Песочная терапия в коррекционно-педагогической работе учителя-логопеда учреждения интернатного типа
Краткое описание
Использование песочной терапии в работе логопеда.
Описание
КГОКУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Покровка.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА.
Учитель-логопед
ПАК Т.Н.
8(42344)55238
С. Покровка, 2012г.
Сведения об авторе.
Пак Татьяна Николаевна-10 июля 1968г.р. Джамбульская область, Казахстан.
В 1990году закончила Ленинградский ордена Трудового красного Знамени государственный педагогический институт имени А. И. Герцена по специальности логопедия с дополнительной специальностью педагогика и методика начального обучения. Присвоена квалификация- учитель-логопед, учитель начальных классов школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи, логопед дошкольных учреждений. Диплом- УВ № 334846 №175.
В период с 1990- 1999гг. работала в республике Узбекистан.
В 1999г. принята на должность логопеда в детский сад №12 «Морячок», г. Владивостока. В 2005г. присвоена высшая квалификационная категория.
В 2008г. принята в КГОКУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Покровка» в должности учитель-логопед, где и работаю в настоящее время.
С 07.12.09г. по 19.12.09г. прошла краткосрочное обучение в ГОУ ДПО «Приморском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования» по теме «Развитие речемыслительной деятельности детей с речевой патологией».
С 2010г. по 2012г. обучалась по программе Юнгианская песочная терапия Санкт-Петербургского Государственного Университета (факультет психологии).
Темы по самообразованию:
«Методы нейропсихологической диагностики в работе учителя-логопеда»,
«Песочная терапия в коррекционно-педагогической работе учителя-логопеда учреждения интернатного типа».
Пояснительная записка.
Работа учителя-логопеда в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Покровка, имеет свои особенности. Объясняются эти особенности и контингентом воспитанников, и условиями их проживания.
Дети поступают в наш интернат в возрасте от 7 лет и старше, со всех районов Приморского края. Теперь они будут жить и учиться в стенах детского дома до окончания 11 класса. Часто у них непростые показатели в своём биографическом прошлом и в истории болезни. Каждый ребёнок привозит с собой свою трагедию, свою печаль, тяжёлый опыт жизни в семье или без семьи. Какая связь между прошлым, часто негативным, маленького человека и коррекционно-педагогической работой учителя-логопеда? Как это может повлиять на успех или неудачи при достижении поставленной цели- развитие ребёнка как личности в условиях общения со взрослыми и детьми в повседневной жизни, и на занятиях на школьном логопедическом пункте?
Растущий в условиях учреждений интернатного типа ребёнок, с трудом усваивает навыки продуктивного общения. «Его общение не развито: контакты поверхностны, нервозны и поспешны- он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение»(В. С. Мухина). Важнейшее средство общения- речь, находится в фокусе внимания логопеда.
Прежде всего, нельзя рассматривать речь в отрыве от личности. Речь- это высшая психическая функция. Именно язык придаёт деятельности человека специфический характер. «Огромный выигрыш человека, обладающего развитым языком, заключается в том, что его мир удваивается. Слово удваивает мир и позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие» (А. Р. Лурия). Формирование речи тесно связано с развитием мышления, с умением сравнивать и обобщать, выделять признаки и анализироватьрезультаты. Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Но, помимо этого, нужно уметь сделать вывод в письменном или устном виде. И этот вывод надо презентовать обществу, окружению, социуму. А это ещё одна функция речи- социальная.
От того как и что будет сказано, зависят дальнейшие отношения между вступившими в контакт. Любой неспециалист, поговорив с незнакомцем 5 минут, может, по крайней мере, определить, представляет ли он для него опасность или нет. Помните, притчу о мудреце: «Скажи же что-нибудь и я скажу – кто ты». «Свои языковые и мыслительные навыки ребёнок приобретает лишь в общении с другими людьми. Только это общение и делает его человеком, т.е. существом говорящим и думающим» (К. И. Чуковский).
С момента рождения между матерью и грудным младенцем устанавливается психофизиологическое единство. Ребёнок «заражается» эмоцией матери. И любовь к нему даёт младенцу чувство защиты, безопасности и стимулирует к общению. Потребность в эмоциональном общении, поддержанию контакта не является врождённой- она воспитывается в раннем детском возрасте. Именно поэтому материнские эмоции так нужны малышу с самых первых дней его жизни.
Если малыш был этого лишён, то он пытаться адаптироваться к этой жизни, используя различные механизмы. Мониторинг развития речи детей 1-7 класса показывает, что дети прибывающие в 1 класс, вступают в контакт без телесной зажатости, напряжения. Они свободно рассказывают о себе, о родителях.
Чем старше становятся дети, тем большее количество из них начинает говорить очень быстро, сжав зубы, невнятно, часто в агрессивно-повышенном тоне. Возможно, это глобальная неудовлетворённость потребности в общении и принятии, накладывается на особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст является таким периодом в жизни, когда формируется самознание, развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Дети 12-16 лет начинают ощущать «несправедливость» к ним судьбы в настоящий момент и опасаются своего будущего. Они становятся в позицию-Я- плохой, вы-хорошие, и агрессивно спрашивают: «А какие бы вы были, если бы у вас был отец-алкоголик, а мать-наркоманка?».У них формируется заниженная самооценка.
В условия такого эмоционального дискомфорта, ситуации «неуспешности», очень тяжело идёт работа по коррекции логоневрозов (заикания). В рассматриваемом в этой работе случае, заикание возникло после травмирующей ситуации в возрасте 7 лет. В ходе занятий у Ромы К. был сформирован навык «речи с рукой» по методу Андрониковой- Арутюнян. Но переноса навыка «за стены» кабинета не происходило. Иными словами, навык в самостоятельной речи, вне занятий с логопедом, не использовался. Помимо того, что на поддержку окружения рассчитывать не приходилось, у самого Ромы была склонность к аффективным реакциям, отсутствовал самоконтроль своей речи.
Анализ результатов работы показал необходимость изыскания новых приёмов и методов в формировании речемыслительных навыков, в обучении умению свободно излагать свои мысли, в коррекционной работе с учащимися, страдающими заиканием. С одним из таких методов я познакомилась благодаря сотрудничеству с детским фондом «Виктория», АНО СМС «Венец». Сначала это была литература по песочной терапии, а потом и курсы во Владивостоке, организованные факультетом психологии Санкт-ПетербургскогоГосударственного Университета.
История песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд(Lowenfeld, 1935;1979) впервые применила песочницу в игровой терапии с детьми.
Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребёнка с песком и водой.
Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техникапостроения мира». В 1935 г. Ловенфельд опубликовала свою книгу «Игра в детстве».
Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским психотерапевтом Дорой Кальфф после того, как в 1956 г. Юнг посоветовал ей изучить песочную терапию лично у Ловенфельд в Лондоне. Она дополнила технику Ловенфельд юнгианским подходом и своим глубоким знанием восточной философии.
Основным атрибутом является поднос размером 50х70х7см, выкрашенный голубой краской изнутри и заполненный песком. Рядом на полках располагается большое количество миниатюрных предметов, которые используются при создании песочной композиции.
Чем удобно использовать песочницу в работе? Часто дети не могут выразить, сказать словами, что их тревожит. Они не понимают своих эмоций, не обладают языковыми средствами для их выражения. Они стесняются рисовать, петь. Невозможность выразить свои чувства- алексетимия- может провоцировать возникновение сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, аллергий. Долго сдерживаемые негативные эмоции выливаются в конфликты, которые конструктивно не решаются.
Песочница имеет четыре измерения- ширину, длину, глубину и высоту. Она не требует каких-то особых навыков от того, кто строит, но даёт ему возможность увидеть ситуацию со всех сторон и взглянуть на неё в реальном времени- здесь и сейчас. А увидев, попытаться её осмыслить и подобрать слова, для объяснения себе самому, что сейчас со мной происходит и почему? Работа в песочнице позволяет принять ситуацию, перестать ненавидеть своё прошлое, покинувших родителей и принять ответственность на себя, для того, чтобы можно было двигаться дальше.
Для детей младшего возраста, работа с песком ещё более актуальна. Ведь способность к коммуникации посредством тактильных ощущений развивается раньше коммуникативных способностей посредством звуков, зрительных образов и языка. Работа с песком выступает как средство компенсации незащищённости или недостаточной тактильной коммуникации.
Проект
«Мой мир песочного листа»
Итак, на Медико-психолого-педагогическом консилиуме было принято решение о проведении курса занятий по песочной терапии с тремя учениками 5-7 классов в рамках проекта личностного развития. Один из них, Рома К.- с заключением логоневроз, а двое других детей– Ваня А. и Настя Д., из так называемой «группы риска», нуждались в психолого-педагогическом сопровождении. У всех троих в детстве были серьёзные травмирующие ситуации, отмечалась неуверенность в положительной оценке своего будущего, поведение характеризовалось вербальной агрессией.
Актуальность проекта:
1.Необходимо выделить территорию, на которой дети могут побыть наедине с самим собой.
2. Строя песочные миры, каждый из участников находит ответы на свои вопросы, решает проблемы, говорить о которых не хочет или не может.
3. В работе с песком происходит развитие сенсомоторной, координатной чувствительности.
Цель:
Создание условий для возможности остаться наедине с самим собой и смоделировать проблемную ситуацию в игре с песком.
Задачи:
1. Приобрести песочницу размером 50х70х7см.
2. Изготовить миниатюры (фигурки) для работы в песочнице из:
-природного материала,
-солёного теста,
-керамопласта.
3. Собрать коллекцию миниатюр.
4. Закончить обучение на 2-х годичных курсах по песочной терапии во Владивостоке.
Факторы успеха:
1. Методическая помощь специалистов проекта «Страна детей» детского фонда «Виктория».
2. Изучение специальной литературы.
3. Обучение на курсах Юнгианской песочной терапии
4. Заинтересованность детей в занятиях.
5. Помощь педагогов школы-интернат в создании коллекции миниатюр.
Препятствия.
1. Сложно определить кому из воспитанников требуется такой вид психолого-педагогического сопровождения в первую очередь.
2. Достаточно трудно создать безопасное пространство во время сессии- занятия по песочной терапии, т.к. всегда были желающие попасть на занятие «вне очереди».
Ресурсы:
а) материальные-
специальная литература,
коллекция миниатюр,
маленькая песочница, стандартная песочница,
пластилин, керамопласт, солёное тесто.
б) человеческие-
Лосева Т. П. -арт- терапевт, г. Владивосток;
Первова Е. В. – педагог- психолог, школы-интернат с. Покровка;
ученики 6-7-9кл.- участники проекта, воспитанники школы-интернат
План:
Результативность проекта
2010-2011уч.г.
1. Проведены занятия в 2011г-
с уч-ся 8кл.:
Глухоедова А., Титенков А.
с учениками 7кл.:
Погалов Е., Дудник Н., Козуб П., Гонтарь В.
с учениками 6кл.:
Жданов С., Манастырёв С., Сусталов К.
2. Примерно на 6-7 занятии участники проекта начинают видеть решение некоторых сложных ситуаций, проигрывают их на песке, пересматривают своё отношение к негативному опыту из прошедшей жизни.
3. Дети проявляют искреннюю заинтересованность на занятиях.
4. Самостоятельно лепят миниатюры для работы из пластилина и солёного теста.
5. Результаты занятий с песком используются на МППк для разработки индивидуальной программы по коррекции социальной дезадаптации сроком на 3 месяца.
Второй год работы
2011-2012 уч.г
1.Трое из участников проекта в 2010-2011 году, изъявили желание пройти повторный курс занятий.
2. Воспитанники, прошедшие курс занятий в прошлом году, самостоятельно приглашают своих друзей на занятия.
3. Дети, обращающиеся с запросом на прохождение курса терапии, учатся формулировать ожидаемый результат от занятий.
4. Участники проекта начинают примиряться с негативным опытом прошлой жизни, у них выстраивается более оптимистическое отношение к будущему.
Ребята охотно посещали занятия. Они стали организовывать своё время – следили за днями недели, приходили в назначенное время, заботились о том, чтобы к этому моменту их бытовые дела были улажены и не отрывали от занятия. Хочу отметить заинтересованность в занятиях со стороны воспитателей. При установлении обратной связи, выяснялось, что сессии (занятия песочной терапией) помогали детям расслабиться, найти конструктивные способы решения конфликтов.
В коррекции логоневроза наметилась положительная динамика- на сессиях Рома рассказывал о построенной на песке стране без запинок в речи, свободно фантазировал. Ваня и Настя на сессиях пытались понять причину возникновения частых конфликтов с учителями, проговаривали различные варианты конструктивного их разрешения.
Совершенно неожиданными стали просьбы приходить на занятия ребят из 9-11 классов. Количество желающих пришлось ограничить условием: «Нужно пройти не меньше 10 сессий, один раз в неделю». В 2010-2011 учебном году таких участников было 15, в 2011-2012 г.-10 (у меня уменьшилось количество учебных часов), из них- трое проходили курс повторно по собственному желанию.Работа с детьми ещё далеко не закончена и нуждается в серьёзном осмыслении её результатов. Но уже сейчас мне кажется правомерным говорить о целесообразности использования песочной терапии в коррекции заикания вместе с другими методами.
Литература:
1. А.Р. Лурия «Язык и сознание». Ростов-на-Дону, 1998г.
2. Л.С. Выготский «Психология». М. 2000г.
3. В.С. Мухина «Возрастная психология». М. 2003г.
4. Е.Ф. Соботович «Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции». М. 2003г.
5. М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, М.Ю. Рубин «Плохой хороший ребёнок». Спб. 2003г.
6. «Коррекционно-воспитательная работа в формировании личности детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья». Вл-к.2008г.
7. «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в семье». Вл-к. 2009г.
8. Под редакцией Е. Г. Трошихиной «Тренинг развития жизненных целей». Спб. 2007г.
9. С. Рыбакова «Арт-терапия для детей с задержкой психического развития». Спб. 2007г.
10.К.И. Чуковский «От двух до пяти». М. 1990г.
11. Г. Эль «Человек, играющий в песок» Спб.2010г.
12. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Чудеса на песке». Спб. 2010г
13. Штейнхардт Л. «Юнгианская песочная психотерапия», Спб. 2001г.
14. «Педагогическое проектирование в условиях интернатного учреждения» М. 2011г.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА.
Учитель-логопед
ПАК Т.Н.
8(42344)55238
С. Покровка, 2012г.
Сведения об авторе.
Пак Татьяна Николаевна-10 июля 1968г.р. Джамбульская область, Казахстан.
В 1990году закончила Ленинградский ордена Трудового красного Знамени государственный педагогический институт имени А. И. Герцена по специальности логопедия с дополнительной специальностью педагогика и методика начального обучения. Присвоена квалификация- учитель-логопед, учитель начальных классов школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи, логопед дошкольных учреждений. Диплом- УВ № 334846 №175.
В период с 1990- 1999гг. работала в республике Узбекистан.
В 1999г. принята на должность логопеда в детский сад №12 «Морячок», г. Владивостока. В 2005г. присвоена высшая квалификационная категория.
В 2008г. принята в КГОКУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Покровка» в должности учитель-логопед, где и работаю в настоящее время.
С 07.12.09г. по 19.12.09г. прошла краткосрочное обучение в ГОУ ДПО «Приморском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования» по теме «Развитие речемыслительной деятельности детей с речевой патологией».
С 2010г. по 2012г. обучалась по программе Юнгианская песочная терапия Санкт-Петербургского Государственного Университета (факультет психологии).
Темы по самообразованию:
«Методы нейропсихологической диагностики в работе учителя-логопеда»,
«Песочная терапия в коррекционно-педагогической работе учителя-логопеда учреждения интернатного типа».
Пояснительная записка.
Работа учителя-логопеда в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Покровка, имеет свои особенности. Объясняются эти особенности и контингентом воспитанников, и условиями их проживания.
Дети поступают в наш интернат в возрасте от 7 лет и старше, со всех районов Приморского края. Теперь они будут жить и учиться в стенах детского дома до окончания 11 класса. Часто у них непростые показатели в своём биографическом прошлом и в истории болезни. Каждый ребёнок привозит с собой свою трагедию, свою печаль, тяжёлый опыт жизни в семье или без семьи. Какая связь между прошлым, часто негативным, маленького человека и коррекционно-педагогической работой учителя-логопеда? Как это может повлиять на успех или неудачи при достижении поставленной цели- развитие ребёнка как личности в условиях общения со взрослыми и детьми в повседневной жизни, и на занятиях на школьном логопедическом пункте?
Растущий в условиях учреждений интернатного типа ребёнок, с трудом усваивает навыки продуктивного общения. «Его общение не развито: контакты поверхностны, нервозны и поспешны- он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение»(В. С. Мухина). Важнейшее средство общения- речь, находится в фокусе внимания логопеда.
Прежде всего, нельзя рассматривать речь в отрыве от личности. Речь- это высшая психическая функция. Именно язык придаёт деятельности человека специфический характер. «Огромный выигрыш человека, обладающего развитым языком, заключается в том, что его мир удваивается. Слово удваивает мир и позволяет человеку мысленно оперировать с предметами даже в их отсутствие» (А. Р. Лурия). Формирование речи тесно связано с развитием мышления, с умением сравнивать и обобщать, выделять признаки и анализироватьрезультаты. Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Но, помимо этого, нужно уметь сделать вывод в письменном или устном виде. И этот вывод надо презентовать обществу, окружению, социуму. А это ещё одна функция речи- социальная.
От того как и что будет сказано, зависят дальнейшие отношения между вступившими в контакт. Любой неспециалист, поговорив с незнакомцем 5 минут, может, по крайней мере, определить, представляет ли он для него опасность или нет. Помните, притчу о мудреце: «Скажи же что-нибудь и я скажу – кто ты». «Свои языковые и мыслительные навыки ребёнок приобретает лишь в общении с другими людьми. Только это общение и делает его человеком, т.е. существом говорящим и думающим» (К. И. Чуковский).
С момента рождения между матерью и грудным младенцем устанавливается психофизиологическое единство. Ребёнок «заражается» эмоцией матери. И любовь к нему даёт младенцу чувство защиты, безопасности и стимулирует к общению. Потребность в эмоциональном общении, поддержанию контакта не является врождённой- она воспитывается в раннем детском возрасте. Именно поэтому материнские эмоции так нужны малышу с самых первых дней его жизни.
Если малыш был этого лишён, то он пытаться адаптироваться к этой жизни, используя различные механизмы. Мониторинг развития речи детей 1-7 класса показывает, что дети прибывающие в 1 класс, вступают в контакт без телесной зажатости, напряжения. Они свободно рассказывают о себе, о родителях.
Чем старше становятся дети, тем большее количество из них начинает говорить очень быстро, сжав зубы, невнятно, часто в агрессивно-повышенном тоне. Возможно, это глобальная неудовлетворённость потребности в общении и принятии, накладывается на особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст является таким периодом в жизни, когда формируется самознание, развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Дети 12-16 лет начинают ощущать «несправедливость» к ним судьбы в настоящий момент и опасаются своего будущего. Они становятся в позицию-Я- плохой, вы-хорошие, и агрессивно спрашивают: «А какие бы вы были, если бы у вас был отец-алкоголик, а мать-наркоманка?».У них формируется заниженная самооценка.
В условия такого эмоционального дискомфорта, ситуации «неуспешности», очень тяжело идёт работа по коррекции логоневрозов (заикания). В рассматриваемом в этой работе случае, заикание возникло после травмирующей ситуации в возрасте 7 лет. В ходе занятий у Ромы К. был сформирован навык «речи с рукой» по методу Андрониковой- Арутюнян. Но переноса навыка «за стены» кабинета не происходило. Иными словами, навык в самостоятельной речи, вне занятий с логопедом, не использовался. Помимо того, что на поддержку окружения рассчитывать не приходилось, у самого Ромы была склонность к аффективным реакциям, отсутствовал самоконтроль своей речи.
Анализ результатов работы показал необходимость изыскания новых приёмов и методов в формировании речемыслительных навыков, в обучении умению свободно излагать свои мысли, в коррекционной работе с учащимися, страдающими заиканием. С одним из таких методов я познакомилась благодаря сотрудничеству с детским фондом «Виктория», АНО СМС «Венец». Сначала это была литература по песочной терапии, а потом и курсы во Владивостоке, организованные факультетом психологии Санкт-ПетербургскогоГосударственного Университета.
История песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд(Lowenfeld, 1935;1979) впервые применила песочницу в игровой терапии с детьми.
Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребёнка с песком и водой.
Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техникапостроения мира». В 1935 г. Ловенфельд опубликовала свою книгу «Игра в детстве».
Юнгианская песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским психотерапевтом Дорой Кальфф после того, как в 1956 г. Юнг посоветовал ей изучить песочную терапию лично у Ловенфельд в Лондоне. Она дополнила технику Ловенфельд юнгианским подходом и своим глубоким знанием восточной философии.
Основным атрибутом является поднос размером 50х70х7см, выкрашенный голубой краской изнутри и заполненный песком. Рядом на полках располагается большое количество миниатюрных предметов, которые используются при создании песочной композиции.
Чем удобно использовать песочницу в работе? Часто дети не могут выразить, сказать словами, что их тревожит. Они не понимают своих эмоций, не обладают языковыми средствами для их выражения. Они стесняются рисовать, петь. Невозможность выразить свои чувства- алексетимия- может провоцировать возникновение сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, аллергий. Долго сдерживаемые негативные эмоции выливаются в конфликты, которые конструктивно не решаются.
Песочница имеет четыре измерения- ширину, длину, глубину и высоту. Она не требует каких-то особых навыков от того, кто строит, но даёт ему возможность увидеть ситуацию со всех сторон и взглянуть на неё в реальном времени- здесь и сейчас. А увидев, попытаться её осмыслить и подобрать слова, для объяснения себе самому, что сейчас со мной происходит и почему? Работа в песочнице позволяет принять ситуацию, перестать ненавидеть своё прошлое, покинувших родителей и принять ответственность на себя, для того, чтобы можно было двигаться дальше.
Для детей младшего возраста, работа с песком ещё более актуальна. Ведь способность к коммуникации посредством тактильных ощущений развивается раньше коммуникативных способностей посредством звуков, зрительных образов и языка. Работа с песком выступает как средство компенсации незащищённости или недостаточной тактильной коммуникации.
Проект
«Мой мир песочного листа»
Итак, на Медико-психолого-педагогическом консилиуме было принято решение о проведении курса занятий по песочной терапии с тремя учениками 5-7 классов в рамках проекта личностного развития. Один из них, Рома К.- с заключением логоневроз, а двое других детей– Ваня А. и Настя Д., из так называемой «группы риска», нуждались в психолого-педагогическом сопровождении. У всех троих в детстве были серьёзные травмирующие ситуации, отмечалась неуверенность в положительной оценке своего будущего, поведение характеризовалось вербальной агрессией.
Актуальность проекта:
1.Необходимо выделить территорию, на которой дети могут побыть наедине с самим собой.
2. Строя песочные миры, каждый из участников находит ответы на свои вопросы, решает проблемы, говорить о которых не хочет или не может.
3. В работе с песком происходит развитие сенсомоторной, координатной чувствительности.
Цель:
Создание условий для возможности остаться наедине с самим собой и смоделировать проблемную ситуацию в игре с песком.
Задачи:
1. Приобрести песочницу размером 50х70х7см.
2. Изготовить миниатюры (фигурки) для работы в песочнице из:
-природного материала,
-солёного теста,
-керамопласта.
3. Собрать коллекцию миниатюр.
4. Закончить обучение на 2-х годичных курсах по песочной терапии во Владивостоке.
Факторы успеха:
1. Методическая помощь специалистов проекта «Страна детей» детского фонда «Виктория».
2. Изучение специальной литературы.
3. Обучение на курсах Юнгианской песочной терапии
4. Заинтересованность детей в занятиях.
5. Помощь педагогов школы-интернат в создании коллекции миниатюр.
Препятствия.
1. Сложно определить кому из воспитанников требуется такой вид психолого-педагогического сопровождения в первую очередь.
2. Достаточно трудно создать безопасное пространство во время сессии- занятия по песочной терапии, т.к. всегда были желающие попасть на занятие «вне очереди».
Ресурсы:
а) материальные-
специальная литература,
коллекция миниатюр,
маленькая песочница, стандартная песочница,
пластилин, керамопласт, солёное тесто.
б) человеческие-
Лосева Т. П. -арт- терапевт, г. Владивосток;
Первова Е. В. – педагог- психолог, школы-интернат с. Покровка;
ученики 6-7-9кл.- участники проекта, воспитанники школы-интернат
План:
Что делаем? |
Кто делает? |
Сроки |
Песочницу. |
Ученики 6-9кл.-участники проекта, под руководством учителя труда. |
Декабрь 2010г. |
Миниатюры. |
Ученики 6-9кл.-участники проекта. |
Декабрь-май 2011г. |
Обучение на курсах по песочной терапии. |
ПАК Т.Н. |
Февраль 2011, Июль 2011, Февраль 2012, Июль 2012г. |
Результативность проекта
2010-2011уч.г.
1. Проведены занятия в 2011г-
с уч-ся 8кл.:
Глухоедова А., Титенков А.
с учениками 7кл.:
Погалов Е., Дудник Н., Козуб П., Гонтарь В.
с учениками 6кл.:
Жданов С., Манастырёв С., Сусталов К.
2. Примерно на 6-7 занятии участники проекта начинают видеть решение некоторых сложных ситуаций, проигрывают их на песке, пересматривают своё отношение к негативному опыту из прошедшей жизни.
3. Дети проявляют искреннюю заинтересованность на занятиях.
4. Самостоятельно лепят миниатюры для работы из пластилина и солёного теста.
5. Результаты занятий с песком используются на МППк для разработки индивидуальной программы по коррекции социальной дезадаптации сроком на 3 месяца.
Второй год работы
2011-2012 уч.г
1.Трое из участников проекта в 2010-2011 году, изъявили желание пройти повторный курс занятий.
2. Воспитанники, прошедшие курс занятий в прошлом году, самостоятельно приглашают своих друзей на занятия.
3. Дети, обращающиеся с запросом на прохождение курса терапии, учатся формулировать ожидаемый результат от занятий.
4. Участники проекта начинают примиряться с негативным опытом прошлой жизни, у них выстраивается более оптимистическое отношение к будущему.
Ребята охотно посещали занятия. Они стали организовывать своё время – следили за днями недели, приходили в назначенное время, заботились о том, чтобы к этому моменту их бытовые дела были улажены и не отрывали от занятия. Хочу отметить заинтересованность в занятиях со стороны воспитателей. При установлении обратной связи, выяснялось, что сессии (занятия песочной терапией) помогали детям расслабиться, найти конструктивные способы решения конфликтов.
В коррекции логоневроза наметилась положительная динамика- на сессиях Рома рассказывал о построенной на песке стране без запинок в речи, свободно фантазировал. Ваня и Настя на сессиях пытались понять причину возникновения частых конфликтов с учителями, проговаривали различные варианты конструктивного их разрешения.
Совершенно неожиданными стали просьбы приходить на занятия ребят из 9-11 классов. Количество желающих пришлось ограничить условием: «Нужно пройти не меньше 10 сессий, один раз в неделю». В 2010-2011 учебном году таких участников было 15, в 2011-2012 г.-10 (у меня уменьшилось количество учебных часов), из них- трое проходили курс повторно по собственному желанию.Работа с детьми ещё далеко не закончена и нуждается в серьёзном осмыслении её результатов. Но уже сейчас мне кажется правомерным говорить о целесообразности использования песочной терапии в коррекции заикания вместе с другими методами.
Литература:
1. А.Р. Лурия «Язык и сознание». Ростов-на-Дону, 1998г.
2. Л.С. Выготский «Психология». М. 2000г.
3. В.С. Мухина «Возрастная психология». М. 2003г.
4. Е.Ф. Соботович «Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции». М. 2003г.
5. М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, М.Ю. Рубин «Плохой хороший ребёнок». Спб. 2003г.
6. «Коррекционно-воспитательная работа в формировании личности детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья». Вл-к.2008г.
7. «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в семье». Вл-к. 2009г.
8. Под редакцией Е. Г. Трошихиной «Тренинг развития жизненных целей». Спб. 2007г.
9. С. Рыбакова «Арт-терапия для детей с задержкой психического развития». Спб. 2007г.
10.К.И. Чуковский «От двух до пяти». М. 1990г.
11. Г. Эль «Человек, играющий в песок» Спб.2010г.
12. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Чудеса на песке». Спб. 2010г
13. Штейнхардт Л. «Юнгианская песочная психотерапия», Спб. 2001г.
14. «Педагогическое проектирование в условиях интернатного учреждения» М. 2011г.
16 мая 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»