Облачные сервисы в учебном процессе
Краткое описание
Выполнить обзор современных «облачных сервисов», используемых в образовательном пространстве. Рассмотреть практическое применение в учебном процессе.
Описание
Облачные сервисы в учебном процессе
Каракулина Наталия Сергеевна,
учитель информатики
первой категории
МБОУ Гимназия
г. Урай ХМАО-Югра
Характеристики современного аппаратного обеспечения меняются и совершенствуются практически ежедневно, и любая российская школа вряд ли сможет обновлять свою техническую базу в соответствии с быстро меняющимися вычислительными возможностями современных компьютеров и обеспечивать учебный процесс последними новинками компьютерной техники. Такая же ситуация с программным обеспечением, предполагающим немалые материальные затраты на поддержание соответствующего информационного обслуживания учащихся.
Как показывает опыт развитых зарубежных стран, отличным решением этих проблем является внедрение в учебный процесс «облачных технологий».
«Облачная обработка данных – это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в Интернете и временно кэшируется на клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, игровых приставках, ноутбуках, смартфонах и …». То есть, можно не иметь какую-либо программу на своём компьютере, а получить её для работы в Интернете, как услугу.
Первым человеком, который произнес словосочетание «cloud computing» был Эрик Шмидт – генеральный директор компании Google (рис. 1).
Почему именно «ОБЛАКА»?
Многие интересуются, почему сервисы удаленных вычислений обработки данных называются именно «ОБЛАЧНЫМИ» сервисами.
На этот вопрос есть несколько ответов. Во-первых, традиционное изображение Интернета на диаграммах компьютерных сетей выполняется именно в виде облака. Во-вторых, облака – это символ удаленности от конкретного пользователя. В-третьих – образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали (рис. 2).
Так что «облачные» – это, грубо говоря, метафора, которая прижилась в ИТ-мире как один из самых удачных терминов, передающих суть самого явления.
ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ – для чего это нужно?
В целом сервисы «облачных» вычислений представляют собой приложения, доступ к которым обеспечивается через Интернет посредством обычного интернет-браузера или других сетевых приложений. Это могут быть и развлекательные, и служебные, и специализированные приложения.
Главное отличие от привычного метода работы с ПО заключается в том, что пользователь использует не ресурсы своего ПК, а компьютерные ресурсы и мощности, которые предоставляются ему как интернет-сервис. При этом пользователь имеет полный доступ к собственным данным и возможность работы с ними, но не может управлять той же операционной системной, программной базой, вычислительными мощностями и т.д., с помощью которых эта работа происходит.
Подобный подход имеет целый ряд плюсов:
Для школ неоспоримым преимуществом выноса части работы в «облако» является снижение затрат на обслуживание, поддержку, модернизацию и администрирование «железа» и программного обеспечения на месте.
В образовательных учреждениях России облачные сервисы изначально появились в основном как бесплатные хостинги почтовых служб. Другие многочисленные инструменты облачных вычислений для образования практически не использовались в силу недостаточности информации о них и отсутствия практических навыков их использования для учебных целей.
И только сравнительно недавно ученическое сообщество и преподаватели по достоинству начали оценивать инновационные IT-приложения, например, Google Groups, Microsoft Office Web Apps, Amazon EC2. Лучший способ подготовки школьников к работе с новейшими IT-технологиями – внедрение этих технологий в образовательный процесс.
В основе концепции облачных сервисов лежит идея переноса основной нагрузки по производству, поддержанию, обработке и обеспечению безопасности ресурсов, используемых школой, из информационной инфраструктуры в дата-центры производителей сетевых сервисов.
Эта идея хорошо знакома – услугами облачного сервиса электронной почты пользуются все из нас, у кого есть Вебмейл аккаунт на gmail.com, mail.ru, yandex.ru и др. Современные облачные сервисы стремятся довести идею «доверения» внешнему интернет-сервису до абсолюта. И трудно не согласиться с тем, что у интернет-гигантов, таких, как Google, Yandex, IBM или Amazon, гораздо больше возможностей по хранению, защите от вирусов и хакеров и обработке наших данных, чем у администраторов школьных сетей, да и у нас самих.
Категории облаков (рис. 3)
«Программное обеспечение как услуга» (Software as a Service, сокр. SaaS) — это модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к ПО через Интернет. Все затраты на поддержку работоспособности приложения берет на себя поставщик, пользователь же оплачивает только сам факт использования «облачного» ПО. Пользователю не надо в одночасье выкладывать большую сумму денег на приобретение лицензии, а разработчик защищен от несанкционированного использования и распространения своего продукта.
«Платформа как услуга» (Platform as a Service, сокр. PaaS) — предоставление платформы с определенными характеристиками для разработки, тестирования, развертывания, поддержки веб-приложений и т.д.
«Инфраструктура как услуга» (Infrastructure as a Service, сокр. IaaS) — предоставление клиенту разнообразной компьютерной инфраструктуры: серверов, систем хранения данных, сетевого оборудования, а также ПО для управления этими ресурсами. Клиенты избавляются от необходимости приобретения дорогостоящего оборудования. Заказчик платит только за то, что ему в данный промежуток времени необходимо. Как пример подобного рода программ можно привести тот же онлайновый MS Office или «1С: Предприятие», а также некоторые антивирусные решения.
Моделей ОБЛАЧНЫХ вычислений достаточно много, но большинство из них ориентировано на бизнес. С другой стороны, услуг, предоставляемых для обычных пользователей по модели SaaS, уже существует великое множество и немалым количеством из них мы уже давно пользуемся. Среди офисных пакетов можно назвать Google Docs и MS Office, а также Zoho Writer. Многие из подобных сервисов умеют не только форматировать документы, но и экспортировать и импортировать файлы других форматов, плюс проверять орфографию на удобном для Вас языке. Любители порисовать пользуются сервисами Photoshop, Pixlr и Lunapic. А любители создавать презентации могут применить, в частности, Slideboom, Slideshare, Sliderocket, Prezi.Даже создать собственный веб-сайт без наличия продвинутых знаний по веб-программированию и специального ПО можно в «облаке», например, воспользовавшись сервисом FastEsite. Ну а такие имена, как LastFM, Flickr, YouTube, Facebook, MySpace, Яндекс и т.д. в особом представлении не нуждаются.
Если в своей работе вы активно используете информационные технологии, то рано или поздно перед вами встанет проблема эффективного хранения ваших электронных документов. Можно конечно хранить документы на флэшке, но ее можно потерять или забыть, она может сломаться.
Всего этого можно избежать, если использовать облачное хранилище данных. В этом случае ваши файлы будут хранится в облаке и на любом компьютере вы будете иметь к ним доступ при наличии канала в Интернет.
Существует большое количество бесплатных сервисов, предоставляющих подобные услуги. На мой взгляд наиболее функциональные: Dropbox, Яндекс диск, и запущенный недавно Googleдиск.
Основные возможности:
Облачные сервисы задают новое измерение для учебной ситуации, в которой у каждого ученика есть свой, подключенный к сети, ноутбук. Как только сеть выходит за пределы компьютерного класса, обнаруживается, что предела-то больше и нет. Сеть может быть где угодно – в спортивном зале, в коридоре, на улице. И, с точки зрения модели «1 ученик: 1 компьютер», – это очень существенный рывок вперед. Что же сегодня происходит в мире образовательных облачных сервисов?
Впереди всех бодрым шагом идут, задавая планку в этой области и подкупая комплексностью своих решений, Google Apps for Education. К, сожалению, в российских школах мало еще используемый сервис.
В самом общем виде, образовательные сервисы, существующие сегодня внутри «облака», можно подразделить на три больших категории: хранение, обработка данных и совместная деятельность (рис. 4).
Основные преимущества, которые могут дать облачные технологии школам:
ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ – это не только будущее, во многом это уже и настоящее. Ведь в повседневной суете мы не обращаем много внимания на настоящие облака, но это не отменяет того факта, что они существуют и определенную роль в нашей жизни играют.
Список использованных материалов
Каракулина Наталия Сергеевна,
учитель информатики
первой категории
МБОУ Гимназия
г. Урай ХМАО-Югра
Характеристики современного аппаратного обеспечения меняются и совершенствуются практически ежедневно, и любая российская школа вряд ли сможет обновлять свою техническую базу в соответствии с быстро меняющимися вычислительными возможностями современных компьютеров и обеспечивать учебный процесс последними новинками компьютерной техники. Такая же ситуация с программным обеспечением, предполагающим немалые материальные затраты на поддержание соответствующего информационного обслуживания учащихся.
Как показывает опыт развитых зарубежных стран, отличным решением этих проблем является внедрение в учебный процесс «облачных технологий».
«Облачная обработка данных – это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в Интернете и временно кэшируется на клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, игровых приставках, ноутбуках, смартфонах и …». То есть, можно не иметь какую-либо программу на своём компьютере, а получить её для работы в Интернете, как услугу.
Первым человеком, который произнес словосочетание «cloud computing» был Эрик Шмидт – генеральный директор компании Google (рис. 1).
Почему именно «ОБЛАКА»?
Многие интересуются, почему сервисы удаленных вычислений обработки данных называются именно «ОБЛАЧНЫМИ» сервисами.
На этот вопрос есть несколько ответов. Во-первых, традиционное изображение Интернета на диаграммах компьютерных сетей выполняется именно в виде облака. Во-вторых, облака – это символ удаленности от конкретного пользователя. В-третьих – образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали (рис. 2).
Так что «облачные» – это, грубо говоря, метафора, которая прижилась в ИТ-мире как один из самых удачных терминов, передающих суть самого явления.
ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ – для чего это нужно?
В целом сервисы «облачных» вычислений представляют собой приложения, доступ к которым обеспечивается через Интернет посредством обычного интернет-браузера или других сетевых приложений. Это могут быть и развлекательные, и служебные, и специализированные приложения.
Главное отличие от привычного метода работы с ПО заключается в том, что пользователь использует не ресурсы своего ПК, а компьютерные ресурсы и мощности, которые предоставляются ему как интернет-сервис. При этом пользователь имеет полный доступ к собственным данным и возможность работы с ними, но не может управлять той же операционной системной, программной базой, вычислительными мощностями и т.д., с помощью которых эта работа происходит.
Подобный подход имеет целый ряд плюсов:
- пользователь может задействовать ПК практически любой конфигурации для выполнения ресурсоемких задач;
- облачные технологии позволяют работать в любом месте, пользователь не привязан к месту работы, и может использовать любой ПК, имеющий подключение к Интернету;
- пользователь застрахован от сбоев в работе в случае поломки машины, и может легко делиться результатами работы с другими людьми, либо же вести совместную работу.
Для школ неоспоримым преимуществом выноса части работы в «облако» является снижение затрат на обслуживание, поддержку, модернизацию и администрирование «железа» и программного обеспечения на месте.
В образовательных учреждениях России облачные сервисы изначально появились в основном как бесплатные хостинги почтовых служб. Другие многочисленные инструменты облачных вычислений для образования практически не использовались в силу недостаточности информации о них и отсутствия практических навыков их использования для учебных целей.
И только сравнительно недавно ученическое сообщество и преподаватели по достоинству начали оценивать инновационные IT-приложения, например, Google Groups, Microsoft Office Web Apps, Amazon EC2. Лучший способ подготовки школьников к работе с новейшими IT-технологиями – внедрение этих технологий в образовательный процесс.
В основе концепции облачных сервисов лежит идея переноса основной нагрузки по производству, поддержанию, обработке и обеспечению безопасности ресурсов, используемых школой, из информационной инфраструктуры в дата-центры производителей сетевых сервисов.
Эта идея хорошо знакома – услугами облачного сервиса электронной почты пользуются все из нас, у кого есть Вебмейл аккаунт на gmail.com, mail.ru, yandex.ru и др. Современные облачные сервисы стремятся довести идею «доверения» внешнему интернет-сервису до абсолюта. И трудно не согласиться с тем, что у интернет-гигантов, таких, как Google, Yandex, IBM или Amazon, гораздо больше возможностей по хранению, защите от вирусов и хакеров и обработке наших данных, чем у администраторов школьных сетей, да и у нас самих.
Категории облаков (рис. 3)
«Программное обеспечение как услуга» (Software as a Service, сокр. SaaS) — это модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к ПО через Интернет. Все затраты на поддержку работоспособности приложения берет на себя поставщик, пользователь же оплачивает только сам факт использования «облачного» ПО. Пользователю не надо в одночасье выкладывать большую сумму денег на приобретение лицензии, а разработчик защищен от несанкционированного использования и распространения своего продукта.
«Платформа как услуга» (Platform as a Service, сокр. PaaS) — предоставление платформы с определенными характеристиками для разработки, тестирования, развертывания, поддержки веб-приложений и т.д.
«Инфраструктура как услуга» (Infrastructure as a Service, сокр. IaaS) — предоставление клиенту разнообразной компьютерной инфраструктуры: серверов, систем хранения данных, сетевого оборудования, а также ПО для управления этими ресурсами. Клиенты избавляются от необходимости приобретения дорогостоящего оборудования. Заказчик платит только за то, что ему в данный промежуток времени необходимо. Как пример подобного рода программ можно привести тот же онлайновый MS Office или «1С: Предприятие», а также некоторые антивирусные решения.
Моделей ОБЛАЧНЫХ вычислений достаточно много, но большинство из них ориентировано на бизнес. С другой стороны, услуг, предоставляемых для обычных пользователей по модели SaaS, уже существует великое множество и немалым количеством из них мы уже давно пользуемся. Среди офисных пакетов можно назвать Google Docs и MS Office, а также Zoho Writer. Многие из подобных сервисов умеют не только форматировать документы, но и экспортировать и импортировать файлы других форматов, плюс проверять орфографию на удобном для Вас языке. Любители порисовать пользуются сервисами Photoshop, Pixlr и Lunapic. А любители создавать презентации могут применить, в частности, Slideboom, Slideshare, Sliderocket, Prezi.Даже создать собственный веб-сайт без наличия продвинутых знаний по веб-программированию и специального ПО можно в «облаке», например, воспользовавшись сервисом FastEsite. Ну а такие имена, как LastFM, Flickr, YouTube, Facebook, MySpace, Яндекс и т.д. в особом представлении не нуждаются.
Если в своей работе вы активно используете информационные технологии, то рано или поздно перед вами встанет проблема эффективного хранения ваших электронных документов. Можно конечно хранить документы на флэшке, но ее можно потерять или забыть, она может сломаться.
Всего этого можно избежать, если использовать облачное хранилище данных. В этом случае ваши файлы будут хранится в облаке и на любом компьютере вы будете иметь к ним доступ при наличии канала в Интернет.
Существует большое количество бесплатных сервисов, предоставляющих подобные услуги. На мой взгляд наиболее функциональные: Dropbox, Яндекс диск, и запущенный недавно Googleдиск.
Основные возможности:
- хранение данных – вы можете загружать ваши файлы и получать к ним доступ с любого компьютера, подключенного к интернету;
- синхронизация данных – установите программное обеспечение на всех компьютерах, с которыми работаете, и содержимое этих папок будет автоматически синхронизироваться, при добавлении новых, или изменении уже существующих файлов и папок;
- общий доступ к файлам – файлы могут быть доступны любым пользователям, для этого достаточно получить прямую ссылку на нужный файл;
- резервное копирование;
- история изменения файлов;
- высокий уровень защиты данных.
Облачные сервисы задают новое измерение для учебной ситуации, в которой у каждого ученика есть свой, подключенный к сети, ноутбук. Как только сеть выходит за пределы компьютерного класса, обнаруживается, что предела-то больше и нет. Сеть может быть где угодно – в спортивном зале, в коридоре, на улице. И, с точки зрения модели «1 ученик: 1 компьютер», – это очень существенный рывок вперед. Что же сегодня происходит в мире образовательных облачных сервисов?
Впереди всех бодрым шагом идут, задавая планку в этой области и подкупая комплексностью своих решений, Google Apps for Education. К, сожалению, в российских школах мало еще используемый сервис.
В самом общем виде, образовательные сервисы, существующие сегодня внутри «облака», можно подразделить на три больших категории: хранение, обработка данных и совместная деятельность (рис. 4).
Основные преимущества, которые могут дать облачные технологии школам:
- будущая экономия средств на приобретение ПО;
- снижение потребности в помещениях;
- выполнение многих видов учебной работы, контроля и оценки online;
- экономия средств на оплату технических специалистов в школах;
- экономия дискового пространства;
- открытость образовательной среды для учителей и для учащихся.
ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ – это не только будущее, во многом это уже и настоящее. Ведь в повседневной суете мы не обращаем много внимания на настоящие облака, но это не отменяет того факта, что они существуют и определенную роль в нашей жизни играют.
Список использованных материалов
- Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании / К. Г. Кречетников, И. В. Кречетникова / Тихоокеанский военно-морской институт имени С.О. Макарова. – http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf
- Облачные сервисы в образовании / З. С. Сейдаметова, С. Н. Сейтвелиева С.Н. / Крымский инженерно-педагогический университет. – http://ite.ksu.ks.ua/ru/webfm_send/211.
- Khmelevsky Y. Cloud computing infrastructure prototype for university education and research / Youry Khmelevsky, Volodymyr Voytenko // WCCCE'10 Proceedings of the 15th Western Canadian Conference on Computing Education. Article #8. – ACM New York, NY, USA, 2010. – 5 p.
- Lohr S. Google and I.B.M. Join in ‘Cloud Computing’ Research / Steve Lohr // New York Times (08.10.2007). – http://www.nytimes.com/2007/10/08/technology/08cloud.html
- Mell P., Grance T. Effectively and Securely Using the Cloud Computing Paradigm / National Institute of Standards and Technology, Information Technology Laboratory, 2009. – http://csrc.nist.gov/groups/SNS/cloudcomputing/cloud-computing-v26.ppt
- http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=9&showentry=1448
- http://venture-biz.ru/informatsionnye-tekhnologii/205-oblachnye-vychisleniya
01 мая 2012
Файлы
image.zip
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «GOOGLE-формы как практический инструментарий в повседневной деятельности педагога»
- Вебинар «Youtube-канал как неотделимый компонент GOOGLE-аккаунта»
- Вебинар «Использование функционала GOOGLE для создания персонального сайта педагога»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре