Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности"
Краткое описание
Ознакомление учащихся с влиянием человека на природу и созданием Красной книги.
Описание
Конспект урока окружающего мира в 3 классе
по теме: « Природа в опасности ».
Цель: ознакомление учащихся с влиянием человека на природу и созданием Красной книги.
Задачи: 1. Учить правильному поведению в природе, расширить и углубить знания учащихся о животных и растениях Красной книги.
2. Развивать воображение, логическое мышление.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент
Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
II. Сообщение темы и цели урока
Прочитайте тему урока: «Природа в опасности!» (слайд №2)
— Природа находится в опасности, она просит нас о помощи. Мы должны помочь ей, необходимо сохранить богатства природы.
-Первым на Земле этот зов услышал человек, который ближе всех к природе. Он сегодня у нас в гостях. А кто это? Вы должны его узнать, выполнив задания. (слайд №3)
III. Проверка домашнего задания
— Это слово – имя человечка. Для вас этот гость приготовил задания, выполнив которые вы имеете право открыть букву соответствующую номеру задания. (слайд №3)
1 задание
— Что такое «окружающая среда»?
2 задание
— Что изучает наука экология?
3 задание
— Приведите примеры экологических связей:
а) живое неживое,
б) неживое живое
в) растения животные,
г) человек природа.
4 задание
-Составь цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец.
5 задание
— Какое значение для людей имеет экология?
— У нас осталась одна буква, я думаю вы уже догадались, кто же сегодня у нас в гостях ?( Лесовичок) ( слайд №3)
IV. Изучение нового материала
Необходимость бережного отношения к природе – беседа
— На урок Лесовичок принёс запрещающие знаки и хочет проверить, как вы их понимаете и выполняете. (слайд №4)
Далее работа продолжается в тетради (стр.5, задание №4).
— Запишите правила, которые соответствуют данным знакам.
— Ребята, вы запомнили правила вежливости? Не будете ли вы похожи на этого мальчика? Ученик читает стихотворение Т. Ладонникова «Дикарь в лесу» (слайд № 5 )
— Почему мальчик не понравился белочке?
Игра «Выбери правило вежливости»
(слайд № 6)
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2.В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.
3.Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.
4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
( Дети выбирают правила 1, 4, 5, ещё раз зачитывают эти правила.)
Однажды обходил Лесовичок свои владения (слайд № 7).
Глядь, выскочила из воды рыбка и молвит: «Не отпускай ты меня, Лесовичок, назад в воду, моченьки нет, там жить» (слайд №7, включается звук).
- Почему рыбка не хотела оставаться в воде, ведь там – её дом? (слайд №8)
— Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке?
— А кому ещё угрожает опасность? Почему?
Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит его собственному здоровью, так как человек пьёт воду, дышит, использует разнообразных животных и растения (слайд №9).
V. Физкультминутка «Лес» (слайд№10)
А сейчас Лесовичок приглашает всех нас в лес.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
( Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
VI. Охрана природы – лекция учителя (слайд №11)
По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.
Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36 и 94. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.
Работу по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз природы и природных ресурсов ( МСОП ), созданный в 1948 году.
По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и заданы в виде книги. Это и была первая Красная книга. ( слайд №12)
В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.
В Красную книгу России занесены:
а) млекопитающие: сурок-байбак, кулан, красный волк, манул, зубр и другие (слайд №13);
б) птицы: черный аист, скопа, беркут — балобан, казарка, дрофа и др.;
( слайд №14)
в) рыбы: стерлядь, сёмга, ручьевая форель, корюшка, хариус и др.;
( слайд №15)
г) насекомые: подалирий, щелкун каштановый, цикада горная, шмелевидка и др. (слайд №16);
д) растения: венерин башмачок, шафран, кастилея красная, родиола розовая и др. (слайд №17).
Создаются заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной (слайд № 18).
Далее заранее подготовленные ученики рассказывают о редких и вымирающих видах животных и растений, об их охране.
- Так почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник? ( Высказывания детей)
— Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?
Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, прочисти родник, подкорми птиц.
Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы (слайд №19, три картинки ).
- А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? ( Ответы детей.)
— Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила! ( Повторение правил вежливости.)
VII. Задание Лесовичка (слайд №20)
Помоги природе посади дерево, сделай кормушку, запаси на зиму корм для птиц.
VIII. Итог урока
— О чём вы узнали сегодня на уроке?
Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.
Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину» (слайд №20).
Ученик читает стихотворение:
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц.
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли.
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём и ты, и я!
Лесовичок прощается и желает всем удачи. Он отправляется в свои владения.( слайд №21)
IX. Домашнее задание
Прочитать текст на стр. 27-30 учебника; ответить на вопросы раздела
«Проверь себя»;
Литература
Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс. Москва «ВАКО»2004
Н.В.Лободина, Л.И. Рудченко. Окружающий мир. 3-4 классы; поурочные планы. Издательство «Учитель», 2011
по теме: « Природа в опасности ».
Цель: ознакомление учащихся с влиянием человека на природу и созданием Красной книги.
Задачи: 1. Учить правильному поведению в природе, расширить и углубить знания учащихся о животных и растениях Красной книги.
2. Развивать воображение, логическое мышление.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент
Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
II. Сообщение темы и цели урока
Прочитайте тему урока: «Природа в опасности!» (слайд №2)
— Природа находится в опасности, она просит нас о помощи. Мы должны помочь ей, необходимо сохранить богатства природы.
-Первым на Земле этот зов услышал человек, который ближе всех к природе. Он сегодня у нас в гостях. А кто это? Вы должны его узнать, выполнив задания. (слайд №3)
III. Проверка домашнего задания
— Это слово – имя человечка. Для вас этот гость приготовил задания, выполнив которые вы имеете право открыть букву соответствующую номеру задания. (слайд №3)
1 задание
— Что такое «окружающая среда»?
2 задание
— Что изучает наука экология?
3 задание
— Приведите примеры экологических связей:
а) живое неживое,
б) неживое живое
в) растения животные,
г) человек природа.
4 задание
-Составь цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец.
5 задание
— Какое значение для людей имеет экология?
— У нас осталась одна буква, я думаю вы уже догадались, кто же сегодня у нас в гостях ?( Лесовичок) ( слайд №3)
IV. Изучение нового материала
Необходимость бережного отношения к природе – беседа
— На урок Лесовичок принёс запрещающие знаки и хочет проверить, как вы их понимаете и выполняете. (слайд №4)
Далее работа продолжается в тетради (стр.5, задание №4).
— Запишите правила, которые соответствуют данным знакам.
— Ребята, вы запомнили правила вежливости? Не будете ли вы похожи на этого мальчика? Ученик читает стихотворение Т. Ладонникова «Дикарь в лесу» (слайд № 5 )
— Почему мальчик не понравился белочке?
Игра «Выбери правило вежливости»
(слайд № 6)
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2.В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.
3.Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.
4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
( Дети выбирают правила 1, 4, 5, ещё раз зачитывают эти правила.)
Однажды обходил Лесовичок свои владения (слайд № 7).
Глядь, выскочила из воды рыбка и молвит: «Не отпускай ты меня, Лесовичок, назад в воду, моченьки нет, там жить» (слайд №7, включается звук).
- Почему рыбка не хотела оставаться в воде, ведь там – её дом? (слайд №8)
— Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке?
— А кому ещё угрожает опасность? Почему?
Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит его собственному здоровью, так как человек пьёт воду, дышит, использует разнообразных животных и растения (слайд №9).
V. Физкультминутка «Лес» (слайд№10)
А сейчас Лесовичок приглашает всех нас в лес.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
( Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
VI. Охрана природы – лекция учителя (слайд №11)
По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.
Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36 и 94. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.
Работу по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз природы и природных ресурсов ( МСОП ), созданный в 1948 году.
По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и заданы в виде книги. Это и была первая Красная книга. ( слайд №12)
В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.
В Красную книгу России занесены:
а) млекопитающие: сурок-байбак, кулан, красный волк, манул, зубр и другие (слайд №13);
б) птицы: черный аист, скопа, беркут — балобан, казарка, дрофа и др.;
( слайд №14)
в) рыбы: стерлядь, сёмга, ручьевая форель, корюшка, хариус и др.;
( слайд №15)
г) насекомые: подалирий, щелкун каштановый, цикада горная, шмелевидка и др. (слайд №16);
д) растения: венерин башмачок, шафран, кастилея красная, родиола розовая и др. (слайд №17).
Создаются заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной (слайд № 18).
Далее заранее подготовленные ученики рассказывают о редких и вымирающих видах животных и растений, об их охране.
- Так почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник? ( Высказывания детей)
— Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?
Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, прочисти родник, подкорми птиц.
Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы (слайд №19, три картинки ).
- А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? ( Ответы детей.)
— Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила! ( Повторение правил вежливости.)
VII. Задание Лесовичка (слайд №20)
Помоги природе посади дерево, сделай кормушку, запаси на зиму корм для птиц.
VIII. Итог урока
— О чём вы узнали сегодня на уроке?
Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.
Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину» (слайд №20).
Ученик читает стихотворение:
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц.
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли.
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём и ты, и я!
Лесовичок прощается и желает всем удачи. Он отправляется в свои владения.( слайд №21)
IX. Домашнее задание
Прочитать текст на стр. 27-30 учебника; ответить на вопросы раздела
«Проверь себя»;
Литература
Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс. Москва «ВАКО»2004
Н.В.Лободина, Л.И. Рудченко. Окружающий мир. 3-4 классы; поурочные планы. Издательство «Учитель», 2011
Размещено в
разделе:
Общеобразовательное учреждение
Учитель
30 апреля 2012
Файлы
Природа в опасности.rar
Скачать
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Международный вебинар «Требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с НОДА»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Международный вебинар «Методические подходы к конструированию заданий и оцениванию математической грамотности обучающихся в рамках реализации ФООП»