Программа «Формирование потребности здорового образа жизни у слабослышащих детей»
1. Сформировать навыки личной гигиены, переходящие в привычку.
2. Помочь в социально – бытовой адаптации слабослышащего ребенка, начиная с младшего школьного возраста.
Отличительной способностью данной программы по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни, является комплексный характер ее содержания.
Структура программы разработана с учетом психологии слабослышащих детей и их интересов. Программа рассчитана на 3 года обучения в количестве 30 часов в год.
Автор-составитель: Карташева Надежда Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории, КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 II вида»
Цель программы
1. Сформировать навыки личной гигиены, переходящие в привычку.
2. Помочь в социально – бытовой адаптации слабослышащего ребенка, начиная с младшего школьного возраста.
Структура программы разработана с учетом психологии слабослышащих детей и их интересов. Программа рассчитана на 3 года обучения в количестве 30 часов в год, по 2 часа в месяц, продолжительность занятия 30 минут.
Отличительной способностью данной программы по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни, является комплексный характер ее содержания.
Программа предусматривает и сферу общения, включающую в себя формирование и развитие детского коллектива, межличностных отношений. Сфера сознания включает познание себя в мире и предусматривает индивидуальную, творческую работу с воспитанниками, формирование у них положительных качеств личности. Работа в сферах: учебной, практической, творческой деятельности и общения – тесно взаимосвязана и подчинена общей цели – социальной адаптации.
Содержание
1. Программа
«Формирование у детей потребности здорового образа жизни»
2. Приложение № 1
Игровая диагностика «Помоги Мойдодыру»
3. Приложение № 2
«Оздоровительные минутки»
4. Приложение № 3
Советы — памятки
5. Приложение № 4
Пословицы и поговорки
6. Приложение № 5
Сценарии тематических открытых мероприятий
КОУ Омской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 15 II вида»
Согласовано _____________ Утверждаю____________
МО воспитателей Директор школы
________________________
Программа
«Формирование потребности
здорового образа жизни у слабослышащих детей»
срок реализации 3 года
возраст детей 7 – 10 лет
Составитель:
Карташева Н.А.
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Омск 2010 г.
Содержание
-
Программа
«Формирование у детей потребности здорового образа жизни»
-
Приложение № 1
Игровая диагностика «Помоги Мойдодыру»
-
Приложение № 2
«Оздоровительные минутки»
-
Приложение № 3
Советы - памятки
-
Приложение № 4
Пословицы и поговорки
-
Приложение № 5
Сценарии открытых мероприятий
Пояснительная записка
Воспитание – важнейшее явление духовной жизни общества для всех народов и времен. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, развитие человека.
Воспитание – это непосредственное прямое или косвенное, целенаправленное педагогическое воздействие на воспитанника посредством создания определенных условий, способствующих получению знаний, его актуализации и социализации. В условиях современной социально - экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли специального обучения и воспитания в подготовке учащихся к самостоятельной жизни, в решении проблем социализации детей с проблемами слуха. Слабослышащие дети имеют свои психологические особенности. У них рассеянное внимание, плохо развита память, абстрактное мышление. У некоторых учеников есть нарушения в координации движений и у большинства детей выраженное нарушение речи. Что же необходимо воспитывать у современного школьника, чтобы он в полной мере мог проявить себя в этих условиях.
Одним из актуальных аспектов формирования личности ребенка школьного возраста является гигиеническое обучение и воспитание бережного, осознанного отношения к своему здоровью. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации ребенка к жизни в обществе.
Изучая методические пособия, педагогическую и специальную литературу для коррекционных школ, проводя игровую диагностику (см. приложение 1), появилась необходимость в составлении специальной программы «Формирование у детей потребности здорового образа жизни».
В условиях школы – интерната есть все условия и возможности для наиболее успешного формирования не только понятий, но и привычек у детей. Добиться этого возможно только при планомерной и систематической работе.
Так, наметившаяся во всей образовательной системе тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья, явилась необходимостью создания образовательно – оздоровительной программы по валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» - наука), начиная с младшего школьного возраста, т.е. с 1 класса. Данная программа по валеологии ориентирована на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей необходима совместная работа педагогов и родителей.
Взаимосвязь с окружающим миром в данной программе предполагает созерцательно – познавательную позицию ребенка на начальном этапе. Активное взаимодействие осуществляется через организацию всех видов деятельности: познавательную, трудовую, художественную, спортивно – оздоровительную.
Данная программа включает в себя обучение детей и имеет практическую направленность. Коррекционная направленность обучения и воспитания у детей гигиенических навыков в данной программе прослеживается в подборе форм и методов, информационного материала, дидактических пособий, специально адаптированных для восприятия слабослышащих детей с учетом их психических особенностей.
Цель программы
-
Сформировать навыки личной гигиены, переходящие в привычку.
-
Помочь в социально – бытовой адаптации слабослышащего ребенка, начиная с младшего школьного возраста.
Общие и коррекционные задачи.
-
Привитие детям навыков личной гигиены и обучение их самообслуживанию.
-
Формирование и закрепление гигиенических требований к телу, одежде, жилищу и осознанное выполнение этих правил.
-
Познакомить учащихся со строением и функциями организма человека.
-
Создать условия для формирования у слабослышащих детей потребности в здоровом образе жизни.
-
Развитие речи и навыков общения, обеспечивающих усвоение школьниками норм коммуникативного поведения согласно возрастной норме.
Отличительной способностью данной программы является комплексный характер ее содержания. Также программа предусматривает и сферу общения, включающую в себя формирование и развитие детского коллектива, межличностных отношений, помощь друг другу.
Сфера сознания включает познание мира, себя и предусматривает индивидуальную, творческую работу с воспитанниками, формирование у них положительных качеств личности. Работа в сферах: учебной, практической, творческой деятельности и общения – тесно взаимосвязана и подчинена общей цели – социальной адаптации и готовит к непосредственному включению в жизнь.
Структура программы разработана с учетом психологии слабослышащих детей и их интересов. Программа рассчитана на 3 года обучения в количестве 30 часов в год, по 2 часа в месяц. Занятия по 30 минут.
Первый год обучения: построен с учетом знаний и умений детей. Они знакомятся с предметами и правилами личной гигиены, а именно: даются знания, вырабатываются умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия в конфликтных ситуациях. Активным ребятам самим предоставляется возможность проводить со сверстниками оздоровительные минутки. Ребята учатся общению (см. Приложение 2).
Второй год обучения: уделять внимание познавательной активности слабослышащих детей с использованием ТСО (технических средств обучения). Научить детей самостоятельно выполнять правила личной гигиены. Следить за чистотой классной комнаты и спальни.
Третий год обучения: ребята должны самостоятельно знать и пользоваться предметами личной гигиены. Уметь оказывать первую помощь при небольших ранах, ссадинах, ушибах, укусах насекомых. Педагог должен уделять внимание и вопросам нравственности слабослышащих учащихся.
В конце каждого года обучения необходимо проводить диагностику достижений учащихся. Занятия на данных этапах проходят по принципу первого с усвоением нового материала и практическим закреплением навыков предыдущих этапов в режимных моментах. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минуты, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, деловые игры, вопрос – ответы «Доктора – природы»), необходимые для развития навыков ребенка.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить преемственность специфики дошкольного и младшего школьного возраста. Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строение человека, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений. Особое внимание надо уделять беседам по актуальной теме «Вредные привычки и их преодоление». Необходимо ставить перед учениками проблемные вопросы, уметь вовремя дать указание, пояснение или дополнение к ответу. Совместный поиск решения проблемы негативного влияния на здоровье нужно разнообразить заданиями, примерами, чтобы поддерживать интерес детей к данной проблеме. Хороший результат дают ситуационные игры:
-
«Спаси зуб от кариеса»
-
«Как настроение?»
-
«Парикмахерская» и т.д.
Из каждого тематического дня вытекают правила «Утром, после сна, мой глаза и руки», «Не читай лежа», «Не ковыряй в носу», «От курения желтеют зубы».
Эти правила необходимо оформлять наглядно, использовать в словарной работе и закреплять в повседневной жизни слабослышащих детей. Для положительного результата в работе по программе необходимо привлекать в помощь родителей. В работе с родителями используются заметки – памятки (см. Приложение №3).
Я, как автор данной программы, считаю, что такая работа помогает детям в самопознании, в умении помочь самому себе и ощутить себя счастливым и здоровым, т.е. занятия должны приносить детям чувство удовлетворенности, легкости и желание прийти снова. Беседы, игры, праздники не только расширяют знания и словарный запас слабослышащих детей, но и учат правильно выражать свои мысли, строить предложения, осмысленно применять в своей речи полученные знания. Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность.
Методы и формы образовательного процесса.
В ходе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
-
объяснительно – иллюстрационные, наглядные, словесные, игровые;
-
самопроверка, самооценка, вовлечение и привлечение к творчеству;
-
стимулирование деятельности, поручение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
-
метод контроля и управления образовательно – воспитательным процессом, самоанализ.
В процессе обучения используются различные формы организации познавательного процесса. Это – творческие занятия, беседы, речевые и ситуационные игры, праздники, конкурсы, экскурсии, индивидуальные консультации. Все это помогает слабослышащим детям приобрести уверенность в своих способностях.
Программа основана на следующих принципах
обучения и воспитания:
-
Основной принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленного на развитие личности и индивидуальности ребенка;
-
Принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности учащихся при руководящей роли воспитателя;
-
Систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности;
-
Наглядности и доступности обучения;
-
Принцип связи обучения с жизнью;
-
Принцип прочности знаний;
-
Принцип коллективности.
Средства обучения
-
Учебно – методическая литература, картинки, плакаты;
-
Дидактический материал: карточки задания, таблицы, лото и т.д.;
-
ТСО – видео, диапроектор, телевидение, радио;
-
Образцы средств гигиены.
Организация образовательно-воспитательного процесса:
Программа рассчитана на 3 года обучения для 1-3 классов коррекционной школы – интерната. Продолжительность одного занятия 30 минут, занятия проводятся 2 раза в неделю. Первый день – беседа; 2 день - закрепление и повторение материала с практическим применением. На этих занятиях оценок нет.
Содержание программы
На занятиях используются теоретический и практический методы обучения.
Теоретический метод включает в себя рассказ педагога с использованием наглядности: картин, образцов, средств гигиены, рисунков, плакатов, таблиц и т.д. При помощи этого демонстрационного материала поясняются задачи стоящие перед учеником.
Практический метод:
-
Выбор темы;
-
Введение игровых моментов;
-
Театрализованность в занятиях;
-
Оздоровительные минутки.
Содержание реализуется по направлениям: организация воспитательной деятельности, развитие коллектива, воспитание личности.
Организация воспитательной деятельности реализуется в следующих видах:
-
спортивно – оздоровительная;
-
познавательная, коррекционно – развивающая деятельность, включает в себя развитие кругозора, пополнение словарного запаса слабослышащего ребенка, улучшение моторики движений;
-
общественно – полезная работа (оформление уголка класса, школы, столовой, спальни, помощь в организации мероприятий).
Формирование и развитие коллектива включает в себя коллективную творческую деятельность, развитие самоуправления, свободное разновозрастное общение, создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.
Искусство общения – является одной из проблемных сфер слабослышащих детей. Программа способствует адаптации слабослышащего ребенка в социуме, через общение со слышащими сверстниками, с которыми встречаются на праздниках, спортивно – оздоровительных играх. Формируют навыки общения.
Тематический план.
Тематический план, предложенный в программе, очень объемный и дает возможность педагогу варьировать темы в зависимости от поставленных целей, уровня подготовленности учащихся и материально - технических возможностей.
1 год обучения – 30 часов (15 – теории, 15 – практики)
2 год обучения – 30 часов (15 – теории, 15 – практики)
3 год обучения – 30 часов (15 – теории, 15 – практики)
Примерное распределение часов представлено в тематическом плане.
Т – теория; П – практика; В – всего. с – сентябрь, о – октябрь и т.д.
1класс
№ п/п |
Темы |
1 класс |
месяц |
||
Т |
П |
В |
|||
|
Беседы |
|
|
|
|
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
с |
2 |
В здоровом теле здоровый дух |
1 |
1 |
2 |
с |
3 |
Оформление уголка «Мойдодыр» |
1 |
1 |
2 |
с |
4 |
Советы доктора Воды и Мыла |
|
1 |
1 |
о |
5 |
Друзья Вода и Мыло |
1 |
1 |
2 |
о |
6 |
Да здравствует мыло душистое |
1 |
1 |
2 |
н |
7 |
«Чтобы зубы не болели» |
1 |
1 |
2 |
н |
8 |
«Зубная паста – здоровое дыхание» |
1 |
1 |
2 |
д |
9 |
«Микробы и здоровье» |
1 |
1 |
2 |
д |
10 |
Волосы и уход за ними |
1 |
1 |
2 |
д |
11 |
Конкурс «Волшебная расческа» |
1 |
1 |
2 |
я |
12 |
Уход за руками и ногами |
1 |
|
1 |
ф |
13 |
Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» |
|
1 |
1 |
ф |
14 |
Постельное белье и вечерний туалет |
1 |
1 |
2 |
м |
15 |
Сон – лучшее лекарство |
1 |
|
1 |
м |
16 |
«Мой внешний вид» |
1 |
|
1 |
а |
17 |
Игровой праздник «Доктора природы» |
|
1 |
1 |
а |
18 |
Спортивная эстафета «Кто лучше и быстрее» |
|
1 |
1 |
м |
19 |
Праздник «Доктора природы» |
1 |
1 |
1 |
м |
Итого |
15 |
15 |
30 |
|
2 класс
№ п/п |
Темы |
1 класс |
месяц |
||
Т |
П |
В |
|||
1 |
Режим школьника – закон для меня |
1 |
|
1 |
с |
2 |
Одежда школьника. Мои вещи |
1 |
1 |
2 |
с |
3 |
«Рабочие инструменты» человека |
1 |
1 |
2 |
о |
4 |
Уход за руками и ногами |
1 |
1 |
2 |
о |
5 |
«Чтобы уши слышали» |
1 |
1 |
2 |
н |
6 |
Гигиена полости рта |
1 |
1 |
2 |
н |
7 |
Игра «Спасите зуб от кариеса» |
|
1 |
1 |
д |
8 |
Глаза – главные помощники человека |
1 |
1 |
2 |
д |
9 |
Здоровая пища для всей семьи |
1 |
1 |
2 |
я |
10 |
Уборка классной комнаты |
1 |
1 |
2 |
я |
11 |
Гигиена сна |
1 |
|
1 |
ф |
12 |
«Сон – лучшее лекарство» |
1 |
1 |
2 |
ф |
13 |
«Будем вежливы» |
1 |
1 |
2 |
м |
14 |
Краткое знакомство с организмом человека |
1 |
1 |
2 |
м |
15 |
Осанка – стройная спина |
1 |
1 |
2 |
а |
16 |
Как закаляться. Обтирание и обливание |
1 |
1 |
2 |
а |
17 |
Праздник «Друзья Мойдодыра» |
|
1 |
1 |
м |
Итого |
15 |
15 |
30 |
|
З класс
№ п/п |
Темы |
1 класс |
месяц |
||
Т |
П |
В |
|||
1 |
«Дружи с водой» |
1 |
1 |
2 |
с |
2 |
Как следует питаться |
1 |
1 |
2 |
с |
3 |
Гигиена жилища |
1 |
1 |
2 |
о |
4 |
Я учусь дежурить в спальне |
1 |
1 |
2 |
о |
5 |
Я знаю как научить другого дежурить |
1 |
1 |
2 |
н |
6 |
Беседа «Я – ученик» |
1 |
|
1 |
н |
7 |
Огонек здоровья (Викторина) |
|
1 |
1 |
д |
8 |
«Дружная семья» (спортивный праздник) |
|
1 |
1 |
д |
9 |
Как защититься от простуды и гриппа |
1 |
|
1 |
я |
10 |
Как не простудиться |
1 |
1 |
2 |
я |
11 |
Воды холодной не бойся, ежедневно мойся |
1 |
1 |
2 |
ф |
12 |
Вредные привычки и их преодоление |
1 |
|
1 |
ф |
13 |
Я здоровье сберегу, сам себе я помогу |
1 |
1 |
2 |
м |
14 |
Если кожа повреждена |
1 |
1 |
2 |
м |
15 |
Травмоопасные участки в школе и первая помощь |
1 |
1 |
2 |
а |
16 |
Предупреждение дорожно-транспортных происшествий |
1 |
1 |
2 |
а |
17 |
Первая помощь при укусах насекомых |
1 |
1 |
2 |
м |
18 |
Игра по станциям «Будь здоров» |
|
1 |
1 |
м |
Итого |
15 |
15 |
30 |
|
Содержание занятий
1 класс
Тема: «В здоровом теле – здоровый дух».
Цели:
-
разъяснить учащемуся понятие «здоровое тело»;
-
познакомить с основными правилами личной гигиены;
-
воспитывать желание быть чистоплотным, аккуратным.
Содержание:
-
прослушивание аудиозаписи песни «Если хочешь быть здоров»;
-
приглашение Мойдодыра поиграть (подвижные игры на улице);
-
работа со стихотворением С. Маршака «Пожелания друзьям»;
-
итог.
1 класс
Тема: «Советы доктора Воды и Мыла».
Цели:
-
познакомить детей с правилами личной гигиены;
-
развивать навыки пользования предметами личной гигиены;
-
воспитывать аккуратность.
Примерное содержание:
-
Вводная беседа «Пришла в гости кукла». Научим ее правилам личной гигиены;
-
Стихотворение Ю.Тувима «Как же надо умываться»;
-
Оздоровительная минутка «Этюд души»;
-
Вывод правил (советы доктора Воды);
-
Практическая работа (в умывальнике);
-
Игра «Угадай действие».
1 класс
Тема: «Чтобы зубы не болели».
Цели:
• привести знание детей по уходу за зубами в систему;
• формировать навыки личной гигиены;
• воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Примерное содержание:
-
Беседа по теме;
-
Советы доктора «Неболейки»;
-
Оздоровительная минутка этюд души;
-
Работа по сказке «Королева – зубная щетка»;
-
Практикум. Чистка зубов;
-
Итог
1 класс
Тема: «Микробы и здоровье».
Цели:
-
познакомить детей с понятиями «микробы», работать над пониманием смысла этого слова;
-
закрепить санитарно – гигиенические навыки;
-
воспитывать желание и потребность в положительных привычках поведения.
Примерное содержание:
-
Опыт (рассматривание через микроскоп капли грязной и чистой воды);
-
Чтение «Сказки о микробах»;
-
Оздоровительная минутка «Осьминог»;
-
Полезные советы;
-
Практическая деятельность (правильное мытье рук);
-
Итог.
1 класс
Тема: Конкурс «Волшебная расческа».
Цели:
-
Показать приемы и способы ухода за волосами;
-
развивать мелкую моторику пальцев;
-
воспитывать аккуратность, желание следить за своим внешним видом.
Примерное содержание:
-
Загадки;
-
Сценки по стихотворению А.Барто «Ленивые куклы»;
-
Игры – задание «Причеши куклу»;
-
Итог.
1 класс
Тема: Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская».
Цели:
-
познакомить учащихся с профессией парикмахера;
-
развивать умение причесываться, ухаживать за волосами;
-
воспитывать навыки личной культуры.
Примерное содержание:
-
Угадайка (загадки о предметах личной гигиены);
-
Игра «Выбери меня» (предметы для ухода за волосами);
-
Знай и выполняй (повторение правил поведения в общественных местах);
-
Практическое занятие;
-
Итог.
2 класс
Тема: «Глаза – главные помощники человека».
Цель: расширять знания детей о значимости органов зрения.
Задачи:
-
Дать понять о назначении органа зрения;
-
Воспитывать бережное отношение к глазам.
Примерное содержание:
-
Повторение. Как правильно мыть руки, лицо?;
-
Отгадывание загадок (органы слуха, зрения, осязания, обоняния);
-
Беседа по теме;
-
Опыт (дети наблюдают);
-
Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»;
-
Игра «Полезно – вредно»;
-
Правила бережного отношения к зрению;
-
Итог. Что для глаз полезно, а что вредно? (Можно дать задание нарисовать, что полезно для глаз).
3 класс
Тема: «Я учусь дежурить в спальне» (практическое занятие).
Цели:
-
познакомить детей с правилами дежурства по спальне;
-
формировать правильное отношение к своим трудовым обязанностям;
-
воспитывать стремление преодолевать трудности.
Примерное содержание:
-
Игра «Что? Зачем? Как?»
-
Сюжетно – ролевая игра «Будем делать хорошо и не будем плохо»;
-
Итог.
3 класс
Тема: «Как защититься от простуды и гриппа?»
Цели:
-
Сформировать у детей представление о причинах и признаках простудных заболеваний;
-
Развивать познавательную активность, способность самостоятельно мыслить;
-
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Примерное содержание:
-
Беседа по теме (от чего зависит здоровье человека?);
-
Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в небе»;
-
Чтение стихотворения С. Михалкова «Грипп»;
-
Игра «Кто больше ?»;
-
Помоги себе сам (составление правил по профилактике простудных заболеваний);
-
Итог.
3 класс
Тема: «Травмоопасные участки в школе»
Цели:
-
Закрепить знания о травмоопасных участках в школе, правила по технике безопасности;
-
Формировать у учащихся понятие «опасность», «безопасность», «опасная ситуация»;
-
Воспитывать мотивацию к соблюдению правил безопасного поведения.
Примерное содержание:
-
Справка медицинского работника;
-
Игра – задача «Мы помним эти правила»;
-
Просмотр видеосюжета «Когда опасность рядом»;
-
Кроссворд (Ключевое слово «Безопасность»);
-
Итог.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения по программе, дети должны знать:
-
правила личной гигиены;
-
навыки самообслуживания;
-
строение и функции своего организма;
-
о вреде вредных привычек и важности здорового образа жизни;
-
знать новые слова и расширять свой тематический словарный запас;
-
правила безопасного поведения дома, на улице, в школе
-
правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
-
пользоваться предметами личной гигиены;
-
самостоятельно обслуживать себя в повседневной жизни;
-
уметь противостоять влиянию вредных привычек;
-
использовать новые слова в обиходной речи и в конкретных ситуациях;
-
правильно реагировать;
-
оказывать первичную помощь при незначительных ссадинах, порезах, травмах, укусах насекомых.
Представленная образовательно – воспитательная программа «Формирование у детей потребности здорового образа жизни» является апробированной и реализуется воспитателями школы - интерната №15 и школы – интерната №7.
Список литературы:
-
Азаров Ю.П. «Искусство воспитывать» - М., 1987.
-
Королев Н.Б. «Воспитание здорового школьника» - М.: Просвещение, 1986.
-
Лаптев А.П., Полиевский С.А. «Гигиена» - М.: Физкультура и спорт, 1990.
-
«Психогигиена учащихся» - М.: Мин. здравоохранения, 1990.
-
Урбановская О.Н. «Режим школьника в семье» - М.: Медицина, 1993.
-
Примерный объем знаний по вопросам гигиены и охраны здоровья. – М.: Мин. здравоохранение, 1995.
-
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» - М.: ВАКО, 2004.
Приложение №1
Игровая диагностика «Помоги Мойдодыру».
Это серия игровых заданий и вопросов о здоровом образе жизни, познании ребенком своего тела, взаимосвязи человека с окружающей средой, т.е. педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Вопросы и задания6
-
Объясните, для чего нужна еда?
-
Для чего нужно мыть руки?
-
Какие упражнения нужно делать, чтобы были сильные крепкие ноги?
-
Почему ребята делают зарядку?
-
Помоги Мойдодыру стать чистым
Игра «Кто лучше и быстрее»
Детальный анализ ответов позволил сделать вывод, что знания у детей почти отсутствуют или недостаточные, а по некоторым вопросам неверные. Отсюда сделала вывод о необходимости воспитания здорового образа жизни и формирования состояния гармонии между человеком и окружающей средой.
Приложение №2
«Оздоровительные минутки»
-
«Сотвори солнце в себе».
«Грубых слов не говорите,
Только добрые дарите».
- Постарайтесь 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово – неживое.
-
Какая ты сегодня веселая, улыбаешься, как солнышко;
-
Ты сегодня особенно красивая, добрая;
-
Ты хороший друг, с тобой интересно;
-
Какая у тебя красивая заколка и т.д.
-
«Этюд души»
- Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье. Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!»
- Вытяните руки перед собой ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Вода!»
- Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!»
- Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!»
3. «Упражнения животных».
-
«Жираф» - голова вверх – вниз, круговые движения вправо - влево.
-
«Осьминог» - круговые движения плечами назад – вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).
-
«Обезьянка» - наклон вперед, круговые движения туловищем вправо – влево.
-
«Лошадь» - поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.
Приложение № 3
Советы – памятки
-
Бережное отношение к зрению:
-
Умываться по утрам;
-
Смотреть телевизор не более 1 – 1,5 часов в день;
-
Сидеть не ближе 3 м от телевизора;
-
Не читать лежа;
-
Не читать в транспорте;
-
Делать гимнастику для глаз:
1.Зажмурь глаза, а потом открой их. Повторить 5 раз.
2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. 10 раз.
3. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
-
К органам слуха:
-
Зашищать уши от ветра;
-
Не ковырять в ушах;
-
Не допускать попадания воды в уши;
-
Правильно чистить уши – намыленным пальцем;
-
Мыть уши каждый день;
-
Каждое утро разминать ушную раковину;
-
Если уши заболели, обратиться к врачу.
Приложение № 4
Пословицы и поговорки.
-
«От простой воды и мыла
У микробов тают силы»;
-
«Кто чист, тот здоров»;
-
«Чистота и уют – здоровье берегут»;
-
«Грязные руки грозят бедой»;
-
«Сладостей тысяча, а здоровье одно»;
-
«Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу»;
-
«В путь – дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся!»;
-
«Грубых слов не говорите,
Только теплые дарите»;
-
«Сон – лучшее лекарство для человека»;
-
«Прежде чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть»;
-
«Овощи и фрукты – полезные продукты».
Приложение №5
Сценарии открытых мероприятий
на базе
КОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная
школа – интернат № 15 II вида
КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 15 II вида
Берегите здоровье
Воспитатель Н.А. Карташева
Омск 2009
…..ДА
ЗДРАВСТВУЕТ
МЫЛО
ДУШИСТОЕ……
«Друзья Мойдодыра»
Цель: Проверить усвоение приобретенных санитарно – гигиенических навыков у детей.
Задачи:
-
Развивать санитарно – гигиенические и профилактические умения;
-
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
-
Обогатить словарный запас детей;
-
Развлекательная.
СТАНЦИИ:
-
Санитарная
-
Спортивная
-
Чистюля
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА:
Плакаты с пословицами и поговорками:
-
«Кто чист, тот здоров»;
-
«Чистота и уют – здоровье берегут»;
-
«Мой руки с мылом – будешь здоровым»;
-
«Грязные руки грозят бедой»;
Уголок «Мойдодыра»
СЛОВАРЬ:
Мойдодыр, чистюля, неряха, уют, письмецо, колодец, ключевая вода, путешествие, рейд, комиссия.
-
Звучит песня В.Высоцкого «Утренняя гимнастика».
(дети по классам входят в зал).
ВЕДУЩИЙ: Ребята, сегодня у нас праздник. Давайте подумаем, как называется наш праздник?
Ребята кричат из зала: «Друзья Мойдодыра».
ВЕДУЩИЙ: Правильно, ребята, наш праздник так и называется. (раздается стук).
-
Кто там? Заходите.
-
Молчите, молчите.
-
Ребята, помогите мне отгадать гостей.
-
Буратино, Мальвина, ученик, ученица, незнайка, доктор Айболит, санитар, парикмахер. (опять стук в дверь).
ВЕДУЩИЙ: Ребята, опять к нам гости, это пришел почтальон, давайте послушаем его.
ПОЧТАЛЬОН: Здравствуйте, ребята и взрослые, я принес Вам посылку от Мойдодыра.
ВЕДУЩИЙ: Давайте, ребята, посмотрим, что нам прислал Мойдодыр. (достаю из посылки письмо).
Письмо ко всем детям по очень важному делу.
Письмо
- Дорогие мои дети!
Я пишу Вам письмецо,
Я прошу Вас, мойте чаще ваши руки и лицо
Все равно, какой водою: кипяченой, ключевой,
Из реки, или из колодца или просто дождевой.
Нужно мыться непременно утром, вечером и днем –
Перед каждою едою, после сна и перед сном!
- Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу!
Мойтесь чище, мойтесь чаще,
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто,
До свидания, Мойдодыр.
ВЕДУЩИЙ: Вот, ребята, мы и узнали, что написал нам Мойдодыр. А еще в посылке есть записка.
- дорогие ребята!
Вместе с письмом я посылаю Вам посылку. В ней находятся интересные загадки, кто их правильно отгадает, тот получит приз. До свидания, Мойдодыр! (на цветных пакетиках загадки, а внутри лежат подарки – отгадки).
1.Гладко и душисто, моет чисто, чисто. (Мыло)
2. Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу попрыгала
Всю грязь повыгнала. (Зубная щетка)
-
Белый, белый порошок
Меж зубами скок, поскок.
Заблестели зубки,
Раскраснелись губки. (Зубной порошок).
-
Целых 25 зубков, для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (Расческа)
5. Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (Носовой платок).
-
Мои милые друзья,
Каждый день худею я
Зовут «тюбик» меня. (Зубная паста).
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребятки, хорошо знаете санитарно – гигиенические принадлежности.
- А сейчас, наши юные друзья, Мойдодыр предлагает вам отправиться в путешествие в страну «Мойдодырию».
-
Медицинский кабинет
(ребят встречает медработник)
-
Санитарно – гигиенические требования
-
Оказание первой медицинской помощи
-
Читаем названия лекарств и первых необходимых средств.
-
Спортивная
Плакаты
«В здоровом теле – здоровый дух»
«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»
«Кто жить умеет по часам и ценит каждый час, того не надо по утрам будить по 10 раз»
(проводятся эстафеты для команд)
-
Чистюля
Словарь:
Чистюля, грязнуля, фигура
Плакат «Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
(Вбегает грязный, растрепанный Незнайка)
- Незнайка, ты, почему такой грязный?
(ребята рассказывают и помогают Незнайке, как надо одеваться, чистить зубы, расчесываться).
Игра «Кто быстрее соберет фигурку «Мойдодыра»».
Звучит музыка и все ребята со станции возвращаются в зал.
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, хорошо поработали. (Стук в дверь).
Входит Мойдодыр:
- Здравствуйте, ребята! Я прислал вам письмо и посылку. Вы довольны?
Проверяет у детей санитарное состояние.
- теперь Вас можно назвать друзьями Мойдодыра.
- Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
САНИТАР: - Я санитар. Слежу за чистотой рук и лица.
ПАРИКМАХЕР: - Я парикмахер. Брею, стригу, делаю прически.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, а сейчас мы посмотрим, какие вы ловкие и умелые.
ИГРЫ: «Кто быстрее заплетет косички девочкам»;
«Мамины помощники»;
«Кто быстрее пришьет пуговицы».
Мойдодыр вручает подарки и дипломы за конкурсы.
ВЕДУЩИЙ: Вот и закончился наш праздник. Читаем вместе плакаты на стенах, на сцене. Звучит музыка и ребята делают гимнастические упражнения.
Беседа: «Друзья Вода и Мыло».
Цель: Сформировать навыки личной гигиены, переходящие в привычку.
Задачи:
-
Формирование и закрепление гигиенических требований к телу, одежде и осознанное выполнение этих правил;
-
Развитие речи и навыков общения, обеспечивающих усвоение школьниками норм коммуникативного поведения.
Оборудование: плакаты, карточки, картинки, ватман, фломастеры, два таза с водой, мыло, полотенце, мочалка.
Ход занятия:
-
Организационный момент
-
Словарная работа:
-
Микробы – разносчики разных болезней;
-
Помойка – мусорная яма;
-
Раздолье – свобода;
-
Вымысел – фантазия человека;
-
Продемонстрировать – показать всем;
-
Чистюля – очень чистоплотный человек;
-
Грязнуля - грязный, выпачкавшийся в грязи человек.
-
Повторение правил доктора Воды:
-
Раз в неделю мойся основательно;
-
Утром, после сна, мойте руки, лицо, шею, уши;
-
Каждый день мойте ноги и руки перед сном;
-
Обязательно мойте руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
-
Беседа по теме.
- Послушайте «Сказку о микробах».
Жили – были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любят грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе – на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!
-
Подумайте, что в этой сказке правда, а что вымысел?
-
Что помогает нам победить микробы? (Вода.) С водой надо дружить. Вода – доктор. Без воды не может жить человек.
-
Как вы думаете, повар (или мама) перед тем, как готовить пищу, моет руки? А врач перед операцией? А портной?
-
Что нужно, чтобы как следует вымыть руки? (Мыло, вода и чистое полотенце.)
-
Да, Вода и Мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.
-
Когда следует мыть руки?
-
Как надо правильно мыть руки? (при обсуждении этого вопроса прикрепите большой лист бумаги и отметьте фломастером каждый шаг.):
-
Сильно намочите руки;
-
Пользуйтесь мылом;
-
Намыливайте руки с обеих сторон;
-
Намыливайте руки между пальцев;
-
Полощите руки чистой водой;
-
Вытирайте руки насухо полотенцем.
Практическая работа: (Попросить некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук.) Полотенце расправить и положить на одну руку; тщательно вытирать полотенцем каждый палец второй руки. То же повторить с первой рукой.
-
Заучивание слов:
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
-
Анализ ситуации.
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой…(позор)».
- Как же не быть грязнулей?
-
Вывод. Нужно самому научиться умываться, купаться, чтобы получать от этого удовольствие.
Тема «Будь здоров!»
Цель: Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.
Задачи:
-
Привитие навыков личной гигиены, переходящих в привычку;
-
Понимание необходимости и роли движений в физическом развитии.
Оборудование: наглядность, (плакаты, фотографии, рисунки, поделки), корзина, овощи, фрукты, хлеб, рыба, муха с микробами.
Ход занятия:
-
Организационный момент
-
«Оздоровительная минутка»
«Грубых слов не говорите,
Только добрые дарите».
Ребята, давайте просто похвалим друг друга с улыбкой и скажем добрые слова, ведь каждое доброе слово несет силу, энергию тому человеку, кто сказал его, а затем тому, кому они были сказаны.
-
какая ты сегодня веселая, улыбаешься, как солнышко;
-
ты сегодня красивая, добрая;
-
ты сильный и ловкий;
-
ты хороший друг, с тобой интересно;
-
ты сегодня веселый, у тебя красивая улыбка;
-
какая у тебя красивая заколка.
Ребята, посмотрите друг на друга, все улыбаются, у всех хорошее, доброе настроение. У нас в классе сияет солнышко.
-
Словарная работа:
-
Оздоровительная минутка;
-
Настроение;
-
Характер;
-
Организм;
-
Закаляйся;
-
Микробы – разносчики разных болезней;
-
Личинки;
-
Долгожитель – человек, который долго живет.
-
Театрализованное представление (об инфекционных заболеваниях и борьбе с ними, как уберечься).
Действующие лица: хозяйка, дети, учитель.
Однажды хозяйка с базара пришла, в корзинке с базара она принесла: картошку, морковку, грушу, селедку и хлеб (хозяйка выложила все на стол, подошла к зеркалу, тем временем муха стала лазить по продуктам. (Огромная муха (макет) тянет за собой несколько грязных микробов, прикалываю белые личинки). Хозяйка прогнала муху, взяла грушу и хотела её съесть.)
Ученик: - Постойте, нельзя!
Хозяйка: - Почему нельзя?
Ученик: -На лапках мух пришла беда
- Увы, испорчена еда!
Учитель: -Ребята, а почему нельзя кушать эту грушу?
Дети: - Потому, что на ней сидела муха.
Хозяйка: - Ну и что?
Дети: - Она оставила на груше микробы и личинки. (демонстрируют личинки на груше.)
Хозяйка: - Ну и что?
Дети: - Микробы – разносчики разных болезней.
Хозяйка: - Ну и что?
Дети: - Микробы попадают в организм и человек может заболеть.
Учитель: - А как они попадают?
Дети: - Если человек не моет руки перед едой.
- Не моет овощи и фрукты;
- Пользуется чужим полотенцем, платочком, расческой;
- При чихании и кашле не прикрывает рот и нос.
Учитель: - Молодцы. Значит, чтобы быть здоровым:
-
Мыть руки с мылом;
-
Обязательно мойте овощи и фрукты перед едой;
-
Пользуйся только своим полотенцем, платочком, расческой;
-
При чихании и кашле прикрывать рот и нос;
Учитель: - Запомните ребята пословицу: От простой воды и мыла у микробов тают силы.
Хозяйка: - Спасибо Вам, ребята, за «науку!». Теперь я тоже буду знать и выполнять эти правила.
-
Ребята, а почему одни люди часто простывают (кашель, горло болит, насморк), а другие нет?
- Потому, что они закаляются.
- А как они это делают?
(Делают утром зарядку, моют руки и ноги прохладной водой, летом бегают босиком по земле, купаются, загорают, занимаются спортом, много гуляют.)
Хорошо, молодцы!
Пословица: «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»
-
Физминутка:
-
«Осьминог» - круговые движения плечами назад - вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди.)
-
«Аист» - подняться на носки, опустить, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).
-
Ребята, у нас в словаре есть слово долгожитель , это кто такой?
Ответы детей
-
Сколько должен прожить человек, чтобы его называли долгожителем? (больше 90 лет)
-
А вы знаете такого человека? (дедушку, бабушку)
-
В нашем городе тоже есть долгожители (показываю фотографии и рассказываю о них).
-
Как вы думаете:
-
Отчего зависит здоровье человека?
-
Что надо делать, чтобы стать долгожителем?
Ответы детей.
Правильно ребята и молодцы. Нужно помнить и выполнять эти правила (советы):
-
Закаляться;
-
Иметь хороший, добрый характер;
-
Выполнять режим дня и правильно питаться;
-
Ежедневно выполнять физическую работу.
Стихотворение: Ты должен знать свое тело,
Знать и любить.
Самое первое дело –
В мире с ним жить.
Каждую клеточку тела
Нужно понять,
Пользоваться умело и охранять.
-
Игра: «Характеристика здорового человека».
(Ловкий, крепкий, сутулый, худой, толстый, стройный, неуклюжий, сильный, румяный, бледный).
Выбираем слова для характеристики.
Вот таким мы представляем здорового человека.
Чтобы быть похожим на него, надо знать и выполнять эти простые правила (правила 1,2,3 читаем).
И пусть вашим девизом будут слова:
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Каждый человек должен заботиться о себе и своем здоровье, потому что никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
Итог: Сегодня мы хорошо с вами поработали, много узнали, хорошо говорили звуки и отвечали на вопросы, молодцы!
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Вебинар «Рисование кулачком как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»
- Вебинар «Тест Векслера как методика исследования интеллектуальной сферы у детей и взрослых: описание и особенности применения в психолого-педагогической деятельности»
- Вебинар «Рисование открытками как нетрадиционная техника изодеятельности в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»