План - конспект урока по теме "Древневавилонское царство" (в рамках курса История Древнего мира, 5 класс)
Краткое описание
сформировать представление о Вавилонии в годы правления Хаммурапи как о сильнейшем государстве, основанном на силе закона.
Описание
НБ МОУ « Лицей № 111»
План – конспект открытого урока
по теме:
«Древневавилонское царство»
Разработала учитель истории
Чубыкина Наталья Владимировна.
Новокузнецк, 2012.
План – конспект урока по теме: «Древневавилонское царство».
Место урока в «Календарно – тематическом планирование по истории для 5 класса «А»-18 урок в планировании, второй урок в теме « Западная Азия в древности».
Тип урока – комбинированный.
Цель урока – сформировать представление о Вавилонии в годы правления Хаммурапи как о сильнейшем государстве, основанном на силе закона.
Задачи урока:
1.Дидактические:
А) продолжить развитие и становление:
Воспитывать уважительное отношение к истории государств мира в различные исторические эпохи, к роли личности в истории.
Основное содержание – Вавилонское государство, Законы Хаммурапи. Что такое закон и зачем его изучать. Законы Хаммурапи – источник знаний о древних государствах и людях.
Основные понятия и термины: закон, Вавилон, Хаммурапи.
Личность в истории – Хаммурапи.
Оборудование урока – карта «Передняя Азия в древности», раскладушка с иллюстрациями о Древнем Вавилоне, подборка дополнительной литературы из школьной библиотеки, компьютер, видеопроектор, экран, магнитофон, учебник, раздаточный материал.
План урока:
Оформление классной доски:
тема урока, план урока, основные термины и понятия, домашнее задание.
Тема: «Древневавилонское царство».
План:
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, объявляет тему, план и цель урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
2. 1.Проверка знаний.
*Устный ответ на вопрос «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?».
Приложение 1.
Примерный ответ учащегося:
Общее: в Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. Практически в одно и тоже время появились государства, города, религиозные верования, письменность.
Различия: разливы рек Тигр и Евфрат происходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных табличках.
*Письменное задание на знание материала предыдущего урока — Двуречье в Древности.
Используется прием «верные – неверные утверждения».
2.2. Работа над понятием «закон». Определение записать в тетрадь.
Закон – это строгое, непререкаемое предписание, веление, которое обязательны исполнять все граждане данного государства.
2.3. Продолжим работу с основными терминами и понятиями.
Найдем и выпишем в тетрадь значение следующих слов: Вавилон, Хаммурапи.
Проверить и оценить работу над понятиями. Закрепление понятий через активное слушание сообщений о Вавилоне и царе Хаммурапи (опережающее задание, проекты учащихся)
Проект 1. Вавилон – столица древневосточного государства (Приложение 2.)
Проект 2. Личность в истории — царь Хаммурапи (Приложение 3.)
Физминутка: упражнения выполняются стоя, смена обстановки и положения тела,
1) релаксация (упражнение на дыхание – медленно, на вдохе, поднимаем руки и при этом следим за кончиками пальцев, на выдохе опускаем руки и продолжаем следить за пальцами),
2) упражнение для снятия напряжения мышцы рук – «выжимаем апельсин»
3) упражнение для снятия напряжения глаз – сидя, закрыть глаза, представить то место, где вам хорошо.
2.4 Работа с историческим источником.
Законы Хаммурапи – важнейший исторический источник. Сообщив, что законы приняты в 18 веке до н.э., учитель предлагает поработать самостоятельно или с соседом по парте по предложенным заданиям. Используется прием «Взаимоопрос». Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого вопроса, и задают друг другу вопросы по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков. У каждого ряда, на каждой парте раздаточный материал. Приложение 4.
Ответы на вопросы I ряда: 2) Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т.е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиненный, будь его вина доказана. Ответы на задание II ряда: 1-2, 2-1, 3-4, 4-5, «око за око, зуб за зуб», принцип талиона (равное за равное).
3. Вопросы для закрепления. Устный опрос.
1. какое значение имели законы Хаммурапи для жителей Вавилонии?
(Это были «правила», по которым жили жители этого государства).
2. Какое значение имеют эти законы для нас, людей, живущих в XXI веке?
(Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занималась, как им «разрешал» поступать закон в тех или иных ситуациях.)
4. Итог урока.
Домашнее задание (на доске):
!!! При наличии времени или на дом по желанию составить синквейн по основным понятиям урока (правила составления прилагаются). Эта форма письменной рефлексии также позволяет научить ребят излагать личное отношение к историческому событию, явлению, личности путём оформления своего субъектного опыта в пяти строках.
Список использованной литературы:
Приложения
Приложение 1.
Приложение 2 – проект группы учащихся «Вавилон – столица древневосточного государства».
Приложение 3 — проект группы учащихся «Личность в истории — царь Хаммурапи».
Приложение 4.
Работа с текстом исторического источника.
«Законы Хаммурапи»
I ряд.
(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело – дело о жизни, то человек этот должен быть убит.
(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.
(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.
(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убить.
Вопросы:
1)
Что общего в указанных статьях законов?
2)
Почему ответственность за дачу ложных показаний в Вавилонии была столь суровой?
3)
С какой целью вводились столь жесткие законы?
4)
Что в законах Хаммурапи Вам кажется справедливым и что несправедливым?
5)
В современном российском законодательстве есть наказания, предусмотренные этими статьями законов Хаммурапи?
Работа с текстом исторического источника.
«Законы Хаммурапи»
II ряд.
Преступления:
1. (§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то …
2. (§ 195)Если сын ударил своего отца, то …
3. (§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то
4. (§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.
5. (§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
Наказания:
1) ему должны отрубить руку.
2) этот человек должен быть брошен в этот огонь.
3) должны ему выбить зуб.
4) должны выколоть ему глаз.
5) должны переломить ему кость.
Задание:
Работа с текстом исторического источника.
«Законы Хаммурапи»
III ряд.
( § 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.
(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
(§ 231) Если он ( т.е разрушенный дом) убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.
(§ 263) Если пастух погубил вола или же овцу, которые были ему даны, то он должен возместить их владельцу вола за вола, овцу за овцу.
(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно дало течь в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.
(§ 60) Если человек отдал поле садовнику для насаждения сада и садовник насадил сад, то четыре года он должен сад растить, а на пятом году хозяин сада и садовник разделят сад поровну; хозяин сада может свою долю выбрать и взять.
Прочтите внимательно статьи документа и ответьте на вопросы:
1)
Какие ремесла были развиты в древнем Вавилоне?
2)
Говорят ли наказания за перечисленные здесь преступления о социальном неравенстве в Вавилонии?
3)
Какой труд поощряли и наказывали законы?
4)
Была ли в государстве частная собственность?
5)
Можно ли говорить, что законы
6)
защищали частную собственность?
Приложение 5.
“Синквейн” – это пятистишие, построенное по определённым правилам.
В первой строке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.
Во второй строке двумя прилагательными описываются признаки темы (предмета).
В третьей строке тремя глаголами даётся описание действия данного предмета.
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
Последняя строка – это одно слово – синоним тому существительному, с которого синквейн начинается.
Синквейна по теме «Хаммурапи»
1Хаммурапи
2Умный, Могучий
3Управлял, Создавал, Завоевывал
4Вавилон превратил в великую державу!
5Вождь.
НБ МОУ « Лицей № 111»
План – конспект открытого урока
по теме:
«Древневавилонское царство»
Разработала учитель истории
Чубыкина Наталья Владимировна.
Новокузнецк, 2012.
План – конспект урока по теме: «Древневавилонское царство».
Место урока в «Календарно – тематическом планирование по истории для 5 класса «А»-18 урок в планировании, второй урок в теме « Западная Азия в древности».
Тип урока – комбинированный.
Цель урока – сформировать представление о Вавилонии в годы правления Хаммурапи как о сильнейшем государстве, основанном на силе закона.
Задачи урока:
1.Дидактические:
- создать условия для формирования представления о древневавилонском государстве,
- показать особенности этого государства (одно из сильнейших государств Древнего мира; основано на силе закона).
А) продолжить развитие и становление:
- интеллектуальных умений;
- практических умений: работа с картой, справочниками, тестами;
- положительных качеств ребенка.
- обучать элементам творческой деятельности.
Воспитывать уважительное отношение к истории государств мира в различные исторические эпохи, к роли личности в истории.
Основное содержание – Вавилонское государство, Законы Хаммурапи. Что такое закон и зачем его изучать. Законы Хаммурапи – источник знаний о древних государствах и людях.
Основные понятия и термины: закон, Вавилон, Хаммурапи.
Личность в истории – Хаммурапи.
Оборудование урока – карта «Передняя Азия в древности», раскладушка с иллюстрациями о Древнем Вавилоне, подборка дополнительной литературы из школьной библиотеки, компьютер, видеопроектор, экран, магнитофон, учебник, раздаточный материал.
План урока:
- Оргмомент (1минута)
- Проверка знаний (домашнее задание) (10 минут)
- Работа над понятиями «Закон, Вавилон, Хаммурапи», (5 минут)
- Вавилонское царство и его расцвет, (5 минут)
- Личность в истории — царь Хаммурапи, (5 минут)
- Физминутка (1 минуты)
- Законы Хаммурапи – важнейший исторический источник. (7-8 минут)
- Закрепление нового материала. (2 минуты)
- Домашнее задание, оценивание работы учащихся.(2 минуты)
Оформление классной доски:
тема урока, план урока, основные термины и понятия, домашнее задание.
Тема: «Древневавилонское царство».
План:
- Вавилонское царство и его расцвет.
- Личность в истории – царь Хаммурапи.
- Законы Хаммурапи – важнейший исторический источник.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, объявляет тему, план и цель урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
2. 1.Проверка знаний.
*Устный ответ на вопрос «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?».
Приложение 1.
Карточка №1. Подготовь развернутый ответ на вопрос «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?». Для этого вспомни:
|
Примерный ответ учащегося:
Общее: в Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. Практически в одно и тоже время появились государства, города, религиозные верования, письменность.
Различия: разливы рек Тигр и Евфрат происходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных табличках.
*Письменное задание на знание материала предыдущего урока — Двуречье в Древности.
Используется прием «верные – неверные утверждения».
- Государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат называлось Двуречье или Междуречье.(верно)
- Современные государства, по территории которых протекают Тигр и Евфрат это Турция, Сирия, Ирак.(верно)
- Вся местность по берегам этих рек гористая и холмистая. (Неверно. Правильный ответ: Местность делится как бы на две части на севере – гористая и холмистая, а на юге – совсем ровная.)
- Государства в долинах рек Нил, Тигр и Евфрат возникли более 5 тысяч лет назад.(верно)
- Особое письмо Двуречья называли иероглифами (неверно. Правильный ответ — особое письмо Двуречья называют клинопись.)
2.2. Работа над понятием «закон». Определение записать в тетрадь.
Стадия |
Деятельность педагога |
Функция |
Деятельность учащегося |
Используемые приемы и методы технологии развития критического мышления |
1. Вызов | направлена на: — вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому понятию; — активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. | Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме). Информационная (вывод «на поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) | направлена на: — вспоминание того, что ему известно по данному вопросу; — выдвижение предположений; — систематизацию информации до изучения нового материала; — формулировку вопросов, на которые будут найдены ответы в ходе урока. | Прием ассоциаций со словом «закон». Учащиеся называют свои ассоциации. Учитель предлагает записать определение понятия в тетрадь. (см. ниже) |
Закон – это строгое, непререкаемое предписание, веление, которое обязательны исполнять все граждане данного государства.
2.3. Продолжим работу с основными терминами и понятиями.
Найдем и выпишем в тетрадь значение следующих слов: Вавилон, Хаммурапи.
2 стадия | Осмысление содержания | направлена на: -сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией; -постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». | направлена на: -восприятие (аудийное, визуальное), текста; -использование предложенных педагогом активных методов чтения. | поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части занятия. В данном случае работа с текстом параграфа 14. задание для учащихся: найти и записать значение слов Вавилон и Хаммурапи. Просмотр слайдов и прослушивание проектов способствует аудиальному и визуальному восприятию материала (см. ниже) |
Проверить и оценить работу над понятиями. Закрепление понятий через активное слушание сообщений о Вавилоне и царе Хаммурапи (опережающее задание, проекты учащихся)
Проект 1. Вавилон – столица древневосточного государства (Приложение 2.)
Проект 2. Личность в истории — царь Хаммурапи (Приложение 3.)
Физминутка: упражнения выполняются стоя, смена обстановки и положения тела,
1) релаксация (упражнение на дыхание – медленно, на вдохе, поднимаем руки и при этом следим за кончиками пальцев, на выдохе опускаем руки и продолжаем следить за пальцами),
2) упражнение для снятия напряжения мышцы рук – «выжимаем апельсин»
3) упражнение для снятия напряжения глаз – сидя, закрыть глаза, представить то место, где вам хорошо.
2.4 Работа с историческим источником.
Законы Хаммурапи – важнейший исторический источник. Сообщив, что законы приняты в 18 веке до н.э., учитель предлагает поработать самостоятельно или с соседом по парте по предложенным заданиям. Используется прием «Взаимоопрос». Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого вопроса, и задают друг другу вопросы по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков. У каждого ряда, на каждой парте раздаточный материал. Приложение 4.
Ответы на вопросы I ряда: 2) Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т.е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиненный, будь его вина доказана. Ответы на задание II ряда: 1-2, 2-1, 3-4, 4-5, «око за око, зуб за зуб», принцип талиона (равное за равное).
Третья стадия (фаза) — рефлексия (размышление). | На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается | Функция стадии рефлексии – это развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся | На стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова – к стадии рефлексии | Деятельность учащихся: закрепление изученного материала на уроке в форме беседы по вопросам. |
3. Вопросы для закрепления. Устный опрос.
1. какое значение имели законы Хаммурапи для жителей Вавилонии?
(Это были «правила», по которым жили жители этого государства).
2. Какое значение имеют эти законы для нас, людей, живущих в XXI веке?
(Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занималась, как им «разрешал» поступать закон в тех или иных ситуациях.)
4. Итог урока.
Домашнее задание (на доске):
- Прочитать параграф 14 учебника,
- подготовить устный ответ на вопрос 3 после параграфа,
!!! При наличии времени или на дом по желанию составить синквейн по основным понятиям урока (правила составления прилагаются). Эта форма письменной рефлексии также позволяет научить ребят излагать личное отношение к историческому событию, явлению, личности путём оформления своего субъектного опыта в пяти строках.
Список использованной литературы:
- учебник «История Древнего мира». 5 класс. Авторы — А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. И. Свенцицкая. — М.: Просвещение,2007.
- Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 Кл. Вып.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток.
- Годер Г. И. Раздаточный материал по истории Древнего мира. — М.: Просвещение,2004.
- Годер Г.И. Аппликации по истории Древнего мира- М.: Просвещение,2003.
- Коровкин Ф. П., Никифоров Д.Н. Альбом по истории культуры Древнего мира. — М.: Просвещение,2003
- Арасланова О.В. История Древнего мира. 5 Кл. Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой и Ф.А.Михайлого.-М.6 ВАКО,2004.
- Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 Кл.: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Приложения
Приложение 1.
Карточка №1. Подготовь развернутый ответ на вопрос «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?». Для этого вспомни:
|
Приложение 2 – проект группы учащихся «Вавилон – столица древневосточного государства».
Приложение 3 — проект группы учащихся «Личность в истории — царь Хаммурапи».
Приложение 4.
Работа с текстом исторического источника.
«Законы Хаммурапи»
I ряд.
(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело – дело о жизни, то человек этот должен быть убит.
(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.
(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.
(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убить.
Вопросы:
1)
Что общего в указанных статьях законов?
2)
Почему ответственность за дачу ложных показаний в Вавилонии была столь суровой?
3)
С какой целью вводились столь жесткие законы?
4)
Что в законах Хаммурапи Вам кажется справедливым и что несправедливым?
5)
В современном российском законодательстве есть наказания, предусмотренные этими статьями законов Хаммурапи?
Работа с текстом исторического источника.
«Законы Хаммурапи»
II ряд.
Преступления:
1. (§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то …
2. (§ 195)Если сын ударил своего отца, то …
3. (§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то
4. (§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.
5. (§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
Наказания:
1) ему должны отрубить руку.
2) этот человек должен быть брошен в этот огонь.
3) должны ему выбить зуб.
4) должны выколоть ему глаз.
5) должны переломить ему кость.
Задание:
- соотнесите начало и конец нескольких параграфов, определяющих преступления и меру наказания. Прежде чем «судить», внимательно прочтите.
- подумайте, в соответствии с каким древним обычаем карались преступления в Вавилонии? Как он называется?
Работа с текстом исторического источника.
«Законы Хаммурапи»
III ряд.
( § 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.
(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
(§ 231) Если он ( т.е разрушенный дом) убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.
(§ 263) Если пастух погубил вола или же овцу, которые были ему даны, то он должен возместить их владельцу вола за вола, овцу за овцу.
(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно дало течь в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.
(§ 60) Если человек отдал поле садовнику для насаждения сада и садовник насадил сад, то четыре года он должен сад растить, а на пятом году хозяин сада и садовник разделят сад поровну; хозяин сада может свою долю выбрать и взять.
Прочтите внимательно статьи документа и ответьте на вопросы:
1)
Какие ремесла были развиты в древнем Вавилоне?
2)
Говорят ли наказания за перечисленные здесь преступления о социальном неравенстве в Вавилонии?
3)
Какой труд поощряли и наказывали законы?
4)
Была ли в государстве частная собственность?
5)
Можно ли говорить, что законы
6)
защищали частную собственность?
Приложение 5.
“Синквейн” – это пятистишие, построенное по определённым правилам.
В первой строке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.
Во второй строке двумя прилагательными описываются признаки темы (предмета).
В третьей строке тремя глаголами даётся описание действия данного предмета.
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
Последняя строка – это одно слово – синоним тому существительному, с которого синквейн начинается.
Синквейна по теме «Хаммурапи»
1Хаммурапи
2Умный, Могучий
3Управлял, Создавал, Завоевывал
4Вавилон превратил в великую державу!
5Вождь.
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
Технологии, методики, формы работы
История
5 класс
07 мая 2012
Файлы
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»