"Эрудит"
Краткое описание
Повышение интереса к предмету.
Описание
Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 9-11-х классов: «Эрудит»
Играют две команды по 5 человек.
1. Разминка
“Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!...”
“Зимнее утро” А.С.Пушкин
“Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…”
“Весенняя гроза” Ф.И.Тютчев
“Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! …”
“Не позволяй душе лениться” Н. Заболоцкий
“Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…”.
“Утес” М.Ю.Лермонтов
Четвертый этап – “Найди биологическую ошибку”
А.Фет
“Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мала.
Весь бархат мой со всем живым миганьем –
лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
и вот дышу…”
Два крыла; у бабочки – 2 пары крыльев
“У веретеницы шесть ног,
Под пнем она таится.
Лишь ночью выйдет на часок,
А днем всего боится”
Веретеница – безногая ящерица; ведет дневной образ жизни
Пятый этап – “Дальше, дальше, дальше” (по 13 вопросов каждой команде)
1.Назвать ночную хищную птицу? (сова, филин)
2.Как называется брачный ритуал у некоторых куриных птиц? (ток)
3. Как называется процесс увеличения размеров организма? (рост)
4.Как называется наука о птицах? (орнитология)
5.Самая крупная рыба? (акула)
6.Какое вещество образует твердый покров членистоногих? (хитин)
7.Кто является главой пчелиной семьи? (матка)
8.Процесс считывания информации с ДНК на РНК? (транскрипция)
9.Место прохождения фотосинтеза? (хлоропласты)
10.Как генетики называют преобладающий признак? (доминантный)
11.Энергетический центр клетки? (митохондрии)
12.Как называется количество хромосом в половой клетке? (гаплоидное)
13.Какие органы называют гомологичными? (одинаковые по происхождению)
14.Мандаринка – это курица или утка? (утка)
15.Кто изобрел акваланг? (Кусто)
16)Как называются простые углеводы? (моносахариды)
17.Атмосфера? (Газовая оболочка Земли)
18.Инстинкт? (Сложное наследственное поведение животных)
19.Симбиоз? (Взаимовыгодное сожительство организмов)
20.Могут ли белки быть источником энергии? (Да)
21.Какие двигательные белки вы знаете? (Актин, миозин)
22.Какова функция митохондрий? (Синтез АТФ)
23.Сколько хромосом в клетках человека? (46)
24.Как называется участок ДНК, несущий информацию о структуре белка? (Ген)
25.Какой орган отсутствует у самца кенгуру как ненужный? (Сумка)
26.К какому классу относится крокодил? (Кл. Пресмыкающиеся)
Шестой этап – Загадки
1) Многие народы, живущие на территории России, почитают это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветках этого дерева живет Хозяйка Земли. А вот, что поется в русской песне:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Береза:
Березовая лучина – освещала
Деготь – смазывал колеса
Березовые почки – лечат болезни почек, печени, легких;
Березовый веник – в бане, подметать полы.
2) Ещё древние римляне были неравнодушны к этому цветку. Античные садоводы увеличили число его лепестков с пяти до ста. Среди пяти тысяч современных сортов есть черные, синие, которые пытался вывести ещё Гёте. Есть растения с диаметром до 24 см. А чем они только не пахнут! О каком цветке идет речь?
Роза
Седьмой этап – Назвать типы взаимосвязи, предложенные на слайдах (4 слайда)
Таблица для подведения итогов членами жюри
Играют две команды по 5 человек.
1. Разминка
- Наука, изучающая клетку? (цитология)
- Участвует ли вода в химических реакциях клетки? (да)
- Как называются вещества, хорошо растворимые в воде? (гидрофильные)
- Какие клетки человека и животных способны к фагоцитозу? (лейкоциты)
- Из каких веществ построена клеточная мембрана? (липиды, белки)
- Каким образом попадают в клетку твердые вещества? (фагозитозом)
- Каких катионов в клетке больше К+ или Na+? (К)
- Из чего состоит клеточная стенка у растений? (целлюлозы)
- Из каких мономеров состоит белок? (аминокислот)
- Сколько различных аминокислот входит в состав молекул белка? (20)
- Какова функция рибосом? (биосинтез белка)
- Какие вещества входят в состав рибосом? (р-РНК, белки)
- Как называется наука о наследственности? (генетика)
- Кто автор первых законов? (Г.Мендель)
- При разведении пчел, имеющих нормальные крылья, в потомстве? часть особей оказалась с короткими крыльями. Что можно сказать о генотипах родительских пар? Аа х Аа – гетерозиготны
- У здоровых родителей один ребенок родился здоровым, а второй имел тяжелую наследственную болезнь и умер сразу после рождения. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье будет здоров. Рассматривается одна пара аутосомных генов.
