Геометрия в начальной школе
Математическое развитие младших школьников, формирование способности к интеллектуальной деятельности;
Освоение начальных геометрических знаний;
Воспитание интереса, стремления использовать полученные знания в повседневной жизни;
Формирование идейно-нравственных, культурных принципов, подготовка ученика к непрерывному образованию в современном обществе;
Узнавание в объектах окружающего мира известных геометрических форм и умение работать с ними.
Программа рассмотрена на заседании
районного МО учителей начальных классов
Руководитель МО_________ С.Р. Шипилова
Программа курса
«Геометрия в начальной школе»
(2-4 классы).
Работа выполнена учителем начальных
классов МБОУ СОШ №22 с. Обильного
Георгиевского района Ставропольского края
Миненковой Л.И.
2011 год
Объяснительная записка.
В настоящее время необходимо широкое включение геометрических знаний в систему начального математического образования. Это связано с трудностями усвоения многими школьниками курса геометрии в старших классах. Содержательный геометрический материал в курсе математики начальных классов, несмотря на разнообразие существующих сегодня систем обучения, практически отсутствует. Обучение элементам геометрии в начальной школе – это ознакомление с простейшими плоскими фигурами и измерение геометрических величин инструментальными средствами.
Такое положение противоречит, во-первых, опыту ориентирования в пространстве и оперирования трёхмерными телами, с которыми ребёнок приходит в школу, а во-вторых, результатам исследований детской психологии.
Общение детей с миром геометрии начинается не в школе, а проходит с первых дней жизни через познание окружающих его предметов. Эти предметы, чаще всего, являются объёмными телами, на которые можно не только посмотреть, но и потрогать, поиграть с ними, ощутить материал, из которого они сделаны. Поэтому, изучение геометрии в начальной школе необходимо строить на личном опыте учеников, не навязывая им с первых дней обучения обозначения тех или иных геометрических фигур, не нагружая их математическими терминами. Изучение геометрии нужно начинать с рассмотрения пространственных тел, а за тем переходить к рассмотрению плоских фигур, так как ребёнку легче представить взаимное расположение кубика и мячика в пространстве, чем расположение точки и прямой на плоскости. Плоские и линейные фигуры должны быть одним из способов, форм обозначения пространственных фигур, а не подменять пространственные тела.
В отличие от арифметики, изучение геометрии требует преимущественно эмоционально-образных познавательных стратегий, органичных для младших школьников, и потому является важным для полноценного интеллектуального, эмоционального и эстетического развития детей. Умение ориентироваться в пространстве составляет необходимый компонент любого вида учебной деятельности, систематические занятия геометрией способствуют также общей успешности учения на начальной ступени образования.
Можно выделить следующие взаимосвязанные цели обучения геометрии в начальной школе:
-
развитие пространственного мышления детей как разновидности образного;
-
ознакомление ребёнка с органичными для него геометрическими методами познания как естественной составляющей математических методов;
-
подготовка школьников к усвоению систематического курса геометрии.
Изучение геометрических фигур в данном курсе начинается с пространственных фигур, затем вводятся плоские фигуры. Это способствует не только формированию образов фигур, но и введению некоторых логических схем, устанавливающих связи между геометрическими фигурами. Выбранный подход к развёртыванию учебного материала в курсе «Геометрия в начальной школе» даёт возможность при обучении существенно использовать влияние живого созерцания на развитие знания школьников.
При изучении геометрии младшими школьниками опираться только на непосредственное созерцание недостаточно. Так как моторика и связанное с ней мышечное чувство играют в развитии психики, интеллекта и личности основную роль. Любое новое знание должно быть получено в процессе активных действий самого ребёнка, а не ограничиваться лишь наблюдениями за действиями других. Организованная на такой основе познавательная деятельность позволяет думать «руками и глазами», практически преобразуя предмет изучения в соответствии с поставленной целью.
Являясь одной из древнейших отраслей математики, геометрия обладает значительными возможностями в реализации идей гуманитаризации обучения и повышает качество геометрического образования школьников, усиливает его положительное влияние на духовное и личностное развитие. Основывая изучение геометрии на имеющемся у учеников опыте взаимодействия с твёрдыми телами и их движением, связывая обучение с ощущениями учащихся, опираясь на естественное геометрическое развитие младших школьников, можно сделать геометрическое знание для ребёнка «живым», человеческим, имеющим самое непосредственное отношение к его повседневной жизни, а обучение геометрии более осмысленным и успешным.
Графическое комбинирование плоских фигур позволяет перейти к взаимному расположению геометрических фигур. Особые случаи взаимного расположения помогают создавать и накапливать графические образы новых геометрических фигур. Сравнение плоских фигур, объёмных фигур, плоских и объёмных фигур между собой помогает формировать представление об их свойствах.
Графическое изображение, моделирование фигур из спичек, пластилина, проволоки и другого материала способствует закреплению в памяти учащихся устойчивого образа фигуры.
С целью формирования пространственных представлений, изучать геометрический материал в начальной школе удобно по дидактическим блокам.
Дидактические блоки имеют единый принцип построения содержания и формируют определённую систему приёмов учебной деятельности. В общем виде дидактический блок выглядит следующим образом.
-
Форма – свойство предметов окружающего мира.
-
Объёмная фигура – форма предмета.
-
Элементы объёмной фигуры, их количество.
-
Плоская фигура как графический «след» элементов объёмной фигуры.
-
Взаимное расположение фигур. Фигура как особый случай взаимного расположения фигур.
-
Отличительные особенности и свойства геометрических фигур.
-
Измерение, графическое изображение, моделирование, графическое комбинирование геометрических фигур, чтение чертежей.
Курс предназначен для учеников 2-4 классов, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) в каждом классе. Является пропедефтическим (ознакомительным), поэтому оценки ставятся только положительные, чтобы не снизить интерес к изучению геометрии, дать начальные понятия о данном предмете. Курс «Геометрия в начальной школе» позволяет учащимся на основе наглядно-действенного и наглядно-образного уровня мышления развивать речь, логическое мышление, способствует эффективной подготовке к изучению геометрии в среднем звене. Внутренняя целостность и завершённость курса обеспечивает преемственность содержания и методов работы в среднем звене. Содержание курса «Геометрия в начальной школе» разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся и соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта.
Цели:
-
Математическое развитие младших школьников, формирование способности к интеллектуальной деятельности;
-
Освоение начальных геометрических знаний;
-
Воспитание интереса, стремления использовать полученные знания в повседневной жизни;
-
Формирование идейно-нравственных, культурных принципов, подготовка ученика к непрерывному образованию в современном обществе;
-
Узнавание в объектах окружающего мира известных геометрических форм и умение работать с ними.
Для достижения целей необходимо решать практические задачи:
-
Создать условия для формирования логического и абстрактного мышления и пространственного воображения у младших школьников;
-
Учить использовать начальные геометрические знания на практике;
-
Учить исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, перерабатывать полученную информацию, сравнивать, группировать геометрические объекты.
Тематическое планирование.
2 класс (34 часа).
№ |
Название темы |
Количество часов |
Содержание занятия |
1. |
Куб – форма предметов окружающего мира. |
1 |
Рассматривание кубов, сравнивание их по величине, поиск предметов окружающего мира, сходных по форме с кубом, рисование этих предметов. Нахождение кубов среди других объёмных фигур, раскрашивание кубов на рисунках из геометрических форм. |
2. |
Элементы куба: вершины, рёбра, грани. Их количество. |
2 |
Рассматривание куба и его каркаса, нахождение частей фигуры, определение их количества. Рисование предметов окружающего мира, схожих с частями куба. |
3. |
Точка, отрезок, квадрат – графический «след» вершины, рёбра и грани куба. |
4 |
Вычерчивание отрезков, квадрата, точек путём отпечатывания вершин, рёбер и граней куба. Сравнивание отрезков (рёбер) разных кубов по длине, определение зависимости величины куба от длины ребра. |
4. |
Линия как графический «след» непрерывно движущейся точки. Замкнутая, незамкнутая линия. Параллельные линии. Перпендикулярные линии. |
6 |
Вычерчивание линий путём отпечатывания точек (движущего мела по горизонтальной доске). Знакомство с видами линий, нахождение данных линий в окружающем мире. Вычерчивание данных линий. |
5. |
Точка как результат пересечения линий. Пересекающиеся и непересекающиеся линии. |
4 |
Вычерчивание линий пересекающихся и непересекающихся. Нахождение данных линий в окружающей действительности, на чертежах и рисунках. |
6. |
Прямая. Взаимное расположение точки и прямой. Луч. Графическое изображение угла. Прямой угол. Острый угол. Тупой угол. Моделирование углов из палочек и пластилина, мягкой проволоки. |
6 |
Нахождение углов куба, определение их вида, нахождение углов в классе, построение углов путём сгибания своих рук в локте, моделирование углов из полочек и мягкой проволоки, вычерчивание углов разных по виду на нелинованной бумаге. |
7. |
Квадрат. Элементы квадрата. Их количество, взаимное расположение. Ось симметрии. |
4 |
Квадрат – как часть куба. Измерение длины его сторон, сравнение сторон по длине и расположению. Предметы, имеющие квадратную форму. Нахождение оси симметрии квадрата, вычерчивание симметричных квадратов, выделение квадратов среди множества других фигур. |
8. |
Куб. геометрические особенности куба. Моделирование куба из спичек (палочек) и пластилина. |
2 |
Куб в пространстве. Моделирование куба из палочек, зубочисток или спичек (вершины – кусочки пластилина). Во что можно превратить куб? |
9. |
Длина отрезка. Измерение отрезков. Вычерчивание и сложение отрезков. Буквенное обозначение. |
4 |
Отрезок – часть куба. Части отрезка, сравнивание отрезков по длине, нахождение суммы нескольких отрезков. |
10. |
Проверочные работы. |
1 |
Проверочная работа включает в себя 4-5 заданий по изученному материалу. Например, начертить 3пересекающиеся линии в одной точке, в двух точках, выделить лучи; начертить все виды углов, расположив их в порядке увеличения размера; начертить фигуру, являющуюся гранью куба, выделить параллельные линии; начертить два симметричных квадрата и т.д. |
Тематическое планирование.
3 класс (34 часа).
№ |
Название темы |
Количество часов |
Содержание занятия |
1. |
Параллелепипед – форма предметов окружающего мира. |
1 |
Нахождение предметов, похожих на параллелепипед в окружающем мире, на чертеже, рисунке. |
2. |
Элементы параллелепипеда (вершины, рёбра, грани). Их количество. Основание параллелепипеда. Высота. |
2 |
Рассматривание каркаса параллелепипеда, нахождение его составляющих частей, определение их количества и взаимосвязь. Определение высоты, сравнение нескольких параллелепипедов по высоте. Нахождение частей параллелепипеда на рисунках, их раскрашивание. |
3. |
Точка, отрезок, прямоугольник – графический «след» вершины, ребра и грани параллелепипеда. Деление отрезка на равные части. |
3 |
Вычерчивание прямоугольников разных размеров. Определение взаимосвязи длины и ширины, знакомство со свойствами противоположных сторон прямоугольника, деление отрезка при помощи циркуля на равные части. |
4. |
Прямоугольник. Элементы прямоугольника. Их количество. Диагонали прямоугольника. |
4 |
Вычерчивание прямоугольников на нелинованной бумаге, сравнение их по величине сторон, определение свойства диагоналей прямоугольника, раскрашивание прямоугольников на рисунке из геометрических фигур. |
5. |
Параллелепипед – призма с прямоугольным основанием. Виды призм. Виды треугольников по форме углов и длине сторон. |
6 |
Призмы в окружающем мире, предметы, похожие на призмы. Сравнение призм по форме основания и высоте фигуры, нахождение лишней среди множества сходных фигур, раскрашивание призм определённого вида среди множества призм. Составление различных треугольников из палочек и мягкой проволоки. |
6. |
Деление угла на равные части. Измерение величины углов при помощи транспортира. Вычерчивание углов по заданной величине. |
6 |
Сравнение углов по величине, определение величины углов на глаз с последующей проверкой по транспортиру. Измерение углов треугольников, четырёхугольников и других фигур. |
7. |
Многоугольники. Параллелограмм. Трапеция. Деление многоугольников на составляющие. |
6 |
Предметы в окружающем мире, сходные по форме с данными фигурами. Нахождение данных фигур среди множества других плоских фигур и на рисунках. Деление фигур на составляющие, складывание новых фигур из полученных частей. |
8. |
Моделирование призм из палочек и пластилина. |
2 |
Изготовление каркасов призм с разными основаниями из шпажек, палочек, спичек. |
9. |
Площадь квадрата, прямоугольника, треугольника. |
3 |
Измерение площади плоских фигур по кальке, нахождение площади фигур по формулам. Нахождение площади поверхности объёмных фигур. |
10. |
Проверочная работа. |
1 |
Вычерчивание плоских фигур, нахождение их площади, вычерчивание углов и их измерение, задачи на перестроение фигур. |
Тематическое планирование.
4 класс (34 часа).
№ |
Название темы |
Количество часов |
Содержание занятия |
1. |
Пирамида – форма предметов окружающего мира. |
1 |
Нахождение предметов окружающего мира, имеющих форму пирамиды. Раскрашивание и штриховка пирамид на рисунках и чертежах. |
2. |
Элементы пирамиды (вершины, рёбра, грани). Основание пирамиды. Высота. Виды пирамиды. |
2 |
Рассматривание пирамид с разными основаниями и их каркасов, нахождение составляющих частей пирамид. Сравнение нескольких пирамид по основанию и высоте, нахождение сходства и различия. Вычерчивание равносторонних и равнобедренных треугольников. |
3. |
Моделирование пирамид из палочек и пластилина. Нахождение объёма. |
2 |
Изготовление пирамид разной высоты и с разными основаниями из палочек, спичек и шпажек. Знакомство с новой мерой, единицами объёма (1см³, 1дм³, 1м³). |
4. |
Конус, цилиндр, шар – формы предметов окружающего мира. |
3 |
Сравнение фигур по форме и по размеру, нахождение в них сходства и различия. |
5. |
Элементы конуса, цилиндра, шара. |
3 |
Окружность. Круг. Сходство и различия фигур. Нахождение сходных форм из окружающего мира, на чертежах и рисунках. |
6. |
Круг. Окружность. Центр окружности. Радиус. Диаметр. Центральный угол. Величина центрального угла. |
5 |
Взаимосвязь величины окружности и её радиуса, свойства радиусов одной окружности, образование центрального угла. Разнообразие центральных углов. Сравнение окружностей и кругов с разными радиусами. |
7. |
Пересекающиеся и непересекающиеся окружности. Вписанные и описанные окружности. |
3 |
Вычерчивание окружностей разных и одинаковых радиусов, пересекающихся друг с другом, отмечая точки пересечения, окружностей внутри прямоугольников, квадратов и других плоских фигур и плоских фигур внутри окружностей разных радиусов, определение количества точек пересечения окружностей. |
8. |
Проекционные чертежи пространственных фигур. |
5 |
Вычерчивание проекций куба, призмы, пирамиды с разными основаниями, цилиндра, конуса. |
9. |
Развёртки пространственных фигур. |
5 |
Вычерчивание разверток куба, призмы, пирамиды с заданными и произвольными параметрами. |
10. |
Моделирование пространственных фигур. |
4 |
Изготовление, моделирование объёмных фигур по готовым развёрткам из бумаги, нахождение способов крепления. Конструирование зданий автомобилей, мебели для кукол из готовых объёмных фигур. Подготовка работ для выставки. |
11. |
Проверочная работа. |
1 |
Вычерчивание проекций, развёрток объёмных фигур, окружностей и центральных углов, измерение величины углов, сравнение углов по величине. Решение задач на нахождение суммы углов и разности, площади плоскостных фигур и объёма пространственных фигур. |
Изучив курс «Геометрия в начальной школе» учащиеся должны
знать и понимать:
-
Разницу между плоскостными и объёмными фигурами;
-
Названия плоскостных и объёмных фигур и их элементов;
-
Признаки сходства и различия между объёмными телами одного вида и разных видов;
-
Свойства геометрических фигур и классификацию;
-
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
Уметь:
-
Чертить изученные геометрические фигуры, распознавать их на чертеже;
-
Находить в окружающем мире знакомые плоскостные и объёмные фигуры;
-
Находить части плоскостных и объёмных фигур;
-
Строить (конструировать и моделировать) объёмные фигуры по их развёртке и конструкции из объёмных фигур, сделанных самостоятельно.
Содержание курса.
2 класс (34 часа).
Тема: Куб - 9 часов.( теория – 7 часов, практика – 2 часа).
Вершины, грани, рёбра, точка, отрезок, квадрат.
Тема: Линии - 10 часов.
Замкнутые, незамкнутые, параллельные, перпендикулярные, пересекающиеся,
непересекающиеся.
Тема: Углы - 6 часов ( Теория- 4 часа, практика- 2 часа).
Линии, луч, виды углов (прямые, острые, тупые)
Тема: Квадрат - 8 часов.
Ось симметрии, длина отрезка, сложение и вычитание отрезков, буквенное обозначение.
Тема: Проверочная работа – 1 час.
3 класс (34 часа).
Тема: Параллелепипед - 14 часов (Теория – 12 часов, практика – 2 часа).
Вершины, рёбра, грани, виды призм по их основанию ( с квадратным, треугольным,
прямоугольным основаниями.
Тема: Прямоугольник – 4часа.
Элементы прямоугольника, его диагонали, свойства диагоналей.
Тема: Углы – 6 часов.
Виды углов, деление углов на равные части, измерение углов при помощи транспортира, вычерчивание углов по заданной величине.
Тема: Многоугольники – 6 часов.
Параллелограмм, трапеция, деление многоугольников на составляющие, площадь
многоугольников.
Тема: Проверочная работа – 1 час.
4 класс (34 часа).
Тема: Пирамиды – 5 часов (Теория – 3 часа, практика – 2 часа).
Виды пирамид по их основанию ( с квадратным, прямоугольным, с треугольным
основаниями), высота пирамиды.
Тема: Конус, цилиндр, шар – 6 часов.
Сходство и различие, составляющие части фигур.
Тема: Круг, окружность – 5 часов.
Центр окружности, радиус, диаметр, центральный угол, свойства радиусов,
пересекающиеся и непересекающиеся, вписанные и описанные окружности.
Тема: Проекции объёмных фигур – 8 часов.
Вид сверху, сбоку, спереди куба, призмы, цилиндра, пирамиды.
Тема: Развёртка объёмных фигур – 5 часов.
Моделирование и конструирование объёмных фигур.
Тема: Проверочная работа – 1 час.
Структура занятия по геометрии.
-
Постановка цели, мотивация.
-
Логическая разминка (найти на рисунке фигуры, аналогичные данной, построить целую фигуру из частей, из нескольких фигур – одну, добавить недостающую фигуру, найти сходное, различное; игры: что изменилось, что на что похоже, выбрать нужные фигуры для построения дома, мебели, транспорта; ответы на вопросы: что будет, если колёса у машины будут квадратными, треугольными, как жить в треугольном доме, удобна ли классная доска, как цилиндр …).
-
Физминутка. (В парах составить фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, используя части тела…).
-
Работа по новому материалу. (По программе теоретический материал на основе наблюдений).
-
Практическая работа. (Изготовление изучаемых фигур из проволоки, шнура, палочек, шпажек, составление головоломок, работая в парах…).
-
Вычерчивание изучаемых фигур на нелинованной бумаге (Альбом хорошо подходит для этой работы) при помощи необходимых инструментов.
-
Итог занятия, рефлексия (Я сегодня узнал, я хочу рассказать, я очень удивился…).
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Международный вебинар «Современные образовательные технологии физического воспитания дошкольников в инклюзивном образовании»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО