесной зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образа жизни зверей, птиц, рыб.
-
Ученые доказали, что австралопитеки – представители древнейших людей, полностью зависели от природы – они занимались собирательством и никакого вреда природе не наносили.
-
Более поздние из них – питекантропы, делали из камня примитивные скребки, сверла, первые орудия труда, но вред природе все еще оставался минимальным.
-
Использование огня, первое кострище привело к первым неблагоприятным последствиям для живого.
(вывешивает таблицу уч-ль)
Уч-ль: Спасибо, ребята, я думаю, что это обязательно надо отметить в наших дневниках наблюдения.
Воздействие человека на природу.
1. Вид людей деятельность вред природе
Древнейшие Охота, собирательство Минимал.
люди
2. Древние люди Кол. охота, соб-во Минимал.
использование огня
3. Первые совр. Охота, приручал животных Вред возраст.
люди строил жилища
-
Мы, ученые – палеонтологи, выяснили, что древние люди – неандертальцы – жившие около 150 тыс. лет назад отличались от своих первых предшественников анатомическими особенностями.
-
Но они продолжали заниматься собирательством и охотой, которая приобрела коллективную форму.
Уч-ль: И это отметим в своих наблюдениях.
-
Мы ученые – антропологи – установили, что первые современные люди – кроманьонцы, жившие 30-40 тыс.лет назад умели шлифовать, сверлить, знали гончарное дело.
-
Человек приручал первых животных и делал первые шаги в земледелии, строил жилища. Воздействие на природу все возрастает и возрастает.
Стар. А дальше время побежало быстрыми шагами – развитие земледелия и одомашнивание животных сопровождалось вырубкой леса, выпасом скота и заготавливанием корма, что привело к изменению природных систем.
8,5 тыс. лет назад была сделана первая плавка металла.
Началось развитие ремесел, а затем и промышленности. Новым этапом воздействия стало появление городов, рост технической вооруженности человека.
Эх, да что там говорить.
Уч-ль: Деятельность человека приобрела глобальный характер и стала особым сверхмощным фактором существования живого в биосфере. И у нас есть этому доказательство.
Геогр.1 Человек сокращает территории, от 9% до 12% поверхности суши распахано, до 25% - пастбища
глобус.
II. 458 экваторов – такова протяженность дорог на планете.
Биол. I. Человек извлекает около 100 млрд.т руды, горячих газов и др. сырья, что составляет 25 т на каждого жителя планеты, при этом 98% добываемого сырья идет в отходы.
II. На 1 жителя планеты приходится 1 т мусора, 6 млрд.т. твердых отходов выбрасывается в океан.
-
70-90 млн. т. нефти попадает в биосферу, а в атмосферу поступает 20 млрд.т. СО2
Стар. Страшные, уничтожающие цифры. Брали, брали, загрязняли, рубили, выкидывали, продавали, думали, что на долгие века хватит. А – нет, видимо не хватит.
Уч-ль: Вот тут нам ребята и пора вспомнить о новой, очень молодой, защищающей природу, науке – экологии.
Вывешивает слово
Давайте обратимся в наше справочное бюро.
Уч-к извлекает свиток и читает его.
Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, с окружающей средой. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - наука. Дословно – наука о местообитании. Возникла в ХХ веке.
Уч-ль: Так что же такое экология? Что оно означает? В каком веке возникло?
ХХ век – это недавно. Но не думайте ребята, что призыв охранять природу прозвучали только в ХХ веке. Вот имена первых защитников природы: Аристотель, Теофраст. К.Линней, Ж.Б.Ламарк, Геккель.
Если в период своего возникновения экология изучала взаимоотношения организмов с окружающей средой и была составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с другими науками.
Какими?
Примерные ответы уч-ся. Экология связана с такими науками, как ботаника, химия, астрономия, математика.
Вывешиваю таблицу «Экология – комплексная наука»
генетика химия физика
медицина ЭКОЛОГИЯ математика
культура агрономия география
- Так почему же экологию считают комплексной наукой?
Примерные ответы уч-ся: экологию считают комплексной наукой, потому что она связана с множеством других наук.
- Решая свои задачи, экология приобрела очень много направлений.
Таблица «Направления экологии»
- Несмотря на все многообразие, в основе направлений экологии лежит выяснение отношений живых организмов с окружающей средой.
Таким образом:
Экология – универсальная, комплексная, бурно развивающаяся наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
- Кто запомнил, от каких слов образовано «экология»?
Примерные ответы уч-ся. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» - дом, жилище и «логос» - наука.
Эколог. Экология – наука будущего и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Вот каков прогноз изменений в биосфере ожидает наука.
Таблица «Прогноз изменений в биосфере»
__________________ __________________ _________________
1980 2000 2020
Уч-ль: Прогноз состояния окружающей среды волнует всех. Поэты и писатели, художники выражают это в своих произведениях и картинах. Вот перед вами 2 фотографии, поднимите руку, кому хотелось жить здесь, а здесь? И я вас вполне понимаю почему, но, к сожалению, живем мы вот на этом фоне.
2 фотографии (на 1 изображен город с множеством автомобилей, на 2 - природа).
Библиот. Обратите внимание на данную выставку книг, вы в них найдете ответы на многие вопросы о состоянии нашей природы. А еще я предлагаю послушать стихотворение – призыв и задуматься о том, как вы помогаете природе?
Выставка книг, читает стихотворение Матвея Коваленко "Утром ветер сушит росы..."
Утром ветер сушит росы
В изумрудные луга.
Тихим звоном входят косы
Да душистые стога!
Кто придумал те поляны?
Я не знаю — вы смогли б?
Легковесные туманы,
По заливам всплески рыб?
Птичий гам по рощам синим,
Чистоту небес и вод.
И берёзы, и осины —
Редколесья хоровод.
Кто там хочет всё разрушить
И, обуглив, сжечь в огне?
Подобреет, птиц послушав,
В наших рощах, на зоре.
Уч-ль: Да, действительно, призыв, а вот эти слова могли бы стать эпиграфом к нашему путешествию.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они-
На планете мы останемся одни. В.Берестов
Стар. К, сожалению, отрицательно влияя на окружающую среду, человек влияет и на самого себя. Подрывается его здоровье.
Уч-ль: Ребята, а что такое здоровье?
Примерные ответы уч-ся. Здоровье - это состояние человека. Здоровье – это, когда ничего не болит. Здоровье – это когда в твоем организме все хорошо.
Давайте обратимся в справочное бюро
Уч-к достает свиток и читает
Здоровье – правильная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Фельдшер Мало того, что катастрофически падает здоровье людей, появились ранее неизвестные заболевания, многие болезни стали излечиваться труднее, чем раньше, страдает психика людей. Ситуацию неблагополучие, стрессы, злоупотребление вредными привычками.
Вслушивайтесь в эти цифры.
Плакат «Демографические показатели здоровья людей» (по г. Гулькевичи). Причины смерти:
-
Сердечно-сосудистые заболевания
-
Инсульты
-
Онко-заболевания
Детская смертность до года:
1 Врожденная патология
2. Патология при родах.
Уч-ль:А что же вредит здоровью людей, что вызывает такие отклонения в развитии? Обратимся к этому источнику знаний.
Таблица «Основные загрязнители окружающей среды»
- Ребята вспомните, мы ходили на выставку восковых фигур «Аномальные люди». Что вас больше всего поразило?
Примерные ответы уч-ся. Люди имеют множество дефектов, уродств. Видели людей с одним глазом, с тремя газами, с двумя головами и т.д.
- Еще раз посмотрите, как могут отразиться эти загрязнения.
1мин.-1,30 Показ В/фильма «Выставка восковых фигур»
Уч-ль: В ХХ веке ученые зарегистрировали новую болезнь. И что странно: болеют, преимущественно горожане. Представьте себе: вот купил человек квартиру или дом – живи и радуйся. Но вот беда: через некоторое время люди начинают болеть: быстро уставать, появилась раздражительность, сонливость, боли в спине, проблемы с пищеварением. Что за странная болезнь? А назвали ученые «синдром больного здания», и связана она с загрязнением воздуха внутри жилого помещения.
Краснодарский край, в т.ч. Гулькевичский район является благоприятным районом. Обратите внимание на экологический светофор Гулькевичского района
- Предлагаю вам проанализировать «Экологический светофор Гулькевичского района». Почему он разного цвета?
Примерные ответы уч-ся. На экологическом светофоре Гулькевичского района изображены года и поселки разными цветами: красным, желтым и зеленым. Красным цветом изображены город Гулькевичи, п.Красносельский, т.к. в этих местностях находятся заводы, очистительные сооружения, много машин, АЗС…В этих местах окружающая среда загрязнена. Желтым цветом обозначены п. Венцы, с. Новоукраинское, х.Тельман и др., так как эти поселки находятся подальше от города, здесь меньше ездит машин и загазованность, соответственно, меньше. Зеленым цветом обозначены ст. Скобелевская, х.Вербовый, с.Пушкинское и др. В этих поселках самая благополучное экологическое состояние, они расположены далеко от райцентра.
Вывешиваю плакат «Экологический светофор Гулькевичского района»
- А вот на сегодняшний день обстановка обстоит на Дальнем Востоке следующим образом.(Чрезвычайная ситуация рек Хабаровского края)
Показ в/фильма «Хабаровский край» - 2 мин.
III. Заключение
Вопросы
-
Когда начинался вред природе?
Очень давно, еще с древности, когда появился огонь.
-
Что такое экология?
Экология – универсальная, комплексная, бурно развивающаяся наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
-
Что означает?
Дословно – наука о местообитании.
-
В каком веке возникла наука?
Возникла в ХХ веке.
-
Почему экологию считают комплексной наукой?
Экология связана с такими науками, как ботаника, химия, астрономия, математика
-
Какие экологические направления вы запомнили?
Экология пустыни, экология Арктики, экология лесостепи, экология леса…
-
Что такое здоровье?
Здоровье – правильная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие
-
Какие факторы могут влиять на здоровье, вызывать мутации?
Загрязнение воздуха, загрязнение воды, загрязнение почвы отходами с заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, повышенный радиоактивный фон…
Мастер. Мы хотим внести маленький вклад в защиту
(кормушки природы. Наступила зима и на территории школы решили
скворечники) повесить кормушки, а весной – скворечники для птиц.
Уч-ль: Спасибо, молодцы!
И в заключении ребята хотят исполнить песню.
(Песня «Ничего на свете лучше нету», слова авторские, музыка Ген.Гладкова)
Ничего на свете лучше нету-
Чем спасти от гибели планету.
Будет лес любимый свеж и зелен,
Эту радость мы с тобой разделим.
Береги ты все живое рядом,
И на все смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети-
Должен быть порядок на планете.
Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы.
И природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим.
IV. Выставление оценок с комментарием.
V. Домашнее задание. Найти в периодической печати материалы о защите воздуха, воды, почвы в нашем крае.
Используемая литература
1. Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2006г.
2. Журнал. География в школе. 3,95
3. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: Учитель, 2004.
4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995.
5. Суравегина И.Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996.
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»