Занятие "Осень"
Конспект занятия «Осень» по образовательной области «Познание».
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Форма занятия: групповая.
Оборудование:
Стулья, доска с картинками, мелки, шкатулка, сундук с овощами и фруктами, письмо, мячик, две ветки в вазах, иллюстрация картин «Ранняя осень», «Поздняя осень».
Словарная работа
• Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 часть: организационный момент.
Педагог: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Дети: Осень
Открывается дверь и появляется мордочка зайчика. В лапках письмо.
Педагог: Посмотрим от кого же это письмо?
Детский сад № 126, детям старшей группы.
Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.
Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город, подскажите, когда она будет в лесу.
Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
2 часть: основная.
Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?
Дети: дождь, снег, туман.
Педагог: молодцы.
Педагог: Дети, а как можно узнать какая будет погода?
Дети: посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.
Педагог: а теперь давайте поиграем.
Игра «Погода осенью»
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Педагог: Дети, а какая бывает погода осенью:
• Когда идет дождь — дождливая.
• Когда дует ветер — ветреная
• Холодно — холодная
• Пасмурно — пасмурная
• Сыро — сырая
• Хмуро — хмурая
• Ясно — ясная
Педагог: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: Ранняя, поздняя.
Педагог: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень.
Дети: ранняя, красивая.
Педагог: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Педагог: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?
Дети: Погода теплая ранней осенью, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи.
Педагог: умнички, вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река -
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень. Я приготовила для вас копилку народных мудростей. Это пословицы и поговорки об осени. Может кто-то из вас вспомнит пословицы, приметы об осени?
Педагог: Открывает крышку и называет приметы, и пословицы.
Пословицы
1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
4. От осени к лету, поворота нету.
5. Лето со снопами, осень с пирогами.
6. Грибок в кузовок — зимой будет пирожок.
Приметы
1. Осенью паутина на ясную погоду.
2. Гром в сентябре — теплая осень.
3. Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая.
4. Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.
5. Когда гусь улетает, снег выпадает.
Воспитатель: Дети, вы послушали приметы и пословицы, может хотите пополнить нашу шкатулочку вашими мудростями.
(Дети садятся на стульчики)
А сейчас давайте прочитаем стихотворение «Осень», написанное на доске.
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит, береза тоже плакала.
Педагог: Как вы думаете, почему плакала береза?
Дети: жалела, что кончилось лето, что опадают листочки.
Педагог: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: мало солнца, стало холодно
Педагог: Дети, а можно ли что — то сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: Приклеить, пришить.
Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут.
Педагог: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались.
Физминутка «Листочки».
Мы листики осенние
На веточках висели
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели…
Ой, сколько на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.
Педагог. Я буду бросать мяч, вы возвращая его описываете осень.
Игра осенние слова
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая. Разноцветная, дождливая, долгая, затяжная. Пестрая, теплая, холодная. Ранняя, поздняя, задумчивая, замечательная, интересная. Величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
3 часть: подведение итогов.
Педагог: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? — спросим.
Осень, осень, осень.
Педагог: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
Дети: Осень наступила. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.
Педагог: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)
Педагог: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой подарок. Зайцы прислали нам посылочку с яблочками и листочки, которые попросили раскрасить.
Дети раскрашивают листочки.
Молодцы! Какие у нас разноцветные листочки получились. Мы вложим в посылку наши листочки и отправим вместе с письмом.
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
-
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
-
Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
-
Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
-
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
-
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Материалы:
-
Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
-
Доска с картинками, мелки, шкатулка.
-
Сундук с овощами и фруктами, письмо, мячик.
-
Две ветки в вазах.
-
Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
Словарная работа
-
Термометр, золотая , величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Воспитатель:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Дети: Осень
Открывается дверь и появляется мордочка зайчика. В лапках письмо.
Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?
Детский сад № 126, детям старшей группы.
Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.
Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город, подскажите, когда она будет в лесу.
Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Воспитатель записывает.
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Игра "Погода осенью"
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:
-
Когда идет дождь - дождливая.
-
Когда дует ветер - ветреная
-
Холодно - холодная
-
Пасмурно - пасмурная
-
Сыро - сырая
-
Хмуро - хмурая
-
Ясно - ясная
Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, поздняя)
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)
Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?
Дети: Погода теплая ранней осенью, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи.
Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река -
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень. Я приготовила для вас копилку народных мудростей. Это пословицы и поговорки об осени. Может кто-то из вас вспомнит пословицы ,приметы об осени?
Воспитатель: Открывает крышку и называет приметы, и пословицы.
Пословицы
-
Коли ясно, то и осень прекрасна.
-
Осень идет, и дождь за собой ведет.
-
Красна весна цветами, а осень пирогами.
-
От осени к лету, поворота нету.
-
Лето со снопами, осень с пирогами.
-
Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.
Приметы
-
Осенью паутина на ясную погоду.
-
Гром в сентябре - теплая осень.
-
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
-
Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-
Когда гусь улетает, снег выпадает.
Воспитатель: Дети, вы послушали приметы и пословицы, может хотите пополнить нашу шкатулочку вашими мудростями.
(Дети садятся на стульчики)
А сейчас давайте прочитаем стихотворение "Осень", написанное на доске.
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит, береза тоже плакала.
Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?
Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: (Мало солнца, стало холодно)
Воспитатель: Дети, а можно ли что - то сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: (Приклеить, пришить).
Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).
Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались.
Физминутка "Листочки".
Мы листики осенние
На веточках висели
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели…
Ой, сколько на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.
Воспитатель. Я буду бросать мяч, вы возвращая его описываете осень.
Игра осенние слова
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая. Разноцветная, дождливая, долгая, затяжная. Пестрая, теплая, холодная. Ранняя, поздняя , задумчивая, замечательная, интересная. Величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем:
Так что же творится в лесу? - спросим.
Осень, осень, осень.
Итог занятия
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
Дети: Осень наступила. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.
Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой подарок. Зайцы прислали нам посылочку с яблочками и листочки, которые попросили раскрасить.
Молодцы! Какие у нас разноцветные листочки получились. Мы вложим в посылку наши листочки и отправим вместе с письмом.
- Вебинар «Речевая развивающая среда дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Музыкальная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников»