Тренинг «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога»
Краткое описание
Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить тактические приемы взаимодействия с «визуалами», «аудиалами», «кинестетиками».Отработать в практической части занятия у педагогов техники активного слушания.
Описание
Тренинг: «Азбука общения.
Вербальные средства общения в работе педагога».
Цель:
1. Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.
2. Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить тактические приемы взаимодействия с «визуалами», «аудиалами», «кинестетиками».
3. Отработать в практической части занятия у педагогов техники активного слушания.
Оборудование:
— компьютер;
— мультимедийная установка;
— слайды презентации «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога»;
— активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика»;
— текст к упражнению «Вера Коркина»;
— образцы карточек к упражнениям «Мудрый слушатель».
Содержание тренинга
1.Организационный момент.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться.
Дается ли человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причем научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей.
2.Понятие «общение» и его структура.
Психологический словарь трактует термин «общение» как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии, восприятие и понимание другого человека». (Психологический словарь, 1985, с.213). Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека. Только при помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью, горем, передавать информацию. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной.
Известно, что одними из первых специалистов, почувствовавших необходимость в обучении навыкам общения, стали бизнесмены. Так, например, Джон Рокфеллер, подчеркивая, что умение взаимодействовать с партнером – первое из важнейших условий эффективности продаж, говорил, что он готов платить за обучение искусству общения гораздо больше, чем за любой другой товар.
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями, детьми является знание структуры общения. В психологии выделяют три составляющие общения: коммуникативное, интерактивное, перцептивное.
Так, коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.
3.Средства общения.
Традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанцию, позиции общения, позы и др.; к паралингвистическим — тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д.
4.Упражнение «Что за окном»?
Цель:
пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках».
Содержание:
Тренер просит участников тренинга посмотреть в окно, и одной короткой фразой ответить, что же происходит за окном, нужно высказать свое впечатление одним предложением. Например: «Я чувствую дыхание приближающей весны» («Я слышу дуновение ветра». «Я вижу высокие березы»). Участники высказываются по кругу.
После этого тренер говорит о том, что у каждого участника было свое впечатление, и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто- то начал высказывание со слов: «Я вижу», кто- то сказал «Я слышу», а кто-то: «Я чувствую».
Обсуждение:
Все особенности восприятия окружающего мира, люди часто применяют в повседневной практике, это относится и к педагогам. Каждому учителю важно учитывать канал восприятия собеседника в общении с ним.
5.Типы людей в нейро-лингвистическом программировании.
В нейролингвистичеком программировании выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам». Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками». Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип – «дискреты». «Дискреты» — это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических выводов.
Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся в речи, позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях и др. Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории. Умение определять ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо педагогу для построения эффективного общения. Перечисленные в таблице 1 характерные черты «аудиалов», «визуалов», «кинестетиков» и «дискретов» могут помочь определить ведущий тип восприятия, лучше понять собеседника (родителей, коллег, учеников) и наладить конструктивное общение с ними.
Так, для «визуалов» чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голос, быстрая громкая речь. Как, правило, родители — «визуалы» тщательно конспектируют сказанное учителем. В случае если им необходимо заполнить анкету или письменно ответить на вопросы, педагогу следует учесть, что инструкция по заполнению документа должна быть предоставлена таким родителям в письменном виде. В таком же отношении нуждаются и ученики — «визуалы».
Родители и дети, относящие к категории «аудиалов», встречаются довольно редко. Обычно они могут выполнять данную им устно инструкцию сразу же и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы родители сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, может послужить удачным отправным моментом для ее разрешения. Включению таких родителей в диалог с учителем могут послужить такие фразы, как «Давайте поговорим…», «Выслушайте меня…».
Поскольку для «кинестетиков» характерны энергичность, неусидчивость, трудности при необходимости длительное время удерживать внимание на одном объекте, родителям, относящимся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длительные монологи.
Общаясь с родителями – «дискретами», педагогу желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих выводов.
Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от доминирующего канала восприятия, и говорить людьми на их языке, используя их активный словарь — важный фактор успешного общения педагога со всеми участниками образовательного процесса.
См. приложение 1 (таблица 1)
6.Упражнение «Репка»
Цель:
Закрепить в памяти материал, полученный в ходе мини- лекции об особенностях «аудиала», «визуала», «кинестетика».
Содержание:
Группа делиться на три подгруппы: каждый участник получает раздаточный материал под названием «Активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика» (см. приложение 2)
Каждая подгруппа получает карточку с названием одной из ведущих систем восприятия: «аудиал», «визуал», «кинестетик». Затем тренер прости участников всех подгрупп пересказать своими словами известную сказку «Репка» от имени представителя той преобладающей системы, которая зафиксирована на карточке. В помощь участникам тренинга предлагается «Активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика».
На подготовку сказки уходит около 5 минут, после этого представители каждой подгруппы по очереди читают свои «произведения», а остальные участники отгадывают, от имени кого написана сказка.
Обсуждение:
По кругу или в свободной форме участники сообщают о том, насколько трудно или легко им было выполнять данное упражнение, могут ли они сейчас назвать представителей различных модальных систем среди своих учеников, родителей учеников или коллег. Смогут ли они использовать полученные знания в своей работе.
7.Психические процесс, участвующие в ходе слушания.
¬
Восприятие
¬
Внимание
¬
Память
¬
Эмоции
¬
Мышление
Профессор Тим Бригхаус на конференции, посвященной проблемам образования в Германии 25 октября 2000 года, назвал несколько основных профессиональных качеств, присущих эффективно работающим педагогам, среди которых (вторым по списку!) стоит умение хорошо слушать. К сожалению, пока не у всех это хорошо получается.
Одна из проблем, с которой встречаются учителя в своей работе, — это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. С одной стороны, в некоторых ситуациях бывает очень трудно дать какие- либо советы родителям. С другой стороны, когда педагоги все же дают рекомендации, многие родители не воспринимают их должным образом, не всегда реагируют на них, не всегда понимают их правильно. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь.
Детский психотерапевт Катрун Гельдард и консультирующий психолог Давид Гельдард из Австрии в своей книги «Консультирование в повседневной жизни» рекомендуют всем кому по роду своей деятельности необходимо помогать другим людям, прежде всего, научиться внимательно, слушать. Человек, которому мы оказываем помощь, нуждается в том, чтобы почувствовать свою значимость и уважение к себе.
8.Упражнение «Вера Коркина»
Цель:
Заинтересовать слушателей в получении последующей информации о фильтрах слушания.
Содержание:
Для выполнения этого упражнения одного участника тренинга попросить выйти за дверь, где ему прочитают текст «Вера Коркина». Затем этот участник делится полученной информацией с другими участниками тренинга. После этого несколько человек говорят из своих уст об этой истории.
Обсуждение:
1.Как нужно было изменить инструкцию, чтобы лучше запомнить эту информацию?
2.Что мешало слушать более внимательно?
3.Какие моменты запомнились лучше и почему?
У всех людей существуют фильтры слушания, которые искажают смысл услышанного.
Текст к упражнению см. приложение 3
9.Фильтры слушания.
Как научиться не только эффективно, слушать, но и слышать, воспринимать максимальный объем информации – вопрос достаточно сложный. Прежде всего, стоит разобраться, почему мы теряем и искажаем то, что говорит партнер по общению. Помочь в этом может схема «Фильтры слушания», предлагаемая Маделин Беркли — Ален.
¬
Установки
¬
Жизненный опыт
¬
Эмоциональная значимость информации
¬
Понимание
¬
Отвлечение в процессе слушания
10. Рефлексивное (активное) слушание.
Для того чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания. К эффективным техникам слушания относят рефлексивное (активное) слушание, которое включает в себя следующие приемы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.
Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.
Перефразирование подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позволяет проверить, насколько правильно мы поняли партнера по общению.
Резюмирование представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости — подвести беседу к заключительному этапу.
Все эти техники являются действенными в процессе общения. Так, дословное повторение можно использовать в беседе с не слишком разговорчивыми родителями. Эта техника будет возвращать их к сказанному и побуждать к тому, чтобы добавить дополнительные детали. Перефразирование особенно полезно в тех случаях, когда мы не уверенны в том, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование желательно использовать с многословными родителями, что позволит продвигаться в переговорах вперед более быстрыми темпами.
Таким образом, активное слушание, подразумевающее умение слышать информацию и воспринимать чувства говорящего, способствует улучшению общения.
11. Нерефлексивное (пассивное) слушание.
Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который на опредленых стадиях беседы так же может помочь достичь желаемых результатов.
Нерефлексивное (пассивное) слушание – это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да …», «Угу…», «Понимаю…», «Приятно слышать…» и т.д.Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда родитель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более длинными репликами нецелесообразно.
12.
Рекомендации в процессе слушания собеседника.
Для того чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
1. Не перебивать собеседника.
2. Не переводить обсуждение на другую тему (если для этого нет особой причины).
3. Не позволять себе отвлекаться.
4. Не задавать лишних вопросов («не допрашивать»).
5. Не пререкаться с собеседником (если вы мне согласны, выслушайте и убедитесь, что поняли верно, после чего используйте аргументы).
6. Не навязывать свои советы (давать лучше в тактичной форме, например: «Может быть лучше попробовать…», «Мама одного из моих учеников в подобной ситуации поступила так…»).
7. Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.
13.Упражнение «Мудрый слушатель»
Цель:
Отработать техники активного слушания.
Содержание:
Упражнение выполняется по кругу. Каждый участник получает карточку с каким- либо высказыванием, которое он громко читает своему соседу слева. Сосед слева отвечает ему, используя техники активного слушания. Если кто-то из участников затрудняется ответить, группа помогает ему.
Обсуждение:
Обсуждение проводится в свободной форме. Желающие участники могут высказываться по поводу своих ощущений, которые они получили как в роли говорящего, так и в роли слушателя.
14.Вербальное (или речевое) общение.
Благодаря наблюдению за невербальными средствами общения нам удается почерпнуть огромный объем информации о партнере. Однако, полученные сведения могут быть не совсем достоверными, так как, во- первых существует вероятность, что мы могли не совсем верно интерпретировать поступившие сигналы, во- вторых, наш собеседник может пытаться скрыть истину, намеренно используя свои знания о невербальных сигналах. Именно поэтому для полноты информации необходимо анализировать как невербальные, так и вербальные средства общения.
Вербальное (или речевое) общение– это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка» (Куницына В.Н., 2001).
15.
Принципы построения речевой коммуникации.
В случаях возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения. Существуют определенные принципы построения речевой коммуникации: принцип кооперации и принцип вежливости. Каждый педагог в общении придерживается стратегии общения.
16.
Стратегии общения педагога.
Стратегия общения – это процесс коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Целью стратегии может быть завоевание авторитета, любви, призыв к сотрудничеству и др. Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации данной стратегии у каждого педагога в «арсенале» существует огромное количество тактических приемов.
17.Тактика вербального общения.
Тактика вербального общения – это «совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора» (Куницына В.Н., 2001). Для эффективного общения педагога с родителями и детьми необходимо сознательное использование тактических приемов.
Прежде всего, необходимо выбрать оптимальную форму обращения, поскольку именно начало разговора может повлиять на успешность общения. Очевидно, что педагог, обращаясь к родителям учеников, должен проявлять должное уважение и внимание. Скорее всего, педагог будет приветствовать родителей словами «добрый день», «здравствуйте», «рада видеть вас» и др. Очень часто педагоги спрашивают, можно ли называть родителей, с которыми сложились добрые отношения, на «ты». И хотя строгих запретов на этот счет не существует, этика педагогического общения предписывает все же определенные ограничения. Лучше называть родителей, по крайней мере, в стенах школы, по имени отчеству (а не просто по имени) и на «вы» даже в том случае, если вы хорошо знаете их. Форма «вы» является более нейтральной, поэтому использование ее даст возможность быть менее зависимым от собеседника и при необходимости сообщить не самую приятную для него информацию, не испытывая при этом неудобства.
Готовясь к выступлению перед группой родителей, педагогу тоже важно заранее продумать форму обращения. Будет неуместно называть родителей, присутствующих на родительском собрании, «друзья» или «дорогие мои». И хотя этот факт известен всем, зачастую на родительских собраниях, на которых присутствуют, как правило, только мамы, звучат такие обращения, как «девочки», «дамы», «мамочки» и др.
Для того чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими (Станкин М.И.,2000). Не стоит начинать с замечаний или критики – лучше на первых порах создать положительный эмоциональный настрой.
Еще одной причиной неэффективного общения может стать некорректное употребление местоимений. Чтобы избежать недоразумений в общении с родителями, желательно подчеркнуть самостоятельность своего решения или наблюдения, говорить «я»: «Я считаю, что сегодня может идти на прогулку без куртки», а не обобщать, применяя давление на папу или маму: «Сегодня тепло, надо идти без куртки». В том случае, если педагог хочет подчеркнуть, что ответственность за выполнение чего- либо лежит на родителях, лучше использовать местоимение «вы»: «Вам необходимо проследить за тем, чтобы Женя руку, ему сегодня сделали прививку». Если же педагогу нужно продемонстрировать свою солидарность с родителями, показать, что он заинтересован в оказании помощи ребенку, желательно выбрать местоимение «мы»: «Мы с вами можем помочь Диме скорее адаптироваться к новым условиям».
18.Техника речевого общения «Я — высказывание».
В сложных, а иногда конфликтных ситуациях желательно использовать эффективные техники речевого общения, одной из которых является «Я — высказывание».
Томас Гордон предлагает способ передачи партнеру сообщения о наших чувствах, основанный на «Я — высказывании», или на «Я — послании». Оно не содержит в себе в отличие от «Ты — посланий», негативной оценки, обвинения другого человека.
«Я — высказывания» (состоящие из четырех ступеней) могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуации в ситуациях конфликта. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я — высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я – высказывание » представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий вербализует (говорит словами) проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений. Чтобы научиться использовать «Я — высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.
Для обучения этому навыку существует алгоритм «Я — высказывания»:
1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: «Когда Дима на мою просьбу сдать тетрадь ответил: Я забыл дома…» (Сравните: «Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требование сдать тетрадь…»).
2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни ученика (ведь это может вызвать «сопротивление» и нежелание решать проблему совместно), а выразить свои чувства: «Я расстроился…», «Я рассердился…».
3. Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне предупреждала, что буду собирать тетради…».
4. Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас проконтролировать в течение недели выполнение Димой домашних заданий и прийти в субботу в школу или позвонить мне, чтобы обсудить наши совместные действия».
Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением.
19.Техника задавания вопросов.
Владение техникой задавания вопросов важно для педагога, поскольку при помощи ее, возможно, получить недостающую для принятия решения информацию, выяснить точку зрения оппонента, убедиться, правильно ли понял ваши слова собеседник и др. (Митрошенков О.А., 2003).
В психологии существуют различные классификации вопросов. Так, потребность получить развернутое или краткое сообщение от собеседника обусловливает деление вопросов на открытые и закрытые.
Характер и содержание вопросов зависит от ситуации, фазы переговоров, на которой они задаются, от личностных особенностей взаимодействующих сторон. Так, открытые вопросы лучше задавать людям малообщительным, замкнутым. Особенно важны такие вопросы в начале беседы, когда желательно активизировать партнера: «Как мы можем помочь вам в этом?», «Как вы думаете, с каким педагогом необходимо позаниматься вашему ребенку? »
А вот в общении с «жалобщиками» имеет смысл задавать встречные вопросы: «О! Мой сын совсем не хочет учиться. Что мне с ним делать?»- «Чем я конкретно могу вам помочь?»
Однако при использовании вопросов могут возникнуть некоторые трудности том случае, если (Геффрой Э.К.,1997):
· Создается впечатление, что, вопросы заучены наизусть и повторяются механически;
· Вопросы не комментируются и не дополняются;
· Создается впечатление, что ответам собеседника не придается значения, а вопросы заданы для проформы;
· Период времени задавания вопросов затягивается; вопросов слишком много, беседа приобретает сходство с допросом.
Чтобы избежать подобных ошибок, вопросы, которые педагог задает родителям, желательно чередовать с подачей информации, следить за реакцией собеседника, за своими эмоциональными реакциями на ответ.
20.Стили общения «адвокат» и «прокурор».
Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей общения «адвокат» и «прокурор». Позиция педагога, относящаяся к стилю «прокурор», преследует цель обвинения (ребенка и его родителей). Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей). Стили «адвокат» и «прокурор» не имеют научного обоснования и придуманы психологами- практиками Г.Б.Мониной, Е.К. Лютовой – Робертс для того, чтобы помочь педагогам без лишней критики обсуждать с родителями проблемы их детей.
Так, стиль «адвокат» рекомендуется использовать педагогу в общении с родителями тогда, когда:
· Те просят его совета, обращаясь за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка.
· Родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов.
· Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке.
В этом случае разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.
Позиция «адвокат»
· Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
· Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важнее не выявление этих причин (кто прав, кто виноват – решать не мне), а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.
Позиция «прокурор»
· В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.
· Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.
Педагог, работающий с детьми должен время от времени, общаясь с родителями, предавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Молодые специалисты, недавно пришедшие в образовательное учреждение, зачастую испытывают трудности в подобных ситуациях. Опытные учителя чувствуют себя гораздо увереннее, однако и у тех и у других нередко возникают трудности во взаимопонимании с родителями детей, доставляющие особые хлопоты педагогам. Так использование стиля «прокурор» вряд ли будет способствовать взаимопониманию собеседников.
Опытные педагоги стараются рассказывать о трудностях (и в учебе, и в школе), с которыми столкнулся ребенок, не на общем собрании, заставляя мам и пап краснеть, а на индивидуальных консультациях. На общем же собрании можно затронуть проблему только в общих чертах, не называя фамилий и не «расписывая» поступки, в противном случае собрание может превратиться в «судилище».
Как правило, после собрания многие родители сами подходят к педагогу с вопросами о поведении их сына или дочери. Если же необходимо поговорить с родителями определенных детей, педагог в начале или в конце собрания может попросить их остаться. После небольшой беседы о причинах агрессивного поведения, проведенной до этого и не содержащей обвинений ни в адрес ребенка, ни в адрес мам и пап, родители уже будут настроены на разговор в позитивном русле. В беседе можно использовать такие выражения, как: « Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка…»
21.Упражнение «Общение с детьми и родителями – это…»
Цель:
обобщить знания, полученные в ходе работы на тренинге.
Содержание:
Группа делится на две команды, и в течение 10-15 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая – перечисляет критерии эффективного общения с родителями и детьми, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителями».
Например:
«о»- обаяние педагога,
«б»- безусловное принятие родителя таким, какой он есть, и т.д.
Вторая подгруппа работает со словосочетанием «общение с детьми».
Затем команды по очереди зачитывают составленные списки критериев.
Обсуждение:
Проходит в свободной форме в том случае, если возникает необходимость в нем.
22.Итог занятия.
¬
Хорошо слушать и хорошо отвечать – это одно из величайших совершенств, какое только возможно в разговоре.
Ф.Ларошфуко
Приложение 1
Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом восприятия
Приложение 2
«Активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика».
Приложение 3
Текст к упражнению «Вера Коркина»
10 января 1996 года в детском саду № 15, который находится на перекрестке ул. Проф. Попова и Партизана Германа, произошло необычное событие: из канализационной трубы в помещение старшей группы вылез крокодил.
Ваня Петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Иванов начал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от 6-го брака, с перепугу забыл взять его домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 8- я жена оказалась без мужа, без прописки, а 7-я жена – без алиментов.
На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто — то успел позвонить по телефону 911.Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай.
Приложение 4
Образцы карточек к упражнению «Мудрый слушатель»
Вчера ходила на рынок, купила огурцов два килограмма, три килограмма картошки, перца красного, не помню сколько, наверное, меньше килограмма, но зато очень хороший. Перец просто замечательный. А картошка тоже ничего, две- три мелких все- таки подложил…Не люблю чистить мелкую картошку. Но перец был просто шикарный. Очень жалею, что купила так мало. Надо было брать три килограмма перца и один килограмм огурцов. Огурцы тоже, кстати, неплохие.
—
Я вчера так грубо ответила Татьяне Ивановне по телефону. Она позвонила в 12 часов ночи, я уже спала, день был трудный. Она позвонила в 12 часов ночи, я уже спала, день был трудный. Она так вежливо разговаривала со мной, а я ей ответила не то, что хотела. Теперь совесть мучает.
—
Вчера на прогулке Вася подошел к моему Пете и выхватил у него машинку, сказав, что это его. Вечером я встретила Васину маму и сказала ей об этом. Она ответила, что у Васи есть точно такая же машинка, и она не помнит, брал ли Вася ее в детский сад. Мы договорились встретиться сегодня утром, но Вася не пришел в детский сад, а Петя очень огорчен. Помогите, пожалуйста.
—
На семейном совете мы решили, что наша дочь не будет выступать на новогоднем празднике, она просто придет за новогодним подарком.
—
Вы как директор школы должны знать о том, какой конфликт произошел вчера. Я возмущена до предела. А вы?
—
У Васи проблемы с географией. Вот, Напрмер, в субботу мой Васенька сел за уроки в 9 вечера, ой, нет, ошибаюсь… это было в пятницу… или в четверг…А в субботу… в субботу…Какое это было число? Он сел учить географию и уснул… в субботу…нет, по- моему, он делал уроки в субботу… Почему?.. Я не помню. Так вот… на чем мы остановились?
—
В соседнем детском саду очень много игрушек, там с детьми проводят великолепные праздники. Воспитатели там всегда приветливые, а дети чистые и причесанные. У нас же в садике все наоборот. Вчера Марью Васильевну видела в очереди. На это у нее хватает, а навести порядок в группе, и ухаживать за цветами некому. Когда прекратиться это безобразие?
—
Моя дочка не ест кашу. Пожалуйста, не заставляйте ее есть в садике кашу. Она еще не любит борщ, салат из свеклы, запеканку и компот из сухофруктов.
—
Приложение 5
Карточки к упражнению «Шушаника — Минична»
Список литературы
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
2. Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.:
Изд-во «Эксмо», 2005.-784с.
3. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг.-СПб,6 Речь, 2007.-224с.
4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Речь, 2005.- 224с.
5. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.
6. Слаква С.П. Психология малой группы: Учебное пособие для вузов/ под общей редакцией И.А.Рябовой, С.Н.Питулиной.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.-160с.
7. Степанов С.С. Между нами психологами.-М.: Генезис, 2003.176с.
Тренинг: «Азбука общения.
Вербальные средства общения в работе педагога».
Цель:
1. Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.
2. Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить тактические приемы взаимодействия с «визуалами», «аудиалами», «кинестетиками».
3. Отработать в практической части занятия у педагогов техники активного слушания.
Оборудование:
— компьютер;
— мультимедийная установка;
— слайды презентации «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога»;
— активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика»;
— текст к упражнению «Вера Коркина»;
— образцы карточек к упражнениям «Мудрый слушатель».
Содержание тренинга
1.Организационный момент.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться.
Дается ли человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причем научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей.
2.Понятие «общение» и его структура.
Психологический словарь трактует термин «общение» как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии, восприятие и понимание другого человека». (Психологический словарь, 1985, с.213). Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека. Только при помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью, горем, передавать информацию. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной.
Известно, что одними из первых специалистов, почувствовавших необходимость в обучении навыкам общения, стали бизнесмены. Так, например, Джон Рокфеллер, подчеркивая, что умение взаимодействовать с партнером – первое из важнейших условий эффективности продаж, говорил, что он готов платить за обучение искусству общения гораздо больше, чем за любой другой товар.
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями, детьми является знание структуры общения. В психологии выделяют три составляющие общения: коммуникативное, интерактивное, перцептивное.
Так, коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.
3.Средства общения.
Традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным – жесты, мимику, дистанцию, позиции общения, позы и др.; к паралингвистическим — тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д.
4.Упражнение «Что за окном»?
Цель:
пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках».
Содержание:
Тренер просит участников тренинга посмотреть в окно, и одной короткой фразой ответить, что же происходит за окном, нужно высказать свое впечатление одним предложением. Например: «Я чувствую дыхание приближающей весны» («Я слышу дуновение ветра». «Я вижу высокие березы»). Участники высказываются по кругу.
После этого тренер говорит о том, что у каждого участника было свое впечатление, и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто- то начал высказывание со слов: «Я вижу», кто- то сказал «Я слышу», а кто-то: «Я чувствую».
Обсуждение:
Все особенности восприятия окружающего мира, люди часто применяют в повседневной практике, это относится и к педагогам. Каждому учителю важно учитывать канал восприятия собеседника в общении с ним.
5.Типы людей в нейро-лингвистическом программировании.
В нейролингвистичеком программировании выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам». Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками». Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип – «дискреты». «Дискреты» — это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических выводов.
Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся в речи, позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях и др. Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории. Умение определять ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо педагогу для построения эффективного общения. Перечисленные в таблице 1 характерные черты «аудиалов», «визуалов», «кинестетиков» и «дискретов» могут помочь определить ведущий тип восприятия, лучше понять собеседника (родителей, коллег, учеников) и наладить конструктивное общение с ними.
Так, для «визуалов» чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голос, быстрая громкая речь. Как, правило, родители — «визуалы» тщательно конспектируют сказанное учителем. В случае если им необходимо заполнить анкету или письменно ответить на вопросы, педагогу следует учесть, что инструкция по заполнению документа должна быть предоставлена таким родителям в письменном виде. В таком же отношении нуждаются и ученики — «визуалы».
Родители и дети, относящие к категории «аудиалов», встречаются довольно редко. Обычно они могут выполнять данную им устно инструкцию сразу же и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы родители сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, может послужить удачным отправным моментом для ее разрешения. Включению таких родителей в диалог с учителем могут послужить такие фразы, как «Давайте поговорим…», «Выслушайте меня…».
Поскольку для «кинестетиков» характерны энергичность, неусидчивость, трудности при необходимости длительное время удерживать внимание на одном объекте, родителям, относящимся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длительные монологи.
Общаясь с родителями – «дискретами», педагогу желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих выводов.
Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от доминирующего канала восприятия, и говорить людьми на их языке, используя их активный словарь — важный фактор успешного общения педагога со всеми участниками образовательного процесса.
См. приложение 1 (таблица 1)
6.Упражнение «Репка»
Цель:
Закрепить в памяти материал, полученный в ходе мини- лекции об особенностях «аудиала», «визуала», «кинестетика».
Содержание:
Группа делиться на три подгруппы: каждый участник получает раздаточный материал под названием «Активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика» (см. приложение 2)
Каждая подгруппа получает карточку с названием одной из ведущих систем восприятия: «аудиал», «визуал», «кинестетик». Затем тренер прости участников всех подгрупп пересказать своими словами известную сказку «Репка» от имени представителя той преобладающей системы, которая зафиксирована на карточке. В помощь участникам тренинга предлагается «Активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика».
На подготовку сказки уходит около 5 минут, после этого представители каждой подгруппы по очереди читают свои «произведения», а остальные участники отгадывают, от имени кого написана сказка.
Обсуждение:
По кругу или в свободной форме участники сообщают о том, насколько трудно или легко им было выполнять данное упражнение, могут ли они сейчас назвать представителей различных модальных систем среди своих учеников, родителей учеников или коллег. Смогут ли они использовать полученные знания в своей работе.
7.Психические процесс, участвующие в ходе слушания.
¬
Восприятие
¬
Внимание
¬
Память
¬
Эмоции
¬
Мышление
Профессор Тим Бригхаус на конференции, посвященной проблемам образования в Германии 25 октября 2000 года, назвал несколько основных профессиональных качеств, присущих эффективно работающим педагогам, среди которых (вторым по списку!) стоит умение хорошо слушать. К сожалению, пока не у всех это хорошо получается.
Одна из проблем, с которой встречаются учителя в своей работе, — это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. С одной стороны, в некоторых ситуациях бывает очень трудно дать какие- либо советы родителям. С другой стороны, когда педагоги все же дают рекомендации, многие родители не воспринимают их должным образом, не всегда реагируют на них, не всегда понимают их правильно. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь.
Детский психотерапевт Катрун Гельдард и консультирующий психолог Давид Гельдард из Австрии в своей книги «Консультирование в повседневной жизни» рекомендуют всем кому по роду своей деятельности необходимо помогать другим людям, прежде всего, научиться внимательно, слушать. Человек, которому мы оказываем помощь, нуждается в том, чтобы почувствовать свою значимость и уважение к себе.
8.Упражнение «Вера Коркина»
Цель:
Заинтересовать слушателей в получении последующей информации о фильтрах слушания.
Содержание:
Для выполнения этого упражнения одного участника тренинга попросить выйти за дверь, где ему прочитают текст «Вера Коркина». Затем этот участник делится полученной информацией с другими участниками тренинга. После этого несколько человек говорят из своих уст об этой истории.
Обсуждение:
1.Как нужно было изменить инструкцию, чтобы лучше запомнить эту информацию?
2.Что мешало слушать более внимательно?
3.Какие моменты запомнились лучше и почему?
У всех людей существуют фильтры слушания, которые искажают смысл услышанного.
Текст к упражнению см. приложение 3
9.Фильтры слушания.
Как научиться не только эффективно, слушать, но и слышать, воспринимать максимальный объем информации – вопрос достаточно сложный. Прежде всего, стоит разобраться, почему мы теряем и искажаем то, что говорит партнер по общению. Помочь в этом может схема «Фильтры слушания», предлагаемая Маделин Беркли — Ален.
¬
Установки
¬
Жизненный опыт
¬
Эмоциональная значимость информации
¬
Понимание
¬
Отвлечение в процессе слушания
10. Рефлексивное (активное) слушание.
Для того чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания. К эффективным техникам слушания относят рефлексивное (активное) слушание, которое включает в себя следующие приемы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.
Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде. Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.
Перефразирование подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позволяет проверить, насколько правильно мы поняли партнера по общению.
Резюмирование представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости — подвести беседу к заключительному этапу.
Все эти техники являются действенными в процессе общения. Так, дословное повторение можно использовать в беседе с не слишком разговорчивыми родителями. Эта техника будет возвращать их к сказанному и побуждать к тому, чтобы добавить дополнительные детали. Перефразирование особенно полезно в тех случаях, когда мы не уверенны в том, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование желательно использовать с многословными родителями, что позволит продвигаться в переговорах вперед более быстрыми темпами.
Таким образом, активное слушание, подразумевающее умение слышать информацию и воспринимать чувства говорящего, способствует улучшению общения.
11. Нерефлексивное (пассивное) слушание.
Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который на опредленых стадиях беседы так же может помочь достичь желаемых результатов.
Нерефлексивное (пассивное) слушание – это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да …», «Угу…», «Понимаю…», «Приятно слышать…» и т.д.Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда родитель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ более длинными репликами нецелесообразно.
