Системно-деятельностный подход в системе развивающего обучения Занкова Л.В
Бондарева Н.И, учитель начальных классов,
МБОУ «Дульдургинская СОШ»
Системно-деятельностный подход в системе развивающего обучения Занкова Л.В
“Великая цель образования - это не знания, а действия”.
(Герберт Спенсер)
Федеральный государственный образовательный стандарт и система развивающего обучения Л. В. Занкова имеют единое психолого-педагогическое основание, которое полностью совпадает с целью, поставленной перед российским образованием разработчиками Концепции новых ФГОС, где говорится «Целью и смыслом современного образования является развитие личности».
Методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, который является парадигмой стандарта и требует свойственного системе развивающего обучения позиционирования учителя и учащегося: усвоение и присвоение ребёнком накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнёрском взаимодействии, как с взрослыми, так и с ровесником.
Данная система обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» ( И. Г. Песталоцци). Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её.
Дидактическая система Л. Занкова и есть та система, которая помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Такой подход обеспечивает возможность обучающемуся самостоятельно действовать при получении образования, обеспечивает целостность личностного, познавательного развития и саморазвития личности. Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, постоянно размышляешь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Все уроки должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед. Поэтому хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется, это кусочек его жизни, это урок, проводимый по системе Л. В. Занкова.
При планировании уроков большое внимание уделяется возможности постоянно приобщаться детям к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации. На уроках учащиеся обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия.
Деятельностный подход направлен на владение приемами поисковой и творческой деятельности, на решение поставленных проблем, на умение продолжить мыслительную деятельность за пределами требуемого, а так же обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Быстрое усвоение происходит при прохождении материала быстрыми темпами, с опережением. Такое обучение открывает перспективу: что предстоит учить потом, где и какие трудные и интересные вопросы ждут детей. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую «вести» за собой других.
Такое обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества.
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность. Учащиеся выполняют исследовательские, творческие, межпредметные, информационные проекты. В деятельности по исследованию, решению проблем, самостоятельному добыванию знаний оценивается только успех.
Таким образом, системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Использованная литература
1. Баев Л. Э. Создание развивающей среды на уроках в начальных классах.-«ИДР»,2009
2. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»