Конспект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки».
С каждым годом мы больше стали возвращаться к национальной памяти, к русским традициям. В нашем детском доме одним из важных направлений воспитания детей является развитие духовно-нравственных и патриотических качеств через приобщение воспитанников к историко-культурному наследию русского народа. Нами была создана русская изба, в которой есть макет русской печи. По крупицам собрали старинные вещи, которые были в русских избах. В русской избе проводим занятия по духовно-нравственному воспитанию, стараемся в доступной форме рассказать и показать, как жили крестьяне. Знания русских традиций помогает педагогам воспитывать в детях любовь к нашему Отечеству, нашей многонациональной Родине.
Конспект фольклорно-познавательного занятия
«В гостях у русской печки».
Цель:
·
закрепление сведений детей об устройстве и назначении русской печи;
Задачи
·
вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора:
загадок, пословиц, сказок;
·
Развивать связную речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость;
воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям
и обычаям.
Оборудование: кондилябр со свечкой; карточки с пословицами; карточки с зашифрованными словами «Словечки-элементы печки»; веник; карточки с отрывками из сказок; саше с травами; предметы русской избы: посуда, ухват, кочерга, самовар, сито, ложки, ковш, рукомойник; пироги.
Ход занятия.
Организационный момент.
— Здравствуйте, гости дорогие!
— Добро пожаловать!
— Добрый гость всегда в пору.
— Для дорогого гостя и ворота настежь!
— Удобно ли вам, гости дорогие?
— Всем ли видно, всем ли слышно?
Лог.- Гостям – то места хватит!
Не тесновато ли хозяевам?
Д. – В тесноте, да не в обиде!
Лог.- Тогда занимайте свои места в нашей «русской избе».
Слайд №1.
Введение в тему.
Лог.- Чем больше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим!
И мы с вами сегодня вновь окунемся в русскую старину. А о чем речь поведем, вы сейчас узнаете.
-Отгадайте ребус.
Ответ (печка).
Слайд № 2.
Сообщение темы занятия.
Лог. Конечно, мы будем говорить о русской печке.
Слайд №3.
Краткий исторический экскурс.
Лог.- «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил»,- говорится в русской пословице. И, действительно, печь – основа русской избы, её душа. Ещё наши древние предки славяне считали огонь в печи, священным, по их верованиям он помогал сохранить родственные связи. Потому плюнуть на очаг считалось, великим грехом.
Давайте вместе зажжем теплом своих сердец огонь в знак дружбы и доверия друг к другу, донесем его до нашей печи.
Слайд №4.
(Дети, осторожно передавая из рук в руки огонек, ставят его в печь).
Основная часть.
А) Дидактическая игра «Собери пословицу».
Лог.- А теперь постарайтесь составить пословицы о печи.
· На печи все…(красное лето).
· Без работы и…(печь холодна).
· Хочешь, есть калачи …(не сиди на печи).
Лог.- Объясните смысл последней пословицы, выбрав один из трех вариантов:
1. После работы нужен отдых.
2. Чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться.
3. Лежа вредно есть.
Лог.- Попробуйте отгадать одну (известную вам) пословицу по картинкам.
-Правильно. Печь – и греет, и лечит, и сушит, и кормит.
Слайд № 5,6, 7.
Б) Словесная игра «Словечки - элементы печки».
Лог.- Давайте подумаем, почему печь греет и лечит?
Д.- Если натопить печку, в доме будет тепло.
— Если погреться на печи, проходит простуда; перестает болеть спина.
Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи. Разгадайте слова и объясните их значение.
(Слова на карточках: вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка).
Из разбросанных букв или слогов; стертые буквы и т.п.
Дети отгадывают слова, объясняют значения слов; если возможно демонстрируют на макете печи.
Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи. Разгадайте слова и объясните их значение.
(Слова на карточках: вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка).
Из разбросанных букв или слогов; стертые буквы и т.п.
Дети отгадывают слова, объясняют значения слов; если возможно демонстрируют на макете печи.
Слайд № 8,9.
Физминутка.
Подвижная игра «Баба Яга».
Рисуется круг, в середину ставится один из играющих – Баба Яга. В руке у неё помело (можно веник).
Дети – дразнят Бабу Ягу:
«Бабка Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит, «У меня нога болит!»
Баба Яга скачет на одной ноге, стараясь коснуться кого – либо. Кого «запятнала» замирает, считается заколдованным.
Продолжение работы по теме занятия.
В). Словесная игра «По страницам русских сказок».
Лог.- Чтобы расколдоваться вам нужно отгадать задания Бабы Яги: вынуть карточку с отрывком из сказки, где речь идет о печке, и вспомнить название сказки.
Отрывки из сказок:
-«Царевна-лягушка»;
— «Колобок»;
— «Гуси – лебеди»;
— «Лиса и заяц»;
— «По щучьему велению»;
— «Финист – ясный сокол».
Слайд № 10,11.
Г). Продолжение беседы.
Лог.- Молодцы, сказки отгадали.
Все снова на своих местах.
Продолжим наш разговор. Мы уже выяснили, почему печь греет и лечит, а как вы думаете,
что она сушит?
Дети — На печке сушили грибы, ягоды, разные травы.
Лог.- Верно! В давние времена, особенно в русских деревнях, не было докторов. Люди лечили себя сами народными средствами. В основном это были высушенные травы и коренья.
Д) Дидактическая игра «Угадай траву»
Лог.- На нашей печи тоже есть сушеные травы. Я их положила вот в такие мешочки – саше.
-Возьмите саше разного цвета и вдохните аромат трав.
(Дети нюхают саше).
Лог.- Кто догадался, какая трава в розовом саше? В голубом? В зеленом? И т.д.
Лог.- Кто знает, для чего служат эти травы?
травы. Я их положила вот в такие мешочки – саше.
-Возьмите саше разного цвета и вдохните.
— (Дети нюхают саше).
Лог.- Кто догадался, какая трава в розовом саше? В голубом? В зеленом? И т.д.
Лог.- Кто знает, для чего служат эти травы?
Дети рассказывают о целебных свойствах известных им трав.
Е). Дидактическая игра «Загадки».
Лог.- Итак, мы выяснили, что сушит печь и для чего.
А теперь нам предстоит выяснить, как же она кормит, ведь ни рук, ни ног у неё нет.
-Вспомните, как называли место за печкой, где делала домашние дела хозяйка?
Д.- Бабий кут.
Лог.- Что находилось в бабьем куте?
Д.- Рукомойник, посуда, ухват, кочерга.
Лог.- Посмотрите, возле нашей печки тоже находятся предметы, необходимые хозяйке.
Вспомните и загадайте друг другу загадки о них:
-Рогат, да не бык,
Пищу берт, а не сыт. (Ухват).
— Сверху — дыра, снизу — дыра,
Посередине огонь да вода. (Самовар).
— В лесу родился, а дома хозяйничает (Веник).
-Новая посудина, а вся в дырах. (Сито).
— Сами не едим, а людей кормим. (Ложки).
— Утка в море, хвост на воле. (Ковш).
— Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Слайд № 12,13.
Ж. Дидактическая игра «Из чего – какая?»
Лог.- Посуда в крестьянской избе была сделана из глины (какая?)- глиняная,
— из дерева -
— из бересты —
— из чугуна —
— из меди —
Блюда из русской печи.
Лог.- У русского народа есть замечательная поговорка:
«Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи.
-Назовите основное блюдо русской кухни, которое готовили в печи?
Д.- Каша.
Лог.- Какая бывает каша?
Д.- Из манки — манная,
-из овса – овсяная,
-из риса – рисовая,
— из перловки – перловая,
- из тыквы – тыквенная,
- из кукурузы – кукурузная.
Лог.- А что такое полба?
Д.- Полба- каша из зерен пшеницы.
Лог.- А что выпекали в печи?
Д. – Хлеб, пироги, бублики, калачи, блины.
Лог.- Верно. И пекли их чаще всего в праздничные дни. А в праздники за чаем хорошо и частушки послушать.
Слайд №14.
(Дети поют частушки)
Обратная связь.
Лог. – О чём мы с вами говорили на занятии?
Что интересного вы узнали на занятии?
Дети высказывают свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.
Итог занятия.
Лог.- Пока вы частушки пели, в нашей печи пироги подоспели.
« Что есть в печи – всё на стол мечи».
(Угощает детей).
Лог.- Вот на такой весёлой ноте подошел к концу наш разговор о русской печке.
Надеюсь, что сегодня вы не только показали свои знания, но и узнали много нового, а заодно поиграли, повеселились!
Спасибо всем!
Список литературы
1.Паншина, В.М. А у нас — перепляс! Фольклорные праздники для 1-4 классов.
Ярославль: Академия развития, 2005. 117 с.
Пояснительная записка
С каждым годом мы больше стали возвращаться к национальной памяти, к русским традициям. В нашем детском доме одним из важных направлений воспитания детей является развитие духовно-нравственных и патриотических качеств через приобщение воспитанников к историко-культурному наследию русского народа. Нами была создана русская изба, в которой есть макет русской печи. По крупицам собрали старинные вещи, которые были в русских избах. В русской избе проводим занятия по духовно-нравственному воспитанию, стараемся в доступной форме рассказать и показать, как жили крестьяне. Знания русских традиций помогает педагогам воспитывать в детях любовь к нашему Отечеству, нашей многонациональной Родине.
Конспект фольклорно-познавательного занятия
«В гостях у русской печки».
Цель:
-
закрепление сведений детей об устройстве и назначении русской печи;
Задачи
-
вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора:
загадок, пословиц, сказок;
-
Развивать связную речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость;
воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям
и обычаям.
Оборудование: кондилябр со свечкой; карточки с пословицами; карточки с зашифрованными словами «Словечки-элементы печки»; веник; карточки с отрывками из сказок; саше с травами; предметы русской избы: посуда, ухват, кочерга, самовар, сито, ложки, ковш, рукомойник; пироги.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Здравствуйте, гости дорогие!
- Добро пожаловать!
- Добрый гость всегда в пору.
- Для дорогого гостя и ворота настежь!
- Удобно ли вам, гости дорогие?
- Всем ли видно, всем ли слышно?
Лог.- Гостям – то места хватит!
Не тесновато ли хозяевам?
Д. – В тесноте, да не в обиде!
Лог.- Тогда занимайте свои места в нашей «русской избе».
Слайд №1.
Введение в тему.
Лог.- Чем больше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим!
И мы с вами сегодня вновь окунемся в русскую старину. А о чем речь поведем, вы сейчас узнаете.
-Отгадайте ребус.
Ответ (печка).
Слайд № 2 .
Сообщение темы занятия.
Лог. Конечно, мы будем говорить о русской печке.
Слайд №3.
Краткий исторический экскурс.
Лог.- «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил»,- говорится в русской пословице. И, действительно, печь – основа русской избы, её душа. Ещё наши древние предки славяне считали огонь в печи, священным, по их верованиям он помогал сохранить родственные связи. Потому плюнуть на очаг считалось, великим грехом.
Давайте вместе зажжем теплом своих сердец огонь в знак дружбы и доверия друг к другу, донесем его до нашей печи.
Слайд №4.
(Дети, осторожно передавая из рук в руки огонек, ставят его в печь).
Основная часть.
А) Дидактическая игра «Собери пословицу».
Лог.- А теперь постарайтесь составить пословицы о печи.
-
На печи все…(красное лето).
-
Без работы и…(печь холодна).
-
Хочешь, есть калачи …(не сиди на печи).
Лог.- Объясните смысл последней пословицы, выбрав один из трех вариантов:
1. После работы нужен отдых.
2. Чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться.
3. Лежа вредно есть.
Лог.- Попробуйте отгадать одну (известную вам) пословицу по картинкам.
-Правильно. Печь – и греет, и лечит, и сушит, и кормит.
Слайд № 5,6, 7.
Б) Словесная игра «Словечки - элементы печки».
Лог.- Давайте подумаем, почему печь греет и лечит?
Д.- Если натопить печку, в доме будет тепло.
- Если погреться на печи, проходит простуда; перестает болеть спина.
Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи. Разгадайте слова и объясните их значение.
(Слова на карточках: вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка).
Из разбросанных букв или слогов; стертые буквы и т.п.
Дети отгадывают слова, объясняют значения слов; если возможно демонстрируют на макете печи.
Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи. Разгадайте слова и объясните их значение.
(Слова на карточках: вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка).
Из разбросанных букв или слогов; стертые буквы и т.п.
Дети отгадывают слова, объясняют значения слов; если возможно демонстрируют на макете печи.
Слайд № 8,9.
Физминутка.
Подвижная игра «Баба Яга».
Рисуется круг, в середину ставится один из играющих – Баба Яга. В руке у неё помело (можно веник).
Дети – дразнят Бабу Ягу:
«Бабка Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит, «У меня нога болит!»
Баба Яга скачет на одной ноге, стараясь коснуться кого – либо. Кого «запятнала» замирает, считается заколдованным.
Продолжение работы по теме занятия.
В). Словесная игра «По страницам русских сказок».
Лог.- Чтобы расколдоваться вам нужно отгадать задания Бабы Яги: вынуть карточку с отрывком из сказки, где речь идет о печке, и вспомнить название сказки.
Отрывки из сказок:
-«Царевна-лягушка»;
- «Колобок»;
- «Гуси – лебеди»;
- «Лиса и заяц»;
- «По щучьему велению»;
- «Финист – ясный сокол».
Слайд № 10,11.
Г). Продолжение беседы.
Лог.- Молодцы, сказки отгадали.
Все снова на своих местах.
Продолжим наш разговор. Мы уже выяснили, почему печь греет и лечит, а как вы думаете,
что она сушит?
Дети - На печке сушили грибы, ягоды, разные травы.
Лог.- Верно! В давние времена, особенно в русских деревнях, не было докторов. Люди лечили себя сами народными средствами. В основном это были высушенные травы и коренья.
Д) Дидактическая игра «Угадай траву»
Лог.- На нашей печи тоже есть сушеные травы. Я их положила вот в такие мешочки – саше.
-Возьмите саше разного цвета и вдохните аромат трав.
(Дети нюхают саше).
Лог.- Кто догадался, какая трава в розовом саше? В голубом? В зеленом? И т.д.
Лог.- Кто знает, для чего служат эти травы?
травы. Я их положила вот в такие мешочки – саше.
-Возьмите саше разного цвета и вдохните.
- (Дети нюхают саше).
Лог.- Кто догадался, какая трава в розовом саше? В голубом? В зеленом? И т.д.
Лог.- Кто знает, для чего служат эти травы?
Дети рассказывают о целебных свойствах известных им трав.
Е). Дидактическая игра «Загадки».
Лог.- Итак, мы выяснили, что сушит печь и для чего.
А теперь нам предстоит выяснить, как же она кормит, ведь ни рук, ни ног у неё нет.
-Вспомните, как называли место за печкой, где делала домашние дела хозяйка?
Д.- Бабий кут.
Лог.- Что находилось в бабьем куте?
Д.- Рукомойник, посуда, ухват, кочерга.
Лог.- Посмотрите, возле нашей печки тоже находятся предметы, необходимые хозяйке.
Вспомните и загадайте друг другу загадки о них:
-Рогат, да не бык,
Пищу берт, а не сыт. (Ухват).
- Сверху - дыра, снизу - дыра,
Посередине огонь да вода. (Самовар).
- В лесу родился, а дома хозяйничает (Веник).
-Новая посудина, а вся в дырах. (Сито).
- Сами не едим, а людей кормим. (Ложки).
- Утка в море, хвост на воле. (Ковш).
- Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Слайд № 12,13.
Ж. Дидактическая игра «Из чего – какая?»
Лог.- Посуда в крестьянской избе была сделана из глины (какая?)- глиняная,
- из дерева -
- из бересты -
- из чугуна -
- из меди -
Блюда из русской печи.
Лог.- У русского народа есть замечательная поговорка:
«Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи.
-Назовите основное блюдо русской кухни, которое готовили в печи?
Д.- Каша.
Лог.- Какая бывает каша?
Д.- Из манки - манная,
-из овса – овсяная,
-из риса – рисовая,
- из перловки – перловая,
- из тыквы – тыквенная,
- из кукурузы – кукурузная.
Лог.- А что такое полба?
Д.- Полба- каша из зерен пшеницы.
Лог.- А что выпекали в печи?
Д. – Хлеб, пироги, бублики, калачи, блины.
Лог.- Верно. И пекли их чаще всего в праздничные дни. А в праздники за чаем хорошо и частушки послушать.
Слайд №14.
(Дети поют частушки)
Обратная связь.
Лог. – О чём мы с вами говорили на занятии?
Что интересного вы узнали на занятии?
Дети высказывают свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.
Итог занятия.
Лог.- Пока вы частушки пели, в нашей печи пироги подоспели.
« Что есть в печи – всё на стол мечи».
(Угощает детей).
Лог.- Вот на такой весёлой ноте подошел к концу наш разговор о русской печке.
Надеюсь, что сегодня вы не только показали свои знания, но и узнали много нового, а заодно поиграли, повеселились!
Спасибо всем!
Список литературы
1.Паншина, В.М. А у нас - перепляс! Фольклорные праздники для 1-4 классов.
Ярославль: Академия развития, 2005. 117 с.
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»
(МКОУ «Детский дом № 6»)
Конспект фольклорно-познавательного занятия
«В гостях у русской печки»
для учащихся 3-4 классов
Автор разработки:
учитель-логопед
Коноплева Елена Дмитриевна
город Прокопьевск, 2012
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»