Муниципальный этап олимпиады по химии (10 класс)
Задания представляют собой тест и 5 задач различного уровня сложности.
Задачи по неорганической и органической химии. Максимальное число баллов 35, время выполнения заданий – 180 минут.
г. Нягань ХМАО-Югра Тюменская область
Задания школьного тура олимпиады по химии 10 класс
2011-2012 год
Инструкция для участника олимпиады.
Задания представляют собой тест и 5 задач различного уровня сложности.
Задачи по неорганической и органической химии. Максимальное число баллов 35, время выполнения заданий – 180 минут.
Тест.
1. ДЛЯ РЕАКЦИИ С СЕРОЙ ВЗЯЛИ ЖЕЛЕЗО, КОЛИЧЕСТВОМ 0,3 МОЛЬ. ЭТО СОСТАВЛЯЕТ ПО МАССЕ, г
1) 18,6 |
2) 16,8 |
3) 15,8 |
4) 18,5 (1 балл) |
2. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ ПОКАЗЫВАЕТ
1) во сколько раз плотность одного газа больше плотности другого газа
2) во сколько раз масса одного газа больше массы другого
3) во сколько раз молярная масса одного газа больше молярной массы другого
4) во сколько раз объем одного газа больше объема другого газа (1 балл)
3. ЧИСЛО ПРОТОНОВ В ЯДРЕ АТОМА РАВНО
1) 3 |
2) 4 |
3) 6 |
4)7 (1 балл) |
4. формулА соединения, В КОТОРОМ массовая доля металла составляет 28%, серы - 24%, кислорода - 48%.
1) FeSO3 |
2) FeSO4 |
3) Fe2(SO4)3 |
4)Fe2(SO3)3 (2 балла)
|
1.Для подкормки растений потребовался раствор калийной селитры (KNO3) массой 300г, массовая доля соли в котором 0,5%. Определите массы воды и селитры, необходимые для приготовления данной массы раствора.
(2 балла)
2. В молекуле нециклического углеводорода число атомов углерода, в которых атомные орбитали находятся в состоянии sp2-гибридизации, равно числу атомов углерода, в которых атомные орбитали находятся в состоянии sp3-гибридизации. Число электронов в молекуле равно 62. Установите состав этого углеводорода и приведите возможное строение (три структурные формулы).
(6 баллов)
3. Предложите химические реакции, позволяющие осуществить следующие превращения и выделить все указанные вещества в индивидуальном виде. Каждая стрелка может соответствовать как одной стадии, так и нескольким.
NH3 NO HNO3 (NH4)2SO4
(6 баллов)
4. В пяти сосудах без этикеток находятся водные растворы гидроксида калия, сульфата алюминия, карбоната натрия, хлорида аммония и соляной кислоты. Предложите план определения содержимого каждого сосуда за счет проведения реакций указанных веществ между собой без использования дополнительных реактивов. В вашем распоряжении имеется любое количество чистых пробирок. Напишите уравнения реакций. (5 баллов)
5. В лаборатории стоят пять колб с водными растворами различных веществ. На каждой колбе имеется этикетка с названием. На первой колбе написано "иодид калия", на второй – "карбонат калия", на третьей – "соляная кислота", на четвертой – "хлорид меди" и на пятой – "гидроксид бария". К сожалению, этикетки перепутаны, так что ни один из растворов не подписан правильно. При сливании раствора из первой колбы с раствором из второй колбы выделяется газ, а при сливании содержимого первой колбы с содержимым третьей колбы образуется белый осадок.
1. Какие растворы в действительности находятся в каждой из колб?
2. Напишите уравнения реакций, упомянутых в условии.
3. Какие еще реакции можно провести между указанными веществами?
(10 баллов)
Руководитель ГМО химии
Ким Н.В.
г. Нягань ХМАО-Югра Тюменская область
Решение олимпиадных заданий 10 класс
Тест.
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ответ |
2 |
3 |
1 |
3 |
всего за задание: 5 баллов
-
m (соли) = 300 * 0,005 = 1,5 г (1 балл)
m (воды) = 300 - 1,5 = 298,5 г (1 балл)
всего за задание: 2 балла
-
Присутствие в молекуле атомов углерода, в которых атомные орбитали находятся в состоянии sp2-гибридизации предполагает наличие в системе двойных связей. (1 балл)
Предположим, что двойная связь одна, тогда состав соединения отвечает формуле СnH2n и общее число электронов равно 6n + 2n = 62, откуда n=7,75 чего быть не может. (1 балл)
Предположим, что двойных связей две, тогда состав соединения отвечает формуле СnH2n-2 и общее число электронов равно 6n + 2n - 2 = 62, откуда n=8, т.е. формула - С8Н14. (1 балл)
Условию задачи отвечают несколько изомеров данного состава, например: 2,3-диметилгексадиен-1,4; 2,4-диметилгексадиен-1,4; 2,3-диметилгексадиен-1,3 и др. (3 балла)
всего за задание: 6 баллов
3. NH3 NO HNO3 (NH4)2SO4
1 стадия, окисление с кат. 4NH3 + 5O2 = 4 NО + 6 H2O (1 балл)
2 стадия, 2 NО + O2 = 2 NО2 ; 4NО2 + O2 +2 H2O = 4HNO3 (1 балл)
3 стадия 4 Mg + 10 HNO3 = NH4NO3 +4 Mg(NO3)2 + 3H2O (2 балла)
4 стадия в 2 этапа NH4NO3 + NaOH = NH3 + NaNO3+ H2O и 2 NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4 (2 балла)
всего за задание: 6 баллов
4. составим таблицу
реагенты |
Al2(SO4)3 |
Na2CO3 |
NH4Cl |
HCl |
KOH |
осадок (выпадает и растворяется или выпадает не сразу, в зависимости от порядка сливания) |
ничего |
выд. газа при нагревании (основные свойства - окрашивание влажной индикаторной бумажки) |
ничего |
Al2(SO4)3 |
осадок (выпадает и растворяется или выпадает не сразу, в зависимости от порядка сливания) |
осадок + газ |
ничего |
ничего |
Na2CO3 |
ничего |
осадок + газ |
газ (при нагревании) |
выделение газа - пузырьки |
NH4Cl |
выд. газа при нагревании (основные свойства - окрашивание влажной индикаторной бумажки) |
ничего |
газ (при нагревании) |
ничего |
HCl |
ничего |
ничего |
выделение газа - пузырьки |
ничего |
всего за задание: 5 баллов ( по 1 баллу за каждое вещество)
5. колба 1 + колба 2 = газ.
Газ образуется только при реакции карбоната с кислотой. (1 балл)
Значит первая и вторая колбы - это карбонат калия и соляная кислота. При этом карбонат калия не может находиться во второй колбе, так как на ней написано "карбонат калия", а все надписи не соответствуют действительности.
Поэтому карбонат калия находится в первой колбе, а соляная кислота - во второй. (1 балл)
колба 1 + колба 3 = белый осадок.
K2CO3 + колба 3 = белый осадок.
Единственный возможный вариант для третьей колбы - гидроксид бария (CuCl2 образует с карбонатом зеленый осадок, а иодид калия не образует с ним осадка). (1 балл)
Надписи на четвертой и пятой колбе остается просто поменять местами, так как все растворы подписаны неправильно. (1 балл)
Таким образом, мы получили: 1. K2CO3, 2. HCl, 3. Ba(OH)2, 4. KI, 5. CuCl2
Реакции, упомянутые в условии:
K2CO3 + 2 HCl = 2 KCl+ H2O + CO2, (1 балл)
K2CO3 + Ba(OH)2 = BaCO3 + 2 KOH (1 балл)
Кроме того, указанные вещества могут вступать в следующие реакции:
2 CuCl2 + 2 K2CO3 + H2O = (CuOH)2CO3 + 4 KCl + CO2 (1 балл)
Ba(OH)2 + 2 HCl = BaCl2 + 2 H2O (1 балл)
CuCl2 +Ba(OH)2 = Cu(OH)2 + BaCl2 (1 балл)
2 CuCl2 + 4 KI = 2 CuI + I2 + 4 KCl (1 балл)
всего за задание: 10 баллов
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»