В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Конспект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки».

Конспект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки».

Елена Коноплёва
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234 голосов:11просмотров: 9829 комментариев: 2
Краткое описание
закрепление сведений детей об устройстве и назначении русской печи
Описание
Пояснительная записка
С каждым годом мы больше стали  возвращаться  к национальной памяти, к русским традициям. В нашем детском доме одним из важных направлений  воспитания детей является развитие духовно-нравственных и патриотических качеств через приобщение воспитанников к историко-культурному наследию русского народа. Нами была создана русская изба,  в которой есть макет русской печи. По крупицам собрали старинные вещи, которые были в русских избах. В русской избе проводим занятия по духовно-нравственному воспитанию, стараемся в доступной форме рассказать и показать, как жили  крестьяне. Знания русских традиций помогает педагогам  воспитывать  в детях любовь к нашему Отечеству, нашей многонациональной Родине.
Конспект фольклорно-познавательного занятия
«В гостях у русской печки».
Цель:   
·
 закрепление сведений детей об устройстве и назначении русской печи;
Задачи
·
 вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора:  
   загадок,  пословиц, сказок;
·
 Развивать связную  речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость;
   воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям   
   и  обычаям.

Оборудование: кондилябр со свечкой; карточки с пословицами; карточки с зашифрованными словами «Словечки-элементы печки»; веник; карточки с отрывками из сказок; саше с травами; предметы русской избы: посуда, ухват, кочерга, самовар, сито, ложки, ковш, рукомойник; пироги.
Ход занятия.
Организационный момент.
— Здравствуйте, гости дорогие!
— Добро пожаловать!
— Добрый гость всегда в пору.
— Для дорогого гостя и ворота настежь!
— Удобно ли вам, гости дорогие?
— Всем ли видно, всем ли слышно?
Лог.- Гостям – то места хватит!
  Не тесновато ли хозяевам?
Д. – В тесноте, да не в обиде!
Лог.- Тогда занимайте свои места в нашей «русской избе».
Слайд №1.
Введение в тему.
Лог.- Чем больше в будущее входим,
    Тем больше прошлым дорожим.
    И в старом красоту находим,
    Хоть новому принадлежим!
И мы с вами сегодня вновь окунемся в русскую старину. А о чем речь поведем, вы сейчас узнаете.
-Отгадайте ребус.
Ответ (печка). 
Слайд № 2.
Сообщение темы занятия.
Лог. Конечно, мы будем говорить о русской печке.
Слайд №3.
Краткий исторический экскурс.
Лог.- «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил»,- говорится в русской пословице. И, действительно, печь – основа русской избы, её душа. Ещё наши древние предки славяне считали огонь в печи, священным, по их верованиям он помогал сохранить родственные связи. Потому плюнуть на очаг считалось, великим грехом.
   Давайте вместе зажжем теплом своих сердец огонь в знак дружбы и доверия друг к другу, донесем его до нашей печи.
Слайд №4.
(Дети, осторожно передавая из рук в руки огонек, ставят его в печь).
Основная часть.
А) Дидактическая игра «Собери  пословицу».
Лог.- А теперь постарайтесь составить пословицы о печи.
· На печи все…(красное лето).
· Без работы и…(печь холодна).
· Хочешь, есть калачи …(не сиди на печи).
Лог.- Объясните смысл последней пословицы, выбрав  один из трех вариантов:
1. После работы нужен отдых.
2. Чтобы хорошо жить, надо хорошо   трудиться.
3. Лежа вредно есть.
Лог.- Попробуйте отгадать одну  (известную вам) пословицу по картинкам.
-Правильно. Печь – и греет, и лечит, и сушит, и кормит.
Слайд № 5,6, 7.
Б) Словесная игра «Словечки -  элементы печки».
Лог.- Давайте подумаем, почему печь греет и лечит?
Д.-  Если натопить печку, в доме будет тепло.
— Если погреться на печи, проходит простуда; перестает болеть спина.
Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи. Разгадайте слова и объясните их значение.
(Слова на карточках: вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка).
Из разбросанных букв  или слогов; стертые буквы и т.п.
Дети  отгадывают слова, объясняют значения слов; если возможно демонстрируют на макете печи.
Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи. Разгадайте слова и объясните их значение.
(Слова на карточках: вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка).
Из разбросанных букв  или слогов; стертые буквы и т.п.
Дети  отгадывают слова, объясняют значения слов; если возможно демонстрируют на макете печи.
Слайд № 8,9.
Физминутка.
Подвижная игра «Баба Яга».
Рисуется круг, в середину ставится один из играющих – Баба Яга. В руке у неё помело (можно веник).
Дети – дразнят Бабу Ягу:
«Бабка Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит, «У меня нога болит!»
Баба Яга скачет на одной ноге, стараясь коснуться кого – либо. Кого «запятнала» замирает, считается заколдованным.
Продолжение работы по теме занятия.
В). Словесная игра «По страницам русских сказок».
Лог.- Чтобы расколдоваться вам  нужно отгадать задания Бабы Яги: вынуть карточку с отрывком из сказки, где речь идет о печке, и вспомнить название сказки.
Отрывки из сказок:
-«Царевна-лягушка»;
— «Колобок»;
— «Гуси – лебеди»;
— «Лиса и заяц»;
— «По щучьему велению»;
— «Финист – ясный сокол».
Слайд № 10,11.
Г). Продолжение беседы.
Лог.- Молодцы, сказки отгадали.
Все снова на своих местах.
Продолжим наш разговор. Мы уже выяснили, почему печь греет и лечит, а как вы думаете,
что она сушит?
Дети — На печке сушили грибы, ягоды, разные травы.
Лог.- Верно! В давние времена, особенно в русских деревнях, не было докторов. Люди лечили себя сами народными средствами. В основном это были высушенные травы и коренья.
Д) Дидактическая игра «Угадай траву»
Лог.- На нашей печи тоже есть сушеные травы. Я их положила вот в такие мешочки – саше.
-Возьмите саше разного цвета и вдохните аромат трав.
(Дети нюхают саше).
Лог.- Кто догадался, какая трава в розовом саше? В голубом? В зеленом? И т.д.
Лог.- Кто знает, для чего служат эти травы?
травы. Я их положила вот в такие мешочки – саше.
-Возьмите саше разного цвета и вдохните.
— (Дети нюхают саше).
Лог.- Кто догадался, какая трава в розовом саше? В голубом? В зеленом? И т.д.
Лог.- Кто знает, для чего служат эти травы?
Дети рассказывают о целебных свойствах известных им трав.
Е). Дидактическая игра «Загадки».
Лог.- Итак, мы выяснили, что сушит печь и для чего.
А теперь нам предстоит выяснить, как же она кормит, ведь ни рук, ни ног у неё нет.
-Вспомните, как называли место за печкой, где делала домашние дела хозяйка?
Д.- Бабий кут.
Лог.- Что находилось в бабьем куте?
Д.- Рукомойник, посуда, ухват, кочерга.
Лог.- Посмотрите, возле нашей печки тоже находятся предметы, необходимые хозяйке.
Вспомните и загадайте друг другу загадки о них:
-Рогат, да не бык,
Пищу берт, а не сыт. (Ухват).
— Сверху — дыра, снизу — дыра,
Посередине огонь да вода. (Самовар).
— В лесу родился, а дома хозяйничает (Веник).
-Новая посудина, а вся в дырах.  (Сито).
— Сами не едим, а людей кормим. (Ложки).
— Утка в море, хвост на воле. (Ковш).
— Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Слайд № 12,13.
Ж. Дидактическая игра  «Из чего – какая?»
Лог.- Посуда в крестьянской избе была сделана из глины (какая?)- глиняная,
  — из дерева  -
  — из бересты —
  — из чугуна —
  — из меди —
Блюда из русской печи.
Лог.-  У русского народа есть замечательная поговорка:
«Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи.
-Назовите основное блюдо русской кухни, которое готовили в печи?
Д.-   Каша.
Лог.- Какая бывает каша?
Д.- Из манки — манная,
 -из овса – овсяная,
 -из риса – рисовая,
— из перловки – перловая,
 - из тыквы – тыквенная,
 - из кукурузы – кукурузная.
Лог.- А что такое полба?
Д.- Полба- каша из зерен пшеницы.
Лог.- А что выпекали в печи?
Д. – Хлеб, пироги, бублики, калачи, блины.
Лог.- Верно. И пекли их чаще всего в праздничные дни. А в праздники за чаем хорошо и частушки послушать.
Слайд №14.
(Дети поют частушки)
Обратная связь.

Лог. – О чём мы с вами говорили на занятии?
Что интересного вы узнали на занятии?
Дети высказывают свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.
Итог занятия.

Лог.- Пока вы частушки пели, в нашей печи пироги подоспели.
« Что есть в печи – всё на стол мечи».
(Угощает детей).
Лог.- Вот на такой весёлой ноте подошел к концу наш разговор о русской печке.
Надеюсь, что сегодня вы не только показали свои знания, но и узнали много  нового, а заодно поиграли, повеселились!
 Спасибо всем!

Список литературы
1.Паншина, В.М. А у нас — перепляс! Фольклорные праздники для 1-4 классов.
  Ярославль: Академия развития, 2005. 117 с.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
познавательное занятие В гостях у русской печки.doc Скачать

Пояснительная записка

С каждым годом мы больше стали возвращаться к национальной памяти, к русским традициям. В нашем детском доме одним из важных направлений воспитания детей является развитие духовно-нравственных и патриотических качеств через приобщение воспитанников к историко-культурному наследию русского народа. Нами была создана русская изба, в которой есть макет русской печи. По крупицам собрали старинные вещи, которые были в русских избах. В русской избе проводим занятия по духовно-нравственному воспитанию, стараемся в доступной форме рассказать и показать, как жили крестьяне. Знания русских традиций помогает педагогам воспитывать в детях любовь к нашему Отечеству, нашей многонациональной Родине.


Конспект фольклорно-познавательного занятия

«В гостях у русской печки».

Цель:

  • закрепление сведений детей об устройстве и назначении русской печи;

Задачи

  • вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора:

загадок, пословиц, сказок;

  • Развивать связную речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость;

воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям

и обычаям.


Оборудование: кондилябр со свечкой; карточки с пословицами; карточки с зашифрованными словами «Словечки-элементы печки»; веник; карточки с отрывками из сказок; саше с травами; предметы русской избы: посуда, ухват, кочерга, самовар, сито, ложки, ковш, рукомойник; пироги.


Ход занятия.

Организационный момент.

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Добро пожаловать!

- Добрый гость всегда в пору.

- Для дорогого гостя и ворота настежь!

- Удобно ли вам, гости дорогие?

- Всем ли видно, всем ли слышно?

Лог.- Гостям – то места хватит!

Не тесновато ли хозяевам?

Д. – В тесноте, да не в обиде!

Лог.- Тогда занимайте свои места в нашей «русской избе».

Слайд №1.

Введение в тему.

Лог.- Чем больше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим!

И мы с вами сегодня вновь окунемся в русскую старину. А о чем речь поведем, вы сейчас узнаете.

-Отгадайте ребус.

Ответ (печка).

Слайд № 2 .

Сообщение темы занятия.

Лог. Конечно, мы будем говорить о русской печке.

Слайд №3.

Краткий исторический экскурс.

Лог.- «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил»,- говорится в русской пословице. И, действительно, печь – основа русской избы, её душа. Ещё наши древние предки славяне считали огонь в печи, священным, по их верованиям он помогал сохранить родственные связи. Потому плюнуть на очаг считалось, великим грехом.

Давайте вместе зажжем теплом своих сердец огонь в знак дружбы и доверия друг к другу, донесем его до нашей печи.

Слайд №4.

(Дети, осторожно передавая из рук в руки огонек, ставят его в печь).

Основная часть.

А) Дидактическая игра «Собери пословицу».

Лог.- А теперь постарайтесь составить пословицы о печи.

  • На печи все…(красное лето).

  • Без работы и…(печь холодна).

  • Хочешь, есть калачи …(не сиди на печи).

Лог.- Объясните смысл последней пословицы, выбрав один из трех вариантов:

1. После работы нужен отдых.

2. Чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться.

3. Лежа вредно есть.

Лог.- Попробуйте отгадать одну (известную вам) пословицу по картинкам.

-Правильно. Печь – и греет, и лечит, и сушит, и кормит.

Слайд № 5,6, 7.

Б) Словесная игра «Словечки - элементы печки».

Лог.- Давайте подумаем, почему печь греет и лечит?

Д.- Если натопить печку, в доме будет тепло.

- Если погреться на печи, проходит простуда; перестает болеть спина.

Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи. Разгадайте слова и объясните их значение.

(Слова на карточках: вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка).

Из разбросанных букв или слогов; стертые буквы и т.п.

Дети отгадывают слова, объясняют значения слов; если возможно демонстрируют на макете печи.

Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи. Разгадайте слова и объясните их значение.

(Слова на карточках: вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка).

Из разбросанных букв или слогов; стертые буквы и т.п.

Дети отгадывают слова, объясняют значения слов; если возможно демонстрируют на макете печи.

Слайд № 8,9.

Физминутка.

Подвижная игра «Баба Яга».

Рисуется круг, в середину ставится один из играющих – Баба Яга. В руке у неё помело (можно веник).

Дети – дразнят Бабу Ягу:

«Бабка Ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит, «У меня нога болит!»

Баба Яга скачет на одной ноге, стараясь коснуться кого – либо. Кого «запятнала» замирает, считается заколдованным.

Продолжение работы по теме занятия.

В). Словесная игра «По страницам русских сказок».

Лог.- Чтобы расколдоваться вам нужно отгадать задания Бабы Яги: вынуть карточку с отрывком из сказки, где речь идет о печке, и вспомнить название сказки.

Отрывки из сказок:

-«Царевна-лягушка»;

- «Колобок»;

- «Гуси – лебеди»;

- «Лиса и заяц»;

- «По щучьему велению»;

- «Финист – ясный сокол».

Слайд № 10,11.

Г). Продолжение беседы.

Лог.- Молодцы, сказки отгадали.

Все снова на своих местах.

Продолжим наш разговор. Мы уже выяснили, почему печь греет и лечит, а как вы думаете,

что она сушит?

Дети - На печке сушили грибы, ягоды, разные травы.

Лог.- Верно! В давние времена, особенно в русских деревнях, не было докторов. Люди лечили себя сами народными средствами. В основном это были высушенные травы и коренья.

Д) Дидактическая игра «Угадай траву»

Лог.- На нашей печи тоже есть сушеные травы. Я их положила вот в такие мешочки – саше.

-Возьмите саше разного цвета и вдохните аромат трав.

(Дети нюхают саше).

Лог.- Кто догадался, какая трава в розовом саше? В голубом? В зеленом? И т.д.

Лог.- Кто знает, для чего служат эти травы?

травы. Я их положила вот в такие мешочки – саше.

-Возьмите саше разного цвета и вдохните.

- (Дети нюхают саше).

Лог.- Кто догадался, какая трава в розовом саше? В голубом? В зеленом? И т.д.

Лог.- Кто знает, для чего служат эти травы?

Дети рассказывают о целебных свойствах известных им трав.

Е). Дидактическая игра «Загадки».

Лог.- Итак, мы выяснили, что сушит печь и для чего.

А теперь нам предстоит выяснить, как же она кормит, ведь ни рук, ни ног у неё нет.

-Вспомните, как называли место за печкой, где делала домашние дела хозяйка?

Д.- Бабий кут.

Лог.- Что находилось в бабьем куте?

Д.- Рукомойник, посуда, ухват, кочерга.

Лог.- Посмотрите, возле нашей печки тоже находятся предметы, необходимые хозяйке.

Вспомните и загадайте друг другу загадки о них:

-Рогат, да не бык,

Пищу берт, а не сыт. (Ухват).

- Сверху - дыра, снизу - дыра,

Посередине огонь да вода. (Самовар).

- В лесу родился, а дома хозяйничает (Веник).

-Новая посудина, а вся в дырах. (Сито).

- Сами не едим, а людей кормим. (Ложки).

- Утка в море, хвост на воле. (Ковш).

- Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Слайд № 12,13.

Ж. Дидактическая игра «Из чего – какая?»

Лог.- Посуда в крестьянской избе была сделана из глины (какая?)- глиняная,

- из дерева -

- из бересты -

- из чугуна -

- из меди -

Блюда из русской печи.

Лог.- У русского народа есть замечательная поговорка:

«Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи.

-Назовите основное блюдо русской кухни, которое готовили в печи?

Д.- Каша.

Лог.- Какая бывает каша?

Д.- Из манки - манная,

-из овса – овсяная,

-из риса – рисовая,

- из перловки – перловая,

- из тыквы – тыквенная,

- из кукурузы – кукурузная.

Лог.- А что такое полба?

Д.- Полба- каша из зерен пшеницы.

Лог.- А что выпекали в печи?

Д. – Хлеб, пироги, бублики, калачи, блины.

Лог.- Верно. И пекли их чаще всего в праздничные дни. А в праздники за чаем хорошо и частушки послушать.

Слайд №14.

(Дети поют частушки)

Обратная связь.

Лог. – О чём мы с вами говорили на занятии?

Что интересного вы узнали на занятии?

Дети высказывают свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.

Итог занятия.

Лог.- Пока вы частушки пели, в нашей печи пироги подоспели.

« Что есть в печи – всё на стол мечи».

(Угощает детей).

Лог.- Вот на такой весёлой ноте подошел к концу наш разговор о русской печке.

Надеюсь, что сегодня вы не только показали свои знания, но и узнали много нового, а заодно поиграли, повеселились!

Спасибо всем!


Список литературы

1.Паншина, В.М. А у нас - перепляс! Фольклорные праздники для 1-4 классов.

Ярославль: Академия развития, 2005. 117 с.




























6


титульный лист.docx Скачать

Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»

(МКОУ «Детский дом № 6»)






Конспект фольклорно-познавательного занятия

«В гостях у русской печки»

для учащихся 3-4 классов








Автор разработки:

учитель-логопед

Коноплева Елена Дмитриевна


город Прокопьевск, 2012

В гостях у русской печи.pptx Скачать
Обсуждение материала
Лариса Грицай
13.05.2012 09:24
Очень интересная и качественная разработка. Спасибо!
Евгения Родионова
14.05.2012 19:07
Спасибо!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос