Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную
2. Формирование у учащихся навыков и умений переводить числа из любой системы счисления в десятичную.
3. Повышение интереса к изучаемой теме и предмету.
4. Развитие логического мышления.
5. Воспитание аккуратности, настойчивости и целеустремлённости в достижении поставленной цели.
Тест по теме «Системы счисления»
1 вариант
-
В зависимости от способа изображения чисел системы счисления делятся на:
А) арабские и римские;
Б) позиционные и непозиционные;
В) представление в виде ряда и в виде разрядной сетки.
-
Двоичная система счисления имеет основание:
А) 10; Б) 8; В) 2.
-
Для представления чисел в шестнадцатеричной системе счисления используются:
А) цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита от A до F;
Б) буквы латинского алфавита от A до Q;
В) числа от 0 до 16.
-
В какой системе счисления может быть записано число 402:
А) двоичной; Б) троичной;
В) пятеричной; Г) восьмеричной.
-
Чему равно число DXXVII в десятичной системе счисления:
А) 527; Б) 499; В)474.
-
Недостатком непозиционной системы счисления является:
А) сложно выполнять арифметические действия;
Б)ограниченное число символов, необходимых для записи числа;
В) различное написание цифр у разных народов.
-
Даны системы счисления: двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная. Запись вида 352:
А) отсутствует в двоичной системе счисления;
Б) отсутствует в восьмеричной системе счисления;
В) существует во всех названных системах счисления.
-
Какие цифры используются в семеричной системе счисления:
А) 0, 1, 6; Б) 0, 8, 9; В) 0, 6, 7.
-
Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа 341, 123, 222, 111:
А) 3; Б) 4; В) 5.
-
Когда 2 • 2 = 11?
А) в двоичной системе счисления;
Б) в троичной системе счисления;
В) в четвертичной системе счисления.
-
Как записывается максимальное 4-разрядное положительное число в троичной системе счисления?
А) 2222; Б) 1111; В) 3333
-
Цифры – это:
А) символы, участвующие в записи числа;
Б) буквы, участвующие в записи числа;
В) пиктограммы, участвующие в записи числа.
Тест по теме «Системы счисления»
2 вариант
-
Система счисления – это:
А) представление числа в экспотенциальной форме;
Б) представление чисел с постоянным положением запятой;
В) способ представления чисел с помощью символов, имеющих определенное количественное значение;
-
Пятеричная система счисления имеет основание:
А) 5; Б) 3; В) 4.
-
Для представления числа в восьмеричной системе счисления используются цифры:
А) от 1 до 8; Б) от 0 до 9; В) от 0 до 7.
-
В какой системе счисления может быть записано число 750?
А) в восьмеричной; Б) в семеричной;
В) в шестнадцатеричной.
-
Чему равно число CDXIV в десятичной системе счисления?
А) 616; Б) 614; В) 414.
-
Преимуществом позиционной системы счисления является:
А) сложно выполнять арифметические действия;
Б)ограниченное число символов, необходимых для записи числа;
В) различное написание цифр у разных народов.
-
Даны системы счисления: двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная. Запись вида 692:
А) отсутствует в десятичной системе счисления;
Б) отсутствует в восьмеричной системе счисления;
В) существует во всех называемых системах счисления
-
Какие цифры используются в семеричной системе счисления?
А) 0, 1, 6; Б) 0, 8, 9; В) 1, 6, 7
-
Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа: 432, 768, 568, 243?
А) 10; Б) 8; В) 9.
-
Когда 2 • 2 = 11?
А) в пятеричной системе счисления;
Б) в троичной системе счисления;
В) в четвертичной системе счисления.
-
Как записывается максимальное 3-разрядное положительное число в четверичной системе счисления:
А) 333; Б) 222; в) 3333.
-
Число – это:
А) ряд символов;
Б) обозначение некоторой величины;
В) набор знаков.
Тема
урока: «Перевод
чисел из любой системы счисления в
десятичную».
Предмет:
Информатика
Класс:
9
Учебник:
Н.В.Макарова. Информатика. Учебник для
7-9 класса
Тип
урока:
урок изучения нового материала.
Этапы
урока:
-
Организационный.
-
Повторение теоретического материала.
-
Сообщение темы и цели урока.
-
Изучение нового материала
-
Закрепление изученного материала.
-
Задание на дом.
-
Подведение итогов.
Оборудование:
-
Мультимедийный проектор.
-
Раздаточный материал.
-
Презентация.
Цели
урока:
1. Развитие
знаний, умений и навыков по теме.
2.
Формирование у учащихся навыков и умений
переводить числа из любой системы
счисления в десятичную.
3.
Повышение интереса к изучаемой теме и
предмету.
4.
Развитие логического мышления.
5.
Воспитание аккуратности, настойчивости
и целеустремлённости в достижении
поставленной цели.
Ход урока
1)
Организационная
часть.
Приветствие
учащихся и контроль посещаемости.
2)
Повторение
теоретического материала.
Выполнение
теста:
Тест
по теме «Системы счисления»
1 вариант
-
В зависимости от способа изображения чисел системы счисления делятся на:
А) арабские и римские;
Б) позиционные и непозиционные;
В) представление в виде ряда и в виде разрядной сетки.
-
Двоичная система счисления имеет основание:
А) 10; Б) 8; В) 2.
-
Для представления чисел в шестнадцатеричной системе счисления используются:
А) цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита от A до F;
Б) буквы латинского алфавита от A до Q;
В) числа от 0 до 16.
-
В какой системе счисления может быть записано число 402:
А) двоичной; Б) троичной;
В) пятеричной; Г) восьмеричной.
-
Чему равно число DXXVII в десятичной системе счисления:
А) 527; Б) 499; В)474.
-
Недостатком непозиционной системы счисления является:
А) сложно выполнять арифметические действия;
Б)ограниченное число символов, необходимых для записи числа;
В) различное написание цифр у разных народов.
-
Даны системы счисления: двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная. Запись вида 352:
А) отсутствует в двоичной системе счисления;
Б) отсутствует в восьмеричной системе счисления;
В) существует во всех названных системах счисления.
-
Какие цифры используются в семеричной системе счисления:
А) 0, 1, 6; Б) 0, 8, 9; В) 0, 6, 7.
-
Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа 341, 123, 222, 111:
А) 3; Б) 4; В) 5.
-
Когда 2 • 2 = 11?
А) в двоичной системе счисления;
Б) в троичной системе счисления;
В) в четвертичной системе счисления.
-
Как записывается максимальное 4-разрядное положительное число в троичной системе счисления?
А) 2222; Б) 1111; В) 3333
-
Цифры – это:
А) символы, участвующие в записи числа;
Б) буквы, участвующие в записи числа;
В) пиктограммы, участвующие в записи числа.
2 вариант
-
Система счисления – это:
А) представление числа в экспотенциальной форме;
Б) представление чисел с постоянным положением запятой;
В) способ представления чисел с помощью символов, имеющих определенное количественное значение;
-
Пятеричная система счисления имеет основание:
А) 5; Б) 3; В) 4.
-
Для представления числа в восьмеричной системе счисления используются цифры:
А) от 1 до 8; Б) от 0 до 9; В) от 0 до 7.
-
В какой системе счисления может быть записано число 750?
А) в восьмеричной; Б) в семеричной;
В) в шестнадцатеричной.
-
Чему равно число CDXIV в десятичной системе счисления?
А) 616; Б) 614; В) 414.
-
Преимуществом позиционной системы счисления является:
А) сложно выполнять арифметические действия;
Б)ограниченное число символов, необходимых для записи числа;
В) различное написание цифр у разных народов.
-
Даны системы счисления: двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная. Запись вида 692:
А) отсутствует в десятичной системе счисления;
Б) отсутствует в восьмеричной системе счисления;
В) существует во всех называемых системах счисления
-
Какие цифры используются в семеричной системе счисления?
А) 0, 1, 6; Б) 0, 8, 9; В) 1, 6, 7
-
Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней можно записать числа: 432, 768, 568, 243?
А) 10; Б) 8; В) 9.
-
Когда 2 • 2 = 11?
А) в пятеричной системе счисления;
Б) в троичной системе счисления;
В) в четвертичной системе счисления.
-
Как записывается максимальное 3-разрядное положительное число в четверичной системе счисления:
А) 333; Б) 222; в) 3333.
-
Число – это:
А) ряд символов;
Б) обозначение некоторой величины;
В) набор знаков.
Ключ ответов
-
вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
б
в
а
в
а
а
а
а
в
в
а
а
2
в
а
в
а
в
б
б
а
а
а
в
б
3)
Сообщение
темы и цели урока.
Сегодня
мы познакомимся с правилами
перевода чисел из любой системы счисления
в десятичную и
выполним задания по переводу чисел из
любой системы счисления
в десятичную.
4) Изучение нового материала (презентация)
Слайд №2
Алгоритм перевода чисел из любой системы счисления в десятичную
-
Представьте число в развернутой форме. При этом основание системы счисления должно быть представлено в десятичной системе счисления
2. Найдите сумму ряда. Полученное число является значением числа десятичной системы счисления.
Слайд №3
Перевод чисел из любой системы счисления в десятичную
Например, переведем число 10112 в десятичную систему счисления. Для этого представим это число в виде степеней двойки и произведем вычисления в десятичной системе счисления.
10112 = 1*23 + 0*22 + 1*21 + 1*20 = 1*8 + 0*4 + 1*2 + 1*1 = 8 + 0 + 2 + 1 = 1110
Рассмотрим еще один пример. Переведем число 52,748 в десятичную систему счисления.
52,748 = 5*81 + 2*80 + 3*8-1 + 4*8-2 = 5*8 + 2*1 + 7*1/8 +4*1/64 = 40 + 2 + 0,875 + 0,0625 = 42,937510
Слайд №4
Перевод чисел из 8-ой системы счисления в 10-ую
Перевод чисел из 16-ой системы счисления в 10-ую
Слайд №5
Алгоритм перевода целых двоичных чисел в систему счисления с основанием q = 2n.
1. Двоичное число разбить справа налево на группы по n в каждой.
2. Если в левой последней группе окажется меньше n разрядов, то ее надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов.
3. Рассмотреть каждую группу как n-разрядное двоичное число и записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q = 2n
Слайд №6
Пример
Перевести число 11001010011010101112 в восьмеричную систему счисления.
Разбиваем число на группы по три цифры – триады (т.к. Q =8, 8=2n, n =3) слева на право и, пользуясь таблицей, записываем соответствующее восьмеричное число
001 |
100 |
101 |
001 |
101 |
010 |
111 |
1 |
4 |
5 |
1 |
5 |
2 |
7 |
Дополняем.
Получаем: 1451278
Слайд №7
Пример
Перевести число 11001010011010101112 в шестнадцатеричную систему счисления.
Разбиваем число на группы по три цифры – триады (т.к. q =16, 16=2n, n =4) слева направо и, пользуясь таблицей, записываем соответствующее шестнадцатеричное число
0110 |
0101 |
0011 |
0101 |
0111 |
6 |
5 |
3 |
5 |
7 |
Дополняем.
Получаем: 6535716
III.Закрепление
-
Переведите число 11012 в десятичную систему счисления.
-
Переведите число 0,1235 в десятичную систему счисления.
-
Переведите число 16,48 в десятичную систему счисления.
IV.Домашнее задание Н.В.Макарова Информатика. Учебник тема 23.2стр 306, учебник-конспект (Составитель Сумцова О.В.) стр. 81, 82
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
Оформление предложенной Вами разработки не соответствует критериям
* фамилия, имя, отчество автора;
* место проживания (город, поселок), область, край, регион;
* название учебного заведения;
* продолжительность урока;
* логотип Портала.
Также прошу Вас обратить внимание на наличие в разработке орфографических ошибок и ошибок форматирования текста, а также размытую графику в презентации.
В работе отсутствует список использованной литературы и источников сети Интернет.
С уважением, С.А. Колодин.