Урок "Русские поэты ХIХ века о природе" (5 класс)
Цели и задачи урока: развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о художественных средствах выразительности (теория литературы), их роли в речи; способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления; помочь ученикам увидеть и почувствовать красоту слова.
Урок обучения интерпретации поэтического произведения на примере стихотворений Ф. Тютчева.
Предмет:литература
Класс:5.
Цели и задачи урока:развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о художественных средствах выразительности (теория литературы), их роли в речи; способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления; помочь ученикам увидеть и почувствовать красоту слова.
Круг понятий:лирика, лирический герой, тема, идея произведения, эпитет, метафора, сравнение, рифма, ритм, фоника.
Ход урока.
Слово учителя.
Приветствие. Озвучивание темы. Далее учитель обращается к опыту учащихся в целеполагании на уроках. Для этого необходимо задать следующие вопросы: что мы (все вместе) сегодня узнаем, чему мы (все вместе) сегодня научимся, что каждый из нас сегодня сумеет сделать?(сл.№2)
Задания для определения сущности и признаков стихотворной речи.
Учитель читает фетовские строчки. О чем написал поэт? (О снеге). Далее педагог открывает скрытую за шторкой энциклопедическую информацию. Обсуждают, сопоставляют.
Слайд №4 Использование «шторки», картинки. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. |
Гроза — атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между т.н. кучево-дождевыми (грозовыми) облаками. Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей. (Энциклопедический словарь) |
Слайд №3 Использование «шторки», картинки. Бриллианты в лунном свете, Бриллианты в небесах, Бриллианты на деревьях, Бриллианты на снегах… (А.Фет) СНЕГ – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шестилучовых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0оС. (Энциклопедический словарь) |
СНЕГ – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шестилучовых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0оС. (Энциклопедический словарь) |
Учитель.
Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
Учитель.
Ведь все понятно: снег блестит, ручей течет, вулкан готовится к извержению, гроза начинается… Зачем поэт понятную мысль усложняет, делает абсурдной?
После обсуждения – экскурс в теорию литературы.
Слайд №5 Использование «указки». Лирика
|
Информация для учителя: можно распечатать в качестве раздаточного материала.
Учитель.Чтобы в словах стихотворного текста открылись несловарные значения и новые оттенки смысла, поэт, по известным ему одному законам, выбирает, «просеивает» нужные слова из общеупотребительного языка и создает поэтический образ. Попробуем и мы с вами разобраться в законах стихосложения (версификации). Но войдем в этот мир неторопливо, вслед за поэтами прошлых веков по горным дорогам, постоим у кипящего водопада, поклонимся одуванчику, услышим звуки природы и ощутим, как огромна и прекрасна жизнь и как чудесен наш русский язык.
Презентация. |
Слайд-шоу № 3 |
Слайд-шоу № 3 |
Рефлексия.Какое у вас сейчас настроение. Понравилась ли вам музыка (Вивальди «Весна»), сопровождавшая слайд-шоу? А репродукции картин были не только на весеннюю тему.
Чем удивили вас художники? Да, у художника в арсенале кисть, краски и его воображение. А у поэта? СЛОВО. Это его главный инструмент. А как научиться разбираться в поэтическом мире и каковы законы его существования? Обратимся к науке.
Работа с интерактивной доской.
Информация для учителя.
На доске появляется схема без надписей. Учитель читает определения, ученики узнают термин и вписывают его в схему.
Внимание!
Подразумеваются гиперссылки к каждому термину (функция «нажатие»).
Слайд №6 «умное перо», «ластик» в случае ошибки. |
Работа с учебником (смена деятельности).
Учитель выразительно читает стихотворение Ф. Тютчева«Есть в осени первоначальной…»
— Каким настроением проникнуто стихотворение (настроением грусти)?
— Почему. Как на Руси назывался этот переходный период от лета к осени ( Бабье лето)?
— Какими средствами выразительности поэт передал свое отношение к ним?
Анализ стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»
— О чем это стихотворение? ( О дожде и грозе или о чувствах человека, пробужденных этим природным явлением).
Проследим, какими средствами создается поэтический образ.
Информация для учителя. Ученик, приглашенный к доске, подчеркивает (выделяет маркером) эпитет, например, зеленым цветом, метафору – синим, олицетворение – красным. ( Выбор цвета определяет сам ученик)
Работа с интерактивной доской
Слайд № 7 Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы. |
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первыйгром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочетв небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
Исолнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный
Все вторитвесело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящийкубок с неба,
Смеясь, на землю пролил
Так должен выглядеть результат работы с тропами.
Учитель обращает внимание пятиклассников на инструментовку стиха, потому что не только слово раскрывает идею произведения, но и звук. Попробуем разобраться в этом.
Работа с интерактивной доской.
Информация для учителя.
Ученики по цепочке выделяют сначала аллитерацию, затем ассонанс. Выбор цвета произволен.
Слайд № 7 Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы, текстовые редакторы, информация за «шторкой». |
[ГРОМ] [ДЖД] [ГРМ] [Л] [О] [А] |
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шумнагорный Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. |
Беседа учителя с классом.
Какие звуки повторяются? Что они напоминают? Приходим к выводу, что в тексте повторяются звуковые комплексы [ГРОМ], [ДЖД], [ГРМ] (Подсказка за «шторкой»). Так же находим прием ассонанса.
Что отражает звукопись? (Тему стихотворения. [л] напоминает звук льющейся воды.)
О чем это стихотворение? (И о грозе, и о чувстве радости. О полном согласии человека и природы).
Другое лирическое произведение Ф. Тютчева тоже о природе. Анализ стихотворения «Чародейкою зимою…».
Обратимся к интерактивной доске.
Слайд № 8 Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы. |
Слайд-шоу № 5 Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы. |
Чародейкою Зимою
И под снежной бахромою,
Околдован, лес стоит –
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Учитель читает медленно и выразительно текст.
Что изображено? (Зима)
Какое художественное средство выразительности лежит в основе? (Олицетворение)
Что необычного в пейзаже? (лес живой, но заколдованный, как в сказке).
Учитель объясняет, что поэтический текст – это микросистема, в которой значима любая составляющая.
Итак, РИФМА. С нее-то и начнем. Музыка слов имитирует магические действия чародейки. Но вы, ребята, должны мне помочь. Кто идет к доске?
Работа с интерактивной доской.
Информация для учителя. К доске выходят учащиеся и разными цветами выделяют все рифмующиеся (на их взгляд) слова. Если что-то не увидели дети, учитель дополнит попутным комментарием, так как существует стереотип о рифме, что она только конечная. Задача учителя – показать разнообразие и красоту рифмы.
Чародейкою Зимою
И под снежной бахромою,
Околдован, лес стоит –
Неподвижною,немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоитон, околдован, —
Не мертвец и не живой –
Сном волшебнымочарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Так должен выглядеть результат работы детей и учителя.
Слово учителя.Да, ритмический рисунок рифмы необычайно причудлив. Проследим, как совершается «зимнее чудо». Чародейка Зима чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон. Кажется, что колдовство волшебницы воспроизводят парные, кольцевые, перекрестные, тавтологические и внутренние рифмы. (Учитель использует «указку»).
Информация-инструкция для учителя. Внимательно рассмотрите рисунки. В такой последовательности учитель, используя средства «палитры» (тюбик/цвет), наглядно показывает ученикам ворожбу рифмы. На глазах пятиклассников рождается «картина»: учитель чертит круги, комментируя свои действия.
Комментарий к рисунку №1.
Рифма «Чародейкою Зимою» обвела всю строфу, миновав лишь второй стих.
Комментарий к рисунку №2.
Но первое слово второй строки («околдован») положило начало звучанию, которое перебрасывается во вторую строфу, обвивая концы стихов и проникая внутрь. «Околдован» звучит не только в словах, но и в звуках слов: «он», «сном», «волшебным». Стихи завораживают своей музыкой, «колдуют».
Комментарий к рисунку №3.
Третья рифма, начавшая свой путь в середине третьего стиха первой строфы ( «снежной»), пробежала к началу пятого («чудной»), окольцевала вторую строфу ( «живой — пуховой»), а за ней и третью («косой – красой»).
Комментарий к рисунку №4.
А последняя строчка стихотворения звучаниями повторила первую: «Чародейкою Зимою» — «Ослепительной красой.
Комментарий к рисунку №5.
Так должен выглядеть результат «волшебства» учителя.
Продолжение беседы.
Каким настроением проникнуто стихотворение? Что же сильнее оказалось: чары Зимы или стрелы-лучи Солнца?
Учитель может продолжить работу с текстом, вернув слайд № 7.
Разобрав художественные средства выразительности лексики, пятиклассники сформулируют основную мысль стихотворения.
В финале урока
учитель и ученики приходят к выводу, что поэтический текст – это не статичные слова, а движущиеся, живые, и потому связанные между собой глубокой связью.
Поэт имеет особый дар видеть, чувствовать, слышать СЛОВО и приводить в движение нашу мысль и нашу фантазию.
А помогла нам в этом нелегком деле
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.
Домашнее задание.
· Написать сочинение-этюд с использованием средств выразительности. Тему выбирает ученик.
Задание повышенной трудности.
· Сочинить стихотворение.
Список использованной литературы:
· Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. — М., 2004.
· Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся. – М., 2004
· Гаспаров М.Л. Русский стих начала 20 века в комментариях.-
М., 2004
· Дрыжакова Е.Н. В волшебном мире поэзии. Книга для учащихся старших классов. – М., 1978
· Маймин Е. Искусство мыслит образами. Для учащихся ст. классов. — М., 1977
· Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н. А., Рябинова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя/Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М. 2002
· Москвин В.П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). В двух частях. – Волгоград, 2004.
Русские поэты XIXвека о природе.
Урок обучения интерпретации поэтического произведения на примере стихотворений
Ф. Тютчева.
(Урок с использованием интерактивной доски)
Выполнили:
Громова Ирина Владиславовна,
учитель русского языка и литературы
Бумарскова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Тема: Русские поэты ХIХ века о природе.(слайд №1)
Урок обучения интерпретации поэтического произведения на примере стихотворений Ф. Тютчева.
Предмет: литература
Класс: 5.
Цели и задачи урока: развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о художественных средствах выразительности (теория литературы), их роли в речи; способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления; помочь ученикам увидеть и почувствовать красоту слова.
Круг понятий: лирика, лирический герой, тема, идея произведения, эпитет, метафора, сравнение, рифма, ритм, фоника.
Ход урока.
Слово учителя.
Приветствие. Озвучивание темы. Далее учитель обращается к опыту учащихся в целеполагании на уроках. Для этого необходимо задать следующие вопросы: что мы (все вместе) сегодня узнаем, чему мы (все вместе) сегодня научимся, что каждый из нас сегодня сумеет сделать?(сл.№2)
Задания для определения сущности и признаков стихотворной речи. Учитель читает фетовские строчки. О чем написал поэт? (О снеге). Далее педагог открывает скрытую за шторкой энциклопедическую информацию. Обсуждают, сопоставляют.
Слайд
№3 Использование
«шторки», картинки. Бриллианты
в лунном свете, Бриллианты
в небесах, Бриллианты
на деревьях, Бриллианты
на снегах… (А.Фет) СНЕГ
– твердые
атмосферные
осадки, состоящие
из ледяных
кристаллов
разной формы
– снежинок, в
основном
шестиугольных
пластинок и
шестилучовых
звездочек;
выпадает из
облаков при
температуре
воздуха ниже
0оС.
(Энциклопедический
словарь)
СНЕГ
– твердые
атмосферные
осадки, состоящие
из ледяных
кристаллов
разной формы
– снежинок, в
основном
шестиугольных
пластинок и
шестилучовых
звездочек;
выпадает из
облаков при
температуре
воздуха ниже
0оС.
(Энциклопедический
словарь)
Слайд
№4 Использование
«шторки», картинки.
Люблю
грозу в начале
мая, Когда
весенний первый
гром, Как
бы резвяся и
играя, Грохочет
в небе голубом. Гремят
раскаты молодые, Вот
дождик брызнул,
пыль летит, Повисли
перлы дождевые, И
солнце нити
золотит. С
горы бежит
поток проворный, В
лесу не молкнет
птичий гам, И
гам лесной, и
шум нагорный
Ты
скажешь: ветреная
Геба, Кормя
Зевесова орла, Громокипящий
кубок с неба, Смеясь,
на землю пролила. Гроза
- атмосферное
явление, заключающееся
в электрических
разрядах между
т.н. кучево-дождевыми
(грозовыми)
облаками. Гроза
наблюдается
в жаркую погоду
при бурной
конденсации
водяного пара
над перегретой
сушей.
(Энциклопедический
словарь)
Все вторит
весело громам.
Учитель. Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
Учитель. Ведь все понятно: снег блестит, ручей течет, вулкан готовится к извержению, гроза начинается… Зачем поэт понятную мысль усложняет, делает абсурдной?
После обсуждения – экскурс в теорию литературы.
Слайд
№5 Использование
«указки». Лирика Цель Изображение
человеческой
личности в
переживаниях
и раздумьях Предмет Внутренний
мир человека,
его мысли и
чувства Содержание Субъективный
внутренний
мир поэта
Субъект
– лирический
герой
Функции
языка Переносное
или иносказательное
значение слова
выдвигается
на первый план.
В основе образные
средства языка.
Особая организация
языка – стихотворная
(рифма, ритм,
размер)
Информация для учителя: можно распечатать в качестве раздаточного материала.
