Урок "Социальные движения XVII века"
Автор— Храпко Алла Юрьевна,
учитель истории и обществознания
МОБУ СОШ № 34Лесозаводского городского округа
Курс: история России
Раздел: Россия в Новое время.
Глава: Россия на пороге Нового времени (XVIIвек).
Тема: Социальные движения XVIIвека.
Класс: 10
Учебно-методическое обеспечение:
История России. 10 класс. О.Н.Журавлёва, Т.И.Пашкова, Д.В.Кузин. М. Вентана-Граф, 2009
Время реализации занятия: 45 мин.
Авторский медиапродукт: наглядная презентация«Бунташный век».
Цели урока:
учащиеся должны:
понимать:
- причины народных выступлений в XVIIвеке;
- цели и последствия церковной реформы Никона;
- содержание церковной реформы Никона;
- основные даты: 1648 г. – Соляной бунт, 1650 г. – городские восстания в Пскове и Новгороде, 1662 г. – Медный бунт, 1666 г. – восстание В. Уса, 1667-1671 гг. – восстание С. Разина, 1652-1658 гг.- церковная реформа Никона, 1658 г. – «Чёрный собор» в Соловецком монастыре, 1667-1676 гг. – «Соловецкое сидение»;
- основные понятия: бунт, церковная реформа, патриарх Никон, протопоп Аввакум, раскольники, старообрядцы, староверы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- анализировать и обобщать информацию;
- работать с историческими источниками;
- приобретать опыт самостоятельной учебной деятельности;
- давать оценку и выразить своё отношение к деятельности власти и простых людей в данный период;
- терпимо относиться к выразителям других взглядов.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: ПК и видеопроектор, иллюстрации по темам «Соляной бунт», «Медный бунт», «Церковный раскол», карта «Народные движения XVIIвека», раздаточный материал “Прелестные грамоты” С.Разина
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
В начале урока учитель организует проверку домашнего задания.
-Дайте понятие «всероссийский рынок».Раскройте значение процесса его формирования для развития России.
-Выполняем тестовые задания. (вопросы на слайде 2-7)
II.Изучение нового материала.
Учитель. Смута привела в движение практически все слои населения российского общества. Поэтому XVIIвек по-праву называют «бунташным веком»: временем пробуждения сословного самосознания, когда различные слои населения начинают осознавать свои интересы и отстаивать их, в том числе с оружием в руках.
Задание на урок: В чём вы видите причины социальных конфликтов XVIIвека? (Слайд 8)
1. Соляной бунт. (Слайд 9)
Ученик. Наиболее серьёзным считается московское восстание в 1648году, получившее название Соляного бунта. Предпосылкой бунта было повышения налога на соль, что вызвало повешение цен на мясо и рыбу. (Слайд 10)
Продажа их упала, товар стал портиться. Но в конце 1647 года налог отменили. Стремясь компенсировать потери, правительство снизило жалование «служивым». Тем временем росло общее недовольство в народе.
2 июня 1648 года произошло крупное восстание.Начались погромы дворов влиятельных сановников и боярских усадеб. Восставшие требовали выдать боярина Морозова, фактически руководившего государством, и главу Пушкарского приказа окольничего Петра Траханиотова. Царь уступил, приказав выдать Плещеева и Траханиотова, которых тут же растерзала толпа.
(Слайд 11) В 1648 году аналогичные выступления произошли в Козлове, Курске и других городах. Выступление оказалось настолько мощным, что царь вынужден был пойти на уступки: было отменено взыскание недоимок и созван Земский собор для принятия нового Уложения.
Учитель. Когда состоялся Земский собор? Какие решения он принял? (В 1649 г. были ликвидированы «белые слободы», произошло закрепощение посадского населения, было юридически оформлено крепостное право, отменены урочные лета, введён бессрочный сыск беглых крестьян).
В 1650 году произошли городские восстание в Пскове и Новгороде, причиной которых была выдача Швеции 10 тыс. четвертей хлеба в счёт выкупных платежей за перебежчиков. (Слайд 12).
2. Медный бунт.
Учитель. В 1662 году произошло восстание в Москве, получившее название «Медного бунта».
·Как вы думаете, каковы были причины восстания?(Слайд 13).
Ученик. Его причины также скрывались в финансово-экономическом кризисе, который переживала Россия. В 1654 году началась затяжная война с Речью Посполитой, потребовавшая от казны больших средств. Правительство решило провести денежную реформу. В обращение были выпущены медные монеты, предназначавшиеся только для внутреннего пользования. Нов конце 1655 года вышел указ о взимании недоимок за прошлые году только в серебряных монетах.
В стране сложилась ситуация, когда жалование служилым людям выплачивалось медью,а налоги и пошлины надо было платить серебром. В результате произошло резкое падение курса рубля. 25 июля 1662 года в Москве началось восстание. Посадские люди и стрельцы двинулись в царскую резиденцию—село Коломенское, требуя выдать на расправу инициаторов реформы. На этот раз восстание было жестоко подавлено, но тем не менее медные деньги были изъяты из обращения.
Учитель. О чём свидетельствует жестокая расправа властей с восставшими в 1662 году?
3. Восстание Василия Уса.
Учитель. В 1666 году вспыхнуло восстание на Дону. (Слайд 14). Причинами его было нежелание царя нанять на государственную службу казаков.Восстание быстро было подавлено царскими войсками. И это ещё больше обострило отношения с казачеством.
4. Восстание под предводительством Степана Разина. 1667—1671 гг.
Учитель. Кто такой Степан Разин? (Донской казак, предводитель мощного восстания в Поволжье). (Слайд 15)
Ученик. В 1667 г. на юге страны вспыхнуло восстание казачества. Для этого было несколько причин: (Слайд 16)
1)ограничение казачьей вольности;
2)взяточничество и казнокрадство;
3)закрепощение крестьян;
4)рост налогов;
5)непрерывные войны, которые вело государство.
Донские казаки состояли на службе у государя и получали небольшое жалование, но его часто не хватало, и казаки устраивали разбойничьи походы.
Восстание проходило в 2 этапа:(Слайд 17).
1-й начался в 1667г.— это был «поход за зипунами». Казаки вышли из Кагальницкого городка на Волгу, затем, миновав Астрахань, вышли в море и, поднявшись по Яику захватили Яицкий городок.Затем они сплавились вниз по Каспию в Персию, где ограбили несколько портов и купеческих караванов. Этот поход включал голытьбу—рядовое и бедное казачество и носил разбойничий характер.
Второй этап восстания начался в 1669 году. (Слайд 18).
Разин отправился на Дон и стал готовить поход «против изменников бояр». С притоком в ряды восставших представителей народов Поволжья (мордвы, татар, чувашей) социальная направленность движения изменилась. К весне 1670 г. войско Разина насчитывало около 7 тыс. человек. 13 апреля был взят Царицын, 22 июня—Астрахань. Через месяц без боя сдались Саратов и Самара. Около месяца повстанцы осаждали Симбирск, но взять его не смогли. Царские войска под командованием князя Юрия Долгорукого разбили восставших. Сам Разин был ранен, бежал на Дон, чтобы собрать новое войско. Но был схвачен казачьими старшинами и выдан правительству.
Степан Разин был привезён в Москву и казнён 6 июня 1671 г. на Красной площади.
Учитель. Почему восстание Степана Разина, которое охватило такой большой район, всё-таки потерпело поражение?
Ученик. Восстание Степана Разина—трагическая страница в истории Отечества, приведшая к большим человеческим жертвам с обеих сторон.(Слайд 19).Но восставшие не могли победить, так как:
- они действовали стихийно и неорганизованно. Многие из восставших, расправившись с местными боярами, оставались дома;
- у восставших не было чёткой программы действий;
- вооружение тоже оставляло желать лучшего;
- в среде восставших не было единства, у крестьян были сильны монархические иллюзии.
5. Церковный раскол. (Слайд 20).
Учитель. Наряду с социальными потрясениями Россия пережила и серьёзный идеологический кризис—церковный раскол. Истоки его кроются в очередной попытке церковников унифицировать обрядность и богослужебные книги.
Автором реформы был патриарх Никон, близкий друг царя Алексея Михайловича. Реформы проводились Никоном в нарушение принципа соборности.
Задачи церковной реформы 1653—1658 гг.: (Слайд 21).
1)поднять авторитет православной церкви в глазах верующих;
2)вернуться к первоосновам христианства;
3)остановить проникновение западного влияния на Россию.
Реформа предполагала: (Слайд 22).
- исправление церковных книг;
- введения троеперстия;
- упорядочение церковной службы;
- уничтожение старинных икон;
- запрет строительства шатровых церквей;
- открытие школ для подготовки священников.
Ярче всего протест проявился в выступлении монахов Соловецкого монастыря. 8 лет монахи оборонялись от правительственных войск. Все старообрядцы стали преследоваться. Сторонники старой веры бежали насевер, в Заволжье, где образовывали общины (скиты), изолированные от мира. Протопоп Аввакум был сослан в Сибирь, а позже вместе со своими сторонниками был сожжён на костре. (Слайд 24).
Никон, претендовавший на особую роль в государстве, активно отстаивал идею о том, что «священство выше царства», вмешивался в решение политических вопросов, требовал, чтобы его именовали «великим государем». В результате между царём и патриархом возник конфликт. В 1658 г. Никон самовольно покинул патриарший престол. В 1666 году Никон был лишён патриаршего сана на соборе и сослан в монастырь. (Слайд 25).
Однако гонения на старообрядцев продолжались. Конфликт вышел за рамки узко церковного спора и превратился в одну из форм социального протеста народных масс.(Слайд 26).
Учитель. Итак, давайте обобщим. Каковы же были причины народных движений в XVIIвеке?(Главные причины: рост налогов, закрепощение крестьян и горожан, непрерывные войны, которые ложились тяжёлым бременем на плечи народа). (Слайд 27).
III.Закрепление материала. Учитель. Давайте повторим то, что узнали сегодня на уроке. Ответьте на вопросы кроссворда. (Слайды 28-40).
По вертикали:
1. Один из принципов русской православной церкви.4. Противник реформ Никона, его главный оппонент.5.Предводитель крестьянского восстания.6. Металл, из-за которого вспыхнуло восстание в Москве.7. Преобразование, переустройство общества.9. Народное выступление, восстание, протест.10. Автор церковной реформы.
По горизонтали:
2. Одиниз«виновников» Соляногобунта.3. Старообрядцы, раскольники.8. Системазависимостикрестьян.11. КомандующийвойскамиприразгромевосстанияС. Разина. 12. ГлавныйморскойпортнаюгеРоссии.
IV. Рефлексия
Закончите предложение.
1. Что мне этот урок дал для жизни?
Мне показалось важным…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
2. Рефлексивные вопросы.
Какие задания понравились больше всего?
Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем еще надо поработать?
Информационные ресурсы:
Учебник. История России. 10 класс. О.Н.Журавлёва, Т.И.Пашкова, Д.В.Кузин. М. Вентана-Граф, 2007.
Журавлёва О.Н. История России. Тестовые задания. 10 класс.М. Вентана-Граф, 2009.
Кроссворд по теме «Бунташный век»
По вертикали:
1. Один из принципов русской православной церкви. 4. Противник реформ Никона, его главный оппонент. 5.Предводитель крестьянского восстания. 6. Металл, из-за которого вспыхнуло восстание в Москве. 7. Преобразование, переустройство общества. 9. Народное выступление, восстание, протест. 10. Автор церковной реформы.
По горизонтали:
2. Один из «виновников» Соляного бунта. 3. Старообрядцы, раскольники. 8. Система зависимости крестьян. 11. Командующий войсками при разгроме восстания С. Разина. 12. Главный морской порт на юге России.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы на кроссворд:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м |
о |
р |
о |
з |
о |
в |
|
|
|
с |
т |
а |
р |
о |
в |
е |
р |
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
|
м |
|
|
в |
|
|
|
|
а |
|
|
|
р |
|
|
|
к |
р |
е |
п |
о |
с |
т |
н |
и |
ч |
е |
с |
т |
в |
о |
|
|
|
з |
|
|
|
е |
|
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
|
|
|
д |
|
|
а |
|
|
|
|
и |
|
|
|
ф |
|
|
|
|
|
|
|
н |
|
б |
|
н |
|
ь |
|
|
к |
|
|
|
|
н |
|
|
|
о |
|
|
|
д |
о |
л |
г |
о |
р |
у |
к |
и |
й |
|
|
|
у |
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
н |
|
к |
|
|
|
|
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
м |
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
т |
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
с |
т |
р |
а |
х |
а |
н |
ь |
|
|
|
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа в группах.
Документ 1.
Московское восстание 1648 г. по Летописному рассказу
1648 г. июня в 2 день праздновали Сретение чудотворной иконы Владимирской... И на праздник Сретения чудотворной иконы было смятение в мире, били челом всею землею государю на земского судью Левонтия Степанова сына Плещеева, что от него в миру стала великая налога и во всяких разбойных и татиных делах по его Лево-нтию научению от воровских людей напрасные оговоры. И государь царь того дни всей земле его Левонтия не выдал.
И того ж дня возмутились миром на его Левонтия заступников, на боярина... Бориса Иванова сына Морозова, да на окольничьего Петра Тихонова сына Траханиотова... и иных многих единомыслен-ников их, и домы их миром разбили и разграбили.
И июня в 3 день, видя государь царь такое в миру великое смятенье, велел его земского судью Левонтия Плещеева всей земле выдать головою, и его Левонтия миром (на Красной площади) прибили. И начали миром просить и заступников его Бориса Морозова и Петра Траханиотова. И государь царь выслал на Лобное место с образом чудотворной иконы Владимирской патриарха Иосифа Московского и всея Руси, и с ним митрополит Серапион Сарский и Подонский, и архиепископ Серапион Суджальский, и архимандриты, и игумены, и весь чин священный, да с ними государь послал и бояр своих... Указал государь впредь Борису Морозову и Петру Траханиотову до смерти в Москве не бывать и не владеть и на городах у государевых дел ни в каких приказах не бывать. И на том государь царь к Спасову образу прикладывался, и миром и всею землею положились на его государьскую волю.
И того же дня... Борис Морозов и Петр Траханиотов изученьем дьявольским... велели людям своим всю Москву выжечь. И они люди их большую половину Московского государства выжгли: от реки Неглинной Белый город до Чертольской стены каменного Белого города, и Житной ряд и Мучной и Соляной, и от того миру стал всякий хлеб дорог... И многих людей зажигалыциков переимали и к государю царю для их изменничья обличения приводили, а иных до смерти побивали....
Государь велел Петра Траханиотова казнить на Красной площади. А того Бориса Морозова государь царь у миру упросил, чтобы его сослать с Москвы в Кириллов монастырь на Белоозеро, а за то его не казнить, что он вскормил государя.
Вопросы к документу
1. В чем автор рассказа видит причины восстания в Москве? 2. Какой в документе предстает царская власть? 3. Как вы думаете, почему в документе нет сведений о суде и доказательствах вины Морозова и Траханиотова? 4. Какую роль играла Православная церковь в «бунташных» событиях?
Документ
2.
Восстание в Москве 1662 г. (Медный бунт). По рассказу Г. Котошихина
Да в то же время делали деньги полтинники медные с ефимок, и крестьяне, увидев такие в одну пору худые деньги, неровные и сме-шаные, не почали в города возить сено и дрова и съестные припасы, и начала быть от тех денег на всякие товары дороговизна великая. А служилым людям царское жалованье давали полное, а они покупали всякие запасы и харчь и товары вдвое ценою, и от того у них в году жалованья не доставало и скудость начала быть большая. Хотя о тех деньгах был указ жестокий и казни, чтоб для них товаров и запасов никаких цен не повышали: однако на то не смотрели. И видя царь, что в тех деньгах не было прибыли, а смута начала быть большая, велел на Москве, и в Новгороде, и во Пскове... делать на дворах свои деньги медные, алтынники, грошевики, копейки против старых серебряных копеек, и от тех денег меж крестьян потомуж была смута...
И в скором времени, на Москве и в городах, объявились в тех меДных деньгах многие воровские, и тех людей хватали и пытали всячески, где они эти деньги взяли...
(Горожане обвинили в преступлениях бояр - ЕС.)... И умыслили идти в город к царю и просить тех бояр, чтоб им царь выдал на убиение; и проведали, что царя на Москве нет, и они скопом все вместе тысяч пять пошли к царю в Коломенское... царь их уговаривал тихим обычаем, чтоб они возвратились и шли назад к Москве, а он... учинит сыск и указ... И они начали царю говорить сердито и невежливо с угрозами: «будет он добром им тех бояр не отдаст, и они у него начнут имать сами, по своему обычаю». Царь, видя их злой умысел, что пришли не по доброму... закричал стрельцам, и людям боярским, которые при нем были, тех людей бить и рубить до смерти и живых ловить... И потопилось их в реки больше 100 человек, а пресечено и переловлено больше 7000 человек, а иные разбежались. И того же дня около села повесили 150 человек, а остальным всем был указ, пытали и жгли, и по сыску за вину отсекали руки и ноги...
И видя царь, что в деньгах начало быть воровство великое и кро-вопролитье учинилось, а те медные деньги подешевели... и в государстве серебряными деньгами началась скудость, а на медные деньги было все дорого и многие помирали с голоду: и царь велел мед-нЫе деньги отставить и не торговать, а приносить те медные деньги в казну... и за рубль медных денег положено было платить серебряными по 10 денег (5 копеек)...
Вопросы к документу
1. Каковы были причины восстания 1662 г.? 2. Как вы думаете, почему документы не упоминают факты жестокого подавления восстания 1648 г., а в ходе Медного бунта было казнено «более 7000 человек» и «правых и виноватых», как со- общает Котошихин? 3. Почему царь так жестоко обошелся с челобитчиками, если потом все-таки предпринял меры к стабилизации денег? 4. Каковы были итоги восстания?
Документ 3.
«Прелестные» письма Степана Разина. 1670 г.
-
Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет Богу да государю послужить, да великому войску, да Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывадить и мирских кровопивцев вывадить...
-
От донских и от яицких атаманов молотцов, от Степана Тимофеевича и от всего войска Донского и Яицкого... Стоять бы вам, русские люди и татарове и чуваши, за дом пресвятой Богородицы и за всех святых, и за великого государя и великого князя Алексея Михайловича, ...и за благоверных царевичей, и за веру православных христиан... А которые дворяне и дети боярские и мурзы и татарове, похотев заодно тое стоять за дом Пресвятой Богородицы... и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разорять...
А с сею войсковой памятью послан наш войсковой казак Ахпер-дя мурза Килдибяков, и вам бы, чернь, его во всем слушать и спору не держать. А буде его слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не пенять.
Вопросы к документу
1. Как вы думаете, о каких изменниках и кровопийцах говорит Разин? 2. На основе документа сделайте вывод о национальном составе восставших. 3. Какие строки документа свидетельствуют о том, что восставшие верили в то, что царь не знает о деятельности «кровопийцев» на местах? 4. Можно ли считать, что методы привлечения сторонников у Степана Разина были демократическими?
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»