Р Аа хАа
F АА, 2Аа, аа – умер
Вероятность рождения здорового ребенка = 75% - У родителей 1 группа крови. Возможно ли рождение ребенка в этой семье с другой группой крови? Нет
- У родителей 4 группа крови. Какую группу крови могут иметь их дети? 2,3,4
- Вам в подарок привезли пару банкивских кур. Сможите ли вы получить от них такое же количество яиц, как от породы леггорн? Нет, банкивские куры – дикие, леггорн – яйценосная порода.
- С каким изменением генотипа связано заболевание Синдром Дауна? Трисомия 21 хромосомы
- С каким изменением генотипа связано явление полиплоидии? Кратное увеличение числа хромосом
- В семь здоровых родителей родился мальчик гемофилик. От кого из родителей он получил ген, несущий данное заболевание? От мамы, её Х хромосома несет ген гемофилии
- О том, что муравьи “доят” тлей, знал еще К.Линней, который дал название “муравьиная корова”. Объясните, чем привлекает тля муравьев? Выделяет сладкую жидкость, когда муравьи трогают их усиками
- Откуда пошло выражение “Покраснел как рак?” При варке цвет панциря изменяется с коричневато-зеленого на красный, как более устойчивый.
“Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!...”
“Зимнее утро” А.С.Пушкин
“Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…”
“Весенняя гроза” Ф.И.Тютчев
“Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! …”
“Не позволяй душе лениться” Н. Заболоцкий
“Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…”.
“Утес” М.Ю.Лермонтов
Четвертый этап – “Найди биологическую ошибку”
А.Фет
“Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мала.
Весь бархат мой со всем живым миганьем –
лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
и вот дышу…”
Два крыла; у бабочки – 2 пары крыльев
“У веретеницы шесть ног,
Под пнем она таится.
Лишь ночью выйдет на часок,
А днем всего боится”
Веретеница – безногая ящерица; ведет дневной образ жизни
Пятый этап – “Дальше, дальше, дальше” (по 13 вопросов каждой команде)
1.Назвать ночную хищную птицу? (сова, филин)
2.Как называется брачный ритуал у некоторых куриных птиц? (ток)
3. Как называется процесс увеличения размеров организма? (рост)
4.Как называется наука о птицах? (орнитология)
5.Самая крупная рыба? (акула)
6.Какое вещество образует твердый покров членистоногих? (хитин)
7.Кто является главой пчелиной семьи? (матка)
8.Процесс считывания информации с ДНК на РНК? (транскрипция)
9.Место прохождения фотосинтеза? (хлоропласты)
10.Как генетики называют преобладающий признак? (доминантный)
11.Энергетический центр клетки? (митохондрии)
12.Как называется количество хромосом в половой клетке? (гаплоидное)
13.Какие органы называют гомологичными? (одинаковые по происхождению)
14.Мандаринка – это курица или утка? (утка)
15.Кто изобрел акваланг? (Кусто)
16)Как называются простые углеводы? (моносахариды)
17.Атмосфера? (Газовая оболочка Земли)
18.Инстинкт? (Сложное наследственное поведение животных)
19.Симбиоз? (Взаимовыгодное сожительство организмов)
20.Могут ли белки быть источником энергии? (Да)
21.Какие двигательные белки вы знаете? (Актин, миозин)
22.Какова функция митохондрий? (Синтез АТФ)
23.Сколько хромосом в клетках человека? (46)
24.Как называется участок ДНК, несущий информацию о структуре белка? (Ген)
25.Какой орган отсутствует у самца кенгуру как ненужный? (Сумка)
26.К какому классу относится крокодил? (Кл. Пресмыкающиеся)
Шестой этап – Загадки
1) Многие народы, живущие на территории России, почитают это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветках этого дерева живет Хозяйка Земли. А вот, что поется в русской песне:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Береза:
Березовая лучина – освещала
Деготь – смазывал колеса
Березовые почки – лечат болезни почек, печени, легких;
Березовый веник – в бане, подметать полы.
2) Ещё древние римляне были неравнодушны к этому цветку. Античные садоводы увеличили число его лепестков с пяти до ста. Среди пяти тысяч современных сортов есть черные, синие, которые пытался вывести ещё Гёте. Есть растения с диаметром до 24 см. А чем они только не пахнут! О каком цветке идет речь?
Роза
Седьмой этап – Назвать типы взаимосвязи, предложенные на слайдах (4 слайда)
- Комменсализм
- Хищничество
- Паразитизм
- Гнездовой паразитизм
Таблица для подведения итогов членами жюри
Команда |
Разминка |
II этап |
Литературный конкурс |
Ошибка |
Дальше |
Загадка |
Типы взаимосвязи |
1. | |||||||
2. |
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Внеурочная деятельность
Биология
9 класс
11 мая 2012
Файлы
эрудит.ppt
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»