Муниципальный этап олимпиады по химии (11 класс)
г. Нягань ХМАО-Югра Тюменская область
Задания школьного тура олимпиады по химии 11 класс
Инструкция для участника олимпиады.
Задания представляют собой тест и 6 задач различного уровня сложности. Максимальное число баллов 50, время выполнения заданий – 180 минут.
Тест.
(всего 10 баллов) |
-
Предложите не более 5 способов получения хлорида натрия. Каждый способ должен отличаться от другого хотя бы одним из исходных веществ.
(5 баллов)
-
К 208 г раствора, содержащего 20% хлорида бария, прилили 340 г 10% раствора нитрата серебра. Найти массу выпавшего осадка. Какие вещества и в каком количестве находятся в растворе после отделения осадка.
(8 баллов)
3.
Символ
элемента
Заряд ядра
Число
электронов
Массовое
число 31
Число
нейтронов
Номер
периода
Число
протонов
31 |
(7 баллов) |
4. Осуществить ряд превращений. Назвать каждое вещество.
A (+H2) → C2H4 (+HBr) → Б (+H2O, NaOH) → B (+CuO) → Г (+Ag2O) → Д
(6 баллов)
5. В данном уравнении реакции расставьте коэффициенты методом электронного баланса Cl2 + KОН → KClО3 + KCl + H2O, укажите окислитель и восстановитель.
(7 балла)
6. При сжигании 4,5 г органического вещества получили 13,2 г оксида углерода (IV) и 8,1 г воды. Масса 1 л этого вещества равна 1,35 г. Выведите молекулярную формулу вещества.
(7 баллов)
Руководитель ГМО химии
Ким Н.В.
г. Нягань ХМАО-Югра Тюменская область
Решение заданий 11 класса
Тест.
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
№ ответа |
4 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
4 |
Задание 1
-
2Na + Cl2 = 2NaCl; 2. Na2O + 2HCl = 2NaCl + H2O; 3. NaOH + HCl = NaCl + H2O; 4. Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2;
5. Na2SiO3 + 2HCl = 2NaCl + H2SiO3 (возможны другие варианты) Итого: 5 баллов
Задание 2
Вещества реагируют между собой с выпадением осадка хлорида серебра.
BaCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl + Ba(NO3)2 (1 балл)
Масса хлорида бария m(BaCl2) = m(р-ра) * ω = 208 г * 0,2 = 41,6 г (0,5 балла)
Количество хлорида бария n(BaCl2) = m/M = 41,6 г : 208 г/моль = 0,2 моль
(0,5 балла)
Масса нитрата серебра бария m(AgNO3) = m(р-ра) * ω = 340 г * 0,1 = 34 г
(0,5 балла)
Количество нитрата серебра n(AgNO3) = m/M = 34 г : 170 г/моль = 0,2 моль
(0,5 балла)
1 моль хлорида бария реагирует с 2 моль нитрата серебра.
0,1 моль хлорида бария реагирует с 0,2 моль нитрата серебра, (1 балл)
следовательно, 0,1 моль хлорида бария осталась в избытке и находится в растворе. (1 балл)
Согласно уравнению реакции получилось 0,2 моль осадка хлорида серебра
(0,5 балла) и 0,1 моль нитрата бария (0,5 балла)
Масса осадка m(AgCl) = M * n = 143,5 г/моль * 0,2 моль = 28,7 г (0,5 балла). В растворе после отделения осадка находится 0,1 моль BaCl2 и 0,2 моль Ba(NO3)2 (0,5 балла) Итого: 7 баллов
Задание 3
Символ элемента P Ga Заряд ядра +15 +3 Число электронов 15 31 Массовое число 31 70 Число нейтронов 16 39 Номер периода 3 4 Число протонов 15 31 |
Ga: +31 2)8)18)3) (0,25 балла)
P + 3e- → P3-(0,25 балла)
Ga - 3e- → Ga3+(0,25 балла) |
-
Распределение электронов по квантовым ячейкам (1 балл). Электронные формулы атомов: Р 1s22s22p63s23p3Ga 1s22s22p63s23p63d104s24p1 (1 балл)
-
Ga + P = GaP (0,5 балла)
-
связь ионная (0,5 балла) Итого: 8 баллов
Задание 4
1) С2Н2 + Н2 = С2Н4; 2) С2Н4 + HBr = C2H5Br;
3) C2H5Br + NaOH(водн. р-р) = C2H5OH + NaBr;
4) C2H5OH + CuO = CH3CHO + Cu + H2O; 5) CH3CHO + Ag2O = CH3COOH + 2Ag
А – ацетилен; С2Н4 – этилен; Б – бромэтан; В этанол; Г – этаналь; Д – уксусная кислота.
1 балл за каждое уравнение реакции, 0,15 балла за каждое название.
Итого: 6 баллов
Задание 5
Cl20+2ē 2Cl-1 │10 │ 5 │- окислитель (2 балла)
Cl20-10 ē 2Cl+5 │2 │ 1 │ - восстановитель (2 балла)
6Cl2 + 12KОН → 2KClО3 + 10KCl + 6H2O или
3Cl2 + 6KОН → KClО3 + 5KCl + 3H2O (3 балла)
Итого: 7 баллов
Задание 6
М(в-ва) = 22,4 *1,35 = 30 г/моль (1 балл)
n(CO2) = 13,2/44 = 0,3 моль. (0,5 балла)
n(C) = 0,3 моль. (0,5 балла)
n(H2O) = 8,1/18 = 0,45 моль. (0, 5 балла)
n(H) = 0,9 моль. (0,5 балла)
m(C) = 0,3 * 12 = 3,6 г (1 балл)
m(H) = 0,9 г m(O) = 0 г (1 балл)
x : y = 0,3 : 0,9 = 1 : 3 (1 балл)
простейшая формула СН3 (0, 5 балла)
истинная формула С2Н6 (0,5 балла)
Итого: 7 баллов
Всего: 50 баллов
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Стресс и ребенок: обучение способам адекватного реагирования на стрессовые ситуации, игры и упражнения на развитие умения управлять эмоциями, конструктивно разрешать конфликты»
- Вебинар «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»