Урок литературного чтения "М. Пляцковский. Урок дружбы" (1 класс)
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: М. Пляцковский. Урок дружбы
Цель: познакомить детей с произведением в целях расширения их литературного кругозора и способствовать отработке навыков выразительного чтения целыми словами, выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД
личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор);
познавательных: формулирование познавательной цели, умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и предполагаемый жанр, формировать понятие “друг”, “ДРУЖБА”
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
Оборудование:компьютер и проектор, карточки для работы в группе, рабочие тетради
Учебник:Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. 1 класс
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Ход урока |
УУД |
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Доброе утро всем, добрый день. И не только из-за ясной погоды, а прежде всего из-за новых добрых встреч с чудесным миром знаний, которые готовы подарить мы вам. Добрый день всем, кто впервые пришел сюда, и тем, кто уже был у нас в гостях. Доброе настроение всем присутствующим. Ученик 1: Мы приветствуем гостей — Дорогих учителей, Всех знакомых, незнакомых, И серьёзных, и весёлых. Ученик 2: Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали Ученик 3: Хорошо ли мы умеем И читать, и отвечать? Ученик 4: Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. — А теперь – начнём урок. 2.Подготовка к работе на основном этапе -Послушайте песню и скажите о чём она. (звучит песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики») — Что такое дружба? Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. — К слову друг подберите синонимы. — Назовите сочетания слов, одно из которых друг. Настоящим верным другом можно считать только того человека, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. 3. Сообщение темы урока. Много сказок, много рассказов написано о дружбе. — Сегодня я хочу вам прочитать один рассказ, который написал детский писатель Михаил Пляцковский. — Для чего мы учимся читать? — Я хочу, чтобы вы не просто научились читать, а думать, рассуждать, анализировать поступки героев и высказывать свою точку зрения. — На уроке мы будем много читать. Прежде, чем читать сделаем речевую разминку. Речевая разминка. — Итак, вперед, разминка ждет! Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика. — Открыть рот, кончиком языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом. Упражнение 2. Развитие высоты голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных Упражнение3. Дыхательная гимнастика. Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! –фу! –фу!) Упражнение 4.На развитие интонационной выразительности речи. Наш Полкан попал в капкан — читаем тихо, громче, громко (убыстряя) — чтение с логическим ударением — найдите слово, в котором 3 слога (такого слова нет) — Верно, вы в мой капкан не поймались. — Как вы думаете, почему люди попадают в неприятные ситуации? (по неосторожности, несобранности, незнания) — Как избежать неприятности? ( Быть внимательным, осторожным) — Молодцы! Вы готовы к дальнейшей работе. 4.Организация восприятия и усвоения учащимися материала. 1. Давайте прочитаем слова на доске и попробуем догадаться, о чём будем читать? Воробьи дружба пшено совесть Варианты ответов детей 2. Чтение сказки с заданием. ( читает учитель) — К какому жанру относится это произведение? — Какая это сказка? — Кто автор? — Как называется это произведение? — Кто являются главными героями сказки? — Кто из героев вам понравился и почему? — Прочитайте последние две строчки. О каком уроке дружбы говорил Чик? Физминутка Как по улице воробышек гуляет, (Ходим взад-вперед, руки в боки) Как он с камешка на камешек порхает. (Машем «крылышками») Как устал воробей, утомился – (Ручки опускаем) Он на камешек, на камешек садился. (Приседаем) Да как стал наш воробышек дремати, (Трем кулачками глазки) Да как стал воробей засыпати… (Ручки под щечку, глазки закрываем) Да как стал воробей подниматься, (Потягиваемся) В теплой лужице плескаться умываться…(Ладошками умываем личико 5.Первичное закрепление. Отработка выразительности чтения различными видами — А теперь мы прочитаем эту сказку жужжащим чтением, цепочкой. Выборочное чтение — Кто из 2-х воробьев — настоящий друг и почему? — Исправился ли Чик? — Из каких слов это видно? Настоящие друзья все должны делить пополам. Радует то, что Чик смог осознать свой неправильный поступок и поблагодарил за это настоящего друга. — А сейчас поработаем в парах. Внимательно посмотрите на экран и выберите только те предложения, которые подходят к этому слайду. (Слайд 4, 5, 6 ) Творческая работа. Открываем тетрадь на с.49, задание№2. — Угадайте, кто где изображён. Можно ли по картинке определить настроение воробьёв? Раскрасьте рисунок. Звучит песенка «Настоящий друг» Работа с пословицами Работа в группах Дети делятся на группы. Получают конверты с разрезанными на слова пословицами. — Соберите пословицу и прочтите. Как вы её понимаете? Друг дороже денег. Без друга в жизни туго. Дружба всего дороже. Подходят ли эти пословицы к сказке Михаила Пляцковского «Урок дружбы». 6. Итог урока. Что главное из этой сказки вы узнали для себя? Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку. Рефлексия — Ребята, вы можете с помощью мимики и жестов показать своё настроение. Кому на уроке было интересно: поднимите вверх руки и похлопайте в ладоши. — Спасибо всем за работу на уроке. Чтоб урок прошёл не зря Вам желаю я, друзья, Чтоб вы с книжками дружили И воспитанными были. |
Регулятивные: реакция на звонок, волевая саморегуляция. Личностные Познавательные: работа с информацией, поиск и отбор нужной информации Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации) Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами, уважают мнение своих одноклассников Познавательные: умение структурировать знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы Коммуникативные умение выражать свои мысли Познавательные: работа с информацией Личностные:адекватно оценивают свою деятельность Познавательные: работа с информацией Познавательные: осуществление выбора действия Личностные: Отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике. Коммуникативныеуправление поведением своим и партнера, учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве Познавательные: осуществление выбора действия Коммуникативныеформировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. Познавательные: оценка процесса и результата деятельности Личностные:адекватно оценивают свою деятельность Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативныеумение выражать свои мысли |
Урок литературного чтения, 1 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: М. Пляцковский. Урок дружбы
Цель: познакомить детей с произведением в целях расширения их литературного кругозора и способствовать отработке навыков выразительного чтения целыми словами, выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД
личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор);
познавательных: формулирование познавательной цели, умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и предполагаемый жанр, формировать понятие “друг”, “ДРУЖБА”
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
Оборудование: компьютер и проектор, карточки для работы в группе, рабочие тетради
Учебник: Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. 1 класс
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Ход урока |
УУД |
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Доброе утро всем, добрый день. И не только из-за ясной погоды, а прежде всего из-за новых добрых встреч с чудесным миром знаний, которые готовы подарить мы вам. Добрый день всем, кто впервые пришел сюда, и тем, кто уже был у нас в гостях. Доброе настроение всем присутствующим. Ученик 1: Мы приветствуем гостей - Дорогих учителей, Всех знакомых, незнакомых, И серьёзных, и весёлых. Ученик 2: Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали Ученик 3: Хорошо ли мы умеем И читать, и отвечать? Ученик 4: Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. - А теперь – начнём урок. 2.Подготовка к работе на основном этапе -Послушайте песню и скажите о чём она. (звучит песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики») - Что такое дружба? Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. - К слову друг подберите синонимы. - Назовите сочетания слов, одно из которых друг. Настоящим верным другом можно считать только того человека, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. 3. Сообщение темы урока. Много сказок, много рассказов написано о дружбе. - Сегодня я хочу вам прочитать один рассказ, который написал детский писатель Михаил Пляцковский. - Для чего мы учимся читать? - Я хочу, чтобы вы не просто научились читать, а думать, рассуждать, анализировать поступки героев и высказывать свою точку зрения. - На уроке мы будем много читать. Прежде, чем читать сделаем речевую разминку. Речевая разминка. - Итак, вперед, разминка ждет! Упражнение 1.Артикуляционная гимнастика. - Открыть рот, кончиком языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом. Упражнение 2. Развитие высоты голоса. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных Упражнение3. Дыхательная гимнастика. Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! –фу! –фу!) Упражнение 4.На развитие интонационной выразительности речи. Наш Полкан попал в капкан - читаем тихо, громче, громко (убыстряя) - чтение с логическим ударением - найдите слово, в котором 3 слога (такого слова нет) - Верно, вы в мой капкан не поймались. - Как вы думаете, почему люди попадают в неприятные ситуации? (по неосторожности, несобранности, незнания) - Как избежать неприятности? ( Быть внимательным, осторожным)
- Молодцы! Вы готовы к дальнейшей работе.
4.Организация восприятия и усвоения учащимися материала.
Воробьи дружба пшено совесть
Варианты ответов детей 2. Чтение сказки с заданием. ( читает учитель) - К какому жанру относится это произведение? - Какая это сказка? - Кто автор? - Как называется это произведение? - Кто являются главными героями сказки? - Кто из героев вам понравился и почему? - Прочитайте последние две строчки. О каком уроке дружбы говорил Чик?
Физминутка Как по улице воробышек гуляет, (Ходим взад-вперед, руки в боки) Как он с камешка на камешек порхает. (Машем «крылышками») Как устал воробей, утомился – (Ручки опускаем) Он на камешек, на камешек садился. (Приседаем) Да как стал наш воробышек дремати, (Трем кулачками глазки) Да как стал воробей засыпати.. (Ручки под щечку, глазки закрываем) Да как стал воробей подниматься, (Потягиваемся) В теплой лужице плескаться умываться…(Ладошками умываем личико 5.Первичное закрепление. Отработка выразительности чтения различными видами - А теперь мы прочитаем эту сказку жужжащим чтением, цепочкой. Выборочное чтение - Кто из 2-х воробьев - настоящий друг и почему? - Исправился ли Чик? - Из каких слов это видно? Настоящие друзья все должны делить пополам. Радует то, что Чик смог осознать свой неправильный поступок и поблагодарил за это настоящего друга. - А сейчас поработаем в парах. Внимательно посмотрите на экран и выберите только те предложения, которые подходят к этому слайду. (Слайд 4, 5, 6 )
Творческая работа. Открываем тетрадь на с.49, задание№2. - Угадайте, кто где изображён. Можно ли по картинке определить настроение воробьёв? Раскрасьте рисунок. Звучит песенка «Настоящий друг» Работа с пословицами Работа в группах Дети делятся на группы. Получают конверты с разрезанными на слова пословицами. - Соберите пословицу и прочтите. Как вы её понимаете? Друг дороже денег. Без друга в жизни туго. Дружба всего дороже. Подходят ли эти пословицы к сказке Михаила Пляцковского «Урок дружбы». 6. Итог урока. Что главное из этой сказки вы узнали для себя? Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку.
Рефлексия - Ребята, вы можете с помощью мимики и жестов показать своё настроение. Кому на уроке было интересно: поднимите вверх руки и похлопайте в ладоши. - Спасибо всем за работу на уроке. Чтоб урок прошёл не зря Вам желаю я, друзья, Чтоб вы с книжками дружили И воспитанными были. |
Регулятивные: реакция на звонок, волевая саморегуляция. Личностные
Познавательные: работа с информацией, поиск и отбор нужной информации Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации) Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами, уважают мнение своих одноклассников
Познавательные: умение структурировать знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы Коммуникативные умение выражать свои мысли
Познавательные: работа с информацией Личностные: адекватно оценивают свою деятельность Познавательные: работа с информацией Познавательные: осуществление выбора действия Личностные: Отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике. Коммуникативные управление поведением своим и партнера, учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве Познавательные: осуществление выбора действия Коммуникативные формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. Познавательные: оценка процесса и результата деятельности Личностные: адекватно оценивают свою деятельность Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные умение выражать свои мысли |
МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка Белгородской области»
Урок литературного чтения
М. Пляцковский. Урок дружбы
Составила:
Прудникова Наталья Юрьевна
Чернянка 2012г
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Первый раз в пятый класс: система мероприятий по адаптации обучающихся к условиям обучения в основной школе»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей