В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Чёрная пятница! С 20 по 22 ноября 2024 г. Скидки 75% на ВСЁ! Подробнее

Сведения, которые полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте.

Сведения, которые полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте.

Татьяна Ермакова
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:11просмотров: 3101 комментариев: 9
Краткое описание
Информационное просвещение.
Описание
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?
Но основные причины подобного явления — нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также не сформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Остановимся на сущности этих причин и уточним некоторые термины.
Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной по­следовательности .
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.
То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонема­тическом восприятии каждого звука родного языка.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.
В нашей практике встречались случаи, когда в 2 года малыши имели абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различали на слух и произносили все звуки родного языка. Применительно к таким детям можно говорить об окончательной сформированности  фонетико-фонематических представлений.
Однако такое явление можно принять только как частный случай. В большинстве своем дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ, Щ на СЬ и наоборот), не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки т д.) Приведенные факторы несомненно свидетельствуют о незаконченности процесса фор­мирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться парал­лельно с нормализацией произношения, вплоть до окончательного завершения последней.
Но, с другой стороны, правильное произношение в самостоятельной речи не всегда явля­ется показателем  сформированности фонематического восприятия. И это положение  неоднократно подтверждалось нашей практикой.
Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Что же такое звуковой анализ?
Под звуковым анализом понимается
1. определение порядка слогов и звуков в слове,
2. установление различительной роли звука,
3. выделение основных,  качественных характеристик звука.
Можно обобщенно сформулировать разницу между фонематическим восприятием  и звуковым анализом  (при норме речевого развития ребенка).
Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Далее, фонематическое восприятие — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая. Еще один фактор: фонематическое вос­приятие формируется в период от года до четырех лет, звуковой анализ — в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме. Остановимся подробнее на связи фонематического восприятия и произношения.
В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных — согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких — глухих или мягких — твердых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребенок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное раз­витие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить» («Вопросы обучения произношению». М., 1937).
Мы проанализировали ведущую роль фонематического восприятия в становлении правильного произношения, а также связь этих двух процессов. Рассмотрим, какова роль правильного произношения при обучении ребенка грамоте.
Только при четком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо Ш — С, вместо Р — Ли т.п.), способствует закреплению у малыша существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Совер­шенно естественно, что занимаясь со взрослыми чтением или письмом, такой ребенок будет постоянно испытывать досаду, раздражение, неудовольствие.
Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Подчеркнем, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Подобранная нами система работы  делает возможным освоение элементов грамоты уже в 4 года.
Этот тест для всех, от мала до велика, кто хочет знать, находится ли он в группе риска.
Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге какого пальца было прикосновение.
Результат.
Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о риске возникновения дислексии, дисграфии.
Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия, столь необходимого для успешного обучения чтению и письму.
О причинах, порождающих дисграфию и дислексиюю.
Многие серьезные проблемы учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Два полушария головного мозга, кора которых обеспечивает высшую нервную деятельность, неодинаковы как по своим размерам, так и по функциям.
У тех людей, кого принято называть правшами, — большим по объему и весу является левое полушарие. У мужчин подобная асимметрия полушарий выражена особенно ярко, у женщин она чуть меньше, но также присутствует.
Правое и левое полушария управляют «своей» половиной тела. Так левое полушарие «отвечает» за движение правой половины тела: правой руки, ноги, правого глаза; и, наоборот, правое полушарие приводит в действие левую половину тела.
Между двумя полушариями существует анатомическая связь.
Для слаженной, совместной работы обоих полушарий, требуется их функциональная связь.
Функциональная связь полушарий формируется в период младенчества. Именно период ползанья является важнейшим этапом для ее полноценного формирования. Уже в младенческом возрасте (в процессе деятельности тела) закладывается качество взаимодействия полушарий мозга.
Если в младенчестве ребенок ползает много и достаточно продолжительное время, то благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног (правая рука – левая нога, левая рука – правая нога) складывается и координация движений, и координация деятельности полушарий мозга между собой, и координация мозга и тела в целом. В этом случае у ребенка естественным образом формируется совместная деятельность полушарий, т.е. какое бы полушарие в данный момент ни работало, второе помогает ему. Таким образом, мозолистое тело становится «мостом» между полушариями.
Если же период ползанья у ребенка сокращен, двигательная активность ребенка невысокой или в развитии ребенка вообще «выпал» этот период (малыш встал и пошел), то в дальнейшем появляется излишний сознательный контроль за действиями тела. В наиболее тяжелых случаях такой ребенок похож на сороконожку, которая раздумывает, с какой ноги ей пойти. В этом случае активность одного из полушарий «выключает», блокирует деятельность второго полушария. Мозолистое тело становится своеобразным барьером, разделяющим одно полушарие мозга от другого и каждое из полушарий от одноименной половины тела. Вследствие чего у такого ребенка нарушается взаимодействие мозг – тело и координация полушарий отсутствует.
Каждый из способов взаимодействия полушарий мозга, возникнув в младенчестве, позднее закрепляется и сказывается на всей деятельности ребенка – как физической, так и интеллектуальной.
Если у малыша сформирована совместная деятельность полушарий (мозолистое тело является «мостом» между полушариями), то это становится полноценной основой дальнейшего развития и успешного обучения ребенка.
Если взаимодействие между полушариями головного мозга отсутствует (мозолистое тело является «барьером»), то это становится препятствием и дефектной основой дальнейшего развития и обучения ребенка. Кроме того, такой ребенок испытывает трудности в обучении, которые сказываются на его нервно-психическом здоровье.
Отсутствие слаженности в работе левого и правого полушарий – основная причина трудностей в учебе, в том числе и возникновении дисграфии и дислексии у ребенка.
Объединить два полушария в единое целое, соединить их усилия – вот путь устранения трудностей обучения, решение проблем и в учебе, и в других видах деятельности ребенка.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 19300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Татьяна
18.06.2012 09:38
Замечательный материал для работы с детьми в группах комбинированной направленности! Обязательно использую в своей работе!
TVGold TVGold
3.02.2015 11:05
ДИСЛЕКСИЯ - это НЕ причина по которой ваш ребёнок с трудом овладевает техникой чтения или безграмотно пишет.
Имя: Татьяна Гогуадзе
e-mail: t.goguadze@gmail.com
www.dyslexia24.ru
Роза
18.06.2012 09:44
Хороший материал! Полезен в использовании не только логопедам, но и воспитателям и родителям!
Ольга
18.06.2012 11:34
Очень интересно и доступно не только педагогам, но и родителям.Спасибо!Буду использовать в своей работе.
Дарья
18.06.2012 21:37
Я, как учитель начальных классов, знаю о проблемах нарушения чтения и письма у детей начальной школы (дисграфия, дислексия). В данном материале подробно описаны проблемы порождения этих нарушений. Думаю данный материал будет полезен не только учителям начальной школы, но и родителям наших детей, т.к.очень сложно исправить эти нарушения в начальной школе одному педагогу (без взаимного участия родителей). Материал предоставлен доступным, понятный языком. Спасибо!
Людмила
18.06.2012 22:00
Считаю,что предложенные логопедом Волковой С.Н. занятия с дошкольниками ОНР своевременны. Материал доступен
в использовании как в педагогическом процессе, так и в домашних условиях. Спасибо!
Ирина
20.06.2012 09:47
Представленный материал является актуальным для родителей. Считаю, что данная проблема является одной из острых и актуальных проблем на сегодняшний день при обучению детей дошкольного возраста грамоте. Родителям дается понятие звукового анализа. Тут же можно протестировать своего ребенка на предрасположенность к нарушениям чтения и письма. А значит во время начать коррекцию данных процессов. Представленный материал полностью соответствует заявленной теме.
Людмила
20.06.2012 23:11
Сведения представленные в данной статье актуальны. Многие родители самостоятельно обучают
своих детей грамоте , не подозревая , что мало учить  буквы. Данный  материал окажет брльшую
помощь. Очень интересен и прост тест. Данная разработка соответствует заявленной автором теме
Сергей Колодин
31.07.2012 12:26
Уважаемая Татьяна!

Пожалуйста, добавьте текстовый файл разработки, оформленный согласно критериям Требований к публикации материалов в библиотеке Портала.

С уважением, С.А. Колодин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров