В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Развитие познавательных процессов у детей с ЗПР методом су - джок терапии

Развитие познавательных процессов у детей с ЗПР методом су - джок терапии

Марина Запорожцева
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:4просмотров: 5984 комментариев: 5
Краткое описание
Повышение эффективности педагогической работы на коррекционно - развивающих занятиях с детьми с ЗПР, с использованием метода су - джок терапии.
Описание
Развитие мелкой моторики  и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей с ЗПР  восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Поэтому использование массажного шарика «су — джок» на коррекционно — развивающих занятиях позволяет развивать все психические процессы.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19500 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Развитие познавательных процессов у детей с ЗПР методом су - джок терапии.docx Скачать

E:\uchmet_120_601.GIF


Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»

(МКОУ «Детский дом № 6»)


653046, Российская Федерация, Кемеровская область, город Прокопьевск, Квартал Северный, 1

Тел./факс (3846) 67-14-66. Е-mail: dd6deti@yandex.ru

ОГРН 1024201886290, ИНН/КПП 4223026610/422301001



http://pionnier.gorod.tomsk.ru/uploads/2169/1239634293/s_05.jpg



Развитие познавательных процессов у детей с ЗПР методом

су – джок терапии.



















с 2-мя кольцами для Су-Джок «Массажный шарик»







Развитие познавательных процессов у детей с ЗПР

методом су – джок терапии.



Развитие познавательных процессов у детей зависит от состояния мелкой моторики. Учёными (Т.Н.Андриевской, Л.ВАнтаковой-Фоминой, Г.В.Беззубцевой, М.М.Кольцовой, Т.А.Ткаченко и другие) было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. Так, у детей с ЗПР при использовании упражнений, физкультминуток, игр по развитию мелкой моторики, заметно увеличивается объём памяти, внимание становится более устойчивым. Повышается его концентрация, активно развивается воображение, уменьшается гипервозбудимость, исчезает мышечная слабость пальцев рук. Для развития мелкой моторики пальцев рук широко используется пальчиковая гимнастика.      Упражнения подбираются с учётом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движения все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы.

         Проводить упражнение с детьми С ЗПР надо регулярно, выделив 3-5 минут (в начале или в середине занятия, перед обедом, во 2-ой половине дня, во время умывания).

По мере развития мелкой моторики у детей с ЗПР отмечают и качественные изменения в речи: словарь обогащается, совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь.

Развитие мелкой моторики пальцев рук является важным показателем готовности ребёнка к обучению в школе. Умение ребёнка производить точные движения пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом.

         В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. Во многих учреждениях успешно апробирован метод использования су-джок терапии в сочетании с коррекционно—логопедической работой и лечебно-оздоровительной работой.

         Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине  и является лучшей системой самооздоровления,  существующей в настоящее время. «Су» по-корейски-кисть, «джок»-стопа. СУ-ДЖОК разработан учёным из Южной Кореи Паку Дже Ву. Профессор и врач больше 30 лет потратил на разработку метода СУ-ДЖОК.

         Использование су-джок массажёров «Чудо-валик» массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат) в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматичекских категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей с ЗПР, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

         Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского дома. Рассмотрим некоторые формы данной работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

Автоматизация звуков

1. Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики. Ребёнок катает массажёр между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука (автоматизация звука Ш).

На правой руке:

Этот малыш-Илюша,

(на большой палец)

Этот малыш-Ванюша,

(указательный)

Этот малыш-Алёша,

(средний)

Этот малыш-Антоша,

(безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец).

На левой руке:

Эта малышка-Танюша,

Эта малышка-Ксюша,

Эта малышка-Маша,

Эта малышка-Даша,

А меньшую зовут Наташа.

2. Ребёнок катает массажёр между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука (автоматизация звука Ж )

Ходит ёжик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ёжик.

Как же взять его?

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». Взрослый катит «чудо-валик» по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» и др.

Развитие памяти, внимания

Дети выполняют инструкцию взрослого: надень колечко на мизинец правой руки, возьми ёжик-массажёр в правую руку и спрячь за спину и т.д., ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать на какой палец, какой руки надето кольцо.

Су-джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в настоящее время. С помощью колец удобно массировать пальцы – это оказывает благотворное влияние на весь организм. Су-джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота. Дети с удовольствием играют с подобным массажёром – яркие краски привлекают их внимание. Су-джок развивает мелкую моторику рук, а это, как известно, напрямую связано с умственным и речевым развитием детей.  

         Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что сформированность  навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка с ЗПР. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и пр. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики  (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

При использовании массажного шарика, советуем вам каждое движение рук представить в форме сказки, приключения, игры и ваш малыш охотно и с удовольствием будет заниматься. Отрабатывая движения и рассказывая сказку вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки.

































Список литературы:

  1. http://kidsmile.prom.ua/p2048804-dzhok-sudzhok-akupunktura.html

  2. www.tovarzdorovie.ru

  3. 74330s010.caduk.rup119aa1.html

  4. Исследования эффективности су – джок терапии. Сборник статей.

  5. И. Шен. Су –джок. Основные приемы самомассажа. Изд. - Вектор, 2008.

Обсуждение материала
Светлана Львова
7.05.2012 16:16
Достоинства разработки: безупречная работа, интересный подход к развитию познавательных процессов у детей с ЗПР.
Лариса Грицай
10.05.2012 14:22
Марина Владимировна, спасибо! Данный материал очень полезный для работы с детьми с ЗПР.
Оксана Маркова
10.05.2012 14:50
Марина, молодец! Очень интересное занятие!:D:D:D
Елена Коноплёва
14.05.2012 19:22
Мариночка ,ты умница!
Надежда Гордина
24.12.2012 18:36
Вообще-то, я считаю, что такую терапию можно проводить не только с детьми с ЗПР. Спасибо большое, попробую на своих детках. Думаю, что им это очень поможет. Еще раз спасибо!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос