Задания школьного этапа олимпиады по химии для 9 класса
г. Нягань ХМАО-Югра Тюменская область
Задания школьного тура олимпиады по химии 9 класс
2011-2012 год
Инструкция для участника олимпиады.
Задания представляют собой тест из 5 заданий и 6 задач различного уровня сложности. Все задачи – по неорганической химии. Максимальное число баллов 38, время выполнения заданий – 120 минут.
Тест.
При выполнении заданий этой части напишите только номер выбранного вами ответа.
А 1. Группа формул веществ, включающая формулы: основания, кислоты, соли и основного оксида
1). HCl , SO3 , NaNO3, Ca(OH)2 3). CuCl2, К2О, NaNO3, Ca(OH)2
2). CuCl2, H3PO4, KOH, CO2 4). HNO3, FeS, Cu(OH)2, FeO
А 2. Формула хлорида железа (III)
1). FeCl2 2). FeSO4 3). FeCl3 4). FeOHCl
А 3. Изменение свойств оксидов от кислотных к основным происходит в ряду веществ с формулами:
1) P2O5 — Al2O3 — MgO 3) Al2O3— SiO2 — MgO
2) CaO — CO2 — Al2 O3 4) P2O5 — MgO — SiO2
А 4. Выделяется газ при действии соляной кислоты на раствор
1) |
Na2CO3 |
22) |
BaCl2 |
3) |
NH4Cl |
4) |
KOH |
А 5. Верны ли следующие высказывания?
А. В уравнении реакции: CaO + X = CaSO4 + H2O
веществом Х является вещество с формулой H2SO3.
Б. В уравнении реакции: CaO + X = CaSO4 + H2O
веществом Х является вещество с формулой H2SO4.
1) верно только А 3) верно только Б
2) верны оба суждения 4) оба суждения не верны
(За каждый ответ по 1 баллу)
-
Металл А самый легкий из всех известных металлов, хорошо растворяется в воде с выделением газа В и получением щелочного раствора. Газ В легко горит и способен реагировать с оксидом ртути, имеющим оранжево-красное окрашивание, с образованием серебристо-серой жидкости С. Жидкость С может быть получена также при нагревании этого оксида. Определите А, В, С и проведите уравнения соответствующих реакций.
(5 баллов)
-
В среднем за год курица несет 220 яиц. Масса карбоната кальция, содержащегося в яйце, в среднем составляет 5 г. Какая масса кальция должна восполняться в организме несушки за год?
(4 балла)
-
Используя только раствор щелочи NaOH, сульфат меди, цинковую пластинку и продукты превращения этих веществ, проведите четыре типа реакций: присоединения, разложения, обмена и замещения. Проиллюстрируйте ответ соответствующими уравнениями реакций в молекулярном виде.
(5 баллов)
-
Используя минимальное количество распространенных реактивов определите 4 неподписанных водных раствора: H2SO4 , Na2SO4, HCl, NaCl. Напишите уравнения реакций.
(6 баллов)
-
При обработке нитрата трехвалентного металла холодным раствором щелочи выделился осадок, при прокаливании которого образовался оксид металла (III), который содержал 70% металла. Определите металл и запишите уравнения протекающих процессов.
(8 баллов)
-
В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя любого города в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Какая масса озона и сколько молекул его в среднем приходится на одного жителя города?
(5 баллов)
Руководитель ГМО химии
Ким Н.В.
г. Нягань ХМАО-Югра Тюменская область
Решения заданий школьного тура олимпиады по химии 9 класс.
Тест.
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ответ |
4 |
3 |
1 |
1 |
3 |
Всего за задание: 5 баллов
-
Самый легкий металл –Li. (1 балл)
Он легко растворим в воде с выделением водорода 2Li + 2H2O = 2LiOH + H2↑ (1 балл)
При этом образуется гидроксид лития и раствор приобретает щелочную реакцию.Полученный газ водород легко горит
2H2+ O2 = 2H2O (ţ ) (1 балл)
и восстанавливает металлическую ртуть (жидкость) из ее оранжево-красного оксида
HgO + H2 = Hg + H2O (ţ ) (1 балл)
Эта же жидкость (Hg) может быть получена и в результате непосредственного нагревания оксида ртути 2HgO = 2Hg + O2↑ (ţ ) (1 балл) Таким образом: А- литий(Li), В- водород (H2), С- металлическая ртуть (Hg).
Всего за задание: 5 баллов
-
M(CaCO3) = 100 г/моль. (1 балл)
Массовая доля кальция в карбонате кальция равна
w(Ca) = 40/100 = 0,4. (1 балл)
Масса кальция в каждом курином яйце равна
m(Ca) = w(Ca)*m(CaCO3) = 0,4 * 5 = 2г. (1 балл)
Таким образом, с каждым яйцом курица теряет 2 г. кальция. В год она теряет
2*220 = 440 г. кальция. (1 балл)
Эта масса кальция (440 г.) должна восполняться в рационе несушки в течение года
Всего за задание: 4 балла
-
Реакция замещения Zn + CuSO4 = Cu↓ + ZnSO4 (1 балл)
Реакция обмена CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 ↓+ Na2SO4 (1 балл)
ZnSO4 + 2NaOH = Zn(OH)2 ↓+ Na2SO4
Реакция разложения Cu(OH)2 = CuO↓ + H2O(ţ ) (1 балл)
Реакция присоединения Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2[Zn(OH)]4 (2 балла)
Всего за задание: 5 баллов
-
По изменению цвета индикаторной бумаги определим, в каких двух пробирках находятся кислоты, в двух других – соли (среда этих растворов нейтральная). (2 балла)
Затем добавим к двум пробиркам, где находятся кислоты, реактив – раствор хлорида бария. Там, где находится HCl, ничего не произойдет. При взаимодействии с серной кислотой появится осадок белого цвета.
H2SO4 + BaCl2 BaSO4 + 2HCl (2 балла)
Добавим к двум другим пробиркам, где находятся соли, тот же реактив – раствор хлорида бария. Там, где находится NaCl, ничего не произойдет, в пробирке с Na2SO4 появится осадок белого цвета.
Na 2SO4 + BaCl2 BaSO4 + 2NaCl (2 балла)
Всего за задание: 6 баллов
-
Так как металл в оксиде трехвалентный, оксид имеет формулу Ме2О3. (1 балл)
Зная, что оксид содержит 70 % металла, определим атомную массу металла –Ar(Me) из соотношения
2* Ar(Me) = 70/100 (3 балла)
2* Ar(Me) + 48
Откуда Аг(Ме)= 56 г/моль. Искомым металлом является железо. (1 балл)
Уравнения реакций протекающих процессов будут иметь вид:
Fe(NO3)3 + 3NaOH = 3NaNO3 + Fe(OH)3↓ (1 балл)
2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O (2 балла)
Всего за задание: 8 баллов
6.N(О3) = n (О3) × Nа = 150 × 6,02×1023 = 9,03× 1025 молекул (2 балла)
М(О3)
= 48 г/моль
m(О3)
= n ×М = 150×48 = 7200 г = 7,2 кг
(3 балла)
Всего за задание: 5 баллов
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»