Программа "Край,в котором я живу"
Краткое описание
Работа способствует дополнительному образованию и воспитанию младших школьков посредством музейной педагогики
Описание
Утверждаю Рассмотрено Рассмотрено
Директор МОУ на методсовете на заседании МО
«Белоярская СОШ №1» Зам. директора
Руководитель МО
__________________ __________________
__________________
Т.М.Соколова И.Н.Милькова Е.В.Котельникова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛОЯРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Программа курса «Край, в котором я живу»
в рамках внеурочной деятельности
2011-2012 учебный год
Современное общество, рассматривая общее образование ресурсом демократии, выделяет школу особым социальным институтом, на который возлагается бремя компенсации социальных дефектов, других, более спонтанных и менее управляемых со стороны государства институтов социализации ребенка, таких как семья, СМИ, Интернет и т.д.
А.Г.Асмолов
Пояснительная записка
Актуальность.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «… Охранять природу — значит охранять Родину...». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.
Цель программы курса:Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Цель программы: ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
· формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
· познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;
· осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные задачи:
· развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
· формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
· укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
· формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
· позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
· развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
· создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
· укреплять семейные отношения.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:
· принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
· принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
· принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
· принцип тематизма;
· принцип последовательности;
· принцип культуросообразности;
· принцип деятельностного подхода.
Новизна и теоретическаязначимость дополнительной образовательной программы заключается:
· в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
· в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
· в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Теоретической базой данной образовательной программы явились:
· психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
· теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
· закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).
Отличительная особенность данной программы
состоит в её практической значимости:
· в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
· в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
· в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 — 10 лет.
Дополнительная образовательная программа «Край, в котором я живу» рассчитана на 4 года.
Формы и режим занятий
Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 35 минут:
Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы:
· диалоги; элементы дискуссий;
· игры-практикумы;
· проблемные ситуации;
· сюжетно-ролевые игры;
· конкурсы, викторины;
· беседы;
· коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
· экскурсия; поездка, поход;
· практическое занятие, викторина, консультация;
· проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:
Введение:
· Я и Моя семья;
· Природа родного края;
· Мой поселок;
· Край, в котором я живу.
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классах и 34 часа – во 2-4-х классах.
Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы, формы проведения уроков, домашнее задание для учащихся. Творческое отношение учителя к изучаемому материалу поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только своего народа, но и с культурой других народов, как составной частью мирового культурно – исторического процесса.
В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности, занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Занимающиеся первый год непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Основной формой занятий первого года является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.
На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного поселка. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.
Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Но начинается курс, как и прежде, с изучения семьи и родного города. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний.
В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить.
Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы.
Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа.
“Родная земля и в горсти мила”– гласит народная пословица. Данный курс даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.
Характеристика возраста.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того, чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности:
· Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
· Участие в социально-значимых проектах;
· Участие в программе «Шаг в будущее»;
· Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.
Тематическое планирование.
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
· освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
· стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
· представления:Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Введение
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).
1. Я и моя семья
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.
2. Природа родного края
Цель блока:прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города.Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийкого края.
3.Мой поселок
Цель блока: прививать любовь к родному поселку, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего поселка, познакомить.
История школы. Традиции школы. Название поселка. Возникновение поселка, время образования, геральдика. Улицы поселка. Памятники и исторические здания.
4.
Край, в котором я живу.
Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия
Тематическое планирование для 1 класса
К концу первого года обучения учащиеся должны:
а) знать:замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места поселка;
героев хантыйских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;
3-5 лекарственных растений;
ядовитые растения;
основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
б) уметь:вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.
Тематическое планирование для 2 класса
+ 1 ч. Резервного времени
Итого: 34ч.
По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории поселка, округа;
· Основные традиции школы;
· Различать символик Белого Яра;
· Название близлежащих улиц;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
Уметь:
· Оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;
· Правила безопасности в природе и на улицах поселка;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 3 класса
По окончанию третьего года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории района;
· Различать символику Сургутского района;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 4 класса
По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Общие сведения об истории поселка, района, округа;
· Различать символику Сургутского района, ХМАО — Югра;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.
Все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Юный знаток края». ( выдача дипломов, грамот).
Список литературы для учителя:
1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
4. Древний город на Оби: История Сургута / [под ред. В. И. Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.
5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.
6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.
7. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю. А. Дорохов; ред. Ю. В. Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.
8. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.
Список литературы для детей:
1.
История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: учебник для старших классов
2.Мы — дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2006г.
3. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.
4. Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А. Щукин; фот.: А. Щукин [и др.]; авт. текста: Л. И. Попкова, Н. М. Попкова]. – Москва: MV, 2000.
Директор МОУ на методсовете на заседании МО
«Белоярская СОШ №1» Зам. директора
Руководитель МО
__________________ __________________
__________________
Т.М.Соколова И.Н.Милькова Е.В.Котельникова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛОЯРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Программа курса «Край, в котором я живу»
в рамках внеурочной деятельности
2011-2012 учебный год
Современное общество, рассматривая общее образование ресурсом демократии, выделяет школу особым социальным институтом, на который возлагается бремя компенсации социальных дефектов, других, более спонтанных и менее управляемых со стороны государства институтов социализации ребенка, таких как семья, СМИ, Интернет и т.д.
А.Г.Асмолов
Пояснительная записка
Актуальность.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «… Охранять природу — значит охранять Родину...». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.
Цель программы курса:Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Цель программы: ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
· формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
· познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;
· осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные задачи:
· развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
· формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
· укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
· формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
· позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
· развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
· создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
· укреплять семейные отношения.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:
· принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
· принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
· принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
· принцип тематизма;
· принцип последовательности;
· принцип культуросообразности;
· принцип деятельностного подхода.
Новизна и теоретическаязначимость дополнительной образовательной программы заключается:
· в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
· в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
· в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Теоретической базой данной образовательной программы явились:
· психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
· теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
· закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).
Отличительная особенность данной программы
состоит в её практической значимости:
· в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
· в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
· в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 — 10 лет.
Дополнительная образовательная программа «Край, в котором я живу» рассчитана на 4 года.
Формы и режим занятий
Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 35 минут:
Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы:
· диалоги; элементы дискуссий;
· игры-практикумы;
· проблемные ситуации;
· сюжетно-ролевые игры;
· конкурсы, викторины;
· беседы;
· коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
· экскурсия; поездка, поход;
· практическое занятие, викторина, консультация;
· проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:
Введение:
· Я и Моя семья;
· Природа родного края;
· Мой поселок;
· Край, в котором я живу.
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классах и 34 часа – во 2-4-х классах.
Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы, формы проведения уроков, домашнее задание для учащихся. Творческое отношение учителя к изучаемому материалу поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только своего народа, но и с культурой других народов, как составной частью мирового культурно – исторического процесса.
В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности, занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Занимающиеся первый год непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Основной формой занятий первого года является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.
На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного поселка. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.
Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Но начинается курс, как и прежде, с изучения семьи и родного города. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний.
В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить.
Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы.
Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа.
“Родная земля и в горсти мила”– гласит народная пословица. Данный курс даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.
Характеристика возраста.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того, чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности:
· Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
· Участие в социально-значимых проектах;
· Участие в программе «Шаг в будущее»;
· Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.
Тематическое планирование.
№ |
Название блоков |
Количество часов | ||
Всего |
Теория |
Практика | ||
|
Введение |
1 |
1 |
_ |
1. |
Я и моя семья |
|
5 |
14 |
2. |
Природа родного края |
40 |
12 |
36 |
3. |
Мой поселок |
4 |
2 |
2 |
4. |
Край, в котором я живу |
4 |
2 |
4 |
Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
· освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
· стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
· представления:Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Введение
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).
1. Я и моя семья
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.
2. Природа родного края
Цель блока:прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города.Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийкого края.
3.Мой поселок
Цель блока: прививать любовь к родному поселку, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего поселка, познакомить.
История школы. Традиции школы. Название поселка. Возникновение поселка, время образования, геральдика. Улицы поселка. Памятники и исторические здания.
4.
Край, в котором я живу.
Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия
Тематическое планирование для 1 класса
№ п/п |
Тема |
Часы |
Содержание теоретической части |
Практическая часть |
Примечание |
1 |
Введение. Край, где я живу |
1 ч. |
Цели и задачи курса. |
|
|
2 |
Что такое семья? |
1 ч. |
Понятие «семья». |
Викторина |
|
3 |
Дружная югорская семья |
1 ч. |
Народы, населяющие территорию ХМАО |
Кроссворд |
|
4 |
«Дорожите именем своим». Тайны наших имён. Проект. |
1 ч. |
Что такое имя? Разнообразие и значение наших имен. |
Сообщение «Происхождение моего имени» |
|
5 |
Моя фамилия. |
1 ч. |
Корни фамилии. |
Конкурс рисунков «Моя семья» |
|
6 |
Заключительное занятие по теме «Я и моя семья». |
1 ч. |
|
Составление генеалогического древа семьи |
|
7 |
Многообразие растительного мира Югры. |
1 ч. |
Животный и растительный мир Югры. |
|
|
8 |
Многообразие растительного мира Югры |
1 ч. |
Создание газеты «Животный мир Югры |
| |
9 |
Сезонные изменения в природе |
1 ч. |
Путешествие в Югорский зимний лес |
Игровая программа «В гостях у зимушки — зимы» |
|
10 |
Животный и растительный мир Югры |
1 ч. |
Игровая программа |
|
|
11 |
Красная книга Югры Проект. |
1 ч. |
Животные, под охраной закона. |
Создание газеты «Красная книга Югры» |
|
12 |
Травы Югры |
1 ч. |
Разнообразие трав. |
Создание альбома лекарственных трав |
Подготовка к участию в фестивале ученических проектов «Грани познания» |
13 |
Зеленая аптека Югры |
1 ч. |
Лекарственные травы. |
Проект «Зеленая аптека Югры» |
|
14 |
Посещение городского краеведческого музея |
1 ч. |
|
Сочинение — отчет |
|
15 |
Начало пути… |
1 ч. |
История школы |
Конкурс рисунков «Мой дом – моя школа» |
|
16 |
Поселок Белый Яр |
1 ч. |
Основные вехи развития поселка Белый Яр. История появления |
Творческий отчет «Что мы знаем о поселке?» |
|
17 |
Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны |
1 ч. |
|
Создание «Аллеи славы» |
Проект «Ими гордится Югра» |
18 |
Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне |
1 ч. |
|
Сочинение – отчет «Герои живут рядом» |
|
19 |
Край, в котором я живу. Проект |
1 ч. |
Нефть – черное золото Югры. |
Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый» |
|
20 |
Герб, флаг ХМАО |
1 ч. |
Знакомство с символами ХМАО- Югры |
кроссворд |
|
21 |
«Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер |
1 ч. |
|
Литературный вечер |
|
22 |
Сказки народов Севера – кладец мудрости. |
2 ч. |
Особенности северной сказки. Чему учат сказки Югры. |
Чтение и обсуждение сказок. |
|
23 |
Загадки народов Севера |
1 ч. |
Особенности загадок |
Конкурс знатоков |
|
24 |
Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта Проект. |
2 ч. |
Особенности пословиц и поговорок народов севера, непосредственная связь с природой, нравственное начало. |
Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Югры» |
|
25 |
Фольклорные праздник (Медвежий праздник) |
1 ч. |
Медвежий праздник. Вороний праздник |
Сюжетно-ролевая игра |
|
26 |
Фольклорные праздник (Вороний праздник) |
1 ч. |
| ||
27 |
Быт ханты и манси. |
1 ч. |
Основные занятия ханты. Игры. |
Кроссворд, ребусы |
|
28 |
Одежда народов Севера Проект. |
2 ч. |
Как одеваются коренные народы. |
Конкурс рисунков |
|
29 |
Югорский лес весной |
1 ч. |
Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес. |
Создание газеты |
|
30 |
Что дает нам лес |
1 ч. |
|
Игровая программа |
|
31 |
Обобщающий урок. |
1 ч. |
|
Игровая программа «Знаток Югры» |
|
Итого: 33 часа |
К концу первого года обучения учащиеся должны:
а) знать:замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места поселка;
героев хантыйских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;
3-5 лекарственных растений;
ядовитые растения;
основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
б) уметь:вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.
Тематическое планирование для 2 класса
№ п/п |
Тема |
Часы |
Содержание теоретической части |
Практическая часть |
Примечание |
1 |
Мой дом – Белый Яр |
1 ч. |
Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, поселок – её часть. |
Конкурс рисунков к Дню нефтяника «Мой папа нефтяник» |
|
2 |
«Край, в котором мы живем» |
1 ч. |
Географическое расположение, климатические особенности |
викторина |
|
3 |
Мир природы «хвойные и лиственные деревья» |
1 ч. |
деревья |
Кроссворд |
|
4 |
«Хозяева тайги» Проект. |
1 ч. |
Символы, образы края |
Сообщение «о символике края» |
|
5 |
Растительный мир округа, поселка Белый Яр |
1 ч. |
Особенности растительного мира поселка |
Экскурсия по экологической тропе |
|
6 |
Экскурсия в зал этнографии в краеведческом музее |
1 ч. |
Рассказ сотрудников музея о жизни и быте народа ханты |
Составление генеалогического древа семьи |
|
7 |
Место на карте |
1 ч. |
Расположение и значение поселка |
Работа с картой России, ХМАО-Югра (местоположение округа, поселка) |
|
8 |
Дата поселка. проект |
1 ч. |
Важные даты в истории развития поселка |
Составление календаря знаменательных событий |
|
9 |
Иллюстрация гербов городов округа |
1 ч. |
Гербы и символы |
Изготовление с детьми и родителями гербов городов ХМАО |
|
10 |
«Символика поселка» |
1 ч. |
Символы поселка |
Выставка рисунков «Каким может быть герб нашего поселка» |
|
11 |
Социальный мир поселка |
1 ч. |
Жители поселка |
Игра «Поиграем в экономику» |
|
12 |
Люди различных национальностей нашего поселка |
1 ч. |
Жители поселка |
Выставка «национальный костюм» |
|
13 |
Лица поселка |
1 ч. |
Люди, оказавшие большое значение для поселка |
Встреча людьми – первооткрывателями п. Белый Яр |
|
14 |
«Все профессии важны, все профессии нужны». Проект. |
1 ч. |
Профессии поселка |
Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» |
|
15 |
Природный мир «Нефть – богатство края» |
1 ч. |
Значение открытия нефти для жизни поселка |
викторина |
|
16 |
Искусство в поселке |
1 ч. |
Развитие традиций искусства |
Встреча с людьми искусства |
|
17 |
Что читают белоярцы?! |
1 ч. |
Белоярская библиотека |
Экскурсия в библиотек |
Начало проекта «Я и мой поселок» |
18 |
«Конкурс знатоков родного края» |
1 ч. |
История, важные даты и вехи поселка |
Игра |
|
19 |
Имя в истории. Проект |
1 ч. |
История появления названий улиц |
кроссворд |
|
20 |
1 ч. |
Составление альманаха «Где моя улица, где мой дом» |
| ||
21 |
«Я и мой поселок» |
1ч. |
Защита ученических проектов |
Проект «Каким я вижу поселок» |
|
22 |
1 ч. |
| |||
23 |
Как это было… |
1 ч. |
Белый Яр в годы войны |
Сочинение «Мой прадедушка герой» |
|
24 |
Мы – помним! |
1 ч. |
История появления памятника погибшим |
Экскурсия к мемориал «Павшим в годы ВОВ» |
|
25 |
Начало пути… |
1 ч. |
История образования на Белом Яру |
Создание газеты о школе |
|
26 |
Школьная жизнь |
1ч . |
Традиции нашей школы |
экскурсия |
|
27 |
Я – ученик моей школы. Проект |
1 ч. |
Достижения школы, значение её в жизни учащихся |
Личное портфолио |
|
28 |
Природа Белого Яра весной |
1 ч. |
Погодные условия |
Календарь погоды поселка |
|
29 |
«Лекарственные растения нашего поселка» |
2ч. |
Лекарственные растения, прорастающие на территории нашего поселка |
Оформление пособия «Лекарственные растения нашего поселка» |
|
30 |
| ||||
31 |
Поселок в любое время года |
1 ч. |
Природа поселка во все времена года |
Создание буклета |
|
32 |
Мой поселок |
1 ч. |
|
Конкурс рисунков «Мой поселок родной» |
|
33 |
«Знай и люби вою малую Родину» |
1 ч. |
Итоговое занятие по всем разделам |
Конкурс знатоков |
|
Итого: 34ч.
По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории поселка, округа;
· Основные традиции школы;
· Различать символик Белого Яра;
· Название близлежащих улиц;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
Уметь:
· Оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;
· Правила безопасности в природе и на улицах поселка;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 3 класса
№ п/п |
Тема |
Часы |
Содержание теоретической части |
Практическая часть |
Примечание |
1 |
Сургутский район |
1 ч. |
История создания района |
|
|
2 |
Точка на карте |
1 ч. |
Месторасположение на карте ХМАО Сургутского района |
Работа с картой |
|
3 |
Вехи истории. проект |
1 ч. |
Основные даты развития Сургутского района |
Газета «Дата – событие» |
|
4 |
Символика Сургутского района |
1 ч. |
Основные символы и гербы поселений Сургутского района |
Создание герба района |
|
5 |
Климат |
1 ч. |
Климатические условия Сургутского района |
Создание календаря наблюдений за погодой |
|
6 |
Экскурсия в природу |
2 ч. |
Растительный мир Сургутского района |
Составление альманаха «Знаменитые растения Сургутского района» |
|
7 |
| ||||
8 |
Звери, обитающие на территории нашего района |
2 ч. |
Животный мир района |
кроссворд |
|
9 |
викторина |
| |||
10 |
Рыбное богатство |
2 ч. |
Охрана рыбных богатств |
Создание газеты «Рыбное разнообразие Сургутского района» |
|
11 |
| ||||
12 |
Охраняемые виды живого |
1 ч. |
Растения, животные Сургутского района, занесенные в Красную книгу |
Составление отчета |
|
13 |
Заповедные места |
1 ч. |
Малая Сосьва и Юганский заповедник |
кроссворд |
|
14 |
Национальное разнообразие |
1 ч. |
Многообразие национальностей, проживающих на территории Сургутского района |
викторина |
|
15 |
Коренные народы Сургутского района. проект |
1 ч. |
Быт коренных народов на территории Сургутского района |
Сообщения учащихся |
|
16 |
Нефть – наше богатство |
1 ч. |
Значение открытия нефти для развития района |
викторина |
|
17 |
Все профессии района |
1 ч. |
Профессии работников Сургутского района |
Сочинение «Кем работают мои родители?» |
|
18 |
Предприятия района |
2 ч. |
Основные предприятия Сургутского района |
Конкурс рисунков |
|
19 |
| ||||
20 |
Что дает наш район округу? |
1 ч. |
Значение Сургутского района |
Сочинение «Чем я помогу, когда вырасту району» |
|
21 |
Богатство талантов |
1ч. |
Писатели, художники родного района |
Конкурс |
|
22 |
Они создали историю… |
2 ч. |
Вклад различных людей в историю района |
Встреча со знаменитыми людьми района |
|
23 |
| ||||
24 |
«Эхо войны» |
1 ч. |
Сургутский район в годы войны |
Создание газеты «Аллея славы» |
|
25 |
Памятники Сургутского района |
1 ч. |
Основные памятники Сургутского района, павшим воинам |
Посещение мемориала |
|
26 |
Начало пути… |
1 . |
История появления образования на территории Сургутского района |
Буклет школы «Школы Сургутского района» |
|
27 |
Святые места… Проект |
2 ч. |
История появления святых мест на территории района |
Создание макета. |
|
28 |
| ||||
29 |
Сургутский район весной |
1 ч. |
|
Экскурсия по тропе природы |
|
30 |
Памятные места Сургутского района |
1 ч. |
Памятники, административные места, хранящие историю Сургутского района |
Календарь памятных мест |
|
31 |
Мой дом в Сургутском районе |
1 ч. |
|
Составление карты поселок на территории Сургутского района |
|
32 |
Обобщение |
1 ч. |
|
Конкурс знатоков Сургутского района |
|
33 |
+ 2 ч. Резерв. Итого: 34 часа |
|
|
|
|
По окончанию третьего года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории района;
· Различать символику Сургутского района;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 4 класса
№ п/п |
Тема |
Часы |
Содержание теоретической части |
Практическая часть |
Примечание |
1 |
Мой дом — Югра |
1 ч. |
Расположение Югры, описание |
Нахождение на карте России округа |
|
2 |
Мой адрес -Сибирь |
1 ч. |
Значение округа для страны |
Сочинение « Каким я вижу наш округ в будущем» |
|
3 |
Облик родной земли |
2 ч. |
Описание родного края в различных произведениях |
Собрание самых красочных произведений о крае. |
|
4 |
Творческий отчет |
| |||
5 |
Река Обь – многогранная и незабываемая |
1 ч. |
Река Обь. Протяженность основные притоки. |
Конкурс рисунков |
|
6 |
Река кормилица. Проект |
2 ч. |
Основное «население» Оби |
Составление буклеты |
|
7 |
| ||||
8 |
Приглашаем в путешествие по реке |
1 ч. |
Стихи и проза о Оби. Мифы и легенды |
Сочинение «Матушка – Обе» |
|
9 |
Мой дом на карте России |
1 ч. |
История заселения Югры |
Сообщения о первооткрывателях |
|
10 |
Приключение двуглавого орла |
1 ч. |
История появления государственного герба |
Конкурс рисунков |
|
11 |
Символ родной земли |
1 ч. |
Гимн и флаг |
|
|
12 |
Геральдика Югры |
1 ч. |
Наука геральдика. Гербы городов Югры. История их появления |
Сочинение «Какие события в судьбе города, служат поводом для гордости?» |
|
13 |
« В некотором царстве в некотором государстве…». Проект |
3 ч. |
Странные герои веселых хантыйских сказок. Умные сказки. Небылицы |
Конкурс иллюстраций к хантыйским сказкам. Составление книжки собственных сказок. |
|
14 |
| ||||
15 |
| ||||
16 |
Народная мудрость Югорого края |
2 ч. |
Быт и традиции. Основные занятия. |
Творческая работа по созданию орудия быта |
|
17 |
| ||||
18 |
Пословицы и поговорки народов ханты |
1 ч. |
Пословицы народов Севера. Синонимичные с другими народами |
Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок. |
|
19 |
Загадки народов Югры |
1 ч. |
Загадки коренных народов |
Конкурс на самую лучшую загадку. |
|
20 |
Фольклорные праздник (Медвежий праздник) |
2 ч. |
Медвежий праздник |
Сюжетно – ролевые игры. |
|
21 |
Фольклорные праздник (Вороний праздник) |
Вороний праздник |
| ||
22 |
Игры народов ханты и манси. Проект |
2 ч. |
Разнообразие хантыйских игр |
Составление игр для других классов |
|
23 |
Конкурс на считалку для проведения игры |
| |||
24 |
Югорский лес весной |
1 ч. |
Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес. |
Создание газеты |
|
25 |
Многообразие растительного мира Югры. |
1 ч. |
Животный и растительный мир Югры. |
|
|
26 |
Многообразие животного мира Югры |
1 ч. |
Создание газеты «Живой мир Югры |
| |
27 |
Животный и растительный мир Югры |
1 ч. |
|
Игровая программа |
|
28 |
Красная книга Югры Проект. |
1 ч. |
Животные, под охраной закона. |
Создание газеты «Красная книга Югры» |
|
29 |
Мой дом. |
1 ч. |
История малой Родины |
сочинение |
|
30 |
Моя Семья |
1 ч. |
|
Генеалогическое древо семьи |
|
31 |
Обобщение |
1 ч. |
|
Конкурс знатоков родного края. Вручение дипломов. |
|
32 |
+ 2 ч. Резерв Итого: 33 ч. |
|
|
|
|
По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Общие сведения об истории поселка, района, округа;
· Различать символику Сургутского района, ХМАО — Югра;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.
№ |
Вид |
Какие знания, умения, навыки контролируются |
Форма подведения итогов |
1. |
Входящий |
Проверка начальных знаний о родном крае, городе. |
Беседа |
2. |
Текущий |
Усвоение темы «Я и моя семья» |
Устный рассказ, рисунок |
3. |
Текущий |
Усвоение темы «Природа родного края» |
Иллюстрированный тест «Природа родного края» |
4. |
текущий |
Усвоение тем: «Мой поселок», «Край, в котором я живу» |
Проект |
5. |
Итоговый |
Усвоение программы за год |
Итоговый тест |
Список литературы для учителя:
1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
4. Древний город на Оби: История Сургута / [под ред. В. И. Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.
5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.
6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.
7. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю. А. Дорохов; ред. Ю. В. Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.
8. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.
Список литературы для детей:
1.
История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: учебник для старших классов
2.Мы — дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2006г.
3. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.
4. Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А. Щукин; фот.: А. Щукин [и др.]; авт. текста: Л. И. Попкова, Н. М. Попкова]. – Москва: MV, 2000.
05 мая 2012
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Популярное
Образовательные вебинары
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»
- Вебинар «Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»