Учитель. Чтобы в словах стихотворного текста открылись несловарные значения и новые оттенки смысла, поэт, по известным ему одному законам, выбирает, «просеивает» нужные слова из общеупотребительного языка и создает поэтический образ. Попробуем и мы с вами разобраться в законах стихосложения (версификации). Но войдем в этот мир неторопливо, вслед за поэтами прошлых веков по горным дорогам, постоим у кипящего водопада, поклонимся одуванчику, услышим звуки природы и ощутим, как огромна и прекрасна жизнь и как чудесен наш русский язык.
Презентация.
Рефлексия. Какое у вас сейчас настроение. Понравилась ли вам музыка (Вивальди «Весна»), сопровождавшая слайд-шоу? А репродукции картин были не только на весеннюю тему.
Чем удивили вас художники? Да, у художника в арсенале кисть, краски и его воображение. А у поэта? СЛОВО. Это его главный инструмент. А как научиться разбираться в поэтическом мире и каковы законы его существования? Обратимся к науке.
Работа с интерактивной доской.
Информация для учителя. На доске появляется схема без надписей. Учитель читает определения, ученики узнают термин и вписывают его в схему. Внимание! Подразумеваются гиперссылки к каждому термину (функция «нажатие»).
Слайд
№6 «умное
перо», «ластик»
в случае ошибки.
Работа с учебником (смена деятельности).
Учитель выразительно читает стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
- Каким настроением проникнуто стихотворение (настроением грусти)?
- Почему. Как на Руси назывался этот переходный период от лета к осени ( Бабье лето)?
- Какими средствами выразительности поэт передал свое отношение к ним?
Анализ стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»
- О чем это стихотворение? ( О дожде и грозе или о чувствах человека, пробужденных этим природным явлением).
Проследим, какими средствами создается поэтический образ.
Информация для учителя. Ученик, приглашенный к доске, подчеркивает (выделяет маркером) эпитет, например, зеленым цветом, метафору – синим, олицетворение – красным. ( Выбор цвета определяет сам ученик)
Работа с интерактивной доской
Слайд
№ 7 Работа
с цветным маркером,
«ластиком»
в случае ошибки,
«указкой»
учитель комментирует
ответы.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролил
Так должен выглядеть результат работы с тропами.
Учитель обращает внимание пятиклассников на инструментовку стиха, потому что не только слово раскрывает идею произведения, но и звук. Попробуем разобраться в этом.
Работа с интерактивной доской.
Информация для учителя. Ученики по цепочке выделяют сначала аллитерацию, затем ассонанс. Выбор цвета произволен.
Слайд
№ 7 Работа
с цветным маркером,
«ластиком»
в случае ошибки,
«указкой»
учитель комментирует
ответы, текстовые
редакторы,
информация
за «шторкой».
Люблю
грозу
в начале
мая,
Когда
весенний первый
гром,
Как
бы резвяся
и играя,
Грохочет
в небе голубом.
Гремят
раскаты
молодые,
Вот
дождик
брызнул,
пыль
летит,
Повисли
перлы дождевые,
И солнце
нити золотит.
С горы
бежит
поток проворный,
В лесу
не молкнет
птичий гам,
И гам
лесной,
и шум
нагорный
Все
вторит
весело
громам.
Ты скажешь:
ветреная
Геба,
Кормя
Зевесова орла,
Громокипящий
кубок с неба,
Смеясь,
на землю пролила.
[ГРОМ]
[ДЖД]
[ГРМ]
[Л]
[О]
[А]
Беседа учителя с классом.
Какие звуки повторяются? Что они напоминают? Приходим к выводу, что в тексте повторяются звуковые комплексы [ГРОМ], [ДЖД], [ГРМ] (Подсказка за «шторкой»). Так же находим прием ассонанса.
Что отражает звукопись? (Тему стихотворения. [л] напоминает звук льющейся воды.)
О чем это стихотворение? (И о грозе, и о чувстве радости. О полном согласии человека и природы).
Другое лирическое произведение Ф. Тютчева тоже о природе. Анализ стихотворения «Чародейкою зимою…».
Обратимся к интерактивной доске.
Слайд
№ 8 Работа
с цветным маркером,
«ластиком»
в случае ошибки,
«указкой»
учитель комментирует
ответы.
Слайд-шоу
№ 5 Работа
с цветным маркером,
«ластиком»
в случае ошибки,
«указкой»
учитель комментирует
ответы.
Чародейкою Зимою
И под снежной бахромою,
Околдован, лес стоит –
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Учитель читает медленно и выразительно текст.
Что изображено? (Зима)
Какое художественное средство выразительности лежит в основе? (Олицетворение)
Что необычного в пейзаже? (лес живой, но заколдованный, как в сказке).
Учитель объясняет, что поэтический текст – это микросистема, в которой значима любая составляющая.
Итак, РИФМА. С нее-то и начнем. Музыка слов имитирует магические действия чародейки. Но вы, ребята, должны мне помочь. Кто идет к доске?
Работа с интерактивной доской.
Информация для учителя. К доске выходят учащиеся и разными цветами выделяют все рифмующиеся (на их взгляд) слова. Если что-то не увидели дети, учитель дополнит попутным комментарием, так как существует стереотип о рифме, что она только конечная. Задача учителя – показать разнообразие и красоту рифмы.
Чародейкою Зимою
И под снежной бахромою,
Околдован, лес стоит –
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Так должен выглядеть результат работы детей и учителя.
Слово учителя. Да, ритмический рисунок рифмы необычайно причудлив. Проследим, как совершается «зимнее чудо». Чародейка Зима чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон. Кажется, что колдовство волшебницы воспроизводят парные, кольцевые, перекрестные, тавтологические и внутренние рифмы. (Учитель использует «указку»).
Информация-инструкция для учителя. Внимательно рассмотрите рисунки. В такой последовательности учитель, используя средства «палитры» (тюбик/цвет), наглядно показывает ученикам ворожбу рифмы. На глазах пятиклассников рождается «картина»: учитель чертит круги, комментируя свои действия.
Комментарий к рисунку №1. Рифма «Чародейкою Зимою» обвела всю строфу, миновав лишь второй стих.
Комментарий к рисунку №2. Но первое слово второй строки («околдован») положило начало звучанию, которое перебрасывается во вторую строфу, обвивая концы стихов и проникая внутрь. «Околдован» звучит не только в словах, но и в звуках слов: «он», «сном», «волшебным». Стихи завораживают своей музыкой, «колдуют».
Комментарий к рисунку №3. Третья рифма, начавшая свой путь в середине третьего стиха первой строфы ( «снежной»), пробежала к началу пятого («чудной»), окольцевала вторую строфу ( «живой - пуховой»), а за ней и третью («косой – красой»).
Комментарий к рисунку №4. А последняя строчка стихотворения звучаниями повторила первую: «Чародейкою Зимою» - «Ослепительной красой.
Комментарий к рисунку №5. Так должен выглядеть результат «волшебства» учителя.
Продолжение беседы.
Каким настроением проникнуто стихотворение? Что же сильнее оказалось: чары Зимы или стрелы-лучи Солнца?
Учитель может продолжить работу с текстом, вернув слайд № 7.
Разобрав художественные средства выразительности лексики, пятиклассники сформулируют основную мысль стихотворения.
В финале урока учитель и ученики приходят к выводу, что поэтический текст – это не статичные слова, а движущиеся, живые, и потому связанные между собой глубокой связью.
Поэт имеет особый дар видеть, чувствовать, слышать СЛОВО и приводить в движение нашу мысль и нашу фантазию.
А помогла нам в этом нелегком деле ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.
Домашнее задание.
-
Написать сочинение-этюд с использованием средств выразительности. Тему выбирает ученик.
Задание повышенной трудности.
-
Сочинить стихотворение.
Список использованной литературы:
-
Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. - М., 2004.
-
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе:Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся. – М., 2004
-
Гаспаров М.Л. Русский стих начала 20 века в комментариях.-
М., 2004
-
Дрыжакова Е.Н. В волшебном мире поэзии. Книга для учащихся старших классов. – М., 1978
-
Маймин Е. Искусство мыслит образами. Для учащихся ст. классов. - М., 1977
-
Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н. А., Рябинова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя/Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М. 2002
-
Москвин В.П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). В двух частях. – Волгоград, 2004.
Русские поэты XIX века о природе.
Урок обучения интерпретации поэтического произведения на примере стихотворений
Ф. Тютчева.
(Урок с использованием интерактивной доски)
Выполнили:
Громова Ирина Владиславовна,
учитель русского языка и литературы
Бумарскова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Волгоград, 2009
- Вебинар «Детская агрессия: нейроигровые приемы обучению саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование позитивных качеств личности»
- Вебинар «Игровая деятельность, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников: воспитываем эмпатию, развиваем умение договариваться и устанавливать контакты, осваиваем способы разрешения конфликтных ситуаций»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Решение задач речевого развития детей в программе “Социокультурные истоки”: работаем в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО»
- Международный вебинар «Рисование ватными палочками как нетрадиционная техника рисования и метод коррекции психических состояний дошкольников»
- Международный вебинар «Формирование креативного мышления как элемента функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»