Обобщение опыта "Самовыражение воспитанников посредством арт-терапии"
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………… Арт-терапевтические упражнения: «Мое настроение»…………………………………………………………… «Что мне в себе нравится...»………………………………………… «Прекрасный сад»…………………………………………………………… «Дружба»…………………………………………………………………………. «Сундук того, что меня огорчает» ………………………………. «Волшебные зеркала»……………………………………………………. «Нарисуй свой страх»……………………………………………………. «Защитный амулет»………………………………………………………… Заключение ……………………………………………………………………. Список литературы ……….………………………………………………… | 3 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Арт-терапия имеет большие возможности в работе с детьми, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции. При словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения переживаний.
Внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания, сновидения. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов.
В ходе занятия дети:
— выражают эмоции и чувства, связанные с переживаниями своих проблем и самого себя;
— ведут активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
— отрабатывают любые неприятные чувства: обиду, гнев, страх и т.д.;
— ведут поиск точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений (в работах группы детей). Занятие с элементами арт-терапии проводиться индивидуально, либо в группе (для начала из двух или трёх человек).
Начинать можно по-разному. Некоторые занятия начинаются с первоначального обсуждения, некоторые — спонтанно, другие — по взаимному соглашению.
Перед каждым занятием детям напоминают, что нет правильного или неправильного, а также рассказывается, что существует множество способов выразить мысли, чувства, идеи:
1) посредством различных форм, цвета и текстуры;
2) посредством предметного изображения;
3) с помощью символов;
4) с использованием фигурок из палочек, готовых картинок;
5) сочетая все эти способы.
Ребёнку предоставляется возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Для работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, гуашью, пастелью часто используются также цветная бумага, фольга, ткани, бисер, глина, пластилин, песок, дерево и другие материалы. Необходимо также иметь ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д. Затем ребёнок переходит к изобразительной деятельности, выбирая для себя подходящие материалы и средства.
Очень важно при этом сочетать приемы арт-терапии с приемами формирования коммуникативных и речевых навыков: побуждать ребенка рассказывать, что он хотел изобразить, что получилось и что не очень. Ненавязчивые вопросы педагога помогают ребенку, переживая образы, обрести свою цельность, неповторимость и индивидуальность.
Разработки, представленные в данном пособии, рекомендованы воспитателям и психологам детских образовательных учреждений. Их можно использовать как элемент в составе воспитательно-развивающего занятия, а также как самостоятельное занятие.
Арт-терапевтические упражнения
«Мое настроение»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, преодоление негативных переживаний.
Материалы: бумага А4, цветная бумага, масляные краски, клей, ножницы, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, кисточки.
Процедура: Предлагается изобразить настроение или чувства при помощи только форм, линий, цветов, текстуры, тональности и т. д., но не с помощью конкретных предметов. Можно попросить ребенка изобразить его настроение сейчас или же как он себя чувствовал в какой-то конкретной ситуации. Лучше всего это упражнение дать после обсуждения того, как различные цвета и формы могут создать различное настроение (например, красный может выражать возбуждение, гнев или энергию; гладкие формы могут казаться более спокойными, чем острые).
Однако важно помнить о том, что восприятие цвета или формы может различаться у разных людей и народов. Нельзя приписывать цвета и формы определенному настроению или чувству, нельзя давать им какое-то одно толкование.
Вопросы:
1.Какое чувство вы испытывали когда рисовали рисунок?
2.Какой ваш любимый цвет?
3.Почему были выбраны именно эти цвета?
«Что мне в себе нравится...»
Цель: Повышение уверенности в себе, формирование положительной Я –концепции, повышение самооценки.
Материалы: цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, бумага А4.
Процедура: Это упражнение можно начать с общего обсуждения, например, того, «что нам нравится в самих себе». Или поговорить о качествах или поведении, которые мы ценим, а затем изобразить это в виде движений.
«Я нравлюсь себе, когда я двигаюсь так...»
«Я чувствую себя слабым, когда я делаю так...»
«Я чувствую себя сильным, когда я выгляжу таким...»
«Я чувствую себя в безопасности, когда я сделаю так...» и т. д.
Вопросы:
1.Что вам нравится в самих себе?
2.На кого ты хотел бы быть похож?
3.Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования?
4.Какие качества вы цените в других?
«Прекрасный сад»
Цель: развитие воображения, самоинтереса, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии.
Материалы: цветные карандаши, фломастеры, ножницы, цветная бумага, бумага А4, бумага А3.
Процедура: Воспитанники изображают себя в виде какого-нибудь растения, реального или выдуманного. По желанию они рассказывают о своем рисунке (лучше всего — в парах). Затем они их вырезают и размещают на большом листе бумаги, формируя один красивый сад (можно добавить границы и т. д.).
Вопросы:
1.Какое твоё любимое растение или цветок?
2. Если бы ты был растением, то каким? Почему?
3. Какие бы у тебя были листья? С зазубринами или гладкие?
4. Были ли бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета?
3.Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования?
«Дружба»
Цель: Развитие групповой сплочённости, сотрудничества, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими.
Материалы: цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, бумага А4.
Процедура
1. Визуализация. «Закрой глаза и представь себя в качестве друга. Мы все можем быть хорошими друзьями людям, которые нам не безразличны, по крайней мере, некоторое время.
2. Рисунок. «Я хороший друг, потому что...». Каждый может представить свои качества как друга как угодно, например, как собрание рисунков, картинок-настроений.
Вопросы:
1.Какой ты друг?
2.Представь, что ты дружишь сам с собой. С какими проблемами ты помог бы себе справиться?
3. Чем с тобой было бы интересно заниматься?
4. Чем бы ты мог помочь? Чем ты можешь поделиться с собой как с другом?»
3.Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования?
«Сундук того, что меня огорчает»
Цель: Преодоление негативных переживаний, снижение психоэмоционального напряжения.
Материалы: цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, цветной картон, бумага А4.
Процедура: «Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук все, что тебя огорчает или сердит, и там всё это
надежно заперто. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь достать это из сундука. А когда закончишь — можно положить это обратно. Нарисуй или построй свой сундук. Затем нарисуй или создай
изображения того, что тебя огорчает или сердит, и положи их в сундук».
Вопросы:
1.Как вы себя чувствуете?
2.Как бы вы назвали свой рисунок?
3.Что изображено на рисунке? Расскажи?
4.Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования?
«Волшебные зеркала»
Цель: формирование положительной Я-концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.
Материалы: цветные карандаши, фломастеры, бумага А4.
Процедура: Воспитанникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.
Вопросы:
1.Какой человек выглядит симпатичнее?
2.На кого ты сейчас похож?
3.В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
4.На кого ты хотел бы быть похож?
5.Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?
«Нарисуй свой страх»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, ленточки, пуговицы, бисер, бумага А4.
Процедура: Воспитанникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Воспитанники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего воспитанникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
Вопросы:
1.Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
2.Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
3.Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
4.Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
5.Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?
«Защитный амулет»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Материалы: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.
Процедура: Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.
Вопросы:
1.Представьте свой амулет другим.
2.Как действует ваш амулет?
3.Какими свойствами он обладает?
4.Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?
5.Почему были выбраны именно эти материалы?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочего им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. Понятно, что составляющая термина “арт” акцентирует внимание на изобразительном творчестве. Однако в процессе работы зачастую используются музыка, движения, сочинение историй.
В результате использования элементов арт-терапии на занятиях дети в возрасте от 7 до 10 лет научились вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности, у них произошло более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний), исчезли неадекватные формы поведения, наладились способы взаимодействия с другими детьми, а также дети приобрели хобби, научились новым видам прикладного искусства.
Использование искусства в качестве терапевтического фактора наиболее доступно для педагога, тем более что специальных медицинских знаний при этом не требуется.
Список литературы
1. Практикум по арт-терапии [Текст] / под ред.А.И.Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.
2. http://www.trepsy.net
-
Фамилия, имя, отчество автора Хакимова Юлия Маратовна
-
Место проживания (город, поселок), область, край, регион; Кемеровская область, город Прокопьевск
-
Название учебного заведения; Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья» (МКОУ «Детский дом № 6»)
-
Должность: Воспитатель
-
Тема: Методическое пособие «Самовыражение воспитанников посредством арт-терапии»
-
Возрастная категория: 7-10 лет
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………. Арт-терапевтические упражнения: «Мое настроение»……………………………………………………………… «Что мне в себе нравится...»……………………………………… ……… «Прекрасный сад»……………………………………………………………… «Дружба»………………………………………………………………………………… «Сундук того, что меня огорчает» ……………………………………… «Волшебные зеркала»………………………………………………………… «Нарисуй свой страх»………………………………………………………… «Защитный амулет»……………………………………………………………. Заключение …………………………………………………………………………… Список литературы ……….………………………………………………………… |
3 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Арт-терапия имеет большие возможности в работе с детьми, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции. При словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения переживаний.
Внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания, сновидения. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов.
В ходе занятия дети:
- выражают эмоции и чувства, связанные с переживаниями своих проблем и самого себя;
- ведут активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
- отрабатывают любые неприятные чувства: обиду, гнев, страх и т.д.;
- ведут поиск точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений (в работах группы детей). Занятие с элементами арт-терапии проводиться индивидуально, либо в группе (для начала из двух или трёх человек).
Начинать можно по-разному. Некоторые занятия начинаются с первоначального обсуждения, некоторые — спонтанно, другие — по взаимному соглашению.
Перед каждым занятием детям напоминают, что нет правильного или неправильного, а также рассказывается, что существует множество способов выразить мысли, чувства, идеи:
1) посредством различных форм, цвета и текстуры;
2) посредством предметного изображения;
3) с помощью символов;
4) с использованием фигурок из палочек, готовых картинок;
5) сочетая все эти способы.
Ребёнку предоставляется возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Для работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, гуашью, пастелью часто используются также цветная бумага, фольга, ткани, бисер, глина, пластилин, песок, дерево и другие материалы. Необходимо также иметь ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д. Затем ребёнок переходит к изобразительной деятельности, выбирая для себя подходящие материалы и средства.
Очень важно при этом сочетать приемы арт-терапии с приемами формирования коммуникативных и речевых навыков: побуждать ребенка рассказывать, что он хотел изобразить, что получилось и что не очень. Ненавязчивые вопросы педагога помогают ребенку, переживая образы, обрести свою цельность, неповторимость и индивидуальность.
Разработки, представленные в данном пособии, рекомендованы воспитателям и психологам детских образовательных учреждений. Их можно использовать как элемент в составе воспитательно-развивающего занятия, а также как самостоятельное занятие.
Арт-терапевтические упражнения
«Мое настроение»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, преодоление негативных переживаний.
Материалы: бумага А4, цветная бумага, масляные краски, клей, ножницы, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, кисточки.
Процедура: Предлагается изобразить настроение или чувства при помощи только форм, линий, цветов, текстуры, тональности и т. д., но не с помощью конкретных предметов. Можно попросить ребенка изобразить его настроение сейчас или же как он себя чувствовал в какой-то конкретной ситуации. Лучше всего это упражнение дать после обсуждения того, как различные цвета и формы могут создать различное настроение (например, красный может выражать возбуждение, гнев или энергию; гладкие формы могут казаться более спокойными, чем острые).
Однако важно помнить о том, что восприятие цвета или формы может различаться у разных людей и народов. Нельзя приписывать цвета и формы определенному настроению или чувству, нельзя давать им какое-то одно толкование.
Вопросы:
1.Какое чувство вы испытывали когда рисовали рисунок?
2.Какой ваш любимый цвет?
3.Почему были выбраны именно эти цвета?
«Что мне в себе нравится...»
Цель: Повышение уверенности в себе, формирование положительной Я –концепции, повышение самооценки.
Материалы: цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, бумага А4.
Процедура: Это упражнение можно начать с общего обсуждения, например, того, «что нам нравится в самих себе». Или поговорить о качествах или поведении, которые мы ценим, а затем изобразить это в виде движений.
«Я нравлюсь себе, когда я двигаюсь так...»
«Я чувствую себя слабым, когда я делаю так...»
«Я чувствую себя сильным, когда я выгляжу таким...»
«Я чувствую себя в безопасности, когда я сделаю так...» и т. д.
Вопросы:
1.Что вам нравится в самих себе?
2.На кого ты хотел бы быть похож?
3.Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования?
4.Какие качества вы цените в других?
«Прекрасный сад»
Цель: развитие воображения, самоинтереса, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии.
Материалы: цветные карандаши, фломастеры, ножницы, цветная бумага, бумага А4, бумага А3.
Процедура: Воспитанники изображают себя в виде какого-нибудь растения, реального или выдуманного. По желанию они рассказывают о своем рисунке (лучше всего — в парах). Затем они их вырезают и размещают на большом листе бумаги, формируя один красивый сад (можно добавить границы и т. д.).
Вопросы:
1.Какое твоё любимое растение или цветок?
2. Если бы ты был растением, то каким? Почему?
3. Какие бы у тебя были листья? С зазубринами или гладкие?
4. Были ли бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета?
3.Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования?
«Дружба»
Цель: Развитие групповой сплочённости, сотрудничества, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими.
Материалы: цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, бумага А4.
Процедура
1. Визуализация. «Закрой глаза и представь себя в качестве друга. Мы все можем быть хорошими друзьями людям, которые нам не безразличны, по крайней мере, некоторое время.
2. Рисунок. «Я хороший друг, потому что...». Каждый может представить свои качества как друга как угодно, например, как собрание рисунков, картинок-настроений.
Вопросы:
1.Какой ты друг?
2.Представь, что ты дружишь сам с собой. С какими проблемами ты помог бы себе справиться?
3. Чем с тобой было бы интересно заниматься?
4. Чем бы ты мог помочь? Чем ты можешь поделиться с собой как с другом?»
3.Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования?
«Сундук того, что меня огорчает»
Цель: Преодоление негативных переживаний, снижение психоэмоционального напряжения.
Материалы: цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, цветной картон, бумага А4.
Процедура: «Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук все, что тебя огорчает или сердит, и там всё это надежно заперто. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь достать это из сундука. А когда закончишь — можно положить это обратно. Нарисуй или построй свой сундук. Затем нарисуй или создай
изображения того, что тебя огорчает или сердит, и положи их в сундук».
Вопросы:
1.Как вы себя чувствуете?
2.Как бы вы назвали свой рисунок?
3.Что изображено на рисунке? Расскажи?
4.Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования?
«Волшебные зеркала»
Цель: формирование положительной Я-концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.
Материалы: цветные карандаши, фломастеры, бумага А4.
Процедура: Воспитанникам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.
Вопросы:
1.Какой человек выглядит симпатичнее?
2.На кого ты сейчас похож?
3.В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?
4.На кого ты хотел бы быть похож?
5.Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?
«Нарисуй свой страх»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, ленточки, пуговицы, бисер, бумага А4.
Процедура: Воспитанникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Воспитанники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего воспитанникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
Вопросы:
1.Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
2.Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
3.Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
4.Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
5.Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?
«Защитный амулет»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Материалы: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.
Процедура: Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.
Вопросы:
1.Представьте свой амулет другим.
2.Как действует ваш амулет?
3.Какими свойствами он обладает?
4.Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?
5.Почему были выбраны именно эти материалы?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочего им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. Понятно, что составляющая термина “арт” акцентирует внимание на изобразительном творчестве. Однако в процессе работы зачастую используются музыка, движения, сочинение историй.
В результате использования элементов арт-терапии на занятиях дети в возрасте от 7 до 10 лет научились вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности, у них произошло более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний), исчезли неадекватные формы поведения, наладились способы взаимодействия с другими детьми, а также дети приобрели хобби, научились новым видам прикладного искусства.
Использование искусства в качестве терапевтического фактора наиболее доступно для педагога, тем более что специальных медицинских знаний при этом не требуется.
Список литературы
1. Практикум по арт-терапии [Текст] / под ред.А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2001. - 448 с.
- Вебинар «Развитие поисково-исследовательской активности ребёнка в семейном воспитании как одна из главных образовательных задач ФГОС ДО»
- Вебинар «Формирование детского коллектива как основа позитивной социализации»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Автодидактические игры как средство развития детской самостоятельности и активности в соответствии с ФГОС ДО»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»