12.
Рекомендации в процессе слушания собеседника.
Для того чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться следующими рекомендациями:
1. Не перебивать собеседника.
2. Не переводить обсуждение на другую тему (если для этого нет особой причины).
3. Не позволять себе отвлекаться.
4. Не задавать лишних вопросов («не допрашивать»).
5. Не пререкаться с собеседником (если вы мне согласны, выслушайте и убедитесь, что поняли верно, после чего используйте аргументы).
6. Не навязывать свои советы (давать лучше в тактичной форме, например: «Может быть лучше попробовать…», «Мама одного из моих учеников в подобной ситуации поступила так…»).
7. Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.
13.Упражнение «Мудрый слушатель»
Цель:
Отработать техники активного слушания.
Содержание:
Упражнение выполняется по кругу. Каждый участник получает карточку с каким- либо высказыванием, которое он громко читает своему соседу слева. Сосед слева отвечает ему, используя техники активного слушания. Если кто-то из участников затрудняется ответить, группа помогает ему.
Обсуждение:
Обсуждение проводится в свободной форме. Желающие участники могут высказываться по поводу своих ощущений, которые они получили как в роли говорящего, так и в роли слушателя.
14.Вербальное (или речевое) общение.
Благодаря наблюдению за невербальными средствами общения нам удается почерпнуть огромный объем информации о партнере. Однако, полученные сведения могут быть не совсем достоверными, так как, во- первых существует вероятность, что мы могли не совсем верно интерпретировать поступившие сигналы, во- вторых, наш собеседник может пытаться скрыть истину, намеренно используя свои знания о невербальных сигналах. Именно поэтому для полноты информации необходимо анализировать как невербальные, так и вербальные средства общения.
Вербальное (или речевое) общение– это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка» (Куницына В.Н., 2001).
15.
Принципы построения речевой коммуникации.
В случаях возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения. Существуют определенные принципы построения речевой коммуникации: принцип кооперации и принцип вежливости. Каждый педагог в общении придерживается стратегии общения.
16.
Стратегии общения педагога.
Стратегия общения – это процесс коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Целью стратегии может быть завоевание авторитета, любви, призыв к сотрудничеству и др. Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации данной стратегии у каждого педагога в «арсенале» существует огромное количество тактических приемов.
17.Тактика вербального общения.
Тактика вербального общения – это «совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора» (Куницына В.Н., 2001). Для эффективного общения педагога с родителями и детьми необходимо сознательное использование тактических приемов.
Прежде всего, необходимо выбрать оптимальную форму обращения, поскольку именно начало разговора может повлиять на успешность общения. Очевидно, что педагог, обращаясь к родителям учеников, должен проявлять должное уважение и внимание. Скорее всего, педагог будет приветствовать родителей словами «добрый день», «здравствуйте», «рада видеть вас» и др. Очень часто педагоги спрашивают, можно ли называть родителей, с которыми сложились добрые отношения, на «ты». И хотя строгих запретов на этот счет не существует, этика педагогического общения предписывает все же определенные ограничения. Лучше называть родителей, по крайней мере, в стенах школы, по имени отчеству (а не просто по имени) и на «вы» даже в том случае, если вы хорошо знаете их. Форма «вы» является более нейтральной, поэтому использование ее даст возможность быть менее зависимым от собеседника и при необходимости сообщить не самую приятную для него информацию, не испытывая при этом неудобства.
Готовясь к выступлению перед группой родителей, педагогу тоже важно заранее продумать форму обращения. Будет неуместно называть родителей, присутствующих на родительском собрании, «друзья» или «дорогие мои». И хотя этот факт известен всем, зачастую на родительских собраниях, на которых присутствуют, как правило, только мамы, звучат такие обращения, как «девочки», «дамы», «мамочки» и др.
Для того чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими (Станкин М.И.,2000). Не стоит начинать с замечаний или критики – лучше на первых порах создать положительный эмоциональный настрой.
Еще одной причиной неэффективного общения может стать некорректное употребление местоимений. Чтобы избежать недоразумений в общении с родителями, желательно подчеркнуть самостоятельность своего решения или наблюдения, говорить «я»: «Я считаю, что сегодня может идти на прогулку без куртки», а не обобщать, применяя давление на папу или маму: «Сегодня тепло, надо идти без куртки». В том случае, если педагог хочет подчеркнуть, что ответственность за выполнение чего- либо лежит на родителях, лучше использовать местоимение «вы»: «Вам необходимо проследить за тем, чтобы Женя руку, ему сегодня сделали прививку». Если же педагогу нужно продемонстрировать свою солидарность с родителями, показать, что он заинтересован в оказании помощи ребенку, желательно выбрать местоимение «мы»: «Мы с вами можем помочь Диме скорее адаптироваться к новым условиям».
18.Техника речевого общения «Я — высказывание».
В сложных, а иногда конфликтных ситуациях желательно использовать эффективные техники речевого общения, одной из которых является «Я — высказывание».
Томас Гордон предлагает способ передачи партнеру сообщения о наших чувствах, основанный на «Я — высказывании», или на «Я — послании». Оно не содержит в себе в отличие от «Ты — посланий», негативной оценки, обвинения другого человека.
«Я — высказывания» (состоящие из четырех ступеней) могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуации в ситуациях конфликта. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я — высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я – высказывание » представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий вербализует (говорит словами) проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений. Чтобы научиться использовать «Я — высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.
Для обучения этому навыку существует алгоритм «Я — высказывания»:
1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: «Когда Дима на мою просьбу сдать тетрадь ответил: Я забыл дома…» (Сравните: «Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требование сдать тетрадь…»).
2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни ученика (ведь это может вызвать «сопротивление» и нежелание решать проблему совместно), а выразить свои чувства: «Я расстроился…», «Я рассердился…».
3. Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне предупреждала, что буду собирать тетради…».
4. Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас проконтролировать в течение недели выполнение Димой домашних заданий и прийти в субботу в школу или позвонить мне, чтобы обсудить наши совместные действия».
Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением.
19.Техника задавания вопросов.
Владение техникой задавания вопросов важно для педагога, поскольку при помощи ее, возможно, получить недостающую для принятия решения информацию, выяснить точку зрения оппонента, убедиться, правильно ли понял ваши слова собеседник и др. (Митрошенков О.А., 2003).
В психологии существуют различные классификации вопросов. Так, потребность получить развернутое или краткое сообщение от собеседника обусловливает деление вопросов на открытые и закрытые.
Характер и содержание вопросов зависит от ситуации, фазы переговоров, на которой они задаются, от личностных особенностей взаимодействующих сторон. Так, открытые вопросы лучше задавать людям малообщительным, замкнутым. Особенно важны такие вопросы в начале беседы, когда желательно активизировать партнера: «Как мы можем помочь вам в этом?», «Как вы думаете, с каким педагогом необходимо позаниматься вашему ребенку? »
А вот в общении с «жалобщиками» имеет смысл задавать встречные вопросы: «О! Мой сын совсем не хочет учиться. Что мне с ним делать?»- «Чем я конкретно могу вам помочь?»
Однако при использовании вопросов могут возникнуть некоторые трудности том случае, если (Геффрой Э.К.,1997):
· Создается впечатление, что, вопросы заучены наизусть и повторяются механически;
· Вопросы не комментируются и не дополняются;
· Создается впечатление, что ответам собеседника не придается значения, а вопросы заданы для проформы;
· Период времени задавания вопросов затягивается; вопросов слишком много, беседа приобретает сходство с допросом.
Чтобы избежать подобных ошибок, вопросы, которые педагог задает родителям, желательно чередовать с подачей информации, следить за реакцией собеседника, за своими эмоциональными реакциями на ответ.
20.Стили общения «адвокат» и «прокурор».
Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей общения «адвокат» и «прокурор». Позиция педагога, относящаяся к стилю «прокурор», преследует цель обвинения (ребенка и его родителей). Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей). Стили «адвокат» и «прокурор» не имеют научного обоснования и придуманы психологами- практиками Г.Б.Мониной, Е.К. Лютовой – Робертс для того, чтобы помочь педагогам без лишней критики обсуждать с родителями проблемы их детей.
Так, стиль «адвокат» рекомендуется использовать педагогу в общении с родителями тогда, когда:
· Те просят его совета, обращаясь за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка.
· Родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов.
· Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке.
В этом случае разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.
Позиция «адвокат»
· Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
· Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важнее не выявление этих причин (кто прав, кто виноват – решать не мне), а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.
Позиция «прокурор»
· В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.
· Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.
Педагог, работающий с детьми должен время от времени, общаясь с родителями, предавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Молодые специалисты, недавно пришедшие в образовательное учреждение, зачастую испытывают трудности в подобных ситуациях. Опытные учителя чувствуют себя гораздо увереннее, однако и у тех и у других нередко возникают трудности во взаимопонимании с родителями детей, доставляющие особые хлопоты педагогам. Так использование стиля «прокурор» вряд ли будет способствовать взаимопониманию собеседников.
Опытные педагоги стараются рассказывать о трудностях (и в учебе, и в школе), с которыми столкнулся ребенок, не на общем собрании, заставляя мам и пап краснеть, а на индивидуальных консультациях. На общем же собрании можно затронуть проблему только в общих чертах, не называя фамилий и не «расписывая» поступки, в противном случае собрание может превратиться в «судилище».
Как правило, после собрания многие родители сами подходят к педагогу с вопросами о поведении их сына или дочери. Если же необходимо поговорить с родителями определенных детей, педагог в начале или в конце собрания может попросить их остаться. После небольшой беседы о причинах агрессивного поведения, проведенной до этого и не содержащей обвинений ни в адрес ребенка, ни в адрес мам и пап, родители уже будут настроены на разговор в позитивном русле. В беседе можно использовать такие выражения, как: « Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка…»
21.Упражнение «Общение с детьми и родителями – это…»
Цель:
обобщить знания, полученные в ходе работы на тренинге.
Содержание:
Группа делится на две команды, и в течение 10-15 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая – перечисляет критерии эффективного общения с родителями и детьми, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителями».
Например:
«о»- обаяние педагога,
«б»- безусловное принятие родителя таким, какой он есть, и т.д.
Вторая подгруппа работает со словосочетанием «общение с детьми».
Затем команды по очереди зачитывают составленные списки критериев.
Обсуждение:
Проходит в свободной форме в том случае, если возникает необходимость в нем.
22.Итог занятия.
¬
Хорошо слушать и хорошо отвечать – это одно из величайших совершенств, какое только возможно в разговоре.
Ф.Ларошфуко
Приложение 1
Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом восприятия
Внешние проявления поведения |
«Визуалы» |
«Кинестетики» |
«Аудиалы» |
«Дискреты» |
Слова | Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу | Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий. | Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих | Говоря на языке цифр, разумный, логический, знаю, понимаю, ситуация, требует, аргументы. |
Поза | Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты | Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены | Голова наклонена вбок | Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова |
Телодвижения | Движения скованы, судорожны | Движения свободные, плавные | Движения то скованы, то свободны | Движения не гибкие |
Дыхание | Высокое, грудное | Низкое, брюшное | В полном объеме | Ограниченное |
Тембр, сила, темп голоса | Высокий, чистый, быстрый, громкий | Низкий, медленный, мягкий | Мелодичный, ритмичный, меняющийся | Монотонный, прерывистый, густой |
Направление взгляда | Над окружающими | Под окружающими (снизу вверх) | Глаза опущены | Смотрит над толпой |
Особенности взгляда | Посмотрит, чтобы услышать | Скорее прикоснется, нежели посмотрит | Чтобы услышать не смотрит | Никакого зрительного контакта |
Поведение в конфликте (категории В.Сатир) | Обвинитель, принимает агрессивную позу, показывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя неуспешным. | Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным. | Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела. | Компьютер, много и нудно говорит. Может чувствовать себя уязвимым. |
Приложение 2
«Активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика».
Используемые слова, выражения |
«Визуалы» |
«Кинестетики» |
«Аудиалы» |
Существительные | Видение, горизонт, перспектива, иллюзия, экран | Тяжесть, дыхание, чувства, напряжение, вес, нагрузка, удар, давление, прикосновение, движение, температура | Тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, голос, болтовня, монолог, диалог, эхо, музыка, ритм, мелодия, песня |
Прилагательные и причастия | Четкий, блестящий, яркий, ясный, цветной, пестрый, гигантский, большой, маленький, светящийся, отрытый, закрытый, изолированный, удаленный, узкий | Чувствительный, сентиментальный, ощутимый, раздраженный, душевный, невыносимый, спокойный, парализованный, крепкий, прочный, твердый, вялый, мягкий, холодный, ледяной, горячий | Говорящий, глухой, немой, болтливый, шумный, молчаливый, мелодичный, неслыханный, громкий, тихий, благозвучный |
Глаголы | Видеть, представлять, появляться, замечать, освещать, затемнять, описывать, фокусировать, различать, казаться, иллюстрировать и т.д. | Касаться, трогать, поражать, давить, ощупывать, стучать, мять, брать, смягчать, сжимать, держать, ощущать, шевелиться. | Слушать, орать, молчать, рычать, чавкать, кричать, шуметь, усиливать, гармонировать, звонит, звать, объявлять, опрашивать, выражать, обсуждать, излагать |
Словосочетания | Точка зрения, угол зрения, быть на виду и т.д. | Воспользоваться случаем, стоять на своем, чувствовать проблему и т.д. | Находит отзвук, звучит как, напрягать слух |
Выражения | Видеть в «розовых очках», «пролить свет», показать в истинном свете, на первый взгляд и т. д. | «Сдвигать камень», «развязать проблему», «вбивать клин», «наложить лапу», «резать подметки на ходу» и т. д. | Говоря другими словами, «задавать тон», «медведь на ухо наступил» и т.д. |
Приложение 3
Текст к упражнению «Вера Коркина»
10 января 1996 года в детском саду № 15, который находится на перекрестке ул. Проф. Попова и Партизана Германа, произошло необычное событие: из канализационной трубы в помещение старшей группы вылез крокодил.
Ваня Петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Иванов начал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от 6-го брака, с перепугу забыл взять его домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 8- я жена оказалась без мужа, без прописки, а 7-я жена – без алиментов.
На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто — то успел позвонить по телефону 911.Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай.
Приложение 4
Образцы карточек к упражнению «Мудрый слушатель»
Вчера ходила на рынок, купила огурцов два килограмма, три килограмма картошки, перца красного, не помню сколько, наверное, меньше килограмма, но зато очень хороший. Перец просто замечательный. А картошка тоже ничего, две- три мелких все- таки подложил…Не люблю чистить мелкую картошку. Но перец был просто шикарный. Очень жалею, что купила так мало. Надо было брать три килограмма перца и один килограмм огурцов. Огурцы тоже, кстати, неплохие.
—
Я вчера так грубо ответила Татьяне Ивановне по телефону. Она позвонила в 12 часов ночи, я уже спала, день был трудный. Она позвонила в 12 часов ночи, я уже спала, день был трудный. Она так вежливо разговаривала со мной, а я ей ответила не то, что хотела. Теперь совесть мучает.
—
Вчера на прогулке Вася подошел к моему Пете и выхватил у него машинку, сказав, что это его. Вечером я встретила Васину маму и сказала ей об этом. Она ответила, что у Васи есть точно такая же машинка, и она не помнит, брал ли Вася ее в детский сад. Мы договорились встретиться сегодня утром, но Вася не пришел в детский сад, а Петя очень огорчен. Помогите, пожалуйста.
—
На семейном совете мы решили, что наша дочь не будет выступать на новогоднем празднике, она просто придет за новогодним подарком.
—
Вы как директор школы должны знать о том, какой конфликт произошел вчера. Я возмущена до предела. А вы?
—
У Васи проблемы с географией. Вот, Напрмер, в субботу мой Васенька сел за уроки в 9 вечера, ой, нет, ошибаюсь… это было в пятницу… или в четверг…А в субботу… в субботу…Какое это было число? Он сел учить географию и уснул… в субботу…нет, по- моему, он делал уроки в субботу… Почему?.. Я не помню. Так вот… на чем мы остановились?
—
В соседнем детском саду очень много игрушек, там с детьми проводят великолепные праздники. Воспитатели там всегда приветливые, а дети чистые и причесанные. У нас же в садике все наоборот. Вчера Марью Васильевну видела в очереди. На это у нее хватает, а навести порядок в группе, и ухаживать за цветами некому. Когда прекратиться это безобразие?
—
Моя дочка не ест кашу. Пожалуйста, не заставляйте ее есть в садике кашу. Она еще не любит борщ, салат из свеклы, запеканку и компот из сухофруктов.
—
Приложение 5
Карточки к упражнению «Шушаника — Минична»
Глориоза Провна |
Вильгельмина Авелевна |
Вивиана Ионична |
Геновефа Иринеевна |
Феосения Патрикеевна |
Савватия Стратониковна |
Беата Нифонтовна |
Божена Гедеоновна |
Антигона Маевна |
Домитилла Ювенальевна |
Синклитикия Рубеновна |
Препедигна Аристодовна |
Вестита Евменьевна |
Ермиония Питиримовна |
Апфия Мартирьевна |
Вевея Вуколовна |
Нунехия Амфилохьевна |
Голиндуха Хрисановна |
Геласия Доримедонтовна |
Аста Радиевна |
Агафоклия Наркисовна |
Иовилла Иеронимовна |
РипсимияФлегонтовна |
Кетевань Варнавична |
Велимира Афинодоровна |
Ксафиппа Викулична |
Мамелфа Корнельевна |
Фессалоникия Якубовна |
Эннафа Варсонофьевна |
Венцеслава Витовирвна |
Маркеллина Ермилична |
Шушаника Минична |
КаллсфенияГорациевна |
Описифор Мелентиевич |
Список литературы
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
2. Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.:
Изд-во «Эксмо», 2005.-784с.
3. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг.-СПб,6 Речь, 2007.-224с.
4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Речь, 2005.- 224с.
5. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.
6. Слаква С.П. Психология малой группы: Учебное пособие для вузов/ под общей редакцией И.А.Рябовой, С.Н.Питулиной.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.-160с.
7. Степанов С.С. Между нами психологами.-М.: Генезис, 2003.176с.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Психолог
Конспекты занятий, сценарии мероприятий
10 мая 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Особенности исследования нарушенных психических функций в детской нейродефектологии»
- Вебинар «Реализация требований ФГОС ДО и Концепции развития математического образования в РФ в формировании математических представлений дошкольников: программно-дидактические комплекты»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников: педагогическая поддержка. ФГОС ДО»